Наводнения в Санкт-Петербурге

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Геология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    1,10 Mb
  • Опубликовано:
    2010-09-16
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Наводнения в Санкт-Петербурге

Министерство образования РФ

Вологодский государственный технический университет






Контрольная работа

Кафедра водоснабжения и водоотведения

Предмет: История и перспективы развития специальности

Тема: Наводнения в Санкт-Петербурге












Череповец 2010

Содержание

Введение

1. История наводнений в Санкт-Петербурге

2. Краткая статистика наводнений

3. Измерения уровня воды в реке Неве

4. История становления службы наблюдений за изменениями уровня в Финском заливе

5. Петербург отныне защищен от наводнений

6. Комплекс Защитных Сооружений (КЗС) и его краткие характеристики.

Вывод

Список используемой литературы и источников

Введение

Санкт-Петербург, является самым северным из крупнейших городов мира (от 60 параллели до Полярного круга около 700 км, немногим дальше, чем до Москвы). Кроме того, Петербург расположен относительно недалеко от Атлантического океана. И это обстоятельство является основной причиной неустойчивости петербургской погоды, то по-северному суровой, то по-европейски мягкой. Ненастье и штормовые ветры в город приносят циклоны, чаще всего атлантические.

Город расположен на низких берегах мелководной Невской губы и низких островах дельты Невы. Также неглубок Финский залив, да и собственно Балтийское море.

Эти два фактора (перемещение через Балтийское море активных циклонов и мелководье) обеспечивают условия для возникновения наводнений.

Наводнения вызываются рядом факторов: возникающие на Балтике циклоны с преобладанием западных ветров вызывают подъём «медленной» нагонной волны Кельвина и движение её в направлении устья Невы, где она встречается с двигающимся во встречном направлении естественным течением реки. Подъём воды усиливается из-за мелководья и пологости дна в Невской губе, а также сужающегося к дельте Финского залива. Также вклад в наводнения делают сейши, ветровые нагоны и другие факторы.

1. История наводнений в Санкт-Петербурге

До основания Петербурга, самое крупное наводнение произошло в 1691 году. В шведских летописях сказано, что водой была скрыта вся местность, центральной части будущего города на двадцать пять футов высоты (7.62 метра). Поэтому шведы заложили крепость Ниеншанц и город Ниен выше по течению Невы — в месте впадения в Неву Охты.

Уже спустя 3 месяца после основания Петербурга, в ночь с 19 на 20 августа 1703 года, произошло наводнение. Тогда вода поднялась более чем на 2 метра. А спустя три года, в 1706 году, жители города стали свидетелями грозного стихийного бедствия, о котором в своём письме к Александру Меньшикову Пётр I сообщал: «Третьего дни ветром вест-зюйд-вест такую воду нагнало, какой, сказывают, не бывало. У меня в хоромах было сверху пола 21 дюйм, а по городу и на другой стороне по улице свободно ездили на лодках. Однако же недолго держалась, менее трех часов. И зело было утешно смотреть, что люди по кровлям и по деревьям, будто во время потопа, сидели… Вода хотя и зело велика была, беды большой не сделала»[источник не указан 237 дней].

 

Схема затопляемых территорий Санкт-Петербурга

В начале XVIII века центральная часть города затапливалась при подъеме всего на 130—150 см. Наибольшему ущербу подвержены территории, прилегающие к Неве и Невской губе. Наращивание культурного слоя, мощение дорог способствовало борьбе с затоплением. В настоящее время наводнениями считаются подъёмы уровня воды более, чем на 160 см над ординаром (уровень водомерного поста, установленного у Горного института). Наводнения с подъёмом воды до 210 см считаются опасными, до 299 см — особо опасными, свыше 300 см — катастрофическими.

В 1979 году началось создание дамбы (комплекса защитных сооружений Ленинграда от наводнений), в конце 1990-х строительство заморожено. В настоящее время Президентом РФ поставлена задача завершить строительство в 2008 году.

Чаще всего наводнения происходят в сентябре-декабре.

Наиболее крупными были наводнения в 1824 (7 (19) ноября, 421 см выше ординара)[1], 1924 (23 сентября, 380 см), 1777 (10 (21) сентября) 321 см), 1955 (15 октября, 293 см), 1975 (29 сентября, 281 см) годах.

С 1703 по 2003 зафиксировано 324 наводнения (подъем воды более 160 см), из них 210 с подъемом более 210 см. В некоторые годы случались по несколько наводнений (в 1752 — пять), были периоды затишья (1729—1732 и 1744—1752).

  

Передвижение на лодках по улицам Владимирская улица 1924 года У причала Морского вокзала 18 октября 1967 Васильевского острова во время наводнения 23 сентября 1924 года

  

У Горного института 18 октября 1967 года Улица Большая Подьяческая 25 ноября 1903 года Улица Садовая у 25 ноября 1903 года

2. Краткая статистика наводнений

За период существования города три наводнения (по одному на каждое столетие) были катастрофическими:

21 сентября 1777 года вода в Неве поднялась на 3метра 21 сантиметр,

19 ноября 1824 года – на 4 метра 21 сантиметр,

23 сентября 1924 года - на 3 метра 80 сантиметров.

