Компетенция Ростехнадзора в сфере охраны окружающей среды и рационального природопользования
Федеральная служба по
экологическому, технологическому и атомному надзору является федеральным
органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных
правовых актов, контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды в части,
касающейся ограничения негативного техногенного воздействия (в том числе в
области обращения с отходами производства и потребления), безопасного ведения
работ, связанных с пользованием недрами, охраны недр, промышленной
безопасности, безопасности при использовании атомной энергии (за исключением
деятельности по разработке, изготовлению, испытанию, эксплуатации и утилизации
ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения),
безопасности электрических и тепловых установок и сетей (кроме бытовых
установок и сетей), безопасности гидротехнических сооружений на объектах
промышленности и энергетики, безопасности производства, хранения и применения
взрывчатых материалов промышленного назначения, а также специальные функции в
области государственной безопасности в указанной сфере.
В данной работе мы рассмотрим компетенцию
федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в
сфере охраны окружающей среды и рационального природопользования.
При подготовке материала по выбранной теме
были использованы работы Бринчук М.М., Петрова В.В., Честина И.Е.,
Дубовик О.Л.
Анализ законодательства
Российской Федерации показывает, что в нем широко используются различные
термины и категории, так или иначе выражающие содержание управления в целом и
природопользования и охраны окружающей среды в частности. Так, ст. 110
Конституции РФ закрепляет, что исполнительную власть в РФ осуществляет
Правительство РФ, а в ст. 114 данного закона указывается, что
Правительство обеспечивает проведение в РФ единой государственной политики в
области экологии. Категория «осуществляет» в данном случае связана с
реализацией полномочий органов государственной власти в сфере
природопользования и охраны окружающей среды. В других случаях юридический
термин «осуществляет'» употребляется применительно к управлению.
Министерство природных ресурсов Российской
Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим
функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию
в сфере природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической
безопасности. [1]
Важнейшую роль в управленческой
деятельности в сфере природопользования и охраны окружающей среды играют
подведомственные Министерству природных ресурсов РФ Федеральная служба по
надзору в сфере природопользования, Федеральное агентство по недропользованию,
Федеральное агентство лесного хозяйства, Федеральное агентство водных ресурсов,
а также Федеральная служба по гидрометеорологи и мониторингу окружающей среды, подведомственная
непосредственно Правительству.[2]
Управление в сфере экологии, природопользования
и охраны окружающей среды осуществляют также Федеральная служба по экологическому,
технологическому и атомному надзору, Министерство сельского хозяйства,
Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и
ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральное агентство геодезии и
картографии и некоторые др.[3]
Постановлением Правительства Российской
Федерации от 30 июля 2004 г. №401 «О Федеральной службе по экологическому,
технологическому и атомному надзору» была утверждено Положение о Федеральной
службе по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Федеральная служба по
экологическому, технологическому и атомному надзору является федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых
актов, контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды в части, касающейся
ограничения негативного техногенного воздействия (в том числе в области
обращения с отходами производства и потребления), безопасного ведения работ,
связанных с пользованием недрами, охраны недр, промышленной безопасности,
безопасности при использовании атомной энергии (за исключением деятельности по
разработке, изготовлению, испытанию, эксплуатации и утилизации ядерного оружия
и ядерных энергетических установок военного назначения), безопасности
электрических и тепловых установок и сетей (кроме бытовых установок и сетей),
безопасности гидротехнических сооружений на объектах промышленности и энергетики,
безопасности производства, хранения и применения взрывчатых материалов
промышленного назначения, а также специальные функции в области государственной
безопасности в указанной сфере. [4]
Федеральная служба по
экологическому, технологическому и атомному надзору является: – органом
государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии; –
специально уполномоченным органом в области промышленной безопасности; – органом
государственного горного надзора; – специально уполномоченным государственным
органом в области экологической экспертизы в установленной сфере деятельности; –
органом государственного энергетического надзора; – специально уполномоченным
органом в области охраны атмосферного воздуха.
