Кредитование в РФ

  • Вид работы:
    Тип работы
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    46,63 kb
  • Опубликовано:
    2008-12-09
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Кредитование в РФ

ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Экономический факультет

Кафедра финансов и учёта












КРЕДИТОВАНИЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(Курсовая работа)




Выполнил

студент 3 курса,

группы 915

Кредько Е.И.


Научный руководитель

Ильина Т.Г.

Томск 2004

ОГЛАВЛЕНИЕ




Введение. 3

Глава 1. Сущность, принципы кредитования и функции кредита. 4

1.1. Принципы кредитования и сущность кредита. 4

1.2. Основные функции кредита. 9

Глава 2. Формы и классификация кредитования. 13

2.1. Формы кредита. 13

2.2. Классификации кредитов. 15

Глава 3. Кредитование малого предпринимательства. 18

3.1. Организации, осуществляющие кредитование малого предпринимательства  18

3.2. Формы кредитования малого предпринимательства. 23

3.3. Поддержка малого предпринимательства со стороны банков. 27

Заключение. 32

Литература. 34

Введение

Кредит во многом является условием и предпосылкой развития современной экономики, неотъемлемым элементом экономического роста. Его используют как крупные предприятия и объединения, так и малые производственные, сельскохозяйственные и торговые предприятия. Им пользуются как государства и правительства, так и отдельные граждане. Кредит обслуживает движение капитала и постоянное движение различных общественных фондов. Благодаря кредиту в народном хозяйстве производительно используются средства, высвобождаемые в процессе деятельности предприятий, в процессе выполнения государственного бюджета, а также сбережения населения и ресурсы банков. На основании этих аспектов можно сказать, что роль кредита в экономике будет всегда актуальной, поэтому я и выбрал эту тему курсовой работы.

Целью данной работы ставится выявление наиболее подходящего и доступного способа кредитования малого предпринимательства.

Задачи данной курсовой работы состоят в анализе сущности и функций кредита, кредитования малого предпринимательства, выявлении положительных и отрицательных моментов в деятельности кредитных организаций и пути выхода из сложившейся ситуации. Анализ ведётся на основании учебников по экономическим специальностям известных авторов и на основании газетных статей

Объектом изучения данной работы являются предприятия малого бизнеса и кредитные организации, оказывающие им финансовую помощь.

Переход России к рыночной экономике, преодоление кризиса и возобновление экономического роста, повышение эффективности функционирования экономики, создание необходимой инфраструктуры невозможно обеспечить без дальнейшего развития кредитных отношений.

Глава 1. Сущность, принципы кредитования и функции кредита

1.1. Принципы кредитования и сущность кредита

 

Кредит – движение ссудного капитала, т.е. денежного капитала предоставляемого в ссуду на условиях возврата за плату в виде процента.[1] Это самое простое определение. Здесь очень кратко дано определение кредита, раскрыта его сущность, но ничего не сказано о предназначении, участниках кредитно-финансовых отношений и о сроках возврата. Следующее определение обладает, на мой взгляд, некоторой новизной по сравнению с этим определением.

Кредит - предоставление денег или товаров в долг, как правило, с уплатой процентов; стоимостная экономическая категория, неотъемлемый элемент товарно-денежных отношений. Возникновение кредита связано непосредственно со сферой обмена, где владельцы товаров противостоят друг другу как собственники, готовые вступить в экономические отношения.[2] Это определение кредита хорошо отражает понятие и сущность, но в нём не хватает чёткого обозначения участников кредитно-финансовых отношений, ничего не сказано о сроках возврата. Следующее определение даёт полное представление о кредите.

Кредит - это передача денег или материальных ценностей одной стороной (заимодавцем или кредитором) другой стороне (заемщику) на условиях возврата. То есть обе стороны должны договориться, или, по юридической терминологии, заключить между собой договор займа. Необходимыми элементами такого договора должны быть субъекты договора (кто дает и кто берет), объект договора (что дается в долг - зерно, орудия труда, деньги), срок, через который должник должен возвратить ссуду, и условия, на основе которых деньги (вещь) даются в долг: возврат вещи того же рода и качества (денег), но больше на некоторую величину (на процент) и т.п.[3] Это определение кредита более охватывающее его сущность, назначение, участников и сроках возврата. Обо всех этих условиях стороны договариваются самостоятельно.

Проанализировав все определения кредита можно дать одно обобщённое определение. Кредит – это договор займа между двумя сторонами по поводу предоставления денежных средств или товарно-материальных ценностей на определённых условиях (плата процентов и срок возврата) с целью обеспечения хозяйственной деятельности, удовлетворении потребностей в предоставляемых вещах и т.п.

Возможность возникновения и развития кредита связаны с кругооборотом и оборотом капитала. В процессе движения основного и оборотного капитала происходит высвобождение ресурсов. Средства труда используются в процессе производства длительное время, их стоимость переносится на стоимость готовой продукции частями. Постепенные восстановление стоимости основного капитала в денежной форме приводит к тому, что высвобождающиеся денежные средства оседают на счетах предприятий. Вместе с тем на другом полюсе возникает потребность в замене изношенных средств труда и достаточно крупных единовременных затратах. Аналогичные по своему характеру процессы происходят и в движении оборотного капитала. Более того, здесь колебания в кругообороте и обороте проявляют себя более разнообразно. Так, в силу сезонности производства, неравномерных поставок и другого происходит несовпадение времени создания и обращения продукции. У одних субъектов появляется временный избыток средств, у других - их недостаток. Это создаёт возможность возникновения кредитных отношений, то есть кредит разрешает относительное противоречие между временным оседанием средств и необходимостью, их использования в хозяйстве.

Кредитные отношения в экономике базируются на определенной методологической основе, одним из элементов которой выступают принципы, строго соблюдаемые при практической организации любой операции на рынке ссудных капиталов. Эти принципы стихийно складывались еще на первом этапе развития кредита, а в дальнейшем нашли прямое отражение в общегосударственном и международном кредитном законодательствах.

Возвратность кредита

Этот принцип выражает необходимость своевременного возврата полученных от кредитора финансовых ресурсов после завершения их использования заемщиком. Он находит свое практическое выражение в погашении конкретной ссуды путем перечисления соответствующей суммы денежных средств на счет предоставившей ее кредитной организации (или иного кредитора), что обеспечивает возобновляемость кредитных ресурсов банка как необходимого условия продолжения его уставной деятельности. В отечественной практике кредитования в условиях централизованной плановой экономики существовало неофициальное понятие «безвозвратная ссуда». Эта форма кредитования имела достаточно широкое распространение, особенно в аграрном секторе, и выражалась в предоставлении государственными кредитными учреждениями ссуд, возврат которых изначально не планировался из-за кризисного финансового состояния заемщика. По своей экономической сущности безвозвратные ссуды являлись скорее дополнительной формой бюджетных субсидий, осуществляемых через посредничество государственного банка, что традиционно осложняло кредитное планирование и вело к постоянной фальсификации расходной части бюджета. В условиях рыночной экономики понятие безвозвратной ссуды столь же недопустимо, как, например, понятие "планово-убыточное частное предприятие".

Срочность кредита

Он отражает необходимость его возврата не в любое приемлемое для заемщика время, а в точно определенный срок, зафиксированный в кредитном договоре или заменяющем его документе. Нарушение указанного условия является для кредитора достаточным основанием для применения к заемщику экономических санкций в форме увеличения взимаемого процента, а при дальнейшей отсрочке (в нашей стране - свыше трех месяцев) - предъявления финансовых требований в судебном порядке. Частичным исключением из этого правила являются так называемые онкольные ссуды, срок погашения которых в кредитном договоре изначально не определяется. Эти ссуды, достаточно распространенные в XIX- начале XX вв. (например, в аграрном комплексе США), в современных условиях практически не применяются, прежде всего из-за создаваемых ими сложностей в процессе кредитного планирования. Кроме того, договор об онкольном кредите, не определяя фиксированный срок его погашения, четко устанавливает время, имеющееся в распоряжении заемщика с момента получения им уведомления банка о возврате полученных ранее средств, что в какой-то степени обеспечивает соблюдение рассматриваемого принципа.

Платность кредита.

