Информационные и PR-службы органов государственной власти
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. Значение службы
связей с общественностью в госструктурах
2. PR-службы в высших
органах власти
2.1 Задачи и функции
PR-службы в государственных органах
2.2 Организационные
структуры PR-служб
2.3 Примеры организации
PR-подразделений
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Функции государства неизбежно включают в себя функции
управления «Связями с общественностью» («Public Relations»), порождают
специальные государственные структуры, призванные оптимизировать эти связи,
соотносить их с управленческими усилиями органов власти.
Управление, не обогащенное структурами и знаниями в области
«Public Relations», инерционно воспроизводит типы и характер принятия политических
решений в духе административно-командной системы. И наоборот: наличие таких
знаний и структур в большой степени способствует созданию модели «открытой»,
«отзывчивой» бюрократии, обладающей высокой степенью адаптивности к
изменяющимся условиям. Опираясь на службы по связям с общественностью,
государственная власть в более полной мере использует свои информационные,
коммуникативные возможности, обеспечивает не дискретные (прерывные) сигналы
обратной связи, а устойчивую, планомерную и репрезентативную
информационно-коммуникативную деятельность, определяющую эффективность всего
управленческого процесса.
Не следует сбрасывать со счетов и такой аспект: являясь
институтом политического управления, «Public Relations» выполняет роль
механизма для завоевания и удержания власти и политического влияния.
В данной работе мы рассмотрим, каким образом могут быть
организованы PR-службы в высших органах власти и
приведем их примеры.
В современном мире в ходе борьбы за власть, влияние, контроль
и доминирование на глобальном, международном, национальном и государственном
уровне невозможно добиться успехов без использования
информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Основным свойством
современного информационного общества является то, что информация, ее
распространение и потребление являются неотъемлемыми компонентами развития современного
общества, она «лежит в основе процессов самоорганизации и организации,
саморегулирования и регулирования, самоуправления и управления».
PR в
системе государственного управления – это
деятельность, характеризующаяся системным
взаимодействием органов власти, частного сектора, институтов гражданского общества, многообразных социальных, профессиональных
групп и слоёв, общественных объединений по поводу
реализации общественных интересов, производства, распределения и использования общественных ресурсов и благ с
учетом волеизъявления народа или населения определенных территорий.[1]
Трудно
оспаривать огромное влияние информационных процессов на государственную систему
управления. Любые информационные процессы реализуются с помощью соответствующих
им информационных технологий в рамках некоторой информационной системы, которая
является организованно упорядоченной совокупностью документов (массивов
документов) и информационных технологий, в том числе с использованием средств
вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы. Для
эффективной работы органам государственной власти приходится использовать в
своей работе новейшие информационные технологии и проводить продуманную информационную
политику.
В
период формирования новых рыночных отношений в России из-за проведения
«одноканальной» информационной политики» была практически утеряна возможность
диалога власти с обществом и экономическими элитами. Сегодня необходимы
реальные шаги, расширяющие поле информационного влияния и взаимодействия
власти, бизнеса и общества. Требуется радикальное обновление государственных
структур, а также используемых ими методов управления и технологий.
Качественные изменения необходимы всей системе влияния государства на
формирование информационных потоков в сфере государственной политики и
экономики.
За
последние годы новые условия взаимодействия власти, бизнеса и общества в России
породили новые формы PR, такие как государственный экономический и бизнес-PR.
Многие государственные компании стали по сути коммерческими, государство
является лишь их акционером. Пока еще до конца не сформирована эффективная
модель проведения информационной политики экономическими министерствами,
естественными монополиями и другими корпорациями с государственным участием.
Деятельность информационных служб этих организаций зачастую не достаточно
эффективна и хаотично направленная. Информационная стратегия, как правило,
строится по принципу «сглаживания произошедшего кризиса», а не «упреждения конфликтов».
