Налоговая система. Финансовый контроль
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего
профессионального образования
Контрольная работа
по Финансовому праву
тема: Понятие налога и налоговой системы.
Виды и методы финансового контроля.
План
1. Понятие
налога и налоговой системы
2. Виды и
методы финансового контроля
Литература
Под налогом понимается
обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и
физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности,
хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях
финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных
образований.
Признаками налога являются:
1) общеобязательный характер. Статья
57 Конституции РФ устанавливает, что платить законно установленные налоги и
сборы обязан каждый. В соответствии с этой установкой Налоговый кодекс РФ,
нормативно-правовые акты субъектов РФ и муниципальных образований закрепляют
жесткий перечень налогов, начислять и уплачивать которые обязаны все
налогоплательщики, определенные законом. Ни один налогоплательщик не может быть
освобожден от обязанности уплачивать законно установленные налоги;
2) индивидуальная
безвозмездность. За счет налогов происходит финансирование всей деятельности
государства, но при этом конкретное физическое или юридическое лицо,
начисляющее и уплачивающее определенный налог, какого-либо возмещения в виде
получения имущества, имущественных или неимущественных прав не получает. Именно
в этом основное отличие налога от сбора: сбор уплачивается за совершение
государственными органами определенного действия, таким образом лицо,
уплачивающее сбор, получает вполне ощутимое возмещение оплаченной суммы в виде
оказанных услуг;
3) денежная форма. Налоги
взимаются в форме денежных средств, принадлежащих организациям или физическим
лицам на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного
управления;
4) публичный характер. В
соответствии со ст.57 Конституции РФ каждый обязан платить законно
установленные налоги и сборы. Данная конституционная обязанность имеет особый,
а именно публично-правовой, а не частноправовой (гражданско-правовой),
характер, что обусловлено публично-правовой природой государства и
государственной власти по смыслу ст.1 (ч.1), 3, 4 и 7 Конституции РФ;
5) нецелевой характер. Основной
целью налогообложения является обеспечение деятельности государства и (или) муниципального
образования в целом. Указанный признак налогов вытекает из ст.35 Бюджетного
кодекса РФ, в которой установлен принцип общего (совокупного) покрытия расходов.
Данный принцип, в свою очередь, означает, что все расходы бюджета должны
покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования
его дефицита. Доходы бюджета и поступления из источников финансирования его
дефицита не могут быть увязаны с определенными расходами бюджета, за
исключением доходов целевых бюджетных фондов, средств целевых иностранных
кредитов, а также в случае централизации средств из бюджетов других уровней
бюджетной системы Российской Федерации. В соответствии с этим налогами
покрываются не какие-либо отдельные расходы государства, а все расходы в целом.
Налоги выполняют следующие
функции:
а) фискальную. Фискальная
природа налога появилась вместе с появлением самого обязательного платежа. Так,
для того чтобы государство успешно функционировало, деятельность
государственных органов и должностных лиц необходимо финансировать. Финансирование
деятельности государства во многом происходит именно благодаря налогам и сборам.
В этом и заключается фискальная функция налогов и сборов;
Налоговая система представляет
собой форму организации порядка налогообложения. Под налоговой системой в
Российской Федерации понимается не хаотический набор разных налогов, а строго
регламентированная совокупность обязательных платежей, обладающих сходными
признаками (все налоги имеют объект налогообложения, налоговую базу, ставки,
налоговые периоды и т.п.).
В РФ устанавливаются следующие
виды налогов и сборов:
1) федеральные;
2) региональные;
3) местные.
Федеральными налогами и сборами
признаются налоги и сборы, которые установлены НК РФ и обязательны к уплате на
всей территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом. К
федеральным налогам и сборам относятся:
налог на добавленную стоимость;
акцизы;
налог на доходы физических лиц;
единый социальный налог;
налог на прибыль организаций;
налог на добычу полезных
ископаемых;
налог на наследование или
дарение;
водный налог;
сборы за пользование объектами
животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
государственная пошлина.
Региональными налогами
признаются налоги, которые установлены НК РФ и законами субъектов РФ о налогах
и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ. К
региональным налогам относятся:
• налог на имущество организаций;
• налог на игорный бизнес;
• транспортный налог.
1) земельный налог;
2) налог на имущество физических
лиц.
Налог считается установленным
лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы
налогообложения, а именно:
объект
налогообложения;
налоговая база;
налоговый период;
налоговая ставка;
порядок исчисления налога;
порядок и сроки уплаты налога.
В необходимых случаях при
установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также
предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования
налогоплательщиком.