Этот принцип выражает необходимость не только прямого возврата заемщиком полученных от банка кредитных ресурсов, но и оплаты права на их использование. Экономическая сущность платы за кредит отражается в фактическом распределении дополнительно полученной за счет его использования прибыли между заемщиком и кредитором. Практическое выражение рассматриваемый принцип находит в процессе установления величины банковского процента, выполняющего три основные функции:

1.   перераспределение части прибыли юридических и дохода физических лиц;

2.   регулирование производства и обращения путем распределения ссудных капиталов на отраслевом, межотраслевом и международном уровнях;

3.   на кризисных этапах развития экономики - антиинфляционную защиту денежных накоплений клиентов банка.

Ставка (или норма) ссудного процента, определяемая как отношение суммы годового дохода, полученного на ссудный капитал, к сумме предоставленного кредита выступает в качестве цены кредитных ресурсов.

Подтверждая роль кредита как одного из предлагаемых на специализированном рынке товаров, платность кредита стимулирует заемщика к его наиболее продуктивному использованию. Именно эта стимулирующая функция не в полной мере использовалась в условиях плановой экономики, когда значительная часть кредитных ресурсов предоставлялась государственными банковскими учреждениями за минимальную плату (1,5 - 5% годовых) или на беспроцентной основе.

Принципиально отличаясь от традиционного механизма ценообразования на другие виды товаров, определяющим элементом которого выступают общественно необходимые затраты труда на их производство, цена кредита отражает общее соотношение спроса и предложения на рынке ссудных капиталов и зависит от целого ряда факторов, в том числе чисто конъюнктурного характера:

1.   цикличности развития рыночной экономики (на стадии спада ссудный процент, как правило, увеличивается, на стадии быстрого подъема- снижается);

2.   темпов инфляционного процесса (которые на практике даже несколько отстают от темпов повышения ссудного процента);

3.   эффективности государственного кредитного регулирования, осуществляемого через учетную политику центрального банка в процессе кредитования им коммерческих банков;

4.   ситуации на международном кредитном рынке (например, проводившаяся США в 80-х гг. политика удорожания кредита обусловила привлечение зарубежного капитала в американские банки, что отразилось на состоянии соответствующих национальных рынков);

5.   динамики денежных накоплений физических и юридических лиц (при тенденции к их сокращению ссудный процент, как правило, увеличивается);

6.   динамики производства и обращения, определяющей потребности в кредитных ресурсах соответствующих категорий потенциальных заемщиков;

7.   сезонности производства (например, в России ставка ссудного процента традиционно повышается в августе-сентябре, что связано с необходимостью предоставления аграрных кредитов и кредитов для завоза товаров на Крайний Север);

8.   соотношения между размерами кредитов, предоставляемых государством, и его задолженностью (ссудный процент стабильно возрастает при увеличении внутреннего государственного долга).

Обеспеченность кредита

Этот принцип выражает необходимость обеспечения защиты имущественных интересов кредитора при возможном нарушении заемщиком принятых на себя обязательств и находит практическое выражение в таких формах кредитования, как ссуды под залог или под финансовые гарантии. Давая ссуду под залог, кредитор проверяет, насколько заложенное имущество отвечает предъявляемым требованиям, в частности обеспечена ли его ликвидность. Под ликвидностью таких активов (товарно-материальные ценности, оборудование, машины, инвентарь, транспортные средства и т.д.) понимается способность активов быстро превращаться в деньги.

Что касается размера ссуд под залог имущества, то он устанавливается в процентах к рыночной стоимости залога на момент заключения кредитного соглашения. Как правило, цена залога несколько превышает сумму кредита, что необходимо для компенсации риска утраты, ущерба, изменения цен на имущество и т.п. Если заемщик оказывается неплатежеспособным, то кредитор имеет право реализовать залог для возмещения из внутренних средств долга заемщика и издержек по реализации. При этом остаток выручки возвращается заемщику.

Важное значение имеют способы возврата ссуд, поэтому рассмотрим их подробнёе. Наиболее распространенный вид ссуд - кредит под запасы товарно-материальных ценностей, поскольку они являются наиболее надежным обеспечением кредита. Обеспечением кредита могут служить товары и материальные ценности, путевые документы, свидетельствующие о скорой доставке тех или иных грузов, недвижимое движимое имущество, драгоценные металлы и др.

Целевой характер кредита

Распространяется на большинство видов кредитных операций, выражая необходимость целевого использования средств, полученных от кредитора. Находит практическое выражение в соответствующем разделе кредитного договора, устанавливающего конкретную цель выдаваемой ссуды, а также в процессе банковского контроля за соблюдением этого условия заемщиком. Нарушение данного обязательства может стать основанием для досрочного отзыва кредита или введения штрафного (повышенного) ссудного процента.

Дифференцированный характер кредита

Этот принцип определяет дифференцированный подход со стороны кредитной организации к различным категориям потенциальных заемщиков. Практическая реализация его может зависеть как от индивидуальных интересов конкретного банка, так и от проводимой государством централизованной политики поддержки отдельных отраслей или сфер деятельности (например, малого бизнеса и пр.)[4]

Рассмотрев принципы кредитования можно сделать вывод о том, что эти принципы являются главными требованиями при выдаче кредита. При несоблюдении хотя бы одного из этих принципов возникает мнение, что предоставление кредита на самом деле кредитом не является.

Место и роль кредита в экономической системе общества определяются также прежде всего выполняемыми им функциями как общего, так и селективного характера.


Сущность кредита проявляется в его функциях. В свою очередь функция кредита есть проявление его сущности, выражение общественного назначения кредита. Посредством использования функций кредита предприятия различных форм собственности н общество в целом добиваются эффективности производства, ускорения обращения и роста доходов. Выяснение функций кредита имеет большое практическое значение, поскольку это позволяет использовать его наиболее эффективно.

Кредит выполняет следующие три основные функции:[5]

1) распределительную;

2) эмиссионную;

3) контрольную.

Распределительная функция кредита заключается в распределении на возвратном основе денежных средств. Она проявляется при аккумуляции средств, а также при их размещении. Конкретно эта функция проявляется в процессе временного предоставления средств предприятиям и организациям для удовлетворения их потребностей в денежных ресурсах. Предприятия таким образом обеспечиваются необходимым оборотным капиталом и ресурсами для инвестиций.

Содержание эмиссионной функции заключается в создании кредитных средств обращения и замещения наличных денег. Она проявляется в том, что в процессе кредитования создаются платежные средства, т.е. в оборот наряду с деньгами в наличной форме входят также деньги в безналичной форме. Действие данной функции проявляется и тогда, когда на основе замещения наличных денег происходят безналичные расчеты.

Содержание контрольной функции состоит в осуществлении контроля за эффективностью деятельности экономических субъектов. Действие этой функции проявляется в том, что в хозяйстве, получившем кредит, осуществляется всесторонний контроль рублем. Именно на базе кредитных отношений строится наблюдение за деятельностью заемщиков и кредиторов, оценивается кредитоспособность и платежеспособность предприятий. Ведь любой кредитор - банк или предприниматель - через ссуду своими методами контролирует состояние заемщика, стремясь обеспечить своевременный возврат ссуды, предотвратить несвоевременный возврат долга.

При кредитных сделках должны соблюдаться важнейшие принципы, т.е. главные правила, которые позволяют обеспечивать возвратное движение средств. На основе этих принципов устанавливаются порядок выдачи и погашения ссуд, их документальное оформление. Эти положения и правила определяются природой, ролью, функциями кредита и теми конкретными общественными условиями, в которых они проявляются.

Банковское кредитование предприятий и других структур на производственные и социальные нужды осуществляется при строгом соблюдении принципов кредитования, которые представляют собой основу, главный элемент системы кредитования. Принципы кредитования отражают сущность и содержание кредита, а также требования основных экономических законов в области кредитных отношений.

