Группировка обязательств
|
Шкала риска
|
Операции с государственными
ценными бумагами
|
0
|
Краткосрочные межбанковские
депозиты
|
1
|
Остатки средств на корреспондентских
счетах
|
1
|
Остальные операции
|
2
|
Особенностью
нахождения степени банковского риска является его индивидуальная величина,
связанная с принятием на себя конкретного риска по конкретной банковской
операции. Во многом она определяется субъективной позицией каждого банка.
Попытки регламентации степени
банковского риска по отдельным операциям должны носить гибкий характер. Так,
если коммерческий банк, купивший акции АО “КАМАЗ” (имеющие товарное покрытие,
достаточно высокую степень доходности, высокое качество технологии и котировку
на бирже), отнесет эту покупку к операциям с высокой (70%) степенью риска (по
операции и банку в целом) будет существенно завышен и далек от реальности.
Следовательно, в каждом отдельном случае необходимо самостоятельное определение
банками вероятности потери средств в результате той или иной операции.
Приведенная классификация и
элементы, положенные в основу экономической классификации, имеют целью не
столько перечисление всех видов банковских рисков, сколько демонстрацию наличия
определенной системы, позволяющей банкам не упускать отдельные разновидности
при определении совокупного размера рисков в коммерческой и производственной
сфере.
1.2.
ХАРАКТЕРИСТИКА КРЕДИТНОГО РИСКА И СОПУТСТВУЮЩИХ ЕМУ РИСКОВ.
Кредитный риск -
риск, связанный с неплатежами по обязательствам, является важнейшим из рисков
банка и базовым, инициирующим многие иные( ликвидности) риски. Этот вид риска
проявляется в форме полного не возврата кредита, частичного не возврата (часто
это дело касается начисленных процентов и комиссионных платежей) или отсрочки
погашения кредита.
Кредитный риск
может быть определен как неуверенность кредитора в том , что заемщик будет в
состоянии и будет намереваться выполнить свои обязательства по возврату и
оплате займа средств в соответствии со сроками и условиями кредитного
соглашения. Кредитный риск может сформироваться при неуверенности или
сложности, невозможности, неспособности заемщика создать какой-либо из денежных
потоков, служащих источником погашения долга или при недостатках деловой
репутации заемщика, а также криминальных настроениях его владельцев и
управляющих.
К причинам,
формирующим кредитный риск, можно отнести также давление на банк или заемщиков
со стороны криминальных структур, а возможно и органов власти.
Могут быть и
внутренние причины: низкая квалификация персонала, социальная напряженность в
коллективе и, как следствие, некачественное выполнение сотрудниками своих
обязательств, подкуп работников банка.
Применяя те или
иные методы и инструменты, кредитный риск управляется на всех определяющих
стадиях жизненного цикла кредитного продукта: разработка основных положений
банковской политики, начальные стадии (знакомство ) работы с потенциальным
клиентом, координация целей банка и интересов клиента, оценка кредитоспособности
заемщика, структурирование качественных характеристик кредита, кредитный
мониторинг, работа с проблемными кредитами, применение санкций и т.д. Анализ
рынка и стратегия проведения кредитных операций предполагают формулировку и
реализацию целей, условий и принципов выдачи кредитов различным типам
заемщиков, сферам предпринимательской деятельности. На этом же этапе
определяются полномочия по выдаче ссуд, предельный размер кредита одному
заемщику, требования к погашению и обеспечению соответствующего качества
кредитного портфеля и т.д. Оценка кредитных рисков начинается уже на начальной
стадии жизненного цикла кредитного продукта - знакомства с потенциальным
заемщиком (оценка кредитного предложения), когда решаются исходные вопросы:
насколько хорошо известна или
может быть определена моральная и этическая репутация заемщика, также как и его
предпринимательская репутация, его возможности и способности в сферах
производства, маркетинга и финансового управления;
насколько хорошо подготовлено и
обосновано кредитное предложение, насколько оно реалистично с экономической,
деловой, социальной, экологической точки зрения;
насколько цель займа и его базовые
характеристики приемлемы для банка с точки зрения диверсификации риска
кредитного портфеля или, наоборот, его концентрации по заемщикам, отраслям,
территориям, социальным слоям и т.д.
