Понятие и признаки нормы права
КОНТРОЛЬНАЯ
РАБОТА
по курсу
«Теория государства и права»
Вопрос 1.
Понятие и признаки нормы права
Правовая норма – это исходный
элемент, своего рода «кирпичик», из которых построено все право. Объективное
право и правовая норма соотносятся как целое и его часть, а точнее – как
система и ее элемент. При этом, разумеется, нельзя ставить знак равенства между
свойствами права в целом и свойствами ее элемента – правовой нормы (так же как,
например, свойства и качества дома не могут быть сведены к качествам и свойствам
элементов, из которых он состоит).
Свойства (качества, признаки)
правовой нормы определяются двумя началами:
а) принадлежностью правовых норм к
нормам социальным;
б) юридической природой норм права.
Юридическая природа правовых норм
определяет их следующие специфические признаки:
1. Норма права непосредственно
исходит от государства или санкционируется им.
2. Представляет собой
государственно-властное веление.
3. Охраняется силой государства,
возможностью реализации на основе государственного принуждения.
4. Норма права – общеобязательное
правило поведения (она обязательна для всех тех лиц, которые являются ее
адресатами независимо от их общественного положения, субъективного отношения к
юридическим предписаниям и т. п.).
5. Норма права обладает качеством
формальной определенности:
а) с точки зрения внутренней
организации (внутренней формы) она должна быть точным, конкретным предписанием;
б) в плане внешней формы она должна
содержаться в официальных источниках (формах) права (в нормативно-правовых
актах и др.).
6. Действует как
интеллектуально-волевой регулятор поведения. Здесь имеется два аспекта. Первый
связан с самим механизмом действия правовых норм: правовые нормы могут
регулировать поведение людей, только будучи осознаны ими (интеллектуальный
момент) и через воздействие на их волю своим властным содержанием (волевой
момент). Другой аспект волевого характера правовой нормы состоит в том, что
она, как и право в целом, выражает государственную волю.
7. Нормы права, которые
непосредственно регулируют поведение (а таких норм большинство), имеют
предоставительно-обязывающий характер, то есть действуют через предоставление
субъектам права юридических прав и возложение на них юридических обязанностей.
Вопрос 2.
Структура нормы права
Юридическая норма, будучи исходной
единицей (элементом) системы права, в свою очередь также представляет собой
систему (мини-систему), в которой могут быть найдены свои элементы и свои связи
между элементами.
По давней традиции в норме права
выделяют три элемента, которые носят названия «гипотезы», «диспозиции» и
«санкции». Гипотезой называют ту часть нормы, которая указывает на условия
вступления нормы в действие (дает описание юридических фактов). Диспозиция –
это «та часть нормы, которая указывает на содержание самого правила поведения,
то есть на юридические права и обязанности, возникающие у субъектов» (С.С.
Алексеев). Санкция – та часть нормы, которая указывает на меры правового
принуждения, следующие за нарушение диспозиции, и словесная схема такого
подхода выглядит следующим образом: «если..., то..., а в противном случае...».
а) указания на определенные
юридически значимые обстоятельства;
б) указания на те правовые
последствия, которые эти обстоятельства вызывают.
Поэтому если задача анализа текста
нормативно-правового акта ограничивается выяснением правовых последствий,
которые вызывают те или иные юридические факты, то достаточно двухэлементной
конструкции правовой нормы по схеме: «если..., то...».
С другой стороны, если внимательно
рассмотреть трехзвенную конструкцию нормы, то можно заметить, что в ней
отсутствует еще один элемент, а именно – указание на условия действия санкции.
Ведь правоотношения возникают как на основе диспозиции (позитивные,
регулятивные правоотношения), так и на основе санкции (охранительные, защитные
правоотношения). А для того, чтобы правоотношение возникло, необходимо минимум,
как уже было замечено, два элемента. Поэтому юридически целостная правовая
норма состоит не из трех, а из четырех элементов, а точнее – из двух
двухэлементных нормативно-правовых предписаний по схеме: «если..., то..., а
если..., то...». Первое предписание в этой схеме имеет регулятивный (позитивный)
характер, а второе – охранительный (защитный, обеспечивающий). Поэтому, если
требуется проследить логико-юридические связи на уровне нормы, то есть найти не
только регулятивную норму, но и обеспечивающее ее юридическое предписание, то
следует использовать конструкцию взаимосвязи двух двухэлементных норм.
Вопрос 3.
Способы изложения правовых норм
Соотношение нормы права и статьи
нормативно-правового акта – это часть общей проблемы соотношения системы права
и системы законодательства. Так же как не совпадают система права и система
законодательства, не совпадают и норма права и статья нормативного акта. Прежде
всего, их различие состоит в том, что они являются элементами разных систем:
норма – исходный элемент системы права, статья – исходный элемент системы законодательства.
Статьи по отношению к нормам
выполняют те же функции, что и система законодательства выполняет по отношению
к системе права: служат их внешнему закреплению и выражению. Между нормой и
статьей нет прямого, «зеркального» соответствия: одна статья может содержать
несколько юридических норм, и наоборот – элементы одной и той же нормы могут
находиться в нескольких статьях нормативного акта или даже в разных
нормативно-правовых актах. Может иметь место и прямое совпадение – в одной
статье содержится одна норма.
