Работа органов прокуратуры с обращениями граждан
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И
НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное агентство по
образованию
Ивановский
государственный университет
Юридический факультет
Кафедра конституционного,
административного и финансового права
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ПО ПРОКУРОРСКОМУ НАДЗОРУ
ТЕМА:
"Работа органов
прокуратуры с обращениями граждан"
Шуя, 2009
1.
Конституция РФ о праве граждан на обращение в органы государства
В современный период работа с обращениями граждан в органы
прокуратуры занимает значительное место в общем объеме деятельности органов
прокуратуры. Ежегодно в прокуратурах всех уровней рассматриваются и разрешаются
сотни тысяч обращений заявителей. Число жалоб и заявлений в последние годы
неизменно возрастает. Это говорит о том, что население России широко использует
предоставленное ему ст. 33 Конституции РФ право личного обращения в
государственные органы, в том числе и в органы прокуратуры, призванные охранять
права и свободы человека и гражданина, а также направлять индивидуальные и
коллективные обращения в государственные органы и органы местного
самоуправления. Реализуя право на обращение, граждане добиваются восстановления
нарушенных прав и свобод.
2.
Организация
работы в органах прокуратуры с жалобами и заявлениями граждан
Работа органов прокуратуры с жалобами и заявлениями граждан представляет
собой важный самостоятельный вид деятельности российской прокуратуры и
регулируется в первую очередь ст. 10 и 27 Федерального закона «О
прокуратуре Российской Федерации», Федеральным законом от 02.05.2006 «О порядке
рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», Инструкция о порядке рассмотрения
обращений и приема граждан в системе прокуратуры Российской Федерации,
утвержденная Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 17.12.2007 г.
и иное федеральное законодательство.
Согласно ст. 10 Закона о прокуратуре Российской Федерации в
органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления,
жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Обращения, не
подлежащие разрешению в органах прокуратуры, пересылаются по принадлежности с
извещением об этом заявителя. Приказом Генерального прокурора РФ от 17.12.2007 г. «О
введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема
граждан в системе прокуратуры Российской Федерации» всем подчиненным прокурорам
предложено: работу по рассмотрению обращений граждан подчинить решению задач
защиты прав и свобод человека, укрепления законности и правопорядка.
Заявления, жалобы и иные обращения – важные источники информации о
нарушениях законов. Они в сочетании с другими данными позволяют оперативно
реагировать на нарушения прав и свобод человека и гражданина, законности
издаваемых органами управления нормативных правовых актов, на иные нарушения.
Поступающая в органы прокуратуры информация о нарушении прав и
свобод человека и гражданина может быть как в письменной, так и в устной формах
(с личного приема прокурора).
П. 1.11. Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема
граждан в системе прокуратуры Российской Федерации устанавливает различные способы
обращения граждан в прокуратуру:
1) обращение – изложенные в письменной или устной
форме предложение, заявление, жалоба или ходатайство, в том числе коллективное,
гражданина, должностного и иного лица;
2) предложение – рекомендация заявителя по
совершенствованию правовых актов, деятельности органов управления, улучшению
деятельности государства и общества в различных сферах;
3) заявление – просьба гражданина о содействии в
реализации его прав и свобод или прав и свобод других лиц, либо сообщение о
нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе органов
управления;
4) жалоба – просьба заявителя о восстановлении или
защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или
законных интересов других лиц;
5) ходатайство – изложенное в письменной форме
обращение заявителя с просьбой о признании определенного статуса, прав, свобод;
6) коллективное обращение – обращение двух или более
лиц, а также обращение, принятое на митинге или собрании и подписанное
организаторами или участниками митинга, собрания;
7) первичное обращение – обращение по вопросу, ранее
не рассматривавшемуся в данном органе прокуратуры;
8) дубликат обращения – обращение заявителя,
являющееся копией предыдущего обращения, либо экземпляр обращения по одному и
тому же вопросу и в интересах одного и того же лица;
9) повторное обращение – обращение, поступившее от
одного и того же лица по одному и тому же вопросу, в котором обжалуется
решение, принятое по предыдущему обращению, поступившему в данную прокуратуру,
или указывается на недостатки, допущенные при рассмотрении и разрешении
предыдущего обращения, либо сообщается о несвоевременном рассмотрении
предыдущего обращения, если со времени его поступления истек установленный
законодательством срок рассмотрения;
10) парламентский запрос – запрос, принятый
соответствующей палатой Федерального Собрания Российской Федерации с
соблюдением требований, по вопросам, входящим в компетенцию Генерального
прокурора Российской Федерации;
11) запрос – оформленный надлежащим образом документ,
направленный уполномоченными должностными лицами, а также членами Совета
Федерации или депутатами Государственной Думы, адресованный Генеральному прокурору
Российской Федерации по вопросам, входящим в их компетенцию;
12) обращение члена Совета Федерации, депутата
Государственной Думы – документ, направленный в органы прокуратуры, с
сообщением о нарушениях закона, а также с просьбой о предоставлении информации,
сведений или документов по вопросам, связанным с их деятельностью, не
оформленный как запрос.
