Административно-правовое регулирование хозяйственной деятельности в агропромышленном комплексе
Контрольная
работа
Тема
«Административно-правовое регулирование хозяйственной деятельности в
агропромышленном комплексе»
Санкт-Петербург,
2010г.
План
Введение
1.
Законодательство, организационно-правовая система управления и понятие
агропромышленного комплекса
2.
Органы управления в сфере агропромышленного комплекса
Заключение
Список
использованной литературы
Введение
Вопросы регулирования сельскохозяйственного
производства являются в России актуальными в любой исторический период ее
развития. Становление рыночной экономики отнюдь не отменило необходимости
государственного воздействия на экономику села, изменились только приоритеты и
методы регулирования. Но если в сфере гражданско-правового регулирования
аграрного сектора России в связи с принятием Гражданского и Земельного кодексов
РФ наступает определенность, то в сфере публично-правового, а по сути в сфере
административно-правового регулирования, еще имеются значительные возможности
для улучшения нормативной базы, тем более что аграрный сектор, к сожалению,
обойден вниманием правоведов, а монографий и статей по теме - буквально
единицы.
Изучая аграрные правовые отношения, юридическая
наука особое внимание уделяет учету особенностей сельского хозяйства в правовом
регулировании, влиянию права и законодательства на формирование аграрного рынка
и выведение сельского хозяйства из кризисной ситуации. Однако наиболее важной
остается проблема правовых методов государственного регулирования аграрного
производства. Сегодня развитие сельского хозяйства в нашей стране
рассматривается в качестве одного из приоритетных национальных проектов. Это
говорит о том, что,в аграрной сфере накопилось множество серьезных проблем,
требующих своего решения. Цель данной контрольной работы - охарактеризовать
современное состояние административно-правового регулирования в области
управления агропромышленным комплексом. Задачи данной работы: выявить специфику
сельского хозяйства как особой производственной отрасли; выявить и
охарактеризовать современное правовое регулирование агропромышленным
комплексом.
1. Законодательство,
организационно-правовая система управления и понятие агропромышленного
комплекса
Сельское хозяйство традиционно понимается как
деятельность непосредственно по производству продукции растениеводства и
животноводства. Наряду с этим применяется более широкий термин -
«агропромышленный комплекс» (АПК). В это понятие включаются также отрасли,
непосредственно связанные с сельским хозяйством, - как правило, закупка
сельскохозяйственной продукции, ее промышленная переработка, агрохимическое
обслуживание сельского хозяйства, снабжение сельскохозяйственной техникой,
иногда также торговля сельскохозяйственной продукцией и производство
сельскохозяйственной техники. Сюда относятся государственный, коллективный,
кооперативный, акционерный, фермерский и мелкотоварный сектора, имеющие
разнообразные организационно-правовые формы объединений и предприятий сельского
хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности, а также соответствующие
органы управления. На долю предприятий, основанных на частной собственности,
приходится более 90% производимой продукции. Экономические реформы резко
изменили организационную структуру агропромышленного комплекса. В его составе
функционирует большое число различных организационных форм коллективного и
индивидуального производительного труда. Частично сохранились совхозы и
колхозы, появились товарищества различных типов, акционерные общества открытого
типа, подсобные хозяйства предприятий и организаций, крестьянские (фермерские)
хозяйства и др.
Помимо основных отраслей агропромышленного
комплекса - полеводства, в частности зернового производства и животноводства, к
этому комплексу относятся специальные отрасли: рыболовство, лесного, водного и
охотничьего хозяйства, производство этилового спирта и табачной продукции.
Конституция РФ относит основные вопросы владения, пользования и распоряжения
природными ресурсами (основной базы с/х производства) и законодательство о
земле к совместному ведению РФ и ее субъектов (ст. 72). К непосредственному
ведению РФ отнесено формирование основ федеральной политики и федеральных
программ экономического развития страны (ст. 71).
В соответствии с Федеральным законом от 29
декабря 2006 г. N 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» государственная аграрная
политика представляет собой составную часть государственной
социально-экономической политики, направленной на устойчивое развитие сельского
хозяйства и сельских территорий. Под устойчивым развитием сельских территорий
понимается их стабильное социально-экономическое развитие, увеличение объема
производства сельскохозяйственной продукции, повышение эффективности сельского
хозяйства, достижение полной занятости сельского населения и повышение уровня
его жизни, рациональное использование земель.
Главная задача государства в сфере
агропромышленного комплекса - обеспечить должное функционирование
агропромышленного производства при многоукладности сельского хозяйства,
многообразии средств производства. В этой связи государственный протекционизм и
регулирование развития агропромышленного комплекса, его технико-технологическое
переоснащение, развитие форм и методов хозяйствования являются основой
государственной политики в указанной отрасли. Государственная аграрная политика
основывается на следующих принципах: доступность и адресность государственной
поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей; доступность информации о
состоянии государственной аграрной политики; единство рынка
сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и обеспечение равных
условий конкуренции на этом рынке; последовательность осуществления мер
государственной аграрной политики и ее устойчивое развитие.