Руководство деятельностью
Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
осуществляет Правительство Российской Федерации. Федеральная служба по
экологическому, технологическому и атомному надзору осуществляет свою
деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во
взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного
самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Федеральная служба по
экологическому, технологическому и атомному надзору осуществляет следующие
полномочия в установленной сфере деятельности:
1. вносит в Правительство
Российской Федерации проекты федеральных законов, нормативных правовых актов
Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и другие
документы, по которым требуется решение Правительства Российской Федерации, по
вопросам, относящимся к сфере ведения Службы, а также проект ежегодного плана
работы и прогнозные показатели деятельности Службы;
2. на основании и во исполнение
Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов,
федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства
Российской Федерации самостоятельно принимает следующие нормативные правовые
акты в установленной сфере деятельности:
– федеральные нормы и
правила в области использования атомной энергии в соответствии с
законодательством Российской Федерации;
– порядок выдачи разрешений
на право ведения работ в области использования атомной энергии работникам
объектов использования атомной энергии в соответствии с перечнем должностей,
утвержденным Правительством Российской Федерации;
– требования к составу и
содержанию документов, касающихся обеспечения безопасности ядерных установок,
радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных
веществ, хранилищ радиоактивных отходов и / или осуществляемой
деятельности в области использования атомной энергии, необходимых для
лицензирования деятельности в этой области, а также порядок проведения
экспертизы указанных документов;
– порядок организации и
осуществления надзора за системой государственного учета и контроля ядерных
материалов;
– требования к регистрации
объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и к
ведению этого реестра;
– порядок оформления
декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов и
перечень включаемых в нее сведений;
– порядок проведения
технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты
взрывчатых материалов промышленного назначения;
– порядок осуществления
экспертизы промышленной безопасности и требования к оформлению заключения
данной экспертизы;
– требования к составу и
содержанию документов, касающихся оценки техногенного воздействия на окружающую
среду;
– перечни (кадастры)
объектов, в отношении которых должны определяться технические нормативы
выбросов;
– порядок выдачи и форма
разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ;
– методические указания по
разработке проектов нормативов образования отходов;
– правила инвентаризации
объектов размещения отходов и правила учета в области обращения с отходами;
– нормативные правовые акты
по другим вопросам в установленной сфере деятельности, за исключением вопросов,
правовое регулирование которых в соответствии с Конституцией РФ и федеральными
конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и
Правительства РФ осуществляется исключительно федеральными конституционными
законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ и
Правительства РФ;
3. на основании федеральных
законов, актов Президента РФ и Правительства РФ осуществляет следующие
полномочия по контролю и надзору в установленной сфере деятельности:
3.1. осуществляет контроль и
надзор:
– за соблюдением норм и
правил в области использования атомной энергии, за условиями действия
разрешений (лицензий) на право ведения работ в области использования атомной
энергии;
– за ядерной, радиационной,
технической и пожарной безопасностью (на объектах использования атомной
энергии);
– за физической защитой
ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов
и радиоактивных веществ, за системами единого государственного учета и контроля
ядерных материалов, радиоактивных веществ, радиоактивных отходов;
– за выполнением
международных обязательств Российской Федерации в области обеспечения
безопасности при использовании атомной энергии;
– за соблюдением требований
промышленной безопасности при проектировании, строительстве, эксплуатации,
консервации и ликвидации опасных производственных объектов, изготовлении,
монтаже, наладке, обслуживании и ремонте технических устройств, применяемых на
опасных производственных объектах, транспортировании опасных веществ на опасных
производственных объектах;
– за соблюдением в пределах
своей компетенции требований безопасности в электроэнергетике (технический
контроль и надзор в электроэнергетике);
– за безопасным ведением
работ, связанных с пользованием недрами, с целью обеспечения соблюдения всеми
