Государственный аппарат в унитарном и федеративном государстве. Соотношение типа и формы государства
КОНТРОЛЬНАЯ
РАБОТА
по курсу
«Теория государства и права»
Вопрос 1.
Государственный аппарат в унитарном и федеративном государстве
Говоря о принципах формирования и
деятельности государственного аппарата, следует вести речь о них применительно
ко всей системе органов государства. К таким принципам в литературе относят:
принцип приоритета прав человека;
принцип законности и
конституционности в организации и деятельности государственного аппарата;
принцип демократизма, который выражается,
прежде всего, в широком участии граждан в формировании и организации деятельности
государственных органов;
принцип профессионализма
государственных служащих, включающий требование профессиональной этики;
принцип гласности, обеспечивающий
информированность населения о происходящих государственно-правовых процессах;
принцип иерархичности в построении и
принцип субординации в деятельности государственного аппарата, выражающиеся в
подчиненности и подотчетности нижестоящего органа вышестоящему;
принцип координации в деятельности
государственных органов, выражающийся в их взаимодействии «по горизонтали»;
принцип сочетания коллегиальности и
единоначалия,
принцип сочетания выборности и
назначаемости при формировании государственного аппарата.
Унитарному государственному
устройству свойственны следующие черты:
единый властный «центр» – единая,
общая для всей страны система высших и центральных органов государственной
власти (один парламент, одно правительство, один верховный суд);
одноканальная система налогов;
территориальные элементы унитарного
государства (области, департаменты, округа, графства и т. п.) не обладают
государственным суверенитетом, не имеют никаких атрибутов государственности.
Для федерации характерно следующее:
двухуровневая система органов
государственной власти:
а) субъекты федерации имеют свои
законодательные, исполнительные и судебные органы, обладают правом принятия
собственной конституции;
компетенция между федерацией и ее
субъектами разграничивается союзной (федеральной) конституцией или федеральным
договором;
существование федеральной системы
законодательства и законодательных систем субъектов федерации при наличии
принципа верховенства общефедерального закона;
двухпалатное строение
парламента, при котором одна из палат (как правило, верхняя).
Вопрос 2.
Соотношение типа и формы государства
В отечественном
государствоведении политический режим нередко рассматривается в качестве еще
одной – после формы правления и формы государственного устройства – характеристики
государства, раскрывающей совокупность методов осуществления государственной
власти. Однако такой подход оставляет без внимания динамику взаимодействия
государства с другими компонентами политической системы и гражданским
обществом, которая определяет меру и механизмы реализации демократических прав
и свобод.
Понятие политического режима, получив
распространение в западноевропейской обществоведческой литературе на рубеже XIX
и XX веков, в течение долгого времени продолжает оставаться объектом теоретических
споров. Широко известна, например, его трактовка в качестве характеристики
государственной власти по формальному источнику – верховенству политической
воли либо индивидуально определенного физического лица, либо «элитарной»,
«аристократической» социальной группы, либо большинства населения. Подобное
понимание восходит к традиции, заложенной «Политикой» Аристотеля,
однако сегодня на практике оно оказывается малопродуктивным, поскольку приводит
к фактическому отождествлению того или иного типа политического режима с
конкретной формой правления. В действительности же далеко не всегда монархия
является символом сохранения автократических или тоталитарных традиций, а
провозглашение республики – обязательным условием демократических преобразований.
Так, в некоторых государствах с республиканской формой правления политический
режим выступает как авторитарный или даже тяготеющий к тоталитаризму (Пакистан,
Иран). В то же время применительно к ныне существующим в Западной Европе
типичным конституционным монархиям (Бельгия, Великобритания, Норвегия, Швеция и
др.) при анализе и описании принципов осуществления политической власти, реализации
прав и свобод граждан можно говорить о демократическом режиме.
Вопрос 3.
Определение права и его признаки
К признакам права можно отнести
следующие:
1. Право – это явление общественное.
Оно возникает как продукт общества на определенной ступени его развития.
2. Право есть регулятор социально
значимого поведения человека, разновидность социальных норм. Оно имеет дело с социальной
сферой, которая включает в себя:
а) людей;
б) отношения между людьми
(общественные отношения);
в) поведение субъектов общественных
отношений.
3. Содержание права определяется
потребностями общественного развития, интересами участников общественного
процесса, отраженными в общественном сознании.
4. Право по своей природе (сущности)
есть средство (инструмент, форма) социального компромисса в масштабе общества,
установления баланса социальных интересов, справедливого распределения благ,
мера социальной свободы индивида.
5. Через механизмы общественного
сознания и коллективной воли реальный баланс интересов в зависимости от
расстановки политических сил более или менее адекватно отражается в формальных
источниках права, что означает приближение права к своему идеалу или
отступление от него, от своей сущности.
