Государственная поддержка создания организационно-правовых структур по поддержке творческих индустрий
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА СОЗДАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫХ
СТРУКТУР ПО ПОДДЕРЖКЕ ТВОРЧЕСКИХ ИНДУСТРИЙ
Оглавление
Введение
Взаимодействие
государства и культуры
Проблемы
продвижения творческих индустрий
Роль
государства в поддержке культуры: новый взгляд на проблему
Дополнительные
ресурсы развития творческих организаций
Создание
российского Координационного совета по развитию творческих индустрий
Заключение
Литература
В последнее десятилетие в
мировой теории и практике сложилась принципиально новая концепция общественного
развития, основанная на понимании творчества как ведущего фактора развития
постиндустриальной экономики.
Творческие индустрии формируют
сектор экономики, который специализируется на производстве и распространении
знаний и информации. К их числу относятся как новые высокотехнологичные
отрасли, так и традиционные отрасли культуры.
На этом определении основана
методика развития творческих индустрий, ставшая с 1998 года приоритетом
государственной политики в Великобритании и широко распространяемая в других
странах мира. При этом в число культурных индустрий включают широкий спектр
областей, имеющих творческую природу: от традиционных искусств, ремесел, музыки
и театра до дизайна, моды, создания видео-, аудио- и мультимедиа-продукции.
Развитие творческих отраслей
экономики актуально и для России. Это эффективное антикризисное средство. Кроме
того, они открывают новые возможности экономического роста и повышают конкурентоспособность
страны. В отличие от традиционных сырьевых и производственных отраслей,
успешное развитие которых характерно, скорее, для стран "третьего мира",
творческие индустрии могут способствовать интеграции России в мировую экономику
в роли современной постиндустриальной державы [8].
В то же время, будучи
инновационным направлением для России, продвижение творческих индустрий
сопряжено с рядом проблем и дефицитов. Не хватает, прежде всего:
понимания значимости творческих
индустрий для развития культуры и экономики страны;
теоретической базы - тема
творческих индустрий никогда ранее не звучала и не освещалась в работах по
современной культуре и менеджменту;
законодательной базы, правовых,
финансовых и налоговых механизмов поддержки и развития творческих индустрий;
профессионалов-практиков в сфере
творческих индустрий (заметим, что многие предприятия, которые успешно работают
в России, относятся именно к этой сфере, но менеджеры и владельцы не осознают
специфику их работы, их возможную роль и место в развитии экономики);
экспертов-консультантов по
вопросам как собственно культуры, так и налогообложения, права, финансов и
менеджмента такого рода предприятий.
Исходя из вышесказанного, целью
нашей работы является рассмотрение роли государства в создании
организационно-правовых структур по поддержке творческих индустрий.
90-е годы ушедшего века прошли
под знаком борьбы отечественной культуры за выживание. Испытывая объективные
финансовые трудности переходного периода, государство перестало быть
единственным заказчиком и меценатом отечественных творцов. Появились различные
формы государственной поддержки искусства, начали развиваться рыночные
механизмы, появляться новые "действующие лица", которые брали на себя
часть функций, ранее принадлежавших государству.
В качестве некоторых тенденций
последнего десятилетия можно отметить следующие.
Возникли новые категории
заказчиков творческой продукции - общественные и благотворительные фонды,
корпоративные структуры, спонсоры и меценаты, причем некоторые из них
одновременно выступают в роли эксклюзивных потребителей заказанной продукции. В
сфере литературы и искусства с каждым годом появляется и действует все больше
независимых компаний, занятых производством, распространением и реализацией
продукции и услуг творческого свойства - частных издательств, литературных и
концертных агентств, продюсерских компаний и проч. На рынке печатной продукции,
а также в шоу-бизнесе они сегодня занимают доминирующее положение, в других
областях искусства - кинематографе, театральной сфере, академической музыке - начинают
составлять серьезную конкуренцию государственным организациям. Кроме того, всё
большее влияние на творческий процесс начинают оказывать потребители (читатели,
зрители, коллекционеры произведений искусства), которые своими эстетическими
вкусами и платежеспособным спросом во многом определяют объем и структуру
предложения на рынке художественных товаров и услуг.
Сегодня в обществе зреет
понимание, что переходный период заканчивается. Очевидно, что новые реалии - обретение
свободы творчества, перемены в хозяйственном укладе страны, изменение роли
государства в экономической и общественной жизни - требуют и новых отношений
между художником и государством [10].