Финансовый контроль представляет
собой разновидность финансовой деятельности государства, которая осуществляется
всей системой органов государственной власти и управления, специальными
контрольными органами и состоит в проверке законности и целесообразности
действий в области образования и расходования денежных средств, а также субъектов
хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его
организации и воздействия. [1]
Финансовый контроль как институт
финансового права подразумевает, во-первых, правовое регулирование
государственного финансового контроля как функции государственного управления
и, во-вторых, организацию формирования, распределения и использования бюджетных
средств. В этой связи оценка эффективности государственного финансового
контроля обусловлена структурой, совокупностью процедур, методов и средств
финансового контроля. Организация единой системы государственного финансового
контроля, способствующей формированию полной и объективной картины о
государственных финансовых потоках и финансово-хозяйственной деятельности
хозяйствующих субъектов, обеспечивающей выявление, предупреждение и пресечение
нарушений в управлении государственными финансовыми потоками и
финансово-хозяйственной деятельностью экономических субъектов, является главной
организационно-правовой задачей финансовой деятельности государства.
Контроль в зависимости от
органов его осуществления может быть государственным и негосударственным. Государственный
контроль в федеративных государствах предстает как федеральный государственный
контроль, контроль субъектов федерации. Негосударственный контроль бывает
муниципальным, аудиторским и общественным.
Государственный финансовый
контроль - это комплексная и целенаправленная система экономико-правовых
действий конкретных органов государственной власти, базирующихся на положениях
основных законов государства. [2]
Финансовая деятельность субъектов финансового права сложна и многообразна,
поэтому разнообразны виды и методы финансового контроля. Например, различают
контроль за исполнением бюджетов, контроль за правильным и целесообразным
расходованием средств, налоговый контроль, банковский надзор (за соблюдением
кассовой дисциплины, выдачи и использованием кредитов), валютный контроль,
аудиторский контроль, контроль на рынке финансовых услуг.
В Бюджетном кодексе РФ теме
финансового контроля посвящен разд. IX "Государственный и муниципальный
финансовый контроль". Говоря о финансовом контроле в рамках Бюджетного
кодекса, законодатель придает данному термину очень конкретный, узкий смысл - контроль
за формированием и расходованием бюджетных средств, т.е. бюджетный контроль.
В иных нормативных правовых
актах, касающихся государственного регулирования денежного обращения,
деятельности субъектов на финансовых рынках, формирования и использования
денежных фондов и др., упоминаются лишь отдельные виды государственного
финансового контроля (валютный контроль, страховой надзор, контроль на рынке
финансовых услуг и т.д.) в зависимости от объекта правового регулирования. При
этом в них отсутствует нормативное определение того или иного вида финансового
контроля, его целей и задач, и, фактически, правовое регулирование осуществления
финансового контроля сводится к установлению системы контролирующих органов и
определению их полномочий и функций.
Виды финансового контроля
практически различаются в зависимости от специфики финансовых отношений. Так,
различаются бюджетный, налоговый, валютный контроль и другие виды
государственного финансового контроля. Существует специфика в осуществлении
методов различных видов финансового контроля. Например, в бюджетном контроле в
зависимости от методов контроля можно выделить парламентский контроль,
бюджетный контроль, осуществляемый Счетной палатой, и бюджетный контроль,
осуществляемый другими органами. Методы налогового контроля различаются в
зависимости от видов взимаемых налогов (платежей). Настоящий обзор и посвящен
видам финансового контроля.
Ведомственный контроль
обеспечивается закреплением в положениях о министерствах норм о проведении
экономического анализа деятельности подведомственных структур, утверждение
экономических показателей их деятельности, проведении в подведомственных организациях
проверок финансово-хозяйственной деятельности и использования имущественного
комплекса.
Внутрихозяйственный контроль
осуществляется в форме ведения бухгалтерского учета и составления финансовой
отчетности. Федеральным законом "О бухгалтерском учете и отчетности" предусмотрено
обязательное ведение бухучета и составления бухгалтерской отчетности всеми
хозяйствующими субъектами.
Правовые основы проведения
независимого финансового контроля в форме аудиторской деятельности закреплены в
ФЗ "Об аудиторской деятельности". Согласно нормам данного закона
аудиторская деятельность осуществляется наряду с государственным финансовым
контролем и не подменяет его.
2.
Еналеева И.Д., Сальникова Л.В. Налоговое право России: Учебник. -
М.: ЗАО Юстицинформ, 2005.
3.
Петрова Г.В. Финансовое право: учебник. - М.: ТК Велби, 2006
4.
Финансовое право: Учеб. / Под ред. О.Н. Горбуновой. - М.: Юристъ, 2000.
[1]
Финансовое право: Учеб. / Под ред. О.Н. Горбуновой. – М.: Юристъ, 2000.
С. 108-109.
[2]
Грачева Е.Ю., Толстопятенко С.П., Рыжкова Е.А. Финансовый контроль: Учеб.
пособие. М.: Изд. дом «Камерон», 2004.