Из вышеперечисленных определений можно сделать заключение, работа
органов прокуратуры с обращениями граждан решает следующие задачи:
·
защита
прав и свобод человека и гражданина, восстановление нарушенной законности,
укрепление законности и правопорядка;
·
удовлетворение
обоснованных обращений и пресечение нарушений законов средствами прокурорского
реагирования;
·
выработка
мер по совершенствованию правозащитной деятельности органов прокуратуры,
устранению ошибок и недостатков.
Не следует также забывать, что обращения граждан являются основным
поводом, обусловливающим необходимость вмешательства со стороны органов
прокуратуры.
Успешность рассмотрения и разрешения заявлений, жалоб, иных
обращений в органах прокуратуры зависит, прежде всего, от организации этой
работы.
Правом на обращение в органы прокуратуры наделены физические и
юридические лица. В органах прокуратуры рассматриваются обращения на действия (или
бездействие) или решения объектов надзора. Обращение в органы прокуратуры должно
обязательно содержать сведения о нарушениях законов, прав и свобод человека и
гражданина.
Обращение, как правило, направляется (по почте, передается на
личном приеме, в канцелярию и т.п.) в прокуратуру по месту нахождения органа
или лица, допустившего нарушение. Обращения, разрешение которых не входит в
компетенцию данной прокуратуры, вместе с имеющимися по этому вопросу
материалами, необходимыми для их разрешения, подлежат пересылке
соответствующему прокурору с уведомлением об этом заявителей. Жалобы на
действия (или бездействие) или решения прокурорских работников рассматриваются
вышестоящим по отношению к ним должностным лицом.
Обращения граждан после их поступления в органы прокуратуры до
передачи их на рассмотрение подлежат отдельному учету и регистрируются в
порядке, установленном Инструкцией по делопроизводству в органах и учреждениях
прокуратуры Российской Федерации. Письменные обращения подлежат обязательной
регистрации в течение 3 дней с момента поступления в органы прокуратуры. Далее
сообщения передаются прокурору-руководителю, который обязан принять одно из
следующих решений: принять обращение к своему производству; поручить
рассмотрение обращения работнику прокуратуры (с указанием фамилии); передать на
разрешение в нижестоящую прокуратуру; приобщить к материалам ранее поступившего
обращения; направить на рассмотрение в суд или иной орган по принадлежности.
Зарегистрированные сообщения о совершенных или готовящихся
преступлениях незамедлительно направляются с учетом подследственности в
уполномоченные органы. Жалобы граждан на действия должностных лиц
уполномоченных органов, отказавшихся принять и зарегистрировать сообщение о
преступлении, проверяются незамедлительно.
Запрещается пересылка жалобы в орган или должностному лицу, на
решение или действие которого принесена жалоба. При рассмотрении обращений
запрещается без согласия гражданина распространять сведения о частной жизни.
Анкетные данные и домашний адрес не подлежат разглашению по мотивированной
просьбе гражданина.
Организация проведения личного приема граждан (посетителей)
осуществляется во всех органах прокуратуры.
В Генеральной прокуратуре Российской Федерации прием граждан,
представителей государственных и общественных организаций, а также иных лиц
осуществляется отделом по приему граждан в день их обращения с участием
отраслевых подразделений. Руководителями Генеральной прокуратуры Российской
Федерации, начальниками управлений и отделов (на правах управлений) принимаются
граждане согласно графику, утвержденному Генеральным прокурором РФ или его
первым заместителем. Прием Генеральным прокурором и его заместителями
осуществляется по жалобам и обращениям, которые разрешались в центральном
аппарате начальниками управлений, отделов (на правах управлений), либо по
жалобам на действия прокуроров субъектов Российской Федерации, руководителей
других правоохранительных органов, министерств и ведомств. Личный прием
Генерального прокурора РФ может быть организован также по его прямому
поручению.
В прокуратурах субъектов Российской Федерации, прокуратурах
городов, районов, военных и иных специализированных прокуратурах, в научных и
образовательных учреждениях Генеральной прокуратуры прием населения проводится
в течение всего рабочего дня согласно графику, который должен быть вывешен в
доступном для граждан месте. Порядок приема в вечернее время, выходные и
праздничные дни устанавливается руководителями соответствующей прокуратуры.