2. Органы управления в сфере агропромышленного комплекса
В соответствии с Положением о
Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации Министерство сельского
хозяйства Российской Федерации (Минсельхоз России) является федеральным
органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке
государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного
комплекса, включая животноводство, ветеринарию, растениеводство, карантин
растений, мелиорацию земель, плодородие почв, регулирование рынка
сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, пищевую и
перерабатывающую промышленность, производство и оборот табачной продукции,
устойчивое развитие сельских территорий, в сфере промышленного рыбоводства
(аквакультуры), а также в области лесных отношений (за исключением лесов,
расположенных на особо охраняемых природных территориях); по оказанию
государственных услуг в сфере агропромышленного комплекса, включая устойчивое
развитие сельских территорий; по управлению государственным имуществом на
подведомственных предприятиях и учреждениях.
Министерство сельского хозяйства
Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности
находящихся в его ведении Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному
надзору и Федерального агентства лесного хозяйства.
В структуре Министерства сельского
хозяйства состоят 15 департаментов, а именно:
- Департамент пищевой, перерабатывающей
промышленности, регулирования агропродовольственного рынка и качества продукции
- осуществляет деятельность Минсельхоза в сфере пищевой и перерабатывающей
промышленности АПК, производства и оборота этилового спирта из пищевого и
непищевого сырья, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции;
- Департамент государственной политики в
сфере АПК и информации - осуществляет практическую реализацию возложенных
на Министерство функций по выработке государственной политики в сфере АПК в
части определения основных направлений единой информационной политики
Минсельхоза;
- Департамент лесного хозяйства -
осуществляет практическую реализацию возложенных на Минсельхоз функций по
выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области
лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых
природных территориях);
- Департамент управления делами;
- Департамент сельского развития и социальной
политики - обеспечивает деятельность Министерства в сфере развития сельских
территорий, взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти по
вопросам реализации социальных программ в сельской местности, развития малого и
среднего предпринимательства в АПК, фермерства, сельскохозяйственной
кооперации, ведения гражданами личных подсобных хозяйств, а также по вопросам
взаимодействия с общественными объединениями и иными организациями;
- Департамент государственной службы и
кадровой политики;
- Департамент научно-технологической политики
и образования - осуществляет практическую реализацию возложенных на
Минсельхоз функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому
регулированию, оказанию государственных услуг по вопросам технического и
технологического обеспечения агропромышленного комплекса, а также участвует в
управлении государственным имуществом, переданным подведомственным Минсельхозу
организациям и закрепленным в установленном порядке за департаментом;
- Департамент правового обеспечения;
- Департамент земельной политики,
имущественных отношений и госсобственности;
- Департамент экономики и финансов -
осуществляет практическую реализацию функций Минсельхоза по проведению единой
экономической, финансовой и бюджетной политики в сфере АПК, соблюдение единых
принципов финансово-бюджетного планирования;
- Департамент административной работы и
внешних связей;
- Департамент растениеводства, химизации и
защиты растений - осуществляет практическую реализацию возложенных на
Минсельхоз функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому
регулированию, оказанию государственных услуг в сфере растениеводства,
карантина растений, плодородия почв, предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций в агропромышленном и рыбохозяйственном комплексе и обеспечения
биологической, химической и радиационной безопасности РФ в сфере своей
деятельности;
- Департамент мелиорации - осуществляет
практическую реализацию возложенных на Минсельхоз функций по выработке
государственной политики и нормативно-правовому регулированию, оказанию
государственных услуг в сфере мелиорации земель;
- Департамент животноводства и племенного
дела - существляет практическую реализацию возложенных на Минсельхоз
функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому
регулированию, оказанию государственных услуг в сфере животноводства и
племенного дела, промышленного рыбоводства (аквакультуры), селекционных
достижений в области животноводства;
- Департамент ветеринарии - осуществляет
практическую реализацию возложенных на Минсельхоз функций по выработке
государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере
ветеринарии, включая предупреждение и ликвидацию заразных и массовых незаразных
болезней животных, обеспечение безопасности продукции животноводства в
ветеринарно-санитарном отношении, защиту населения от болезней, общих для
человека и животных, охрану территории РФ от заноса заразных болезней животных
из иностранных государств, обращение лекарственных средств для животных, кормов
и кормовых добавок, в том числе изготовленных из генно-инженерно-модифицированных
организмов, наркотических средств и психотропных веществ, а также в области
обеспечения биологической безопасности РФ.
