Преступления против государственной власти

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Гражданское право
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    34,16 kb
  • Опубликовано:
    2010-06-12
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Преступления против государственной власти

Введение

 

Общественно опасные деяния совершают конкретные люди. Каждый случай совершения преступления имеет свои индивидуальные черты, в том числе относящиеся к характеристике лица, виновного в этом преступлении. Каждая личность обладает специфическими, только ей свойственными признаками, составляющими её индивидуальность. Все индивидуальные характеристики не могут найти отражение в теоретических и законодательных конструкциях составов преступлений. В теории уголовного права выбраны наиболее типичные свойства личности преступника, они нашли отражение в понятиях признаков субъекта преступления. Субъект преступления – это минимальная совокупность признаков, характеризующих лицо, совершившее преступление, которая необходима для привлечения его к уголовной ответственности. Отсутствие хотя бы одного из этих признаков означает отсутствие состава преступления.

Основными проблемами учения о субъекте преступления на современном этапе развития законодательства остаются вопросы вменяемости и установления признаков специального субъекта. Отдельно следует выделить ответственность лиц с психическими аномалиями, не исключающими вменяемости. Анализ Приднестровского уголовного законодательства позволяет сделать вывод о том, что законодатели на протяжении долгого времени постоянно обращались к уголовно-правовым нормам, определяющим признаки субъекта преступления. При этом перечень преступных деяний постоянно менялся, а вопросы, связанные с уголовной ответственностью и наказанием субъекта преступления детализировались и уточнялись на различных этапах развития государства, исходя из задач, стоящих перед ним в области борьбы с преступностью.

Развитие новых экономических отношений, становление института государственной службы, военная реформа и другие преобразования, происходящие в нашем обществе, требуют переосмысления многих понятий. связанных с уголовной ответственностью за совершение преступлений, состав которых рассчитан на специального субъекта. В специальной литературе тема субъекта преступления достаточно глубоко разработана. При написании данной курсовой работы широко использовались нормативно-правовые акты различного уровня, а также материалы следственной и судебной практики.

1. Понятие субъекта преступления

 

Субъект преступление – это лицо, совершившее общественно опасное деяние и способное в соответствии с законом понести за него уголовную ответственность. В ранее действовавшем уголовном законе Приднестровья рассматриваемая группа деяний называлась должностными преступлениями, то есть преступными посягательствами, совершенными должностными лицами либо в связи с занимаемым должностным положением. К числу должностных преступлений можно отнести Статья 281. Злоупотребление должностными полномочиями, Статья 282. Превышение должностных полномочий, Статья 283. Отказ в предоставлении информации высшим органам государственной власти Приднестровской Молдавской Республики, Статья 283-1. Незаконное использование дактилоскопической информации, Статья 284. Присвоение полномочий должностного лица, Статья 285. Незаконное участие в предпринимательской деятельности, Статья 286. Получение взятки, Статья 287. Дача взятки, Статья 288. Служебный подлог, Статья 289. Халатность, Статья 289-1. Необеспечение количественной сохранности материальных ценностей Фонда государственного резерва Приднестровской Молдавской Республики

Вместе с тем совершение служебного подлога (ст. 288 УК ПМР) предусмотрено как должностным лицом, так и иным государственным служащим или служащим органа местного самоуправления. Присвоение полномочий должностного лица (ст. 285 УК ПМР) может быть совершено только государственным служащим или служащим органа местного самоуправления, не являющимся должностным лицом, дача взятки (ст. 287 УК ПМР) совершается общим субъектом. Следовательно, в состав включенных в главу 30 УК ПМР входят как должностные преступлении так и приравненные к ним в порядке исключения деяния государственных служащих и служащих органов местного самоуправления, не являющихся должностными лицами, а также деяния, совершенны, иными лицами

Исходя из изложенного, под преступлениями против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления следует понимать группу преступных деяний, посягающих на порядок осуществления государственной власти, государственной службы и службы в органах местном самоуправления, совершаемых должностными лицами в связи занимаемым должностным положением, а также в исключительных случаях, предусмотренных уголовным законом, государственными служащими и служащими органов местного самоуправления, не относящимися к числу должностных лиц, либо иными лицами.

