Управление по труду и занятости населения по Белгородской области
Введение
Для
реализации государственной политики в области занятости населения и обеспечения
гражданам соответствующих гарантий в Российской Федерации на базе действующих
центров по трудоустройству, переобучению и профориентации населения создается
государственная служба занятости.
В
связи с этим, нового определения потребовало понятие занятости. С одной стороны,
признается законной добровольная незанятость граждан. Она не может, как раньше,
осуждаться обществом или служить основанием для привлечения человека к
административной или уголовной ответственности. С другой стороны незанятость
человека, который ищет работу. Именно эта категория населения должна находиться
в поле зрения государства, призванного обеспечить каждому гражданину его
конституционное право на труд.
Актуальность
данной темы обусловлена увеличением значимости роли Управления труда и
занятости населения как исполнительного органа для реализации права на труд в
период существующего кризиса экономики.
Цель
работы: выявить сущность Управления по труду и занятости населения по
Белгородской области как органа исполнительной власти данного субъекта.
Для
достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
раскрыть
понятие и организационно-правовую характеристику Управления по труду и
занятости населения Белгородской области; его правовой статус; проанализировать
основные мероприятия по содействию гражданам в их реализации права на труд.
Предметом
исследования является сущность и направления деятельности Управления по труду и
занятости населения Белгородской области.
Объектом
исследования данной темы является совокупность правоотношений в области реализации
прав граждан на труд.
При
выполнении указанной работы был использован ряд учебной и научной литературы,
такой как: «Экономика и социология труда» под редакцией Адамчук В.В., «Региональная
экономика» под редакцией В.И. Видяпина, М.В. Степанова и др.
Нормативно-правовой основой стали: Постановление Правительства Белгородской области
от 16 ноября 2009 г. № 357-пп «Об утверждении программы стабилизации ситуации
на рынке труда Белгородской области в 2010 году»; Распоряжение от 9 января 2008
года № 2-рп «Об Утверждении положения, структуры и штатных расписаний
Управления по труду и занятости населения Белгородской области».
Глава
1. Управление по труду и занятости населения как орган исполнительной власти
1.1.
Понятие
и организационно-правовая характеристика Управления
Управление
по труду и занятости населения как орган исполнительной власти представляет
собой целенаправленное воздействие со стороны специально созданных органов
(государственных, общественных, муниципальных) на общественные отношения по
поводу реализации социальной функции государства.
Управление
по труду и занятости населения состоит из нескольких подсистем: подсистемы
государственного управления, подсистемы общественного управления, подсистемы
муниципального управления. В диссертационной работе большее внимание уделено
теоретико-правовой характеристике управления занятости населения. Его
содержание возможно описать только с помощью изучения соответствующих
признаков, функций, особенностей, целей воздействия, субъектов и управляемых объектов,
рассматриваемых с точки зрения системы. Признаками управления по труду и
занятости населения являются: 1) это специфический вид деятельности; 2)
реализует право на административное правотворчество; 3) осуществляется
систематично и непрерывно; 4) выполняет функции обеспечения и исполнения; 5)
распространяется на государственные, негосударственные коммерческие и
некоммерческие организации в виде управленческих регулятивных и
контрольно-надзорных процедур; 6) обладает вертикальными связями и отношениями;
7) реализует полномочия юридического характера; 8) основывается на
организационно-функциональном принципе.
Государственное
управление по труду и занятости направлено на выполнение только
социально-экономических целей. Оно наряду с традиционными для государственного
управления функциями выполняет специальные функции в области правового
обеспечения (создание программ поддержки безработного населения), в области
ресурсного обеспечения (заключение административных договоров), в области
кадровой политики, подготовки кадров, информационного обеспечения органов по
труду занятости населения.
Главной
особенностью управления целом является органичное сочетание государственного,
общественного и муниципального управления, тесно взаимосвязанных между собой.
Исходя из вышесказанного, государственное управление по труду и занятости
населения (как отрасль государственного управления) — это обширная отрасль,
состоящая из взаимосвязанных и подчиненных звеньев-органов управления,
объединенных общностью объектов управления, выполняющих специальные функции,
цели и задачи, способствующие поддержке и обеспечению нормального жизненного
уровня населения.
