Правовое регулирование товарного знака
Лекция 3. Правовое регулирование товарного знака
Товарный знак - обозначение,
в словесной, изобразительной, звуковой, объёмной и иной форме, а также их
комбинаций, в любом цвете или цветовом сочетании, служащее для индивидуализации
товаров юридических или физических лиц.
Основной источник правового регулирования товарного знака -
Закон РФ от 23 сентября 1992 г. «О товарных знаках, знаках обслуживания и
наименованиях мест происхождения товаров».
Российская Федерации, как правопреемница СССР, - является
участником международных соглашений, посвященных охране товарных знаков. Так, 1
июля 1965 г. СССР присоединился к Парижской конвенции по охране промышленной
собственности от 20 марта 1883 г., которая является основным международным
соглашением в области охраны товарных знаков и знаков обслуживания.
Стокгольмский акт Парижской конвенции от 14 июля 1967 г. был ратифицирован СССР
19 сентября 1968 г.
Кроме того, Россия участвует в Мадридской конвенции о
международной регистрации фабричных и товарных знаков от 14 апреля 1891 г.
(СССР ратифицировал Конвенцию в 1976 г.), в Ниццком соглашении о международной
классификации товаров и услуг от 15 июня 1957 г., Венском договоре о
регистрации товарных знаков 1958 г.
Правовая охрана товарных знаков в РФ осуществляется после его
государственной регистрации в порядке, установленном вышеназванным Законом, или
в силу международных договоров РФ. В настоящее время регистрация товарных
знаков осуществляется Федеральной службой по интеллектуальной собственности,
патентам и товарным знакам.
Обладателем исключительного права на товарный знак
(правообладателем) может быть юридическое лицо или физическое лицо - предприниматель.
На зарегистрированный товарный знак выдается свидетельство,
т.е. документ, удостоверяющий приоритет товарного знака, исключительное право
владельца на товарный знак в отношении товаров, указанных в свидетельстве.
Владелец товарного знака имеет единоличное право
пользоваться и распоряжаться товарным знаком и запрещать его использование другим
лицам. Никто не может использовать охраняемый в Российской Федерации товарный
знак без разрешения его владельца.
Нарушением исключительного права правообладателя является использование без его разрешения на
товарах, упаковках, при выполнении работ, оказании услуг, на документации,
связанной с введением в гражданский оборот, в предложениях к продаже товаров, в
сети Интернет товарного знака или сходного с ним до степени смешения
обозначения в отношении аналогичных или однородных товаров.
В качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы
словесные, изобразительные, объемные, звуковые и другие обозначения или их
комбинации. Товарный знак может быть зарегистрирован в любом цвете или цветном
сочетании.
Согласно ст. 6 Закона о товарных знаках, не допускается
регистрация в качестве товарных знаков:
1.
обозначений, не
обладающих различительной способностью;
2.
обозначений
состоящих только из элементов:
-
вошедших во
всеобщее употребление для обозначения товаров определенного вида;
-
являющихся
общепринятыми символами и терминами;
-
указывающих на
вид, качество, количество, свойства, назначение, ценность товаров, на место и
время их производства или сбыта;
-
представляющих
собой государственные гербы, флаги и эмблемы;
-
официальных
названий государств, эмблем, сокращенных или полных наименований международных
межправительственных организаций;
-
официальных
контрольных, гарантийных и пробирных клейм, печатей, наград и других знаков
отличий или сходных с ними до степени смешения обозначений.
Такие обозначения могут быть включены как неохраняемые
элементы в товарный знак, если на это имеется согласие соответствующего
компетентного органа или их владельца.
3. обозначений:
-
являющихся
ложными или способными ввести в заблуждение потребителя относительно товара или
его изготовителя. К ним относятся, в частности, обозначения, порождающие в
сознании потребителя представление об определенном качестве товара, его
изготовителе или месте происхождения, которое не соответствует
действительности;
-
противоречащих
общественным интересам, принципам гуманности и морали (слова и изображения
непристойного содержания, призывы антигуманного характера и т.д.).
