Стадии уголовного процесса

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Гражданское право
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    26,31 kb
  • Опубликовано:
    2010-06-18
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Стадии уголовного процесса

СТАДИИ УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА

Уголовное судопроизводство представляет собой единство закономерно расположенных и находящихся во взаимной связи частей.

Из уголовно-процессуального закона и УК усматривается, что уголовное судопроизводство состоит из трех частей. Но названы они различно. Уголовный кодекс разделяет предварительное расследование, судебное производство и исполнение приговора. УПК разграничивает уголовный процесс на досудебное производство, которое кроме предварительного расследования включает «возбуждение уголовного дела», судебное производство и исполнение приговора.

В теории уголовный процесс принято делить на стадии.

Стадии уголовного процесса определяются как самостоятельные этапы уголовного судопроизводства, имеющие свои начало и конец, задачи и содержание, свой круг субъектов, их осуществляющих, и характер складывающихся между ними уголовно-процессуальных отношений.

Считается, что совокупность стадий образует систему уголовного судопроизводства. Однако представления об их количестве и названии, а также содержании различны.

1) Первая стадия уголовного процесса в УПК обозначена как «Возбуждение уголовного дела» (разд. VII УПК).

Возбуждение уголовного дела - это начальная стадия уголовного судопроизводства, которая начинается с момента получения уполномоченными на то органами и должностными лицами информации о преступлении и завершается принятием процессуального решения о начале предварительного расследования либо отказе в этом.

Эта стадия включает в себя процессуальную деятельность как до вынесения постановления о возбуждении дела (об отказе в возбуждении), так и после (например, направление возбужденного уголовного дела надзирающему прокурору для передачи по подследственности). Главная задача на данной стадии состоит в выяснении наличия повода и основания для возбуждения уголовного дела. Кроме того, определяется подследственность материалов и выясняется, нет ли необходимости в проведении предварительной проверки и какие при этом потребуется произвести действия.

Момент возбуждения уголовного дела - это своего рода рубеж между непроцессуальной деятельностью по установлению поводов и освований к возбуждению дела и проводимыми сразу после вынесения постановления о возбуждении уголовного дела неотложными следственными действиями. Закон (ч. 1 ст. 140 УПК) называет следующие поводы для возбуждения дела: заявление о преступлении; явка с повинной; сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников. УПК требует, чтобы документально информация о преступлении облекалась в строгую процессуальную форму: заявление о преступлении (ст. 141 УПК); явка с повинной (ст. 142 УПК); рапорт об обнаружении признаков преступления (ст. 143 УПК).

Заявление это адресованное компетентным органам или должностным лицам официальное обращение, содержащее информацию о совершенном или готовящемся преступлении.

На практике это наиболее распространенный повод к возбуждению уголовного дела.

Заявление может быть устным или письменным. Будучи сделанным в письменном виде, оно должно быть подписано заявителем, т.е указана его фамилия, место жительства и т.д. Если заявитель осуществляет представительские функции, это соответствующим образом подтверждается прилагаемыми документами.

Анонимное заявление, т.е. не содержащее сведений о фамилии и месте жительстве заявителя либо имеющее ложные данные о заявителе, не может служить поводом для возбуждения уголовного дела (ч. 7 ст. 141 УПК). Однако при наличии в нем информации о готовящихся или совершенных преступлениях такое заявление передается в соответствующие правоохранительные органы для его проверки. Если анонимная информация подтвердится, то поводом для возбуждения дела будет не заявление, а рапорт об обнаружении признаков преступления. Сходным образом регулируется ситуация, когда заявитель не может лично присутствовать при составлении протокола заявления. В этом случае принявшее информацию (например, по телефону) лицо составляет рапорт (ч. 5 ст. 141 УПК). Рапортом оформляется также информация, полученная от заявителя, не имеющего удостоверяющих личность документов.

При устном обращении явившегося заявителя составляется соответствующий протокол, который помимо общих требований к документам подобного рода должен включать в себя данные о заявителе и документах, удостоверяющих его личность (ч. 3 ст. 141 УПК). Протокол подписывается заявителем и лицом, принявшим заявление. Однако заявление о совершаемом или подготавливаемом преступлении может быть сделано не только специально для этого обратившимся гражданином, но и участником следственного действия либо судебно го разбирательства (ч. 4 ст. 141 УПК).

Принявшее заявление лицо выдает об этом заявителю соответствующий документ с указанием даты и времени принятия, а также данных о лице, принявшем заявление. Отказ в приеме сообщения о преступлении может быть обжалован в установленном УПК порядке (ч. 5 ст. 144 УПК).