Родовой объект преступных деяний, предусмотренных главой 30 УК ПМР — общественные отношения, обеспечивающие нормальную деятельность органов публичной власти.

Видовой объект — порядок осуществления государственной власти, государственной службы и службы в органах местного самоуправления.

Конституцией Приднестровской Молдавской Республике предусмотрено что государственную власть в Приднестровской Молдавской Республике осуществляют Президент Верховный Совет, Кабинет министров и другие органы исполнительной и законодательной власти..

Государственную власть в субъектах осуществляют образуемые ими органы государственной власти.

Согласно Конституции ПМР в России признается и гарантируется местное самоуправление, которое осуществляется в пределах своих полномочий самостоятельно.

Непосредственным объектом преступлений против государственной пласти, государственной службы и службы в органах местного самоуправления являются различные стороны видового объекта местного самоуправления, те либо иные элементы указанных видов службы Преобладающую часть преступлений данной группы составляющих деяния, где отсутствует предмет преступления. Между тем в отдельных составах наличие предмета обязательно:

Объективная сторона преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления выражается, как правило, в действиях. Путем бездействия могут быть совершены только некоторые виды злоупотребления должностными полномочиями (ст. 281 УК ПМР) и халатность (ст. 289 УК ПМР).

Должностные преступления в рассматриваемой группе преступных посягательств имеют, как правило, следующие отличительные признаки:

1)совершаются должностным лицом с использованием своих должностных полномочий либо в связи с их осуществлением;

2)совершаются недолжностным лицом, но связаны с последующим использованием полномочий должностного лица;

3)совершаются вопреки интересам государственной службы и службы в органах местного самоуправления.

Должностным лицом с использованием своих должностных полномочий или в связи с ними совершаются преступные деяния предусмотренные статьями 281-283, 289, 286, 288, 299 УК ПМР .Указанный признак предполагает, во-первых, наличие у виновного статуса должностного лица и, во-вторых, использование виновным спои должностных полномочий для совершения преступления, или совершение преступления в связи с этими полномочиями (ст. 289).

К разряду деяний, совершаемых недолжностным лицом, но связанных с последующим использованием полномочий должностного лица, можно отнести дачу взятки должностному лицу (ст. 287), которая может быть совершена любым недолжностным лицом, но, во-первых, дается должностному лицу и, во вторых, для последующего использования этими должностным лицом своих должностных полномочий в интересах взяткодателя.

Приравненные к должностным преступления государственных служащих и служащих органов местного самоуправления, не относящихся к числу должностных лиц, совершаются только путем действия Они сходны с должностными преступлениями преступлениями тем, что, во-первых, посягают на тот же объект (предмет), во-вторых, совершаются с использованием служебного (но не должностного) положения, в-третьих, совершаются вопреки интересам государственной или муниципальной службы.

Преступление признается оконченным с момента существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо наступления иных предусмотренных уголовным законом последствий.

Субъективная сторона преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления предусматривает, как правило, умышленную форму вины. Вместе с тем халатность (ст. 289) предполагает наличие неосторожной формы вины. Ряд рассматриваемых преступных посягательств предусматривает наличие в качестве обязательного признака субъективной стороны преступления корыстную мотивацию или иную личную заинтересованность (ст., 286, 288 УК ПМР).

Исходя из анализа составов преступлений, предусмотренных статьями 281 289 УК ПМР субъектами преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления могут быть признаны следующие категории лиц:

1)должностные лица, не занимающие государственных должностей

2)должностные лица, занимающие государственные должности субъектов ПМР

3)государственные служащие и служащие органов местного самоуправления, не относящиеся к числу должностных лиц;

4)лица, не являющиеся государственными служащими или служащими органов местного самоуправления

2. Возрастные признаки субъекта

Достижение определённого возраста – одно из необходимых условий привлечения лица к уголовной ответственности.

