Особенности уголовно-исправительной системы
РЕФЕРАТ
по курсу
Уголовно-исправительное
право
по теме:
Особенности
уголовно-исправительной системы
1. Понятие и принципы
уголовно-исполнительного права
Конституция РФ (п. «о»
ст. 71), определяя компетенцию, уточнила название законодательства в области
исполнения уголовных наказаний. Оно стало именоваться не исправительно-трудовым,
а уголовно-исполнительным. Это обусловлено, прежде всего, сменой политики в
данной сфере государственной деятельности, а также расширением предмета
уголовно-исполнительного права. В силу ст. 2 УИК РФ к нему можно отнести регулирование
общественных отношений, связанных с:
а) исполнением всех видов
наказаний, а не только с применением мер исправительно-трудового воздействия
(трудом, воспитательной работой, обучением и т. д.), т. е. исправление
осужденных на основе общественно-полезного труда не исключается. Эта мера
остается в системе способов воспитательного воздействия, но не является
превалирующей, как было раньше;
б) применением к
осужденным предусмотренных средств исправительного воздействия;
в) регламентацией
деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания.
г) порядком участия
органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных
организаций, общественных объединений, а также граждан в исправлении
осужденных;
д) процедурой
освобождения от наказаний и оказания помощи освобожденным лицам.
Цели
уголовно-исполнительного законодательства – исправление осужденных и
предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными
лицами (ч. 1 ст. 1 УИК РФ).
Уголовно-исполнительное
законодательство Российской Федерации основывается на следующих принципах
следующих принципах: законности; гуманизма; демократизма; равенства осужденных
перед законом; дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний;
рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных и
стимулирования их правопослушного поведения; соединения наказания с исправительным
воздействием (ст. 8 УИК РФ). Принцип законности выражен в верховенстве закона,
регулирующего исполнение наказания, и его приоритете перед другими нормативными
правовыми актами. Этот принцип реализуется в строгом и точном соблюдении
уголовно-исполнительного законодательства. Принцип гуманизма в
уголовно-исполнительном законодательстве проявляется в различных направлениях и
формах. В УИК РФ закреплено требование строгого соблюдения гарантий защиты
осужденных от пыток, насилия и другого жестокого или унижающего человеческое
достоинство обращения с ними. Существенно расширены возможности поддержания и
развития социально полезных связей осужденных с родственниками и трудовыми
коллективами, а также развития их полезной инициативы. Реализация принципа
гуманизма поставлена в прямую зависимость от поведения осужденных, от их
желания и настроения проявлять себя определенным образом. Принцип демократизма
проявляется в том, что уголовно-исполнительное законодательство, хотя и исходит
из конституционного положения о федеральном построении уголовно-исполнительной
системы, но, тем не менее, предоставляет довольно широкие права субъектам РФ в
отношении расположенных на их территориях учреждений и органов, исполняющих
наказания. Принцип равенства осужденных перед законом выражается в едином
правовом положении лиц, отбывающих конкретный вид наказания или находящихся на
одном режиме исправительного учреждения, независимо от национальной
принадлежности, социального положения, вероисповедания и других подобного рода
признаков. Здесь различия предусматриваются в зависимости от пола, возраста,
состояния здоровья, наличия беременности или малолетних детей, а главное – от
поведения осужденных.
Принцип дифференциации и
индивидуализации исполнения наказаний предполагает рациональное применение мер
принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их правопослушного
поведения. Это в свою очередь есть следствие проведенных дифференциации и
индивидуализации личности самих осужденных. Под исправительным воздействием
понимается широкий комплекс различных воспитательных мероприятий: труд,
обучение, профессиональная подготовка, развитие самодеятельности и многое
другое, что призвано формировать позитивные свойства личности. Данные средства
должны применяться с учетом вида наказания, характера и степени общественной
опасности совершенного преступления, личности осужденных и их поведения.
2. Источники
уголовно-исполнительного права
УИК РФ является в
настоящее время основным нормативным правовым актом, регулирующим исполнение
всех видов уголовных наказаний. Другие законы и подзаконные акты лишь дополняют
и развивают его отдельные положения. Это коренным образом отличает новый УИК РФ
от ранее действовавшего ИТК РСФСР, который регулировал лишь отдельные наказания,
в связи с чем наряду с ним действовали другие нормативные акты,
регламентирующие отбывание иных видов наказаний. В уголовно-исполнительное
законодательство помимо УИК РФ могут входить и другие федеральные законы. К
примеру: Закон РФ от 21 июля 1993 года № 5473-1 «Об учреждениях и органах,
исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (с послед. изм. и
доп.); Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ «О судебных приставах» (с
послед. изм. и доп.); Федеральный закон от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О
содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (с
послед. изм. и доп.) Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 119-ФЗ «Об
исполнительном производстве» (с изм. и доп.). и др.
Статья 4 УИК РФ к
источникам уголовно-исполнительного права относит также основанные на законе
нормативные правовые акты высших органов исполнительной власти (подзаконные
акты). Так, Правительство РФ принимает необходимые нормативные правовые акты по
реализации УИК РФ и конкретные нормативные акты уголовно-исполнительного характера,
например, действуют следующие постановления Правительства РФ: от 4 июня 1997 г.
