"Табель о рангах" и его значение
Оглавление
Введение
1. Этапы подготовки проекта Табели о рангах
1.1 Законотворческая деятельность Петра I
1.2 Окончательная редакция Табели о рангах
2. Типы и классы чинов по Табели о рангах
3. Роль Табели о рангах в государственной службе России
Заключение
Библиография
Приложение
Введение
Табель о рангах представляет собой не просто исторический документ,
некогда выпущенный в России и служивший основой для классификации и
регламентации государственных служащих, но и основой для дальнейшего развития
важнейшей идеи о рациональной регламентации государственного управленческого
аппарата.
Табель о рангах - законодательный акт, определявший порядок прохождения
службы чиновниками. Его изучение для понимания эволюции государственной службы
имеет неоценимое значение. В частности, появление Табели о рангах стало важной
вехой в развитии государственной службы в России, поскольку была окончательно
отменена пагубная система местничества и открыт доступ на высокие посты людей
незнатного происхождения.
Важность изучения Табели о рангах и ее роль в Российской империи
подчеркивается тем обстоятельством, что Табель о рангах, хотя несколько раз
реформировалась в свете новых веяний времени, просуществовала, тем не менее,
вплоть до 1917 года.
Целью данной работы является рассмотрение особенностей Табели о рангах и
ее историческое значения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) описать подготовку и принятие Табели о рангах;
2) описать типы и классы чинов по Табели о рангах;
3) охарактеризовать роль Табели о рангах в государственной службе
России.
1. Этапы подготовки проекта Табели о рангах
Начало системы титулов, мундиров и орденов в России было положено в
царствование Петра I и связано с его
реформаторской деятельностью. Решая задачу создания регулярной армии и
действенного аппарата государственного управления, Петр должен был окончательно
ликвидировать систему местничества и привлечь дворянское сословие на
государственную службу. Не «порода», а служба должна была отныне стать главным
мерилом заслуг каждого.
Введение в действие Табели о рангах (от 24 января 1722 г.) явилось
кульминационным пунктом в оформлении правового положения служилого дворянства и
чиновничества. Он (документ) представлял собой закон о порядке государственной
службы, обозначавший разрыв с предшествующей патриархальной традицией
управления, воплощенной в местничестве. Осуществление норм Табели о рангах
влекло за собой чрезвычайно важные социальные последствия: изменение
социального статуса чиновников, особенно вышедших из непривилегированных
сословий, увеличение численности и изменение состава правящего класса,
постепенный отрыв чиновников от прежней социальной среды и превращение
бюрократии в особую категорию общества.
История разработки этого важнейшего документа отражает опыт
законотворческой деятельности Петра I и его ближайшего окружения.
Разработка Табели продолжалась около трех лет - с конца сентября 1719 г.
До утверждения Петром I
окончательной редакции 24 января 1722 г. С.М. Троицкий, подробно изучавший
историю подготовки этого документа, выделил четыре этапа работы над ним:
1. Подготовка первой редакции Табели в Коллегии иностранных дел
А.И. Остерманом (конец сентября 1719 г. - октябрь 1720 г.).
2. Создание второй редакции проекта Петром I (январь 1721 г.).
3. Обсуждение второй редакции Табели о рангах в Сенате, Военной и
Адмиралтейской коллегиях (февраль - октябрь 1721 г.).
4. Завершение Сенатом окончательной редакции Табели о рангах
(январь 1722 г.).
Большая часть документов по истории подготовки Табели сохранилась в
архиве Коллегии иностранных дел. Это позволило сделать вывод о том, что именно
этому ведомству было поручено подготовить этот документ. Считается, что
основным разработчиком Табели был А.И. Остерман. Подтверждением этому служит
помета секретаря Секретной экспедиции Иностранной коллегии И.Ю. Юрьева-Большого
на проект написанного по-немецки текста из 14 статей: «Проекты о рангах в
Российском государстве, чиненные в 1721 г., которые отданы к Секретной
экспедиции от тайного советника канцелярии господина Остермана».
Источниками Табели послужили сведения о чинах в Австрии, Англии, Венеции,
Дании, Испании, Речи Посполитой, Пруссии, Франции и Швеции. При этом особое
внимание уделялось соотношению чинов военной, придворной и гражданской служб.
В частности, сведения о служебной иерархии французского королевства были
представлены в записке крупного государственного деятеля и дипломата А.А.
