Место дисциплины теории государства и права среди других наук
Содержание
Глава
1. Место и роль теории государства и права в системе гуманитарных наук.
1.1 Сотношение ТГП с философией
1.2 Взаимосвязь ТГП с политологией
1.3 Взаимосвязь ТГП с экономическими науками
1.4 Взаимосвязь ТГП с социологией и социальной
психологией
Глава
2. Теория государства и права в системе юридических наук
2.1 Виды юридических наук
2.2 Взаимосвязь и взаимодействие теории государства и
права с историко-правовыми науками
2.3 Взаимосвязь ТГП с теоретико-правовыми дисциплинами
Заключение
Введение
Актуальность данной темы состоит в том, что теория
государства и права существует и развивается как один из важнейших компонентов
сложной и целостной системы знаний об обществе. Единство материального и
духовного мира обуславливает и единство наук. Между общественными,
естественными и точными (техническими) науками существует тесное
взаимодействие. Принятый курс на формирование основ правового общества и
государства не может быть ограничен областью чисто юридических представлений.
Коренной вопрос общественной жизни - вопрос о государстве, о праве. Право
регулирует общественные отношения в самых различных областях человеческой
деятельности, самых различных субъектов права, по самым различным фактическим
основаниям, в самых различных обстоятельствах. Общественные науки изучают
закономерности изменения социальных условий, теоретически обосновывают
направления преобразования социальной действительности, дают научные прогнозы,
в том числе и для точного естественнонаучного знания. Без взаимодействия наук
невозможен выход из кризиса. Без их кооперации невозможно эффективно и
рационально использовать материальные, трудовые и финансовые ресурсы, выбрать
наиболее целесообразный путь технологического прогресса, интенсификации
общественного развития.
Цель данной курсовой работы - определение места и роли
теории государства и права среди других наук.
В соответствии с указанной целью были поставлены следующие
задачи:
1. определить взаимосвязь теории государства и права с
гуманитарными науками;
2. обозначить место и роль теории государства и права в
системе юридических наук.
Структура курсовой работы обуславливается целями и задачами
исследования. Состоит из введения, двух глав, заключения, и списка
использованной литературы.
Теория государства и права, как было уже отмечено, является
далеко не единственной наукой и учебной дисциплиной, имеющей объектом
исследования государство и право. Изучением последних занимаются также и другие
дисциплины. Среди них важное место занимают неюридические отрасли знаний и
дисциплины, такие, как философия, политология, экономические науки, социология
и социальная психология.
В процессе исследования государства и права вполне
естественно и неизбежно возникает вопрос о соотношении их друг с другом, а
также с теорией государства и права.
1.1
Соотношение ТГП с философией
Философия является наукой о всеобщих закономерностях,
которым подчиняются как бытие человека (природа и общество), так и человеческое
мышление, процесс познания. С теорией государства и права у нее весьма глубокая
и многогранная связь, которая прослеживается по разным направлениям. Теория
государства и права широко использует, в частности, философские категории и
всеобщие понятия, выработанные в течение многих столетий представителями этой
науки. В свою очередь, философия в процессе своего развития и совершенствования
постоянно опирается на тот материал, который вырабатывается теорией государства
и права вместе с другими юридическими науками и который помогает ей
формулировать общие принципы государственно-правового развития общества. Среди
философских категорий и понятий, которые активно используются в теории
государства и права, в качестве примеров можно назвать такие, как «отношение»,
«функция», «прогресс», «свобода», «развитие», «эволюция», «связь», «целое» и
др. Широкое использование философских категорий и понятий в рамках теории
государства и права имеет не только сугубо теоретическое, но и огромное
методологическое значение. Большое значение для развития теории государства и
права имеет также широкое использование ею философских законов и
закономерностей, а кроме того, огромную важность для нее представляет
философский, мировоззренческий аспект. Прямая и остро ощутимая зависимость
государственно-правовых теорий и взглядов от тех или иных философских воззрений
прослеживается на всех этапах развития человеческого общества. Материалистические
основы мировоззрения в отличие от идеалистических чаще всего способствовали
возникновению и развитию прогрессивных, демократических государственно-правовых
теорий и идей.
Говоря о роли философского мировоззрения в разработке
государственно-правовых теорий и идей, нельзя забывать о том, что оно
способствует не только развитию научных исследований, но и лучшему усвоению изучаемого
в курсе теории государства и права материала.
