Понятие правовой культуры и ее виды
Понятие правовой
культуры и ее виды
Правовая культура -
неотъемлемая часть общей культуры народа, базируется на ее началах, является
отражением уровня ее развития, менталитета народа. Формирование правовой
культуры не есть обособленный процесс от развития других видов культуры -
политической, моральной, эстетической. Это комплексная проблема. Их объединяет
общность задачи - создание морально-правового климата в обществе, который гарантировал
бы личности реальную свободу поведения в соединении с ответственностью перед обществом,
обеспечивал бы ее права, социальную защищенность, уважение ее достоинства, т.е.
поставил бы человека в центр экономических, социальных, политических,
культурных процессов.
В зависимости от носителя
правовой культуры различают три ее вида:
правовая культура
общества;
правовая культура
личности;
правовая культура
профессиональной группы.
Правовая культура
общества – разновидность общей культуры, представляющая собой систему
ценностей, достигнутых человечеством в области права и относящихся к правовой
реальности данного общества: уровню правосознания, режиму законности и
правопорядка, состояния законодательства, состояния юридической практики и др.
Высокий уровень правовой культуры является показателем правового прогресса.
Правовая культура в
каждый данный момент "присутствует" в каждой данной точке правовой
реальности, не совпадет с ней полностью, но существует в ней как составная
часть, которая способна выступать в виде характеристики уровня развития этой
реальности.
Культура общества
является результатом социально-правовой активности отдельных личностей,
коллективов и других субъектов права; она выступает отправным моментом, базой
для такого рода активности и в целом для правовой культуры личности.
Правовая культура
личности – это обусловленные правовой культурой общества степень и характер прогрессивно-правового
развития личности, обеспечивающие ее правомерную деятельность.
Правовая культура
личности предполагает:
1. наличие правовых
знаний, правовой информации. Информированность была и остаётся важным каналом
формирования юридически зрелой личности (интеллектуальный срез);
2. превращение
накопленной информации и правовых знаний в правовые убеждения, привычки
правомерного поведения (эмоционально-психологический срез);
3. готовность
действовать, руководствуясь этими правовыми знаниями и правовыми убеждениями,
т.е. поступать правомерно - в соответствии с законом: использовать свои права,
исполнять обязанности, соблюдать запреты, а также уметь отстаивать свои права в
случае их нарушения (поведенческий срез).
Правовая культура
личности характеризует уровень правовой социализации члена общества, степень
усвоения и использования им правовых начал государственной и социальной жизни,
Конституции и иных законов. Правовая культура личности означает не только
знание и понимание права, но и правовые суждения о нем как о социальной
ценности, и главное - активную работу по его осуществлению, по укреплению
законности и правопорядка. Другими словами, правовая культура личности - это ее
позитивное правовое сознание в действии. Она включает преобразование личностью
своих способностей и социальных качеств на основе правового опыта.
Содержанием правовой
культуры личности являются:
1) правосознание и
правовое мышление. Правовое мышление должно стать элементом культуры каждого
человека;
2) правомерное поведение;
3) результаты
правомерного поведения и правового мышления.
Правовая культура
личности (общая и специальная - профессиональная) способствует выработке
культурного стиля правомерного поведения, который формируется в зависимости от:
1. степени усвоения и
проявления ценностей правовой культуры общества;
2. специфики
профессиональной деятельности.
индивидуальной
неповторимости творчества каждой личности.
Культурный стиль
правомерного поведения характеризуется постоянством соблюдения правовых
принципов в правомерном поведении, спецификой решения жизненных проблем,
выражающейся в особенностях выбора варианта правомерного поведения в границах,
которые определены правовым и нормами.
Профессиональная правовая
культура или правовая культура профессиональной группы - одна из форм правовой
культуры общества, свойственная той общности людей, которая профессионально
занимается юридической деятельностью, требующей специального образования и
практической подготовки.