Явка с повинной - это добровольная подача заявления о содеян ном преступлении лицом, его совершившим. Заявитель признается и делает известным факт личного участия или факт соучастия в совершенном преступлении. Правила приема заявления о явке с повинной аналогичны правилам, предусмотренным ст. 141 УПК.

Как повод для возбуждения уголовного дела, заявление о явке с повинной может быть подано только до вынесения постановления о возбуждении уголовного дела по признакам преступления, о котором сообщается в признании. На практике явкой с повинной иногда называют письменное заявление подозреваемого или обвиняемого, в котором они излагают обстоятельства совершенного преступления. Однако подобные документы, полученные после вынесения постановления возбуждении уголовного дела, не могут в уголовно-процессуальном смысле считаться заявлениями о явке с повинной, хотя иногда имеют существенное уголовно-правовое значение. Нельзя путать с заявлением о преступлении сообщение об этом, распространенном в средствах массовой информации. Такие сведения могут быть отнесены лишь к поводу для возбуждения уголовного дела, предусмотренному п. 3 ч. 1 ст. 140 УПК. Порядок рассмотрения такого рода сообщения о преступлении специфичен. Инициатором проверки в данном случае может выступать только прокурор, который поручает ее проведение органу дознания или следователю. При этом надо учитывать, что в непосредственные обязанности прокурора не входит анализ материалов СМИ. Поэтому их сообщения не рассматриваются в обязательном порядке. В то же время при специальном уведомлении (например, редакция адресует прокурору номер газеты, содержащий соответствующие материалы либо такие материалы переданы ему депутатом, сопроводительным письмом от организации или гражданина и т.д.) проверка материалов СМИ обязательна.

Рапорт об обнаружении признаков преступления служит поводом к возбуждению уголовного дела, если в нем имеется сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников, а не тех, которые указаны в ст. 141 и 142 УПК.

Любая информация о совершенном или готовящемся преступлении может рассматриваться в качестве повода для возбуждения уголовного дела с того момента, как только будет получена компетентным должностным лицом и облечена в форму рапорта об обнаружении признаков преступления (ст. 143 УПК). Такими лицами помимо дознавателя, органа дознания, следователя и прокурора могут быть сотрудники органа дознания, наделенные определенными полномочиями по приему и регистрации информации, по проведению оперативных или розыскных мер и др. При определенных условиях (ч. 3 ст. 40 УПК) функции дознания возлагаются также на лиц, не являющихся сотрудниками правоохранительного органа. Составлению такого рапорта может, а в некоторых случаях должна предшествовать определенная проверочная работа (см. ст. 144 УПК). Поводы (даже если их несколько) только в том случае влекут за собой возбуждение уголовного дела, когда имеется достаточно данных, указывающих на признаки преступления, т.е. при наличии соответствующего основания (ч. 2 ст. 140 УПК).

Далеко не всегда из поступившей информации о преступлении сразу можно сделать вывод о наличии или отсутствии основания для возбуждения уголовного дела. В подобных случаях необходима предварительная проверка сообщения о преступлении, проводимая в определенном ст. 144 УПК порядке.

Уголовно-процессуальное законодательство (ч. 1 ст. 144 УПК) требует от уполномоченных на то лиц принять сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении.

Получив сообщение, должностные лица начинают действовать в пределах своей компетенции, но окончательное решение должно быть принято в течение трех суток со дня поступления информации. В исключительных случаях возможно продление срока до 10 суток, для чего следователь (дознаватель) представляет письменное ходатайство с обоснованием необходимости и целесообразности продолжения проверки информации. Если прокурор (начальник следственного отдела, начальник органа дознания) отказывает в продлении срока проверки, решение принимается в срок, предусмотренный ч. 1 ст. 144 УПК, т.е. не позднее трех суток. Если же следователь (дознаватель) документирование обоснует необходимость проведения до вынесения окончательного решения документальных проверок или ревизий, то прокурор вправе продлить срок проверки сообщения о преступлении до 30 суток.

Если проверкой не выявлено оснований к возбуждению уголовного дела, а также при наличии обстоятельств, исключающих производство по делу, прокурор, следователь или дознаватель отказывают в возбуждении уголовного дела, о чем выносится мотивированное постановление (ст. 148 УПК). Это, а равно любое другое решение, принятое по результатам рассмотрения сообщения о преступлении, может быть обжаловано, о чем уведомляется заявитель.