Особенностью
объекта управления по труду и занятости населения является его социальный
характер[1].
Управление
по труду и занятости населения Белгородской области было образовано распоряжением
правительства области от 29 октября 2007 года.
Управление
по труду и занятости населения Белгородской области является органом
исполнительной власти Белгородской области, обеспечивающим проведение на
территории области единой государственной политики в сфере труда, трудовых и
иных связанных с ними отношений и осуществляющим переданные полномочия в сфере содействия
занятости населения.
Нормативно-правовой
основой деятельности Управления являются: Конституция Российской Федерации,
федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы и распоряжения
Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства
Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации,
постановления, инструкция и методические указания Министерства здравоохранения
и социального развития Российской Федерации, акты Федеральной службы по труду и
занятости, Устав области, законы, постановления и распоряжения губернатора и
правительства области.
Управление
обладает правами юридического лица, имеет самостоятельный баланс, лицевые счета
в органах казначейского исполнения бюджета и иные счета, открываемые в
соответствии с законодательством Российской Федерации, печать с изображением
герба области и своим наименованием, иные печати, штампы и бланки
установленного образца. Имущество Управления является государственной
собственностью Белгородской области и находится у него в оперативном
управлении.
Управление
является правопреемником управления по труду области и управления
государственной службы занятости населения
В
структуру управления входят:
-
Отдел аналитической и организационно-контрольной работы
-
Отдел трудоустройства и программ занятости
-
Отдел трудовой миграции
-
Отдел социально-трудовых отношений, уровня жизни и доходов
-
Отдел охраны и государственной экспертизы условий труда
-
Отдел профессионального обучения и целевой подготовки кадров
-
Отдел информационных технологий
-
Финансово-бухгалтерский отдел
-
Отдел правовой и кадровой работы.
1.2
Правовой статус Управления по труду и занятости населения Белгородской области
Основными
задачами Управления являются:
1.
Реализация на территории области в пределах своей компетенции государственной
политики в сфере:
-труда
и содействия занятости населения;
-социально
- трудовых отношений;
-уровня
жизни, доходов населения;
-оплаты
труда работников областных бюджетных учреждений;
-управления
охраной труда;
2.
Координация работы по изучению потребности в кадрах и специалистах для отраслей
экономики;
3.
Организация работы Управления и центров занятости, включая реализацию
государственных гарантий в области занятости населения и региональных программ
содействия занятости населения.
В
соответствии с возложенными на него задачами Управление по труду и занятости
населения Белгородской области осуществляет на территории области полномочия,
которые можно классифицировать по сферам деятельности.
В
сфере труда:
1.
Разрабатывает
в пределах своей компетенции и организует внесение в установленном
законодательством порядке на рассмотрение областной Думы, правительства и
губернатора области законопроектов и проектов иных нормативных правовых актов
области:
-об
установлении размеров, порядка и условий оплаты труда работников бюджетных
учреждений;
-о
предоставлении ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам с
ненормируемым рабочим днем;
-об
определении потребительской корзины и прожиточного минимума по основным социально-демографическим
группам населения;
-об
условиях и охране труда;
-по
иным вопросам социально - трудовых отношений (в том числе о росте заработной
платы и погашении задолженности по ее выплате, о занесении на областную Доску
Почета победителей соревнований).
2.
Осуществляет контроль за исполнением нормативных правовых актов.
3.
Координирует развитие социального партнерства на территории области, участвует
в регулировании договорных социально - трудовых отношений, работе по подготовке
и заключению трехстороннего соглашения между областным объединением организаций
профсоюзов, объединениями работодателей и правительством области, соглашения об
установлении регионального минимального размера оплаты труда, осуществляет
контроль за их выполнением[2].
4.Оказывает
методическую помощь специалистам муниципальных образований муниципальных
районов и городских округов по заключению территориальных соглашений в сфере
социально - трудовых отношений, иных связанных с ними экономических отношений.
5.