Положительная
предварительная оценка открывает следующий, важнейший этап жизненного цикла
кредитного продукта, который с позиций управления кредитным риском носит
название кредитоспособности клиента, а также проекта кредита. Зарубежная, а
теперь и отечественная экономическая наука располагает значительным числом
разнообразных схем и сценариев оценки кредитоспособности, в большей или меньшей
степени формализуемых, с большим или меньшим числом критериев оценки.
Например, американская система
применяет правило пяти "Си", где кредитоспособность оценивается по
критериям:
характер, репутация;
финансовые возможности;
капитал, имущество, личное
состояние;
условия, состояния окружающей среды;
обеспечение, возможность создания
и качество альтернативных денежных потоков.
Положительное
заключение о кредитоспособности позволяет перейти к следующему этапу -
структурированию ссуды, где среди прочих, определяется позиция банка по
параметрам обеспечения суды, условия погашения и т.д.
Далее
наступает очередь кредитного договора, где основные пункты защиты от кредитного
риска документируются и приобретают правовую основу.
В ходе
реализации кредитного банковского продукта осуществляется архивный и оперативный
кредитный мониторинг - контроль за выполнением, соблюдением условий договора.
Архивный включает контроль за ходом погашения ссуды через сбор и группировку
документов (кредитное досье ), содержащих в том числе и материалы о динамике
кредитоспособности клиента, состоянии окружающей среды, обеспечении ссуды и
т.д. Целью оперативного кредитного мониторинга является обнаружение, возможно
более раннее, и идентификация проблемных кредитов. Их сигналы, индикаторы
иногда четко взаимосвязаны с кредитом, но чаще довольно отвлеченные:
резкое снижение дебиторской
задолженности;
снижение коэффициентов
ликвидности;
падение объемов продаж;
убытки от оперативной
деятельности;
а также:
отказ или не предоставление в срок
запрашиваемой банком информации;
накопление излишних, спекулятивных
запасов;
уклонение руководителей фирм от
контактов;
потеря важных клиентов;
осторожное поведение деловых
партнеров заемщика (запросы о его кредитоспособности, деловой репутации,
контактах и т. д.)
Методы
управления, нейтрализации кредитного риска, хотя и вписываются в приведенную
схему, но довольно разнообразны и разнонаправлены, в их числе:
·
нейтрализующие факторную сторону риска:
·
оценка кредитоспособности (профилактика,
предотвращение риска) в направлениях: заемщик, среда (отрасль, конкуренты),
проект;
·
разграничение полномочий принятия кредитного
решения в зависимости от размера кредита и величины потенциального риска;
·
связанное финансирование проекта, частично за счет
собственных средств заемщика;
·
наличие в структуре менеджмента и организация
работы с проблемными кредитами;
·
защитная конверсия условий долга, предусмотренная в
договорах (улучшение информационного обеспечения, рост залогов, штрафы, пени,
неустойки, увеличение процентов и т.д.);
·
деятельность внутренних специальных организационных
структур (отделы кредитоспособности, службы безопасности и т.д.);
·
платные услуги специализированных фирм, помогающих
заемщику (консультации, финансовая поддержка) вернуть долг;
·
использование юридической ответственности (во
многих странах в законодательстве предусмотрены уголовные наказания за
умышленное банкротство, за повышенную опасность бизнеса, за искажение
предоставленной информации и т.д.);
·
а также нацеленные на результирующую сторону
кредитного риска (минимальные последствия, убытки):
·
диверсификация кредитного портфеля в направлении
любой или комплекса качественных характеристик кредита в целях уменьшения
концентрации риска;
·
создание альтернативных денежных потоков ( иногда
этот метод носит название – обеспечение возврата ссуд) в виде залогов,
гарантий, поручительств, страховок, создания резерва против рисков;
·
ограничение размеров кредита выдаваемых одному
заемщику;
·
выдача дисконтированных ссуд;
·
секъютеризация – продажа обслуживания долга 3-му
лицу со скидкой.