Прокурор, следователь, дознаватель могут, не возбуждая уголовного дела, направить материалы по подследственности, т.е. передать их в тот орган, к компетенции которого относится рассмотрение и разрешение поступившего заявления или сообщения о преступлении. Кроме того, уполномоченными лицами может выноситься постановление о возбуждении уголовного дела, в котором делается отметка, что дело направляется прокурору для определения подследственности (ч. 4 ст. 146 УПК). Принимая решение о передаче сообщения по подследственности, орган дознания, дознаватель, следователь или прокурор обязаны принять меры по сохранению следов преступления (ч. 3 ст. 145 УПК), для чего возможно проведение осмотра места происшествия, а также осуществление непроцессуальной деятельности (например, охрана следов преступления, выявление очевидцев и т.д.).

В случае возбуждения уголовного дела прокурор, а также с его согласия дознаватель или следователь выносят соответствующее постановление (ст. 146, 147 УПК). Одновременно принимаются меры к предотвращению или пресечению преступления и закреплению следов преступления, а о принятом решении сообщается заявителю.

2) Вторая стадия уголовного судопроизводства и одновременно досудебного производства - предварительное расследование (разд. VIII УПК). УПК РФ придает термину «предварительное расследование» несколько значений. Прежде всего этим словосочетанием обозначен Раздел VIII УПК (гл. 21-32). В нем в основном сосредоточены нормы уголовно-процессуального законодательства, которые устанавливают общие условия предварительного расследования, систему предварительного следствия и дознания, регламентируют основания и порядок производства следственных действий и правила их проведения и т.д.

Предварительное расследование составляет часть досудебного производства. Оно начинается с момента «возбуждения уголовного дела» (ст. 156 ч. 1 УПК) и заканчивается направлением уголовного дела в суд (п. 9 ст. 5, п. 1 ч. 1 ст. 221, п. 1 ч. 1 ст. 226 УПК) или прекращением его (ст. 212 и 213 УПК).

Предварительное расследование представляет собой деятельность по возбужденному уголовному делу. Суть его заключается в установлении обстоятельств, подлежащих доказыванию, иначе - раскрытие преступления до суда и для суда. Оно проводится по большинству уголовных дел и считается основной формой досудебного установления обстоятельств преступления. Исключение предусмотрено лишь для преступлений, преследуемых в порядке частного обвинения. Раскрытие преступления - протяженный во времени процесс. Преступление признается раскрытым на этапе досудебного производства, когда доказаны все обстоятельства, предусмотренные ст. 73 УПК. Непременное условие полноты раскрытия преступления - это необходимая и достаточная совокупность доказательств, устанавливающих событие преступления, виновность лица в совершении преступления, формы его вины и мотивы, обстоятельства, характеризующие личность обвиняемого, характер и размер вреда, причиненного преступлением, и обстоятельства, способствовавшие совершению преступления. Полное раскрытие преступления обеспечивает правильное разрешение уголовного дела в суде, вынесение справедливого приговора и определение соразмерного виновности подсудимого наказания.

Предварительное расследование осуществляется следователем, органом дознания, дознавателем, в отдельных случаях - начальником следственного отдела и прокурором.

Законность, всесторонность, полнота и объективность предварительного расследования во многом зависят от соблюдения общих условий его производства. Они представляют собой установленные законом и обусловленные принципами уголовного .процесса правила, выражающие особенности данного вида уголовно-процессуальной деятельности, наиболее существенные требования, предъявляемые к ней. Следование этим правилам обеспечивает установление обстоятельств преступления в максимально короткий срок и с наименьшими затратами сил и средств, предотвращает возможные судебные ошибки.

Глава 21 УПК к общим условиям производства предварительного расследования относит: формы предварительного расследования; подследственность; место производства предварительного расследования; соединение уголовных дел; выделение уголовного дела; выделение в отдельное производство материалов уголовного дела; начало производства предварительного расследования; производство неотложных следственных действий; окончание предварительного расследования; восстановление уголовных дел; обязательность рассмотрения ходатайства; меры попечения о детях, об иждивенцах подозреваемого или обвиняемого и меры по обеспечению сохранности его имущества; недопустимость разглашения данных предварительного расследования.

Предварительное расследование производится в двух формах - предварительного следствия и дознания (ч. 1 ст. 150 УПК).

