Функции государства и их содержание
КОНТРОЛЬНАЯ
РАБОТА
по курсу
«Теория государства и права»
Вопрос 1.
Понятие и классификация функций государства
Функции государства и их содержание
обусловлены, в основном, следующими факторами:
а) потребностью обеспечения самых
необходимых условий сохранения общества (общесоциальный фактор);
б) сущностью государства, его
природой;
в) целями и задачами государства.
В литературе предлагаются различные
варианты деления функций на виды: общесоциальные (вытекающие из потребностей
общества в целом) и классовые (обусловленные классовыми противоречиями); внутренние
и внешние (в зависимости от сферы приложения деятельности государства);
постоянные (осуществляются на всех этапах развития государства) и временные
(рассчитаны на решение задачи, имеющей временный и, как правило, чрезвычайный
характер).
Профессор М.И. Байтин полагает, что
существуют функции основные и неосновные. Такое деление, однако, вызывает
сомнение, ибо (исходя из традиционного определения функций государства,
которого Байтин и придерживается) получаем в итоге «неосновные основные
направления деятельности государства».
Еще 200 лет назад Адам Смит в книге
«Исследование о природе и причинах богатства народов», обосновывая максимальную
свободу человека, живущего в условиях рыночного хозяйства, указал на три
функции государства:
1) оборону;
2) определение меры свободы каждого
посредством установления одинаковых для всех правил и обеспечения правосудия
как средства решения социальных конфликтов между членами общества;
3) организацию учреждений, которые не
могут быть созданы отдельными лицами, но которые необходимы им, например почты,
полиции, и т. д.
По мнению проф. Л.И. Спиридонова,
существует генеральная функция государства (реализация общих дел,
обеспечивающих объективные предпосылки человеческого существования), которая
реализуется в его внешних и внутренних функциях. К числу внешних он относит
военную (она может быть в зависимости от характера государства функцией обороны
или агрессии), функции внешнеполитических, экономических и культурных связей и
экологическую функцию, обеспечивающую международное сотрудничество в деле
сохранения окружающей среды.
К числу внутренних автор, в
частности, относит функцию обеспечения общественного порядка (охрана
предпосылок существования человека); экономическую (регулирование рынка,
разработка и обеспечение общенациональных экономических программ и т. п.);
культурную (развитие образования, науки, учреждений культуры); социальную;
фискальную (сбор налогов как главного источника финансирования всей
государственной деятельности).
К внутренним функциям современного
российского государства в литературе (Л.А. Морозова) относят следующие:
функцию обеспечения народовластия;
экономическую функцию;
социальную функцию;
функцию налогообложения и финансового
контроля;
функцию охраны прав и свобод граждан,
обеспечения законности и правопорядка.
К внешним функциям:
функцию интеграции в мировую
экономику;
обороны страны;
поддержки мирового правопорядка;
сотрудничества с другими
государствами в решении глобальных проблем современности.
Вопрос 2.
Формы и методы реализации функции государства
Методы осуществления
функций государства – способы воздействия государства на субъектов гражданского
общества в процессе решения стоящих перед ним задач.
Государственная власть,
как и другие формы социальной власти, осуществляется двумя основными методами:
под воздействием авторитета государства – методом убеждения; под воздействием
силы – методом принуждения.
В первом случае властные
предписания признаются и добровольно выполняются субъектами общественной жизни,
осознающими, что государство действует в их общих интересах. Во втором –
решения проводятся вопреки воле управляемых, когда они добровольно не
подчиняются предписаниям государственной власти.
Принуждение может
реализоваться посредством подавления – ограничения возможностей для отдельных
лиц или организаций противодействовать власти. Принуждение осуществляется и в
форме насилия – прямого психического или физического воздействия на людей, не
подчиняющихся требованиям органов власти.
В процессе исторического
развития все больший удельный вес при реализации функций государства
приобретает метод убеждения. Метод принуждения применяется в рамках, строго
определенных правом, только по отношению к отдельным лицам. В цивилизованном
обществе основой осуществления функций государства является не сила, а
авторитет государственной власти.
Вопрос 3.
Структура государства и государственный аппарат
Термин «государственный аппарат» в
отечественном государствоведении употребляется в двух значениях. В широком
смысле под «государственным аппаратом» понимается вся система органов
государства и должностных лиц. В узком смысле под «государственным аппаратом»
понимается подсистема органов государственного управления – исполнительно-распорядительный
(профессионально-управленческий, «чиновничий») аппарат.
Следует иметь в виду, что система
органов государства – это еще не все государство. В целом государство состоит
из государственных организаций. К государственным же организациям относятся:
а) органы государства;
б) государственные учреждения;
в) государственные предприятия.
Государственные учреждения и
государственные предприятия выступают как самостоятельные подразделения
государства. При этом, однако, администрации этих предприятий и учреждений
включаются в общую систему государственных органов.
Нужно обратить внимание на то, что в
систему органов государства не входят органы местного самоуправления.