4. обозначений, тождественных или сходных до степени
смешения:
-
с товарными
знаками, ранее зарегистрированными или заявленными на регистрацию в РФ на имя
другого лица в отношении однородных товаров;
-
с товарными
знаками других лиц, охраняемыми без регистрации в силу международных договоров
РФ;
-
с товарными
знаками других лиц, признанными общеизвестными в РФ товарными знаками в
отношении однородных товаров;
-
с наименованием
мест происхождения товаров, охраняемых в соответствии с Законом РФ, кроме
случаев, когда они включены как неохраняемый элемент в товарный знак,
регистрируемый на имя лица, имеющего право пользования таким наименованием.
5. обозначений, тождественных:
-
охраняемому в РФ
фирменному наименованию (или их части), в отношении однородных товаров,
промышленному образцу, знаку соответствия, права на которые принадлежат другим
лицам, получившим право на эти наименования ранее даты поступления заявки на
товарный знак;
-
названию
известных в РФ на дату подачи заявки произведения науки, литературы и
искусства, персонажу из них или цитате, произведению искусств или их фрагментам
без согласования с обладателем авторского права или его правопреемниками;
-
фамилии, имени,
псевдониму и производному от них обозначению, портрету и факсимиле известных
лиц без согласия таких лиц, их наследников.
Заявка на регистрацию товарного знака подается в Федеральную службу по
интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам в соответствии с
порядком, утвержденным приказом Роспатента РФ от 5 марта 2003 г. №32.
Регистрация товарного знака действительна в течение 10 лет, по истечении этого срок действия
регистрации продлевается по заявлению правообладателя каждый раз на 10 лет.
Товарные знаки бывают двух видов: индивидуальные и коллективные. Правообладателем
индивидуального товарного знака является юридическое лицо или
индивидуальный предприниматель.
Коллективный товарный знак предназначен для обозначения
товаров, производимых и (или) реализуемых объединениями лиц и обладающих
едиными или иными общими характеристиками.
Назначение коллективного знака заключается в том, чтобы
облегчить выступление на рынке групп самостоятельных производителей товаров,
связанных договорами либо взаимным участием. Он позволяет привлечь внимание
потенциальных покупателей к товарам каждого из участника объединения, поскольку
предполагает одинаковый уровень качества этих товаров.
Товарный знак может быть признан общеизвестным.
В качестве такового может быть признан товарный знак, охраняемый на
территории РФ на основании его регистрации или в силу международного договора
РФ, а также обозначение, используемое в качестве товарного знака, но не имеющее
правовой охраны на территории РФ, если такие товарные знаки или обозначения в
результате их интенсивного использования стали на указанную в заявлении лица
дату в РФ широко известны среди соответствующих потребителей в отношении
товаров этого лица.
Согласно п. 6bis
Парижской конвенции по охране промышленной собственности товарный знак,
признанный общеизвестным, может служить основанием для отказа иному лицу в
регистрации товарного знака, признания недействительной регистрации товарного
знака иного лица или запрещения иному лицу использовать товарный знак,
тождественный или сходный до степени смешения с общеизвестным знаком,
предназначенным для применения в отношении однородных товаров, при условии, что
дата, начиная с которой товарный знак стал общеизвестным, является более
ранней, чем дата приоритета товарного знака иного лица.
Правовая охрана общеизвестному товарному знаку
предоставляется на основании решения Палаты по патентным спорам и действует
бессрочно. Правила признания товарного знака общеизвестным в Российской Федерации
определены приказом Роспатента РФ от 17 мая 2000 г. № 38.
Знаком обслуживания признается обозначение, служащее для
индивидуализации выполняемых работ или оказываемых услуг юридических или
физических лиц.
Закон о товарных знаках предъявляет к знакам обслуживания
такие же требования, как к товарным знакам.
Знак обслуживания практически не имеет отличий от товарного
знака и по правовому режиму. Различаются лишь объекты маркировки: если товарные
знаки индивидуализируют и рекламируют товары определенных производителей, то
знаки обслуживания предназначены для различения однородных услуг, оказываемых
разными лицами. Однако на практике указанное различие нередко стирается,
поскольку один и тот же знак может быть зарегистрирован на имя конкретного
владельца и по классу товаров, и по классу услуг.