Осуществляет проведение уведомительной регистрации отраслевых соглашений,
коллективных договоров областных организаций, организует работу органов по
труду муниципальных образований по проведению уведомительной регистрации
коллективных договоров с включением в них обязательств по росту заработной
платы, установлению минимального размера оплаты труда, оказанию материальной
поддержки женщинам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком, осуществляет
контроль за их выполнением, взаимодействует с профсоюзными организациями и
представителями собственников (работодателями) по выработке рекомендаций при
заключении отраслевых соглашений и коллективных договоров.
6.
Обеспечивает функционирование областной Доски Почета.
7.Участвует
в урегулировании коллективных трудовых споров, в разрешении коллективных
трудовых споров.
8.
Организует и обеспечивает деятельность областной трехсторонней комиссии по
регулированию социально-трудовых отношений, оперативной комиссии области по
контролю за своевременной выплатой заработной платы, иных социальных выплат,
платежей в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды.
9.
Оказывает методическую помощь и согласовывает отраслевые Положения по оплате
труда работников областных бюджетных учреждений.
10.
Проводит мониторинги:
-
социально-трудовой сферы области;
-рынка
труда области.
-оплаты
труда и своевременности выплаты заработной платы работников учреждений,
финансируемых из областного и местных бюджетов; -результатов внедрения
отраслевых систем оплаты труда работников бюджетных учреждений отраслей
социальной сферы;
-уровня
низкой заработной платы по предприятиям и организациям производственных видов
экономической деятельности;
-задолженности
по выплате заработной платы по предприятиям и организациям области;
-результативности
деятельности органов исполнительной власти, управлений, государственных органов
области и органов местного самоуправления по индикаторам результативности
деятельности в соответствии с нормативными правовыми актами области;
-иных
видов по вопросам, относящимся к компетенции Управления;
11.
Разрабатывает прогнозы социально-экономической ситуации в области по
показателям уровня жизни населения (размеров среднедушевых доходов,
среднемесячной заработной платы, фонда оплаты труда, просроченной задолженности
по выплате заработной платы, величины прожиточного минимума, доли населения с
доходами ниже прожиточного минимума), численности занятого населения в разрезе
отраслей экономики и форм собственности, трудовых ресурсов, проводит
согласование численности работающего населения для формирования бюджетов
муниципальных образований;
12.
Осуществляет контроль за соблюдением условий оплаты труда руководителей
областных государственных унитарных предприятий и учреждений, ежеквартально
совместно с департаментами и управлениями области, курирующими соответствующие
отрасли, согласовывает размер вознаграждения за результаты
финансово-хозяйственной деятельности, контроль за соблюдением трудового
законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового
права, в областных государственных унитарных предприятиях и учреждениях;
13.
Координирует деятельность органов местного самоуправления по вопросам
обеспечения единой политики в области труда и социально-трудовых отношений;
14.
Участвует в реализации федеральных целевых программ улучшения условий и охраны
труда в пределах своей компетенции;
16.
Организует проведение обучения и проверки знаний требований охраны труда у
руководителей организаций, технических руководителей и специалистов служб
охраны труда организаций всех форм собственности, работодателей - физических
лиц, общественного актива;
17.
Организует проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей
сертификацией работ по охране труда в организациях, действующих на территории
области;
18.
Проводит государственную экспертизу документации и материалов по условиям и
охране труда на основании определений судебных органов, обращений органов
исполнительной власти, работодателей, объединений работодателей, работников,
профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками
представительных органов, органов Фонда социального страхования Российской
Федерации;
19.
Осуществляет методическое руководство работой служб охраны труда органов
местного самоуправления области, консультационную помощь работодателям по
вопросам оценки условий труда, установления правильности предоставления
компенсаций за тяжелую работу и работу во вредных и опасных условиях труда;
20.
Совместно с Государственной инспекцией труда в Белгородской области, другими
государственными контрольно-надзорными органами, профсоюзами осуществляет
контроль за соблюдением трудового законодательства по вопросам социально -
трудовых отношений, законодательства об охране труда на предприятиях и
организациях всех форм собственности[3].
В
сфере занятости населения:
1.