Эти основные функции кредита являются, по мнению некоторых авторов, наиболее значимыми в экономике, так как они играют главную роль. Но не менее важными являются и так называемые «производные» функции кредита: экономия издержек обращения, ускорение концентрации капитала, обслуживание товарооборота, ускорение научно-технического прогресса.[6]

Экономия издержек обращения

Практическая реализация этой функции непосредственно вытекает из экономической сущности кредита, источником которого выступают в том числе финансовые ресурсы, временно высвобождающиеся в процессе кругооборота промышленного и торгового капиталов. Временной разрыв между поступлением и расходованием денежных средств субъектов хозяйствования может определить не только избыток, но и недостаток финансовых ресурсов. Именно поэтому столь широкое распространение получили ссуды на восполнение временного недостатка собственных оборотных средств, используемые практически всеми категориями заемщиков и обеспечивающие существенное ускорение оборачиваемости капитала, а следовательно, и экономию общих издержек обращения.

Ускорение концентрации капитала

Процесс концентрации капитала является необходимым условием стабильности развития экономики и приоритетной целью любого субъекта хозяйствования. Реальную помощь в решении этой задачи оказывают заемные средства, позволяющие существенно расширить масштаб производства (или иной хозяйственной операции) и, таким образом, обеспечить дополнительную массу прибыли. Даже с учетом необходимости выделения части ее для расчета с кредитором привлечение кредитных ресурсов более оправдано, чем ориентация исключительно на собственные средства. Следует, однако, отметить, что на стадии экономического спада (и тем более в условиях перехода к рыночной экономике) дороговизна этих ресурсов не позволяет активно использовать их для решения задачи ускорения концентрации капитала в большинстве сфер хозяйственной деятельности. Тем не менее, рассматриваемая функция даже в отечественных условиях обеспечила определенный положительный эффект, позволив существенно ускорить процесс обеспечения финансовыми ресурсами отсутствующих или крайне неразвитых в период плановой экономики сфер деятельности.

Обслуживание товарооборота

В процессе реализации этой функции кредит активно воздействует на ускорение не только товарного, но и денежного обращения, вытесняя из него, в частности, наличные деньги. Вводя в сферу денежного обращения такие инструменты, как векселя, чеки, кредитные карточки и т.д., он обеспечивает замену наличных расчетов безналичными операциями, что упрощает и ускоряет механизм экономических отношений на внутреннем и международном рынках. Наиболее активную, роль в решении этой задачи играют коммерческий кредит как необходимый элемент современных отношений товарообмена.

Ускорение научно-технического прогресса

В послевоенные годы научно-технический прогресс стал определяющим фактором экономического развития любого государства и отдельного субъекта хозяйствования. Наиболее наглядно роль кредита в его ускорении может быть отслежена на примере процесса финансирования деятельности научно-технических организаций, спецификой которых всегда являлся больший, чем в других отраслях, временной разрыв между первоначальным вложением капитала и реализацией готовой продукции. Именно поэтому нормальное функционирование большинства научных центров (за исключением находящихся на бюджетном финансировании) немыслимо без использования кредитных ресурсов. Столь же необходим кредит и для осуществления инновационных процессов в форме непосредственного внедрения в производство научных разработок и технологий, затраты на которые первоначально финансируются предприятиями, в том числе и за счет целевых средне - и долгосрочных ссуд банка.

Эти «производные» функции кредита так же важны как и главные функции. Они в экономике играют далеко не последнюю роль.

Глава 2. Формы и классификация кредитования

В процессе кредитования используются различные формы кредита. В современных условиях на рынке реализуются следующие формы кредита: коммерческий, банковский, государственный, потребительский, ипотечный, межбанковский, межхозяйственный, международный и др. Они отличаются друг от друга составом участников, объектом ссуд, динамикой, величиной процента и сферой деятельности.

2.1. Формы кредита

Коммерческий кредит предоставляется в товарной форме продавцами товаров их покупателям в виде рассрочки платежа за проданные товары или предоставленные услуги. Коммерческий кредит применяется с целью ускорить реализацию товаров и оформляется в виде долгового обязательства - векселя, оплачиваемого через коммерческий банк. Объектом коммерческого кредита выступает, как правило товарный капитал, который обслуживает кругооборот промышленного капитала, движение товаров из сферы производства в сферу потребления. Особенность коммерческого кредита состоит в том, что ссудный капитал здесь сливается с промышленным. Главная цель такого кредита - ускорить процесс реализации товаров, а значит, ускорить получение заключенной в них прибыли. Важно отметить, что процент по коммерческому кредиту, входящий в цену товара и сумму векселя, как правило, ниже, чем по банковскому кредиту.

В развитых странах коммерческий кредит составляет 20—30% всех кредитных сделок. В России коммерческий кредит и учет векселей были развиты до 1917 г. и в период нэпа. Однако в ходе кредитной реформы 1930—1932 гг. коммерческий кредит (взаимное кредитование предприятиями друг друга) был ликвидирован. В то время считалось, что по мере роста общественного сектора хозяйства и разработки основ планирования экономики коммерческий кредит является тормозом на пути развития планово го народного хозяйства, поскольку практическое воздействие государства через банк на распределение кредитных ресурсов при этом ограничивалось. Коммерческий кредит не использовался в СССР до 1988 г. В настоящее время в России и других государствах бывшего СССР коммерческий кредит разрешен.

С формированием и развитием рыночной экономики использование коммерческого кредита будет расширяться. Субъектами коммерческого кредита являются предприятия, выступающие в качестве заемщика. Это значит, что специализированные кредитные учреждения (банки) в этом случае прямого участия в сделке не принимают. Однако на практике в большинстве случаев коммерческий кредит переплетается с банковским: кредитор, имея обязательства заемщика - вексель, может учесть его в банке и получить под него банковский кредит. Но этот факт не устраняет главного признака коммерческого кредита - предоставление взаймы средств одной коммерческой структуры другой.

Банковский кредит предоставляется в виде денежных ссуд коммерческими банками и другими финансовыми учреждениями (финансовыми компаниями, сберегательными кассами и др.) юридическим лицам (промышленным, транспортным, торговым компаниям), населению, государству, иностранным клиентам. Банковский кредит превосходит границы коммерческого кредита по размерам. срокам, направлениям. Он имеет более широкую сферу применения.

Классифицировать банковский кредит можно в зависимости от срока назначения (для текущей деятельности или инвестиционной) и типа получателя.

Потребительский кредит предоставляется, как правило, торговыми компаниями, банками и специализированными кредитно-финансовыми институтами для приобретения населением товаров и услуг с рассрочкой платежа. Потребительский кредит может предоставляться как в денежной, так и в товарной формах: товар приобретается в кредит или в рассрочку в розничной торговле. Денежную ссуду получают в банке с использованием средств в потребительских целях. С помощью такого кредита реализуются товары длительного пользования (автомобили, мебель, холодильники, бытовая техника). Срок кредита составляет до трех лет, процент - от 10 до 25%. Население промышленно развитых стран тратит от 10 до 20% своих ежегодных доходов на покрытие потребительского кредита. В случае неуплаты по нему имущество изымается кредиторами.

Ипотечный кредит выдается на приобретение или строительство жилья либо покупку земли. Его предоставляют банки и специализированные кредитно-финансовые институты. Кредит также выдается в рассрочку. Наиболее развит ипотечный кредит в США, Канаде, Англии. Процент по кредиту колеблется в зависимости от экономической конъюнктуры и составляет от 15 до 30% и более.

Особой формой кредита является государственный кредит, при котором заемщиком (кредитором) выступают государство или местные органы власти, а кредит приобретает вид государственного займа, реализуемого через кредитно-финансовые институты, прежде всего через Центральный банк. Этот вид кредита следует разделять на собственно государственный кредит и государственный долг. В первом случае кредитные институты государства (банки и другие кредитно-финансовые институты) кредитуют различные секторы экономики. Во втором случае государство заимствует денежные средства у банков и других финансово-кредитных институтов на рынке капиталов для финансирования бюджетного дефицита и государственного долга. При этом, кроме кредитных институтов, государственные облигации покупают население, юридические лица.

Межбанковский кредит предоставляется банками друг другу, когда у одних банков возникают свободные ресурсы, а у других их недостает. Следует отметить, что размеры кредитов одних банков (кредиторов), предоставляемых другим банкам (дебиторам), довольно существенны. Так, по данным за 1997 г., из общей суммы кредитных вложений на долю этого вида кредитов приходилось более 20%[7].

