Правовой статус Европейского парламента
Федеральное
агентство по образованию
Государственное
образовательное учреждение высшего профессионального образования
Контрольная работа
по Европейскому
праву
тема: Правовой
статус Европейского парламента
План
Введение
1.
Статус Европейского парламента
2.
Внутренняя структура и порядок работы парламента
3. Полномочия
Европейского парламента
Заключение
Литература
Введение
Европейский Союз обладает в настоящее время собственной
территорией, своим гражданством, собственными властными институтами, один из
которых – Европейский парламент – формируется населением государств-членов
путем всеобщих и прямых выборов, собственными финансовыми ресурсами. С 1 января
1999 года одиннадцать государств Союза, образовавшие экономический и валютный
союз, создали свою денежную единицу – евро. Практика Европейского парламента
подтверждает, что в его повестку вносится все больше вопросов, рассмотрение
которых имеет место по инициативе самого Парламента. О возрастающей активности
Европейского парламента свидетельствует то обстоятельство, что депутаты нередко
выступают с резкой критикой мер или действий, предлагаемой Комиссией и Советом,
довольно решительно отстаивают свои замечания, а тем более формализованные
поправки.
1. Статус Европейского парламента
Европейский парламент характеризуется как представительный
орган Европейского сообществ и Европейского Союза. Согласно ст.189 Договора о
Европейском Союзе, Европейский парламент состоит из представителей народов
государств-членов, объединенных в Сообществе, число которых не должно превышать
700.
Установленный и применяемый порядок формирования
Европейского парламента подчеркивает существенное отличие Сообществ или Союза
от любой другой международной организации. Процедура, принятая в Европейском
Союзе, свойственна не международной организации, а суверенному государству или
государственному образованию. Однако принцип формирования представительного
учреждения в рамках Союза не вполне адекватен тому, который принят в
федеративном государстве. Нижняя палата федерального Парламента представляет
нацию в целом, верхняя палата представляет население субъектов федерации.
Делается вывод, что Европейский парламент выполняет функцию представительства
народов государств-членов. Основывать вывод о статусе Европейского парламента,
опираясь только на ст. 189 Договора о ЕС, было бы не точно. Необходимо
выяснить, какими полномочиями обладает и насколько эти полномочия соответствуют
роли Парламента как представительного учреждения.
Европейский парламент, основываясь на действующие
положения и практику, пока остается консультативным органом. В системе
институтов Европейских сообществ и Союза Парламент уступает по своей значимости
Совету и Комиссии. Европейский парламент не оказывает реального, решающего
воздействия на процесс принятия решений.
Однако, начиная с принятия Единого европейского акта и
подписания Договоров о создании ЕС, наблюдается расширение полномочий
Парламента и активизация его участия в жизнедеятельности интеграционных
объединений, в решении стоящих перед ними задач. Особенно изменилась роль
Парламента в законодательном процессе, хотя сам Парламент не стал
законодательным органом Сообществ и Союза, а также в осуществлении контрольных
функций, в частности, контроле за деятельностью Комиссии. Но то, что
Европейский парламент обладает всеми полномочиями и выполняет функции, типичные
для представительного учреждении, было бы преувеличением. Такие полномочия
осуществляется Парламентом лишь частично и в весьма ограниченных пределах.
Таким образом, Европейский парламент, скорее всего, квазипарламентский
представительный орган. Однако его существование и функционирование дополняют
механизм руководства и управления Сообществами и Союзом таким важным элементом,
как усиливающееся участие представителей, избранных народами, в осуществлении
властных и управленческих полномочий.[1]
Выборы, согласно Договору о ЕС «представители народов
государств, объединившихся в Сообщество, избираются в Европейский парламент
прямым всеобщим голосованием».[2]
2. Внутренняя структура и порядок работы Парламента
Европейский парламент обладает однопалатной структурой и
работает на постоянной основе. Депутатами ежегодно утверждаются программа
работы. Основную массу времени депутаты проводят на заседаниях комитетов, для
которых отводится не менее двух недель в месяц.
Структура и порядок функционирования Парламента
регулируется Внутренним регламентом. Работой руководит Председатель, избираемый
на срок в два с половиной года. Он руководит заседаниями палаты, осуществляет
административные и дисциплинарные функции, участвует в представительстве
Сообществ и Союза. Ему помогают 14 вице-председателей и 5 квесторов, которые
избираются одновременно и образуют Бюро Парламента.
Важную роль в работе Парламента играют комиссии, которые
создаются на постоянной, либо на временной основе. Численный состав этих
комиссий весьма разнообразен. Члены комиссий избираются на основе предложений и
обычно пропорционально численности политических групп. Комиссии могут быть
общего и специализированного характера.
Европейский парламент работает в сессионном порядке.