Осуществляет контроль за:
-обеспечением
государственных гарантий в области занятости населения;
-приемом
на работу инвалидов в пределах установленной квоты; - регистрацией инвалидов в
качестве безработных;
2.
Регистрирует граждан в целях содействия в поиске подходящей работы, а также
регистрирует безработных граждан;
3.
Обеспечивает оказание следующих государственных услуг:
-содействие
гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям
в
подборе необходимых работников;
-информирование
о положении на рынке труда;
-организация
ярмарок вакансий и учебных рабочих мест;
-организации
профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности
(профессии), трудоустройства, профессионального обучения;
-психологическая
поддержка, профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации
безработных граждан;
-осуществление
социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными;
-организация
проведения оплачиваемых общественных работ;
-организация
временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18
лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в
поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа
выпускников общеобразовательных учреждений начального и среднего
профессионального образования, ищущих работу впервые;
-социальная
адаптация безработных граждан на рынке труда;
-содействие
самозанятости безработных граждан;
-содействие
гражданам в переселении для работы в сельской местности;
-выдача
работодателям заключений о привлечении и использовании иностранных работников в
соответствии с законодательством Российской Федерации;
4.
Разрабатывает и реализует программы, предусматривающие мероприятия по содействию
занятости населения, включая программы содействия занятости граждан,
находящихся под риском увольнения, а также граждан, особо нуждающихся в
социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;
5.
Организует и проводит специальные мероприятия по профилированию (распределению
безработных граждан на группы в зависимости от профиля их предыдущей
профессиональной деятельности, уровня образования, пола, возраста и других
социально-демографических характеристик в целях оказания им наиболее эффективной
помощи при содействии в трудоустройстве с учетом складывающейся ситуации на
рынке труда) безработных граждан;
6.
Участвует в работе призывных комиссий по вопросам альтернативной гражданской
службы;
7.
Проверяет, выдает обязательные для исполнения предписания об устранении
нарушений законодательства о занятости населения, привлекает виновных лиц к
ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
8.
Принимает меры по устранению обстоятельств и причин выявленных нарушений
законодательства о занятости населения и восстановлению нарушенных прав
граждан;
9.
Обобщает практику применения и анализирует причины нарушений законодательства о
занятости населения, готовит предложения по совершенствованию данного
законодательства;
10.
Организует работу по формированию, ведению и использованию банка данных о
наличии вакантных рабочих мест (должностей) и свободных учебных мест для
профессионального обучения;
11.
Координирует работу по привлечению иностранной рабочей силы для нужд
работодателей Белгородской области в соответствии с действующими федеральными и
областными нормативными правовыми актами;
По
общим вопросам Управления:
1.Осуществляет
разработку перспективных балансов трудовых ресурсов в области;
2.
Разрабатывает и реализует мероприятия по формированию и регулированию рынка
временной рабочей силы на территории области за счет трудового потенциала
мигрантов;
3.
Исполняет функции государственного заказчика по формированию регионального
заказа на подготовку кадров в учебных заведениях области в соответствии с
действующими нормативными актами Российской Федерации и Белгородской области;
4.
Организует обучение профессиям и специальностям, необходимым при создании новых
рабочих мест;
5.
Разрабатывает прогноз потребности предприятий и организаций области в кадрах на
перспективу в отраслевом и профессионально -квалификационных разрезах для
осуществления их профессиональной подготовки на контрактной основе;
6.
Организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение
обращений граждан в установленный законодательством Российской Федерации срок;
7.
Организует проведение семинаров, выставок, смотров - конкурсов в сфере
социально - трудовых отношений, занятости и охраны труда;
8.
Информирует население области по вопросам социально-трудовых отношений,
занятости населения, рынка труда, роста заработной платы, ликвидации
задолженности по ее выплате, состояния условий и охраны труда;
9.
Подготавливает и направляет информации по вопросам социально - трудовых
отношений, уровня жизни и доходов населения, занятости населения, условий,
охраны труда и мерах по ее улучшению в Министерство, Роструд, Российскую
трехстороннюю комиссию по регулированию социально - трудовых отношений,
Центрально - Черноземное управление по урегулированию коллективных трудовых
споров, губернатору и правительству области, в органы исполнительной власти
области, органы местного самоуправления муниципальных образований области;
10.