В основе определения возраста, по достижении которого лицо может быть привлечено к уголовной ответственности, находится уровень сознания несовершеннолетнего, его способность осознавать происходящее и в соответствие с этим осмысленно действовать. Малолетние лица, не могут быть субъектами преступления, так как в силу своего возраста не имеют возможности в достаточной мере отдавать себе отчёт в своих действиях и руководить своими поступками. Способность осознавать опасность своего поведения складывается постепенно, в результате воспитания и жизненных наблюдений. К определённому возрасту у подростка уже накапливается жизненный опыт, появляется возможность осознавать свои поступки и более или менее правильно выбирать варианты своего поведения. [9]

Минимальный возраст, по достижении которого возможно привлечение лица к уголовной ответственности, издавна служил инструментом уголовной политики государства. Впервые установленный Воинскими артикулами Петра I (1715 г.) в 7 лет, он на протяжении всей последующей истории постоянно менялся в широких пределах. Так, в эпоху военного коммунизма он был установлен в 17 лет, в Руководящих началах по уголовному праву РСФСР (1919 г.) – 18 лет, в первом советском уголовном кодексе (1922 г.) – 14 лет. Постановление ВЦИК и СНК СССР от 7 апреля 1935 года “О мерах борьбы с преступностью среди несовершеннолетних” устанавливало уголовную ответственность за ряд тяжких умышленных преступлений начиная с 12 лет. Как видно, законодателем не всегда принималось во внимание установленное медициной соответствие уровня психического развития и социального окружения несовершеннолетнего (прежде всего питания, бытовых условий, образования). Уголовный кодекс ПМР дифференцированно подходит к возрасту, при достижении которого несовершеннолетний может быть признан субъектом преступления, напрямую указывая на два возрастных признака субъекта. Установление уменьшенного возраста привлечения к уголовной ответственности вызвано тем, что опасность этих преступлений уже должна быть очевидна и доступна пониманию подростка. Проявлением принципов справедливости и гуманизма следует считать норму, согласно которой не подлежит уголовной ответственности несовершеннолетний, достигший установленного возраста, но вследствие отставания в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, во время совершения общественно опасного деяния не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими. Третий возрастной признак субъекта – 18 лет .] Такой вывод позволяет сделать то, что субъектами ряда преступлений, связанных с особым характером совершаемых деяний, могут быть только совершеннолетние лица. Ряду отдельных составов преступлений соответствует старший возраст, привлечения к ответственности. Все они являются составами со специальным субъектом. Так, субъектом вынесения заведомо неправосудного приговора, решения или иного судебного акта может быть только судья, то есть лицо, помимо прочего, достигшее, как минимум, 25 лет. Безусловно, только зрелый возраст характерен для таких субъектов, как врач, капитан судна. Определяя возраст несовершеннолетнего, суд обязан точно установить число, месяц и год рождения, прибегая в необходимых случаях к помощи судебно-медицинской экспертизы. При этом подросток считается достигшим установленного возраста, исходя из предлагаемого экспертизой минимального возраста, а если дата рождения известна точно – на другой день после дня рождения. Если экспертами будет назван только год рождения, то днём рождения следует считать последний день названного года. Уголовный кодекс, указывая возраст, с которого лицо может нести уголовную ответственность, устанавливает специальные правила ответственности и наказания несовершеннолетних (лиц в возрасте от 14 до 18 лет).

3. Вменяемость и невменяемость

 

Понести уголовную ответственность за совершённое общественно опасное деяние могут лишь вменяемые лица. Лицо, совершившее общественно опасное деяние в состоянии невменяемости, не может быть привлечено к уголовной ответственности. Таким лицам могут быть назначены принудительные меры медицинского характера, не являющиеся наказанием.