Матвеева. Особый интерес представляют данные о тайных секретарях королевского
кабинета. Таких секретарей было всего два, они назначались из представителей
лучших дворянских фамилий и имели высокое жалование наравне с придворными
чинами. В их подчинении находились 24 королевских курьера, которые рассылались
с королевскими указами. В состав кабинета входили так же и чтецы, представители
аристократии, в чьи обязанности входило чтение королю тайных документов.
Введение канцелярских чинов в систему государственного чинопроизводства
стало одной из основных черт бюрократизации абсолютного государства.
Французские источники незначительно повлияли на проект, но обращение к ним
демонстрирует стремление России учитывать опыт государства, считавшегося
«образцовым» в Европе.
Наибольшее влияние на подготовку Табели о рангах оказали законодательства
Пруссии, Дании и Швеции. Причиной этого стала близость политического и
социально-экономического развития России и скандинавских государств. Система
шведских чинов содержалась в уставах короля Карла XII 1696 и 1705 г.г. В этих документах содержался
перечень военных, морских и гражданских чинов, содержащий 40 рангов. За
перечнем помещались 5 статей, в которых излагались основные принципы
чинопроизводства. Правом выдачи патента на чин обладал лишь король.
Датская система чинов закреплялась регламентами короля Христиана V 1699 г. и его сына Фредерика IV 1717 г. 103 чина датского
королевства были разбиты на 9 классов (степеней) дворцового, военного и
государственного управления. Интересным отличием от других европейских
документов было то, что в этих регламентах были перечислены женские ранги. В
пяти статьях, следовавших за росписью чинов и рангов, содержалось принципиально
важное постановление потомственного дворянства лицам, дослужившимся до
должности трех высших степеней.
Таким образом, видно, что шведские уставы и датские регламенты имели
сходную структуру текста: вначале систематизированный перечень чинов, затем
статьи, устанавливающие принципиальные нормы чинопроизводства в государстве.
Структура проекта Табели о рангах была аналогичной.
Из «Королевского прусского учреждения о степени» 1705 г. А.И. Остерман
позаимствовал наименование придворных чинов, так как быт царского двора тоже
европеизировался.
По указанию Петра I были
составлены экстракты из этих документов. Кроме зарубежных источников при
подготовке нового закона учитывались и уже принятые российские законы. К
моменту составление проекта Табели уже в основном сложилась номенклатура
российских гражданских чинов. Указ Сенату от 11 декабря 1717 г. «О штате
коллегий и времени открытия оных» содержал «Реестр людям в коллегиях», где
назывались должности президентов, вице-президентов, советников, асессоров,
секретарей, нотариусов, актуариусов, регистраторов, рентмейстеров,
переводчиков. В «Инструкции или наказе воеводам» в январе 1719 г. содержался
подробный перечень должностей губернского управления. В Генеральном регламенте
перечислялся не только штат канцелярских служащих, но и определялись их
должностные обязанности. Таким образом, свыше 90% названий должностей
государственного управления, включенных в проект, уже были обозначены в
официальных документах.
Проект, составленный А.И. Остерманом, включал две части: «Объявление о
рангах» и пояснение к нему из 14 статей. Автор не включил в проект воинские и
морские чины. Всего вошли назначения 147 должностей придворного (44) и
гражданского (103) штатов. При этом важно отметить, что среди цивильного штата
преобладали должности нижнего и среднего звена чиновничества (80 из 103). В
«Объявлении» были подробно перечислены должности секретарей, актуариусов,
архивариусов, переводчиков, нотариусов, камериров, канцеляристов, копиистов,
вахмистров.
Статьи во многом повторяли содержание шведских, датских и прусских
источников, но были уточнены и отредактированы. Так, например, первые 5 статей
по содержанию и нумерации соответствовали шведскому регламенту, 6,8 - 10-й и
12-й пункты были заимствованы из датского законодательства. Статья 7,
содержавшая принципиальное положение о том, что любой человек, независимо от
происхождения, мог получить любой ранг благодаря верной службе монарху,
наиболее четко сформулирована была в прусском учреждении. В пункты вошли
наиболее важные моменты чинопроизводства. Был определен порядок утверждения
монархом патентов на чины и ранги, наказания лишением чинов. Отдельно
рассматривался вопрос об иерархии «женских чинов». Как уже говорилось, эти нормы
были взяты из датского законодательства, но Остерман ввел свою группировку их
по классам и установил ранги для жен чиновников, что явилось определенным
новшеством. Согласно 10-й статье, все лица, дослужившие до чинов шести первых
рангов, получали потомственное дворянство. Статья 13 устанавливала, что лишь
монарх мог жаловать дворянское достоинство.