Для регистрации в качестве знака обслуживания обозначение
может быть заявлено для одного или нескольких классов услуг:
класс 35 - «Реклама»,
36 - «Страхование и финансирование»,
37 - «Строительство и ремонт»,
38 - «Связь»,
39 - «Транспортирование и хранение»,
40 - «Обработка материалов»,
42 - «Разное».
Знаки обслуживания, зарегистрированные для того или иного
класса услуг, охраняются лишь в пределах видов услуг данного класса.
Наименование места происхождения товара - обозначение, представляющее собой или содержащее
современное или историческое наименование страны, населенного пункта, местности
или другого географического объекта или производное от такого наименования и
ставшее известным в результате его использования в отношении товара, особые
свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными
для данного географического объекта природными условиями и (или) человеческими
факторами (п. 1 ст. 30 Закона о товарных знаках).
Природные условия места происхождения товара могут быть обусловлены особенностями
почвы, климата, составом воды, определенной влажностью воздуха и т.д. В
качестве примера можно назвать цейлонский чай, вологодское масло, минеральную
воду, добытую в Боржоми, и т.д.
Особые свойства, относящиеся к людским факторам, включают культурные,
профессиональные и производственные традиции, например, тульские самовары,
уральские самоцветы, оренбургский платок, хохломская роспись, вологодские
кружева и др.
Наименование места происхождения товара весьма сходно с
товарным знаком и знаком обслуживания. Они совпадают по выполняемым функциям и
нередко практически неразличимы по внешней форме, поскольку в качестве товарных
знаков часто используются названия географических объектов. Их основное
различие состоит в том, что товарный знак, в отличие от наименования места
происхождения товара, призван связывать свойства и качества товара с конкретным
его производителем, а не с особыми свойствами географической среды или места
производства товара.
Если в качестве товарного знака заявляется географическое
название или иное обозначение, которое способно создать у потребителей ложное
впечатление о месте производства товара, в регистрации такого товарного знака
должно быть отказано. Исключение составляют случаи, когда наименование места
происхождения товара включается в качестве неохраняемого элемента в товарный
знак, который регистрируется на имя лица, имеющего право на использование
такого наименования.
Правовая охрана наименования места происхождения товара
возникает на
основе регистрации в Федеральной службе по интеллектуальной собственности,
патентам и товарным знакам или в силу международных договоров.
Наименование места происхождения товара может быть
зарегистрировано одним или несколькими юридическими и физическими лицами. Лицо,
зарегистрировавшее наименование места происхождения товара, получает право
пользования им, если производимый данным лицом товар отвечает предъявляемым к
нему требованиям.
Право пользования этим же наименованием места происхождения
товара может
быть предоставлено любому юридическому или физическому лицу, которое в границах
того же географического объекта выпускает товар, обладающий теми же основными
свойствами.
Регистрация наименования места происхождения товара действует
бессрочно.
Свидетельство на право пользования наименованием места действует только в
течение 10 лет. По истечении этого срока возможно продление срока действия
свидетельства каждый раз на 10 лет при условии получения заключения
компетентного органа, подтверждающего, что обладатель свидетельства производит
в границах соответствующего географического объекта товар, сохраняющий
свойства, на основании которых им было получено свидетельство на право
пользования.
Использованием товарного знака считается применение его на товарах, для которых
товарный знак зарегистрирован, и (или) их упаковке правообладателем или лицом,
которому такое право предоставлено на основе лицензионного договора.
Использованием может быть признано также применение товарного
знака в рекламе, печатных изданиях, на официальных бланках, вывесках, при
демонстрации экспонатов на выставках и ярмарках, проводимых в РФ, при наличии
уважительных причин неприменения товарного знака на товарах и (или) их
упаковке.
Юридические и физические лица, осуществляющие посредническую
деятельность, могут на основе договора использовать свой товарный знак наряду с
товарным знаком изготовителя товаров, а также вместо товарного знака
последнего. Таким образом, фирма-посредник рекламирует свой товарный знак
качеством товара фирмы-производителя, закрепляя в сознании потребителя
солидность своей фирмы и качество продаваемого товара.
