Теории возникновения государственности
1.
Сравните концепцию смешанной формы
правления у Полибия, Цицерона и Макиавелли. Попытайтесь четко выявить основные
черты сходства и различия. Чем были обусловлены различия в понимании концепции
у указанных авторов?
а) Сходство возникновения государственности у Полибия, Цицерона и Макиавелли заключается в том, что она является «естественным» процессом, совершающимся по «закону природы». Отличие состоит в том, что Полибий и Макиавелли считали, что слабость побуждает людей собираться в однородную толпу и это является основанием появления в этих обществах прочных товарищеских связей, а впоследствии возникновение царского управления. По мнению же Цицерона, первой причиной для объединения людей в государство послужила “не столько их слабость, сколько, так сказать, врожденная потребность жить вместе” и что «народ не любое соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединение многих людей, связанных между собою согласием в вопросах права и общностью интересов»;
б) Макиавелли, Полибий и
Цицерон сходны во мнении, что существует круговорот форм государственного правления.
Полибий и Макиавелли считают, что существует 6 основных форм государства:
царство, тирания, аристократия, олигархия, демократия и охлократия. Цицерон, в
свою очередь, различает всего три простые формы правления: царскую власть,
власть оптиматов (аристократию) и народную власть (демократию);
в) Макиавелли, Полибий и
Цицерон сходны во взглядах, что смешанная форма государственного правления
является совершенной. Поскольку главное преимущество такой формы заключается в обеспечении
правового равенства граждан, устойчивости прочности государства,
предотвращающей переход к извращенным формам правления. По мнению вышеуказанных
авторов, образование смешанной формы правления происходит путем смешения
положительных свойств трех простых форм правления: царской власти, власти
оптиматов (аристократии) и народной власти (демократии). Цицерон говорил, что
«Ибо, желательно, чтобы в государстве было нечто выдающееся и царственное,
чтобы одна часть власти была уделена и вручена авторитету первенствующих людей,
а некоторые дела были предоставлены суждению и воле народа». По мнению,
Полибия: «Гордыня царей сдерживается в законодательстве страхом перед народом,
потому что и народу отведено достаточно места в государственном управлении; с
другой стороны, народ не дерзает оказывать непочтение царям из страха перед
старейшинами, которые получают звание по выбору за заслуги и потому обязаны
всякий раз стоять на страже правды. Таким образом, сторона слабейшая становится
во всех отношениях сильнейшею, как верная обычаям, ибо с нею соединяется сила и
значение старейшин». Макиавелли в свою очередь, считал, что «в каждой
республике всегда бывают два противоположных направления: одно – народное,
другое – высших классов; из этого разделения вытекают все законы, издававшиеся
в интересах свободы». Макиавелли считал, что народные массы являются более
постоянными, честными, мудрыми и рассудительнее государя. Если единоличный
правитель лучше создает законы, устраивает новый строй и новые учреждения, то
народ лучше сохраняет учрежденный строй.
г) Цицерон при смешанной
форме государственного правления, аналогию царской власти видел в полномочиях
консулов, власти оптиматов – в полномочиях сената, народной власти – в
полномочиях народных собраний и народных трибунов. Цицерон определяет свою собственную
норму государственного деятеля: "Я выполнил свои обязанности консула,
ничего не совершив без совета сената, ничего - без одобрения римского народа,
на рострах всегда защищая курию, в сенате - народ, объединяя народ с
первенствовавшими людьми, всадническое сословие - с сенатом». Такому
устройству, прежде всего, свойственно равенство, без которого свободные люди
едва ли могут долго обходиться, а затем – прочность. Полибий, также как и
Цицерон, отмечает, что наилучшим устройством отличается римское государство и
анализирует полномочия «трех властей» в римском государстве – власти консулов,
сената и народа, выражающих соответственно царское, аристократическое и
демократическое начала. По мнению Полибия отдельные власти могут при желании
или мешать одна другой, или оказывать взаимную поддержку и содействие. Когда
консул получает упомянутую выше власть и выступает в поход с полномочиями, он
хотя и является исполнителем надлежащего дела, но не может обойтись без народа
и сената. Вследствие этого без сенатского согласия легионы не получат жалованье
и припасы. Кроме того, от сената зависит, осуществятся или нет планы и расчеты
военачальников, потому что сенат имеет власть выбрать нового консула по
истечении годичного срока или продлить службу действующего. К тому же консул,
как бы далеко не находился от родины, должен добиваться благосклонности народа,
потому что народ утверждает или отвергает заключение мира и договоры. На
основании вышеизложенного, консулу необходимо расположение сената и народа.
Макиавелли также считает, что мудрый учредитель республики, должен стремиться
не к собственному, а к общему благу. Поэтому ему необходима поддержка народа. А
так как народ не способен создать определенный порядок и подавить возникающие
разногласия, то в результате этого народ будет поддерживать царскую власть.
Также необходим и сенат, с которым советуется консул и в зависимости от мнения
которого принимает свои решения. Макиавелли считает, что римская власть ограничивалась
правом командовать войском, когда объявлялась война, и собранием сената. Вместо
одного несменяемого Царя появилось два избираемых ежегодно консула; это
доказывает, что все порядки, существовавшие в Риме прежде, более
соответствовали гражданскому и свободному строю, нежели строю абсолютистскому и
тираническому. Особенность учения Макиавелли в том, что смешанную республику он
считал результатом и средством согласования стремлений и интересов борющихся
социальных групп. “В каждой республике всегда бывают два противоположных
направления: одно – народное, другое – высших классов; из этого разделения
вытекают все законы, издававшиеся в интересах свободы”. Макиавелли считал, что
Народные массы постояннее, честнее, мудрее и рассудительнее государя. Если
единоличный правитель лучше создает законы, устраивает новый строй и новые
учреждения, то народ лучше сохраняет учрежденный строй.