Вменяемость – это такое состояние психики человека, при котором он в момент совершения общественно опасного деяния был способен осознать характер своего поведения и руководить им. Имеется в виду не только понимание фактической значимости своих поступков, но и их социальную значимость и при этом сознательно руководить своими действиями, что свойственно только психически здоровым и умственно полноценным людям. “Не подлежит уголовной ответственности лицо, которое во время совершения общественно опасного деяния находилось в состоянии невменяемости, то есть, не могло осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства или иного болезненного состояния психики”. Раскрывая понятие невменяемости, наука уголовного права пользуется двумя критериями: медицинским (биологическим) и юридическим (психологическим). Юридический критерий определяет суд, когда даёт оценку лицу, совершившему общественно опасное деяние, как не способному осознавать характер своих действий и руководит ими. Медицинский критерий раскрывает причины этой неспособности: болезненное состояние психики человека или отставание в психическом развитии лица, совершившего общественно опасное деяние. При этом не всякое болезненное состояние психики позволяет признать его невменяемым, а только то, которое мешало ему правильно оценивать свои поступки. Вменяемость может присутствовать при наличии любого их психических расстройств, перечисленных в законе. Современная формула невменяемости предусматривает согласованного применения юридического и медицинского критериев при решении вопроса о невменяемости. Невменяемость устанавливается ретроспективно и соотносится со временем совершения общественно опасного деяния. Последующее выздоровление лица не является основанием для привлечения его к уголовной ответственности.

Медицинский критерий невменяемости

Медицинский критерий устанавливает эксперт, с помощью приёмов и методик, разработанных наукой психиатрией. Законодателем в обобщённом виде дан исчерпывающий перечень различных формы болезненных расстройств психической деятельности, которые могут сопровождаться утратой способности лица отдавать себе отчёт в своих действиях или руководить ими: хронические психические расстройства, временные психические расстройства, слабоумие, иное болезненное состояние психики. Хронические психические расстройства являются следствием неизлечимых или трудноизлечимых душевных болезней, носящих длительный характер и имеющих тенденцию к нарастанию болезненных явлений. Такими болезнями принято считать: шизофрению, маниакально-депрессивный психоз, паранойю, прогрессивный паралич, как последствие сифилиса мозга, прогрессирующее старческое слабоумие и другие болезни. Временное психическое расстройство – это расстройство психики человека, протекающее относительно скоротечно и, как правило, заканчивающееся выздоровлением. К таким расстройствам относятся все так называемые исключительные состояния: алкогольный психоз, белая горячка, патологическое опьянение, реактивные симптоматические состояния (патологический эффект, то есть расстройство психики, вызванное тяжелым душевным потрясением). Под слабоумием (олигофренией) понимаются различные формы стойкого, малообратимого упадка психической деятельности с поражением интеллекта и необратимыми изменениями личности человека. Слабоумие заключается в значительном понижении умственных способностей и носит постоянный характер. Оно может быть врождённым или приобретается в первые три года жизни в результате перенесённых тяжёлых неврологических заболеваний (например, менингита). Различают три степени поражения психики человека при слабоумии: дебильность (лёгкая степень), имцебильность (средняя степень), идиотия (самая глубокая степень поражения умственной деятельности). К иным болезненным состояниям психики относятся состояния, которые не вызываются душевной болезнью, исключительными состояниями или слабоумием, но сопровождаются различными временными нарушениями психики. К ним относятся острые галлюцинаторные бредовые состояния, вызванные инфекцией (например, при брюшном и сыпном тифе или при острых отравлениях), вызванные тяжёлыми травмами, при опухолях мозга, при наркомании (в период абсистенции – наркотического голодания), при лунатизме и в некоторых других случаях.

Юридический критерий невменяемости

Непосредственно отражая юридически значимые свойства психических расстройств, юридический критерий подводит всё многообразие психопатологических проявлений к единому знаменателю и делает этот клинический по содержанию материал сопоставимым с правовыми понятиями и пригодным для решения правовых задач. При помощи юридического критерия судебно-психиатрические термины “переводятся” на язык права, понятный судебным органам.

