Налоговая система. Финансовый контроль

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Гражданское право
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    16,76 kb
  • Опубликовано:
    2010-03-21
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Налоговая система. Финансовый контроль

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования










Контрольная работа

по Финансовому праву

тема: Понятие налога и налоговой системы.

Виды и методы финансового контроля.

План

1. Понятие налога и налоговой системы

2. Виды и методы финансового контроля

Литература

 

1. Понятие налога и налоговой системы


Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Признаками налога являются:

1) общеобязательный характер. Статья 57 Конституции РФ устанавливает, что платить законно установленные налоги и сборы обязан каждый. В соответствии с этой установкой Налоговый кодекс РФ, нормативно-правовые акты субъектов РФ и муниципальных образований закрепляют жесткий перечень налогов, начислять и уплачивать которые обязаны все налогоплательщики, определенные законом. Ни один налогоплательщик не может быть освобожден от обязанности уплачивать законно установленные налоги;

2) индивидуальная безвозмездность. За счет налогов происходит финансирование всей деятельности государства, но при этом конкретное физическое или юридическое лицо, начисляющее и уплачивающее определенный налог, какого-либо возмещения в виде получения имущества, имущественных или неимущественных прав не получает. Именно в этом основное отличие налога от сбора: сбор уплачивается за совершение государственными органами определенного действия, таким образом лицо, уплачивающее сбор, получает вполне ощутимое возмещение оплаченной суммы в виде оказанных услуг;

3) денежная форма. Налоги взимаются в форме денежных средств, принадлежащих организациям или физическим лицам на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления;

4) публичный характер. В соответствии со ст.57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Данная конституционная обязанность имеет особый, а именно публично-правовой, а не частноправовой (гражданско-правовой), характер, что обусловлено публично-правовой природой государства и государственной власти по смыслу ст.1 (ч.1), 3, 4 и 7 Конституции РФ;

5) нецелевой характер. Основной целью налогообложения является обеспечение деятельности государства и (или) муниципального образования в целом. Указанный признак налогов вытекает из ст.35 Бюджетного кодекса РФ, в которой установлен принцип общего (совокупного) покрытия расходов. Данный принцип, в свою очередь, означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Доходы бюджета и поступления из источников финансирования его дефицита не могут быть увязаны с определенными расходами бюджета, за исключением доходов целевых бюджетных фондов, средств целевых иностранных кредитов, а также в случае централизации средств из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации. В соответствии с этим налогами покрываются не какие-либо отдельные расходы государства, а все расходы в целом.

Налоги выполняют следующие функции:

а) фискальную. Фискальная природа налога появилась вместе с появлением самого обязательного платежа. Так, для того чтобы государство успешно функционировало, деятельность государственных органов и должностных лиц необходимо финансировать. Финансирование деятельности государства во многом происходит именно благодаря налогам и сборам. В этом и заключается фискальная функция налогов и сборов;

Налоговая система представляет собой форму организации порядка налогообложения. Под налоговой системой в Российской Федерации понимается не хаотический набор разных налогов, а строго регламентированная совокупность обязательных платежей, обладающих сходными признаками (все налоги имеют объект налогообложения, налоговую базу, ставки, налоговые периоды и т.п.).

В РФ устанавливаются следующие виды налогов и сборов:

1) федеральные;

2) региональные;

3) местные.

Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены НК РФ и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом. К федеральным налогам и сборам относятся:

налог на добавленную стоимость;

акцизы;

налог на доходы физических лиц;

единый социальный налог;

налог на прибыль организаций;

налог на добычу полезных ископаемых;

налог на наследование или дарение;

водный налог;

сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

государственная пошлина.

Региональными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и законами субъектов РФ о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ. К региональным налогам относятся:

• налог на имущество организаций;

• налог на игорный бизнес;

• транспортный налог.

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических лиц.

Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:

объект налогообложения;

налоговая база;

налоговый период;

налоговая ставка;

порядок исчисления налога;

порядок и сроки уплаты налога.