Субъектами кредитных отношений межхозяйственного кредита выступают различные предприятия и организации, дающие средства взаймы друг другу. Этот вид кредита имеет сходство с коммерческим кредитом. Однако, в отличие от коммерческого кредита, который носит в основном товарный характер, когда продаются товары с рассрочкой платежа, межхозяйственный кредит предполагает предоставление денежных средств взаймы. Такие ссуды в порядке оказания финансовой помощи могут получать предприятия при временных финансовых затруднениях от корпорации, в которую они входят, для выполнения, к примеру, совместных производственных программ.

Международный кредит охватывает экономические отношения между государством и международными экономическими организациями. Он имеет как частный, так и государственный характер, отражал движение ссудного капитала в сфере международных экономических и валютно-финансовых отношений. Международный кредит существует в форме как коммерческого так и банковского кредита.[8]

Таким образом, формы кредита тесно связаны с его структурой и в определенной степени отражают сущность кредитных отношений.

2.2. Классификации кредитов

Коммерческие банки представляют своим клиентам разнообразные виды кредитов, которые можно классифицировать по различным признакам.

Прежде всего, кредит классифицируется по основным групп заемщиков. Кредит может быть выдан хозяйству, населению, государственным органам власти.

В зависимости от назначения или направления кредит различают: потребительский, промышленный, торговый, сельскохозяйственный, инвестиционный, бюджетный.

Банковский кредит различают в зависимости от срочности кредитования.

При такой классификации выделяют краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные ссуды. Краткосрочные ссуды обслуживают текущие потребности заемщика, связанные с движением оборотного капитала. Краткосрочными ссудами считаются такие, срок возврата которых по международным стандартам не выходит за пределы одного года. Однако на практике этот срок может быть неодинаков, что определяется экономическими условиями, степенью инфляции. Так, в России 90.-х годов в силу значительных инфляционных процессов к краткосрочным ссудам часто относили ссуды со сроком до 3 - б месяцев.

Краткосрочный кредит служит одной из форм образования и движения оборотного капитала предприятий. Он содействует формированию их оборотных фондов, повышает платежеспособность и укрепляет их финансовое положение. Краткосрочный кредит предоставляется банками на образование сезонных сверхнормативных запасов товарно-материальных ценностей, на сезонные затраты, связанные с производством и заготовкой продукции, временное восполнение недостатка оборотных средств и т.д.

Что касается среднесрочных и долгосрочных кредитов, то они обслуживают долговременные потребности, обусловленные необходимостью модернизации производства, осуществления капитальных затрат по расширению производства.

Устоявшегося стандартного срока как критерия отнесения кредита к разряду среднесрочных или долгосрочных ссуд нет. В США, например, среднесрочными ссудами являются ссуды, срок погашения которых не превышает 8 лет, в Германии - до 6 лет. Нет единообразия и в размере срока по долгосрочным ссудам.

В России к среднесрочным относятся ссуды со сроком погашения от 6 до 12 меся цен, а к долгосрочным - срок оплаты которых выходил за пределы года. Деление кредитов по длительности функционирования их в хозяйстве было оправданным, поскольку в условиях обеспечения денег даже кратковременное использование денежных средств в хозяйстве заемщика могло привести к потере сохранности капитала. Сильная инфляция трансформировала представления о сроке кредитования, изменила критерии срока кредитования заемщиков.

Как правило, кредиты, формирующие оборотные фонды, являются краткосрочными, а ссуды, участвующие в расширенном воспроизводстве основных фондов, относятся к средне - и долгосрочным кредитам.

Помимо кратко -, средне - и долгосрочных ссуд существует вид кредита особой срочности - онкольный кредит (от англ. money of call - ссуда до востребования), который погашается по первому требованию. Он выдается банком брокерам, дилерам и клиентам для сверхкраткосрочных нужд и используется, как правило, при биржевых спекуляциях.

По размерам различают кредиты крупные, средние и мелкие.

По обеспечению - необеспеченные (бланковые) кредиты и обеспеченные, которые, в свою очередь, по характеру обеспечения подразделяются на залоговые, гарантированные и застрахованные.

По способу выдачи банковские ссуды разграничиваются на ссуды компенсационные и платежные. В первом случае кредит направляется на расчетный счет заемщика для возмещения последнему его собственных средств, вложенных либо в товарно-материальные ценности, либо в затраты. Во втором случае банковская ссуда направляется непосредственно на оплату расчетно-денежных документов, предъявляемых заемщику к оплате по кредитуемым мероприятиям.

По методам погашения различают банковские ссуды, погашаемые в рассрочку (частями, долями), и ссуды, погашаемые единовременно, на определенную дату.

Кредит классифицируется по видам в зависимости от платности его использования. Здесь выделяют платный и бесплатный, дорогой и дешевый кредиты. За основу такого деления берется размер процентной ставки, установленной за пользование ссудой.[9]

Глава 3. Кредитование малого предпринимательства

Одной из причин многолетней стагнации российского малого предпринимательства является отсутствие сколь-либо действенной системы кредитной поддержки МП. В 1999 - начале 2000 гг. впервые за все годы реформ сформировались наиболее благоприятные условия для развития малого предпринимательства, особенно производственной ориентации. Но именно в этот момент малый бизнес России оказался практически “отрезан” от долгосрочных кредитов по доступной ставке процента, требующихся не только для пополнения оборотных средств, но и в первую очередь для долговременных вложений в приобретение и модернизацию основных фондов.

Система кредитования малого предпринимательства ничем не выделяется на фоне крайне слабо развитой российской финансово-кредитной инфраструктуры в целом. Несмотря на то, что в названиях многих банков и специализированных фондов формально присутствуют декларации о содействии малому бизнесу, в реальности кредитованием малого предпринимательства занимается чрезвычайно ограниченное число такого рода учреждений. Их влияние на положение дел в сфере малого предпринимательства, мягко выражаясь, невелико. Конечно, нельзя связывать негативные тенденции в развитии малого бизнеса только с отсутствием у него доступа к кредитным ресурсам. Отрицательное влияние оказывают и факторы административного давления (барьеры для входа на рынок, лицензирование и т.д.), высокие налоги и многие другие причины. Однако, как мы полагаем, тесное взаимодействие с кредитными институтами - ключ к формированию современного или, как модно говорить, цивилизованного облика малого бизнеса.

3.1. Организации, осуществляющие кредитование малого предпринимательства

Банки

Можно констатировать, что в настоящее время наиболее действенным институтом кредитования МП, включая предпринимателей без образования юридического лица (ПБОЮЛ), является программа Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР). ЕБРР совместно с “донорами” - семью ведущими промышленно развитыми государствами и другими странами и организациями - выделил на эти цели 300 млн. долл., из них ЕБРР - примерно половину. Финансовые ресурсы стали основой программы ЕБРР “Фонд поддержки малого бизнеса в России” (ФПМБ).

Механизм выдачи кредитов в рамках ФПМБ выглядит так: ЕБРР в лице Фонда предоставляет долгосрочные кредиты российским коммерческим банкам, которые в соответствии с заключаемым кредитным договором обязаны использовать предоставленные им средства для кредитования МП и ПБОЮЛ. В настоящее время ФПМБ сотрудничает с пятью банками - четырьмя российскими и одним банком только с иностранным капиталом. К ним относятся: Сбербанк РФ, АБ “Нижегородский банкирский дом” (Нижний Новгород), дальневосточный банк (Владивосток), Петровский банк (Санкт-Петербург), а также Банк кредитования малого бизнеса (КМБ-Банк) с иностранным капиталом. Для данной работы они используют отделения и филиалы в 24 городах России. ФПМБ оказывает своим банкам-партнерам широкую консультационную поддержку с помощью западных и российских экспертов (главный консультант - немецкая компания IРС GmbН), предоставляет программное обеспечение, оборудование и т.п.

В соответствии с определенной ФПМБ методикой выдачи кредитов банк должен проводить анализ реального экономического положения заемщика, а не только предлагаемого им обеспечения. При этом обеспечение по кредитам должно покрывать 100% суммы кредита и проценты по нему. В качестве залога банки могут принимать не только недвижимость, драгоценные металлы, депозиты и прочее стандартное обеспечение, но также и личное имущество заемщика. В процессе всего срока кредитования заемщик постоянно контролируется прикрепленным кредитным экспертом. В число важнейших положений методики входит требование быстрой обработки кредитных заявок: с момента подачи заявки в банк до проведения анализа на месте работы потенциального заемщика должно пройти не более 3 дней. Важно и то, что при обращении за кредитом от потенциального заемщика не требуется предоставления бизнес-плана.

