Организация государственной службы в Российской Федерации: правовые аспекты
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине: Административное право
На тему: Организация государственной службы в Российской Федерации:
правовые аспекты
2009 г.
Оглавление
Введение
Глава 1.
Основы государственной службы
1.1 Понятие,
система и принципы государственной службы
1.2 Понятие
и классификация государственных служащих
Глава 2. Правовые
аспекты
2.1 Основы
административно-правого статуса государственных служащих
Заключение
Список
использованной литературы
Актуальность данной контрольной
работы на тему "Организация государственной службы в Российской Федерации.
Правовые аспекты" заключается в следующем, что сколько существует
государство, столько же времени существует государственная служба. Еще
древнегреческий философ Платон выделял в идеальном государстве наряду с
правителями и ремесленниками также стражников, которые с полным основание могут
рассматриваться не иначе как государственные служащие в их современном
понимании.
Вот почему государственная
служба, бесспорно, один из старейших институтов государства. Одновременно она
является одним из основных институтов административного права.
Целью данной работы является:
1. Основы государственной службы
в Российской Федерации;
2. Правовые аспекты.
Так же в данной контрольной
работе я рассмотрю ряд задач:
1. Понятие, система и принципы
государственной службы;
2. Понятие и классификация
государственной службы;
3. Основы
административно-правового статуса государственных служащих.
Понятие "государственная
служба" в юридической литературе толкуется как правовой институт, как
организационно-структурное подразделение и как род общественно полезной
деятельности.
Как правовой институт
государственная служба представляет собой совокупность юридических норм
различных отраслей права (конституционного, административного, трудового, финансового,
уголовного и др.) данный институт является комплексным.
Как организационно-структурное
образование государственная служба - это самостоятельный государственный орган
либо его подразделение, с определенным объектом компетенции, например
Федеральная служба безопасности РФ, служба протокола Администрации Президента
РФ.
Как род деятельности
государственная служба есть не что иное, как реализация функций в рамках
компетенции государственного органа. Она осуществляется наравне с другими
видами общественно полезной деятельности, такими, как производство материальных
ценностей, социально-культурное обслуживание, творчество, служба в частных и
иных негосударственных организациях.
Правовую основу государственной
службы в России составляют Конституция РФ, федеральные законы "О системе
государственной службы Российской Федерации"[1],
"О государственной гражданской службе Российской Федерации"[2],
другие федеральные законы и подзаконные акты федеральных органов
государственной власти, а также законодательство субъектов Российской Федерации.
Федеральный закон "О
системе государственной службы Российской Федерации" определяет базовые
принципы организации и деятельности, а
также закрепляет единство
системы государственной службы. Устанавливает систему государственной службы,
определяет базовые принципы ее организации и прохождения.
В соответствии с названым
федеральным законом под государственной службой понимается профессиональная
служебная деятельность граждан РФ по обеспечению исполнения полномочий:
1. Российской Федерации;
2. федеральных государственных
органов;
3. субъектов Российской
Федерации;
4. государственных органов
субъектов Российской Федерации;
5. лиц, замещающих должности,
устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами, для непосредственного
исполнения полномочий федеральных государственных органов;
6. лиц. Замещающих должности,
устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов Российской
Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов
субъектов Российской Федерации.
Понять сущность и выявить основные
черты государственной службы невозможно без определения ее видов. Так, в
соответствии с законодательством о государственной службе выделяют следующие
виды.:
федеральная государственная
служба;
государственная служба субъектов
Российской Федерации.
Разделяя государственную службу
на федеральную государственную службу и государственную службу субъектов
Российской Федерации, закон устанавливает двухуровневую систему правового
регулирования государственной службы. Это федеральный уровень, на котором
устанавливаются основы государственной службы в целом, а также особенности
федеральной государственной службы и уровень субъектов Российской Федерации,
законодательство которых регламентирует государственную службу в них. Такое
разделение обусловлено федеративным устройством государства.
Государственная служба выражает
себя через систему принципов. Находясь в связях друг с другом, они образуют
определенную целостность и единство. Закрепляя основополагающие начала,
принципы указывают на основные исходные положения, качественные свойства,
содержания и значения государственной службы. Они призваны обеспечивать
стабильность государственно-служебных отношений и необходимую эффективность
деятельности государственных служащих.