Осуществляет функции распорядителя и получателя средств бюджета,
предусмотренных на реализацию возложенных на Управление полномочий;
11.
Выступает государственным заказчиком при размещении государственных заказов и
заключении государственных контрактов на поставку товаров, выполнение работ,
оказание услуг для государственных нужд с целью осуществления полномочий
Управления, в случае необходимости, выступает государственным заказчиком от
лица подведомственных учреждений;
12.
Организует работу и контролирует деятельность подведомственных учреждений в
сфере труда и занятости населения, охраны труда;
13.
Формирует и представляет в департамент финансов и бюджетной политики области
предложения о финансировании мероприятий по содействию занятости населения и
социальной поддержке безработных граждан, содержанию Управления и
подведомственных учреждений;
14.
Обеспечивает разработку, внедрение, контроль за эксплуатацией
автоматизированных информационных систем, их обслуживание и ремонт технических
средств, внедрение и сопровождение информационно-телекоммуникационных средств,
исполнение требований по защите информации, создание единой информационной
системы центров занятости;
15.
Подготавливает и обеспечивает представление в установленном порядке форм
статистической, финансовой и бухгалтерской отчетности о деятельности Управления
и подведомственных учреждений;
16.
Осуществляет в установленном порядке работу по комплектованию, хранению, учету
и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности
Управления, в пределах установленных полномочий;
17.
Приобретает в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации
от своего имени и осуществляет имущественные и личные неимущественные права в
пределах предоставленных ему полномочий, выступает истцом и ответчиком в суде;
18.
Осуществляет иные функции, отнесенные федеральными законами, нормативными
правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской
Федерации, законами и иными нормативными актами области к полномочиям субъектов
Российской Федерации в сфере труда, содействия занятости населения, охраны
труда.
Управление
с целью реализации своих полномочий имеет право:
-
утверждать сметы доходов и расходов подведомственных учреждений, осуществлять
контроль за целевым использованием ими бюджетных средств;
-
запрашивать и получать необходимую информацию от федеральных органов
исполнительной власти, территориальных органов федеральных органов
исполнительной власти, органов исполнительной власти области, местного
самоуправления муниципальных образований, предприятий и организаций в объеме,
необходимом для осуществления полномочий в соответствии с действующим
законодательством;
-
осуществлять выдачу обязательных для исполнения предписаний об устранении
выявленных нарушений законодательства о занятости населения и составлять
протоколы об административных правонарушениях;
-
привлекать в установленном порядке для рассмотрения актуальных вопросов в сфере
труда и занятости, охраны труда, отнесенных к компетенции Управления, научные и
иные организации, ученых и специалистов;
-
участвовать в подготовке, проведении и финансировании семинаров, совещаний и
других мероприятий по вопросам труда и занятости, охраны труда;
-
участвовать, в пределах своей компетенции в реализации программ по вопросам
труда и занятости, трудовой миграции, охраны труда;
-
осуществлять издание информационных, аналитических, научно -методических
материалов по вопросам труда и занятости населения, охраны труда[4].
Глава
2. Основные мероприятия Управления по труду и занятости населения в
Белгородской области
Управление
по труду и занятости населения Белгородской области регулирует сложнейшие
процессы интеграции спроса и предложения рабочей силы. Управление реализует на
территории области государственную политику в сфере: труда и содействия
занятости населения социально-трудовых отношений уровня жизни, доходов
населения оплаты труда работников областных бюджетных учреждений управления
охраной труда
Рассмотрим
ситуацию на рынке труда в Белгородской области и деятельность Управления,
направленная на ее улучшение.
В
январе-сентябре 2009 года из-за сложных экономических условий более 300
предприятий вынуждены были частично или полностью свернуть свою деятельность.
По
сведениям ГУ «Центр занятости населения» городов и районов области за девять
месяцев с начала 2009 года с предприятий и организаций области высвобождены в
связи с сокращением штатов, реорганизацией либо ликвидацией предприятий 7,3
тыс. человек, что на 2,4 тыс. человек (50,6 процента) больше, чем за тот же
период прошлого года. Еще более 3 тыс. человек могут потерять работу в IV
квартале 2009 года.
