Методология общей теории права и государства
РЕФЕРАТ
по курсу
«Теория государства и права»
по теме: Методология общей теории права и
государства
1. Объект и предмет
теории права и государства
Для общей теории права и государства
в качестве объектов выступают право и государство, которые в то же время
изучаются и другими науками -как юридическими, так и неюридическими
(философией, политической наукой, социологией и др.).
В самом общем виде предмет теории
права и государства можно обозначить как закономерности, свойства, стороны,
характеристики, общие для всех государственно-правовых явлений и процессов. В
любом случае эта проблематика является обязательной составляющей предмета общей
теорий права и государства. Вместе с тем нужно учитывать, что теория права и
государства может выходить на разные уровни обобщения, и можно вести речь о
закономерностях и свойствах определенного круга государственно-правовых
явлений. Например, когда речь идет о том или ином типе права и государства.
Существует точка зрения, что к
предмету теории права и государства следует относить не только закономерное, но
и случайное (проф. А.Б. Венгеров). Видимо, случайное тоже нужно изучать, чтобы
отделить его от закономерного. Ведь становление общей теория права и государства
как системы знаний происходит все-таки на основе общих сведений о праве и
государстве.
Говоря о предмете теории
права и государства, следует проводить различие между наукой и учебной
дисциплиной. Учебная дисциплина базируется на науке, может иметь одно с ней
название, но это разные системы, каждая из которых имеет свою цель и свое
строение.
Предмет теории права и государства
является достаточно сложным образованием, и составляющую его проблематику можно
определенным образом сгруппировать. Исследование предмета теории права и
государства предполагает характеристику:
а) сущности права и государства;
б) общих черт, присущих праву и
государству любого типа и любой системы;
в) общих закономерностей генезиса
(происхождения) права и государства;
г) типов и форм права и государства;
д) общих закономерностей, принципов,
механизмов развития и функционирования права и государства;
е) общих закономерностей связи права
и государства друг с другом и другими социальными явлениями; и др.
Профессор С.С. Алексеев предлагает в
предмете общей теории права выделять:
а) закономерности права;
б) догму права – непосредственное
юридическое содержание правовых отраслей;
в) технику юриспруденции – средства и
приемы практической работы юридических органов по правотворчеству и применению
права.
Существует точка зрения, что к
предмету теории права и государства относятся «основные государственно-правовые
понятия, общие для всей юридической науки» (проф. М.И. Байтин). В целом это
верно, но лишь в том случае, когда происходит «самопознание» теории права и
государства. Во всех других случаях общетеоретические понятия, выводы,
конструкции выступают результатам разработки предмета и входят непосредственно
в информационную систему науки, в ее содержание.
В основе методологии (системы
методов) общей теории права и государства лежит философия, законы и категории
которой являются всеобщими, универсальными и распространяются на все явления
окружающего нас мира, включая право и государство. Можно выделить следующие
аспекты методологической роли философии:
а) законы и категории философии могут
использоваться в изучении права и государства непосредственно (например, формы
и содержания правоотношения);
б) в рамках философии разрабатывается
общее учение о методе – теория методологии. Здесь формируются как общие
подходы, например диалектический, так и конкретные философские методы: методы
анализа и синтеза, качественного и количественного анализа, исторический и
логический методы, формализации и содержательного изучения, абстрагирования и
конкретизации, сравнения и обобщения, раскрытия причинно-следственных связей и
т. п.;
в) философское знание является базой
для формирования общенаучных и частных методов общей теории права и
государства.
Переходными от философских категорий
к специально-научным понятиям являются так называемые общенаучные категории,
которые не отвечают признаку всеобщности и универсальности философских понятий,
но тем не менее имеют общенаучное значение. Общенаучными являются категории
системы, структуры, элемента, функции, информации, модели, вероятности и др.
Специфическим общенаучным методом является математический, который своим
предметом имеет количественную сторону явлений, немаловажную в изучении права и
государства. Практика использования философских и общенаучных методов в
исследовании права и государства обусловливает появление в содержании этих
методов характерных, специфических элементов, и они предстают в виде
историко-правового метода, метода сравнительного право- и государствоведения,
метода правового моделирования и др. В таком виде они обретают в правоведении
название частных методов правовой науки, являясь, по существу, специфическим
преломлением общефилософских и общенаучных методов.
Частнонаучные методы правоведения и,
в частности, общей теории права и государства могут складываться и путем
использования данных, а также методологических приемов других конкретных наук –
статистики, социологии, кибернетики, психологии и др. Метод социологии,
например, сам является комплексным и включает в себя математический, статистический
методы, метод социального эксперимента.
В правовой методологии выделяют
категорию специальных методов, к которым относят, в частности,
формально-догматический метод (его называют также специально-юридическим,
формально-юридическим) и метод толкования. Иногда к этой группе относят
сравнительно-правовой метод. Однако надо заметить, что формально-догматический
метод выделяется не столько по своим методологическим особенностям, сколько по
объекту исследования – догме Права. Толкование же права отличает его особая
цель – практическое осуществление юридических норм, а составляют его те же
приемы познания права, в том числе и специально-юридический метод.
Важное место в методологии общей
теории права и государства занимает метод сравнения. Сравнительное правоведение
представляет собой, по существу, целое теоретическое направление
(компаративизм). Родоначальником этого метода является Аристотель, который
сравнил конституции 158 греческих и варварских городов. Метод сравнительного
исследования имеет своим объектом аналогичные или сходные институты двух или
нескольких политических и правовых систем. Сравнительный метод может быть синхроническим
(синхронным) и диахроническим (сравнительно-историческим).