В настоящее время наиболее действенную работу по реализации этой программы ведет Сбербанк РФ. Так, из 34 отделений Московского банка Сбербанка РФ 15 за последние два года, непосредственно действуя в рамках программы, выдали более 2000 кредитов, из них 80% микрокредитов (до 30 тыс, долл. в рублевом эквиваленте). Кредитная политика Сбербанка предполагает, что такого рода кредиты предназначены преимущественно для пополнения оборотных средств и поэтому они выдаются не более чем на год. (Юридические лица, то есть МП как таковые, могут получать кредиты в размере до 125 тыс. долл. в рублевом эквиваленте, причем сроком на 2 года. Подобные кредиты уже могут использоваться на инвестиционные нужды.)

Ограничения на выдачу кредитов касаются лишь некоторых областей предпринимательской деятельности: игорного бизнеса; производства табачных изделий, алкогольных напитков; операций по торговле ценными бумагами. Процентную ставку льготной назвать нельзя, но тем не менее определенный спрос на такие кредиты Сбербанка все же имеется, что обусловлено относительной простотой их получения. В Московском банке Сбербанка РФ отказ получают лишь 20% обратившихся за кредитом.

КМБ-Банк создан на базе Российского банка проектного финансирования специально для реализации программы ЕБРР как банк только с иностранным участием. Основными акционерами КМБ-Банка являются ЕБРР и некоммерческая организация “Фонд экономического развития Сороса” (ФЭРС). Наряду с Москвой и Подмосковьем КМБ-Банк активно кредитует малый бизнес в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Омске, Самаре, Тольятти, Барнауле, Екатеринбурге и Томске. Максимальный размер кредита в этом банке установлен в 155 тьтс. долл. на срок в 2 года, то есть данные кредиты могут использоваться для инвестиций в оборудование при условии быстрой окупаемости инвестиционных проектов. Декларации банка о поддержке малого предпринимательства сочетаются с жесткой нацеленностью на получение максимальной прибыли. Из этого следует вывод, что кредитование российских МП при правильной организации является весьма выгодным делом хотя бы потому, что в Европе ставка процента для аналогичных кредитов ниже как минимум в полтора раза. Деятельность этого банка можно рассматривать в качестве своего рода эталонной, показывающей российским банкам как можно разумно кредитовать малый бизнес.

Среди российских банковских учреждений, реально занимающихся кредитованием малого бизнеса, можно назвать АКБ «Пробизнесбанк», но при этом количество выданных им мелких кредитов невелико, кредит выдается под стандартный процент и залог. Кредитование МП является для банка лишь вспомогательным видом деятельности. Процент отказов обратившимся за кредитом существенно больше, чем в Сбербанке. Кредитная политика банка трактует кредитование малых предприятий как перспективную сферу деятельности, которая в будущем, возможно, станет привлекательной.

Следует особо подчеркнуть, что банковское требование о залоге заведомо “отсекает” от кредита “венчурных” предпринимателей. У них, как правило, нет производственных помещений, оргтехники, нередко плохо и с личным имуществом. А ведь именно такие предприниматели больше других нуждаются в кредите. Чаще всего здесь необходимы иные - небанковские - институты кредитования малого бизнеса.[10]

Рассмотрев все приведенные варианты кредитования малого бизнеса разными банками можно сделать вывод о том, что политика банков нацелена на помощь малому предпринимательству. Об этом говорят размеры выдаваемых кредитов, сроки (хотя они и не велики, но всё же дело сдвинулось с мёртвой точки), процентные ставки и ограничения на выдачу кредитов. Плохо то, что в число их клиентов не попали «венчурные» предприниматели.

Фонды поддержки предпринимательства

Номинально действенным инфраструктурным звеном сферы кредитования (финансовой поддержки) МП должны были стать специализированные фонды поддержки малого предпринимательства. За ними законодательно закреплено право заниматься кредитной деятельностью. Так, кредитование МП осуществляет Федеральный фонд поддержки малых предприятий (ФПМП). В 1998 г. ФПМП через банки-партнеры предоставил МП около 8 тыс. кредитов на сумму около 120 млн. долл., в 1999 г. - примерно столько же, но на сумму, в два раза меньшую. В 2000 г. ФПМП вышел на докризисные объемы кредитования, что в значительной мере связывается с ростом спроса на кредиты со стороны производственных МП. Конечно, объемы кредитования МП в рамках ФПМП с учетом общего числа трудно считать весомыми, основная нагрузка здесь ложится на региональные фонды поддержки.

Существуют позитивные примеры кредитной деятельности региональных фондов поддержки малого предпринимательства. Так, в Свердловской области 15 муниципальных фондов осуществляют микрокредитование МП. Основным кредитополучателем являются МП и ПБОЮЛ, занимающиеся торговой деятельностью. Кредиты выдаются максимум на 2-3 месяца. Чаще всего заемщики их берут под оборотные средства на 1-2 недели. Оформление первого займа занимает в среднем 5 дней. Повторный кредит может быть получен в течение часа. Кредиты предоставляются без залога, при отсутствии кредитной истории заемщика, даже с пониманием того, что деятельность мелких торговцев относится к категории “непрозрачной”. Тем не менее норма возврата кредитов близка к 100%. Конечно, кредиты выдаются не всем, а только “проверенным” предпринимателям. Кроме того, используется практика “тесного контакта” с заемщиком: последний платит проценты по кредиту раз в 3-4 дня, даже если их сумма невелика. Но главное - своего рода “круговая порука” (не имущественная, а цеховая) части тех, кто занимается этим видом бизнеса в Свердловской области. Она важнее, чем формальные кредитные истории.

Уникальность свердловского опыта состоит в достаточно широком охвате МП. В большинстве же фондов кредитуются от силы несколько десятков предприятий, что, как правило, составляет доли процента от общего числа желающих получить кредит. Абсолютное большинство российских региональных фондов поддержки малого предпринимательства, привыкших к постоянной бюджетной “подпитке”, в настоящее время вообще не имеет средств на организацию кредитования в экономически значимых масштабах.[11]

Общества взаимного кредитования

Еще одной организационной формой кредитования малых пред приятий могут служить общества взаимного кредитования и взаимного страхования. Однако под их деятельность не подведен правовой фундамент, что является следствием отсутствия закона о подобного рода обществах. Проект закона “О потребительских обществах взаимного кредитования и взаимного страхования” уже не первый год блокируется сильным банковским лобби, противодействующим появлению у банков дееспособных конкурентов на кредитном рынке. В настоящее время потребительские общества взаимного кредитования и взаимного страхования (ОВК) либо вообще не регистрируются, либо регистрируются как МП или даже как подразделения общественных организаций. Для них это не столь важно, поскольку вся их деятельность полностью опирается на собственные средства, формируемые из членских и паевых взносов участников. Принцип работы ОВК аналогичен принципам работы касс “взаимопомощи” при месткомах профсоюзов на советских предприятиях. Для получения кредита в ОВК, как правило, не нужен залог, а процентная ставка только покрывает минимальные накладные расходы. Естественно, получить такие кредиты могут лишь члены ОВК.

Сейчас не так легко сформировать даже маленький коллектив предпринимателей, в котором каждый поручился бы за всех остальных. Возможность присвоения кем-либо кассы общества достаточно велика. Именно поэтому кредитные ресурсы ОВК чрезвычайно малы и призваны удовлетворять только самые острые финансовые потребности предпринимателей. Немногие ОВК официально заявили о себе. Так, в Национальную ассоциацию организаций финансовой взаимопомощи, учрежденную Гильдией купцов и промышленников России, в Москве входят только 4 таких общества. Снова приходится констатировать, что здесь имеет место феномен локального кредитования малого предпринимательства, но не более того.