Число
граждан, обратившихся в службу занятости за девять месяцев 2009 года, в 1,5
раза превышает прошлогодний уровень – 108,8 тыс. человек против 70,0 тыс.
человек.
Потребность в кадрах, заявленная работодателями в службу
занятости, в отчетном периоде была на 9,1 тыс. единиц больше, чем в
соответствующем периоде прошлого года (70,3 тыс. единиц против 61,2 тыс.
единиц). Однако доля вакансий по рабочим профессиям в отчетном периоде
составила 87,6 процента, против 84,0 процентов в соответствующем периоде
прошлого года, что обострило структурный дисбаланс спроса и предложения на
рынке труда области и затруднило процесс трудоустройства граждан, претендующих
на должность специалистов или служащих. Содействие в трудоустройстве в текущем
году смогли получить только 58,2 процента граждан, обратившихся в службу
занятости, против 71,6 процента граждан в соответствующем периоде прошлого года[5].
По данным выборочного обследования населения по проблемам
занятости, проведенного Белгородстатом, наибольшая численность безработных в
регионе была отмечена в мае т.г. – 41,2 тыс. человек. Уровень общей безработицы
составлял 5,1 процента. (В мае 2008 года – 26,3 тыс. человек и 3,4 процента соответственно).
Пик
роста числа зарегистрированных безработных был зафиксирован в марте 2009 года,
когда количество безработных составило 14,7 тыс. человек. Уровень
регистрируемой безработицы увеличился с 1,39 процента по состоянию на 1 января
2009 года до 1,94 процента по состоянию на 1 апреля 2009 года – это в два раза
больше, чем в соответствующем периоде прошлого года (1,94 процента против 0,95
процента).
В
мае т.г. появились некоторые признаки ослабления давления на рынок труда
области – замедлился рост численности вновь зарегистрированных безработных,
наблюдался рост заявленных работодателями вакансий.
Реализация мероприятий Программы по стабилизации ситуации на
рынке труда Белгородской области в 2009 году способствовала снижению социальной
напряженности и повышению гарантий в сфере занятости.
С
начала года уровень безработицы вырос на 0,1 % – с 1,76 % по итогам 2009 года
до нынешних 1,86 %. В прошлом году именно на апрель приходился пик безработицы
– 1,94 %, которая к октябрю спала до 1,64 %. В 2008 году уровень безработицы
составлял 1,39%.
Согласно
прогнозу департамента экономического развития к концу 2010 года уровень
регистрируемой безработицы должен снизиться до показателя 1,7 % и в дальнейшем
снижаться до 1,5 % в 2011 году и до 1,4 % в 2012-м.
С
начала года в Белгородской области под сокращение попали 1 486 человек.
Количество сокращённых по итогам первого квартала по сравнению с аналогичным
периодом 2009 года уменьшилось на 439 человек, однако, в 2008 году количество
уволенных по причине сокращения составляло 564 человека, что почти в 4 раза
меньше сокращенных в 2009 году. По данным регионального управления по труду и
занятости населения, в ближайшие два месяца с предприятий области может быть
отчислено свыше 2 000 человек. Таким образом, в настоящее время ситуация на
рынке труда, несмотря на лучшие показатели по сравнению с прошлым годом,
остается напряженной.
За
счёт сокращения штатов в предстоящие два месяца с предприятий и организаций
области может быть высвобождено 2 254 человека. Таким образом, численность
зарегистрированных безработных в апреле 2010 года может составить 14 800
человек, а уровень регистрируемой безработицы – 1,88 %.
Всего
на учёте в службе занятости населения к 1 апреля 2010 года насчитывалось 16 467
граждан, не занятых трудовой деятельностью. 14 720 из них – в официальном
статусе безработного. По состоянию же на 1 октября 2009 года в центрах
занятости населения области состояли на учете 15521 незанятых трудовой
деятельностью человек. Официальный статус безработного имели 13282 человека,
что на 6660 человек больше, чем на 1 октября 2008 года.