Трудности переходного периода
заставили искать новые формы государственной поддержки искусства. Так,
например, в рамках Федеральной целевой программы "Культура России" за
счет средств федерального бюджета осуществляется целевая адресная поддержка как
конкретных организаций и объектов культуры, так и различных творческих проектов
и мероприятий. Однако, несмотря на предпринимаемые меры, серьезных изменений во
взаимоотношениях между государством и творческой сферой пока не произошло. В
сфере искусства преимущественно используются старые управленческие схемы,
сконструированные и достаточно успешно "работавшие" в советский
период, но непригодные для нынешних условий. Эти схемы в значительной степени
сковывают возможность творческого маневра художника, приводят к неэффективному
использованию бюджетных средств, выделяемых на культуру [10].
Официальное определение
творческих индустрий, принятое департаментом культуры, СМИ и спорта
правительства Великобритании, звучит так: это "…деятельность, в основе
которой лежит индивидуальное творческое начало, навык или талант, и которая
может создавать добавленную стоимость и рабочие места путем производства и
эксплуатации интеллектуальной собственности" [7].
Не ограничиваясь одним
определением, департамент предлагает также перечень конкретных видов
деятельности, из которых складывается творческий сектор экономики. В этот
список входят: реклама, архитектура, художественный и антикварный рынок,
ремесла, дизайн, мода, производство кино - и видеопродукции, программирование,
в том числе создание развлекательных интерактивных программ и компьютерных игр,
музыка, исполнительские искусства, издательское дело, теле-, радио - и
интернет-вещание.
Любопытно, что все перечисленные
виды деятельности существовали задолго до того, как их объединили в понятие
творческих индустрий. Следовательно, смысл концепции творческой экономики в
том, чтобы взглянуть по-новому на хорошо знакомые вещи. Обобщая, можно сказать,
что для развития этого сектора нужны творчески мыслящие, художественно
одаренные люди, создающие в союзе с менеджерами и технологами рыночные
продукты, экономическая ценность которых заключена в их культурных (или "интеллектуальных")
свойствах [7].
Проведение семинаров показало,
что бизнес-планирование в области культурного предпринимательства - новое и
сложное дело, причем не только для участников, но и для экспертов программы. Проблемы
были связаны, прежде всего, с отсутствием механизмов функционирования такого
рода предприятий в существующем финансовом и правовом поле:
дефицит инвесторов вынуждал
участников обращаться к ресурсам государства и муниципалитетов, что создавало
сложности в использовании этих средств на коммерческие цели;
отсутствие в российском
законодательстве механизмов поддержки творческих индустрий затрудняло выбор
организационно-правовой формы будущих предприятий;
сочетание коммерческой и
некоммерческой составляющих в деятельности будущих предприятий создавало
проблемы ведения бухгалтерского учета, вызывало большое количество вопросов по
налогообложению.
Большой проблемой для создания
предприятий стало отсутствие необходимых знаний и навыков у авторов проектов, а
также дефицит квалифицированных бухгалтеров и финансовых специалистов в штате
предприятий. Многие авторы проектов не имели даже общего представления о том,
как функционирует организация с точки зрения налогообложения, бухучета, права и
как могут рационально распределяться финансовые потоки.
Но главное, работники культуры,
сотрудники государственных и муниципальных учреждений культуры оказались не
готовы вести самостоятельную предпринимательскую деятельность. Обращение к
предпринимательству, как к сфере, предполагающей отсутствие патернализма, где
приходится действовать самостоятельно, на свой страх и риск, стало для
участников сложным психологическим выбором и ответственным шагом.
Уже почти десять лет тому назад
работникам культуры - сотрудникам бюджетных учреждений - пришлось делать такой
же болезненный выбор, заставляя себя отказаться от бесконечного ожидания
государственной помощи. Переход от пассивного ожидания к активному поиску
средств - обращениям к спонсорам, написанию заявок в благотворительные фонды -
был важной ступенью модернизации бюджетных учреждений. Сама мысль, что работник
культуры и искусства должен обращаться к таким низким материям, как составление
бюджета, казалась многим кощунственной. Это выглядело как отказ от привычных
ценностей, где культура включает только идеи и творчество. Сегодня взгляды на
эти вещи в основном изменились. Уже очень многие профессионалы в сфере культуры
владеют навыками фандрейзинга, и подача проекта на конкурс или переговоры с
бизнесменами стали понятным и почти обыденным делом. Поддержка пилотных
площадок стала важным этапом продвижения, адаптации и распространения
технологий творческих индустрий в России. Создание действующих моделей
предприятий творческих индустрий - убедительный аргумент для властей,
общественности и профессионалов в дискуссии о жизнеспособности творческих
индустрий на российской почве [6].