Наряду с философией теория государства и права имеет тесные
связи и с политологией. Политология – это наука, занимающаяся изучением всего
многообразия политологического мира, именуемого политикой. В поле зрения
исследователей-политологов находятся общие законы развития политических
явлений, институтов и учреждений, вопросы политической власти, политической
системы, политической идеологии, политического режима, политических отношений и
др.[3]
Используя политологические данные, теория государства, и
права рассматривает государственно-правовые явления с точки зрения не только их
внутреннего строения, формы, сущности и содержания, но и их места и роли в
системе других политических по своему характеру явлений, институтов и
учреждений. Это дает возможность исследовать не только их самих, но и в
контексте их связей с окружающей политической средой. В результате такого
подхода, например, к исследованию государства или его отдельных органов
появляется возможность видения государства и его аппарата и «изнутри», и
«извне» – со стороны его связей с политической системой общества или же с ее
отдельными элементами, такими, как политические партии, общественно-политические
организации, союзы и пр. Между теорией государства и права и политологией
существуют прямые и обратные связи. Это означает, что не только политология
оказывает влияние своими знаниями на развитие теории государства и права, но и
наоборот. Так, в частности, в процессе проведения политологических исследований
и изучения курса политологии широко используются наряду с собственно
политологическим материалом также положения и выводы, сделанные специалистами в
области теории государства и права. Это касается, например, вопросов понятия
государства и государственного механизма, проблем определения политической
власти, соотношения политического и государственного режимов, форм и функций
государства, соотношения государства, политических партий и регулирующих их
деятельность норм права.
Неразрывная связь существует также между теорией государства
и права и экономическими науками. Последние, выступая в качестве важнейшей
составной части общественных наук, включают в себя политическую экономию,
историю экономической мысли, экономическую статистику, экономику труда,
экономику отдельных отраслей хозяйства, финансы и кредит и др. Теоретическую и
методологическую основу экономической науки составляет политэкономия. Экономические
науки, занимаясь изучением различных средств и способов производства, форм
собственности, методов управления экономикой, характера производительных сил и
производственных отношений, проблем труда и заработной платы и т.п., решают не
только сугубо экономические, но и социально-политические вопросы. Ведь от того,
например, как, на какой основе решаются проблемы производства, накопления и
распределения материальных и иных благ, вопросы соотношения производственных и
распределительных отношений, во многом зависит состояние не только экономики,
но и самого общества, а вместе с ним и государства. Опираясь на основные выводы
и положения, сформулированные экономическими науками, теория государства и
права исходит из предпосылки, что экономика – материальный базис общества – оказывает,
в конечном счете, решающее воздействие на процесс формирования и развития
соответствующей ему надстройки, одной из составных частей которой является
государство и право. Многовековой опыт существования общества показывает, что
каждому типу или разновидности экономики (рабовладельческого, феодального или
иного общества) должен соответствовать вполне определенный тип государственной
и правовой системы. В этом смысле допустимо говорить, с известными оговорками о
несовпадении в мелочах, деталях, об экономической обусловленности и даже об
экономической заданности государственно-правовых явлений, институтов и
учреждений.
Однако не следует ни преувеличивать, а тем более
абсолютизировать характер прямой связи и обусловленности
государственно-правовой материи экономической материей, ни преуменьшать его.
Опыт России и многих других стран со всей убедительностью показал, что даже в
рамках одного и того же типа экономики и государственно-правовой системы учет
характера этой связи и обусловленности имеет огромное не только теоретическое,
но и практической значение. Это означает, помимо всего прочего, что успешное
проведение радикальных политических или государственно-правовых преобразований
в той или иной стране с неизбежностью предполагает одновременное проведение и
соответствующих экономических преобразований, и наоборот. Теория государства и
права исходит также из того, что не только экономика и вместе с ней
экономические науки влияют на государство и право, а следовательно, и на
юридические науки, но, в свою очередь, последние оказывают значительное влияние
на первые. В юридической литературе правильно указывалось, что стихийное, не
опосредованное государственно-правовым регулированием развитие экономических процессов
может привести к расстройству и упадку всей системы материального производства.
Мировой опыт показывает, что политическая власть, не принимающая необходимых
мер для целенаправленного развития экономики, может причинить экономическому
развитию величайший вред, подорвать и попусту разбазарить экономический
потенциал страны.
