Полномочия президента России в законодательном процессе
КУРСОВАЯ РАБОТА
Полномочия президента
России в законодательном процессе
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ПРЕЗИДЕНТ
РОССИИ: полномочия, место в системе органов власти
1.1
Основные
полномочия Президента РФ
1.2
Место
Президента РФ в системе органов государственной власти
ГЛАВА II. ПРЕЗИДЕНТ РФ И ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ
ПРОЦЕСС
2.1 Компетенция и полномочия Президента
РФ в законодательном процессе
2.2 Юридическая природа правовых актов
Президента РФ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Наша работа посвящена
изучению роли президента России в законодательном процессе страны.
Президент РФ в
соответствии с конституцией страны, обладает широким кругом полномочий,
необходимых для реализации его функций как главы государства. Эти полномочия
затрагивают, по сути дела, все стороны государственной деятельности, и
Президент, в конечном счете, ответственен за слаженную и сбалансированную
работу всех государственных структур.
В настоящее время роль
Президента РФ в системе органов государственной власти чрезвычайно высока, заметна
также его роль в законодательном процессе, которая представляет собой
исключительное для российского права явление. Этим определяется актуальность
нашей работы.
Цель нашей работы –
раскрытие роли Президента России в законодательном процессе.
В соответствии с
поставленной целью выделяются следующие задачи работы:
- рассмотреть роль
Президента Российской Федерации в системе органов государственной власти РФ;
изучить основные полномочия Президента Российской Федерации;
- выявить компетенцию и
полномочия Президента РФ в законодательном процессе; проанализировать
юридическую природу правовых актов Президента;
Настоящие задачи
формируют структуру работы, которая состоит из введения, двух глав (по два
параграфа в каждой), заключения, списка использованной литературы.
При подготовке
настоящей работы мы пользовались специальной литературой таких авторов как В.
Адамов, М. Баглай, Г. Виев, Е. Козлова, В. Круглова, В. Любарской, А. Мишарина,
В. Таркова и других. Анализ этих трудов позволяет нам сделать вывод о том, что
роль президента России в законодательном процессе достаточно хорошо освящена в
отечественном праве.
Кроме того мы
пользовались текстами некоторых, важных для контекста нашей работы, нормативных
документов Российской Федерации.
ГЛАВА
I. ПРЕЗИДЕНТ РОССИИ: полномочия, место в системе органов власти
1.1
Основные
полномочия Президента РФ
Для того, чтобы понять
роль и место полномочий президента России в законодательном процессе, нам
представляется необходимым вначале дать краткий обзор всем, конституционно
закрепленным, полномочиям этого должностного лица.
Итак, основные
полномочия Президента РФ можно разделить на несколько основных групп[1]:
- полномочия
Президента РФ, связанные с формированием других государственных органов и по
оказанию воздействия на их деятельность;
- полномочия
Президента РФ, связанные с деятельностью Федерального собрания;
- полномочия
Президента РФ в области внутренней политики;
- полномочия
президента РФ в области обороны и внешней политики;
- другие
полномочия Президента РФ.
Обозначим основные
полномочия Президента согласно действующим нормативным актам Российской
Федерации, к ним относятся[2]:
- назначение
Председателя правительства РФ (с согласия нижней палаты парламента);
- право
председательствовать на заседаниях Правительства РФ;
- право принятия
решения об отставке правительства РФ;
- представление
Государственной Думе кандидатуры для назначения на должность Председателя
Центрального банка Российской Федерации; постановка вопроса об освобождении его
с должности;
- право назначения
на должность и освобождение от неё заместителей Председателя Правительства
России, а также федеральных министров;
- представление Совету
Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Высших судов Российской
Федерации, а также кандидатуры Генерального прокурора Российской Федерации;
- внесение в Совет
Федерации предложения об освобождении от должности Генерального прокурора
Российской Федерации;
- право назначать судей
других федеральных судов;
- формирование Совета
Безопасности;
- утверждение военной
доктрины Российской Федерации;
- формирование
Администрации Президента РФ;
- назначение и
освобождение полномочных представителей РФ;
- назначение и
освобождение высшего командования Вооруженных сил РФ;
- назначение
и отзыв дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных
государствах и международных организациях;
- назначение выборы в
Государственную Думу;
- право роспуска
Госдумы РФ;
- право назначения
референдума;
- право внесения
законопроект в Государственную Думу;
- обращается
к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об
основных направлениях внутренней и внешней политики государства;
Кроме того действующим
законодательством оговариваются отдельные вопросы, связанные с осуществлением
полномочий Президента РФ в сфере внутренней и внешней политики, в сфере обороны,
а также другие полномочия Президента РФ[3].
