Основные цели государственной политики в области развития малого предпринимательства в Российской Федерации
Основные цели
государственной политики в области развития малого предпринимательства в
Российской Федерации
Цынцарь Е.В.,
аспирант Академии
управления
«ТИСБИ» г. Казань,
Татарстан
Аннотация. С 1 января 2008 года
вступили в силу основные положения нового Федерального закона Российской
Федерации от 24 июля 2007 года № 209 «О развитии малого и среднего
предпринимательства в Российской Федерации» (далее – Закон), создающий новые
правовые основы развития малого и среднего предпринимательства в Российской
Федерации. Современная государственная политика признает малое
предпринимательство важнейшим элементом выхода страны из кризиса и стремится
оптимизировать реализацию целей в области развития малого предпринимательства.
Нормативное
правовое регулирование развития малого предпринимательства в Российской Федерации
основывается на Конституции Российской Федерации и осуществляется Законом,
иными нормативно-правовыми актами.
С начала 2008
г. система по реализации наиболее актуальных мероприятий, способствующих
развитию малого предпринимательства, представляется пятью направлениями:
1)
Совершенствование нормативной правовой базы;
2) Развитие
системы финансово-кредитной поддержки малого и среднего предпринимательства;
3) Меры по
развитию инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства,
которые могут включать в себя информационное обеспечение субъектов малого и
среднего предпринимательства на основе использования возможностей и координации
действий всех информационных сетей, специализирующихся на сборе, накоплении и
обработке соответствующей информации и др.;
4) Информационная
поддержка малого и среднего предпринимательства;
5) Развитие
системы подготовки кадров для малого и среднего предпринимательства.
Государственная
политика в области развития малого предпринимательства в Российской Федерации направлена
на обеспечение реализации целей и принципов, установленных Федеральным законом
Российской Федерации «О развитии малого и среднего предпринимательства в
Российской Федерации» от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ [ [1]
].
Проблема
мирового финансового кризиса влечет за собой актуальность рассмотрения основных
целей государственной политики в области развития малого предпринимательства
под призмой влияния кризиса на экономику Российской Федерации.
Рассмотрение основных
целей государственной политики в период изменения российской экономики
предполагает анализ положений российского законодательства в области развития
малого предпринимательства и эффективности направлений государственной
политики.
Одной из
основных целей государственной политики в области развития малого предпринимательства
в Российской Федерации является развитие субъектов малого предпринимательства в
целях формирования конкурентной среды в экономике Российской Федерации. Основными
мерами государственного стимулирования развития конкурентной среды должны быть
меры по улучшению рыночной инфраструктуры с целью облегчения доступа к
кредитно-финансовым, информационным, трудовым и другим ресурсам. Для вступления
новых хозяйствующих субъектов на рынок важным фактором является развитость
необходимых средств коммуникации, служб по оказанию консалтинговых услуг,
информационных и иного рода деловых услуг, развитие межфирменной кооперации [[2]].
Ориентация
российской экономики на поддержку производства и улучшение социального климата
должна создать базисные условия развития малого предпринимательства, ослабить
тенденцию к теневому и криминальному характеру его развития, учесть социальные
основы, на которых малый бизнес может развиваться. Меры государственной
политики по поддержке малого предпринимательства играют принципиальную роль для
развития конкуренции.
Приоритетной
целью государственной политики в области развития малого предпринимательства в
Российской Федерации является обеспечение благоприятных условий для развития
субъектов малого предпринимательства. Эффективность выполнения органами власти
своих функций в области развития малого предпринимательства зависит от
характера взаимодействий всех трех уровней государственной власти: федеральной,
региональной и муниципальной. Как важнейшее направление развития малого
предпринимательства необходимо указать поддержку субъектов малого
предпринимательства, в том числе финансовую, координируемую компетентными
государственными органами. Малому предпринимательству всегда было непросто
получить кредитное финансирование, а в условиях мирового финансового кризиса
эта ситуация обострилась. До того, как Россию «догнал» мировой финансовый
кризис, за счет кредитов жили и развивались около две трети малых предприятий. (Мировой
кризис начался задолго до того, как его ощутили россияне, а именно - в конце
июля 2007 года.)