Принципы государственной службы
представляют собой основные, руководящие положения, закрепленные непосредственно
или косвенно в нормах права:
они составляют определяющие
начало государственной службы;
имеют свое правовое закрепление;
являются всеобщими в рамках
государственной службы;
также обязательны для всех
участников государственно-служебных отношений;
принципы тесно связаны с
принципами государственного управления и основывающиеся на них;
они объективны по своей природе.
Принципы построения и
функционирования государственной службы установлены федеральным законом "О
системе государственной службы Российской Федерации". Данный закон
является "базовым" для всех
иных, регулирующих
государственно-служебные отношения законов и подзаконных актов, как
федеральных, так и субъектов РФ.
Рассмотрим следующие принципы
государственной службы.
Федерализм, обеспечивающий
единство системы государственной службы и соблюдение конституционного
разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной
власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Данный принцип непосредственно
вытекает из федеративного устройства страны, которое основывается на
государственной целостности, единстве системы государственной власти,
разграничения предметов ведения и полномочий между органами власти Российской
Федерации и ее субъектов.
Законность.
Этот принцип является всеобщим и
не может иметь каких-либо исключений для кого бы то ни было. Обязанность всех
органов государственной власти, всех государственных служащих соблюдать
Конституцию РФ и федеральные законы на территории Российской Федерации является
необходимым условием функционирования государства и реализации законности. Эта
обязанность возведена в ранг конституционного принципа части 2 ст.4 Конституции
РФ.
Приоритет прав и свобод человека
и гражданина, их непосредственное действие. Обязательность их признания,
соблюдения и защиты.
Данный принцип определяет
главный смысл и содержание деятельности государственных служащих. С учетом
этого при отборе кандидатов на государственные должности должны уделять
внимание их способности и готовности учитывать в своей работе интересы граждан.
Равный доступ граждан к
государственной службе.
Из данного принципа следует, что
при поступлении и прохождении государственной службы недопустима дискриминация
по признакам пола, социальной, расовой, национальной, языковой и религиозной принадлежности.
Об этом говориться в ст.32 Конституции Российской Федерации закрепляет право
доступа российских граждан к любым должностям в государственных органов в
соответствии со своей профессиональной подготовкой.
Единство правовых и
организационных основ государственной службы, предполагающее законодательное
закрепление единого подхода к организации государственной службы.
Основные требования являются
едиными и для федеральной государственной службы, и для государственной службы
субъектов Российской Федерации, и для деятельности госслужащих.
Взаимосвязь государственной
службы и муниципальной службы.
Как государственная, так и
муниципальная служба являются публичными институтами. Их общий признак - форма
публичной власти, обеспечивающая единство властных полномочий соответствующих
органов управления. Взаимосвязь государственной и муниципальной службы обеспечивается
единым порядком прохождения, профессиональной деятельностью служащих,
ограничениями по службе, предоставлением правовых и социальных гарантий
служащим, их пенсионным обеспечением.
Открытость государственной
службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование
общества о деятельности государственных служащих.
Данный принцип обеспечивает
возможность получения несекретной информации о деятельности государственных
органов и государственных служащих. Государственные органы и их служащие
обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и
материалами, непосредственно затрагивающими их права и свободы.
Профессионализм и компетентность
государственных служащих.
Профессионализм представляет
собой глубокое и всесторонние и владение практическими навыками в определенной
области общественно полезной деятельности, а также надлежащие исполнение
функциональных обязанностей, соблюдение служебной дисциплины.
Защита государственных служащих
от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность
как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических
лиц.
Правовая защита государственных служащих
предполагает юридическую ответственность лиц за посягательство на их честь и
достоинство. Государственными служащими должны быть обеспеченные достаточные
гарантии против произвольных действий, затрагивающие их профессиональное
положение.
Следует учитывать, что
реализация принципов построения и функционирования государственной службой
обеспечивается федеральными законами о видах государственной службы, которые
устанавливают принципы построения и функционирования отдельных видов
государственной службы, учитывающие их особенности.
Прежде всего, требуется быть
гражданином Российской Федерации. В особом порядке законодательство допускает
назначения на государственную должность иностранцев. Так, в соответствии с
федеральным законом предусматривается поступление иностранных граждан на
военную службу по контракту и прохождение ими военной службы.