Профессиональной правовой
культуре присуща более высокая степень знания и понимания правовых явлений в
соответствующих областях профессиональной деятельности. Вместе с тем, каждая
юридическая профессия имеет свою специфику, что обусловливает и особенности
правовой культуры различных ее представителей (судей, прокурорских работников,
сотрудников органов внутренних дел, юрисконсультов, адвокатов и т.д.). Причем,
уровень профессиональной культуры, напр., сотрудников милиции различен.
Различия наблюдаются в правовой культуре рядового и начальствующего состава,
офицеров различных подразделений милиции: уголовной, общественной безопасности,
транспортной, государственной автомобильной инспекции, охраны, специальной милиции.
Профессиональная культура работников автомобильной инспекции отличается от
аналогичной культуры сотрудников подразделения уголовной милиции и т.д. Здесь
выявляется общая закономерность: уровень профессиональной культуры сотрудников
милиции, как правило, тем выше, чем ближе они находятся к деятельности,
осуществляемой в сфере права.
Следует признать, что
правовая культура работников юридического труда нуждается в большей зрелости
профессионализме.
Главное в
профессиональной правовой культуре - высокое место права, его верховенство и
соответствующее этому верховенству положение дел в правовом поле государства:
подготовка юридических кадров, роль юридических служб во всех сферах
общественной и государственной жизни, положение суда, адвокатуры, прокуратуры,
нотариата, милиции, развитость научных юридических учреждений и эффективность
работы юридических профессиональных общественных организаций ит.д.
Выделяя три вида правовой
культуры, следует помнить, что в реальной жизни они тесно взаимосвязаны:
правовая культура, как социальное явление, едина; правовая культура общества не
существует вне правовой культуры его членов (личности, группы); она является
условием, формой и результатом культурно-правовой деятельности граждан и их
профессиональных групп.
Структура правовой
культуры общества
Правовая культура
общества складывается из ряда взаимосвязанных элементов:
1) уровень правосознания
в обществе, т.е. степень освоения (выражения знания и понимания) права
гражданами, должностными лицами. Каждый субъект призван: осмыслить, что право
представляет собой огромную ценность в сфере общественных отношений; знать
право, понимать его смысл, уметь истолковать те или иные положения закона,
выяснить его цель, определить сферу действия; уметь применять в практической
деятельности добытые правовые знания, использовать закон для защиты своих прав,
свобод и законных интересов; уметь вести себя в сложных правовых ситуациях и
т.д.
Уровень (объем) знания
права зависит от того, является ли гражданин профессиональным юристом,
работником правотворческой или правоприменительной сферы или он занимается иной
деятельностью.
Для профессионала-юриста
необходимо доскональное знание правовых предписаний. Гражданин - не юрист -
использует минимум правовых знаний, который требуется для его работы, поведения
в быту, семье. Это прежде всего знания принципов права, основных норм
конституционного права (права и свободы, избирательная система и др.),
трудового, семейного, гражданского, предпринимательского права, понимание
единства прав и обязанностей, ответственное отношение к осуществлению того и
другого. Должны быть в общем виде известны гражданину нормы, предусматривающие
и регулирующие юридическую ответственность и общий порядок привлечения к ней,
возраст, с которого наступает юридическая и, прежде всего, уголовно-правовая
ответственность, для коммерсантов - гражданско-правовая ответственность.
Есть такой феномен
правовой культуры как презумпция знания закона, что означает предположение
(условность) о знании лицом закона, принятое с целью нормального
функционирования всей правовой системы и выступающее в качестве непременного
требования правовой культуры.
Наличие даже обширных
юридических знаний у граждан, должностных лиц еще не говорит о высоком уровне
правовой культуры, ибо необходимо не только знать право, но и соблюдать его;
2) режим законности и
правопорядка - состояние фактической упорядоченности общественных отношений,
урегулированных с помощью правовых средств, содержанием которых является
совокупность правомерных действий субъектов права. Прочность правопорядка
зависит от состояния законности, без которой невозможна правовая культура.
