Планирование работы муниципального управления
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. Планирование как
элемент управления
2. Планирование работы
муниципального управления
3. Виды планов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
В изменившихся в
последнее десятилетие условиях, муниципальные образования столкнулись с
проблемой поиска новых подходов, методов планирования. Относительная
самостоятельность органов местного самоуправления одновременно стала проблемой
выживаемости территориальных сообществ. Строгое директивное государственное
планирование прекратилось. На каждой территории в ходе приватизации возникло
множество различных собственников. Согласовать их интересы с интересами
сообщества оказалось не так просто. Администрации муниципалитетов
ограничивались преимущественно текущим планированием. За редким исключением
разрабатывались среднесрочные планы социально-экономического развития.
Внимание к планированию в
структурах местного управления связано с процессами децентрализации
государственного управления, которые способствовали повышению автономности в
принятии решений на региональном и местном уровнях. В тех странах, где процесс
децентрализации совпал с процессом экономической глобализации, местные органы
власти сумели переориентироваться в формулировании собственной экономической
политики и оказались более подготовленными для преодоления структурного кризиса
местной экономики. Там, где этого не произошло, экономический спад приобрел
серьезные масштабы и значительно повлиял на благосостояние городского и
сельского населения.
Практика традиционного
планирования сегодня быстро устаревает. Она имела краткосрочную перспективу,
ориентировалась на имеющийся персонал и обычно не получала поддержки со стороны
граждан общины. Новая модель планирования требует оптимального использования
человеческих и финансовых ресурсов на местах.
Планирование - это
систематический процесс, с помощью которого сообщества рисуют картину своего
будущего и определяют этапы его достижения, исходя из местных ресурсов. Оно
включает в себя:
• согласование групповых
интересов внутри сообщества перед тем, как приступить к планированию;
• инвентаризацию реальных
свободных ресурсов, ограничений и благоприятных факторов;
• определение реально
осуществимых задач и целей;
• назначение
ответственных за исполнение плана действий по осуществлению поставленных задач.
Предмет исследования:
процесс планирования работы органов муниципального управления.
Объектом исследования
являются планы работ органов муниципального управления.
Цель работы: изучение особенностей
планирования как элемента управления.
1. изучить понятие «планирование»;
2. выявить особенности
планирования работы муниципальных органов;
3. рассмотреть виды
планов.
Структура. Работа состоит
из введения, трех параграфов, заключения и списка литературы.
1. ПЛАНИРОВАНИЕ КАК ЭЛЕМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ
Управление –
это интеграционный процесс последовательного формирования и развития системы
целей и способов их достижения. Технология управления на любом ее уровне и
функциональном направлении предполагает выполнение общих функций управления.
Состав общих функций управления включает в себя - планирование и
прогнозирование, организацию, координацию и регулирование, контроль, учет и
анализ. Отсюда вытекает, что планирование – это элемент управления, одна из его
общих функций. Вместе с тем, планирование предопределяет направленность и
содержание остальных общих функций управления и потому еще именуется ведущей
функцией управления [10, с. 197].
Сущность планирования
состоит в формировании системы адресных мероприятий и показателей (критериев)
по достижению целей управления, увязанных во времени и пространстве, т.е. - в
систематическом поиске возможностей предприятия действовать и прогнозировании
последствий этих действий.
Функции планирования
заключаются в решении плановых задач на основе принципов планирования, при
использовании плановых методов и обеспечивающих подсистем.
Необходимость
планирования в процессе муниципального управления при отсутствии комплексных
исследований элементов системы управления обусловила формирование достаточно
широкой палитры подходов к пониманию сущности развития и инструментов его
организации. До сих пор зачастую происходит подмена понятий в отношении
инструментов планирования: концепции и стратегии развития наделяются свойствами
программ и проектов. Между тем, от степени ожиданий при разработке документов
планирования во многом будет зависеть результат и качество управления
муниципальным развитием.
Концепция формулирование перспектив развития
муниципалитета, документ, в котором изложена общая философия развития, а также
провозглашены намерения разработать подходы к реализации перспектив. Смысловая
нагрузка и организационная ценность этого документа в том, что в нем
декларируется решение предпринимать дальнейшие управленческие действия.
Стратегия (стратегический
план) документ общественного
согласия о приоритетных (стратегически важных для различных групп местного
сообщества) направлениях развития территории проживания и работы. В
стратегическом плане декларируется выбор в пользу наиболее оптимальной модели
развития муниципалитета (направление «главного удара») на основе комплексного
анализа социально-экономической ситуации, оценки влияния внешних и внутренних
факторов в различных сценарных условиях.
Программа
социально-экономического развития, как правило, она понимается как комплексная, обеспечивающая
достижение заявленных в стратегии целей. Как инструмент программно-целевого
характера, программа является документом, обеспечивающим баланс целей, задач,
ресурсов. Содержит детальные расчеты всех ресурсных затрат с указанием их
источников и этапов привлечения для реализации программных мероприятий.