2. PR-службы в высших
органах власти
2.1 Задачи и функции PR-службы в государственных органах
Обозначим
некоторые основные задачи, которые необходимо выполнять для эффективной
деятельности информационных и PR-служб органов государственной власти.
Информационная
политика органов государственной власти должна быть основана на реальных
программах или проектах, встроенных в продуманную стратегию. Более того,
необходима жесткая привязка информационных и PR-кампаний к государственной
политике в данном направлении. В связи с этим неизбежно встает проблема ясного
понимания специалистами PR-служб этих компаний государственных интересов.
Информационную политику необходимо рассматривать как «систему идей, установок,
целей, методов средств, с помощью которых государство осуществляет
регулирование отношений между гражданским обществом и информационной системой государства»[2].
Информационная
политика должна основываться на четкой программе органов государственной, что
поможет в дальнейшем при формировании ясных целей и задач.
Не
менее важной задачей информационных и PR-служб является мониторинг и
концентрация информационных потоков, а также тщательный
внутриведомственный/межведомственный контроль за полнотой и достоверностью
сообщаемой СМИ информации. Основным же является создание специальных инструментов
влияния на информационные потоки, способных выполнять задачи целенаправленного
воздействия на общественное мнение. Такими инструментами могут быть, например,
тематические отраслевые полосы в ведущих периодических печатных СМИ, проведение
тематических PR-акций и кампаний, основными целями которых является:
- эффективное
взаимодействие субъектов и объектов коммуникаций;
- мониторинг
информационного пространства для принятия оптимального управленческого решения;
- создание
и поддержание имиджа;
- формирование
необходимого общественного мнения;
- прогнозирование
ситуации с целью упреждения конфликтов.
Для
успешной деятельности PR-службы органов государственной власти необходим
комплекс политико-правовых, организационных, финансово-экономических и информационных
мер. Для урегулирования деятельности PR-службы необходимо издание «Положения о
службе по связям с общественностью». Для примера ниже представлены материалы из
Положения «О службе информации и общественных связей» Федерального агентства
Министерства Обороны РФ, в котором определены основные функции PR-службы и ее
основные задачи:
- планирование,
организация и проведение информационных мероприятий, направленных на достижение
взаимопонимания и взаимодействия государственной структуры с ее подразделениями
и обществом;
- доведение
до общественности и СМИ объективных сведений о жизни и деятельности
организации;
- координация
информационно-коммуникативной деятельности всех подразделений, а также
взаимодействие с информационными структурами других органов государственной
власти и местного самоуправления;
- изучение,
анализ и систематическое информирование руководства государственной структуры о
позиции СМИ и общества по вопросам ее жизнедеятельности, организация и
осуществление работы по созданию ее позитивного имиджа;
- планирование
и проведение интервью, пресс-конференций, брифингов и иных информационных
мероприятий с участием руководства организации;
- подготовка
в установленном порядке и распространение в СМИ официальных заявлений и
сообщений, планирование и организация выступлений руководства в СМИ, глобальной
информационной сети «Интернет», а также организация их оперативного
реагирования на выступления СМИ по вопросам, касающимся государственной
организации;
- организация
и непосредственное осуществление освещения в СМИ, и Интернете официальных
визитов, рабочих поездок, встреч, а также других открытых мероприятий
руководства государственной организации;
- организация
и проведение мониторинга информационных потоков в СМИ и Интернете по вопросам,
касающимся государственной организации, а также выявление угроз информационной
безопасности в сфере массовой информации, в том числе фактов разглашения
информации ограниченного распространения;
- организация
работы сайта в Интернете, в интересах информационного обеспечения
государственной организации;
- организация
и проведение фото- и видеосъемок официальных мероприятий с участием
представителей руководства государственной организации, ведение фото- и
видеоархивов; участие в подготовке, выпуске и распространении фото- и
видеопродукции о государственной организации;
- подбор,
расстановка, подготовка и переподготовка кадров органов информационного
обеспечения;
- формирование
и ведение баз данных, необходимых для решения задач, возложенных на службу
информации и общественных связей.