Большое академическое и политико-практическое значение имеют
постоянные связи теории государства и права с социологией. Согласно
сложившемуся в научном мире представлению, социология является гуманитарной
дисциплиной, занимающейся изучением общества как целостной системы, а также его
отдельных составных частей и институтов, различных социальных слоев и групп. В
центре внимания социологов неизменно находятся вопросы организации и управления
обществом, закономерности и тенденции развития и функционирования различных
социальных систем. Понятие социологии – это «обобщенное», точнее, общеродовое,
понятие, которым охватывается целый ряд ее отраслей, включая такие, например,
как социология политики, социология отдельных составных частей экономики
(промышленности, сельского хозяйства и т.п.), социология образования,
социология права и др. Теория государства и права опирается в своем развитии
как на общую социологическую теорию и методологию, изучающую закономерности
функционирования всего общества, так и на частные социологические теории,
имеющие дело с закономерностями развития отдельных сфер жизни общества. С
теоретической точки зрения весьма важное значение имеет использование в
процессе изучения государственно-правовых явлений, институтов и учреждений
выводов и обобщений, сделанных в рамках социологии политики и социологии права.
Особую значимость при этом приобретают даже те весьма спорные и противоречивые
суждения и понятия, которым за пределами социологии, вне социологического
контекста и фона уделялось бы гораздо меньше внимания. В качестве примера можно
сослаться на довольно спорное и одностороннее рассмотрение (в социологическом
плане) государства и права как исключительно силовых, принудительных
институтов. Подход к государству, а соответственно и к исходящему от него
позитивному праву как к институтам (средствам) господства и подчинения, насилия
и принуждения в определенной мере адекватно отражает реальную действительность.
Однако при этом не учитываются другие стороны государства и права. В частности,
вне поля зрения исследователей остаются охранительные, протекционистские,
защитительные, воспитательные и иные функции государства и права. Не
учитывается, в частности, тот факт, что государство в повседневной жизни и
многообразных отношениях может выступать не только в качестве суверена,
устанавливающего общеобязательные для всех «своих» граждан и организаций –
физических и юридических лиц – правила поведения. Во многих отношениях с ними
оно может выступать также в качестве равноправного партнера. Это относится в
первую очередь к гражданско-правовым отношениям. Согласно, например, п. 1 ст.
124 Гражданского кодекса РФ, «Российская Федерация, субъекты Российской
Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная
область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие
муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским
законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений –
гражданами и юридическими лицами». К государству в целом, равно как и к другим
связанным с ним субъектам гражданско-правовых отношений, согласно действующему
законодательству, применяются нормы, определяющие участие юридических лиц, в
отношениях, регулируемых гражданским законодательством, «если иное не вытекает
из закона или особенностей данных субъектов» (п. 2 ст. 124ГК). Рассмотрение
государства и права с социологических позиций помогает глубже и разностороннее
понять его и с других позиций, в частности с точки зрения теории государства и
права. Этому же способствует и широкое использование теоретиками государства и
права конкретных социологических исследований жизнедеятельности
государственно-правовых институтов. Помимо академической важности они имеют
определенную практическую значимость. Данные социологических исследований
позволяют успешно решать, например, проблемы совершенствования государственного
аппарата, дальнейшего развития форм и содержания (функций) государства,
повышения эффективности права. Постоянная и последовательная связь теории
государства и права прослеживается с социальной психологией. Сформировавшись
как самостоятельная отрасль знаний (отрасль психологии) и самостоятельная
дисциплина в начале XX в., социальная психология
представляет собой науку, занимающуюся выявлением и изучением закономерностей
поведения людей, обусловленных фактом их принадлежности к определенным
социальным слоям и группам, а также изучением психологических характеристик
отдельных человеческих сообществ и групп. Имея предметом своего изучения общие
закономерности возникновения, становления и развития государства и права,
теория государства и права не может решать свои задачи без учета достижений
социальной психологии, без знания социально-психологических особенностей
отдельных социальных групп (властных и прочих структур) и всего общества в
целом. Попытки определения уровня правового сознания общества, степени развития
правовой культуры населения, эффективности правотворчества и правоприменения в
той или иной стране можно успешно осуществить лишь при условии широкого
использования достижений социальной психологии. При рассмотрении проблем
возникновения, становления и развития государства и права весьма важно иметь в
виду также, что это не формальные, социально индифферентные или социально
выхолощенные процессы, протекающие сами собой, вне поля зрения и участия в них
отдельных слоев или всего общества. Это социально обусловленные, общественные
процессы, протекающие в рамках как отдельно взятых стран, так и всего мирового
сообщества. От состояния социальной психологии, выражающегося в
социально-политической активности или, наоборот, в перманентной пассивности
населения, в душевной приподнятости и целенаправленности народа и нации или,
наоборот, их психологической подавленности, социальной апатии и безразличии к
судьбе общества и государства, в историческом оптимизме народа и нации или же в
их неверии в будущее существующей общественной и государственно-правовой системы,
историческом пессимизме, в уверенности перед грядущим будущим или в страхе за
будущее своей страны, государства и общества, в полном доверии и уважении к
властям предержащим или же, наоборот, в полном неверии в их способности
управлять страной и их общественном презрении и от многого другого в
значительной степени зависят не только стабильность и эффективность
существующего государства и права, но и реальные перспективы их существования и
развития. От этого же зависит их жизнеспособность и конкурентоспособность на
мировой арене. Современный опыт России так же, как и многих других стран, со
всей очевидностью доказывает, что наряду с системой иных факторов именно
психологическое состояние общества оказывает весьма важное воздействие на
процесс становления и развития, а также на характер (демократический,
псевдодемократический, олигархический и т.п.) вновь возникающего
государственно-правового и общественного строя.