Юридический критерий невменяемости заключается в отсутствии у лица способности осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) – это интеллектуальный момент, либо руководить своими поступками – волевой момент. Содержание интеллектуального момента свидетельствует о том, что лицо не понимает опасности своего поведения для общества. Расстройство интеллекта, как правило, вызывает и расстройство воли – лицо не может руководить своими поступками. Однако бывают случаи, когда лицо отдаёт лицо в своих действиях, то есть осознаёт характер своего поведения, но в силу болезненного состояния не может руководить своими действиями. Например, такие состояния возникают у людей, страдающих наркоманией в период наркотического голодания. Лицо хорошо осознаёт преступность своего поведения при хищении или вымогательстве наркотических средств, но при этом не способно сдержать себя вследствие глубокого поражения сферы воли, вызванного наркотической зависимостью. Введение мнестического признака юридического критерия (способность к запоминанию воспринятых обстоятельств) в теории уголовного права не нашло широкого распространения. Отсутствие этого признака не означает невозможности признания лица субъектом преступления, хотя указанный признак будет существенной характеристикой обвиняемого в уголовном процессе. Для признания лица невменяемым требуется наличие одного из признаков юридического критерия в сочетании с одним из признаков медицинского критерия. Вменяемое лицо, которое во время совершения преступления не могло в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, подлежит уголовной ответственности. Юридический критерий ограниченной вменяемости – неполная мера осознания фактического характера и общественной опасности действий (бездействия) и руководить ими.

Наличие юридического критерия ограниченной вменяемости, как и в случае установления невменяемости, полностью зависит от наличия медицинского критерия. Медицинский критерий ограниченной вменяемости образуют, прежде всего, нарушения в интеллектуальной и эмоционально-волевой сфере, не позволяющие в полной мере осознавать свои поступки и руководить ими.

Главным отличительным признаком ограниченной вменяемости является возможность лица осознавать свои действия, руководить ими, но в силу психического заболевания у него ограничена способность к полноценной психической деятельности. Наличие медицинского критерия ограниченной вменяемости как психического заболевания и юридического критерия как способности хоть и не в полной мере, но осознавать свои действия (бездействие), руководить ими обуславливают возможность привлечения лица к уголовной ответственности. Концепция ограниченной вменяемости связана с относительно неглубокими психическими расстройствами субъекта преступления (именуемыми часто психическими аномалиями). В отличии от расстройств, характерных для невменяемых, психическое расстройство, не исключающее вменяемости, не носит патологического характера, то есть не является болезнью Указанные аномалии характеризуются дисбалансом сил возбуждения и торможения. Психические расстройства, не исключающие вменяемости, довлеют над интеллектуальными возможностями лица, вследствие чего противоправный способ снятия эмоциогенной напряжённости в конкретной эмоциогенной ситуации становится для него значительно более вероятен и облегчён. Аномалии психики характерны для различных психических конституций и представляют собой внешне большое разнообразие. Однако, несмотря на многообразие психических аномалий, они могут быть подразделены на аномальные состояния и аномальные процессы. Аномальные состояния определяются относительным постоянством психофизиологических реакций. В отличие от них процессы носят временный, непостоянный характер и зависят от определённых биологических факторов. В силу многообразия аномальных процессов и состояний законодатель отказался от их перечневого метода, приемлемого для описания медицинского критерия невменяемости. Болезненные состояния, характеризующие невменяемость, вполне конкретны и численно ограничены известными в психиатрии болезнями. К психическим состояниям аномального типа следует, в частности, относить типы характера – холерический и меланхолический, а также неврозы, психопатии. К аномальным психическим процессам относятся временные психические развития, которые, однако, нарушают баланс процессов возбуждения и торможения. Некоторые из таких аномальных процессов нашли отражение в перечне обстоятельств, смягчающих.