Из
представленного выше Положения видно, что органам государственной власти
приходится решать сложные, разноплановые информационно-коммуникативные проблемы
и для их выполнения необходимо иметь многофункциональные информационные
департаменты или PR-службы, которые могут иметь следующие структурные
подразделения:
1.
Информационно-аналитический центр, задачи которого:
- сбор
необходимой информации;
- подготовка
справочников;
- мониторинг
информационного пространства;
- формирование
информационной справочной службы.
2.
Координационный центр взаимодействия для:
- регистрации
PR- и рекламных акций, семинаров, встреч и других проводимых мероприятий;
- формирования
архива видео-, фото- материалов, проводимых мероприятий, выявление сложившихся традиций
и пр.
3.
Единую систему информационных коммуникаций для:
- формирования
необходимого индивидуального и корпоративного имиджа;
- проведения
мероприятий в русле единой информационной политики;
- формирования
и поддержания необходимого общественного мнения.
4.
Систему обратной связи для:
- получения
информации о проводимых мероприятиях, конфликтных ситуациях;
- изучения
общественного мнения;
- оперативного
взаимодействия с партнерами.
5.
Учебно-методический центр для:
- проведения
семинаров, тренингов;
- выпуска
методических пособий и специальной литературы в области коммуникативных
технологий и пр.
2.2 Организационные структуры PR-служб
В
соответствие с решаемыми задачами организационная структура PR-службы в высших органах власти может
отличаться.
Прежде всего, в органах государственной власти действуют
пресс-центры (информационные центры) или
один сотрудник, ответственный за связь со СМИ. В любом случае, у них есть определенные
функции:[3]
·
установление и
поддержание контактов с общественностью;
·
информирование
общественности о существе принимающих решений;
·
анализ
общественной реакции на действия органов власти;
·
прогнозирование
социально-политического процесса, обеспечение органов власти прогнозными
аналитическими разработками;
·
формирование
благоприятного имиджа власти и должностных лиц.
При наличии средств, специалистов и понимания руководства в
PR-структуру вместе с пресс-центром могут входить и другие формирования:
·
информационно-аналитическая служба,
·
подразделение по работе с заявлениями и жалобами граждан;
·
редакция собственного издания и пр.
Так,
к примеру, можно
схематично представить структурные подразделения департамента по связям с
общественностью или PR-службы Федерального агентства Министерства Транспорта Российской
Федерации (схема 1).
Схема
1. Структурные подразделения департамента по связям с общественностью
Как
правило, организационная структура PR-службы определяется штатом и может
состоять, на примере Федерального агентства Министерства Транспорта РФ из
начальника службы, его заместителя, ведущего инженера, двух ведущих специалистов
и трех специалистов (8 человек). Начальник и заместитель PR-службы осуществляют
стратегическое планирование и общее руководство деятельностью службы, участвуют
в различных мероприятиях и PR-акциях. Ведущий инженер обеспечивает все
материально-техническое развитие службы (техническая поддержка, программное
обеспечение проектов, видео-, фото- обслуживание и пр.) Ведущие специалисты и
специалисты непосредственно выполняют все необходимые задачи PR-службы.
Федеральное
агентство Министерства транспорта РФ имеет в свою очередь ряд подведомственных
подразделений, в которых существуют самостоятельные отделы по связям с
общественностью, которые выполняет возложенные на них функции в рамках своей
компетенции.
Вместе с тем, в органах власти, PR-службы приживаются медленно, непросто. Слишком велик соблазн
побуждать людей к нужному поведению с помощью административного воздействия и
приемов команд, рассматривая граждан как послушный объект управления.
Сказывается непонимание зависимости государственной власти в гражданском
обществе от граждан и их объединений. Во властных структурах отсутствует
достаточный подход к созданию атмосферы взаимного доверия. Отсюда плохие и
нерегулярные контакты администрации со своей общественностью, ввиду замкнутости
их работы, обеднению ее содержания слабым учетом реальных мнений и настроений
людей, их отчуждением от власти.