№ 669 «Об утверждении Положения о дисциплинарной воинской части», от 2 августа
1997 г. № 974 «Об утверждении норм создания материально-технической базы для
организации воспитательной работы с осужденными в исправительных учреждениях» и
др. Среди названных источников важную роль играют нормативные правовые акты
ведомственного и межведомственного характера: совместные приказы, инструкции
Министерства юстиции РФ и Генеральной прокуратуры РФ, Министерства юстиции РФ и
Министерства образования и науки РФ, Министерства юстиции РФ и Министерства
здравоохранения и социального развития РФ и др.
3. Учреждения и
органы, исполняющие наказания и контроль за их деятельностью
Наказание как мера
государственного принуждения, назначаемая приговором суда, применяется в целях
восстановления социальной справедливости, исправления осужденного и предупреждения
совершения новых преступлений. Достижение этих целей возлагается на государственные
учреждения и органы, исполняющие наказания.
Первая – те, для которых
исполнение уголовных наказаний является основной функцией:
уголовно-исполнительные
центры (учреждения в структуре органов Министерства юстиции РФ, исполняющие
уголовные наказания в отношении лиц, осужденных без изоляции от общества);
исправительные центры
(эти структуры предусмотрены для исполнения основного наказания в виде
ограничения свободы (гл. 8 УИК РФ);
арестные дома (место
отбывания наказания в i виде ареста всеми осужденными к этому виду наказания);
исправительные учреждения
(предназначены для дифференцированного размещения и раздельного содержания лиц,
осужденных к лишению свободы);
дисциплинарные воинские
части; гауптвахты для осужденных военнослужащих или соответствующие отделения
гарнизонных гауптвахт.
Все названные виды
органов, исполняющих наказания, руководствуются в своей деятельности, помимо
УИК РФ, соответствующими положениями об этих органах, утвержденных
Правительством РФ.
Вторая – учреждения и
органы, для которых исполнение наказаний является дополнительной функцией к их
основной деятельности:
суд;
администрация
организаций, где работает осужденный;
командование воинских
частей, учреждений, органов и воинских формирований (далее — командование
воинских частей);
орган, правомочный в
соответствии с законом аннулировать, разрешение на занятие соответствующей
деятельностью;
должностное лицо,
присвоившее звание, классный чин или наградившее государственной наградой, либо
соответствующий орган (ч. 3ст. 16 УИК РФ).
Наказание в виде
обязательных работ исполняется уголовно-исполнительной инспекцией по месту
жительства осужденного.
Наказание в виде лишения
права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью
исполняется уголовно-исполнительной инспекцией по месту жительства (работы)
осужденного, исправительным центром, исправительным учреждением или дисциплинарной
воинской частью. Требования приговора о лишении права занимать определенные
должности или заниматься определенной деятельностью исполняются администрацией
организации, в которой работает осужденный, а также органами, правомочными в
соответствии с законом аннулировать разрешение на занятие соответствующей
деятельностью (ч. 2 ст. 16 УИК РФ).
Наказание в виде
исправительных работ исполняется уголовно-исполнительной инспекцией (ч. 5 ст.
16 УК РФ).
Наказания в виде
ограничения свободы исполняются исполнительным центром (ч. 7 ст. 16 УИК РФ),
ареста – арестным домом (ч. 8 ст. 16 УИК РФ), лишения свободы –
колонией-поселением, воспитательной колонией, лечебным исправительным
учреждением, исправительной колонией общего, строгого и особого режима либо
тюрьмой, а в отношении лиц, впервые осужденных к лишению свободы на срок не
свыше пяти лет, – следственным изолятором; пожизненного лишения свободы –
исправительной колонией особого режима; смертной казни – учреждениями уголовно-исполнительной
системы (ч. 9-11 ст. 16 УИК РФ). Среди всех исправительных учреждений значение
основного их вида приобрели колонии. Они располагают более широкими
возможностями применения средств исправительного воздействия, в том числе
общественно полезного труда. Их организационно-структурное построение позволяет
осуществлять комплексное воздействие на осужденных при достаточно высокой
эффективности его результатов.
Наказание в виде лишения
специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных
наград исполняется судом, вынесшим приговор. Требования приговора о лишении
специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных
наград исполняются должностным лицом, присвоившим звание, классный чин или наградившим
государственной наградой. Требования приговора о лишении специального,
воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград
исполняются соответствующими органами Российской Федерации (ч. 3 ст. 16 УИК
РФ).
В отношении военнослужащих
наказания исполняются: содержание в дисциплинарной воинской части – специально
предназначенными для этого дисциплинарными воинскими частями; арест –
командованием гарнизонов на гауптвахтах для осужденных военнослужащих или в
соответствующих отделениях гарнизонных гауптвахт; ограничение по военной службе
– командованием воинских частей, учреждений, органов и воинских формирований, в
которых проходят службу указанные военнослужащие.
Условно осужденные
находятся под контролем уголовно-исполнительной инспекции. За условно
осужденными военнослужащими контроль осуществляется командованием воинских
частей.
1.
Гражданско-процессуальный
Кодекс РФ.
2.
Гражданский
Кодекс РФ.
3.
Уголовный
кодекс РФ.
4.
Уголовно-исполнительный
кодекс РФ.
5.
Справочник
по доказыванию в уголовном судопроизводстве / Под ред. И.В. Решетниковой. М.:
Норма, 2006.
6.
Конев Ф.Ф. Лекции по уголовно-исправительному
праву. М., 2007.
7.
Алексеев А.С.
Уголовно-исправительное право. М., 2006, Ч. 1.