Убежденность в необходимости соблюдения правовых предписаний и их соблюдение -
это основа режима законности и правопорядка;
уровень развития правотворческой
деятельности, состояние законодательства, его совершенство по содержанию и
форме, т.е. качество законодательства, его продуманность, согласованность,
сочетание динамичности и стабильности, а также: юридическая техника подготовки;
принятие и опубликование нормативно-правовых актов; решение процедурных
законодательных вопросов. Все это вместе - показатель уровня законодательной
культуры;
состояние юридической
практики, работы правоприменительных (в том числе правоохранительных) органов -
показатель уровня право реализующей культуры, которая проявляется в глубоком
знании законодательства лицами, применяющими его, в четко налаженной работе
правоприменительных органов по рассмотрению правовых вопросов и доведении их до
полного юридического разрешения.
Роль юриста в поддержании
всех составных элементов - показателей правовой культуры общества - является
ведущей.
Правовой нигилизм как
антипод правовой культуры: пути преодоления
Антиподом правовой
культуры является правовой нигилизм общества и личности.
Правовой нигилизм –
деформированное состояние правосознания личности, общества, группы,
характеризующееся осознанным игнорированием требований закона, ценности права,
пренебрежительным отношением к правовым принципам и традициям, исключающее,
однако, преступный умысел.
Игнорирование закона с
преступной целью - самостоятельная форма деформации правосознания. Вместе с тем
правовой нигилизм порождает правонарушения, в том числе уголовные преступления.
Явления правового
нигилизма (неприятие законов, отрицательное отношение к праву) - наиболее
распространенная и укоренившаяся форма деформации правосознания населения в
государствах с авторитарным и тоталитарным режимами.
Правовой нигилизм в
Украине во время ее вхождения в СССР - результат деформации правового регулирования
того времени. В СССР правовой нигилизм выступал в двух формах:
1. теоретической
(идеологической) - когда в унисон с марксистско-ленинской теорией на
государственном уровне обосновывались идеи: а) об отмирании государства и права
при социализме и тем самым принижалась роль права; б) о предпочтительности
всемирной пролетарской революции перед правами человека; в) о превосходстве
постановлений Коммунистической партии перед законом и др.;
2. практической - когда
а) было накоплено огромное количество нормативных актов либо морально
устаревших, либо содержащих декларации и призывы, либо не имеющих ясности и
четкости формулировок и противоречащих друг другу. Распространившаяся порочная
практика, согласно которой закон не действовал до тех пор, пока он не обрастал
инструкциями или ведомственными приказами, привела к правовой деградации
общества, породила неверие в закон, пренебрежение им; б) установленные
государством правовые нормы не соблюдались государственными же органами,
ведомственными и должностными лицами, которые прикрывали нарушения законности
оправдательными объяснениями типа "в интересах народа", "для
выполнения плана" и др., что породило ведомственный правовой нигилизм и
даже правовой цинизм со стороны высших должностных лиц государства.
Правовой нигилизм
украинского общества советского периода возник не на голой почве: он имел
глубокие исторические корни. Многовековая правовая необеспеченность общества,
неравенство перед законом и судом, правовой цинизм правительства и других
высших органов власти, попрание национальной самобытности народа - все это,
говоря словами А.И. Герцена, "убило всякое уважение к законности" в
Российском государстве, в состав которого на протяжении ряда столетий входила
значительная часть Украины.