Конкретно-социологический метод также
олицетворяет собой особое направление общетеоретических исследований –
социологию права, которая изучает «право в действии»: связи права с жизнью,
эффективность государственно-правового регулирования. Правосоциологический
метод отличают прежде всего целевое назначение и содержание, а приемы
используются традиционные (общесоциологические): наблюдение, анкетирование,
опросы, анализ документов и др.
Большое значение для познания общих
закономерностей права и государства имеет метод аналогии, который лежит в
основе и метода моделирования, и метода экстраполяции и др. Так, основной
признак и назначение модели – быть аналогом прототипа, что позволяет делать
выводы по аналогии, то есть выводы, в которых посылки относятся к одному
объекту (модели), а заключение – к другому (прототипу, то есть моделируемому
явлению).
В методологии правоведения еще не
полностью оценен метод экстраполяции (распространения), который позволяет
формировать общеправовое и общегосударственное знание путем надежных аналогий,
то есть распространять знания, полученные при изучении одного юридического
явления, на другие (аналогичные) явления и тем самым увеличивать объем
общетеоретических знаний.
3. Функции теории государства и права
Теории права и государства, как и
любой науке, безусловно, присуща теоретико-познавательная (гносеологическая)
функция, которая заключается в исследовательской разработке своего предмета, в
его теоретическом освоении. На основе реализации данной функции происходит
становление теории права и государства как системы знаний. Особенность этой
функции состоит в том, что она выполняется наукой как бы «для себя», для своего
развития, и в этом смысле осуществление теоретико-познавательной функции
является условием существования науки. Содержательная сторона данной функции
определяется спецификой предмета и используемой методологией. Заметим, что вся
та методология, о которой ведется речь применительно к теории нрава и
государства, рассматривается через призму именно теоретико-познавательной
функции, ориентирована на нее.
Другой важнейшей функцией теории
права и государства, которая вытекает из самой природы этой науки и обусловлена
ее местом в системе юридических наук, является методологическая функция. Дело в
том, что метод в науке – это знание, используемое как средство получения нового
знания. Поэтому одно и то же знание в одном отношении может рассматриваться как
теория, а в другом – как метод. Знания, разрабатываемые общей теорией права и
государства, по своему характеру таковы, что в основном своем объеме они
используются как средство решения отраслевых теоретических проблем, ибо в
рамках как общей теории права, так и общей теории государства, выявляются
общеправовые и общегосударственные закономерности, разрабатываются общие
понятия и конструкции.
Методологическое значение общей
теории права и государства обусловлено и тем обстоятельством, что в ее рамках
разрабатываются проблемы методологии правоведения в целом, то есть проблемы
использования самых различных областей знания для решения теоретических проблем
юриспруденции; строится определенная система такой методологии.
Важное значение имеет идеологическая
функция теории права и государства. Она объективно присуща ей как и любой
общественной науке. А в рамках правоведения – в большей степени, чем другой
юридической науке. Общая теория права и государства как никакая другая
юридическая наука участвует в формировании такого компонента правосознания, как
правовая идеология. Более того, учитывая политико-юридический характер данной
науки, можно говорить о ее мировоззренческой роли. Особенно важно значение этих
моментов на современном этапе развития нашего общества, когда происходит становление
новой социальной и правовой идеологии.
Близка к идеологической
воспитательная функция теории права и государства. К ее содержанию относят, в
частности, обучающее значение данной науки, поскольку на ее базе строится
соответствующая учебная дисциплина. Теория права и государства должна
способствовать росту правовой культуры населения, помогать находить верные
ориентиры в сфере государственно-правовой жизни, воспитывать уважение к праву,
правосудию, Конституции.
В литературе называют и
прогностическую (или прогнозную) функцию, которая касается как судьбы права и
государства в целом, так и предполагаемой эффективности принимаемых
нормативно-правовых решений. То есть речь идет о функции научного предвидения в
сфере государственно-правовых явлений, функции выдвижения научно обоснованных
гипотез.
Прикладная функция теории права и
государства связана с непосредственным ее выходом на практику – правотворческую
и правореализующую. Осуществление этой функции состоит в разработке правил юридической
техники, методов толкования нормативно-правовых актов, предложений по
совершенствованию законодательства, его систематизации и решении других
вопросов практического характера.
Правоведы называют и другие функции
теории права и государства. Например, эвристическую (по существу, это иное
название теоретико-познавательной функции), политическую (близка по своей
характеристике к идеологической), организаторскую (можно сказать, что в целом
она охватывается прикладной функцией), научно-консультативную и другие.
1. Конституция РФ.
2. Алексеев С.С. Государство и право.
Начальный курс. М.: Юридическая литература, 2004.
3. Законность в Российской Федерации.
Сборник статей. М, 2006.
4. Клочков В.В. Требования
законности: понятие, виды, генезис.//Конституционная законность и прокурорский
надзор. М., 2006.
5. Кудрявцев В.Н. Право как элемент
культуры. Право и Власть. М., 2006.
6. Лазарев В.В. и др. Общая теория
права и государства. М., 2004.
7. Матузов Н.И. Право и личность.
Общая теория права. Н. Новгород, 2003.
8. Новый юридический
энциклопедический словарь. М, 2007.