Предварительное следствие - это, прежде всего, процессуальный институт, представляющий совокупность норм, сосредоточенных в ст. 162-170 УПК и определяющих порядок производства данной формы предварительного расследования. Из этих статей вытекает, во-первых, что предварительное следствие представляет собой расследование преступления, по которому обязательно производство предварительного следствия (ч. 2 ст. 151 УПК). Оно осуществляется следователем (п. 41 ст. 5, ст. 38, 39, 150, 151 и другие статьи УПК) и, наконец, служит основной формой предварительного расследования, поскольку производится по подавляющему большинству преступлений.

Дознание - форма предварительного расследования, осуществляемого дознавателем (следователем), по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия необязательно (п. 8 ст. 5 УПК). Термином «дознание» названа также гл. 32 УПК (ст. 223-226).

Подследственность (ст. 151 УПК) обозначает компетенцию органов предварительного следствия и органов дознания, следователей и дознавателей различных ведомств по расследованию преступлений. Ею устанавливается кто: какой следователь, орган дознания и дознаватель - расследует то или иное преступление.

3) Подготовка к судебному заседанию (третья стадия уголовного процесса) регламентируется нормами гл. 33 и 34 УПК. Она состоит из выяснения судьей вопросов, предусмотренных ст. 228 УПК, принятия по поступившему уголовному делу одного из перечисленных в ч. 1 ст. 227 УПК решений и его реализации.

Стадия подготовки к судебному заседанию выступает промежуточным звеном между досудебным и судебным производством; по отношению к предварительному расследованию она считается проверочной, а по отношению к судебному разбирательству - подготовительной.

Место подготовки к судебному заседанию в системе уголовного судопроизводства определяет значение данной стадии. Во-первых, судья проверяет, проведено ли предварительное расследование в соответствии с законом, соблюдены ли права обвиняемого, отвечают ли требованию допустимости собранные доказательства и т.д. Стадия подготовки к судебному заседанию выполняет роль «фильтра», чтобы некачественно расследованные дела не направлялись в судебное разбирательство.

При этом судье предоставлены достаточные полномочия по устранению препятствий для рассмотрения уголовного дела, которые реализуются как по ходатайству стороны, так и по собственной инициативе судьи. Указанные полномочия призваны обеспечить принятие судом правосудного решения по уголовному делу и стимулировать в будущем законность и обоснованность действий и решений органов и должностных лиц, осуществляющих досудебное производство.

В-третьих, значение стадии подготовки к судебному заседании» состоит в уточнении и закреплении пределов судебного разбирательства, которое проводится только в отношении обвиняемого, пре данного суду, и лишь по предъявленному ему обвинению (ч. 1 ст. 252 УПК). Данное положение запрещает ухудшать положение подсудимого и позволяет ему эффективно осуществлять право на защиту.

В-четвертых, при подготовке к судебному заседанию обвиняемый приобретает процессуальный статус подсудимого (в момент назначения судебного заседания - ч. 2 ст. 47 УПК), что обусловливает появление новых процессуальных прав, позволяющих ему защищаться от предъявленного обвинения при рассмотрении уголовного дела по существу.

Подготовка к судебному заседанию разделена в УПК на два этапа: общий порядок подготовки к судебному заседанию и предварительное слушание (в случаях, когда имеются указанные в ст. 229 УПК основания для его проведения).

Все вопросы на данной стадии разрешаются судьей единолично. Участие судьи в производстве по уголовному делу при подготовке к судебному заседанию не служит основанием для отвода (ст. 63 УПК) Следовательно, закон не запрещает этому же судье впоследствии раз решать уголовное дело по существу в судебном разбирательстве, при производстве в апелляционной, кассационной, надзорной инстанциях, при возобновлении производства ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств.

4) Четвертая стадия уголовного процесса - судебное разбирательство (гл. 35-39 УПК) представляет собой рассмотрение уголовного дела по существу, т.е. осуществление правосудия. В судебном заседании устанавливается:

1) доказано ли, что имело место деяние, в совершении которого обвиняется подсудимый;

2) доказано ли, что деяние совершил подсудимый;

3) является ли это деяние преступлением и какими пунктом, частью, статьей УК оно предусмотрено;

4) виновен ли подсудимый в совершении этого преступления;

5) подлежит ли подсудимый наказанию за совершенное им преступление;

6) имеются ли обстоятельства, смягчающие или отягчающие наказание;

7) какое наказание должно быть назначено подсудимому, а также разрешаются другие вопросы, имеющие значение для правильного рассмотрения уголовного дела.

Поэтому судебное разбирательство занимает центральное место в уголовном судопроизводстве.