Теория государства и права занимает важное место не только
среди гуманитарных неюридических, но и в системе юридических наук. В
зависимости от предмета исследования и сферы научного познания все юридические
науки и учебные дисциплины подразделяются на три основные группы: историко- и
теоретико-правовые, отраслевые и специальные (прикладные) юридические науки и
дисциплины. К историко- и теоретико-правовым дисциплинам относятся история
отечественного государства и права, история государства и права зарубежных
стран, история политических и правовых учений, теория государства и права,
философия права, социология права и сравнительное право, или сравнительное правоведение.
К этой же группе юридических наук следует отнести также все более проявляющуюся
в качестве самостоятельной отрасли знаний и дисциплины юридическую
конфликтологию. К отраслевым юридическим наукам и учебным дисциплинам относятся
конституционное право, административное право, коммунальное право, гражданское
право, финансовое право, коммерческое право, уголовное право,
уголовно-процёссуальное право, трудовое право, земельное право, экологическое
право и другие юридические науки, имеющие в качестве объекта изучения различные
отрасли права. К специальным (прикладным) юридическим наукам и учебным
дисциплинам относятся криминалистика, криминология, судебная медицина, судебная
психиатрия, судебная статистика и др. Особое место в системе юридических наук
занимает международное право. Для того чтобы понять, какое место отводится
теории государства и права в системе юридических наук и какую роль она при этом
играет, необходимо соотнести ее с каждой из названных групп наук. Обратимся
вначале к историко - и теоретико-правовым наукам и дисциплинам. В данной группе
наук и дисциплин объективно существуют две подгруппы – историко-правовые и
теоретико-правовые дисциплины. Относясь ко второй подгруппе, теория государства
и права с каждой из них соотносится по-разному.
Взаимосвязь и взаимодействие теории государства и права с
историко-правовыми науками проявляются, с одной стороны, в том, что при
выявлении общих закономерностей возникновения, становления и развития
государственно-правового механизма, равно как и при проведении других
теоретических исследований, представители теории государства и права не могут
обойтись без конкретного исторического материала. Они не могут обойтись также
без знания основных исторических событий и процессов, без понимания того, что
процесс развития государства и права изучается в рамках историко-правовых
дисциплин под иным (по сравнению с теорией государства и права) углом зрения и
в хронологическом порядке. С другой стороны, эта взаимосвязь и взаимодействие
заключаются в том, что история государства и права в процессе познания тех или
иных глобальных по своему характеру исторических явлений и событий не может
зачастую обойтись без выводов и обобщений, сделанных в рамках теории
государства и права. Речь идет, в частности, о выводах и обобщениях, касающихся
форм правления и форм государственного устройства, государственного режима,
аппарата государства, системы права и источников права, понятия и содержания
рецепции права и др. Затрагивая проблему соотношения теории государства и
права, с одной стороны, и истории государства и права – с другой, многие авторы
вполне резонно замечают, что если теория государства и права, имея дело с
общими закономерностями развития государственно-правовой материи, отражает
исторический процесс лишь в абстрактной форме, «освобожденной от всех
исторических случайностей», и только с помощью логического метода, то в
отношении истории государства и права дело обстоит иным образом. Имея предметом
своего изучения «исторические процессы развития сложной системы государственных
и юридических учреждений», история государства и права исследует их не
«вообще», в абстрактной форме, а в строго «определенной конкретно-исторической
обстановке, в хронологической последовательности», на основе выявления как
общеисторических закономерностей этих процессов, так и закономерностей,
проявляющихся в пределах тех исторических эпох, которые являются важнейшими
ступенями в развитии конкретных общественных систем[1]. При всем объективно
существующем различии в подходах и приемах (методах) изучения
государственно-правовых явлений, институтов и учреждений у теории и истории
государства и права довольно много общего. Общность их проявляется, во-первых,
в том, что они, акцентируя внимание на прошлом в развитии государства и права,
не упускают из поля зрения и их настоящее. Во-вторых, уделяя значительное
внимание причинам и условиям зарождения государства и права, они в то же время
центральное место в своих исследованиях отводят закономерностям их развития. И
в-третьих, рассматривая процесс возникновения, становления и развития
государства и права в целом, они одновременно держат в поле зрения и процесс
развития государства и права отдельных стран. При этом исследователи всегда
исходят из тезиса, что «конкретная история не только многообразна, но и сугубо
индивидуализирована. Реальная история отдельных стран, народов и государств
уникальна. События, происходящие в той или иной стране, нигде и никогда потом в
точности не повторяются»[2].