Руководителями прокуратур прием населения проводится не реже одного раза в
неделю. Решение по жалобам или обращениям принимается, и ответ на них дается
руководителем прокуратуры, к которому обратился заявитель на личном приеме.
Не подлежат разрешению обращения:
·
не
содержащее сведений о лице, направившем его (не указаны фамилия и почтовый
адрес);
·
в
которых отсутствуют сведения, достаточные для их разрешения;
·
содержание
которых свидетельствует о прямом вмешательстве авторов в компетенцию органов
прокуратуры;
·
если
текст письменного обращения не поддается прочтению.
На эти обращения автору в 7-дневный срок сообщается о недостатках
в обращениях, препятствующих их рассмотрению.
Без разрешения и ответа могут быть оставлены обращения:
·
в
котором содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни,
здоровью, имуществу должностного лица или членов его семьи;
·
если
по содержанию оно лишено смысла или в материалах проверки имеется решение суда
о признании заявителя недееспособным в связи с наличием у него психического
заболевания.
3.
Сроки
и порядок рассмотрения обращений
По обращению, поступившему в органы прокуратуры Российской
Федерации, должно быть принято одно из следующих решений:
·
принятии
к рассмотрению;
·
прекращении
проверки;
·
передаче
на разрешение в нижестоящие органы прокуратуры;
·
направлении
в другие органы;
·
приобщении
к ранее поступившей жалобе.
Обращения, решения по которым не принимали руководители
нижестоящих прокуратур, направляются им для проверки с одновременным
уведомлением об этом заявителя.
Обращения, рассмотрение которых относится к компетенции нескольких
подразделений, направляются в нижестоящую прокуратуру подразделением, указанным
среди исполнителей первым.
Обращения, адресованные в органы Следственного комитета, а также
обращения, относящиеся к компетенции следственных органов, направляются в
соответствующие органы с одновременным извещением заявителей о принятом
решении.
Если обращениях содержатся вопросы, разрешение которых отнесено
как к их компетенции, так и к компетенции органов предварительного расследования,
такие обращения подлежат разрешению в соответствующих прокуратурах.
Обращение, разрешение которого не входит в компетенцию данной
прокуратуры, в 7-дневный срок с момента регистрации направляется
соответствующему прокурору, другие органы и учреждения.
При направлении обращения на рассмотрение в другой государственный
орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в случае
необходимости у них может быть истребована информация о результатах
рассмотрения обращения.
В случае, если решение поставленных в письменном обращении
вопросов относится к компетенции нескольких государственных органов, органов
местного самоуправления или должностных лиц, копия обращения в течение 7 дней
со дня регистрации направляется по принадлежности.
При передаче поручений, взятых на особый контроль, об этом в
обязательном порядке уведомляется организационное управление Главного
организационно-инспекторского управления.
В органах прокуратуры Российской Федерации ведется раздельный учет
обращений и обращений, взятых на особый контроль.
Так, предложения, обращения и жалобы граждан, военнослужащих и
членов их семей, должностных и иных лиц разрешаются в следующие сроки:
– требующие дополнительного изучения и проверки – до 30 дней.
Запрос или обращения следующих органов или должностных лиц
разрешаются в сроки:
·
парламентский
запрос – в срок до 15 дней;
·
запрос
или обращение члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы
Федерального Собрания Российской Федерации – не позднее 30 дней;
·
запрос
Уполномоченного по правам человека – не позднее 15 дней, если в самом запросе
не установлен иной срок;
·
запрос
Общественной палаты Российской Федерации – не позднее чем через 30 дней со дня
его регистрации, а в исключительных случаях – не позднее чем через 14 дней;
·
обращения
Президента Российской Федерации, высших должностных лиц Российской Федерации и
субъектов Российской Федерации, а также обращения, разрешение которых взято на
особый контроль, – безотлагательно.
Срок рассмотрения и разрешения обращений и запросов исчисляется с
момента их регистрации в соответствующем органе прокуратуры. Окончанием срока
рассмотрения и разрешения обращений (запросов) считается дата направления
письменного ответа автору о принятом решении.
В случае проведения дополнительной проверки, запроса материалов и
в других исключительных случаях срок разрешения обращений граждан, должностных
или иных лиц продлевается прокурором либо его заместителем с одновременным
уведомлением их авторов о причинах задержки ответа и характере принимаемых мер,
но не более чем на 30 дней.
В ходатайстве о продлении срока проверки по обращению указываются
причины продления срока и срок, в который обращение будет разрешено. Ходатайство
оформляется не позднее, чем за 3 дня до истечения контрольного срока.
Доводы заявителей о систематическом ущемлении прав и свобод
граждан, многочисленных или грубых нарушениях закона, не получивших должной
оценки правоохранительных органов и нижестоящих прокуроров, проверяются, как
правило, с выездом на место.