Сопутствующими кредитному риску рисками
являются:
-
ВАЛЮТНЫЙ РИСК.
Риск обмена
валюты - это риск несения убытков вследствие обмена ценности, выраженной в
иностранной валюте, на условиях ценности национальной валюты банка. Опасность
потери возникает из-за процесса переоценки позиции в иностранной валюте в
национальную валюту в стоимостном выражении.[1]Когда
банки имеют открытую позицию в иностранной валюте ( при которой активы в валюте
не равны обязательствам в этой же валюте),процесс переоценки обычно создает
либо прибыль, либо потери. Прибыль или потери- это разница между обобщенными
изменениями выражения в национальной валюте ценностей активов, обязательств и
капитала, выраженных в иностранной валюте.
- ПРОЦЕНТНЫЙ
РИСК
Процентный риск - это риск для прибыли возникающий из-за
неблагоприятных колебаний процентной ставки, которые приводят к повышению
затрат на выплату процентов или снижению дохода от вложений и поступлений от
предоставленных кредитов. Фирма, идущая на поглощение другой фирмы, через
некоторое время окажется в зоне процентного риска, если это приобретение
финансируется за счет заемных средств, а не путем выпуска акций.Банки и другие
финансовые учреждения, которые обладают значительными средствами, приносящими
процентный доход, обычно в большей мере подвержены процентному риску. Если
фирма взяла значительные кредиты, то неэффективное управление процентными
рисками может привести фирму на грань банкротства.Изменения процентных ставок
влекут за собой несколько разновидностей риска.
2. Риск, связанный с таким изменением процентных ставок
после принятия решения о взятии кредита, которое не обеспечивает наиболее
низких расходов по уплате процентов.
3. Риск принятия такого решения о предоставлении кредита
или осуществлении вложений, которое в результате не приведет к получению
наибольшего дохода из-за изменений процентных ставок, произошедших после
принятия решения.
4. Риск того, что сумма расходов
по уплате процентов по кредиту, взятому под фиксированный процент, окажется
более высокой, чем в случае кредита под плавающий процент, или наоборот.
Чем больше подвижность ставки
(регулярность ее изменений, их характер и размеры), тем больше процентный риск.
- РИСК ЛИКВИДНОСТИ.
Ликвидность - это
способность удовлетворить предполагаемую и внезапно создающуюся ситуацию
потребности в наличных средствах в компании. Потребность в наличных средствах
возникает вследствие изъятия вкладов, наступления срока погашения (срока
зрелости) обязательств, предоставления средств по займам, как по новым, так и
продолжение выдачи средств по старым займам. Потребность в наличности
удовлетворяется за счет увеличения объема депозитов и заемных средств,
погашения долговых обязательств перед данной компанией, инвестирования в
ценные бумаги с фиксированным сроком погашения и продажи
активов.
Недостаточная
ликвидность может вызвать неожиданный дефицит платежных средств, который должен
быть покрыт путем необычных повышенных затрат, вызывая тем самым уменьшение
прибыльности учреждения. В худшем случае, неадекватная ликвидность может
привести к неплатежеспособности данного учреждения, с точки зрения
краткосрочных обязательств. С другой стороны, чрезмерная ликвидность может
вести к низкому уровню доходов на активы и тем самым неблагоприятно повлиять на
показатели доходности учреждения.
2. БАНКОВСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ КАК
ОСНОВА ОПТИМИЗАЦИИ РИСКОВ.
Банковский менеджмент рассматривает
проблемы организации и управления банком и персоналом, обеспечивает эффективную
работу банка наиболее рациональными путями. Прежде всего менеджмент связан с
субъектом управления – банком. Банковский менеджмент имеет свои особенности.