Ежегодно проводится одна сессия Парламента, которая проводится во второй
вторник марта. Все очередные сессии проводятся в Страсбурге. Продолжительность
сессии – от одной до двух недель. Внеочередные сессии проводятся в Брюсселе, их
продолжительность не превышает двух дней. Заседания являются открытыми и публикуются
в официальном издании.
Заседания постоянных комитетов занимают от одной до двух
недель ежемесячно. Данные комитеты образуются в зависимости от предметов
ведения. Они избирают свои руководящие органы, в том числе председателя и
генерального докладчика. Заседания комитетов, проходящие в Брюсселе, образуют
интегральную составную часть парламентской сессии.
3. Полномочия Европейского парламента
Европейский парламент обладает полномочиями, которые
присущи парламентским учреждениям в современных государствах. Во-первых, это
законодательные полномочия. Согласно ст.189 [3]Европейский
парламент «осуществляет свои функции консультации и контроля». Однако ситуация,
сложившаяся в настоящее время, не вполне отвечает этой формуле, носящей
заведомо ограничительный и антипарламентский характер. Консультативная
процедура претерпела определенные изменения: в учредительных актах содержится
прямое указание Комиссии и Совету принимать во внимание мнение Парламента,
высказанное в ходе консультативной процедуры. Наконец в соответствии с
Маастрихтским договором и после уточнений, сделанных Амстердамским договором,
введена и начинает все шире использоваться процедура совместного принятия
решений. В результате постепенно вводится в действие законодательная процедура,
свойственная парламентским учреждениям. Во-вторых, вотирование бюджета и отчета
о его исполнении. Европейский парламент практически лишен возможности
существенно пересматривать доходную и расходную части бюджета и не обладает
правом внесения своего собственного законопроекта по финансам. Право
вотирования поправок распространяется на небольшую часть проекта бюджета,
связанную с осуществлением так называемых необязательных расходов. Большая
часть бюджетных расходов, относимых к обязательным расходам, может стать
предметом обсуждения, но поправки, предлагаемые Парламентом, носят характер
пожеланий. Таким образом, Европейский парламент «хозяином кошелька» не
является. В-третьих, в полномочия входит контроль за деятельностью органов
управления. Это право на информацию. Совет и Комиссия обязаны представлять
Европейскому парламенту доклады по итогам деятельности этих институтов, а также
итоговый годовой доклад о деятельности Европейского Союза. Еще одна форма
контроля – устные и письменные вопросы. Расширение контрольных полномочий
способствовало введение временных комиссий по расследованию. Они имеют своим
назначением конкретное расследования в связи с обвинениями, выдвинутыми в адрес
тех или иных институтов или органов, в совершении правонарушений или
недобросовестном управлении в том, что касается применения права Сообществ. Еще
два существенных нововведения характеризующих контрольные полномочия
Европейского парламента – это право на подачу индивидуальных или коллективных
петиций и введение института омбудсмена. Омбудсмен, наделен правом принимать
жалобы, исходящие от граждан ЕС или любого иного физического или юридического
лица, находящегося под юрисдикцией государств-членов, за исключением жалоб,
приносимых на деятельность Суда ЕС, и СПИ. И, в-четвертых, это
внешнеполитические полномочия. К числу полномочий в области внешних сношений
обычно относят принадлежащее парламенту право ратификации международных
договоров. Европейский парламент участвует в осуществлении внешнеполитических
функций не столько за счет наделения его правом вынесения самостоятельных
решений, сколько путем довольно активного обсуждения различных проблем
международного развития или ситуаций, складывающихся в отдельных районах мира,
непосредственно на своих пленарных заседаниях.[4]
Европейский парламент поддерживает активные и многосторонние связи с
национальными парламентами, как государств-членов, так и третьих государств.
Заключение
За прошедшие десятилетия, и особенно начиная с принятия
Единого европейского акта и подписания Договоров о создании Европейского Союза,
наблюдается нарастающая тенденция к расширению полномочий Парламента и
активизации его участия в жизнедеятельности интеграционных объединений. Уже
само по себе это имеет позитивный характер и должно способствовать усилию
демократических начал в механизме функционирования Сообществ, в механизме,
который вплоть до настоящего времени все еще остается в значительной мере
бюрократическим по своей природе, недостаточно открытым и весьма мало
подконтрольным населению государств-членов.
Литература
1.
Договор о Европейском Союзе. Маастрихт, 7 февраля 1992.
2.
Европейское право. Учебник для вузов / Под общ. ред. д.ю.н., проф. Л.М.
Энтина. – М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА – ИНФРА-М), 2001.
3.
Г. Горниг, О. Витвицкая. Право Европейского Союза. – СПб.: Питер, 2005.
[1] Л.М. Энтин. Европейское
право. М., 2001. с.269.
[2] Договор о ЕС., ст. 190.
[3] Договор о ЕС., ст. 189.
[4] Уч. Европейское право.
М., 2001, с. 284.