Для обеспечения полноты и объективности проверок к их проведению
могут привлекаться специалисты, а в случае необходимости – заявители.
При рассмотрении обращения органами прокуратуры заявитель имеет
право представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с
просьбой об их истребовании.
По итогам разрешения обращений может быть принято одно из
следующих решений:
1.
«удовлетворено»
– приняты меры к полному или частичному восстановлению прав и законных
интересов заявителя;
2.
«удовлетворено
повторное обращение» – обращение, в котором обжалуются ответы соответствующей
прокуратуры и по которому принималось решение об отказе в удовлетворении ранее
поданного обращения. При этом первичное решение отменяется;
3.
«отклонено»
– требования заявителя, изложенные в обращении, признаны необоснованными;
4.
«разъяснено»
– по обращению, в котором не содержалось просьб об удовлетворении каких-либо
требований или ходатайств, разъяснены вопросы правового характера;
5.
«принято
иное решение» – обращение оставлено без разрешения, приобщено к материалам
уголовного дела (надзорного производства), прекращена переписка;
6.
«направлено»
– обращение в 7-дневный срок направлено для разрешения в другую прокуратуру или
другое ведомство по принадлежности.
4.
Полномочия
прокурора при рассмотрении жалоб и заявлений
Исходя из содержания ст. 27 ФЗ «О прокуратуре Российской
Федерации», на прокурора возложена прямая обязанность:
·
рассматривать
и проверять заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод
человека и гражданина;
·
разъяснять
пострадавшим порядок защиты их прав и свобод;
·
принимать
меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и
гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению
причиненного ущерба.
Разъяснение пострадавшим порядка защиты их прав и свобод необходимо,
прежде всего, тогда, когда требуется личное обращение пострадавшего за защитой
своих прав в соответствующий компетентный орган либо в суд. При этом
разъясняются все альтернативные способы защиты нарушенных прав, конкретное
содержание закона, которым регулируется этот вопрос. Кроме того, прокурор
должен назвать конкретный орган, который правомочен восстановить нарушенные
права и свободы либо разъяснить содержание закона, в соответствии с которым
разрешается спор о восстановлении нарушенного права.
В случаях, когда нарушение прав и свобод человека и гражданина:
1.
имеет
место преступление – прокурор принимает меры к тому, чтобы лица, его
совершившие, были подвергнуты уголовному преследованию в соответствии с
законом;
2.
имеет
характер административного правонарушения – прокурор возбуждает производство об
административном правонарушении или незамедлительно передает сообщение о
правонарушении и материалы проверки в орган или должностному лицу, которые
полномочны рассматривать дела об административных правонарушениях.
3.
защищаемых
в порядке гражданского судопроизводства (когда пострадавший по состоянию
здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или
арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы
значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело
особое общественное значение) прокурор предъявляет и поддерживает в суде или
арбитражном суде иск в интересах пострадавших.
Несмотря на то что в последнее время возможность получения
правовой помощи и судебной защиты значительно расширилась, население
по-прежнему считает прокуратуру наиболее доступной и эффективной структурой,
способной квалифицированно, оперативно и, что немаловажно, бесплатно принять
меры к восстановлению их нарушенных прав.
Принимая посетителей, рассматривая и разрешая жалобы и заявления
населения, прокуроры и следователи имеют возможность изучать общественное
мнение, складывающееся у населения о прокуратуре в целом и ее работниках в
отдельности, что само по себе имеет большое значение. Совершенствование работы
органов прокуратуры с обращениями граждан и иных лиц, несомненно, будет способствовать
улучшению их деятельности, повышению авторитета, а главное – уменьшению
нарушений прав и свобод человека и гражданина.
Список
использованной литературы
1. Конституция Российской
Федерации от 12 декабря 1993 г. // Рос. газета. 1993. 25 декабря.
2. О прокуратуре Российской
Федерации: Закон РФ от 17 февраля 1992 (в ред. ФЗ от 17 ноября 1995, 10 февраля
1999, 24 июля 2007 г.) // СЗ РФ. 1995. №47. Ст. 4472; 1999. №7.
Ст. 878; 2007. №31. Ст. 4011.
3. О порядке рассмотрения
обращений граждан Российской Федерации: ФЗ от 2 мая 2006 г. // СЗ РФ.
206. №19. Ст. 2060.
4. О введение в действие
инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе
прокуратуры Российской Федерации: Приказ Генеральной прокуратуры Российской
Федерации от 17 декабря 2007 г. // Законность. 2008. №4.
5. Прокурорский надзор:
Учебник / Винокуров Е.Ю. и др. М., 2006.
6. Скуратов Ю. Комментарии к
закону «О прокуратуре РФ». М., 2000.