Одним из приоритетных
направлений должно стать развитие практики государственного заказа на создание
произведений, а также реализацию программ и проектов, имеющих безусловную
общественную значимость или направленных на удовлетворение спроса в тех
областях и жанрах, к которым рынок не проявляет достаточного интереса. Данная
модель является универсальной, то есть может применяться не только по отношению
к физическим лицам (конкретным литераторам, композиторам, режиссерам,
продюсерам и др.), но и к творческим коллективам, в том числе находящимся в
федеральном, региональном и муниципальном ведении.
Что касается финансирования
текущей творческой деятельности государственных и муниципальных творческих
коллективов (оркестров, хореографических ансамблей, театральных трупп,
художественных мастерских и проч.), то в основу их отношений с учредителем
должен быть положен договорный принцип. Например, в договоре между учредителем
(в лице министерства или комитета по культуре) и руководителем коллектива четко
определяются цели и направления творческой деятельности, количественные и
качественные показатели ее результативности, обязательства учредителя (финансовые,
имущественные и др.), а также ответственность сторон за выполнение условий
договора, включая санкции и порядок возмещения взаимного ущерба. Это позволит
перейти от существующего ныне принципа патроната государства над учреждениями
искусства к установлению партнерских отношений государства и творческого
коллектива с четко определенным перечнем взаимных обязательств [10].
Государство и общество в целом
настроены на поддержку творческого предпринимательства. Речь идет, прежде
всего, о финансовой поддержке со стороны государства, международных
организаций, частных и корпоративных благотворительных фондов.
Есть и другие механизмы
поддержки инициатив: "теплицы", "инкубаторы", институт
советников и консультантов для начинающих бизнесменов (сетевой организационной
структуры, позволяющей предпринимателям выстраивать горизонтальные связи),
предоставление предпринимателям офисов и мастерских на льготных условиях,
презентационная поддержка программ и их участников и, наконец, создание
агентств по продвижению продуктов и услуг на рынок [6].
Повышению эффективности деятельности
государственных и муниципальных организаций культуры могло бы способствовать
поощрение множественности источников их финансирования. Помимо прямых бюджетных
ассигнований со стороны учредителей (органов государственной власти различных
уровней и органов местного самоуправления), крайне важно облегчить возможность
театрам, филармониям, оркестрам, киностудиям и др. организациям свободно
привлекать негосударственные средства и распоряжаться ими.
Государство, будучи объективно
заинтересованным в привлечении дополнительных средств в сферу искусства, должно
способствовать созданию благоприятных условий для развития меценатства и
благотворительности. Российский опыт второй половины XIX века наглядно показал,
что политика государственного поощрения меценатской и благотворительной
деятельности, осуществляемая целенаправленно и планомерно, приносит ощутимые
результаты. Позитивная идея частной помощи отечественной культуре, образованию,
науке способна сплотить людей, стать основой для солидарности различных социальных
слоев и элит российского общества. С экономической точки зрения, возрождение и
развитие в нашей стране традиции партнерства общества и государства поможет в
перспективе перейти к финансированию культуры по схеме "бюджет +
благотворительность", которая успешно работает во многих странах мира.
Вместе с тем следует отметить,
что на пути реализации этой "формулы партнерства" определенным
препятствием может стать нынешний статус творческих организаций.
Предусмотренная для них
действующим законодательством организационно-правовая форма (учреждение
культуры) не в полной мере отвечает специфике творческой деятельности и
оставляет мало простора для оперативного решения возникающих проблем. Вполне
приемлемый для других бюджетных организаций, статус учреждения, применительно к
организациям искусств, существенно ограничивает их возможности успешно решать
творческие задачи, привлекать и расходовать внебюджетные средства [10].
Еще одним ярким достижением в
рамках программы стало создание в феврале 2004 года российского
Координационного совета по развитию творческих индустрий. Объединивший
представителей российских организаций, осуществляющих деятельность в этой
области, либо способных повлиять на результаты этой деятельности, а также
представителей международных организаций-партнеров, российский Координационный
совет был задуман как соединительное звено между различными региональными проектами
по поддержке российского сектора творческих индустрий. Основными задачами этого
совета стало координирование существующих программ, совместное планирование
деятельности и лоббирование интересов творческих индустрий среди разнообразных
групп влияния на всех уровнях.