1.1
Законотворческая деятельность Петра I
Следующим этапом работы над проектом стало его редактирование Петром I. Хотя, учитывая важность документа,
можно с утверждением сказать, что царь активно руководил Остерманом уже при его
разработке. Но в результате работы царя в январе - феврале 1721 г. возникла
новая редакция, существенно отличавшаяся от первоначального проекта. Прежде
всего, это было связано с необходимостью введения в Табель армейских и морских
чинов. Петр не согласился с тем, что в проекте на первом месте стояли
придворные штаты, что принижало гражданскую службу. Включив в Табель воинские
чины, Петр I поставил гражданские и придворные
чины в зависимость от их системы. Видимо, были сокращены низшие канцелярские
чины коллегий, так как этот вопрос поднимался в дальнейших обсуждениях в Сенате
и коллегиях. Вероятно, Петр считал, что само получение табельной должности
должно быть заслужено верной службой.
Отдельные изменения и дополнения были внесены в статьи. Наиболее
существенным дополнением стало увеличение количества рангов, дающих право на
потомственное дворянство. Он распространил его на чиновников 7-го и 8-го
классов. Петр стремился привлечь молодых людей к государственной службе,
сделать ее престижной. Это решение открывало возможность вступления в состав
привилегированного сословия выходцам из низших социальных слоев.
Кроме того Петр I
вводит новую статью, подтверждающую именной Указ от 16 января 1721 г. о
получении потомственного дворянства лицам, дослужившимся до первого
обер-офицерского чина. Этим закреплялся приоритет военной службы над
гражданской. В армии потомственное дворянство получали с14-го ранга, а в
гражданских учреждениях - с 8-го. Чиновники 14 - 9-х классов получали личное
дворянство.
Отдельно следует отметить оперативность и продуктивность деятельности
монарха. Глубокая, серьезная работа по изучению многочисленных материалов,
значительной переработке проекта была проведена за один месяц.
Важность принимаемого документа, его огромная социальная и прикладная
управленческая значимость заставили монарха привлечь к обсуждению проекта
сенаторов и членов присутствия Военной и Адмиралтейской коллегий.
Сенаторы свое отношение к проекту высказали в своем «Мнении». Обращает на
себя внимание стремление Сената укрепить государственный аппарат. Они
предложили повысить ранги для морских должностей гражданского управления, в том
числе и канцелярских: секретарей, актуариусов и регистраторов Сената, архивариусов,
нотариусов и переводчиков коллегий. Сенаторы обратили внимание на то, что в
Табели отсутствуют должности коллежских актуариусов, ðåãèñòðàòîðîâ, êàíöåëÿðèñòîâ, íàçâàííûõ
â
Ãåíåðàëüíîì
ðåãëàìåíòå. Îíè
ïðåäëîæèëè
âêëþ÷èòü èõ
â òåêñò
çàêîíà. Íî ýòî
ïðåäëîæåíèå
íå áûëî
ïðèíÿòî .Òàêæå
íå íàøëî
îòðàæåíèÿ â
Òàáåëè
ïðåäëîæåíèå
ñåíàòîðîâ î
âêëþ÷åíèè
«ñòàðûõ ìîñêîâñêèõ
÷èíîâ»: бояр, êðàâ÷èõ, îêîëüíè÷èõ.
×ëåíû
ïðèñóòñòâèé
Âîåííîé è
Àäìèðàëòåéñêîé
êîëëåãèé ,ïî-âèäèìîìó ,áûëè
îñâåäîìëåíû
î õîäå îбсуждений в Сенате, так как их президенты А.Д. Меньшиков и
Ф.М. Апраксин входили в его состав. Безусловно, основное внимание в ходе прений
было обращено на размещение армейских и флотских чинов. Но к вопросам
формирования системы гражданского управления был проявлен значительный интерес.
Так члены военной коллегии решили подойти к вопросу о повышении рангов
дифференцированно. Прежде всего, следовало бы повысить ранги сенатским
чиновникам. Обер-секретаря Сената предлагалось переместить из 10-ãî ðàíãà â
8-é, ïðèðàâíÿâ
åãî ïîëêîâíè÷üåìó
÷èíó.