Во второй половине XX века самое крупное наводнение (2 метра 93 сантиметра) случилось 15 октября 1955 года.

Ученые утверждают, что подъемы в устье Невы могут быть и значительно больше наблюдавшихся: по расчетам института «Ленгидропроект» с вероятностью 1 раз в 1000 лет подъем уровня воды в устье Невы может достигать 4,87 м, а 1 раз в 10000 лет – 5,40 м.

В XVIII столетии произошло 75, в XIX - 77, в XX – 138 наводнений, причем в первой половине XX столетия - 57, а во второй – 81 наводнение (рис. 1). Как видно, в XX веке частота их резко увеличилась. За семь лет нового тысячелетия уже произошло 15 наводнений.




Наводнения в Петербурге крайне нерегулярны: то по нескольку случаев в году, то с перерывами в несколько лет. Они возникают в любое время года и суток, чаще всего в сентябре - декабре (80%), а наиболее редко – в апреле и июле. Около 60% всех наводнений случаются в вечернее и ночное время.

3. Измерения уровня воды в реке Неве

До 1878 года уровни воды в Неве измерялись только во время значительных подъемов, да и эти сведения весьма приблизительны. Более - менее надежными можно считать лишь даты этих наводнений. Невысокие наводнения в то время фиксировались приближенно. Уровень воды определялся грубо, порой «на глаз», в разных местах по течению и от различных отсчетных горизонтов. После потопа 1824 года по поводу этих сведений В.Н. Берх – морской инженер и историк - писал, что таблица высот наводнений, составленная им, не может быть верна, « …..поскольку лица, доставившие … сведения о бывших наводнениях, не токмо означали разные высоты вод, но даже были не всегда согласны в числах, когда случались наводнения».

Регулярные измерения уровня воды в Петербурге были начаты в 1878 году, когда на Васильевском острове, поблизости от Главной физической обсерватории, бывшей в то время метеорологическим центром России, был построен измерительный гидропост «Горный институт». В настоящее время в этом здании находятся Северо-Западное управление по гидрометеорологии, Санкт-Петербургский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и Петербургское отделение Государственного океанографического института.

До 1982 года высоты наводнений в Ленинграде отсчитывались от ординара у Горного института (среднего многолетнего уровня воды в Неве в районе гидропоста). В настоящее время отсчет уровня воды в Санкт-Петербурге ведется от среднего многолетнего положения водной поверхности Балтийского моря у г/п Кронштадт, который именуется «нулем Кронштадского футштока» (0 КФ) или «нулем Балтийской системы высот» (0 БС). Футшток – это простейший прибор для измерения уровня воды, представляющий собой массивную металлическую линейку.

Правительственным постановлением СССР от 7 апреля 1946 года 0 КФ был принят за исходный горизонт измерения высот на суше и на море.

4. История становления службы наблюдений за изменениями уровня в Финском заливе

Первые наблюдения над уровнем Финского залива относятся к началу XVIII века и связаны со строительством г. С-Петербурга и крепости Кронштадт на о. Котлин. В Невской губе и Финском заливе в разное время действовало более 30 пунктов водомерных наблюдений.

Во время Великой Отечественной войны наблюдения были почти полностью прекращены. Уровненные посты, находившиеся на территории или в зоне военных действий, очень пострадали, а частично были уничтожены.

В послевоенные годы началось интенсивное восстановление сети наблюдений. Состав наблюдений над уровнем был расширен; на водомерных постах, не оборудованных самописцами уровня, были введены наблюдения над сгонно-нагонными явлениями и учащенные наблюдения во время значительных подъемов уровня. К началу перестройки на участке г. Ленинград – г. Таллинн действовало 14 водомерных постов, из которых 8 были оборудованы самописцами.

Первые наблюдения за уровнем воды в районе створа защитных сооружений начаты в 1703 году у г. Кронштадта. Регулярные же 3-х срочные наблюдения начаты с 1806 года. Ряды наблюдений с 1806 по 1824 г. содержат много пропусков, а за период с 1825 по 1834 г. материалы утеряны. С 1835 г. были организованы 8-9 срочные наблюдения.

В конце 1897 г. на водомерном посту у г. Кронштадта был установлен самописец уровня, поэтому, начиная с 1898 г. по этому пункту имеются ежечасные уровни воды.

Для наблюдений за изменениями уровня воды в р. Неве в 1878 году был организован водомерный пост у Горного института.

В настоящее время наблюдения за уровнем ведутся на 10 метеостанциях восточной части Финского залива.

Действующая сеть гидрометеорологических наблюдений на ВФЗ, принадлежащая ГУ «СПб ЦГМС-Р».

В конце ХХ века, в связи с началом работ по строительству новых портов в Ленинградской области и строительством КЗС, возникла необходимость в организации дополнительной сети наблюдений, укомплектованной современными мареографами.