Закон различает обычное судебное разбирательство и особый порядок судебного разбирательства (разд. X УПК) - особый порядок принятия судебного решения при согласии обвиняемого с предъявленным ему обвинением (ст. 314-317 УПК), рассмотрение уголовного дела у мирового судьи (ст. 321 и 322 УПК), производство в суде с участием присяжных заседателей (ст. 324-353 УПК).

5) Пятая - стадия кассационного производства.

В разделе11 главе 56 УПК регламентируется порядок рассмотрения дел в кассационной инстанции. Раздел состоит из 9 ст. В этой главе предусмотрены правила обжалования и опротестования судебных решений, а так же содержатся дополнительные нормы, относящиеся к обжалованию и опротестованию судебных определений. Указанные процессуальные нормы отличаются от правил производства в суде первой инстанции, а также от правил пересмотра дел в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. В связи с этим данные нормы составляют отдельный институт уголовного процессуального права.

Со стороны процессуальных действий кассационное производство представляет собой стадию уголовного процесса. Данная стадия охватывает процессуальные действия, которые направлены на проверку решений и определений суда первой инстанции по жалобе лиц, участвующих в деле, или протесту прокурора. В отличие от стадий, в которых пересматриваются постановления, вступившие в законную силу, кассационная стадия не является экстраординарной (исключительной). Она обязательна в том смысле, что законом предусмотрен специальный период после вынесения постановления для возбуждения кассационного производства. По общему правилу в течение десяти дней постановление считается не вступившим в законную силу и может быть обжаловано или опротестовано в кассационном порядке.

Права лица, кассационного производства определены в ст. 498 УПК посредством установления пределов рассмотрения дела по проверке судебных решений. При рассмотрении дела в кассационном порядке суд проверяет законность и обоснованность суда первой инстанции в пределах кассационной жалобы. Он может исследовать новые доказательства и устанавливать новые факты. Вновь представленные доказательства суд исследует, если признает, что они не могли быть представлены в суд первой инстанции. Суд кассационной инстанции в интересах законности вправе проверил, решение суда первой инстанции в полном объеме. В частности, суд независимо от доводов жалобы отменяет решение, если дело рассмотрено незаконным составом суда, в том числе, когда дело рассмотрено судьей единолично, в то время, как оно подлежало коллегиальному разрешению.

Таким образом, вышестоящие суды, рассматривая жалобы и протесты, проверяют законность и обоснованность постановлений (решений и определений) судов первой инстанции, исправляют допускаемые ими ошибки, способствуют правильному осуществлению правосудия и защите прав и законных интересов. Проверив обжалуемое постановление по жалобе (протесту), кассационный суд вправе оставить, постановление суда первой инстанции без изменения либо изменить или отменить его.

Более конкретно содержание кассационного производства может быть раскрыто путем анализа процессуальных прав и действий. Особое значение имеют право на кассационное обжалование и опротестование судебных решений, порядок рассмотрения кассационных жалоб и протестов, полномочия суда кассационной инстанции, основания к отмене судебных решений суца кассационной инстанции. Кроме того, следует обратить внимание на особенности обжалования и опротестования определений суда первой инстанции.

Приговор обращается к исполнению судом, рассматривавшим дело в первой инстанции, в течение трех дней после вступления его в законную силу или возвращения дела в случае его кассационного рассмотрения. Обращение приговора к исполнению выражается в на правлении его копии в учреждение или орган, на которые возложено исполнение приговора либо доставление осужденного к месту отбывания наказания. Если лицо приговорено к штрафу, ему предлагается добровольно в месячный срок внести в банк сумму штрафа. Если осужденный сделает это, приговор считается исполненным. В данном случае копия при говора никуда не направляется для исполнения, а в уголовном деле делается необходимая отметка с указанием даты внесения в банк суммы штрафа. Если осужденный в течение месяца не внесет указанную и приговоре сумму штрафа - судья или председатель суда направляет копию приговора судебному приставу-исполнителю, на которого возлагается осуществление этого наказания. Одновременно с копией приговора направляется исполнительный лист, выписанный судьей на основании приговора, копия описи имущества осужденного, если она составлялась и имеется в уголовном деле, и предписание об исполнении приговора. Судебный пристав-исполнитель следит также за внесением сумм штрафа в случае предоставления рассрочки его выплаты.

Исполнение приговора к обязательным работам возложено на уголовно-исполнительную инспекцию уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ. Копия приговора и предписание о его исполнении направляются в эту инспекцию.

Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью может быть назначено в качестве основного или дополнительного наказания. Если это наказание назначено в качестве основного либо в качестве дополнительного к обязательным работам, исправительным работам или при условном осуждении - его осуществляет уголовно-исполнительная инспекция, на которую возложены реализация указанных наказаний и контроль за условно осужденными. В названную инспекцию и направляется ко пия приговора с предписанием о его исполнении или об осуществлении контроля за условно осужденным.

Если лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью назначено в качестве дополни тельного наказания к ограничению свободы, аресту или лишению свободы, - его исполнение на время отбывания основного наказания возложено соответственно на исправительный центр, арестный дом или исправительное учреждение, исполняющие основное наказание, а после отбытия основного наказания - на уголовно-исполнительную инспекцию.

Исполнение наказания в виде исправительных работ также возложено на уголовно-исполнительную инспекцию.

Наказание в виде ограничения свободе должны осуществлять исправительные центры уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ.

Единственное наказание, которое исполняется непосредственно судом, - это лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград. Обращение к исполнению приговора к данной мере наказания выражается в направлении копии приговора должностному лицу или органу, присвоившему звание или классный чин, наградившему осужденного наградой. Одновременно направляются документы о присвоении звания или награды (например, грамота о присвоении почетного звания, удостоверение к ордену и т.д., а также сами награды - ордена, медали, почетные знаки).

Исполнение наказания в виде ареста возложено на арестные дома.

Наказание в виде лишения свободы исполняется исправительными колониями, воспитательными колониями и тюрьмами уголовно исполнительной системы.

В системе, наказаний предусмотрены три вида наказаний, которые назначаются только военнослужащим. Исполнение наказания в виде ограничения по военной службе возложено на командование воинской части, в которой служит осужденный.

Исполнение наказания в виде ареста возложено на гауптвахты для осужденных военнослужащих или на соответствующие отделения гарнизонных гауптвахт.

Исполнение наказания в виде содержания в дисциплинарной воинской части возложено на отдельные дисциплинарные батальоны и отдельные дисциплинарные роты.

При осуждении лица к наказанию в виде смертной казни копия приговора, вступившего в законную силу, направляется в место содержания под стражей.

По завершении исполнения приговора учреждение или орган, исполнявший наказание, сообщает суду, постановившему приговор, об исполнении наказания. Это сообщение приобщается к уголовному делу. Администрация учреждения уголовно-исполнительной системы, исполнившего приговор к смертной казни, сообщает суду о дате исполнения приговора. Следует иметь в виду, что тело осужденного для захоронения родственникам не выдается и место захоронения не сообщается. В том случае, когда по делу удовлетворен гражданский иск, в информации о месте отбывания наказания может быть заинтересован Гражданский истец и гражданский ответчик. Поэтому закон обязывает извещать их об обращении приговора к исполнению. Извещение должен направлять суд, постановивший приговор.

В связи с тем, что осужденный, содержащийся под стражей, может быть направлен для отбывания наказания в другую местность, закон разрешает близким родственникам и родственникам осужденного получить свидание с ним в месте содержания под стражей.

В соответствии с ч. 3 ст. 18 Федерального закона от 15 июля 1995 г. «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» свидание может быть предоставлено под контролем сотрудников мест содержания под стражей продолжительностью до трех часов.

7) надзорное производство (стадия, сущность которой заключается в проверке законности и обоснованности вступивших в законную силу приговоров, определений и постановлений судов).

8) возобновление производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств .(в порядке этой стадии решается вопрос о возобновлении производства по делу, по которому приговор, определение, постановление вступили в законную силу, ввиду возникновения новых или открытия существовавших ранее обстоятельств, которые не могли быть учтены судом при вынесении приговора).

Стадии возбуждения уголовного дела и предварительного расследования охватываются понятием «досудебное производство». Иные стадии составляют содержание «судебного производства».

Стадии, начиная с возбуждения уголовного дела и до исполнения приговора, называют основными. После рассмотрения уголовного дела в кассационном порядке (или по окончании срока на кассационное обжалование, если приговор не был обжалован, опротестован) приговор вступает в законную силу, и его пересмотр возможен лишь при наличии исключительных обстоятельств. Для этого существуют две исключительные стадии уголовного процесса - надзорное производство и возобновление производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Айвар Л. К. Уголовно-процессуальное право. Юрист. 2005

2. Григорьев В.Н. Уголовный процесс. Эксмо. 2005

3. Смирнов А.В., Калиновский К.Б. Уголовный процесс. Питер. 2004

Похожие работы на - Стадии уголовного процесса

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!