Наказание. Это, например, беременность, при которой женщина зачастую бывает обуреваема приступами агрессии, противоправность или аморальность поведения потерпевшего, что может вызвать состояние аффекта и другие. Примером аномалий могут служить акцентуализации характера, представляющие собой усиление отдельных черт характера до такой сильной степени, при которой адаптационные возможности субъекта значительно снижаются в условиях эмоциогенной ситуации. Психическое расстройство, не исключающее вменяемости, учитывается судом при назначении наказания и может служить основанием для назначения принудительных мер медицинского характера. Лицо, совершившее преступление в состоянии опьянения, вызванном употреблением алкоголя, наркотических средств или других одурманивающих веществ, подлежит уголовной ответственности. Конкретный вид “других одурманивающих веществ” в данном случае значения не имеет. Данная норма не имеет в виду исключительные состояния, связанные с патологическим опьянением, которое является временным психическим расстройством и образует один из признаков медицинского критерия. Состояние опьянения увеличивает психическую и двигательную активность, затрудняет концентрацию внимания, у человека происходит переоценка своих возможностей, снижается самоконтроль. В состоянии опьянения растормаживаются инстинкты и проявляются скрытые особенности личности и переживания, контролируемые в трезвом состоянии (ревность, тщеславие, обиды и другие). Алкоголь, наряду с другими одурманивающими веществами, имеет первостепенное значение в нарушении баланса сил возбуждения и торможения, создающем в итоге психические аномалии, обуславливающие агрессивные реакции. В этом состоянии доминируют внешнеобвиняющие самозащитные формы реагирования, предпочтительными становятся более лёгкие, примитивные, не требующие усилий способы достижения целей. Опьянение затрудняет осознание социальной значимости поведения и анализ возникшей эмоциогенной ситуации, что свидетельствует о своего рода психической аномалии. В этой связи норма ст. 23 УК РФ может быть рассмотрена как специальная по отношению к общей норме ст. 22, предусматривающей ответственность лиц, психические аномалии, которых не исключают вменяемости, и характеризуется таким же дисбалансом физиологической системы, который свойственен субъектам в состоянии опьянения.

Существуют два подхода к оценке состояния опьянения. С одной стороны, опьянение вызывает психическую аномалию, фатально определяющую конкретную направленность поведения, изменить которую человек уже не может. В связи с этим принцип справедливости требует учёта состояния опьянения в качестве смягчающего наказание обстоятельства. С другой стороны, человек принимает решение самостоятельно, и это обстоятельство дезавуирует состояние опьянения как смягчающий наказание фактор. Исходя из индивидуализма состояния опьянения, при решении вопроса о наказании лица, совершившего преступление в состоянии опьянения, следует принимать во внимание характер опьянения (добровольное, вынужденное, неосмотрительное, “для храбрости”, с целью облегчить свершение преступления). Опьянение не может быть смягчающим фактором, если оно злонамеренное, а также, если субъект привёл себя в такое состояние, зная, что для него опьянение может быть катализатором агрессивных реакций в большей мере, чем у других.

4. Субъект преступлений против государственной власти

 

Преступления против государственной власти это противоправные умышленные или неосторожные общественно опасные деяния (действия или бездействие), подрывающие авторитет органов государственной власти и причиняющие вред либо создающие угрозу причинения вреда охраняемым законом интересам граждан, организаций, общества, государства.

Основной объект преступных посягательств — интересы государственной службы Могут иметь место дополнительные объекты, например права и законные интересы граждан или организаций Возможны и факультативные объекты, например, свобода, честь, достоинство, здоровье человека. Некоторые преступные посягательства предметны. Предметами могут быть документы или материалы, содержащие информацию, интересующую правительство: деньги, ценные бумаги, иное имущество, передаваемые в качестве взятки официальные документы, в которые внесены заведомо ложные сведения либо исправления, искажающие действительное содержание этих документов паспорт, иные документы. Объективная сторона составов преступлений выражается, как правило, в форме действия, к которому относятся:

а) нецелевое расходование бюджетных средств или средств государственных внебюджетных фондов

б) превышение должностных полномочий (например, в случае применения следователем к допрашиваемому лицу физической силы;

в) присвоение полномочий должностного лица (например, бухгалтером полномочий главного бухгалтера и подписании от его имени важных документов);

г) незаконное участие в предпринимательской деятельности (например, приобретение мэром города торгового предприятия и предоставление последнему льгот и преимуществ вне конкурсной основы

д) служебный подлог (например, внесение начальником отдела кадров организации заведомо ложных сведений в трудовую книжку служащего

е) дача взятки или получении таковой за выполнение или невыполнение каких-либо действий должностным лицом по службе.

