Юридическая служба в Республике Узбекистан
Содержание
Введение
1. Предмет дисциплины «Юридическая служба в Республике
Узбекистан»
2. Значение и методы изучения учебной дисциплины «Юридическая
служба в Республике Узбекистан»
3. Система юридической службы в Республике Узбекистан
Заключение
Список литературы
Введение
Юридическая служба играет
важную роль в создании сильного правового государства. Юридическая служба
способствует повышению знания и интереса народа к реформам и правовым нормам в
государстве. Роль юридической службы в создании демократического государства
определяется следующими критериями:
Первое, юридическая норма
способствует созданию и повышению качества правовой базы.
Второе, юридическая норма
способствует укреплению законодательства, правового государства и гражданского
общества. Юридическая служба будет вести экспертизу правовых документов в
хокимиятах, государственных органах и особенно в Олий Мажлисе Республики
Узбекистан, их соответствие правовым нормам, существующим законам и
Конституции. Также юридическая служба играет важную роль в контроле соответствия
принимаемых нормативно-правовых документов управленческих органов техническим
требованиям и Конституции Республики Узбекистан.
Третье, служащие
юридической службы хокимиятов, предприятий и организаций имеют важную роль в
повышении, укреплении и пропагандировании юридических знаний общества путем
обеспечения юридической литературой и нормативно-правовыми документами.
1. Предмет
дисциплины «Юридическая служба в Республике Узбекистан»
Независимый
Узбекистан поэтапно идет по пути построения сильного демократического правового
государства и гражданского общества с социально ориентированной стабильной рыночной
экономикой и открытой внешней политикой.
Политические,
экономические, правовые и другие реформы, осуществляемые в стране, основываются
на пяти ключевых принципах, которые явились основой узбекской модели развития,
определенных Президентом Республики Узбекистан И.А. Каримовым: приоритет
экономики над политикой, государство — главный реформатор, верховенство закона,
сильная социальная политика, поэтапное проведение реформ.
Реформа
— многогранный и долгосрочный процесс, в котором важнейшими направлениями
являются создание совершенного законодательства, обеспечение неуклонного
исполнения законов, повышение правовой культуры населения и должностных лиц,
четкое определение прав и обязанностей граждан, органов государственной власти
и управления. В этом процессе особое место занимает юридическая служба органов
государственной власти и управления, а также хозяйствующих субъектов.
Юридическая
служба активно участвует в:
-правотворческом
процессе, начиная с подготовки проектов, проведения правовой экспертизы,
принятия нормативно-правовых актов, заканчивая обеспечением их исполнения;
-заключении
и исполнении, внесении в них изменений и расторжении хозяйственных договоров;
-правовыми
средствами сохранности собственности;
-защите
прав и законных интересов соответствующих органов и хозяйствующих субъектов в
суде и в других органах;
-работах
по правовому воспитанию граждан.
В связи
с этим, изучение деятельности юридической службы и подготовка кадров для этой
отрасли в настоящее время являются актуальными задачами в современных условиях.
Согласно
действующему законодательству, юридическая служба является основным
организатором и исполнителем правовой работы в государственных органах, хозяйствующих
субъектах.
К основным
направлениям правовой работы относятся:
-принятие
нормативно-правовых и иных актов в рамках полномочий, предусмотренных
законодательством;
-организация
реализации каждым субъектом правовой работы предложений, связанных с
управленческой, организационно-оперативной деятельностью, относящихся к сфере
его непосредственных функций;
-организация
договорной и претензионно-исковой работы, зашиты прав и законных интересов
хозяйствующих субъектов;
-оказание
правовой помощи комитетам профессиональных союзов;
-осуществление
внутриведомственного и внутрихозяйственного контроля над соблюдением в процессе
управления хозяйственной деятельности гражданских, хозяйственных, финансовых,
трудовых, экологических и других норм права, принятие мер по пресечению
нарушений;
-организация
общегосударственного надзора за осуществлением правовой работы в республике и
ведение общего и методического руководства;
-создание
правовой базы, обеспечивающей в деятельности органов управления и хозяйствующих
субъектов решение вопросов перехода к рыночным отношениям;
-опираясь
на практический опыт, внесение в компетентные органы и должностным лицам
предложений по устранению противоречий и недостатков, снижающих эффективность
исполнения действующего законодательства или приводящих к нежелательным последствиям
в хозяйственной деятельности;
-ведение
в установленном порядке систематизированного учета нормативно-правовых актов, затрагивающих
внутриведомственные и локальные интересы, а также поддержание их в контрольном
состоянии.