В настоящее время причинами
проявления правового нигилизма в Украине можно считать следующие:
1) экономические -
процесс разрушения старого хозяйственного организма (нежизнеспособного, но все
же целостного) значительно опережает становление украинской экономики как
саморегулируемой системы производственных связей и материальных возможностей
производства - на основе экономической свободы. Граждане лишились привычных
условий трудовой деятельности и, силу невозможности и неспособности быстро
адаптироваться к новой экономической обстановке, возникли неудовлетворенность,
апатия, агрессивность, неуверенность в завтрашнем дне, неверие в законы;
социальные - социальная
напряженность как результат ослабления социальной ответственности государства и
неуравновешенности социальной политики. Нерегулярной оплатой труда, повышением
платы за коммунальные услуги, низким уровнем социального обеспечения (при
наличии инфляции) государство вольно или невольно провоцирует (независимо от социально-психологической
неустойчивости личности) нигилистическое отношение к праву и закону;
политические - распад
СССР, отмена однопартийной системы, утверждение идеологического и политического
плюрализма, трудности формирования политической системы украинского общества
обнаружили неподготовленность демократических общественных сил к быстрым
историческим преобразованиям, отсутствие прагматической демократической
идеологии и политики для переходного периода. Это привело к политической
неустойчивости общества, которая повлекла за собой игнорирование законов;
идеологические - падение
прежних идеалов, низкий уровень правосознания как следствие разрушения
существовавшей ранее системы правового воспитания и только начавшегося
формирования новой. Правосознание гражданина оказалось неподготовленным к
снятию криминала со многих деяний, считавшихся ранее преступными (спекуляция
товарами, частнопредпринимательская деятельность, коммерческое посредничество и
др.), и одновременным вступлением в действие принципа “дозволено все, что не
запрещено законом”. Свободу выбора гражданин воспринял как вседозволенность;
юридические:
- в сфере правотворчества
- отсутствие последовательности, логичности, принимаемых законов и подзаконных
актов, их противоречивость подрывают веру в качество законов, служат основанием
для правового нигилизма (напр., нормативные акты о налогах неконкретны,
неполны, казуистичны);
- в сфере
правоохранительной деятельности - слабое раскрытие преступности, их
коррумпированность создают условия для возможности обойти закон, порождают
неустойчивость правомерного поведения.
Итак, неупорядоченность
законодательства, его нестабильность и противоречивость, низкая правовая
культура, неотлаженность механизма приведения в действие принимаемых законов и
ряд иных названных выше причин порождают правовой нигилизм.
В качестве специальных
средств сведения к минимуму правового нигилизма следует назвать:
- совершенствование
правотворчества, обеспечение должного качества принимаемых законов (в том числе
уменьшение запрещающих норм в новом законодательстве по сравнению с
предыдущим), наличие развитого законодательства, стабильности и единообразия в
регулировании общественных отношений;
наличие развитой системы
правоприменительной деятельности; упрочение законности, учет каждой юридической
ситуации, повышение роли суда;
повышение эффективности в
деятельности правоохранительных органов по предотвращению правонарушений.
Необходима систематическая работа по повышению профессиональной культуры всех
субъектов правоохранительной системы, что будет способствовать преодолению
недоверия населения к работе правоохранительных органов;
повышение уровня
правосознания и правовой культуры населения, которое позволило бы закону
работать. Этому в немалой степени призвано помочь улучшение правовой
информации;
качество
профессионального обучения и воспитания юристов, других должностных лиц.
Важное значение в
преодолении правового нигилизма отведено правовому всеобучу, в котором роль
юриста является ведущей.
Правовое всеобщее
обучение (правовой всеобуч) как условие развития правовой культуры
Правовой всеобуч – единая
общегосударственная система изучения законодательства, которая охватывает все слои
населения, всех государственных служащих. Правовой всеобуч и правовое образование
- по сути одно и то же. Правовое образование, как и правовое воспитание,
представляет собой процесс усвоения знаний об основах государства и права,
воспитания у граждан уважения к закону, к правам человека, формирование у членов
общества чувства причастности к законности и правовому порядку.
Правовое образование -
необходимый элемент правовой культуры, условие правовой воспитанности личности.
На всех уровнях образования должно проводиться правовое обучение.
Структура образования
включает образование: дошкольное, общее среднее, внешкольное,
профессионально-техническое, высшее, последипломное, аспирантуру, докторантуру,
самообразование (см. ст.29 Закона Украины "Об образовании" от
23.03.1996 г. с изменениями и дополнениями).
В Украине разработана
"Программа правового образования населения", которая утверждена
Постановлением Кабинета Министров Украины от 29.05.1995 г., где, в частности,
подчеркивается, что правовое образование является обязательным для всех
дошкольных воспитательных, средних образовательных, высших учебных заведений,
учебных учреждений повышения квалификации и переподготовки кадров, т.е.