Глубокие связи теории государства и права прослеживаются
также и с теоретико-правовыми науками – философией права, социологией права,
сравнительным правоведением, юридической конфликтологией. И это вполне понятно,
имея в виду не только общность объектов и близость предметов их изучения, но и
сходство методов их исследования. Следует, однако, заметить, что далеко не все
ученые разделяют данную точку зрения в отношении философии права и социологии
права, относя их к системе юридических наук. Многие философы и социологи
издавна были склонны рассматривать их не иначе как в качестве составных частей
философии и социологии[3]. Это тоже вполне понятно, имея в виду цеховые,
корпоративные научные интересы. В настоящее время острота спора о
принадлежности философии права, так же, как и социологии права, уменьшилась.
Этими науками и дисциплинами занимаются в основном юристы. Однако для ряда
философов и социологов вопрос все еще остается открытым. Говоря о соотношении
теории государства и права и философии права, следует заметить, что они
органически сочетаются друг с другом, взаимно дополняют друг друга, но вместе с
тем они не взаимозаменяют друг друга. Ибо если теория государства и права
занимается выявлением и изучением общих закономерностей развития государства и
права, то философия права, согласно сложившемуся о ней представлению, имеет
дело в основном с процессом познания и объяснения сути правовой материи, с
процессом изучения и философского объяснения правового бытия. Теория
государства и права находится в тесной связи со сравнительным правоведением. В
отечественной юриспруденции сравнительное правоведение длительное время
находилось, да и сейчас еще находится на далекой периферии научных исследований
и юридического образования. В западноевропейских университетах эта дисциплина
изучается и преподается уже более 150 лет. Объектом исследования сравнительного
права (правоведения) являются правовые системы разных стран и народов.
Предметом изучения данной отрасли знаний и учебной дисциплины является «общее и
особенное в различных правовых массивах и системах, сферы и аспекты их
динамичного соотношения между собой»[8].
Появление и развитие сравнительного права – явление такое же
естественное и неизбежное на определенной стадии развития общества и
государства, как и зарождение национального права. Оно обусловлено многими
факторами, но наиболее важными из них являются те, которые ассоциируются с
расширением и углублением между различными странами и народами экономических,
торговых и иных связей, требующих профессионального знания правовой системы не
только своей страны, но и других стран, а также унификации механизмов правового
регулирования. В процессе такого общения и обмена информацией возникает
реальная возможность не только оценить преимущества и недостатки правовых
систем других стран, но и сквозь призму этих систем по-новому взглянуть на свою
собственную правовую систему, увидеть все ее плюсы и минусы, перенять все
лучшее, что есть в правовых системах других стран. В настоящее время
потребность в кооперировании усилий юристов разных стран, необходимость в
интеграции и унификации законодательства, а следовательно, и в развитии
сравнительного правоведения не только не уменьшается, а, наоборот, еще больше
возрастает. Это связано как с порождаемыми самой жизнью теоретическими
проблемами, так и с практическими потребностями в развитии сравнительного
государствоведения и правоведения. Наряду с традиционными теоретико-правовыми
дисциплинами теория государства и права имеет тесные связи и с нетрадиционными,
вновь формирующимися дисциплинами, такими, например, как юридическая
конфликтология. Под этой дисциплиной понимается раздел или направление общей конфликтологии,
предметом которого является изучение конфликтов, которые возникают, развиваются
и разрешаются в рамках как внутригосударственного (национального), так и
международного права[14].