Программа это тот инструмент, который позволяет осуществить многоуровневое
бюджетное финансирование, а также привлечение внебюджетных средств
заинтересованных в реализации мероприятий программы участников.
Результативность и эффективность программы оценивается на основе системы
показателей и индикаторов, позволяющей проводить мониторинг и оценку
приближения (достижения) запланированных целей и задач посредством сравнения
поэтапных результатов с базовым (стартовым) значением установленных
показателей/индикаторов.
Применение на практике
различных видов программ (комплексных, социально-экономического развития,
целевых, ведомственных, долгосрочных) породило различные толкования термина
«программа». По этому поводу следует пояснить, что существенной разницы в
программах перечисленных видов нет, так как в их основе лежат взаимоувязанные
по целям, задачам, ресурсам, срокам и исполнителям мероприятия; все они должны
содержать механизм эффективного управления результатами и специально
разработанную систему индикаторов (показателей) измерения достижения
запланированных целей.
План действий ввиду того, что муниципальный бюджет
разрабатывается сроком на один год, среднесрочный финансовый план на три года,
а горизонт программы (в зависимости от сложности и ресурсоемкости поставленных
целей) может быть более пяти лет, организационно удобно формировать приоритеты
развития в бюджетном периоде в виде плана действий органов местного
самоуправления. План акцентирует управленческие ресурсы на главных
мероприятиях, которые были предусмотрены в программе социально-экономического
развития для данного этапа.
Политика развития базируется на документах
стратегического и программного планирования, является инструментом взаимодействия,
коммуникации, отражает последовательность управленческих решений. Политика
развития, основанная на документах стратегического планирования, обеспечивает
преемственность и непрерывность эволюционного развития муниципалитета.
С целью
обеспечения соответствия текущей деятельности местной администрации стоящим
передней целям и задачам формируется система планирования работы администрации
Система
планирования представляет собой комплекс мероприятий, осуществляемых местной
администрацией и ее структурными подразделениями с целью определения задач,
текущих результатов деятельности, средств и способов их достижения в
соответствии с целями администрации на основе анализа ситуации, прогнозных
оценок ее развития, возможных ресурсов. Планирование обеспечивает эффективное
использование организационных ресурсов, внутреннюю координацию, адаптивность
структурно-функциональной организации администрации к внешним требованиям,
осознание организационных стратегий руководителями и специалистами. Процесс
планирования включает в себя анализ стратегических целей, являющихся отражением
текущего состояния и проблем в сфере деятельности местной администрации;
прогноз будущего состояния целевых объектов и внешних условий; формирование
системы задач; определение оптимальных стратегий деятельности.
Эффективному
планированию деятельности местной администрации должно предшествовать определение
приоритетов социально-экономического развития муниципального образования, основанное
на всестороннем анализе текущей ситуации во всех сферах жизни местного
сообщества. На базе сформулированных приоритетов формируется стратегия социально-экономического
развития муниципального образования (или вносятся коррективы в существующую
стратегию), определяются цель и задачи деятельности местной власти на
долгосрочную перспективу.
В
свою очередь, на основании стратегии развития, целей и задач деятельности
органов местного самоуправления формируются среднесрочные программы социально-экономического
развития и стратегический план (концепция) деятельности местной администрации.
На
основе программы социально-экономического развитии муниципального образования
на среднесрочную перспективу и соответствии со стратегическим планом
(концепцией) деятельности местной администрации разрабатывается годовой план работы
администрации.
Как
правило, существующие системы планирования работы администрации направлены в
основном на согласование во времени деятельности руководства местной
администрации и ее структурных подразделений. С этой целью в администрациях
разрабатывают годовые и квартальные, а иногда и месячные планы работы местной
администрации и ее структурных подразделений. На урон не структурных
подразделений могут формироваться недельные планы работы.
Система
планирования поддерживается и регулируется внутренними правовыми актами,
главным из которых является регламент местной администрации.
Годовой
план администрации —
документ, включающий перечень мероприятий, проводимых администрацией в течение
года с указанием сроков их выполнения, ответственных исполнителен и плановых
показателей эффективности и результативности деятельности с конкретными значениями.
Мероприятия группируются по основным направлениям деятельности администрации.
Ответственным за формирование годового плана администрации является
руководитель аппарата администрации, находящийся, как правило, в статусе
заместителя главы администрации.
Предложения
по формированию годового плана вносятся главой администрации, его заместителями,
структурными подразделениями. Руководители структурных подразделений в установленные
сроки вносят в аппарат администрации предложения по включению мероприятий в
годовой план работы администрации с указанием сроков исполнения, ответственного
структурною подразделения и плановых показателей эффективности и
результативности деятельности. Руководитель аппарата обобщает по ступившие
предложения и готовит проект годового плана работы администрации. Проект плана
работы направляется на согласование руководителям структурных подразделений и
дорабатывается с учетом полученных замечаний. В планы работы администрации, как
правило, включаются:
1)
вопросы, которые вносятся на рассмотрение представительного органа
муниципального образования;
2)
вопросы, рассмотрение которых требует созыва коллегии;
3)
вопросы, по которым необходимо принятие постановлений главы администрации;
4)
организационные мероприятия администрации.