Владения государственным языком
является обязательным условием для поступления на государственную службу. В
соответствии со ст.68 Конституции РФ государственным языком на территории
Российской Федерации является русский.
Законодательство устанавливает
возраст, при достижении которого гражданин может быть принят на государственную
службу, а также предельный возраст нахождения на службе. Для всех видов
государственной службы возраст поступления на службу составляет 18 лет. Предельный
возраст нахождения на государственной службе колеблется в зависимости от того,
в каких государственных органах она осуществляется. Так, предельный возраст
пребывания на государственной гражданской службе составляет 65 лет, а для
военнослужащих и служащих правоохранительных органов этот возраст колеблется от
45 до 60 лет, в зависимости от должностного положения. Установление таких возрастных
барьеров обусловлено спецификой деятельности государственного служащего
повышенной ответственности за исполнение возложенных на него функций, а также
дополнительными требованиями, предъявляемыми к данным лицам.
Общеобразовательная и
профессиональная подготовка государственных служащих должна соответствовать той
должности, которую они замещают. Поэтому уровень образования является важным
условием, при приеме граждан на государственную службу.
Российское законодательство
предъявляет ряд требований к государственным служащим, а именно:
дееспособность;
отсутствие судимости;
состояние здоровья;
отсутствие близкого родства или
свойства с государственным служащим.
Кроме того в целях
государственной и общественной безопасности доступ к государственной службе
может быть ограничен по решению суда лицам, участвовавшим в осуществлении
экстремистской деятельности.
Административно-правовой статус
государственного служащего производен от правового положения государственного
органа. Главным его элементом, безусловно, является государственная должность. Должность
государственной службы - это структурный элемент государственного органа, в
котором заключена часть его компетенций. Она образуется в структуре
государственного аппарата или его подразделения в распорядительном порядке. Правовым
актом определяются ее название и место в иерархии должностей. В названии каждой
должности обязательно присутствует и название того органа где создана сама
должность. С ней неразрывно связаны функции государственного органа либо
какая-то их часть. Должность устанавливается определенным объемом полномочий,
обязанностей и прав.
Название должности
государственной службы и ее место в иерархии должностей определяются законами
или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и ее субъектов, в
зависимости от того на каком уровне - федеральном или субъекта РФ - создается
эта должность. Важнейшим качеством должности государственной службы является
возможность существовать автономно от государственного органа, от других
должностей его штатного расписания. Она всегда взаимодействует с другими
должностями государственной службы, вбирая в себя какую то часть функций,
которые возложены на государственный орган или его структурное подразделение.
Как известно, должностью
государственной службы считается та, которая включена в Реестр государственных
должностей. В этом отношении данный документ является исчерпывающим.
Должность государственной службы
предполагает наделение лица, ее исполняющего, специальным или воинским званием,
классным чином, дипломатическим рангом, которые в отличие от должности не
являются элементом структуры органа, а присваиваются по должности персонально.
Определяющим элементом
административно-правого статуса государственного служащего являются
государственные полномочия. Наделение государственного служащего частью
функций, которые возложены на государственный орган, невозможно без включения в
его административно-правовой статус полномочий как составной части компетенции
государственно органа. Государственный служащий, реализует
государственно-властные полномочия, вправе давать основанные на законе
распоряжения и указания лицам, не находящимся по отношению к нему в
непосредственном подчинении, выступать от имени государственного органа и
государства в целом, применять в некоторых случаях меры государственно
принуждения.
Служебные (должностные) обязанности
- самостоятельный элемент административно-правового статуса государственного
служащего.
Следует отметить, что
должностные обязанности устанавливаются не персонально для служащего, а для
должности, которую он замещает.
Так же административно-правовой
статус государственно служащего, являются права, предоставляющиеся ему в связи
с исполнением обязанностей. Они определяют юридическую возможность выбора
поведения государственным служащим, создают условия защищенности, как в
правовой, так и в социальной сфере.
Следующим элементом
административно-правого статуса государственно служащего являются ограничения и
запреты, установленные законом при поступлении на государственную службу и при
ее прохождении.