пользователями недр законодательства Российской Федерации, утвержденных в
установленном порядке стандартов (норм, правил) по охране недр (в пределах
своей компетенции), по безопасному ведению работ, а также с целью
предупреждения и устранения их вредного влияния на население, окружающую среду,
здания и сооружения;
– за соблюдением требований
пожарной безопасности на подземных объектах и при ведении взрывных работ;
– за соблюдением
собственниками гидротехнических сооружений и эксплуатирующими организациями
норм и правил безопасности гидротехнических сооружений на объектах
промышленности и энергетики, за исключением гидротехнических сооружений,
полномочия по осуществлению надзора за которыми переданы органам местного
самоуправления;
– за соблюдением в пределах
своей компетенции требований законодательства Российской Федерации в области
охраны окружающей среды (государственный экологический контроль);
– за соблюдением в пределах
своей компетенции требований законодательства Российской Федерации в области
охраны атмосферного воздуха;
– за соблюдением в пределах
своей компетенции требований законодательства Российской Федерации в области
обращения с отходами;
– за своевременным
возвратом облученных тепловыделяющих сборок ядерных реакторов и продуктов их
переработки в государство поставщика, с которым Российская Федерация заключила
международный договор, предусматривающий ввоз в Российскую Федерацию облученных
тепловыделяющих сборок ядерных реакторов с целью временного технологического
хранения и переработки на условиях возврата продуктов переработки (в пределах
своей компетенции);
– за горно-спасательными
работами в части, касающейся состояния и готовности подразделений
военизированных горно-спасательных частей к ликвидации аварий на обслуживаемых
предприятиях;
3.2. осуществляет лицензирование
деятельности:
– по размещению,
сооружению, эксплуатации и выводу из эксплуатации ядерных установок,
радиационных источников и пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных
веществ, хранилищ радиоактивных отходов;
– по обращению с ядерными
материалами и радиоактивными веществами, в том числе при разведке и добыче
урановых руд, при производстве, использовании, переработке, транспортировании и
хранении ядерных материалов и радиоактивных веществ;
– по обращению с
радиоактивными отходами при их хранении, переработке, транспортировании и
захоронении;
– по использованию ядерных
материалов и (или) радиоактивных веществ при проведении
научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
– по проектированию и
конструированию ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения
ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов;
– по конструированию и
изготовлению оборудования для ядерных установок, радиационных источников,
пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ
радиоактивных отходов;
– по проведению экспертизы
проектной, конструкторской и технологической документации, а также документов,
обосновывающих обеспечение ядерной и радиационной безопасности ядерных
установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и
радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов, деятельности по
обращению с ядерными материалами, радиоактивными веществами и радиоактивными
отходами;
– по эксплуатации химически
опасных производственных объектов;
– по эксплуатации
взрывоопасных производственных объектов;
– по эксплуатации пожароопасных
производственных объектов в части, касающейся деятельности, по эксплуатации
объектов, на которых ведутся подземные и открытые горные работы по добыче и
переработке полезных ископаемых, склонных к самовозгоранию, а также работы на
других горных объектах, технология которых предусматривает ведение
пожароопасных работ, в том числе не связанных с добычей полезных ископаемых;
– по эксплуатации
нефтегазодобывающих производств;
– по эксплуатации
магистрального трубопроводного транспорта;
– по эксплуатации газовых
сетей;
– по проведению экспертизы
промышленной безопасности;
– по производству
маркшейдерских работ;
– по производству
взрывчатых материалов промышленного назначения в части, касающейся деятельности
по производству взрывчатых материалов, используемых при ведении взрывных работ
в местах их применения;
– по хранению взрывчатых
материалов промышленного назначения в части, касающейся деятельности по
хранению, осуществляемой организациями, производящими взрывчатые материалы на
стационарных пунктах изготовления и в местах применения, ведущими взрывные
работы, а также использующими взрывчатые материалы в научно-исследовательских,
учебных и экспериментальных целях;
– по применению взрывчатых
материалов промышленного назначения в части, касающейся деятельности по
применению взрывчатых материалов организациями, ведущими взрывные работы на
гражданских объектах;
– по распространению
взрывчатых материалов промышленного назначения, изготавливаемых в местах их
применения и используемых при ведении взрывных работ;