Министерство сельского хозяйства
РФ: вносит в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов,
нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ и другие документы,
по которым требуется решение Правительства РФ, по вопросам, относящимся к
установленной сфере деятельности Министерства и к сферам деятельности
подведомственных Министерству федеральной службы и федерального агентства, а
также проект плана работы и прогнозные показатели деятельности Министерства; в
установленном законодательством РФ порядке размещает заказы и заключает
государственные контракты, а также иные гражданско-правовые договоры на
поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг, а также на проведение
научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ для
государственных нужд в установленной сфере деятельности, в том числе для
обеспечения нужд Министерства; ведет различные реестры и учёты; осуществляет
экономический анализ деятельности подведомственных государственных унитарных
предприятий и утверждает экономические показатели их деятельности, проводит в
подведомственных организациях проверки финансово-хозяйственной деятельности и
использования имущественного комплекса и другие полномочия.
В соответствии с Положением о
Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору Федеральная
служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор)
является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по
контролю и надзору в сфере ветеринарии, карантина и защиты растений,
безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами, обеспечения плодородия
почв, селекционных достижений, обеспечения качества и безопасности зерна,
крупы, комбикормов и компонентов для их производства, а также побочных
продуктов переработки зерна, охраны, воспроизводства, использования объектов
животного мира, отнесенных к объектам охоты, и среды их обитания, а также функции
по защите населения от болезней, общих для человека и животных.
Федеральная служба по ветеринарному
и фитосанитарному надзору осуществляет свою деятельность непосредственно и
через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными
органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными
объединениями и иными организациями.
Федеральная служба по ветеринарному
и фитосанитарному надзору осуществляет следующие полномочия: осуществляет
надзор в установленных законодательством РФ случаях за юридическими и
физическими лицами, проводящими экспертизы, обследования, исследования,
испытания, оценку, отбор проб, образцов, досмотр и осмотр, посещение подконтрольных
субъектов и объектов, выдачу заключений, а также иные работы в установленной
сфере деятельности; осуществляет надзор за безопасным обращением с пестицидами
и агрохимикатами, за использованием селекционных достижений, за безопасностью
лекарственных средств для животных, кормов и кормовых добавок, изготовленных из
генно-инженерно-модифицированных организмов, на всех стадиях производства и
обращения; выдает лицензии на проведение мероприятий по акклиматизации,
переселению и гибридизации, на содержание и разведение объектов животного мира,
отнесенных к объектам охоты, и водных биологических ресурсов в полувольных
условиях и искусственно созданной среде обитания; выдает разрешения на изъятие
объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, и лицензии на пользование
объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, и водными
биологическими ресурсами и иные разрешения. осуществляет аккредитацию
испытательных лабораторий (центров), осуществляющих работы в области
подтверждения соответствия качества и безопасности зерна, крупы, комбикормов и
компонентов для их производства, а также побочных продуктов переработки зерна,
и проверку их деятельности в части работы по подтверждению соответствия
указанной продукции и выдачи сертификатов, предусмотренных законодательством
РФ; осуществляет государственный контроль за качеством и безопасностью зерна,
крупы, комбикормов и компонентов для их производства, а также побочных
продуктов переработки зерна при осуществлении их закупок для государственных
нужд, при поставке (закладке) зерна в государственный резерв, при его хранении
в составе государственного резерва и транспортировке; осуществляет
лицензирование в соответствии с законодательством РФ отдельных видов
деятельности, отнесенных к компетенции Службы и другие полномочия. Структура
федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору: центральный
аппарат Россельхознадзора, территориальные управления, ветеринарные
лаборатории, научно-исследовательские институты, референтные центры,
пограничные пункты пропуска и ветеринарные управления субъектов РФ.
В соответствии с Положением о
Федеральном агентстве лесного хозяйства Федеральное агентство лесного
хозяйства является федеральным органом исполнительной власти,
осуществляющим функции по реализации государственной политики, оказанию государственных
услуг и управлению государственным имуществом в сфере лесного хозяйства.
Федеральное агентство лесного
хозяйства находится в ведении Министерства природных ресурсов РФ.
Федеральное агентство лесного
хозяйства руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской
Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами,
актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации,
международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства
природных ресурсов РФ.
Федеральное агентство лесного
хозяйства в установленной сфере деятельности осуществляет следующие полномочия:
организует предоставление гражданам и юридическим лицам в установленном порядке
информации о лесном фонде РФ; осуществляет государственный мониторинг лесов,
государственный учет лесного фонда, отнесение лесов к группам лесов и
категориям защитности лесов первой группы, а также перевод лесов из одной
группы лесов или категории защитности лесов первой группы соответственно в
другую группу или категорию на основании и в порядке, установленных
законодательством РФ; ведет государственный лесной кадастр; организует оказание
лесопользователям помощи в выборе способов воспроизводства лесов, обеспечении
посевными и посадочными материалами, выдачу разрешений на проведение в лесном
фонде работ, не связанных с ведением лесного хозяйства и осуществлением
лесопользования, если для этого не требуется перевод лесных земель в нелесные
земли или перевод земель лесного фонда в земли иных категорий и другие
полномочия.