Они во многом определяются тем, что банк, используя заемные ресурсы других
хозяйствующих субъектов, должен ими распорядиться так, чтобы они приносили
доход как самому банку, так и его клиентам. Направления банковского менеджмента
определяются с учетом основных задач, стоящих пред банком и определяемых его
стратегией. Для этого важно правильно спланировать работу учреждения банка во
всех областях – кредитной, депозитной, инвестиционной. Необходима четкая
постановка аналитической работы, позволяющая выявить спрос и предложение на
банковские услуги, оценить значение кредита в развитии экономики. Банковский
менеджмент – система управленческих воздействий, производимых соответствующими
организационными структурами, обеспечивающих непрерывность и своевременность
движения кредитных ресурсов с целью достижения как микро-, так и
макроэкономических приоритетов. К микроэкономическим целям могут относиться
устойчивость банковского учреждения, сохранность и доходность ресурсов банка и
его клиентов. Макроэкономические лежат в сфере стабилизации национальной
денежной единицы, максимальной активизации использования материальных и
денежных ресурсов в экономике. В соответствии с формируемыми целями в
банковском менеджменте определяется ряд сфер:
-
банковская политика;
-
финансовые сферы – управление пассивами, управления
активами, управление активами против пассивов ( ликвидностью), управление
прибылью;
-
риск-менеджмент;
-
правовые сферы – управление налогами, управление
юридическими обязательсвами;
-
организационные сферы – организационные структуры,
надзор и регулирование.
3. ЦЕЛИ, ЭТАПЫ И МЕТОДЫ
УПРАВЛЕНИЯ КРЕДИТНЫМ РИСКОМ.
Основной задачей регулирования
рисков является поддержание приемлемых соотношений прибыльности с показателями
безопасности и ликвидности в процессе управления активами и пассивами банка, то
есть минимизация банковских потерь.
Каждый банк
должен думать о минимизации своих рисков. Это нужно для его выживания и для
здорового развития банковской системы страны. Минимизация рисков - это борьба
за снижение потерь, иначе называемая управление рисками. Этот процесс
управления включает в себя: предвидение рисков, определение их вероятных
размеров и последствий, разработку и реализацию мероприятий по предотвращению
или минимизации связанных с ними потерь.
Цели и задачи
стратегии управления рисками в большой степени определяются постоянно
изменяющейся внешней экономической средой, в которой приходится работать банку.
Основными признаками изменения внешней Среды в банковском деле России в
последние годы являются: нарастание инфляции, рост количества банков и их
филиалов; регулирование условий конкуренции между банками со стороны
Центрального банка и других государственных органов; перераспределение рисков
между банками при участии Центрального банка; расширение денежного и кредитного
рынков; появление новых (нетрадиционных) видов банковских услуг; усиление
конкуренции между банками, случаи поглощения крупными банками мелких
конкурентов; увеличение потребности в кредитных ресурсах в результате изменения
структуры роста потребности предприятий в оборотном капитале и изменения
структуры финансирования в сторону уменьшения банковской доли собственного
капитала клиентов банка; учащение банкротств в сфере мелкого и среднего бизнеса
с одновременным отклонением от исполнения требований кредиторов: отсутствие
действенных гарантий по возврату кредита.
Банк должен уметь
выбирать такие риски, которые он может правильно оценить и которыми способен
эффективно управлять. Решив принять определенный риск, банк должен быть готов
управлять им, отслеживать его. Это требует владения навыками качественной
оценки соответствующих процессов.
В основу банковского
управления рисками должны быть положены следующие принципы:
прогнозирование возможных
источников убытков или ситуаций, способных принести убытки, их количественное
измерение;
финансирование рисков,
экономическое стимулирование их уменьшения;
ответственность и обязанность
руководителей и сотрудников, четкость политики и механизмов управления рисками;
координируемый контроль рисков по
всем подразделениям и службам банка, наблюдение за эффективностью процедур
управления рисками.
Завершающий, важнейший
этап процесса управления рисками - предотвращение (предупреждение)
возникновения рисков или их минимизация. Соответствующие способы вместе со
способами возмещения рисков составляют содержание так называемого регулирования
рисков.
3.1.
ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ.
Поскольку
управление рисками является частью практического менеджмента, оно требует
постоянной оценки и переоценки принятых решений. В противном случае могут
сложиться статистические, бюрократические и технологические иллюзии,
которым не суждено осуществиться
на практике. При всех существующих различиях и деталях принятые в банках
англосаксонских стран модели управления рисками являются образцом для
организации такого управления.