Предмет
«Юридическая служба в Республике Узбекистан» не является самостоятельной
отраслью права и считается прикладной наукой, в связи с чем при ее изучении
применяются методы почти всех отраслей права.
Во
времена бывшего Союза во многих случаях данная дисциплина преподавалась в вузах
в виде специальных курсов как, например, «Организация правовой работы в
народном хозяйстве».
После
обретения Республикой Узбекистан независимости, а точнее с 1993 года эта
дисциплина преподавалась студентам Ташкентского государственного юридического
института как специальный курс под названием «Юридическая служба в народном
хозяйстве Республики Узбекистан», а начиная с 1995 года - как отдельная
дисциплина.
В настоящее
время данная дисциплина именуется «Юридическая служба в Республике Узбекистан»,
имеет свой предмет и отличительные особенности от таких дисциплин как
«Хозяйственное право», «Гражданское право», «Административное право», «Трудовое
право», «Гражданское процессуальное право», «Хозяйственное процессуальное
право» и т.д.
Например,
если дисциплина «Хозяйственное право» изучает общественные отношения в области
хозяйственной деятельности, особенности составления хозяйственных договоров,
основные условия, процесс исполнения, изменения и расторжения договоров, которые
регулируются нормами хозяйственного права, то дисциплина «Юридическая служба в
Республике Узбекистан» изучает участие и действия работников юридических служб
в составлении, исполнении, изменении и расторжении хозяйственных договоров,
организацию и регулирование деятельности хозяйствующих субъектов в этом
направлении.
«Административное
право» изучает отношения в сфере управления между различными органами
государственного и хозяйственного управления; органами государственного
управления с подведомственными им организациями, предприятиями и учреждениями,
а также органами государственного управления и гражданами. «Юридическая служба
в Республике Узбекистан» раскрывает и дает определения правовому статусу
юридической службы органов государственного управления, ее роли в обеспечении
законности в органах государственного управления и деятельности юридической
службы в других сферах жизни страны.
Задачей
дисциплины «Хозяйственное процессуальное право» является изучение отношений в
хозяйственном судопроизводстве, а именно деятельность хозяйственных судов и
других участников процесса по рассмотрению и разрешению экономических и иных
споров. «Юридическая служба в Республике Узбекистан» ставит перед собой задачу
по изучению организации оформления и представления в хозяйственные суды исковых
заявлений, а также участие работников юридической службы в этом процессе.
Таким
образом, предметом дисциплины юридическая служба в Республике Узбекистан»
является изучение развития законодательства о юридической службе, системы,
структуры юридической службы, ее правового статуса, основных направлений
деятельности юридических служб в органах государственной власти и управления, а
также хозяйствующих субъектов, осуществление руководства юридической службой.
2. Значение и методы изучения учебной дисциплины «Юридическая служба в
Республике Узбекистан»
Одной из
основных задач проводимых в независимой Республике Узбекистан политических и
правовых реформ является построение гуманного демократического правового
государства и поэтапный переход к рыночным отношениям.
Такая
необходимость объективно вытекает из положительного, поучительного опыта, задач
по коренному изменению и обновлению общества, гарантированной защите прав и
свобод граждан.
При
внедрении в жизнь данных задач значительную роль играют юридические службы
органов государственной власти и управления, хозяйствующих субъектов.
В
современный период юридическая служба, как составная часть механизма правового
регулирования общественных отношений, становится одним из действенных рычагов
укрепления законности, дисциплины, правопорядка и повышения эффективности
деятельности государственных органов и хозяйствующих субъектов.
В связи
с этим, юридическая служба требует постоянного внимания и высококвалифицированного
руководства.
При
изучении данной дисциплины применяются исторический, сравнительно-правовой,
социологический и другие методы.
С помощью
исторического метода изучается становление юридической службы в Узбекистане, ее
развитие и перспективы. Иначе говоря, через призму исторического метода
оценивается появление и внедрение в практику юридической службы, сопоставление
норм, регулирующих деятельность юридической службы на конкретных исторических
этапах.