Каждая из названных
сфер включает в себя широкий круг полномочий Президента, которые реализуются им
как непосредственно, так и в тесном взаимодействии с другими федеральными
органами государственной власти и различными методами:
- в правовых формах,
посредством издания указов и распоряжений, определения приоритетных направлений
деятельности всех государственных структур;
- разработкой
федеральных программ;
- проведении различного
рода организационных мероприятий;
- встреч с
руководителями различных органов, как федеральных, так и региональных, с
представителями партий иных общественных объединений и др.[4].
Как мы видим,
полномочия Президента РФ чрезвычайно широки и охватывают все
стороны государственной деятельности, и Президент, в конечном счете,
ответственен за слаженную и сбалансированную работу всех государственных
структур[5].
В целом, Конституция
предоставила главе государства все необходимые полномочия для управления
государственными делами. В связи с этим фактом, можно говорить об особом месте
Президента РФ, в системе органов государственной власти России, которое мы
рассмотрим в дальнейшем изложении.
1.2
Место
Президента РФ в системе органов государственной власти
Изучим место Президента
РФ в системе органов государственной власти России.
Сразу оговоримся, что в
Конституции РФ нет прямого определения характера государственной власти в
России, однако большинство специалистов склоняется к мысли о том, что в России
сложилась система президентской республики.
Отметим здесь, что
президентская республика подразумевает четкое разделение двух властей:
сосредоточения сильной исполнительной власти в руках президента, а
законодательной — в руках парламента. Исходя из того факта, что в руках Президента
РФ, в том числе, сосредоточены и некоторые законодательные функции (о чем мы
поговорим ниже), Россию иногда называют «суперпрезидентской» республикой[6].
В то же время, наверное,
нельзя говорить о том, что власть Президента в РФ, никем и ничем не ограничена,
напротив – действующее законодательство предусматривает ряд механизмов, которые
защищают Российский государственный строй от впадения в различного рода
деспотические режимы. В этом контексте важна, уже традиционная для современного
российского права теория и практика разделения властей.
Итак, формулировка
статуса Президента РФ, содержащаяся в действующей конституции РФ, означает, что
президент занимает особое место в системе органов государственной власти, не
входит на прямую, непосредственно ни в одну из трех ветвей[7]
власти.
Напомним, что в
соответствии со статьей 10 Конституции РФ, в России закреплен принцип
осуществления государственной власти в России действует на основе ее разделения
на законодательную, исполнительную и судебную. Выделение этих ветвей власти не
исключает, а предполагает наличие такого органа, который обеспечивает
согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти,
возлагаемое на Президента[8].
Статус президента РФ
как главы государства проявляется во всех его конституционно и законодательно
определенных полномочиях. В обобщенной форме функции главы государства
сформулированы в ст. 80 Конституции РФ, установившей его дефиницию как главы
государства: Президент является гарантом Конституции, прав и свобод человека и
гражданина. Он должен принимать меры к тому, чтобы не допускалось нарушение
Конституции, конституционный механизм защиты прав и свобод работал бесперебойно[9].
Конкретные полномочия Президента,
закрепленные в Конституции, обеспечивают возможности эффективно реализовать эту
функцию. Среди них – право вето, право законодательной инициативы, обращения с
запросом в Конституционный Суд РФ, роспуска Государственной думы, отставки
Правительства и многие др.