В некоторых случаях возможно преступное бездействие. А такие деяния, как злоупотребление должностными полномочиями,

Субъект преступных посягательств, как правило, специальный, т.е. должностное лицо, а при совершении преступления, государственный служащий (или служащий органа местного самоуправления, не являющийся должностным лицом). Лишь ст. 291 УК содержит указание на общий субъект — физическое вменяемое лицо, достигшее к моменту совершения преступления 16-летнего возраста.

5 Субъект преступлений против службы в органах местного самоуправления

Субъективная сторона составов преступлений характеризуется виной, как правило, в форме умысла. Для квалификации деяния как преступления могут иметь значение мотивы его совершения, например корыстная или иная личная заинтересованность. Под преступлениями против интересов государственной службы в органах местного самоуправления следует понимать группу преступных деяний, посягающих на порядок осуществления государств, ц ной власти, государственной службы и службы в органах местном самоуправления, совершаемых должностными лицами в связи занимаемым должностным положением, а также в исключительных случаях, предусмотренных уголовным законом, государственными служащими и служащими органов местного самоуправления, не относящимися к числу должностных лиц, либо иными лицами.

Родовой объект преступных деяний — общественные отношения, обеспечивающие нормальную деятельность органов публичной власти.

Видовой объект — порядок осуществления государственной власти, государственной службы и службы в органах местного самоуправления.

К видам преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления относятся:

-злоупотребление должностными полномочиями

-превышение должностных полномочий

-присвоение полномочий должностного лица

-незаконное участие в предпринимательской деятельности

-получение взятки

- дача взятки

-служебный подлог

-халатность

Непосредственным объектом преступлений против государственной пласти, государственной службы и службы в органах местного самоуправления являются различные стороны видового объекта местного самоуправления, те либо иные элементы указанных видов службы Преобладающую часть преступлений данной группы составляющих деяния, где отсутствует предмет преступления.

Объективная сторона преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления выражается, как правило, в действиях. Путем бездействия могут быть совершены только некоторые виды злоупотребления должностными полномочиями и халатность. Должностные преступления в рассматриваемой группе преступных посягательств имеют, как правило, следующие отличительные признаки:

1)совершаются должностным лицом с использованием своих должностных полномочий либо в связи с их осуществлением;

2)совершаются недолжностным лицом, но связаны с последующим использованием полномочий должностного лица;

 3)совершаются вопреки интересам государственной службы и службы в органах местного самоуправления.

К разряду деяний, совершаемых недолжностным лицом, но связанных с последующим использованием полномочий должностного лица, можно отнести дачу взятки должностному лицу, кого рая может быть совершена любым недолжностным лицом, но, во-первых, дается должностному лицу и, во вторых, для последующего использования этими должностным лицом своих должностных полномочий в интерес взяткодателя. Приравненные к должностным преступления государственных служащих и служащих органов местного самоуправления, не относящихся к числу должностных лиц), совершаются только путем действия Они сходны с должностными преступлениями преступлениями тем, что, во-первых, посягают на тот же объект (предмет), во-вторых, совершаются с использованием служебного (но не должностного) положения, в-третьих, совершаются вопреки интересам государственной или муниципальной службы.

Часть преступлений против государственной власти, государственной службы и службы в органах местного самоуправления имеет формальный состав, преступление признается оконченным с момента совершения указанных в диспозициях действий. Другая часть рассматриваемой группы преступлений имеет материальные составы; преступление признается оконченным с момента существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо наступления иных предусмотренных уголовным законом последствий.

Субъективная сторона преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления предусматривает, как правило, умышленную форму вины. Вместе с тем халатность предполагает наличие неосторожной формы вины.

Ряд рассматриваемых преступных посягательств предусматривает наличие в качестве обязательного признака субъективной стороны преступления корыстную мотивацию или иную личную заинтересованность.

Субъектами преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления могут быть признаны следующие категории лиц:

5)должностные лица, не занимающие государственных должностей;

6)должностные лица, занимающие государственные должности;

7) государственные служащие и служащие органов местного самоуправления, не относящиеся к числу должностных лиц;

8) лица, не являющиеся государственными служащими или служащими органов местного самоуправления

Анализ ст. 281 УК ПМР

Приступая к уголовно-правовому и криминологическому анализу должностных преступлений, необходимо изучить понятийный аппарат должностной преступности.