внимание акцентируется на преемственности в деле правового образования.
Переход к рыночным
отношениям вызвал необходимость в правовом образовании руководителей,
специалистов, должностных лиц коммерческих корпораций, руководителей и
специалистов народного хозяйства. Правовое образование должностных лиц имеет
целью не только овладение минимумом правовых знаний, но и умение их
использовать: все управленческие решения должны отвечать «букве» и «духу»
закона.
Важное значение имеет
информирование населения о деятельности организаций юстиции и текущем
законодательстве.
Средствами обеспечения
такой информации являются:
- ознакамливающие и
разъясняющие материалы о правовых актах в прессе (в каждой газете должны быть
рубрики типа "Правовое образование", "Юридический всеобуч",
"Консультирует юрист", "Спрашивайте - отвечаем");
- правовые радио и
телевизионные журналы типа "Право", "Закон" и др. в
республиканском (Автономная республика Крым), областных, городских и районных
центрах;
- юридические газеты,
целью которых является распространение правовых знаний (напр., "Юридичний
вісник України" и др.);
-
организационно-образовательные мероприятия: пресс-конференции, брифинги,
встречи, лекции, беседы, семинары, вечера вопросов и ответов, консультации и
др.
Пресс-конференция - собрание
представителей прессы, телевидения, радио, которое официально созывается
управлением юстиции (возможно совместно с УВД, прокуратурой, областным и
арбитражным судами, организацией союза юристов и другими) для важной информации
правового характера, ответов на вопросы.
Брифинг - короткая
пресс-конференция.
Встреча - беседа
руководителя или специалиста с одним или группой журналистов, как правило, по
их инициативе.
Заслуживающим внимания
является предложение о создании справочной информационно-правовой телефонной
службы для оперативных ответов на вопросы индивидов, испытывающих потребность в
выборе линии своего поведения с точки зрения соответствия нормам права, закона.
С целью эффективного
решения задач правового обучения граждан необходимо объединение усилий
государственных органов и общественных организаций.
Юридические учреждения
(органы внутренних дел, прокуратура, суд, нотариальная контора, юридическая
фирма) призваны организовать конкретное участие юристов-практиков и ученых в
разъяснении населению актов законодательства в информировании граждан о
состоянии охраны правопорядка. На представителей юридической профессии
возлагается обязанность обучать и просвещать общество относительно принципов
правового государства, значения независимой судебной системы, возможных и
надлежащих способах осуществления их прав и обязанностей.
Функции (основные
направления развития) правового всеобуча:
1. правовое образование и
воспитание молодежи;
2. правовое образование
депутатского корпуса всех уровней;
3. правовое образование
работников органов исполнительной власти на местах;
4. правовое образование
работников органов управления общественных организаций;
5. правовое образование
должностных лиц коммерческих корпораций - ассоциаций, концернов, межотраслевых,
региональных и иных объединений;
правовое образование
правонарушителей в местах лишения свободы и др.;
методическое обеспечение
правового всеобуча (поддержка совокупности современных принципов, форм, методов
и способов правового образования и информации, активное участие в их
осуществлении).
Наряду с обучением
граждан конкретным правовым нормам важно внедрить в общественное сознание
прошедшие испытание временем и проверенные практикой правовые аксиомы.
Правовые аксиомы должны
включать знания о:
1. правовых стимулах -
правовых побуждениях к законопослушному поведению, которые создают условия для
удовлетворения собственных интересов субъекта (напр., льгота, право на
собственность и др.);
2. правовых ограничениях
- правовых сдерживаниях противоправного поведения, которые создают условия для
удовлетворения интересов контр субъекта, охраны и защиты общества (напр.,
ограничение дееспособности детей; установленные законом избирательные
ограничения и др.).
Задача юридической науки
- осуществить отбор таких юридических аксиом, следование которым исключало бы
рассогласование поведения человека с законом. Задача юридической практики
(юристов-профессионалов) - внедрить их в правосознание граждан эффективной
профессиональной деятельностью юриста-специалиста.