Для государственного органа
характерны следующие признаки:
государственный орган, как и
государство в целом, есть определенное социальное, то есть общественное
образование;
государственный орган есть элемент
государства;
государственный орган представляет
собой целостное образование –систему, имеющую свой состав (совокупность
элементов – подразделений государственного органа) и свою структуру (способ
связи элементов), то есть то, что, собственно, и делает государственный орган организацией;
государственный орган есть
разновидность государственной организации;
от других государственных организаций
государственный орган отличает то, что он наделен государственно-властными
полномочиями;
каждый государственный орган имеет
свою, установленную законом, компетенцию (круг ведения), в рамках которой он и
должен действовать;
в рамках своей компетенции
государственный орган выступает от имени государства;
каждый государственный орган имеет
свои функции.
Под принципами организации и
деятельности государственного аппарата в литературе понимают «наиболее важные,
ключевые идеи и положения, лежащие в основе его построения и функционирования».
Вопрос 4.
Статус главы государства в монархической и республиканской форме правления
С точки зрения полноты власти монарха
можно выделить такие виды монархии, как абсолютная (неограниченная) и
конституционная (ограниченная).
В условиях абсолютной
монархии как формы государственного правления монарх по закону обладает всей
полнотой верховной государственной власти – законодательной, исполнительной,
судебной. В таком государстве нет парламента – законодательного органа,
избираемого населением; нет конституционных актов, ограничивающих власть
монарха. Примером абсолютной монархии в настоящее время является Саудовская
Аравия.
Конституционная монархия представляет
собой такую форму правления, при которой власть монарха по конституции
ограничена представительным органам. Конституционная монархия возникает в
период становления буржуазного общества и в настоящее время существует в
Англии, Дании, Бельгии, Испании, Норвегии, Швеции, Японии и др. Государства
этой формы правления функционируют в демократическом режиме.
Конституционная монархия
может быть дуалистической и парламентарной. В дуалистической монархии
организация высших органов государственной власти носит двойственный характер:
монарх сосредоточивает в своих руках исполнительную власть, формирует
правительство, ответственное перед ним, а законодательная власть принадлежит
парламенту.
Для парламентарной монархии
характерны следующие черты:
а) власть монарха ограничена во всех
сферах государственной власти, отсутствует какой бы то ни было ее дуализм;
б) исполнительная власть осуществляется
правительством, которое в соответствии с конституцией ответственно перед
парламентом, а не монархом;
в) правительство формируется из
представителей партии, победившей на выборах;
г) главой государства становится
лидер партии, обладающей наибольшим числом депутатских мест в парламенте;
Характерным примером парламентарной
монархии является Великобритания.
Для президентской республики
характерно:
а) соединение в руках президента
полномочий главы государства и правительства (США, Аргентина, Бразилия,
Мексика);
б) президент избирается населением
или его представителями на выборах (выборщиками);
в) президент самостоятельно (не
исключен парламентский контроль) формирует правительство, и оно ответственно
перед президентом, а не парламентом;
г) президент наделен такими
полномочиями, которые в значительной степени позволяют ему контролировать
деятельность высшего законодательного органа (право роспуска парламента, право
вето и др.), брать на себя в экстренных случаях функции парламента.
Типичный пример президентской
республики – США.
Главной отличительной особенностью
парламентской республики является принцип политической ответственности
правительства перед парламентом. В целом же она характеризуется следующими
чертами:
а) верховная власть принадлежит
парламенту, избираемому населением;
б) президент является главой
государства, но не главой правительства;
в) правительство формируется только
парламентским путем из числа депутатов, принадлежащих к правящей партии
(располагающей большинством голосов в парламенте) или к партийной коалиции;
г) правительство ответственно перед
парламентом;
д) президент избирается либо
парламентом, либо специальной коллегией, образуемой парламентом;
е) наличие должности
премьер-министра, который является главой правительства и лидером правящей
партии или партийной коалиции;
ж) правительство остается у власти до
тех пор, пока оно располагает поддержкой парламентского большинства (в
двухпалатных парламентах - большинства нижней палаты), а в случае утраты такой
поддержки оно либо уходит в отставку, что означает правительственный кризис,
либо через главу государства добивается роспуска парламента и назначения
внеочередных парламентских выборов;
з) президент как глава государства
обнародует законы, издает декреты, имеет право роспуска парламента, назначает
главу правительства, является главнокомандующим вооруженными силами и т. д.
Парламентскими республиками являются
Италия, ФРГ, Греция, Исландия, Индия и др.
Некоторые страны относят к
«полупрезидентским» (президентско-парламентским) республикам (Франция,
Финляндия, Россия).
Список
литературы
1. Конституция РФ.
3. Законность в Российской
Федерации. Сборник статей. М, 2006.
4. Клочков В.В. Требования
законности: понятие, виды, генезис.//Конституционная законность и прокурорский
надзор. М., 2006.
5. Кудрявцев В.Н. Право как
элемент культуры. Право и Власть. М., 2006.
6. Лазарев В.В. и др. Общая
теория права и государства. М., 2004.
7. Матузов Н.И. Право и
личность. Общая теория права. Н. Новгород, 2003.
8. Новый юридический
энциклопедический словарь. М, 2007.