В условиях
финансового кризиса государственную финансовую поддержку малого
предпринимательства пришлось скорректировать. Банки, опасаясь невозврата
кредитов, стали требовать большего залогового обеспечения. Ставки банковских
кредитов малому бизнесу в декабре 2008 г. – январе 2009 г. выросли с 13-15% до
20-22% и выше [ [3] ]. Таким
образом, фактически нынешняя политика банков закрывает доступ к кредитным
средствам для очень многих предпринимателей.
Следует
обеспечить целевое кредитование малого бизнеса; четко следить, чтобы
поступающие в банки государственные средства шли именно на кредитные программы,
а не на решение внутренних проблем банков.
В Законе в
качестве цели государственной политики в области малого предпринимательства в
Российской Федерации указывается обеспечение конкурентоспособности субъектов малого
предпринимательства. Государственная политика сегодня направлена на решение вопроса
чрезвычайной важности – об участии предпринимательского сообщества в
преодолении финансово-экономического кризиса в России. В условиях кризиса как
никогда важно оказывать внимание малому предпринимательству. Развитие малого
предпринимательства становится одним из важных средств противодействия уже
начавшемуся росту незанятой части населения. Особую роль малое
предпринимательство играет в разработке и внедрении нововведений, т.к. более
гибкое управление малых предприятий в большей степени оказывается восприимчивым
к новым разработкам.
В условиях
мирового кризиса малое предпринимательство – двигатель номер один в решении
проблемы занятости населения, а поэтому властям придется развивать малый
бизнес, несмотря на нехватку заемных средств. Государство должно сделать все от
него зависящее, чтобы помочь созданию малых предприятий, обеспечить им
стартовые условия. Таким образом, в данном аспекте государственная политика
будет направлена на реализацию сразу двух целей развития малого
предпринимательства – обеспечение конкурентоспособности субъектов малого
предпринимательства и обеспечение занятости населения и развитие самозанятости.
В качестве
основной цели государственной политики в области развития малого предпринимательства
Закон обозначает оказание содействия субъектам малого предпринимательства в
продвижении производимых ими товаров (работ, услуг), результатов
интеллектуальной деятельности на рынок Российской Федерации и рынки иностранных
государств. В связи с этим в отношении малого предпринимательства применяются
некоторые послабления в виде специальных налоговых режимов, упрощенной системы
ведения и составления бухгалтерской и статистической отчетности и ряда других.
К данным послаблениям, предоставленным субъектам малого предпринимательства,
относится также особый порядок участия субъектов малого предпринимательства при
размещении заказа на поставки товара, выполнении работ для государственных и
муниципальных нужд.
В целях
поддержки малого предпринимательства ст. 15 Федерального закона № 94-ФЗ «О
размещении заказов на поставки товаров, выполнении работ, оказании услуг для
государственных и муниципальных нужд» установлено, что государственные
заказчики обязаны размещать заказы у субъектов малого предпринимательства в
диапазоне от десяти до двадцати процентов общего годового объема поставок
товаров, выполнения работ/оказания услуг в соответствии с перечнем товаров,
работ, услуг [ [4] ]. Причем
обязательное размещение заказов у субъектов малого предпринимательства
распространяется на государственных, а не на муниципальных заказчиков.
Последние вправе, но не обязаны соблюдать данное требование законодателя.
Выделенные
законодателем малому предпринимательству преференции в области размещения
государственного заказа недостаточны. Усугубляет положение незаинтересованность
муниципальных заказчиков в сотрудничестве с малым бизнесом. Без
законодательного квотирования на муниципальном уровне условий участия субъектов
малого предпринимательства в размещении заказа, вряд ли ожидается увеличение
заключенных контрактов с представителями малого бизнеса.
Приоритетной
целью государственной политики является увеличение количества субъектов малого
предпринимательства. В условиях мировой финансовой нестабильности основная
задача российских властей – принять меры по мягкому выходу из кризиса. Большую
роль в этом процессе призван сыграть в том числе малый бизнес, который позволит
не только решать экономические, но и социальные проблемы в тот момент, когда с
крупных предприятий будет высвобождаться большое количество специалистов. Правительством
принято решение повысить в 2009 г. финансирование государственной программы
поддержки малого предпринимательства.