Зарубежный опыт показывает, что ОВК не являются устойчивым элементом кредитной системы. Их возникновение чаще всего связано с банковскими “провалами” или просто с временным кризисным состоянием финансово-кредитной системы. При нормализации функционирования этой системы одна часть ОВК преобразуется в банки или другие кредитные учреждения, другая - просто прекращает свою деятельность. Тем не менее пока в России финансовая инфраструктура не так сильна, ОВК должны были бы играть куда более весомую роль в финансовом обеспечении малых предпринимательских структур. Кроме того, во многих случаях развитая сеть таких обществ - эффективный посредник между малыми предприятиями и банками.[12]

Общества взаимного кредитования могут играть весомую роль в кредитовании малого предпринимательства, но на данном этапе в РФ это не так. Их деятельность зависит от правовой базы, которой в РФ пока нет, и от масштабов и размеров кредитования.

Рассмотрев деятельность организаций, кредитующих малое предпринимательство, можно сделать вывод о том, что на сегодняшний день самым доступным способом получения кредита является банковское кредитование.

3.2. Формы кредитования малого предпринимательства

Гарантии и залоги

Создание системы гарантий, расширяющей возможности банковского кредитования для различных категорий российских МП, предусматривалось еще Федеральной программой поддержки малого предпринимательства 1994—1995 гг., затем программой 1996—1997 гг., но так и не получило целостного воплощения (сегодня действует лишь несколько региональных схем подобного рода). Очевидно, важнейшим вопросом, связанным с разрешением указанной проблемы, является вопрос о гаранте - “держателе риска” по кредитам для малых предприятий. Здесь возможны четыре варианта.

Первый вариант - коммерческие банки (как правило, имеющие прочные финансовые “тылы”) на свой страх и риск по своим технологиям принимают решения по кредитованию малого бизнеса. Но сегодня такие банки, скорее, - исключение, в большинстве своем кредитные учреждения не доверяют субъектам малого предпринимательства, не принимая на себя риски возможных потерь из-за невозврата кредитов.

Второй вариант - гарантии по банковским ссудам малым предприятиям обеспечивают специализированные фонды и иные институты поддержки малого бизнеса. То есть финансовые ресурсы фондов не должны непосредственно ссужаться отдельным предпринимателям, а стать обеспечением по коммерческим кредитам. Такие функции должны выполнять в первую очередь региональные фонды поддержки малого бизнеса. Однако препятствием здесь выступает скудость финансовых ресурсов последних, связанная с недостаточным бюджетным финансированием.

Третий вариант - гарантии по ссудам МП, работающим в социально значимых отраслях российской экономики или принимающих участие в выполнении государственных заказов обеспечивает государство. Этот вариант “работоспособен”, но роль его в плане поддержки сферы малого предпринимательства в целом не может быть значимой, так как рамки привлечения МП в процессе контрактации по государственным заказам очень ограничены, хотя могут и должны быть существенно расширены.

Наконец, четвертый вариант - создание коммерческих схем гарантирования кредитов для МП (продажа гарантий как форма вложения капитала в расчете на некую прибыль). Такие схемы реально “работают” в экономически развитых странах, однако в России они не применимы прежде всего из-за особо высоких рисков и низкого объема кредитования.

Развитию банковского кредитования МП препятствует также отсутствие адекватного залогового законодательства и инфраструктуры реализации залогов. При следовании действующим законодательным актам залог, как правило, реализуется не более чем за половину его действительной стоимости. Продажа залога осуществляется через систему тендеров, что и обусловливает резкое уменьшение его цены вследствие плохой организации торгов. Поэтому банки-кредиторы требуют от потенциальных заемщиков 200-процентного залогового обеспечения кредита.[13]

Брать на себя риски по кредитованию малого предпринимательства не хочет никто, поэтому здесь наблюдается стагнация, но есть и перспективы для развития. Хотя для развития тоже не созданы условия, например, отсутствие залогового законодательства и инфраструктуры реализации залогов.

Лизинг как форма кредитования малого бизнеса

Особой формой кредитования малых предприятий может стать финансовый лизинг, по сути, равносильный долгосрочному кредитованию. В результате лизинговой сделки лизингодатель приобретает у производителя права собственности на некоторый товар (оборудование) и сдает его в аренду лизингополучателю. Договор финансового лизинга заключается, как правило, на нормативный срок службы имущества, передаваемого по лизингу (с учетом норм простой или ускоренной амортизации). До истечения этого срока и завершения процесса выплат лизингодатель сохраняет за собой право собственности на объект лизинга.

В странах с развитой рыночной экономикой в настоящее время на долю операций лизинга приходится примерно до 30% всех инвестиций в основной капитал. В России доля лизинга в общем объеме инвестиций в 2000 г., по некоторым оценкам, достигала около 3 - 5%. Формально в России зарегистрировано несколько сот лизинговых компаний. При этом наблюдается огромная концентрация рынка лизинговых услуг: крупнейшие лизинговые компании, сосредоточенные в Москве, контролируют примерно 70-80% этого рынка. Действующие на российском рынке лизинговые компании “привязаны” к источникам финансирования, поэтому они являются либо дочерними компаниями банков, либо отраслевыми компаниями ( либо имеют государственную или муниципальную поддержку (“Московская лизинговая компания” - МЛК). Кстати, деятельность последней обычно приводится в качестве образца. На оборудовании, поставленном МЛК, работает значительное число московских МП, производящих продукты питания, строительные материалы, полиграфическую продукцию, оказывающих медицинские, фотографические и другие услуги. Сроки контрактов финансового лизинга в МЛК составляют до 2 - 3 лет.

Защита лизинговой сделки включает страховой залоговый платеж, осуществляемый самой компанией, страхование оборудования, залог имущества, в том числе недвижимости. Кроме того, ежемесячные арендные платежи позволяют контролировать финансовое состояние лизингополучателя. В договоре лизинга предусматриваются условия, по которым лизингодатель может вступить во владение имуществом при невыполнении лизингополучателем соответствующих обязательств в течение определенного времени.

Опыт МЛК свидетельствует о высокой эффективности лизинга как механизма финансовой поддержки МП. Он получил развитие в новой Программе развития и поддержки малого предпринимательства г. Москвы на 2001 - 2003 гг. Лизинг станет дешевле, структура потенциальных объектов лизинга расширится, будет развиваться практика “пакетных услуг”, когда получение услуг по лизингу будет сопровождаться предоставлением на той или иной основе производственных помещений, обучением и технической поддержкой и пр. Но опыт МЛК, несомненно, уникален и не может получить широкого распространения, поскольку он основывается на развитой организационной инфраструктуре поддержки малого предпринимательства в Москве. Если бы инфраструктура такого уровня имелась в других российских регионах, распространенность и доступность лизинговых услуг для малого бизнеса были бы намного больше.

Важным аспектом правового регулирования лизинговых отношений является юридическое закрепление различного рода льгот, которыми пользуются участники этих отношений. Среди них - право ускоренной амортизации имущества, полученного по лизингу (до трехкратного увеличения годовых амортизационных списаний по активной части основных фондов), что позволяет ограничить срок договора лизинга 2 - 3 годами. Региональные налоговые льготы, как правило, относятся к лизингу определенных видов имущества, в частности, оборудования для АПК.

Таким образом, именно лизинг может стать наиболее эффективным способом расширения кредитования малого предпринимательства. Тем более он способствует развитию производственного малого бизнеса. Однако широкое распространение лизинга тормозится ограниченностью финансовых ресурсов лизинговых компаний. Какой путь можно предложить для решения этой проблемы?

Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства по инициативе программы ТАСIS разработал несколько вариантов проекта, включающего формирование системы кредитных гарантий и развитие лизинговой формы инвестирования в малый бизнес. Проблема дефицита кредитных ресурсов на российском рынке лизинговых услуг решается с помощью привлечения финансовых средств с западных кредитных рынков. Разумеется, каждый отдельный инвестиционный проект российского малого бизнеса, даже самый многообещающий, чрезмерно мал и рискован для европейских кредиторов. Преимущество предлагаемой системы кредитования состоит в том, что она позволяет создать институционально-финансовую схему, превращающую совокупность малых российских инвестиционных запросов в один большой европейский инвестиционный проект.

В результате реализации данного проекта дополнительный стимул развития получит региональная структура поддержки малого предпринимательства, прежде всего в виде гарантийных агентств, специализирующихся на работе с малым бизнесом лизинговых компаний. В региональное звено российской экономики начнут регулярно поступать западные кредитные ресурсы. Структура проекта предполагает высокую степень защиты всех инвестированных капиталов и “справедливое” распределение рисков среди всех участников проекта, в том числе и западных инвесторов. Участие региональных властей в реализации проекта способно придать поддержке малого бизнеса действительно целостный или, как говорят специалисты, “пакетный” характер.