В соответствии с п. 3 ст. 22 Закона о товарных знаках
правовая охрана товарного знака может быть прекращена досрочно в
отношении всех или части товаров в связи с неиспользованием товарного знака
непрерывно в течение любых трех лет после его регистрации. Заявление о
досрочном прекращении правовой охраны товарного знака может быть подано любым
лицом в Палату по патентным спорам по истечении указанных трех лет при условии,
что товарный знак не используется до подачи такого заявления.
Правообладатель товарного знака может распорядиться
исключительным правом на товарный знак:
1.
согласно ст. 25
Закона о товарных знаках, исключительное право на товарный знак в отношении
всех или части товаров, для которых он зарегистрирован, может быть передано
правообладателем другому юридическому лицу или осуществляющему
предпринимательскую деятельность физическому лицу по договору о передаче
исключительного права на товарный знак (договору об уступке товарного
знака). Уступка товарного знака не допускается, если может ввести в заблуждение
потребителя относительно товара или его изготовителя.
2.
ст. 26 Закона о
товарных знаках закрепляет возможность предоставления правообладателем
(лицензиаром) права пользования товарным знаком другому юридическому лицу или
осуществляющему предпринимательскую деятельность физическому лицу (лицензиату) по
лицензионному договору в отношении всех или части товаров, для которых
он зарегистрирован.
Договор о передаче исключительного права на товарный знак
(договор об уступке товарного знака) и лицензионный договор регистрируются в
федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности. Без
регистрации указанные договоры считаются недействительными.
Закон о товарных знаках закрепляет отдельное правило
использования коллективного товарного знака. Согласно ст. 20 Закона,
коллективный знак и право его использования не могут быть переданы другим
лицам.
Использованием наименования места происхождения товара считается применение его на товаре, этикетках,
упаковке, в рекламе, проспектах, счетах, бланках и иной документации, связанной
с введением товара в гражданский оборот.
Не допускаются использование зарегистрированного наименования
места происхождения товара лицами, не имеющими свидетельства, даже если
указывается подлинное место происхождения товара или наименование используется
в переводе либо в сочетании с такими выражениями, как «род», «тип», «имитация»
и т.п., а также использование сходного обозначения для любых товаров,
способного ввести потребителей в заблуждение относительно места происхождения и
особых свойств товара.
Товары, этикетки, упаковки этих товаров, на которых незаконно
использованы наименования мест происхождения товаров или обозначения, сходные с
ними до степени смешения, являются контрафактными.
Обладатель свидетельства не вправе предоставлять лицензии на
пользование наименованием места происхождения товара другим лицам.
Ответственность за незаконное использование товарного
знака и наименования места происхождения товара.
Согласно ст. 46 Закона о товарных знаках, использование
товарного знака и наименования места происхождения товара в нарушение
требований законодательства влечет за собой гражданскую, административную,
уголовную ответственность.
Защита гражданских прав от незаконного использования
товарного знака,
кроме требований о прекращении нарушения или взыскания причиненных убытков,
осуществляется также путем:
-
публикации
судебного решения в целях восстановления деловой
-
репутации
потерпевшего;
-
удаления с товара
или его упаковки незаконно используемого товарного знака или обозначения,
сходного с ним до степени смешения, либо уничтожения изготовленных изображений
товарного знака или обозначения, сходного с ним до степени смешения.
Лицо, незаконно использующее зарегистрированное наименование
места происхождения товара или сходное с таким наименованием обозначение,
обязано по требованию обладателя свидетельства на право пользования
наименованием места происхождения товара, общественной организации или
прокурора, выполнить следующие действия:
-
прекратить его
использование, возместить всем потерпевшим причиненные убытки, а также внести в
доход местного бюджета полученную при незаконном использовании наименования
места происхождения товара прибыль, превышающую возмещенные убытки;
-
опубликовать
судебное решение в целях восстановления деловой репутации потерпевшего;
-
удалить с товара
или его упаковки незаконно используемое наименование места происхождения товара
или обозначение, сходное с ним до степени смешения, или уничтожить изготовленные
изображения наименования места происхождения товара или обозначения, сходного с
ним до степени смешения.