Помимо руководителей Центра
развития творческих индустрий (Санкт-Петербург), Центра развития музейного дела
(Санкт-Петербург) и Института культурной политики (Москва) в российский
Координационный совет вошли представители Санкт-Петербургского Центра
социально-экономических исследований "Леонтьевский центр" и
британских негосударственных организаций: Агентство по развитию творческих
индустрий (CIDS, Манчестер), Институт популярной культуры Университета
Манчестер Метрополитен и Форум лидеров бизнеса под эгидой принца Уэльского, - а
также представители Правительства Санкт-Петербурга и Администрации
Архангельской области (регионов, в которых на сегодняшний день сосредоточена
основная деятельность).
Создание Координационного совета
особенно важно в связи с наличием трех различных стратегических подходов к
проблеме развития российских творческих индустрий, представленных тремя
организациями - Институтом культурной политики, Центром развития творческих
индустрий и Центром развития музейного дела. Первая стратегия предполагает
широкую разъяснительную работу среди региональных властей и включает изучение
предпринимательского потенциала традиционных культурных учреждений (музеи,
библиотеки, театры, концертные площадки), рассматриваемых как "материал"
для будущего пополнения данного сектора. Вторая почти целиком ориентирована на
работу с уже существующими творческими индустриями, в том числе на вовлечение
их в прямой диалог с властями и другими "группами влияния". Третий
подход, как и первый, отводит центральное место работе с государственными
учреждениями культуры, с упором на развитие их предпринимательского потенциала
и внедрение в их практику предпринимательских навыков, но при этом он ограничен
рамками Северо-Западного региона России. Эти различия проистекают от различия в
целях и задачах самих организаций. Координация их деятельности, совместное
планирование и партнерство в проектах существенно обогащает практику каждой из
них, внося новые знания, навыки и опыт. Ярким примером такого сотрудничества и
взаимообогащения явился семинар "Творческие индустрии - ресурс развития
города", организованный Институтом культурной политики и состоявшийся в
июле 2004 года в Архангельске при активном участии представителей всех трех
партнерских организаций [9].
Творческие индустрии базируются
на различных видах творчества от визуального и театрального искусства до
программного обеспечения и средств массовой информации: реклама, архитектура,
антикварные салоны, художественные галереи, ремесла, дизайн и мода, фотография,
интерактивные компьютерные игры, музыка, сценические искусства, издательства и
полиграфия, телевидение и радио.
В настоящее время актуальной
задачей государства становится оценка экономического потенциала сектора
творческих индустрий, определение его специфических проблем и потребностей, а
также оценка существующих инфраструктурных учреждений, оказывающих поддержку.
При этом разрабатываются
механизмы стимулирования коммерческого предпринимательства в культуре, в том
числе посредством предоставления небольших кредитов и налоговых льгот.
Такие меры будут способствовать интеграции
России в общеевропейскую сеть Международных проектов творческих индустрий,
установлению прямых контактов и обмен опытом между Международными проектами,
городскими властями, исследовательскими и обучающими центрами России и Евросоюза.
1.
Закон РФ от 04.08.2001 г. № 107-ФЗ "О средствах массовой информации".
2.
Закон РФ от 14.12.2001 г. № 162-ФЗ "О рекламе".
3.
Закон РФ от 01.12.1995 г. № 191-ФЗ "О государственной поддержке
средств массовой информации и книгоиздания в Российской Федерации".
4.
Закон РФ от 24.11.1995 г. № 177-ФЗ "Об экономической поддержке районных
и городских газет".
5.
Закон РФ от 09.07.1993 №5351-1 "Об авторском праве и смежных правах"
(с изменениями от 19 июля 1995 г.,20 июля 2004 г).
6.
Высоковский А. Креативность как ресурс // Отечественные записки. - 2005.
- №4. - С.24-32
7.
Гнедовский М. Творческие индустрии: политический вызов для России // Отечественные
записки. - 2005. - №4. - С.12-17
9.
Мильков Д., Панкратов В. Международная программа создания Петербургского
центра развития творческих индустрий. СПб.: Нева, 2007. - 62 с.
10.
Прудникова А., Паутова О. Государство и менеджер культуры: перспективы
взаимодействий // Арт-менеджер. - 2003. - №2. - С.38-44.