Проектная сеть г/м наблюдений.

Данные измерений уровня с мареографа автоматически поступают на метеостанцию, пульт диспетчера порта и в Гидрометцентр синоптику. Если будет достигнута договоренность со странами Балтии (Прибалтика, Норвегия, Финляндия) об обмене такими данными, у синоптиков будет полная картина пространственно-временных колебаний уровня всего Балтийского моря. Это, несомненно, будет способствовать не только улучшению качества прогнозов уровня в ВФЗ и в устье Невы, но и уточнению общей теории Невских наводнений.

5. Петербург отныне защищен от наводнений

Петербург, который за три столетия испытал многочисленные "атаки" водной стихии, отныне защищен от наводнений. Такое мнение высказала губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко, посетившая комплекс защитных сооружений /КЗС/ города от наводнений. Здесь успешно испытан плавающий затвор судопропускного сооружения "С1". Он построен на Морском канале, обеспечивающем проход крупнотоннажных судов в Торговый порт.

По словам руководителя городской администрации, уже отработан регламент функционирования КЗС и подписан соответствующий протокол. Согласно регламенту, за два часа до угрозы наводнения службы дамбы, предупрежденные МЧС, приступают к закрытию затвора и тем самым защищают город от наводнений.

Проект строительства КЗС Ленинграда-Петербурга, который начал реализовываться почти три десятилетия назад, включает в себя 11 защитных дамб. В том числе, должно быть построено шесть водопропускных сооружений и два судопропускных /С1 и С2/. Судопропускное сооружение С1, по которому будет осуществляться проход крупнотоннажных грузовых судов и современных круизных лайнеров водоизмещением до 100 тыс т и осадкой до 16 м, является самым крупным объектом КЗС. С1 будет функционировать круглый год. Сооружение С2 предназначено для пропуска судов типа "река-море", поэтому работать оно будет только в период летней навигации.

6. Комплекс Защитных Сооружений (КЗС) и его краткие характеристики.

КЗС расположен по трассе станции Горская - остров Котлин - станция Бронка на границе Невской губы с Финским заливом длиной 25.4 км, в том числе по акватории -22.2 км при средней глубине воды в акватории - 2.9 м..

В состав КЗС входят:

2 судопропускных сооружений, которые запроектированы в районах существующих фарватеров. Имеющие судопропускные пролеты в южном створе - шириной 200 м, при глубине 16 м на пороге, и в северном - 110 м при глубине 7 м. В период наводнения они перекрываются на юге - плавучими затворами (батопортами), на севере - плоскими затворами, а в остальное время остаются открытыми для прохода судов и пропуска воды 6 водопропускных сооружений,

в северной части 4,

южное судопропускное - 200 м,

примыкающее к берегу водопропускное -288 м,

центральные водопропускные - 240 м.

в южной части 2,

северное судопропускное - 110 м,

примыкающее к берегу водопропускное -288 м.

11 каменно-земляных глухих дамб с высотой волноотбойной стенки над уровнем воды – 8,5 м,

7 мостов,

тоннель под морским каналом для пропуска транспортного потока, и другие транспортные сооружения, здания и помещения эксплуатационного и обслуживающего назначения.

Площади сечений:

акватории (до строительства КЗС) около 64,4 тыс. м2,

водопропускных сооружений около 9600 м2,

дельты Невы около 6400 м2.

В связи с постройкой дамбы прогнозировалось уменьшение водообмена Невской губы с Восточной частью Финского залива на 10 - 20%.

  

Комплекс Защитных Сооружений (КЗС)

Вывод

Исходя, из выше сказанного наводнения причиняют городу колоссальный ущерб. Хотя с развитием технического прогресса люди научились бороться с данной стихией, однако это выражается лишь в том, что люди придумали, как защитить город от наводнений, а не то, как создать благоприятные природные условия, что вообще не возникало таких проблем. Но глобальное потепление и ряд «антропогенных» факторов, согласно прогнозов специалистов, приведут к увеличению повторяемости и росту разрушительной силы наводнений и статистика подтверждает это.

Список используемой литературы и источников

Р.А. Нежиховский Река Нева и Невская губа. — Л.: Гидрометеоиздат, 1981.

К.С. Померанец Три века петербургских наводнений. — СПб: «Искусство-СПБ», 2005. — ISBN 5-210-01578-5

Б.К. Пукинский 1000 вопросов и ответов. — Л.: Лениздат, 1981. — С. 432.

«НЕДЕЛЯ» информационный портал, 2007—2009 ИА «Медиа.С-Пб»

Знаменский В.А. Экологическая безопасность водной системы Санкт-Петербурга. СПб 2000. 120с.

Управления по строительству сооружений защиты Санкт-Петербурга от наводнений, http://www.morzashita.spb.ru/flood1.html,

Экологическая база данных, http://enet.spb.ru/lew/base1/html/map.html .

Похожие работы на - Наводнения в Санкт-Петербурге

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!