Профессиональная культура
юриста как личности и ее роль в развитии правовой культуры общества
Профессиональная культура
юриста неотделима от правовой культуры общества. Чем выше уровень правовой
культуры общества, тем выше профессиональная культура юриста. В свою очередь,
как видно из структуры правовой культуры, от профессионализма деятельности
юристов зависит состояние правовой культуры общества и личности - не юриста.
Уровень профессиональной
правовой культуры, т.е. правовой культуры профессиональной группы - сообщества
юристов, определяется степенью развитости культуры каждого из его членов, т.е.
степенью общего образования, уровнем его квалификации. Каждый юрист на своем
рабочем месте должен соответствовать своей профессии и тем самым укреплять не
только свой престиж, но и престиж сообщества юристов.
Юрист - личность. Именно
- личность, поскольку юрист призван стать выше своих обыденных привычек,
желаний: он должен делать свое дело так, как этого требуют высшие интересы
общества. Клиенты юриста - также личности. Преступники - часто личности
сильные, целенаправленные, вести поединок с которыми совсем не просто. Нередко
работа над раскрытием и расследованием преступлений - это схватка между
личностями, характерами. Человек формируется в личность в процессе социальной
практики. Получение юридического образования - лишь первый шаг к утверждению
себя как личности. Юридическое образование должно обеспечить знание и понимание
речи и мастерства, необходимых для практикующего юриста, включая понимание
правовых и этических обязательств, а также прав и основных свобод человека,
признанных законодательством страны и международным правом.
Теоретический уровень
правовой культуры представляет собой научные знания о сущности, характере и
взаимодействии правовых явлений вообще, всего механизма правового
регулирования, всего правового поля государства, а не только его отдельных
направлений.
Правовая культура юриста
усматривается в критическом творческом осмыслении правовых норм, законов,
правовых явлений сточки зрения их гуманистического, демократического и
морального содержания.
В культуру юриста входит
знание государственного языка Украины, а также особенностей этической культуры
и национальных традиций того региона, где юрист осуществляет профессиональную деятельность.
Профессиональная культура
юриста имеет такое содержание:
знание законодательства и
возможностей юридической науки.
Тот, кто не знает закона,
не может быть его блюстителем, охранять права и свободы граждан;
убежденность в
необходимости и социальной полезности законов и подзаконных актов, в ценности
права как меры свободы и справедливости. Общество и государство не может и не
должно терпеть невежд, зазнаек, дилетантов на должностях, которые связаны с
вопросами укрепления правопорядка, законности, охраной и защитой прав и свобод
граждан;
умение пользоваться
правовым инструментарием - законами и другими правовыми актами в повседневной
деятельности, прибегать к использованию всех достижений юридической науки и
практики при принятии и оформлении решений.
Профессионализм и
справедливость торжествует в юридической практике лишь тогда, когда юрист как
служитель закона честно исполняет свой морально-правовой долг, постоянно
повышает свое мастерство и шагает в ногу с достижениями теоретической и
практической юриспруденции.
Самостоятельной является
проблема преодоления правового нигилизма юриста-практика, его некомпетентности,
низкого профессионализма, неумения разобраться в конкретных жизненных
ситуациях, дать им правильную юридическую оценку, в результате чего появляются
незаконные и необоснованные решения. Необходимо отказаться от подготовки юристов-середнячков,
от выпуска дипломированных специалистов, не имеющих надлежащего понятия о своей
профессии. Будущим профессионалам целесообразно излагать юридические науки на
основе плюрализма мысли ученых, юридических школ, уделять внимание развитию
творческого понимания правовых проблем, возникающих в обществе, а также давать
им необходимые практические навыки: выступать публично, общаться с людьми,
грамотно составлять юридические документы и др.
Культура
юриста-профессионала должна быть более высокой, чем правовая культура личности
- не юриста, что в значительной степени определяется развитием
профессионального мышления юриста.