Таким образом, подведем
основные предварительные итоги нашего изложения:
- основные полномочия
Президента РФ можно разделить на несколько основных групп: Полномочия Президента
РФ, связанные с формированием других государственных органов и по оказанию
воздействия на их деятельность; связанные с деятельностью Федерального
собрания; в области внутренней политики; в области
обороны и внешней политики и другие полномочия Президента РФ. Осуществление
этих полномочий предполагает определенные права и функции президента в
законодательном процессе;
- дефиниция
статуса Президента РФ, содержащаяся в действующей конституции РФ, означает, что
президент занимает особое место в системе органов государственной власти, не
входит на прямую, непосредственно ни в одну из трех ветвей;
- в России закреплен
принцип осуществления государственной власти в России действует на основе ее
разделения на законодательную, исполнительную и судебную.
Выделение этих ветвей
власти не исключает, а предполагает наличие такого органа, который обеспечивает
согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти,
возлагаемое на Президента.
Таким образом, мы
рассмотрели основные полномочия Президента России в его роль и место в сфере
органов государственной власти. Осуществление полномочий Президента РФ
предполагает определенную его компетенцию в сфере правотворчества. Эту
компетенцию мы рассмотрим в дальнейшем изложении.
ГЛАВА II. ПРЕЗИДЕНТ РФ
И ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС
2.1 Компетенция и
полномочия Президента РФ в законодательном процессе
Изучим основные
полномочия Президента РФ в законодательном процессе и определим его компетенцию
в нем.
Законодательные полномочия Президента связаны со сферами законодательства и
исполнения законов. Как уже было отмечено выше, Президент имеет право законодательной
инициативы и отлагательного вето. Разберем подробнее эти права.
Право законодательной
инициативы представляет собой один из весомых рычагов влияния Президента
Российской Федерации на политическую реальность – под этим правом
подразумевается внесение в Государственную Думу законопроектов.
Важно отметить, что в
отличие от верховных судов Российской Федерации, которые наделяются правом
законодательной инициативы по предметам их ведения, главу государства Основной
закон не ограничивает[10].
Президент РФ может вносить законопроекты по любому вопросу, в том числе о поправках
и пересмотре положений Конституции РФ. С момента принятия Конституции
Российской Федерации это право практикуется главой государства довольно широко[11].
Для президента характерны законодательные инициативы, прежде всего по вопросам,
касающимся государственного строительства, поскольку именно он отвечает за
стабильное существование системы публичной власти, а также за ее
совершенствование.
Право вето. Президент
имеет возможность оказывать влияние и на содержание законопроектов путём
использования права вето, т. е. права, не подписывая, отклонить закон, принятый
Федеральным Собранием.
К сфере исключительной
компетенции Президента Российской Федерации относится право роспуска Государственной
Думы, предполагающее непосредственное воздействие главы государства на
законодательный процесс, в этом плане это право можно рассматривать в контексте
логического продолжения права вето[12].
Подписание Президентом
принятого Федеральным Собранием закона – еще одна форма его участия в
законодательной деятельности и завершающей стадии законодательного процесса[13].
Ежегодное послание
Президента России – это особая разновидность официального политико-правового
документа и относится к актам президента, а значит, может трактоваться как
определенные полномочия Президента в законодательном процессе[14].
В целом, полномочия и
компетенция, президента в законодательном процессе, не превращают Президента в
орган законодательной власти, а значит, не противоречат принципу разделения
властей. Они, скорее направлены на осуществление полномочий Президента РФ как
гаранта конституции и носят скорее уточняющий характер[15].
Также надо отметить,
что юридическая природа указов и распоряжений Конституцией РФ не формализована
и потому нуждается в отдельном рассмотрении. Этому рассмотрению будет посвящена
следующая часть нашей работы.
2.2 Юридическая природа
правовых актов Президента РФ
Исключительное
законодательное право Президента — издавать указы и распоряжения. Кроме
Президента РФ указы и распоряжения не могут издавать ни один из органов
государственной власти.
Указы и
распоряжения Президента - это властные акты, обязательные для исполнения на
всей территории России.
Нормативные
акты Президента имеют особое значение для функционирования единой системы
исполнительной власти в Российской Федерации. Наряду с Конституцией и
федеральными законами нормативные указы Президента являются правовой базой
издания Правительством его актов.
