Международно-правовая охрана смежных прав
Международно-правовая
охрана смежных прав
Права лиц, деятельность
которых связана с интерпретацией «готовых» произведений, не идентичны правам
авторов произведений. С определенной оговоркой работу исполнителей можно
считать второстепенной по отношению к работе авторов произведений; исполнители
не создают, а лишь интерпретируют уже созданные другими лицами произведения.
При этом следует
подчеркнуть, что работа непосредственно артистов-исполнителей (или режиссеров,
драматургов) и деятельность производителей фонограмм (или различных теле и
радиовещательных организаций) качественно отличаются друг от друга. Если первые
делают произведение доступным, а порой и запоминающимся благодаря своим личным
качествам (творческому таланту), то производители фонограмм достигают
художественного результата в большей степени с помощью технических средств.
Появление понятия
«смежные», синонимами которого являются такие понятия, как «соседствующие»,
«примыкающие», стало своего рода неким правовым компромиссом. Благодаря
появлению понятия «смежные права» права исполнителей, производителей фонограмм
и вещательных организаций были включены в орбиту действия авторского права, но,
с другой стороны, была подчеркнута необходимость в специальном регулировании и
защите обладателей смежных прав.
При этом следует знать,
что само понятие «смежные права» известно далеко не всем правовым системам: в
странах англо-саксонской системы права это понятие вообще не используется.
Со временем назрел вопрос
о защите прав тех, кто «украшал» уже созданные произведения музыкальной,
литературной, хореографической, драматической или иной аранжировкой. Это было
связано с тем, что любое исполнение, облеченное в материальную форму, могло
использоваться впоследствии и без разрешения исполнителя (или создателя
фонограммы), который мог об этом даже и не знать. Появилась необходимость в
правовом регулировании отношений, связанных с использованием исполнения или
постановки, закреплением исключительных прав исполнителей, производителей
фонограмм и пресечением производства контрафактных экземпляров произведений и
фонограмм.
Учитывая, что международные
конвенции в области защиты авторских прав были посвящены защите только
непосредственно прав авторов произведений, встал вопрос о разработке и принятии
новых международных конвенций.
Считается, что заслуга в
принятии конвенции об охране смежных прав принадлежит представителям государств
Западной Европы, где наиболее бурно происходил процесс «заимствования» изделий
фонографической, радио и телевизионной промышленности между производителями —
гражданами этих государств.
В 1961 г. в Риме была принята Конвенция об охране интересов артистов-исполнителей, изготовителей
фонограмм и вещательных организаций (Римская конвенция). Российская Федерация
не является участником этой конвенции.
Вначале Римская конвенция
не имела широкого признания, она вступила в силу лишь спустя три года — 18 мая 1964 г., однако впоследствии стала одним из основных источников в области охраны смежных прав.
Основным принципом
Римской конвенции, так же, как и конвенций в области авторского права, является
принцип национального режима.
В соответствии со ст. 2
Конвенции национальный режим означает режим, который предоставляется
законодательством государства, где испрашивается охрана смежных прав следующим
категориям:
• отечественным артистам-исполнителям
в отношении исполнений, сделанных, транслированных или впервые зафиксированных
на территории этого государства;
• отечественным
производителям фонограмм — в отношении фонограмм, которые впервые записаны или
выпущены в свет на территории этого государства;
• отечественным
радиовещательным организациям, имеющим штаб-квартиры на территории этого
государства, — в отношении радиопередач, осуществляемых с помощью передатчиков,
расположенных на его территории.
Таким образом, объем
защиты смежных прав иностранных граждан определяется в соответствии с
рассмотренной коллизионной нормой по национальному законодательству
государства, где испрашивается защита.
Римская конвенция
применяется только к иностранным исполнителям, изготовителям фонограмм и радиовещательным
организациям. Другими словами, условием применения положений Конвенции является
присутствие в правоотношении иностранного субъекта.
Римская конвенция
предусматривает минимальный уровень охраны прав артистов-исполнителей,
производителей фонограмм и вещательных организаций. Специально подчеркивается,
что государства-участники могут заключать между собой различного рода
двусторонние соглашения, наделяя при этом обладателей «смежных прав» более
широкими полномочиями, по сравнению с теми, которые им предоставлены Римской
конвенцией.
Согласно Римской
конвенции учреждается Межправительственный комитет, одной из основных задач
которого является анализ применения и действия Конвенции.
Минимальный срок охраны
смежных прав, установленный Римской конвенцией, составляет 20 лет, исчисляемых
с конца года, в котором:
• выпущена радиопередача;
• произведена фонограмма.
Следует отметить, что в
Римской конвенции дается автономная квалификация понятий «артисты-исполнители»,
«фонограмма», «производитель фонограмм», «публикация», «воспроизведение»,
«передача в эфир», «ретрансляция».