Юридическая конфликтология, будучи смежной, «стыковой»
отраслью знаний, имеет непосредственные связи с такими дисциплинами, как
социология, психология, социальная психология, отраслевые юридические науки.
Тесные обоюдные связи прослеживаются у нее и с теорией государства и права. Конкретное
выражение эти связи находят, с одной стороны, в том, что юридическая
конфликтология использует весь необходимый для ее нормального функционирования
арсенал теоретических и методологических средств, вырабатываемых в рамках
теории государства и права. Это касается, в частности, определения понятия
интереса в праве и механизмов его реализации, определения принципа разделения
властей и выработки согласительных процедур для разрешения конфликтов между
различными ветвями власти, установления наиболее оптимальных условий
гармонизации и унификации законодательства и устранения возникающих при этом
конфликтов и др.[15] С другой стороны, теория государства и права, в свою
очередь, может активно использовать положения и выводы, вырабатываемые в рамках
конфликтологии[16]. Это относится, в частности, к разработке проблем,
касающихся толкования норм права, правотворчества и правоприменения, усиления
эффективности права, совершенствования форм правления и государственного
устройства и др. Наиболее оптимальное, бесконфликтное решение этих и многих других
проблем имеет огромное не только теоретическое, но и практическое значение. Наряду
с теоретико- и историко-правовыми дисциплинами теория государства и права имеет
глубокие и многосторонние связи с отраслевыми юридическими науками и
дисциплинами. По отношению к каждой из них теория государства и права выступает
в качестве своеобразной синтезирующей конкретный юридический материал и
обобщающей науки. Она способствует приведению в некую логическую систему
накопившихся в течение веков знаний о государстве и праве, помогает
упорядочению всей сложившейся в мире государственно-правовой информации,
содействует выработке определенного взгляда и подхода к анализу
государственно-правовых явлений, институтов и учреждений. Теория государства и
права имеет с отраслевыми юридическими науками не только прямые, но и обратные
связи. Это означает, что теория государства и права не только оказывает влияние
на эти отрасли знаний, но и в свою очередь подвергается определенному влиянию с
их стороны. Достигается это в основном благодаря разработке и накоплению
отраслевыми юридическими науками того огромного эмпирического материала,
который используется теорией государства и права при определении ею общих
категорий и понятий, а также при выработке общей методологии. Без использования
этого материала и без опоры на отраслевые юридические науки теория государства
и права неизбежно утратила бы свои академические и методологические позиции,
выхолостилась бы как самостоятельная отрасль знаний и учебная дисциплина и, в
конечном счете, ее существование и функционирование потеряли бы всякий смысл. Теория
государства и права имеет определенные связи со специальными (прикладными)
юридическими науками и учебными дисциплинами. Однако по сравнению с отраслевыми
юридическими науками эти связи, как правило, являются менее интенсивными и
преимущественно не прямыми, а косвенными. Объясняется это, прежде всего тем,
что специальные науки, хотя и относятся к разряду юридических, но в своем
содержании имеют весьма широкий спектр естественных, технических и других наук.
Таким образом, можно сделать вывод, что теория государства и
права занимает видное место, как среди общественных наук, так и среди
юридических наук. Вносит свой вклад в общее знание об обществе и развивается в
тесном взаимодействие с другими науками. Ее изучение дает возможность глубже
понять и правильно распознать те или иные процессы, происходящие в обществе в
целом и в отдельно взятом государстве, решать задачи, возникающие в той или
иной области общественной или юридической науки. При этом возникает прямая
необходимость параллельному изучению и взаимосвязанному развитию всей системы
наук, отдельное существование которых не то, чтобы невозможно, а грозит
допущением множества ошибок. В системе общественных наук теория государства и
права является частной социологической теорией, рассматривающая государство и
право как общественные явления (институты), то есть как институты общества. В
системе правоведения, теория государства и права является общей теорией,
методологической базой отраслевых юридических наук: понятие принципы и
закономерности, открытые и определенные теорией государства и права, имеют для
всех юридических наук ориентирующие значение. Вместе с тем методологическое
значение теории государства и права имеет существенное значение в определении
общеправовых категорий, применяемых для всех отраслей юридического знания,
например таких, как право, правовая норма, правоотношение, механизм правового регулирования,
применение и реализация права и другие. Активное использование этих достижений
теории государства и права позволит говорить о более углубленной интеграции
научных знаний.