Таким образом, проблема состоит в
том, чтобы с учетом этих различий и разных способов изложения норм права
отыскать все элементы и связи юридической нормы и представить ее в целостном
виде.
Законодатель использует следующие
способы изложения норм права в нормативно-правовых актах:
1) прямой, когда все элементы
юридической нормы воспроизводятся в статье непосредственно и в очевидной
взаимосвязи друг с другом;
2) отсылочный, когда в статье один из
элементов юридической нормы указывается путем отсылки к другой, конкретной, как
правило, родственной статье этого же нормативно-правового акта;
3) бланкетный, когда статья указывает
на элемент нормы права путем отсылки не к конкретной статье, конкретному
законоположению (как это имеет место при отсылочном способе изложения), а как
бы к другому порядку правового регулирования – правилам совершения какого-либо
вида деятельности, правилам международного договора и т. п. В данном случае
статья представляет собой нечто вроде «бланка», который заполняется другим законом,
другим источником права.
Вопрос 4.
Классификация норм права
Правовые нормы делятся на виды по
различным основаниям.
Первая и наиболее очевидная
классификация – в зависимости от принадлежности правовой нормы к той или иной
отрасли права: гражданско-правовые нормы, административно-правовые нормы, нормы
трудового права и т. д.
В зависимости от функций права
юридические нормы можно поделить на регулятивные и охранительные. Регулятивные
нормы обеспечивают позитивное регулирование поведения, а охранительные – их
защиту в случае нарушения.
По характеру изложения в
нормативно-правовом акте они делятся на управомочиваюшие, обязывающие и
запрещающие. Это деление достаточно условно, ибо любая правовая норма,
непосредственно регулирующая поведение, имеет предоставительно-обязывающий
характер.
В системе права можно выделить группу
специальных (специализированных) норм, которые сами непосредственно не
регулируют поведение, но помогают в этом другим нормам через системные связи
права. К таким нормам относятся:
а) общие нормы (например,
устанавливающие общие условия исполнения обязательств, нормы о
правосубъектности);
б) дефинитивные (нормы-дефиниции),
формулирующие законодательные определения понятий (понятие преступления,
понятие юридического лица и др.);
г) оперативные, которые отменяют
нормы права, распространяют их действие на новые сферы, продлевают их действие
и т.д.;
д) коллизионные, которые призваны
решать «коллизии» между нормами права, их столкновения, то есть регулировать
выбор между нормами.
По сфере действия юридические нормы
подразделяются на общие и местные.
По времени действия – на общие
(установленные на неопределенный срок) и временные (действующие лишь на
определенном отрезке времени).
По степени свободы воли адресатов -
на императивные и диспозитивные. Первые содержат категорические предписания,
которые не оставляют места усмотрению сторон. Вторые действуют постольку, поскольку
иное не установлено соглашением сторон.
По юридической силе – на нормы закона
и нормы подзаконных актов.
Вопрос 5.
Понятие системы права и системы законодательства
Системность права предполагает его
следующие характеристики:
а) единство, целостность;
б) внутреннюю расчлененность,
дифференцированность, наличие элементов;
в) наличие структуры –
целесообразного способа связи элементов;
г) наличие цели (как
системообразующего фактора).
Элементы в системе права могут быть
выделены как минимум на четырех уровнях:
а) на уровне отрасли права:
б) на уровне института права;
в) на уровне нормы права;
г) на уровне элементов нормы права.
Система права и система
законодательства – это хотя и тесно связанные, но разные системы. У них разное
целевое назначение и разное строение. Система права характеризует строение
(элементы и структуру) правовой информации (содержания права) и обеспечивает
действие права как информационно-регулятивной системы. Система законодательства
характеризует строение носителя правовой информации, и задача ее состоит в том,
чтобы обеспечивать надежное хранение этой информации и ее эффективное использование.
Система законодательства (а под
«законодательством» в контексте данной проблемы следует понимать всю
совокупность нормативно-правовых актов вплоть до других официальных форм
выражения права) – результат специальной деятельности полномочных органов
(имеющих «право на правотворчество»), и в этом плане она может быть более
совершенна или менее. В теории этот момент характеризуется как зависимость
системы законодательства от субъективного фактора.
Если элементами системы права
являются нормы, институты, отрасли, то элементы системы законодательства –
нормативно-правовые акты и составляющие их элементы (разделы, главы, статьи,
пункты и др.). Выделяют также отрасли законодательства.
Своеобразием отличаются системы
законодательства в федеративных государствах. Примером здесь может служить
законодательство России, в состав которого входят как общефедеральное
законодательство, так и законодательные подсистемы субъектов Федерации.
Список
литературы
1. Конституция РФ.
2. Алексеев С.С. Государство и
право. Начальный курс. М.: Юридическая литература, 2004.
3. Законность в Российской
Федерации. Сборник статей. М, 2006.
4. Клочков В.В. Требования
законности: понятие, виды, генезис.//Конституционная законность и прокурорский
надзор. М., 2006.
5. Кудрявцев В.Н. Право как
элемент культуры. Право и Власть. М., 2006.
6. Лазарев В.В. и др. Общая
теория права и государства. М., 2004.
7. Матузов Н.И. Право и
личность. Общая теория права. Н. Новгород, 2003.
8. Новый юридический
энциклопедический словарь. М, 2007.