Ограничения - это такие
установленные законом условия, при наличии которых гражданин не может быть
принят на государственную службу и не может находится на государственной
службе, например признание гражданина недееспособным, наличие у него
заболевания, препятствующего поступлению на государственную службу и ее
прохождению, и т.п. .
Запреты - это установленные
законом действия, от совершения которых государственный служащий должен
воздержатся, например запрет на осуществление предпринимательской
деятельностью, запрет на разглашение государственной и служебной тайны и т.п.
Последним элементом в структуре
административно-правового статуса государственно служащего является
ответственность. Ответственность - это устойчивая основа всех элементов,
образующих административно-правовой статус государственно служащего. Она служит
важным средством обеспечения законности и дисциплины, поэтому ее следует
считать своеобразным способом контроля за деятельностью государственного
служащего.
Основным видом юридической
ответственности государственных служащих является дисциплинарная
ответственность, реализующаяся в дисциплинарных взысканиях. Основание
дисциплинарной ответственности является дисциплинарный проступок, то есть
виновное нарушение правил, обязанностей службы, в частности служебной
дисциплины. Перечень дисциплинарных взысканий не может произвольно изменяться
субъектами их применения.
Основание административной
ответственности государственно служащего является административное
правонарушение. К административной ответственности привлекаются госслужащие за
нарушение общеобязательных правил, предусмотренных Кодексом Российской
Федерации об административных правонарушениях и законами субъектов Российской
Федерации об административных правонарушениях, если их соблюдение вменено им в
обязанность. К служащим может применяться только два вида административных
наказаний: предупреждение и административный штраф.
Государственные служащие могут
привлекаться и к материальной ответственности, которая в отличии от других
видов юридической ответственности госслужащих носит восстановительный характер.
Она наступает за служебный проступок, причинивший вред имуществу
государственной организации, и выражает в возмещении виновным нанесенного
ущерба.
Материальная ответственность
государственного служащего не исключает его дисциплинарную или уголовную
ответственность.
Таким образом, правовой статус
государственного служащего представляет собой содержание
государственно-служебных отношений, урегулированных правовыми нормами по
занимаемой должности и раскрываемых через установленные законодательством
полномочия, обязанности, права и ответственность.
Из данной контрольной работы
можно сделать следующий вывод, что правовой институт государственной службы представляет
собой совокупность юридических норм, регулирующих государственно-служебные
отношения. Правовую основу государственной службы в России составляют
Конституция РФ, федеральные законы "О системе государственной службы
Российской Федерации", "О государственной военной службе и воинской
обязанности", "О государственной гражданской службе Российской
Федерации", другие федеральные законы и подзаконные акты федеральных
органов государственной власти, а также законодательство субъектов Российской
Федерации.
Анализ законодательства о
государственной службе позволяет говорить о двух группах прав. Первую группу
составляют права, способствующие непосредственной реализации
административно-правового статуса государственного служащего.
Их объем напрямую зависит от
сферы деятельности и компетенции государственного органа, а также объема
полномочий, предоставляемые государственному служащему.
Среди них в первую очередь можно
назвать такие права, как получение в установленном порядке информации и
материалов, необходимых для исполнения должности, допуск к сведениям,
составляющим тайну, доступ в государственные органы, органы местного самоуправления
и иные организации.
Втора группа прав опосредовано
влияет на правовой статус государственного служащего. Это право на участие в
конкурсе на замещение вакантной должности, ознакомление с документами,
определяющие права и обязанности по замещаемой вакантной должности,
ознакомление с документами и т.п.
Эти права являются общими для
всех госслужащих и гарантированы законодательством о государственной службе.
1.
Конституция Российской Федерации.
2.
Федеральный закон от 27 мая 2003 г. №-58 ФЗ "О системе
государственной службы Российской Федерации".
3.
Хаманева Н.Ю. Административное право Российской Федерации. М, 2004.
4.
Кононова П.И. административное право России. М, 2008.
5.
Козлова Ю.М. Административное право. М, 1999.
[1] 1См.
Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ "О системе государственной
службы Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 2003. №22 Ст.
2063; №46 (ч.1). Ст.4437.
[2]
Cм. Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ "О
государственной гражданской службе Российской Федерации" // Собрание
законодательства РФ. 2004 №31 Ст.3215