Федеральная служба по финансовым рынкам как участник государственного регулирования рынка ценных бумаг
Федеральная служба по финансовым рынкам как участник
государственного регулирования рынка ценных бумаг
Государственное
регулирование в области финансовых рынков реализуется путем установления
различных ограничений в деятельности эмитентов и других участников рынка ценных
бумаг и физических и юридических лиц - инвесторов.
В целях реализации
функций государственных органов в сфере регулирования защиты прав и законных
интересов инвесторов на рынке ценных бумаг правовыми основами рынка ценных
бумаг закреплены некоторые базовые экономико-организационные правовые
институты, представляющие совокупность правовых мер по управлению финансовым
рынком и защите имущественных прав граждан. К ним относятся следующие:
1.
экономико-финансовые
критерии определения отечественных индексов ликвидности ценных бумаг;
2.
функции
организационных структур финансового рынка, пределы формирования активов банков
ценными бумагами, правовое ограничения на оперирование государственными ценными
бумагами в деятельности финансовых корпораций, инвестиционных фондов,
депозитариев, сберегательных и ипотечных банков, фондовых бирж, страховых
компаний, лизинговых компаний;
3.
различные виды
контроля за рынком ценных бумаг и финансовых услуг.
В России государственное
управление в сфере оборота ценных бумаг осуществляет Федеральная служба по
финансовым рынкам.
Федеральная служба по
финансовым рынкам (ФСФР России) является федеральным органом исполнительной
власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю
и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением страховой, банковской и
аудиторской деятельности). ФСФР России находится в прямом подчинении Правительству Российской
Федерации.
Правовые основы
деятельности ФСФР России:
I. Федеральные законы и
законы Российской Федерации
II. Указы Президента
Российской Федерации
III. Постановления
Правительства Российской Федерации
III.1. Распоряжения
Правительства Российской Федерации
IV. Приказы Федеральной
службы по финансовым рынкам
Структура ФСФР России
включает в себя десять управлений: Управление развития регулирования на
финансовом рынке, Управление регулирования и контроля над коллективными
инвестициями; Управление регулирования деятельности участников финансового
рынка; Управление эмиссионных ценных бумаг; Управление организации и проведения
надзорных мероприятий на рынке ценных бумаг; Правовое управление; Управление
делами и архива; Управление экономики, финансов и бухгалтерского учета;
Управление административно-технического обеспечения; Управление информации и
мониторинга финансового рынка. Также в структуру ФСФР России входят три
самостоятельных отдела: отдел государственной службы и кадров; первый отдел;
отдел мобилизационной подготовки.
Федеральная служба по
финансовым рынкам имеет 13 территориальных органов и 29 территориальных
отделов. Руководители территориальных органов ФСФР России назначаются
руководителем ФСФР России.
Функции по контролю и
надзору упраздненной Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг переданы
созданной Федеральной службе по финансовым рынкам - п. 13 Указа Президента РФ
от 09.03.2004 N 314.Согласно п. 4 постановления Правительства РФ от 09.04.2004
N 206, основными функциями Федеральной службы по финансовым рынкам являются:
а) осуществление
государственной регистрации выпусков ценных бумаг и отчетов об итогах выпуска
ценных бумаг, а также регистрации проспектов ценных бумаг
б) обеспечение раскрытия
информации на рынке ценных бумаг в соответствии с законодательством Российской
Федерации;
в) осуществление в рамках
установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами
Российской Федерации функций по контролю и надзору в отношении эмитентов,
профессиональных участников рынка ценных бумаг и их саморегулируемых
организаций, акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний
акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и
негосударственных пенсионных фондов, а также их саморегулируемых организаций,
специализированных депозитариев, акционерных инвестиционных фондов, паевых
инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, ипотечных агентов,
управляющих ипотечным покрытием, специализированных депозитариев ипотечного
покрытия, негосударственных пенсионных фондов, Пенсионного фонда Российской
Федерации, государственной управляющей компании, а также в отношении товарных
бирж, бюро кредитных историй и жилищных накопительных кооперативов;
ФСФР во исполнение своих
функций занимается и законотворческой деятельностью. 8 мая 2009 года,
Государственная Дума приняла в первом чтении законопроект "О внесении
изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный
кодекс Российской Федерации. За законопроект проголосовало 435 депутатов. Документ
был внесен в Думу правительством РФ, по представлению федеральной службы, в
марте 2009 года.
Законопроект вводит уголовную
ответственность за наиболее общественно опасные преступления на рынке
ценных бумаг, такие как нарушение правил учета прав на ценные бумаги и
злоупотребление при ведении реестра акционеров, манипулирование ценами на рынке
ценных бумаг и воспрепятствование осуществлению или незаконное ограничение прав
владельцев ценных бумаг, недопуск к собранию акционеров или ограничение прав
акционеров в ходе собрания.
Привлечение к уголовной
ответственности за совершение указанных деяний предусматривается в случаях
причинения ущерба в крупном - от 1 млн. рублей - и особо крупном - от 2,5 млн.
руб. - размерах.
В последнее время
российский фондовый рынок был погружен в полное недоумение. Теперь, после
определения Правительством функций ФСФР, есть надежда, что ситуация изменится.
Надо отметить, что
функций для ФСФР определили немало. Правда, ранее ожидалось, что в число этих
предписанных функций отойдет и главная - право на нормотворчество, но пока
этого не случилось, а посему мегарегулятор получился, по мнению участников
рынка, неполноценным. Права выпуска нормативных документов и законодательных
актов для рынков ФСФР не имеет. Хотя Минфин, Минтруд и Министерство по
антимонопольной политике и поддержке предпринимательства имели право
нормотворчества. И, по мнению некоторых представителей профессиональных
участников рынка, это правильно, поскольку на рынке зачастую возникают
ситуации, когда в срочном порядке необходимо изменить какие-либо акты или
положения, что, в свою очередь, связано с устойчивостью финансового рынка.
Рынок достаточно быстрыми темпами идет вперед, и догнать его невозможно.
Впрочем, согласно действующим нормам, законотворчество должно осуществляться не
федеральной службой, а вышестоящим министерством. Здесь и возникает еще одно
"но": ФСФР не подчиняется ни одному министерству, оно находится в
ведении Правительства РФ, и вопрос, кто будет заниматься законотворчеством,
остается открытым.