Применением
сравнительно-правового метода осуществляется изучение деятельности юридических
служб зарубежных стран, их нормативно-правовой базы и практического опыта
посредством сравнения с национальной юридической службой, обмена информацией,
опытом и практикой.
В
развитии юридической службы соответствующие социологические исследования
занимают важное место. Путем проведения личных наблюдений, опросов,
анкетирования, бесед изучается состояние и эффективность деятельности
юридической службы, недостатки, допущенные при принятии нормативно-правовых
актов. Это в свою очередь дает возможность сделать полезные заключения и выводы.
Основная задача и значимость дисциплины «Юридическая служба в Республике
Узбекистан» заключается в обеспечении глубокого изучения данной дисциплины со
стороны специально подготавливаемых кадров для юридической службы органов
государственной власти и управления, а также хозяйствующих субъектов; в
обучении их правильному применению правовых методов в различных жизненных и
служебных ситуациях на практике; в развитии у студентов умения и навыков
организации правового воспитания в трудовых коллективах.
3. Система юридической службы в Республике Узбекистан
Совершенствование
правовой работы органов государственной власти и управления, а также хозяйствующих
субъектов тесно связано с решением задачи построения демократического правового
государства в Республике Узбекистан. Важное место в выполнении данной задачи
играет юридическая служба государственных органов и хозяйствующих субъектов.
Юридическая
служба существует во всех звеньях и во всех отраслях экономики, промышленности,
в министерствах, ведомствах, предприятиях, организациях и учреждениях, а также
в хокимиятах и в высших органах государственной власти и управления. Однако
характер, объем и направления правовой работы в различных отраслях экономики,
государственных органах и органах хозяйственного управления, а также других хозяйствующих
субъектов - не тождественным. Для определения содержания деятельности
юридических служб государственных органов и хозяйствующих субъектов, важное
значение имеет системный подход к этому вопросу.
Учитывая
особенности системы, статуса и основных направлений деятельности юридических
служб. их можно подразделить на следующие группы:
а)
юридическая служба высших органов государственной власти и управления;
б)
юридическая служба органов государственного и хозяйственного управления;
в)
юридическая служба органов государственной власти на местах (хокимиятов
областей, городов, районов);
г)
юридическая служба хозяйствующих субъектов (предприятий, организаций и
учреждений).
Одной из
основных задач проводимых в независимой Республике Узбекистан политических и
правовых реформ является построение гуманного демократического правового
государства и поэтапный переход к рыночным отношениям.
Повышается
роль юридической службы в государственном управлении. Юридическая служба
существует во всех звеньях и во всех отраслях экономики, промышленности, в
министерствах, ведомствах, предприятиях, организациях и учреждениях, а также в
хокимиятах и в высших органах государственной власти и управления. В годы
независимости из года в год значимо повышается количество и области действий
хозяйственных субъектов по мере предоставления свободных условий и законных
гарантий. При этом появляется необходимость изучению предмета юридической
науки, подготовки специалистов и обучению их необходимым навыкам.
В заключении надо
подчеркнуть, что юридическая служба играет важную роль при внедрении задач по
защите прав и свобод граждан, обновлению общества и достижению основных целей
определенных независимостью нашей республики.
Список литературы
1.
Введение в
юридическую специальность. /А.А.Абдурахманов, А.А.Гришин и др. под ред.
А.П.Коренева. – М.: Щит-М. 1999. – 144 с.
2.
Кузякин Ю.П.
Юридическая служба. М.: МГИУ, 2002.
3.
Отахонов Ф.Ҳ
Ўзбекистон Республикасида юридик хизмат / ЎзР Адлия вазирлиги, Тошк. дав. юрид.
ин-ти, «Хўжалик ҳуқуқи ва жараёни» кафедраси, - Т.: ТДЮИ,
2006. - 284 б.
4.
Отахонов Ф.Х.
Проблемы юридической службы органов управления Республики Узбекистан. Т.
«Адолат», 1993. – 175 с.
5.
Отахонов Ф.Ҳ.
Ўзбекистон Республикасида юридик хизмат (ўқув- услубий қўлланма). –
Т.: ТДЮИ, 2006.– 98 б.
6.
Ўзбекистон
Республикаси халқ хўжалигида юридик хизмат. (тузувчи Отахонов Ф.Ҳ.)
// Норматив ҳужжатлар тўплами. Т.: «Адолат», 1994.