В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

2. Виды и методы финансового контроля


Финансовый контроль представляет собой разновидность финансовой деятельности государства, которая осуществляется всей системой органов государственной власти и управления, специальными контрольными органами и состоит в проверке законности и целесообразности действий в области образования и расходования денежных средств, а также субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его организации и воздействия. [1]

Финансовый контроль как институт финансового права подразумевает, во-первых, правовое регулирование государственного финансового контроля как функции государственного управления и, во-вторых, организацию формирования, распределения и использования бюджетных средств. В этой связи оценка эффективности государственного финансового контроля обусловлена структурой, совокупностью процедур, методов и средств финансового контроля. Организация единой системы государственного финансового контроля, способствующей формированию полной и объективной картины о государственных финансовых потоках и финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов, обеспечивающей выявление, предупреждение и пресечение нарушений в управлении государственными финансовыми потоками и финансово-хозяйственной деятельностью экономических субъектов, является главной организационно-правовой задачей финансовой деятельности государства.

Контроль в зависимости от органов его осуществления может быть государственным и негосударственным. Государственный контроль в федеративных государствах предстает как федеральный государственный контроль, контроль субъектов федерации. Негосударственный контроль бывает муниципальным, аудиторским и общественным.

Государственный финансовый контроль - это комплексная и целенаправленная система экономико-правовых действий конкретных органов государственной власти, базирующихся на положениях основных законов государства. [2] Финансовая деятельность субъектов финансового права сложна и многообразна, поэтому разнообразны виды и методы финансового контроля. Например, различают контроль за исполнением бюджетов, контроль за правильным и целесообразным расходованием средств, налоговый контроль, банковский надзор (за соблюдением кассовой дисциплины, выдачи и использованием кредитов), валютный контроль, аудиторский контроль, контроль на рынке финансовых услуг.

В Бюджетном кодексе РФ теме финансового контроля посвящен разд. IX "Государственный и муниципальный финансовый контроль". Говоря о финансовом контроле в рамках Бюджетного кодекса, законодатель придает данному термину очень конкретный, узкий смысл - контроль за формированием и расходованием бюджетных средств, т.е. бюджетный контроль.

В иных нормативных правовых актах, касающихся государственного регулирования денежного обращения, деятельности субъектов на финансовых рынках, формирования и использования денежных фондов и др., упоминаются лишь отдельные виды государственного финансового контроля (валютный контроль, страховой надзор, контроль на рынке финансовых услуг и т.д.) в зависимости от объекта правового регулирования. При этом в них отсутствует нормативное определение того или иного вида финансового контроля, его целей и задач, и, фактически, правовое регулирование осуществления финансового контроля сводится к установлению системы контролирующих органов и определению их полномочий и функций.

Виды финансового контроля практически различаются в зависимости от специфики финансовых отношений. Так, различаются бюджетный, налоговый, валютный контроль и другие виды государственного финансового контроля. Существует специфика в осуществлении методов различных видов финансового контроля. Например, в бюджетном контроле в зависимости от методов контроля можно выделить парламентский контроль, бюджетный контроль, осуществляемый Счетной палатой, и бюджетный контроль, осуществляемый другими органами. Методы налогового контроля различаются в зависимости от видов взимаемых налогов (платежей). Настоящий обзор и посвящен видам финансового контроля.

Ведомственный контроль обеспечивается закреплением в положениях о министерствах норм о проведении экономического анализа деятельности подведомственных структур, утверждение экономических показателей их деятельности, проведении в подведомственных организациях проверок финансово-хозяйственной деятельности и использования имущественного комплекса.

Внутрихозяйственный контроль осуществляется в форме ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности. Федеральным законом "О бухгалтерском учете и отчетности" предусмотрено обязательное ведение бухучета и составления бухгалтерской отчетности всеми хозяйствующими субъектами.

Правовые основы проведения независимого финансового контроля в форме аудиторской деятельности закреплены в ФЗ "Об аудиторской деятельности". Согласно нормам данного закона аудиторская деятельность осуществляется наряду с государственным финансовым контролем и не подменяет его.

2.   Еналеева И.Д., Сальникова Л.В. Налоговое право России: Учебник. - М.: ЗАО Юстицинформ, 2005.

3.   Петрова Г.В. Финансовое право: учебник. - М.: ТК Велби, 2006

4.   Финансовое право: Учеб. / Под ред. О.Н. Горбуновой. - М.: Юристъ, 2000.


[1] Финансовое право: Учеб. / Под ред. О.Н. Горбуновой. – М.: Юристъ, 2000. С. 108-109.

[2] Грачева Е.Ю., Толстопятенко С.П., Рыжкова Е.А. Финансовый контроль: Учеб. пособие. М.: Изд. дом «Камерон», 2004.

Похожие работы на - Налоговая система. Финансовый контроль

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!