В
январе-марте 2010 года в государственную службу занятости населения обратилось
27119 человек, из них 14114 человек – по вопросу поиска подходящего места
работы. Трудоустроено при содействии центров занятости населения 5028 человек,
или 35,6% от числа обратившихся.
В
ходе реализации Программы по стабилизации ситуации на рынке труда в 2009 году
на временные (общественные) работы были трудоустроены 49872 человека, 1448
выпускников учреждений профессионального образования прошли стажировку и
получили возможность дальнейшего трудоустройства на предприятиях области, 3000
безработным гражданам оказана финансовая поддержка на организацию собственного
дела, 4920 специалистам предоставлена возможность опережающего обучения
востребованным профессиям и специальностям.
16
ноября 2009 года постановлением правительства Белгородской области была
утверждена программа стабилизации ситуации на рынке труда Белгородской области
в 2010 году.
На
реализацию Программы по стабилизации ситуации на рынке труда Белгородской
области в 2010 году выделено 376,77 млн. рублей, в т.ч. 357,93 млн. рублей —
субсидии из федерального бюджета и 18,84 млн. рублей — ассигнования бюджета
области.
Новыми
направлениями Программы по стабилизации ситуации на рынке труда Белгородской
области в 2010 году являются создание дополнительных рабочих мест для
безработных граждан, в том числе и специализированных рабочих мест для
инвалидов, реализация медиа-проектов для информационного сопровождения
реализации дополнительных мероприятий, расширение спектра выплат и компенсаций
участникам Программы. (Приложение 1).
Реализация
Программы по стабилизации ситуации на рынке труда Белгородской области в 2010
году позволит трудоустроить на временные рабочие места 10000 граждан,
находящихся в режиме неполной занятости, безработных граждан и граждан, ищущих
работу, организовать стажировку 1000 выпускников учреждений профессионального
образования, опережающее обучение 950 граждан, находящихся под риском
увольнения, трудоустроить 100 инвалидов, содействовать в организации собственного
дела 2000 безработных граждан и стимулировать создание безработными гражданами,
открывшими собственное дело, 500 дополнительных рабочих мест для
трудоустройства безработных граждан.
Мероприятия
Программы позволят не только стабилизировать ситуацию на рынке труда региона,
но и обеспечат сохранение оптимального уровня безработицы и расширят
возможности социальной адаптации белгородцев в новых экономических условиях[6].
Заключение
В
настоящее время одним из важнейших направлений работы Управления по труду и занятости
населения является оказание содействия трудоустройству граждан, увольняемых в
связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников
организации.
О
неблагоприятной ситуации в этой сфере в Белгородской области свидетельствуют
следующие факты:
-на
36 предприятиях, организациях области экономическая ситуация продолжает
сохраняться нестабильной, что создаёт угрозу отдельных и массовых увольнений
работников этих предприятий;
-доля
сокращенных работников, обращающихся в органы службы занятости данной
категории, в общей численности безработных увеличилась до 33 процентов;
-сокращенные
работники относятся к категории безработных, наиболее сохраняющих мотивацию к
труду, что позволит проводить результативную работу по содействию их
трудоустройству на постоянную и временную работу.
Реализация
программы по стабилизации ситуации на рынке труда Белгородской области позволит
трудоустроить на временные рабочие места 10000 граждан, находящихся в режиме
неполной занятости, безработных граждан и граждан, ищущих работу, организовать
стажировку 1000 выпускников учреждений профессионального образования,
опережающее обучение 950 граждан, находящихся под риском увольнения,
трудоустроить 100 инвалидов, содействовать в организации собственного дела 2000
безработных граждан и стимулировать создание безработными гражданами,
открывшими собственное дело, 500 дополнительных рабочих мест для
трудоустройства безработных граждан.
Список
использованных источников
Нормативно-правовые
акты
1. Постановление Правительства
Белгородской области от 16 ноября 2009 г. № 357-пп «Об утверждении программы
стабилизации ситуации на рынке труда Белгородской области в 2010 году».
2. Распоряжение от 9
января 2008 года № 2-рп «Об Утверждении положения, структуры и штатных
расписаний Управления по труду и занятости населения Белгородской области».