2.3 Примеры организации PR-подразделений
Рассмотрим структуру и основные направления деятельности PR подразделений в высших органах государственной власти на
примере некоторых служб.
Пресс-служба Президента РФ. Одно из ведущих мест среди PR-подразделений в крупных государственных структурах занимает
Пресс-служба Президента РФ, насчитывающая в своем составе около 40 сотрудников.
Структурно она состоит из четырех основных отделов: аккредитации и брифингов,
оперативной информации, перспективного планирования и отдела фотодокументов.
Отдел аккредитации и брифингов в основном занимается
организацией взаимодействия со СМИ. Приоритетной группой общественности в поле
деятельности данного отдела являются журналисты. Сотрудники отдела занимаются
организацией и проведением пресс-конференций, брифингов, встреч, совещаний и т.
п.
Отдел оперативной информации занимается сбором и анализом
самой разнообразной информации о деятельности Президента и его Администрации, а
также распространением новой информации. В его функции входит подготовка сводок
передач телевидения и радиовещания с информацией о Президенте и его
Администрации; обзор прессы с краткими комментариями к статьям газет о
Президенте и его политике; пресс-дайджест вчерашних газет с приведением полных
статей; тематические подборки и др.
Отдел перспективного планирования в тесном сотрудничестве с
другими отделами готовит и распространяет новые информационные сообщения о
Президентских программах и российской политике.
Отдел фотодокументов занимается формированием банка фото- и видеоматериалов
о деятельности Президента и его Администрации.
Управление Президента РФ по связям с общественностью. Наряду с Пресс-службой в
Администрации Президента функционирует еще одна РR-структура - Управление Президента РФ по связям с
общественностью, созданное после президентских выборов 1996 г. Если
Пресс-служба Президента РФ выполняет в основном организацион-но-тактические РR-задачи, то на Управление по связям с
общественностью возлагаются задачи по разработке стратегии PR. Основными функциями Управления являются: изучение общественного
мнения о социально-экономическом и политическом развитии страны, деятельности
органов государственной власти; подготовка аналитических и пропагандистских
материалов для СМИ; подготовка предложений Президенту РФ по вопросам
государственной политики в отношении СМИ; обеспечение деятельности
совещательных и консультативных органов при Президенте РФ и др.
Пресс-служба Государственной думы РФ. Функции связей с общественностью и
пресс-службы в Государственной думе сосредоточены в одной структуре
пресс-службе. В ней занято около 70 сотрудников. Организационно пресс-служба
Государственной думы состоит из отделов: средств массовой информации;
информационного взаимодействия; по связям с центральной и региональной прессой;
общественных связей и информационного обеспечения; телерадиослужбы и др.
Некоторые отделы подразделяются на подотделы. В частности, отдел
телерадиовещания включает в себя следующие подотделы: телевещания,
радиовещания, координации теле- и радиопрограмм, эксплуатации телерадиокомплекса.
Функции и задачи каждого отдела носят относительно
самостоятельный характер, отражающий специфику функциональных связей Государственной
думы с общественностью. В качестве примера приведем содержание задач и функций
отдела СМИ:
♦ Анализ на основе публикаций в российских и зарубежных
СМИ развития политической и социально-экономической жизни в стране и, прежде всего,
в свете деятельности Государственной думы.
♦ Подготовка для депутатов Госдумы
информационно-аналитических обзоров по актуальной проблематике на базе
комплексного изучения материалов прессы, телевидения, радио; публикация их в
«Думском вестнике».
♦ Подготовка специальных обзоров печати по
законотворческой тематике, публикация их в «Информационном бюллетене».