Îáîñíîâûâàëè
ýòî òåì ,÷òî âñå
ñåíàòñêèå
óêàçû
ðàññûëàëèñü
«çà åâî ðóêîþ», òî
åñòü
ïîâûøåííîé
îòâåòñòâåííîñòüþ, âîçëàãàåìîé
íà ýòó
äîëæíîñòü .Ïðåäëàãàëîñü
òàêæå
ïîâûñèòü
äîëæíîñòü öàðñêîãî
êàáèíåò-ñåêðåòàðÿ ,òàê
êàêон приближен ê
ìîíàðõó, âåäàåò
òàéíûìè
äåëàìè.
Ïîâûñèòü
ðàíãè ñëåäîâàëî
è
êàíöåëÿðñêèì
÷èíàì
Èíîñòðàííîé,
Âîåííîé è
Àäìèðàëòåéñêîé
êîëëåãèé,
òàê êàê,
âî-ïåðâûõ,
âûñîêèå
ðàíãè èìåëè
èõ ñîâåòíèêè
è, âî-âòîðûõ, â
çàñåäàíèè
èõ ïðèñóòñòâèé
÷àùå
ó÷àñòâîâàë
öàðü. Òàêèì образом, ранги канцелярских служащих
этих трех коллегий должны быть ниже аналогичных сенатских, но выше коллежских.
1.2 Îêîí÷àòåëüíàÿ
ðåäàêöèÿ Òàáåëè
î ðàíãàõ
Ïàðàëëåëüíî
ñ îáñóæäåíèåì
â Ñåíàòå è êîëëåãèÿõ
Ïåòð I ïðîäîëæàë
ðàáîòàòü íàä
ïðîåêòîì è ïîäãîòîâèë
íåñêîëüêî âàðèàíòîâ
êðàéíå âàæíîé
ñòàòüè çàêîíà óñòàíàâëèâàþùåé
ïîðÿäîê
÷èíîïðîèçâîäñòâà
äâîðÿí íà
øòàòñêîé
ñëóæáå â
çàâèñèìîñòè
îò âûñëóãè è
îáðàçîâàíèÿ .Îíà
ëîãè÷åñêè
ïðîäîëæàëà
íîðìû ,ââåäåííûå
Ãåíåðàëüíûì
ðåãëàìåíòîì
â ñòàòüå «Î
ìîëîäûõ
ëþäÿõ äëÿ
îáó÷åíèÿ
ïðè êàíöåëÿðèè».
Çäåñü ÷åòêî
ïðîñëåæèâàëàñü
ìûñëü î íåâîçìîæíîñòè
óñâîåíèÿ
òîíêîñòåé
óïðàâëåí÷åñêîãî
ìàñòåðñòâà, ìèíóÿ
îáó÷åíèå â
êàíöåëÿðèè .Îáó÷åíèå
êàíöåëÿðñêîé
ðàáîòå, ïîñëåäóþùàÿ
ðàáîòà â
ãîñóäàðñòâåííûõ
ó÷ðåæäåíèÿõ
ïðîâîçãëàøàëèñü
äîñòîéíûìè äàæå
äëÿ
ïðåäñòàâèòåëåé
çíàòíûõ
äâîðÿíñêèõ
ñåìåé. Íåîáõîäèìîñòü
ïðèâëå÷åíèÿ
êâàëèôèöèðîâàííûõ
êàäðîâ â ãðàæäàíñêóþ
ñëóæáó
òðåáîâàëà
ñîçäàíèÿ íîâûõ
ñòèìóëîâ .Ýòî
ïîñëóæèëî
ïðè÷èíîé
ïîäãîòîâêè
ñòàòüè îá
îðãàíèçàöèè
ïîäãîòîâêè
äâîðÿí ê
ãîñóäàðñòâåííîé
ñëóæáå â
ãðàæäàíñêèõ
ó÷ðåæäåíèÿõ.
Ïîñëå âíåñåíèÿ
íåîáõîäèìûõ
èçìåíåíèé ñ
ó÷åòîì ìíåíèé
Ñåíàòà è êîëëåãèé
â ÿíâàðå 1722 ã. ïðîåêò áûë
âûíåñåí íà îêîí÷àòåëüíîå
îáñóæäåíèå â
ÑåíàòОн
.
ðàññìàòðèâàëñÿ
íà10
заседаниях
÷òî áûëî
îòðàæåíî â
ïðîòîêîëàõ .Áûëà
óòâåðæäåíà
îêîí÷àòåëüíàÿ
ðåäàêöèÿ
òåêñòà
çàêîíà. Ïåòð
àêòèâíî
ó÷àñòâîâàë â
îáñóæäåíèè.