Важнейшими
элементами систем управления рисками являются:
- четкие и документированные
принципы, правила и директивы по вопросам торговой политики банка, управления
рисками, организации трудового процесса и используемой терминологии;
- создание специальных групп
управления рисками, не зависимых от коммерческих подразделений банка;
руководитель подразделения, ведающего рыночными рисками, отчитывается перед
исполнительным директором банка ("Chief Executive Officer"),
руководитель подразделения кредитных рисков -
перед директором по кредитам
("Cief Credit Officer"), т.е. перед членами высшего руководства
банка;
- установление лимитов рыночных и
кредитных рисков и контроль за их соблюдением, а также агрегирование
(объединение) рисков по отдельным банковским продуктам, контрагентам и
регионам;
- определение периодичности информирования
руководства банка о рисках. Как правило, такая информация представляется
ежедневно, особенно по рыночным рискам;
- для всех типов рисков создаются
специальные немногочисленные группы по управлению, не зависимые от коммерческих
подразделений банка;
- все элементы системы контроля и
управления рисками регулярно проверяются аудиторами, не зависящими от
коммерческих служб банка.
Крупные банки обычно
имеют два комитета по управлению рисками: Комитет по кредитному риску (см.
приложение 2) и Комитет по управлению активами и пассивами банка (см.
приложение 3).
Ответственность за
реализацию политики, разрабатываемой комитетом по кредитному риску, несет
кредитный отдел. Операционный отдел, отделы ценных бумаг, международных
кредитов и расчетов, анализа банковской деятельности, маркетинговый несут
ответственность за реализацию политики, разрабатываемой комитетом по управлению
рисками, связанными с активами и пассивами.
В состав первого
комитета обычно входят: руководитель банка ( председатель комитета),
руководители кредитного и операционного отделов бухгалтерии, главный экономист
или руководитель научно- исследовательского отдела, руководитель подразделения
по анализу кредитных рисков, два или более других руководителей банка высшего
уровня.
В состав второго
комитета включаются:
руководитель банка ( председатель
комитета), руководители операционного и кредитного отделов, главный экономист
или руководитель научно- исследовательского отдела, руководители службы
финансового контроля и бухгалтерии, еще несколько руководителей высшего уровня.
Названные комитеты
должны:
создавать внутри банковские
инструкции по управлению рисками;
определять цели политики
управления рисками и доводить их до сведения коллектива банка;
при необходимости делегировать
полномочия по реализации этой политики и контролю подразделениям и отдельным
работникам банка;
разрабатывать ограничения и
стандарты на объемы, зоны, виды рисков, методы их оценки и регулирования.
Кредитные
операции - самая доходная статья банковского бизнеса. За счет этого источника
формируется основная часть чистой прибыли, отчисляемой в резервные фонды и
идущей на выплату дивидендов акционерам банка.
Банки предоставляют кредиты
различным юридическим и физическим лицам из собственных и заемных ресурсов. Средства
банка формируются за счет клиентских денег на расчетных, текущих, срочных и
иных счетах; межбанковского кредита; средств, мобилизованных банком во
временное пользование путем выпуска ценных долговых бумаг и т. д.
Управление
кредитными рисками является основным в банковском деле. Ключевыми элементами
эффективного управления кредитами являются хорошо развитые кредитная политика и
процедуры, хорошее управление портфелем, эффективный контроль за кредитами.
Кредитная
политика создает основу всего процесса управления кредитами. Она определяет
объективные стандарты, которыми должны руководствоваться банковские работники,
отвечающие за предоставление и оформление займов, и управление ими. Когда
кредитная политика сформулирована правильно, четко проводится сверху и хорошо
понимается на всех уровнях банка, она позволяет руководству банка поддерживать
правильные стандарты в области кредитов, избегать излишнего риска и верно
оценивать возможности развития дела.