– по эксплуатации
электрических сетей (за исключением случая, если указанная деятельность
осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или
индивидуального предпринимателя);
– по эксплуатации тепловых
сетей (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для
обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального
предпринимателя);
– по переработке нефти,
газа и продуктов их переработки;
– по хранению нефти, газа и
продуктов их переработки;
– по транспортировке по
магистральным трубопроводам нефти, газа и продуктов их переработки;
– по обращению с опасными
отходами
3.3. выдает разрешения:
– на право ведения работ в
области использования атомной энергии работникам объектов использования атомной
энергии;
– на применение конкретных
видов (типов) технических устройств на опасных производственных объектах;
– на застройку площадей
залегания полезных ископаемых в пределах горного отвода;
– на эксплуатацию
поднадзорных гидротехнических сооружений;
– на выбросы и сбросы загрязняющих
веществ в окружающую среду и на вредные физические воздействия на атмосферный
воздух;
– на ввоз в Российскую
Федерацию и вывоз из Российской Федерации ядовитых веществ;
– на применение взрывчатых
материалов промышленного назначения и на ведение работ с указанными
материалами;
3.4. устанавливает лимиты на
размещение отходов;
3.5. регистрирует опасные
производственные объекты и ведет государственный реестр таких объектов;
3.6. ведет государственный учет
объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и вредное
воздействие на атмосферный воздух;
3.7. ведет государственный
кадастр отходов и государственный учет в области обращения с отходами, а также
проводит работу по паспортизации опасных отходов;
3.8. проводит проверки
(инспекции) соблюдения юридическими и физическими лицами требований
законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов, норм и
правил в установленной сфере деятельности;
3.9. согласовывает:
– квалификационные
справочники должностей руководителей и специалистов (служащих), в которых
определяются квалификационные требования к работникам, получающим разрешение на
право ведения работ в области использования атомной энергии;
– перечни радиоизотопной
продукции, ввоз и вывоз которой не требуют лицензий;
– условия лицензий,
технические проекты на пользование недрами, на разработку месторождений
полезных ископаемых, нормативы потерь полезных ископаемых при их добыче и первичной
переработке;
3.10. организует и проводит в
порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, государственную
экологическую экспертизу:
– проектов правовых актов,
международных договоров Российской Федерации, реализация которых может привести
к негативным воздействиям на окружающую среду, нормативно-технических и
инструктивно-методических документов, регламентирующих хозяйственную и иную
деятельность, которая может оказывать воздействие на окружающую среду (за
исключением экспертизы объектов в сфере природопользования), утверждаемых
органами государственной власти Российской Федерации;
– подлежащих утверждению
органами государственной власти Российской Федерации материалов, предшествующих
разработке прогнозов развития и размещения производительных сил на территории
Российской Федерации, в том числе: проектов комплексных и целевых федеральных
социально-экономических, научно-технических и иных программ, при реализации
которых может быть оказано воздействие на окружающую среду; проектов схем развития
отраслей народного хозяйства Российской Федерации; проектов межгосударственных
инвестиционных программ, в которых участвует Российская Федерация, и
федеральных инвестиционных программ;
– технико-экономических
обоснований и проектов строительства, реконструкции, расширения, технического
перевооружения, консервации и ликвидации организаций и иных объектов
хозяйственной деятельности Российской Федерации, осуществление которых может
оказывать воздействие на окружающую среду, в том числе на окружающую среду
сопредельных государств;
– материалов по созданию
организаций горно-добывающей и перерабатывающей промышленности,
предусматривающих использование природных ресурсов;
– материалов,
обосновывающих безопасность лицензируемой деятельности, способной оказывать
техногенное воздействие на окружающую среду;
– проектов технической
документации на новые технологии и технику;
– иных видов документации,
касающейся хозяйственной и другой деятельности, которая способна оказывать
прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду (за исключением
экспертизы объектов в сфере природопользования);
3.11. организует и обеспечивает
функционирование системы контроля за объектами использования атомной энергии
при возникновении чрезвычайных ситуаций (аварийное реагирование);
3.12. создает, развивает и
поддерживает функционирование автоматизированной системы
информационно-аналитической службы, в том числе для целей единой