Важной компонентой работы по реализации данного проекта должна стать маркетинговая поддержка. Региональные институты поддержки малого бизнеса, положительно относясь к участию в схеме лизинговой поддержки малых предприятий, имели весьма ограниченные представления о том, каков потенциальный спрос (по объему и структуре) на данный вид лизинговых услуг, каковы приемлемые условия лизинга, какие дополнительные факторы требуются для реализации инвестиционных проектов, в чем различие в спросе на лизинговые услуги со стороны “стартовых” и действующих малых предприятий и пр. Поэтому необходимы специальные исследования, прогнозирующие потребности российского малого бизнеса в лизинговых услугах и уточняющие место лизинга в общей системе мер по совершенствованию финансовой поддержки малого предпринимательства как важнейшего слагаемого современной рыночной экономики.[14]

Лизинг – хорошая форма кредитования малого предпринимательства, но пока она развита только в Москве. Если бы такая система существовала бы и в регионах, то распространенность и доступность лизинговых услуг для малого бизнеса были бы намного больше. Но даже в Москве есть проблемы – это ограниченность финансовых ресурсов лизинговых компаний. Положительным аспектом является то, что за участниками лизинговых отношений юридически закреплены различные льготы.

3.3. Поддержка малого предпринимательства со стороны банков

На начало 2002 г. в России действовало около 880 тыс. малых предприятий. В расчете на 1000 человек населения страны приходится в среднем лишь 6 малых предприятий, тогда как в развитых странах Запада не менее 30. Численность занятых на малых предприятиях составила 7,6 млн. человек, а с учетом индивидуальных предпринимателей – 11,6 млн. человек. Не смотря на наметившуюся тенденцию роста производства, их вклад в ВВП не превышает 12%. Сложившаяся отраслевая структура по числу занятых показывает, что малое предпринимательство (МП) развивается преимущественно в сфере торговли и общественного питания (32,4% от общего числа работников всех малых предприятий), в промышленности и строительстве, соответственно, 15,3 и 14,4%, в предприятиях инновационного малого предпринимательства – 2,5%. Распределение малых предприятий и численность работающих в них по России крайне неравномерны. (Таблица 1)



 
Таблица 1 - Распределение малых предприятий и численность работающих в них по России

Федеральный округ РФ

Численность малых предприятий (тыс.)

Среднесписочная численность работающих (тыс. чел.)

Центральный

308,2

2394,6

Северо-Западный

156,3

1028,0

Южный

82,2

660,3

Приволжский

131,4

1038,2

Уральский

56,2

424,4

Сибирский

103,8

752,3

Дальневосточный

41,2

298,0

Итого по РФ

879,3

6596,8

Примечание - Малое предпринимательство нуждается в поддержке // Банковское дело. 2002 г. №6. – с.15.

Больше всего предприятий МП приходится на Центральный ФО (35%), но в самом округе еще большая дифференциация таких предприятий по областям. Если в Смоленской, Орловской, Курской областях их насчитывается соответственно, 2,5 тыс., 2,6 тыс. и 2,8 тыс., то в Москве 180 тыс., в Московской области 46 тыс. предприятий малого предпринимательства.

За последние 10 лет в России так и не сложилось более-менее стройной и отлаженной кредитно-финансовой системы поддержки малого предпринимательства.

Существующая точка зрения о том, что банки не заинтересованы в кредитовании малого бизнеса, опровергается существующей практикой. Средние и небольшие банки кредитуют сейчас в основном малое предпринимательство. Ассоциация региональных банков России при участии Института социально-экономического анализа и развития предпринимательства провела обследование банков по вопросу кредитования малых предприятий. Так, у 46% банков имеется собственная кредитная политика по отношению к МП. За 2001 г. доля кредитов, выданных МП и предпринимателям без образования юридического лица (ПБОЮЛ), увеличилась у 83% банков и только у 17% кредитных организаций. Эта доля не изменилась или уменьшилась. Внешние заимствования малые предприятия осуществляют в основном в региональных банках. Структура заимствований МП в 2002 г. в региональных банках РФ выглядит следующим образом. (Таблица 2)

Таблица 2 - Структура заимствований малых предприятий в 2002 г. в региональных банках

приобретение сырья и материалов

86%

переоборудование производства

77,3%

расширение производства

77,3%

погашение задолженности

перед поставщиками

45,5%

36,4%

НИОКР

22,7%

Примечание - Малое предпринимательство нуждается в поддержке // Банковское дело. 2002 г. №6. – с.16.

Абсолютное большинство малых и средних региональных банков в своей ресурсной базе на 1 января 2002 г. имеет удельный вес кредитов на развитие среднего и малого предпринимательства свыше 90%, в том числе малого бизнеса – более 45%. И все же инвестиционно-кредитное сотрудничество региональных банков и предприятий малого бизнеса не является в должной мере эффективным и прочным. Этому мешают общая экономическая ситуация в стране, не четко обозначенная государственная политика в развитии малого предпринимательства, малая капитализация коммерческих баков. Сдерживающим фактором развития предприятий МП остается и отсутствие информационной базы по кредитным историям заемщиков.

В настоящее время, региональные банки стремятся обеспечить финансирование МП на более полный производственный цикл. Фактическая структура кредитного портфеля банков по срокам кредитования МП на 01.08.2001 г. следующая:

до 3-х месяцев                                              - 18,6%;

от 3-х месяцев до 1 года                              - 48,5%;

от 1 года кредитная линия

(реально выделенные средства)                - 9,6%;

овердрафт                                                       -7,0%.

Примечание - Малое предпринимательство нуждается в поддержке // Банковское дело. 2002 г. №6. – с.16.

Для данного периода развития МП характерен более высокий удельный вес малых предприятий, занятых в торговле и общественном питании, затем промышленности, строительстве и в транспорте. Этой ориентации соответствует и структура кредитного портфеля региональных банков для МП:

торговля и общепит                                 -  62,8%;

промышленность                                      - 17,3%;

строительство                                            -   4,0%;

транспорт                                                   -   4,0%;

другие отрасли                                          -  12,1%.

Примечание - Малое предпринимательство нуждается в поддержке // Банковское дело. 2002 г. №6. – с.16.   

Такая структура кредитного портфеля объясняется не только незрелостью, ненадежностью предприятий малого бизнеса, но и слабо разработанной законодательной базой деятельности как банков и малого предпринимательства, так и отсутствием правовых гарантий возврата кредита.

Субъекты МП в большинстве обслуживаются в региональных средних и малых банках и составляют костяк клиентской базы. Однако при кредитовании банки сталкиваются с рядом проблем, существование которых не дает в полной мере оказывать финансовую поддержку субъектам МП. Большая часть предприятий применяет упрощенную систему учета, отчетности и налогообложения, в результате чего невозможно полностью проанализировать финансово-хозяйственную деятельность и стоимость имеющегося имущества. В этой связи необходимо, скорейшее принятие закона, регламентирующего создание кредитных бюро и их деятельность по формированию информационной базы кредитных историй заемщиков как на федеральном, так и на межрегиональном и региональном уровнях.

Также у большинства предприятий малого бизнеса, отсутствуют собственные средства, необходимые в качестве залога. В связи с этим у банков нет надежной гарантии возврата кредитов. Кроме этого, согласно Инструкции ЦБ РФ № 62 ''О порядке формирования и использования резерва возможные на потери по ссудам'', кредиты из-за этих факторов должны относиться к более высокой группе риска с созданием резерва на возможные потери от 20 до 100% от суммы кредита, что ухудшает финансовые показатели банка. В итоге существующая в России система предоставления гарантий изначально направлена на оказание поддержки тем предприятиям, которые могут предоставить необходимое залоговое обеспечение, а для большинства МП это является недоступным. В то же время поручительство, не являющееся формой обеспечения, дает более широкие возможности для погашения долга, чем залог, так как поручитель отвечает перед банком всем своим имуществом, а не только заложенным.