Необходимо обратить
внимание на то, что понятия, закрепленные в Конвенции, могут не соответствовать
аналогичным понятиям, содержащимся в национальном законодательстве государств.
Например, под «артистами-исполнителями» в Римской конвенции понимаются актеры,
певцы, музыканты, танцоры или другие лица, которые играют роль, поют, читают,
декламируют, исполняют или каким-либо иным образом участвуют в исполнении
литературных или художественных произведений.
Как видно из приведенного
перечня, артисты балета, цирка не будут пользоваться защитой согласно
Конвенции, хотя бесспорно, что эти лица относятся к категории исполнителей.
Положения Римской
конвенции также не распространяются и на артистов эстрады. В связи с этим в
национальном законодательстве государств может быть расширен круг
лиц—обладателей смежных прав, в отношении которых обеспечивается правовая
защита. В частности, в Законе об авторском праве Франции 1985 г. содержится норма, включающая в число артистов-исполнителей артистов варьете,
артистов-кукловодов и артистов цирка.
Среди основных
источников, регулирующих «смежные права», следует назвать Женевскую конвенцию
об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их
фонограмм 1971 г. и Брюссельскую конвенцию о распространении несущих программы
сигналов, передаваемых через спутники, 1974 г. Российская Федерация участвует в обеих конвенциях: Женевской конвенции — с 13 марта 1995 г., Брюссельской конвенции — с 13 ноября 1988 г.
В соответствии со статьей
2 Женевской конвенции-1971 г. изготовители фонограмм защищаются от производства
копий, выпускаемых без их согласия, а также от импорта таких копий при условии,
что производство и ввоз фонограмм осуществляются в целях широкого
распространения среди населения.
Что касается
непосредственных методов охраны, то они устанавливаются национальным
законодательством государств-участников.
Срок охраны прав
изготовителей фонограмм определяется по праву государства, где испрашивается
защита. Вместе с тем в Конвенции установлен минимальный срок охраны — 20 лет,
исчисляемый с конца года, в котором была сделана первая запись фонограммы.
В Конвенции закреплено
положение о возможности выдавать принудительные лицензии на воспроизведение
фонограмм для использования их в научных и образовательных целях.
Помимо Женевской
конвенции 1971 г., другим источником в области защиты смежных прав является
Брюссельская конвенция о распространении несущих программы сигналов,
передаваемых через спутники, 1974 г. Она направлена на защиту прав
артистов-исполнителей, изготовителей фонограмм и всех причастных к теле и
радиопрограммам от «пиратского» использования радио и телепередач,
распространяемых с помощью специальной спутниковой связи на радиоприемники и
телевизоры без какого бы то ни было санкционирования со стороны государства и
авторов этих передач. В преамбуле Конвенции указывается, что ее целью является
создание такой международной правовой системы, которая бы, с одной стороны,
способствовала использованию связи с помощью спутников, а с другой — охраняла
интересы авторов, артистов-исполнителей, изготовителей фонограмм и организаций
вещания.
Основным положением
Конвенции является запрещение распространять несущие программы сигналы,
передаваемые через космические спутники, в случае, если не было получено
соответствующего разрешения.
Согласно Конвенции
государство-участник принимает на себя обязательство обеспечивать
предотвращение распространений на своей территории программ в случае, если
сигналы, передающие эти программы, являются несанкционироваными.
Наконец, еще одним
международным договором, посвященным охране смежных прав, на котором необходимо
остановиться, является Соглашение о сотрудничестве в области охраны авторского
права и смежных прав 1993 г., заключенное в рамках СНГ. Соглашение 1993 г. вступило в силу 6 мая 1995 г., его участниками являются 12 государств, включая Российскую Федерацию.
Соглашение, состоящее
всего из 7 статей, направлено на выполнение государствами — участниками СНГ
обязательств в области авторского права и смежных прав, вытекающих из участия
СССР во Всемирной конвенции об авторском праве 1952 г.
Вместе с тем в области
охраны смежных прав авторов — граждан государств СНГ оно играет весомую роль, в
связи с чем представляет интерес и в рамках настоящего параграфа.
В соответствии с
Соглашением государства-участники принимают на себя обязательства по борьбе с
незаконным использованием объектов авторского права и смежных прав, а также по
созданию национальных авторско-правовых организаций.
Согласно статье 6
государства-участники обязуются заключить специальные соглашения по вопросам избежание
двойного налогообложения авторского вознаграждения и определения порядка
взаимных расчетов.
− Понятие
интеллектуальной собственности и особенности прав на интеллектуальную
собственность
− Международно-правовая
охрана промышленной собственности