Разработка
кредитной политики представляется особенно важной, когда банку предстоит
адаптироваться к сложным и постоянно меняющимся условиям экономики и когда
перед ним стоит задача, ранее никогда не возникавшая или возникавшая, но не
получавшая должного внимания.
Кредитный риск -
непогашение заемщиком основного долга и процентов по кредиту, риск процентных
ставок и т. д. Избежать кредитный риск позволяет тщательный отбор заемщиков,
анализ условий выдачи кредита, постоянный контроль за финансовым состоянием
заемщика, его способностью (и готовностью) погасить кредит. Выполнение всех
этих условий гарантирует успешное проведение важнейшей банковской операции -
предоставление кредитов.
Управление
кредитным риском - это и процесс и сложная система. Процесс начинается с
определения рынков кредитования, которые часто называются « целевыми рынками».
Он продолжается в форме последовательности стадий погашения долгового
обязательства.
Трудности
управления кредитным риском
Перед банками стоят серьезные
трудности в деле управления кредитным риском. Контроль со стороны
правительства, давление внутренних и внешних обстоятельств политического
характера, трудности производства, финансовые ограничения, сбои рынка, срывы
производственных графиков и планов и частые ситуации нестабильности в сфере
бизнеса и производства подрывают финансовое положение заемщиков. Более того,
финансовая информация часто является ненадежной, правовая структура часто не
способствует выполнению обязательств по погашению долга.
Банки зачастую
не располагают надежно разработанным процессом управления кредитным риском.
Среди наиболее часто встречающихся недостатков можно отметить следующие:
отсутствие письменно
зафиксированного в виде документа изложения политики;
отсутствие ограничений в
отношении концентрации портфеля;
излишняя централизация или
децентрализация кредитного руководства;
плохой анализ кредитуемой
отрасли;
поверхностный финансовый анализ
заемщиков;
завышенная стоимость залога;
недостаточно частые контакты с клиентом;
недостаточные проверки и
отсутствие сбалансированности в процессе кредитования;
отсутствие контроля над займами;
неспособность к увеличению
стоимости залога по мере ухудшения качества кредитов;
плохой контроль за
документированием займов;
чрезмерное использование заемных
средств;
неполная кредитная документация;
отсутствие классификации активов
и стандартов при формировании резервов на покрытие убытков по кредитам;
неумение эффективно
контролировать и аудировать кредитный процесс.
Эти недостатки
выливаются в слабость кредитного портфеля, включая чрезмерную концентрацию
кредитов, предоставляемых в одной отрасли или секторе хозяйства, большие
портфели неработающих кредитов, убытки по кредитам, неплатежеспособность и не
ликвидность.
Не вызывает сомнения,
что на многих рынках банкам приходится действовать в таких экономических
условиях, которые характеризуются наличием объективных трудностей для
качественного управления кредитами, что лишний раз свидетельствует о важности
усиления такого управления.
Кредитная
политика: Основные положения и процедуры
Кредитная
политика создает основу всего процесса управления кредитами. Разработанная и
письменно зафиксированная кредитная политика является краеугольным камнем
разумного управления кредитами. Политика определяет объективные стандарты и
параметры, которыми должны руководствоваться банковские работники, отвечающие
за предоставление займов и управление ими. Политика определяет основу действий
Совета Директоров, законодателей и лиц, принимающих стратегические решения, а
также предоставляет возможность внешним и внутренним аудиторам оценить степень
и качество управления кредитами в банке. Когда кредитная политика
сформулирована правильно, четко проводится сверху и хорошо понимается на всех
уровнях банка, она позволяет руководству банка поддерживать правильные
стандарты в области кредитов, избегать излишнего риска и верно оценивать
возможности развития дела.
Основное
содержание и роль банковского дела- это обеспечить сбор и надежность депозитов
и умело ссудить эти средства на основе разумной политики. Все другие услуги
являются вспомогательными и вторичными. В банке всегда должно иметься в наличии
достаточно средств для удовлетворения требований вкладчиков, желающих изъять
их, и желаний заемщиков воспользоваться ими в разумных пределах. И вкладчики и
регулирующие органы исходят из предположения, что вложенные в банк средства
сохраняются и имеются в наличии благодаря необходимому уровню ликвидности и
диверсификации риска. И что риск, который является ограниченной частью всякого
предоставленного банком кредита, должен быть минимальным.