государственной автоматизированной системы контроля радиационной обстановки на
территории Российской Федерации;
3.13. руководит в составе единой
государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
деятельностью функциональных подсистем контроля за химически опасными и
взрывоопасными объектами, а также за ядерно- и радиационно-опасными объектами;
3.14. проводит в установленном
порядке конкурсы и заключает государственные контракты на размещение заказов на
поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Службы, а также на
проведение научно-исследовательских работ для государственных нужд в
установленной сфере деятельности;
4. обобщает практику применения
законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности;
5. осуществляет функции главного
распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на
содержание Службы и реализацию возложенных на Службу функций;
6. организует прием граждан,
обеспечивает своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений
граждан, принятие по ним решений и направление ответов заявителям в установленный
законодательством Российской Федерации срок;
7. обеспечивает в пределах своей
компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну;
8. обеспечивает мобилизационную
подготовку Службы, а также контроль и координацию деятельности подведомственных
организаций по их мобилизационной подготовке;
9. организует профессиональную
подготовку работников Службы, их переподготовку, повышение квалификации и
стажировку;
10. взаимодействует в
установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств
и международными организациями в установленной сфере деятельности;
11. осуществляет в соответствии
с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению,
учету и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе
деятельности Службы;
12. осуществляет иные полномочия
в установленной сфере деятельности, если такие полномочия предусмотрены
федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской
Федерации или Правительства Российской Федерации.[5]
Постоянная реорганизация органов
исполнительной власти в области охраны окружающей среды, несогласованность
действий органов управления, отсутствие нормативной правовой и нормативной
технической базы не позволяют осуществлять эффективный экологический контроль,
как предупредительный (экологическая экспертиза), так и текущий.
Управлять природопользованием должен один
орган управления, поскольку объем управления Природа – один, неразделим, а
процесс природопользования, несмотря на видовую дробность – также один.
Отдельные, конкретные виды, использования отдельных видов природных ресурсов
могут и должны управляться отдельными ведомствами и администрациями предприятий.
Процесс природопользования, то есть использования обществом природы в целом –
также целостен.[6]
Одна из главных функций органа управления природопользованием должна состоять в
координации отдельных видов деятельности по использованию отдельных компонентов
природы в рамках единой надведомственной общественно ориентированной
государственной политики природопользования.
Другая – в разработке и последовательном
проведении этой политики. Третья – во взаимоувязке двух направлений в
управлении природопользованием: оперативного, обеспечивающего текущую
экономическую и социальную жизнь в стране и охрану состояния, природной среды;
и стратегического, обеспечивающего длительный процесс перехода к рациональному
природопользованию, соответствующему фазе «устойчивого развития» человечества.
Ориентация на эти, главные функции
управления природопользованием в России должна быть одной из основных задач
государственной власти в России начала XXI в.
1.
Конституция РФ. – М.: Проспект, 2009.
2.
Положение о Федеральной службе по экологическому, технологическому и
атомному надзору, утв. постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 года №401.
3. Бринчук М.М. Экологическое
право. – М.: ЮНИТИ, 2007.
4.
Дубовик О.Л. Экологическое право России. – М.: Омега-Л, 2006.
5. Петров В.В. Экологическое
право России. – М.: Изд-во «БЕК», 2007.
6.
Честин И.Е. Структура и функции федеральных органов исполнительной
власти в сфере использования природных ресурсов и в области охраны окружающей
среды. – М., 2005.
[1] Дубовик О.Л. Экологическое право
России. - М.: Омега-Л, 2006.с. 210
[2] Честин И.Е. Структура и функции
федеральных органов исполнительной власти в сфере использования природных
ресурсов и в области охраны окружающей среды. - М., 2005.с. 14
[3] Петров В.В. Экологическое право России. – М.: Изд-во
«БЕК», 2007. с 118.
[4] Положение о Федеральной службе по
экологическому, технологическому и атомному надзору, утв. постановлением
Правительства РФ от 30.07.2004 года № 401. п. 1
[5] Положение о Федеральной службе по
экологическому, технологическому и атомному надзору, утв. постановлением
Правительства РФ от 30.07.2004 года № 401.п. 5
[6] Бринчук М.М. Экологическое право. –
М.: ЮНИТИ, 2007.с. 115