Должность – простейшая ячейка аппарата, предназначенная для одного работника, определяющая его место и роль в административной службе. Должность есть юридическое описание социальной позиции лица, занимающего ее. Должность – это прежде всего служебные обязанности, во исполнение которых должны производиться служебные действия.[1] Определение понятия должностного лица необходимо, в частности, для решения вопроса о возможности привлечения к ответственности работников за служебные правонарушения или преступления, в зависимости от квалификации содеянного. К сожалению, единого понятия «должностное лицо» ни в законодательстве, ни в юридической науке нет, хотя используется оно и в конституционном, и в административном, ни в уголовном, и в других отраслях права. Определим, кого уголовное право считает должностным лицом? В уголовном кодексе сказано: «Должностными лицами в статьях настоящей главы признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах ПМР…»

Это понятие должностного лица не используется при применение норм административного, финансового, экологического права. Последствия должностных преступлений состоят в причинении существенного вреда государственным или общественным интересам или охраняемым законом правам и интересам граждан. В уголовном законе не содержится родового определения данной группы преступлений. Теоретически мы можем определить эту группу преступлений как общественно опасные деяния (действия или бездействие), которые совершаются представителями власти или должностными лицами благодаря занимаемому или служебному положению и вопреки интересам службы и причиняют существенный вред нормальной деятельности органов государственной службы или службы в органах местного самоуправления либо содержат реальную угрозу причинения такого вреда.

Прежде всего, отмечу, что должностная преступность сегодня – это относительно массовое социально-правовое явление, включающее совокупность должностных преступлений и лиц, их совершивших. После распада СССР количество данных преступлений не уменьшилось, скорее, напротив, оно возросло и приобрело все больший размах. Об этом можно судить даже по публикациям в средствах массовой информации. Должностная преступность имеет ряд характерных признаков. Выделим основные из них:

·   непосредственное нанесение ущерба авторитету или иным охраняемым законом интересам государственной власти или местного самоуправления, государственной службы, службы в органах местного самоуправления, а также службы в коммерческих и иных организациях;

·   незаконный (противоправный) характер получаемых государственным (муниципальным) служащим или иным публичным служащим коммерческой или иной организации благ (имущества, услуг или льгот);

·   использование виновным своего статуса (служебного положения) вопреки интересам публичной власти или службы;

·   наличие у виновного умысла на совершение действий (акта бездействия), объективно причиняющих ущерб охраняемым законом интересам власти или службы;

·   наличие у виновного корыстной или иной личной заинтересованности.

Родовой объект данных преступлений в обобщенном виде можно определить как совокупность общественных отношений, обеспечивающих нормальную и законную деятельность органов власти. Эти преступления посягают на функционирование и престиж органов государственной службы, на интересы государственной службы и ее деятельность. Под интересами государственной службы понимается объем обязанностей лица, вытекающий из соответствующих нормативных актов и трудовых договоров с государственными органами, органами местного самоуправления и муниципальными учреждениями, деятельность которых не противоречит закону. Службой в системе органов местного самоуправления следует считать выполнение соответствующих должностных и служебных функций. Непосредственным объектом данной группы преступлений логично считать нормальную деятельность органов государственной власти или управления, интересы государственной службы и службы в органах местного самоуправления. Объективная сторона анализируемых преступлений состоит в различных формах преступного нарушения нормальной деятельности органов власти и управления. Субъективная сторона всех преступлений характеризуется только умышленной виной (кроме халатности, являющейся неосторожным преступлением). Обязательным признаком отдельных из них являются корыстная или иная личная заинтересованность (злоупотребление должностными полномочиями, незаконное участие в предпринимательской деятельности, служебный подлог) либо корыстный мотив (получение взятки).


[1] Бахрах Д.Н. Административное право России: Учебник.-М.:НОРМА-ИНФРА-М,2000,с.209.

Похожие работы на - Преступления против государственной власти

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!