6. Право как разновидность социальных
норм обладает качеством нормативности; оно действует как типовой регулятор,
адресаты которого определены не конкретно, поименно, а общими признаками
(возраст, вменяемость, общие признаки юридического лица и т. п.).
7. Действие права основано на
принципе применения равных мер к участникам общественных отношений независимо
от их индивидуальных особенностей (физической силы, умственных способностей,
социального положения и т. п.), то есть к фактически неравным субъектам
(принцип формального равенства).
8. Нормы права должны быть
объективированы вовне, закреплены в определенных официальных формах (источниках
права в формальном смысле): нормативно-правовых актах, правовых обычаях,
юридических прецедентах и др.
9. С точки зрения внутренней
организации право есть система (целостность), состоящая из элементов, связанных
целесообразными отношениями (структурой) и взаимодействующих друг с другом.
11. Праву присуща процедурность.
Процедуру как детально регламентированный порядок, последовательность в
осуществлении тех или иных действий в какой-то мере используют все социальные
регуляторы.
12. Право действует как
интеллектуально-волевой регулятор поведения. Право имеет не только
специально-юридический, сугубо правовой механизм действия, но и психологический
механизм: оно не может регулировать поведения иначе как через сознание и волю
людей. В определенном аспекте право можно рассматривать как информационную
систему, содержащую информацию властного характера, которая, будучи осознана,
детерминирует волю и поведение субъектов.
13. Право тесно связано с
государством. Государство выявляет правовые притязания общества и оформляет их
в процессе издания нормативно-правовых актов (а также путем делегирования
полномочий на издание нормативно-правовых актов, санкционирования устоявшихся
обычаев, создания юридических прецедентов), то есть «возводит в закон». Оно
также осуществляет контроль за осуществлением юридических предписаний и в
необходимых случаях обеспечивает их властную реализацию.
14. Право охраняется государственным
принуждением. Никакие другие социальные нормы не обеспечены возможностью
государственно-принудительной реализации (речь может идти лишь об их поддержке
со стороны государства).
15. Признанием необходимости государственной
охраны права в понятие права вводится понятие правонарушения: право для того и
нужно, чтобы пресекать отклонения от наиболее важных с общественной точки
зрения вариантов поведения. То есть в качестве признака права можно назвать то,
что оно всегда имеет дело с отклоняющимся от нормы поведением.
Определений права существует
множество. С учетом названных признаков можно сказать, что право есть
оформленная в официальных источниках и гарантированная государством единая в
масштабе общества нормативная система, призванная регулировать социально
значимое поведение участников общественного процесса на основе баланса
интересов, согласования воль и правовых притязаний всех слоев общества.
Вопрос 4.
Естественное и позитивное право
Профессор В.А. Туманов выделяет три
типа правопонимания. Он отмечает, что достаточно условно основные направления и
школы могут быть разбиты на три вида (или группы) в зависимости от того, что
является для них исходным в подходе к праву и что соответственно влияет на
понимание права.
Для школ, относящихся к первому типу
правопонимания, исходным является то положение, что «человек есть мера всех
вещей», а право является (или должно быть) отражением разумных, правильных
идей, свойств, интересов и представлений человека. К этому направлению (которое
объединяют под названием «философия права») относится концепция естественного
права.
Для второй группы исходным началом
является государство. Право для этих школ – продукт государственной воли,
суверенной власти, которая таким образом устанавливает необходимый и
обязательный порядок отношений в обществе. Это так называемая позитивистская
юриспруденция, которая в лице своих наиболее крайних школ требует принимать
действующее право таковым, как оно есть, а не должно быть, то есть право отождествляется
с писаным законом.
Третья группа школ отталкивается от
понятий общества, реальной жизни. Для них более важным, чем «право в книгах»,
представляется «право в жизни», то есть практика правового регулирования. Эти
школы относят себя к «социологии права» (или «социологической юриспруденции»),
и их представители уделяют особое внимание конкретным правовым отношениям,
массовому правосознанию и т. п.
Профессор В.А. Туманов замечает, что
в настоящее время можно говорить об известной интеграции этих направлений: их
сближает общее признание основных принципов правовой государственности. Хотя в
прошлом взаимоотношения этих направлений носили характер противоборства. Так,
позитивистская доктрина, к примеру, формировалась как отрицание естественного
права – важнейшего понятия философии права.
Список
литературы
1. Конституция РФ.
2. Алексеев С.С. Государство и
право. Начальный курс. М.: Юридическая литература, 2004.
3. Законность в Российской
Федерации. Сборник статей. М, 2006.
4. Клочков В.В. Требования законности:
понятие, виды, генезис.//Конституционная законность и прокурорский надзор. М.,
2006.
5. Кудрявцев В.Н. Право как
элемент культуры. Право и Власть. М., 2006.
6. Лазарев В.В. и др. Общая
теория права и государства. М., 2004.
7. Матузов Н.И. Право и личность.
Общая теория права. Н. Новгород, 2003.