Часть
первая статьи 90 Конституции РФ точно определяет виды актов, издаваемых
Президентом страны, в которые облекаются его властные решения. Они могут быть
нормативными и индивидуальными.
К нормативным
актам Президента, относятся указы и распоряжения, содержащие правовые нормы -
общие правила поведения, рассчитанные на многократное применение.
К
индивидуальным актам относятся указы и распоряжения Президента, которые
касаются конкретных отношений либо определенных лиц, акты Президента о
назначении на должность или об освобождении от занимаемой должности.
Указами главы
государства оформляются:
- решения нормативного
характера;
- решения о назначении
и освобождении от должности руководителей в системе федеральной исполнительной
власти и некоторых должностных лиц в составе Администрации Президента
Российской Федерации;
- о гражданстве;
- предоставлении политического
убежища;
- награждении
государственными наградами, присвоении специальных званий, классных чинов, Российской
Федерации;
о помиловании[16].
Распоряжениями
Президента оформляются, как правило, решения по текущим – кадровым, оперативным,
кадровым вопросам, а также по вопросам функционирования Администрации
Президента Российской Федерации[17].
Такое разграничение
между указами и распоряжениями установлено распоряжением Президента Российской
Федерации от 5 февраля 1993 г. N 85-рп, которым утвержден также «Порядок
подготовки и внесения проектов указов и распоряжений Президента Российской
Федерации». Кроме этого, некоторые вопросы подготовки актов Президента, а также
связанные с его правом внесения законодательных инициатив, урегулированы Указом
от 10 июня 1994 г. "Об обеспечении взаимодействия Президента Российской
Федерации и Правительства Российской Федерации"[18].
Можно сделать
вывод, о том, что в условиях недостаточности правовой базы нормативные акты
Президента Российской Федерации, направлены на восполнение пробелов в
российском законодательстве[19].
Исправлять
это положение приходится Президенту страны, разумеется, при соблюдении принципа
непротиворечия его актов Конституции Российской Федерации и федеральным
законам.
Таким образом, подведем
очередные промежуточные выводы нашей работы:
- законодательные полномочия
Президента связаны со сферами законодательства и исполнения законов.
Центральное место в этих полномочиях занимают право законодательной инициативы
и отлагательного вето;
- в
целом, полномочия и компетенция, президента в законодательном процессе, не
превращают Президента в орган законодательной власти, а значит, не противоречат
принципу разделения властей. Они, скорее направлены на осуществление полномочий
Президента РФ как гаранта конституции и носят скорее уточняющий характер;
- исключительное
законодательное право Президента — издавать указы и распоряжения. Указы и
распоряжения Президента - это властные акты, они обязательны для исполнения на
всей территории Российской Федерации;
- издаваемые
Президентом указы и распоряжения не должны противоречить Конституции и
федеральным законам. Это требование Конституции определяет подзаконность
правотворческой деятельности Президента;
- в условиях
недостаточности правовой базы нормативные акты Президента Российской Федерации,
направлены на восполнение пробелов в российском законодательстве. В ряде
случаев, законодательный орган, ввиду длительности процесса законотворчества,
не успевает регулировать все актуальные проблемы. Это приходится делать Президенту
страны.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теперь, в
соответствии с поставленными целями и задачами, подведем основные выводы
настоящей курсовой работы.
Основные полномочия
Президента РФ можно разделить на несколько основных групп: Полномочия Президента
РФ, связанные с формированием других государственных органов и по оказанию
воздействия на их деятельность; связанные с деятельностью Федерального
собрания; в области внутренней политики; в области
обороны и внешней политики и другие полномочия Президента РФ. Осуществление этих
полномочий предполагает определенные права и функции президента в
законодательном процессе.
Формулировка статуса
Президента РФ, содержащаяся в конституции РФ, означает, что президент занимает
особое место в системе органов государственной власти, не входит на прямую,
непосредственно ни в одну из трех ветвей. Таким образом, Президент обеспечивает
функционирование и взаимодействие органов государственной власти.
Осуществление
полномочий Президента РФ предполагает определенную его компетенцию и полномочия
в сфере правотворчества.