Литература
1.Агабекян Р. Л.,
Авагян Г. Л. Современные теории занятости: Учеб. пособие для студентов вузов,
обучающихся по экон. специальностям. - М.: ЮНИТИ (UNITY), 2009. - 189 с.
2.
Адамчук В.В. Экономика и социология труда: Учебник для вузов. — М.: ЮНИТИ,
2008. - 407 с.
2.Брагин В., Осаковский
В. Оценка естественного уровня безработицы в России в 1994-2003. гг. / Вопросы
экономики. 2008. № 3.
3. Бреев Б. Д.
Безработица в современной России. - М.: Наука , 2008 - 269 с.
4.Занятость и
безработица: 100 вопросов и ответов / Под ред. С.В. Дудникова. - М.: Изд-во
"Ж.-д. дело" , 2009. - 46 с.
5. Кашепов А. В.
Экономика и занятость: Монография. - М.: ИМЭИ, 1999. - 233 с.
6. Киселева Е.А.
Макроэкономика. Конспект лекций: Учебное пособие / Е.А. Киселева. - М.: Эксмо,
2009. - 352 с.
7. Кязимов К.Г. Рынок
труда и занятости населения. Служба занятости (правовой аспект). - М.:
Перспектива.2008. - 368с.
8. Никифорова А. А.
Рынок труда: занятость и безработица. - М.: Междунар. отношения, 2008. – 180 с.
9. Обзор занятости в
России / Фонд "Бюро экон. анализа. - М.: ТЕИС, 2002.
Общая и регистрируемая
безработица: в чем причины разрыва / Р.И.
10. Капелюшников. - М.:
ГУ ВШЭ, 2008. - 446 с.
11. Павленков В. А.
Рынок труда. Занятость. Безработица. - М.: Изд-во Московского университета.
2009. - 368с.
12. Пашин В. П.,
Богданов С. В. Государство и безработица в России: 1900-2000 гг. - Курск: Кур.
гос. техн. ун-т, 2009. - 299 с.
13.Плакся В. И.
Безработица: теория и современная российская практика. - М.: Изд-во РАГС, 2008.
- 381 с.
14. Региональная
экономика. Основной курс: Учебник / Под ред. В.И. Видяпина, М.В. Степанова. -
М.: ИНФРА-М, 2009. - 686 с.
15. Рынок труда и
доходы населения: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений,
обучающихся по экон. специальностям / Бреев Б. Д. и др. Под общ. ред. Н. А.
Волгина. - М.: Филинъ, 2009. - 277 с.
16. Четвертакова Е. Г.
Справочник для предприятий и социальных работников. Занятость и безработица. -
М.: Книга сервис, Приор. 2008. - 380с.
17. Шульгина Л. В.,
Тамошина Г. И., Щевелева Т. А. Занятость населения и человеческий капитал (монография).
- Белгород: Тип. БГУ. 2009. – 346 с.
18. Яковлева Е.Б.
Структурная перестройка экономики и рынок труда России. - СПб.: Поиск , 2009. –
457 с.
[1] Адамчук В.В. Экономика и социология
труда: Учебник для вузов. — М.: ЮНИТИ, 2008. – С. 45.
[2] Распоряжение от
9 января 2008 года № 2-рп «Об Утверждении положения, структуры и штатных
расписаний Управления по труду и занятости населения Белгородской области».
[3] Распоряжение от
9 января 2008 года № 2-рп «Об Утверждении положения, структуры и штатных
расписаний Управления по труду и занятости населения Белгородской области».
[4]
Кязимов К.Г. Рынок труда и
занятости населения. Служба занятости (правовой аспект). - М.:
Перспектива.2008. – С. 134 с.
[5] Шульгина Л. В., Тамошина Г. И.,
Щевелева Т. А. Занятость населения и человеческий капитал (монография). -
Белгород: Тип. БГУ. 2009. – С. 112.
[6] Постановление
Правительства Белгородской области от 16 ноября 2009 г. № 357-пп «Об
утверждении программы стабилизации ситуации на рынке труда Белгородской
области в 2010 году».