Согласно ст. 29 Закона о товарных знаках, правовая
охрана товарного знака прекращается:
-
в связи с
истечением срока действия регистрации товарного знака;
-
на основании
вступившего в законную силу решения суда о досрочном прекращении правовой
охраны коллективного знака в связи с использованием этого знака на товарах, не
обладающих едиными качественными или иными едиными характеристиками;
-
на основании
принятого в установленном порядке решения о досрочном прекращении правовой
охраны товарного знака в связи с его неиспользованием;
-
на основании
решения федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной
собственности о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака в случае
ликвидации юридического лица - правообладателя или прекращения
предпринимательско деятельности физического лица - правообладателя;
-
в случае отказа
от нее правообладателя;
-
на основании
решения, принятого по поданному в Палату по патентным спорам заявлению любого
лица о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака в случае
превращения зарегистрированного товарного знака в обозначение, вошедшее во
всеобщее употребление как обозначение товаров определенного вида.
В соответствии со ст. 42 Закона о товарных знаках правовая
охрана наименования места происхождения товара прекращается:
-
в связи с
исчезновением характерных для данного географического объекта условий и
невозможностью производства товара, обладающего указанными в Государственном
реестре наименований мест происхождения товаров свойствами;
-
в связи с утратой
иностранными юридическими или физическими лицами права на данное наименование
места происхождения товара в стране происхождения товара.
-
Действие
свидетельства на право пользования наименованием места происхождения товара
прекращается:
-
в связи с утратой
товаром особых свойств, указанных в Государственном реестре наименований мест
происхождения товаров в отношении данного наименования места происхождения
товара;
-
в связи с
прекращением правовой охраны наименования места происхождения товара;
-
в случае
ликвидации юридического лица - обладателя свидетельства;
-
на основании
поданного в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной
собственности заявления обладателя свидетельства.
Правовая охрана наименования места происхождения товара и
действие свидетельства прекращаются на основании решения Палаты по патентным
спорам федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной
собственности, а также вступившего в законную силу решения суда.
Термин «маркировка» (от франц. «marguer» - отмечать) означает условное
обозначение, надписи, наносимые на упаковку товара или на сам товар, содержащие
сведения о товаре.
Товар не признается готовым к передаче, если он не маркирован
или иным образом не идентифицирован для целей договора.
Обычно на маркировке товара указываются:
-
наименование
товара,
-
назначение
товара,
-
порядок
использования,
-
меры
предосторожности при использовании,
-
количество,
-
качество,
-
состав,
-
дата
изготовления.
Носителем маркировки могут быть:
-
этикетка товара;
-
паспорт изделия,
прилагаемый к нему;
-
бумажный
носитель, приклеиваемый на товар;
-
иные носители.
В международных отношениях применяется Европейский стандарт
символьной маркировки - штриховая маркировка. Она
представляет собой 13 черных и белых штрихов разной ширины, наносимых на
изделие типографским способом.
Штрих-кодовая маркировка предназначена для машинного
считывания. Линии штрихов состоят из четырех групп:
-
Линии первой
группы несут зашифрованную информацию о стране-изготовителе.
-
Линии второй
группы -f о предприятии-изготовителе.
-
Пять штрихов
третьей линии несут в себе информацию о самом товаре.
-
Четвертая линия -
ключ к шифру.
Принцип штрих-кода - кодирование алфавитно-цифровых знаков в виде чередования
черных и светлых полос различной толщины, с последующим считыванием с помощью
сканирующего устройства, которое расшифровывает коды и передает на ЭВМ. В этих
цифрах изготовитель может закодировать необходимые для идентификации сведения о
товаре.
Штрих-код выполняет ряд функций:
-
функции
информационного и идентифицирующего характера
-
автоматизированную
идентификацию товаров с помощью машиносчитывающих устройств;
-
автоматизированный
учет и контроль товарных запасов;
-
повышение
скорости и культуры обслуживания покупателей;
-
информационное
обеспечение маркетинговых исследований.
-
упрощение
документального оформления товаров на разных этапах.
В России штриховые коды также распространены. Их присваивает
товарам Внешнеэкономическая ассоциация автоматической идентификации - ЮНИСКАН.