Законодательные полномочия Президента связаны со сферами законодательства и
исполнения законов. Центральное место в этих полномочиях занимают право законодательной
инициативы и отлагательного вето. В целом, полномочия и
компетенция, президента в законодательном процессе, не превращают Президента в
орган законодательной власти, а значит, не противоречат принципу разделения
властей. Они, направлены на обеспечение осуществления полномочий Президента РФ
как гаранта конституции и носят скорее уточняющий характер.
Исключительное
законодательное право Президента — издавать указы и распоряжения, причем они не
должны противоречить Конституции и федеральным законам. Это требование
Конституции определяет подзаконность правотворческой деятельности Президента.
В то же время, в
условиях недостаточности правовой базы нормативные акты Президента Российской
Федерации, направлены на восполнение пробелов в российском законодательстве. В
ряде случаев, законодательный орган, не успевает регулировать все актуальные для
страны проблемы. В этом случае это делает Президент.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
I.
Нормативные
акты
1.
Конституция
Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. -
№ 4. – ст. 445.
II.
Специальная
литература.
1.
Адамов
В.Г. Органы государственной власти России. СПб.: Питер, 2007. – 346 с.
2.
Алисова
Г.А. История государства и права. – М.: Спутник+, 2006. – 230 с.
3.
Баглай
М. Конституционное право Российской Федерации. - М.: Юрист, 2006. – 340 с.
4.
Виев
Г.А. Президент Российской Федерации. М.: Право, 2008. – 280 с.
5.
Козлова
Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. – М.: Юристъ, 2006. –
420 с.
6.
Кашанина
Т.В. Основы российского права. – М: Норма, 2006. – 390 с.
7.
Кашин
Б.В. Российское конституционное право. – М.: Факт, 2007. – 340 с.
8.
Круглов
В.С. Принцип разделения властей в Российском праве. М.: Гардарика, 2008. – 140
с.
9.
Любарская
В.П. Законодательные органы Российской Федерации. – М.: ВИРТ, 2007. – 210 с.
10.
Мишарин
А. Г. Полномочия и компетенция Президента России.- М.: Юристъ, 2005. – 280 с.
11.
Смоленский
М.Б. Основы права. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – 450 с.
12.
Тарков
В.М. Полномочия Президента РФ. – М.: ВИА, 2009. – 170 с.
13.
Яковлев
В.П. К вопросу о полномочиях Президента РФ // Российское Право. – 2007. - № 5.
– С. 34-39.
14.
Ярин
Г.О. Российское право. – М.: АРТ-ПРОФ, 2008. – 450 с.
[1] Мишарин
А. Г. Полномочия и компетенция Президента России.- М.: Юристъ, 2005. С. 18-19.
[2] Приводится по: Козлова Е.И.,
Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. – М.: Юристъ, 2006. С. 230.
[3] Подробнее см. напр: Козлова
Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. – М.: Юристъ, 2006. –
420 с.
[5] Мишарин А.Г. Полномочия и
компетенция Президента России.- М.: Юристъ, 2005. С. 12-14.
[6] Адамов В.Г. Органы
государственной власти России. СПб.: Питер, 2007. С. 96-97.
[7] Там же, стр. 101.
[8] Круглов
В.С. Принцип разделения властей в Российском праве. М.: Гардарика, 2008. С. 18.
[9] Виев Г.А. Указ. соч. С. 17.
[10] Виев Г.А. Указ. соч. С. 86.
[11] См. напр.: Тарков В.М.
Полномочия Президента РФ. – М.: ВИА, 2009. С. 87-89.
[12]
Козлова Е.И., Кутафин О.Е.
Конституционное право России: Учебник. – М.: Юристъ, 2006. С. 318.
[13] Там же, стр. 320.
[14] Там
же, стр. 321.
[15]
Мишарин А. Г. Полномочия и
компетенция Президента России.- М.: Юристъ, 2005. С. 120.
[16] Кашанина
Т.В. Основы российского права. – М: Норма, 2006. С. 130.
[17] Мишарин А. Г. Указ. соч. С. 120.
[18] Мишарин А. Г. Указ. соч. С.
128-129.
[19] Адамов В.Г. Органы государственной
власти России. СПб.: Питер, 2007. С. 210.