д)
Основные
черты сходства у Макиавелли и Полибия, в отличии от Цицерона, проявляются в
толковании религии. Религия, рассуждал Макиавелли, – могучее средство
воздействия на умы и нравы людей. Именно поэтому все основатели государств и
мудрые законодатели ссылались на волю богов. Там, где есть хорошая религия,
легко создать армию. В Древнем Риме “религия помогала командовать войсками,
воодушевлять народ, сдерживать людей добродетельных и посрамлять порочных”.
Государство должно использовать религию для руководства подданными. Важным
обстоятельством, обеспечивающим прочность римского государства, является, по
Полибию, то, что «богобоязнь у римлян составляет основу государства». Конечно,
если бы государство состояло из мудрецов, в этом не было бы нужды, но, имея
дело с толпой следует поддерживать в ней религиозность. Полибий разделял
естественно-правовые представления стоиков. Обычаи и законы характеризуются
Полибием в качестве двух основных начал, присущих каждому государству. Он
восхваляет «добрые обычаи и законы», которые вносят благонравие и умеренность в
частную жизнь людей, в государстве же водворяют кротость и справедливость.
е) Макиавелли считал что тому,
кто стремится или хочет преобразовать государственный строй города и желает,
чтобы строй этот был принят и поддерживался всеми с удовольствием, необходимо
сохранить хотя бы тень давних обычаев, дабы народ не заметил перемены порядка,
несмотря на то что в действительности новые порядки будут совершенно не похожи
на прежние. Потому что люди радуют себя видимым, а не тем, что существует на
самом деле. Полибий также рассуждает, что обычаи и законы берутся в качестве
двух основных начал, присущих каждому государству. Он восхваляет «добрые обычаи
и законы», которые вносят благонравие и умеренность в частную жизнь людей, в
государстве же водворяют кротость и справедливость. Цицерон, в свою очередь, не
устанавливает, что обычаи и законы основополагающими условиями государства.
ж) В отличие от Макиавелли и
Полибия, Цицерон считает, что восхваляемый им римский смешанный государственный
строй находится скорее в прошлом, чем в настоящем. Отсюда и его многочисленные
апелляции к этому прошлому. Во времена Цицерона римская республика переживала
тяжелый кризис и доживала свои последние дни. Политический строй Рима двигался
к установлению единоличной власти, к принципату и монархии. Концепция же
Цицерона о смешанном правлении и вообще его суждения о государстве как деле
народа явно расходились с современными ему социально-политическими реалиями.
2.
Определите авторов приведенных цитат
1.
«Наибольшее счастье для наивозможно большего числа членов
общества: вот единственная цель, которую должно иметь правительство».
ответ: Иеремия Бентам (1748-1832гг.)
2.
«Я нахожу в России два состояния: рабы государевы и рабы
помещичьи. Первые называются свободными только в отношении ко вторым,
действительно же свободных людей в России нет, кроме нищих и философов».
ответ: Сперанский Михаил Михайлович (1772-1839гг.)
3.
«В древности тот, кто следовал Дао, не просвещали народ, а делали
его невежественным. Трудно управлять народом, когда у него много знаний».
ответ: Лао Цзы (древнекитайский философ)
4.
«Закон разума делает оленя собственностью того индейца, который
его убил; разрешается, чтобы вещи принадлежали тому, кто затратил на них свой
труд, хотя до этого все обладали на них правом собственности».
ответ: Джон Локк (1632-1704 английский философ)
5.
«Римская республика никогда не была республикой, ибо там никогда
не было справедливости. «Истинной справедливости нет нигде, кроме той
республики, Основатель и Правитель которой – Христос, так как нельзя отрицать,
что она народное дело».
ответ: Августин Блаженный Аврелий (354-430)
ответ: Джон Локк (1632-1704 английский философ)
7.
«Государство – правовое управление множеством семей и тем, что у
них общее под суверенной властью».
ответ: Жан Боден (1529/1930-1596)
8.
«Все обязаны безусловно исполнять все приказания верховной власти,
хотя бы она повелела исполнять величайшую нелепость»
ответ: «Бенедикт Спиноза»
9.
«Всякий человек должен добиваться мира, поскольку у него есть
надежда достигнуть его, если же он не может его достигнуть, то он может
использовать всякие средства, дающие преимущества на войне».
ответ: Гоббс Томас (1588-1679)
10.
«Право есть низший предел, или некоторый минимум нравственности,
равно для всех обязательный».
ответ: Соловьев Владимир Сергеевич (1853-1900гг. русский философ).
Список литературы
1. О.Э. Лейст – Учебник /
Под ред. М. О.Э. Лейста: Юридическая литература, 1997г.;
2. Полибий. Всеобщая
история. Книга шестая\ Полибий. Всеобщая история в 40 книгах. Т.2. – СПб,, 1995
3. Цицерон. Диалоги. О
государстве. О законах. – М., 1994
4. Макиавелли. Государь.
Рассуждения о первой декаде Тита Ливия. О военном искусстве. М., 1996