Для решения этой задачи, по мнению Совета Ассоциации региональных банков России, необходимо, прежде всего, создать систему гарантий банковских кредитных вложений: федеральный центр и местные органы власти формируют целевой гарантийный фонд за счет средств бюджета для обеспечения вложения банков с пределом гарантий на один бизнес-проект.

Второй важной задачей является создание условий удешевления самих кредитов для МП.

Третьим направлением в создании кредитно-финансового механизма МП должно стать развитие негосударственных небанковских организаций, которые должны осуществлять микрофинансирование. Они должны осуществлять поддержку субъектов малого предпринимательства, с помощью предоставления им небольших средств на короткий срок. Деятельность таких кредитных организаций может находиться под патронажем региональных коммерческих банков. В этом случае кредиты банков будут направлены на пополнение фондов кредитования кредитных организаций (кооперативов).[15]

Заключение

Нынешняя структура кредитной системы РФ приближается к модели кредитной системы промышленно развитых стран.

Рассмотрев все действующие способы кредитования можно сделать выводы.

В России слабо развиты небанковские кредитные учреждения, вследствие этого существует так называемая монополия банков на кредиты.

Осуществляя кредитование на условиях срочности, возвратности платности и под обеспечение, регламентируя отношения кредитора и заемщика посредством кредитного договора (соглашения), банки и кредитные организации стремятся предоставлять ссуды надежным клиентам, чтобы исключить риск не погашения, обеспечить своевременный возврат выданных средств.

Предоставить малым предприятиям и предпринимателям надежный и стабильный источник финансирования для развития бизнеса призвана программа микрокредитования. Особое внимание здесь уделяется предприятиям, которые до настоящего времени не имели доступа к банковским услугам, и в особенности, к кредитованию. В условиях продолжающегося кризиса платежей, простоя предприятий, хронической задолженности государства по заработной плате малые предприятия возникли там, где возможности крупного бизнеса оказались ограниченными. Они могут сыграть незаменимую роль в развитии научно-технического прогресса: стремление выстоять в конкурентной борьбе подталкивает их к активному использованию патентов, лицензий, внедрению новых технологических разработок. Задача кредитных организаций – предоставить малым предприятиям кредит для пополнения их оборотных и основных средств.

Следует отметить, что в некоторых случаях под кредитование не подведён правовой фундамент, что является более сложной проблемой, чем какие бы то ни были. Так же сдерживающим фактором развития предприятий малого бизнеса остается и отсутствие информационной базы по кредитным историям заемщиков.

Возможные пути решения этих проблем видится в разработке нормативно-правовой базы, привлечении финансовых ресурсов с западных рынков и создание системы залогового обеспечения.

Но можно и выделить положительные моменты – это возможность дальнейшего развития лизинга, развитие обществ взаимного кредитования, системы залогового обеспечения, возможность привлечения ресурсов с западного кредитного рынка.

Устойчивость кредитной системы Российской Федерации и рост ее качественных показателей должны является приоритетными целями для нашего государства, так как без четко отлаженного механизма кредитования невозможно устойчивое развитие экономики страны.

Литература

1.   Абрамова Л.А., Александрова Л.С. Финансы, денежное обращение и кредит. – М.: ИНФРА М, 1996.

2.   Антонов Н.Г., Пессель М.А. Денежное обращение, кредит и банки. – М.: Финстатинформ, 1997. – 272 с.

3.   Афанасьева О.Н. Тенденции развития и направления совершенствования краткосрочного кредитования предприятий // Банковское дело - 2002. - №6. - С 9–13.

4.   Балабанов А.И., Балабанов И.Т. Финансы. – СПб.: Питер, 2000. – 192 с.

5.   Бухвадьд Е.Б., Виленский А. Кредитование малого предпринимательства // Вопросы экономики -2001. - № 4. – С 92 – 99.

6.   Глазьев С. Критические замечания по фундаментальным вопросам денежной политики // Вопросы экономики - 1999. - №2. – с. 49-51.

7.   Денежное обращение, финансы и кредит: Уч. Пособие / Под ред. А.А. Земцова. – Томск: Изд-во НТЛ, 2003.- 512 с.

8.   Дробозина Л. А., Окунева Л. П., Андрисова Л. Д. и др. Финансы, денежное обращение и кредит. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2000. – 528 с.

9.   Едронова В.Н., Хасянова С.Ю. Пути совершенствования кредитной политики //Финансы и кредит - 2002. - №4. - С 2-8.

10.  Едронова В.Н., Хасянова С.Ю. Стратегия и тактика коммерческих банков в области кредитования // Финансы и кредит - 2002. - №3. с. 2 – 8.

11.  Жуков Е.Ф., Л.М. Максимова А.В. и др. Деньги. Кредит. Банки: учебник для вузов / Под ред. Жукова Е.Ф. М.: Банки и биржи – ЮНИТИ, 2003. – 600 с.

12.  Лаврушин О. И. Кредит. / Российская банковская энциклопедия / Под ред. Лаврушина О.И. Москва,1996.

13.  Лаврушин О.И. Центральный банк в условиях рыночной экономики //Банковское дело - 2002. - №5. – С 2 – 5.

14.  Общая теория денег и кредита./Под ред. Жукова Е. Ф. - Москва: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.

15.  Российская банковская энциклопедия / Гл. ред. О. И. Лаврушин. – М.: Финансы и статистика, 1995. – 218 с.

16.  Совет Ассоциации региональных банков России. Малое предпринимательство нуждается в поддержке // Банковское дело - 2002. - №6. – с.14 – 17.

17.  Финансы России. Статистический сборник. М.: Госкомстат России, 1998. – 208 с.

18.  Финансы, денежное обращение и кредит. Учебник / Под ред. В.К. Сенчагова, А.И. Архипова. – М.: Проспект, 2002. – 496 с.

19.  Финансы, деньги, кредит: Учебник / С.И. Долгов, С.А. Бартенев, А.В. Беликова и др. / Под ред. О.В. Соколовой. – М.: Юристъ, 2000. 783 с.

20.  Экономика: Учебник / Под ред. А.С. Булатова. 3-е изд., перераб. и доп. – М.: изд-во БЕК, 2001. – 894 с.


[1] Экономика: Учебник / Под ред. А.С. Булатова. 3-е изд., перераб. и доп. – М.: изд-во БЕК, 2001. – 894 с.

[2] Российская банковская энциклопедия / Гл. ред. О. И. Лаврушин. – М.: Финансы и статистика, 1995. – 218 с.

[3] Денежное обращение, финансы и кредит: Уч. Пособие / Под ред. А.А. Земцова. – Томск: Изд-во НТЛ, 2003.- 512 с.

[4] Дробозина Л. А., Окунева Л. П., Андрисова Л. Д. и др. Финансы, денежное обращение и кредит. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2000.

[5] Финансы, денежное обращение и кредит. Учебник / Под ред. В.К. Сенчагова, А.И. Архипова. – М.: Проспект, 2002. – 496 с.

[6] Экономика: Учебник / Под ред. А.С. Булатова. 3-е изд., перераб. и доп. – М.: изд-во БЕК, 2001. – 894 с.

[7] Финансы России. Статистический сборник. М.: Госкомстат России, 1998. – 208 с.

[8] Финансы, денежное обращение и кредит. Учебник / Под ред. В.К. Сенчагова, А.И. Архипова. – М.: Проспект, 2002. – 496 с.

[9] Финансы, денежное обращение и кредит. Учебник / Под ред. В.К. Сенчагова, А.И. Архипова. – М.: Проспект, 2002. – 496 с.

[10] Бухвадьд Е.Б., Виленский А. Кредитование малого предпринимательства // Вопросы экономики -2001. - № 4. – С 92 – 99.

[11] Бухвадьд Е.Б., Виленский А. Кредитование малого предпринимательства // Вопросы экономики -2001. - № 4. – С 92 – 99.

[12] Бухвадьд Е.Б., Виленский А. Кредитование малого предпринимательства // Вопросы экономики -2001. - № 4. – С 92 – 99.

[13] Бухвадьд Е.Б., Виленский А. Кредитование малого предпринимательства // Вопросы экономики -2001. - № 4. – С 92 – 99.

[14] Бухвадьд Е.Б., Виленский А. Кредитование малого предпринимательства // Вопросы экономики -2001. - № 4. – С 92 – 99.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!