Особая роль
коммерческих банков в предоставлении кредитов является центральной в банковских
операциях. Работа банкира заключается в том, чтобы решать, кому можно доверить
деньги вкладчиков. Банк должен определить, какие кредиты он будет
предоставлять, а какие нет, сколько кредитов каждого типа он будет
предоставлять, кому он будет предоставлять кредиты и при каких обстоятельствах
эти кредиты будут предоставляться. Риск нельзя игнорировать. Все эти важные
решения требуют, чтобы целями политики банка было поддержание оптимальных
отношений между кредитами, депозитами и другими обязательствами и собственным
капиталом. Здравая кредитная политика способствует повышению качества кредитов.
Цели кредитной политики должны охватывать определенные элементы правового
регулирования, доступность средств, степень допустимого риска, баланс
кредитного портфеля и структуру обязательств по срокам.
Кредитная
политика как бы создает единый кредитный язык банка в целом и этот язык очень
важен для поддержания преемственности по мере роста банка, диверсификации его
деятельности и делегирования кредитных полномочий и обязанностей в банке.
Кредитный язык, разработанный в результате появления четкой политики, представляет
основу развития общей кредитной культуры банка.
Заключение
Проблема
неплатежей в стране во многом связана с недооценкой моментов кредитных рисков,
с нецивилизованным подходом банков в начале развития рыночных отношений к своей
кредитной политике. При рассмотрении экономического положения потенциального
заемщика важны буквально все моменты, иначе банк может понести огромные потери.
Кредитным отделам банка необходимо постоянно учитывать, анализировать
зарубежный и все возрастающий российский опыт.
Цель управления
рисками заключается в том, чтобы максимизировать стоимость конкретного
учреждения, которая определяется прибыльностью и степенью риска. Управление
рисками часто связывают с управлением финансами. Хотя функция управления
финансами не отвечает исключительно за управление всеми рисками, она играет
центральную роль в определении, установлении объема, отслеживании и
планировании эффективного управления рисков. Решения, принимаемые в процессе
планирования управления финансами существенно влияют на финансовые риски, в
которых можно выделить несколько компонентов на которые необходимо обратить
внимание.
Каждый элемент
риска требует конкретной политики и характеристики параметров риска,
вырабатываемых совместно директорами и управление банка. Ключевой задачей
является балансирование, при этом не обязательно уравнение, этих
взаимозависимых элементов риска. Полное равновесие здесь невозможно, поскольку
действия, предпринимаемые для снижения одних рисков могут увеличить другие.
Цели и задачи стратегии управления рисками в большой
степени определяются постоянно изменяющейся внешней экономической средой, в
которой приходится работать банку.
В данной работе был проведен анализ теорий банковских
рисков, их классификации, были выделены различные методы управления рисками,
возможность применения этих методов в банковской системе России. Я постаралась
выявить проблемы управления рисками, методы совершенствования банковских
методик, определить перспективы банковского менеджмента в управлении рисками.
Список
использованных источников
1. Положение "О порядке формирования фондов обязательных резервов
коммерческих банков и кредитных учреждений в ЦБ РФ".
2. Инструкция "О порядке формирования и использования резерва на
возможные потери по ссудам" № 62а.
3. "Деньги, кредит, банки" под ред. проф. Жукова Е.Ф., М, ЮНИТИ,
2000г.
4. "Банковское дело" под ред. Лаврушина О.И., Финансы и
Статистика, М, 2000г
5. . Русанов Ю.Ю. "Банковский менеджмент", Уч. пособие, М,
1997г.
6. Журнал "Деньги и Кредит", №4, 2000г.
7. Журнал "Деньги и Кредит" №10, 2000г.
9. Финансово–кредитный словарь, т 3, М, 1994г.
10.
"Финансовый менеджмент" под ред. Н.Ф.
Самсонова, ЮНИТИ, М, 2000г.
11.