Годовой
план работы утверждается главой администрации и передается структурным
подразделениям для исполнения.
После
утверждения годового плана работы администрации формируются годовые планы
деятельности структурных подразделений. Они согласовываются с заместителем
главы администрации, курирующим эти подразделения, и утверждаются главой
администрации.
Вопросы
о ходе выполнения мероприятий, включенных в годовой план работы администрации
должны, выноситься на постоянно действующее совещание при главе администрации.
Мероприятия годового плана работы администрации, годовых планов работы отделов
и секторов могут корректироваться в течение года.
Квартальный
(месячный) план представляет
собой элемент годового плана. Он формируется на уровне администрации, уровне
самостоятельных структурных подразделений. Мероприятия годового плана,
планируемые на соответствующий месяц, могут корректироваться в соответствии с
актуальными проблемами, заданиями и поручениями представительного органа
муниципального образования.
Недельный
план представляет собой
перечень мероприятий, проводимых в течение недели. Недельный план может
формироваться на уровне самостоятельных структурных подразделений как элемент
месячного плана с учетом дополнительных поручений и заданий и по решению
руководителя структурного подразделения.
В
соответствии со стратегическим и оперативными планами определяется объем
планируемых работ для каждого сотрудника, его вклад или участие в достижении
общих целей деятельности, отраженными в индивидуальных планах сотрудника [2, с.
65].
Индивидуальные
планы являются одним из
методов научной организации труда работников местной администрации, способствующим
эффективному использованию рабочего времени, определению главных и второстепенных
направлений деятельности и препятствующим выполнению излишних функций. Индивидуальные
планы составляются на квартал, месяц, неделю, очередной день.
Координационные и
совещательные органы (коллегия, постоянно действующее совещание, рабочие
группы), образуемые в администрации, планируют свою деятельность самостоятельно
в соответствии с положениями о них.
Для успешного
муниципального экономического развития недостаточно понимания процесса
планирования и знания его регулирующих законодательных основ. Возрастающая
конкуренция между муниципалитетами (за человеческие ресурсы, за инвестиции, за
федеральные бюджетные вложения в развитие инфраструктуры) требует от
специалистов сферы муниципального управления освоения современных
управленческих технологий.
Владение технологией
организации планирования муниципального экономического развития является
существенным «козырем» в условиях конкуренции. В отличие от менеджмента в сфере
экономической деятельности государственное и муниципальное управление в России
еще не стало полноценной научной дисциплиной. Кроме опыта зарубежных стран,
имеющих больший «управленческий стаж» в сфере местного самоуправления в
рыночных условиях, и «наработанного опыта» отдельных регионов и муниципальных
образований в организации процессов развития необходимо создание целостной
системы управления развитием, основанной на научном подходе и обеспеченной не
только успешной практикой, но и необходимым методическим сопровождением.
Создание системы стратегического планирования муниципального развития
предполагает соответствующее научное сопровождение. Между тем существует
множество нерешенных методологических и методических проблем, начиная с
отсутствия комплексного подхода в вопросах организации планирования.
1. Вильямский В.С. Основы организации
муниципального управления: учеб. пособие. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 384 с.
2. Государственное и муниципальное управление: конспект
лекций. - М.: Высшее образование, 2008. - 183 с.
4. Деловое
планирование. Учебное пособие под ред. Попова. – М.: Финансы и статистика,
1997. – 368 с.
5. Зотов В.Б. Муниципальное управление:
учебник / В.Б. Зотов, З.М. Макашева. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 279 с.
6. Кутафин О.Е. Муниципальное право
Российской Федерации: учебник : / О.Е. Кутафин, В.И. Фадеев. - 3-е изд.,
перераб. и доп. - М.: Проспект, 2007. - 672 с.
7. Муниципальное управление: учеб. пособие / ред. В.Н.
Иванов, В.И. Патрушев. - М.: Муниципальный мир, 2002. - 560 с
8. Муниципальное управление: учебные конкретные ситуации,
деловые игры и практикумы / ред. Б.Т. Пономаренко; сост. Д.И. Вениаминова, Б.Т.
Пономаренко. - М., 2004. - 185 с.
9. Парахина В.Н. Муниципальное
управление: учеб. пособие / В.Н. Парахина, Е.В. Галеев, Л.Н. Ганшина. - 2-е
изд., стер. - М.: КноРус, 2008. - 496 с.
10.
Чиркин В.Е.
Государственное и муниципальное управление: учебник. - М.: Юристъ, 2004. - 320
с.
11.
Шугрина Е.С.
Муниципальное право Российской Федерации: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп.
- М.: Проспект, 2008. - 672 с.