Âåðîÿòíî,
èìåííî åìó
ïðèíàäëåæèò
àâòîðñòâî
îêîí÷àòåëüíîãî
çàãîëîâêà
çàêîíà,
äîñòàòî÷íî
ïðîñòðàííîãî,
íî ìàêñèìàëüíî
îòðàæàþùåãî
åãî ñóòü:
«Òàáåëü î
ðàíãàõ âñåõ
÷èíîâ,
âîèíñêèõ,
ñòàòñêèõ è
ïðèäâîðíûõ,
êîòîðûå â
êîòîðîì
êëàññå ÷èíû,
òå èìåþò ïî ñòàðøèíñòâó
âñòóïëåíèÿ
â ÷èí ìåæäó
ñîáîþ,
îäíàêî æå âîèíñêèå
âûøå ïðîò÷èõ,
õîòÿ áû ñòàðåå
êòî â òîì êëàññå
ïîæàëîâàí áûë».
Èòàê, èçäàíèå
Òàáåëè î
ðàíãàõ
ÿâèëîñü
ðåçóëüòàòîì
íàïðÿæåííîé, áîëåå
÷åì
äâóõëåòíåé
çàêîíîòâîð÷åñêîé
ðàáîòû .Îíà
ïðîâîäèëàñü
ïîä
ðóêîâîäñòâîì
è ïðè íåïîñðåäñòâåííîì
ó÷àñòèè
Ïåòðà I. Áûëè ïðèâëå÷åíû
íàèáîëåå çíà÷èòåëüíûå
ôèãóðû, âëèÿþùèå
íà
âíóòðåííþþ
è âíåøíþþ ïîëèòèêó ñòðàíû.
Âûðàáîòàëñÿ îïðåäåëåííûé
àëãîðèòì ïîäãîòîâêè
çàêîíà: ðàçðàáîòêà
ïðîåêòà - îáñóæäåíèå
åãî â Ñåíàòå -
ðåäàêòèðîâàíèå
ïî çàìå÷àíèÿì
- îáñóæäåíèå ïåðåä
îêîí÷àòåëüíûì
óòâåðæäåíèåì.
Ïîäãîòîâêà çàêîíà
íàõîäèëà îòðàæåíèå
â öåëîì êîìïëåêñå
âçàèìîñâÿçàííûõ
äîêóìåíòîâ: çàïèñêàõ ,ýêñòðàêòàõ, ïðîåêòàõ ,ìíåíèÿõ ,ïðîòîêîëàõ
çàñåäàíèé .Èìåííî
îíè
ïîçâîëèëè ñ
áîëüøîé
äîñòîâåðíîñòüþ
ïðîñëåäèòü
ýòàïûи
èñòîðèþ
ñîçäàíèÿ
çàêîíîäàòåëüíîãî
àêòà .
2. ׂטן ט
ךכאסס קטםמג
ןמ ׂאבוכט מ
נאםדאץ
ׁעpyךעypa עוךסעא
ׂאבוכט
הוכטעס םא2
÷àñòè:
ñèñòåìàòèçèðîâàííàÿ
òàáëèöà, âêëþ÷àþùàÿ
âñåãî262 äîëæíîñòè
âîåííûõ(126) ,
ãðàæäàíñêèõ
(94) è
ïðèäâîðíûõ (42) ÷èíîâ. Îíè
áûëè
îïðåäåëåíû
ïî14
êëàññàì. Ïðè
ýòîì 11-é
êëàññ
âêëþ÷àë ëèøü
îäíó המכזםמסע
- ךמנאבוכםמדמ
סוךנועאנ .Íî ,âèäèìîи
ñóåâåðíûõ
ñîîáðàæåíèé
ðåøèëè íå
èñïîëüçîâàòü
«÷åðòîâó
äþæèíó» äëÿ
íóìåðàöèè
ðàíãîâ.
־סעאםמגטלס
ןמהנמבםוו
םא עמל, ךאךטו
הוכמןנמטחגמהסעגוםםו
המכזםמסעט
גמרכט ג ׂאבוכ
ט
ךאךטל
מבנאחמל מםט בכט
נאסןנוהוכום
ןמ
נאםדאל.
ֽאטבמכוו גסמךטי
נאםד