Федеральное агентство лесного
хозяйства осуществляет свою деятельность непосредственно, через свои
территориальные органы или подведомственные организации во взаимодействии с
другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной
власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления,
общественными объединениями и иными организациями.
Компетенция исполнительных органов
субъектов РФ определяется уставами, законами, а также постановлениями глав
правительств (администраций) субъектов РФ: в управлении АПК они взаимодействуют
с органами РФ и составляют единую систему. Полномочия указанных органов
определены в их конституциях и уставах. И хотя не во всех упоминается АПК,
вопросы экономики, управления собственностью, бюджета, услуг и финансовых
средств, перемещения товаров, поддержки, конкуренции, свободы
предпринимательства и экономической деятельности в сфере АПК - в центре
полномочий органов власти субъектов РФ. Сфера АПК находится в совместном
ведении РФ и ее субъектов; субъекты РФ вправе принимать свои законы и иные
правовые акты, не противоречащие законам и иным актам РФ.
Как хозяйствующие субъекты органы
сельского местного самоуправления осуществляют функции управления
производством, распределением, обменом и потреблением продукции АПК
подведомственных предприятий и организаций.
Заключение
Итак, АПК России - многоотраслевая
система, включающая более 60 отраслей: прежде всего само сельское хозяйство,
пищевую и биологическую промышленность, производство химических удобрений,
средств защиты растений, строительство сельскохозяйственных, промышленных и
социально-культурных объектов, связь, ветеринарную и
санитарно-эпидемиологическую службы.
Анализ законодательства позволяет
говорить о том, что административно-правовое регулирование
сельскохозяйственного производства развивается преимущественно по пути
государственной поддержки существующего состояния АПК. Среди возможных путей
совершенствования административно-правового регулирования сельскохозяйственного
производства в части его нормативного обеспечения можно назвать устранение
недостатков, касающихся исключительно вопросов юридической техники, поскольку
сторона отношений на селе, связанная с экономикой, едва ли может быть предметом
научного правового исследования.
Центральная правовая проблема - это
определение сферы правового регулирования в области сельскохозяйственного
производства. Надо разграничивать административно-правовые отношения в
экономике аграрного сектора от гражданско-правовых. Это позволит, с одной
стороны, избегать дублирования аграрным законодательством положений ГК РФ, а с
другой - избежать сложностей по выбору процессуальных методов решения
потенциальных споров - в административно- или в гражданско-правовом порядке.
В силу своего потенциала и
исторически сложившегося положения в системе общественного разделения труда
сельское хозяйство в России - отрасль, проблемы которой выходят далеко за ее
собственные рамки, затрагивают интересы всего государства. В сложившейся ситуации
аграрный сектор может рассматриваться как один из источников общего кризиса в
народном хозяйстве.
Список использованной литературы
Нормативно-правовая:
1. Конституция РФ от 12.12.1993 (с поправками от 30.12.2008) // СЗ
РФ. 26.01.2009. №4. Ст. 445.
2. Федеральный закон РФ от 29.12.2006 №264-ФЗ «О развитии
сельского хозяйства» // РГ. 11.01.2007. №4265.
3. Постановление Правительства от 16.06.2004 №283 «Об утверждении
Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства» (в ред. от 27.01.2010) //
СЗ РФ. 21.06.2004. №25. Ст.2565. СЗ РФ. 09.02.2010.
4. Постановление от 30 июня 2004 N327 «Об утверждении положения о
федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору» (в ред. от
27.01.2010) // РГ. 15.07.2004 №150. РГ. 27.01.2010 №31.
5. Постановление Правительства РФ от 12.06.2008 №450 (в ред. от
27.01.2010) «Об утверждении положения о Министерстве сельского хозяйства РФ» //
СЗ РФ. 23.06.08. №25. Ст. 2983. СЗ РФ. 01.02.2010.
Основная:
2. Дмитриев Ю.А., Полянский И.А., Трофимов Е.В. Административное
право РФ: Учебник. - М.:Эксмо, 2008.
3. Минина Е.Л. Законодательное обеспечение аграрной политики в
России // Журнал российского права. 2006. №5.
4. Тен А.Л. Правовое регулирование сельско-хозяйственного
производства в России // Юрист. 2005. №10.
5. Четвериков В.С. Административное право: Учебное пособие. -
Рн/Д.: Феникс, 2004.
Электронные ресурсы:
1.
http://www.mcx.ru/ <http://www.mcx.ru/>-
Официальный интернет-портал Министерства сельского хозяйства РФ.