♦ Проведение аккредитации при Госдуме корреспондентов
российских федеральных и региональных СМИ (подготовка Положения об
аккредитации, внесение в него необходимых изменений и дополнений, ознакомление
с условиями аккредитации редакций СМИ, прием и рассмотрение заявок на
аккредитацию, изготовление образцов аккредитационных удостоверений, их
типографское изготовление, оформление и выдача аккредитованным журналистам,
контроль за выполнением парламентскими корреспондентами требований к
аккредитованным представителям СМИ и т. д.).
♦ Содействие аккредитованным журналистам в освещении
ими деятельности Госдумы пленарных заседаний, парламентских слушаний, работы
фракций, депутатских групп, комитетов, комиссий (информирование о планируемых
мероприятиях, обеспечение документами и справочными материалами,
консультирование и т. д.).
♦ Организационная работа по подготовке и проведению
пресс-конференций, брифингов, интервью.
♦ Комплектование оперативных групп российских и
зарубежных журналистов, освещающих протокольные мероприятия руководства Госдумы
(приемы, встречи, беседы).
♦ Систематическая оперативная оценка опубликованных
аккредитованными журналистами материалов о деятельности Госдумы -их объективности,
достоверности, конструктивности. В случае необходимости собеседования с
авторами публикаций, выяснение причин допущенных неточностей, искажений и т. д.
с целью их исправления.
♦ Создание и ведение банка данных на аккредитованных
при пресс-службе Госдумы корреспондентов российских федеральных и региональных
СМИ (государственных и коммерческих телекомпаний, редакций радиовещания,
информационных агентств, газет, журналов).
♦ Оперативная информационно-справочная и
консультативная работа (ответы на телефонные и факсимильные запросы редакций
СМИ, аккредитованных российских и зарубежных журналистов по вопросам,
относящимся к деятельности Госдумы, фракций, депутатских групп, комитетов,
комиссий и т. д.).
♦ Решение совместно с соответствующими подразделениями
аппарата и управления делами Государственной думы вопросов организационного и
технического обеспечения деятельности аккредитованных журналистов (выделение
рабочих помещений, обеспечение документами и справочными материалами, вопрос
пользования факсами, телефонами и т. д.).
♦ Поддержание рабочих контактов с пресс-секретарями
фракций, депутатских групп, комитетов Государственной думы.
Аналогичные РR-структуры
созданы и функционируют при Правительстве РФ.
Информационные
и PR-службы органов государственной власти создают условия для принятия
оптимальных управленческих решений, берут на себя упреждение конфликтными
ситуациями, во многих случаях активно влияют на реализацию принятых решений.
Деятельность PR-служб способствует конструктивному диалогу власти и общества,
поэтому органам государственной власти в информационно-коммуникативном
взаимодействии с гражданским обществом необходимо лишь более эффективно
использовать научно-техническую базу и технологические возможности PR-служб.
Для
формирования образа эффективно работающей государственной организации, прежде
всего, необходима целенаправленная информационная политика, основанная на
реальных проектах и государственных приоритетах. Правильно организованная
деятельность государственных информационных служб позволяет эффективно влиять
на общественное мнение и находить оптимальные решения в различных ситуациях, в
том числе конфликтных и кризисных.
1.
Государственная PR-служба [Электронный ресурс]: 5.
Скуба Р.В.,
Лунева М.И. Средства и методы PR в системе государственной и
муниципальной службы // Электронный журнал ВлГУ. – 2007. – №18
[Электронный ресурс]: #"#_ftnref1" name="_ftn1"
title="">[1] Радченко С.В.
PR в муниципальном управлении как способ ведения социального диалога. Россия:
тенденции и перспективы развития: сборник научных статей РАГС, ИНИОН, СЗАГС.
Вып. 5. Ч. 2. / Под общей ред. В.К. Егорова и др. М.: Изд-во РАГС, 2006. С.
158–163.
[2] Шевченко А.В.
Информационная устойчивость политической системы. Монография – М: РАГС, 2004.
[3] Государственная PR-служба [Электронный ресурс]:
http://www.public-relations-blog.info/gosudarstvennaya-pr-sluzhba/