Увеличение
доли производимых субъектами малого предпринимательства товаров (работ, услуг)
в объеме внутреннего валового продукта – одна из основных задач государственной
политики Российской Федерации.
Доля малого
бизнеса в ВВП России в настоящее время не превышает 17%, тогда как в развитых
странах этот показатель составляет порядка 50%, в Китае – 60%. В 2009 г. с
поправкой на мировой кризис рост ВВП ожидается на уровне 2 – 3%. Для
оптимизации роста доли малого предпринимательства в ВВП страны государство
должно методом нормативно-правового регулирования решить следующие проблемы:
развитие малого предпринимательства в России тормозит отсутствие свободного
доступа к недвижимости (аренда площадей) и финансовым ресурсам, проблемы с
подключением к объектам инфраструктуры, административные барьеры, проблемы с
контрольно-надзорными органами, налогообложение, а также недостаток
квалифицированных кадров.
Особой
проблемой являются барьеры, препятствующие открытию собственного малого
бизнеса. Издержки на открытие малого бизнеса колеблются по стране от 45 тыс
рублей до 1 млн рублей, и 1 млн рублей – цифра, которая для большинства
абсолютно неподъемная.
Все
вышеприведенные направления государственной политики в области развития малого
предпринимательства в Российской Федерации в том числе направлены на увеличение
доли уплаченных субъектами малого предпринимательства налогов в налоговых
доходах федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных
бюджетов. В данном аспекте политика государства исходит из того, что малое
предпринимательство является очень гибкой формой хозяйствования и быстрее всего
реагирует на происходящие изменения на рынке труда, и в условиях сложностей в
мировой финансовой системе и в России он заслуживает самого пристального
внимания и поддержки, а поэтому в условиях финансового кризиса малый бизнес не
должен почувствовать на себе увеличения налоговой нагрузки.
Таким
образом, в условиях мирового финансового кризиса государственная политика,
направленная на развитие малого предпринимательства в Российской Федерации,
позиционирует малое предпринимательство как важнейший фактор выхода страны из
кризиса, а также как гарантию занятости и самозанятости населения в условиях
роста освобождения специалистов с крупных предприятий и стремится
активизировать и оптимизировать реализацию целей в области развития малого
предпринимательства, указанных в Законе (ст. 6).
Вопреки
законодательно установленной государственной политике по развитию малого
предпринимательства, множество факторов тормозит появление и развитие субъектов
малого предпринимательства, сильнейшие из которых это огромные издержки на
открытие малого бизнеса и нынешняя политика банков, закрывающая доступ к
кредитным средствам для очень многих предпринимателей.
[1]
Ст. 6 Федерального закона Российской Федерации «О развитии малого и среднего
предпринимательства в Российской Федерации» от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ.
Официальный текст по состоянию на 10 января 2009 г. // Консультант-Плюс. –
Электрон. дан.
[2]
Никитина, Н.Н. Основные направления развития конкурентной среды / Н.Н. Никитина
// #"#_ednref3"
name="_edn3" title="">[3]
Заславская, О. Свое дело. Работники, высвобожденные из крупных компаний,
займутся собственным бизнесом / О. Заславская // Российская газета. -
Федеральный выпуск №4800 от 27 ноября 2008 г.
[4]
Федеральный закон Российской Федерации «О размещении заказов на поставки товаров,
выполнении работ, оказании услуг для государственных и муниципальных нужд» от
21.07.2005 г. № 94-ФЗ. Официальный текст по состоянию на 11 января 2009 г. //
Консультант-Плюс. – Электрон. дан.
28
января 2009 г. _________________ Цынцарь Елена Владимировна, аспирант
Академии управления «ТИСБИ» г. Казань (Республика Татарстан), индивидуальный
предприниматель. Область научных интересов: проблемы нормативно-правового
регулирования развития малого предпринимательства в Российской Федерации. Количество
опубликованных работ: 4. Адрес: г. Нижнекамск, Татарстан.