Роль и проблемы столицы
Федеральное
агентство по образованию
ТОМСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (ТГУ)
Геолого-географический
факультет
Кафедра
географии
РЕФЕРАТ
Роль
и проблемы столицы
Томск-2009
1. Роль столицы
Столицы играют важную роль в жизни
стран, выполняя как политические (государственное управление), так и
экономические, социальные, культурные, научные, военно-стратегические функции.
В столице могут сочетаться функции столичные (политические) и нестоличные
(экономические, культурные, административные и др.). Главным отличием
политической столицы от любого крупного экономического и/или культурного центра
является выполнение столичных функций — управление территорией государства и
его населением. В столицах, как правило, размещаются институты трех главных
ветвей государственной власти — законодательной, исполнительной и судебной.
Таким образом, столица является главным центром государственного управления
страной [3].
Москва — столица Российской
Федерации, город федерального значения, административный центр Центрального
федерального округа и Московской области (в состав которой не входит). Это
крупнейший по численности населения город России и Европы (население на 1 июля
2009 года — 10,527 млн. человек) [6], центр Московской городской агломерации. Также
является одним из крупнейших городов мира, занимая седьмое место в этом списке.
Москва относится к глобальным городам, оказывая большое влияние на мир. Этому
способствует высокий экономический потенциал города, его население.
Москва — важнейший транспортный узел,
а также политический, экономический, культурный и научный центр страны. Город
обслуживают 6 аэропортов. В Москве 9 железнодорожных вокзалов, 3 речных порта
(имеется речное сообщение с морями бассейнов Атлантического и Северного
Ледовитого океанов). С 1935 года в столице работает метрополитен. Москва —
крупнейший в общероссийском масштабе финансовый центр и центр управления
большой частью экономики страны. Так, например, в Москве сосредоточено около
половины банков из числа зарегистрированных в России. Кроме того, большая часть
крупнейших компаний зарегистрированы и имеют центральные офисы именно в Москве,
хотя их производство может быть расположено за тысячи километров от неё.
В Москве, как в городе, наделённом
Конституцией РФ столичными функциями, находятся законодательные, исполнительные
и судебные федеральные органы власти страны, за исключением Конституционного Суда
РФ, который в 2008 года был перенесен в Санкт-Петербург. Опыт деконцентрации
столичных функций существует во многих странах, прежде всего, с федеративной
формой государственного устройства. Достаточно сильно столичные функции
децентрализованы в той же Германии, где функции по финансовому управлению
всегда располагались во Франкфурте-на-Майне, управление по труду – в Нюрнберге,
конституционный суд – в Карлсруэ.
Москва как столица является местом
нахождения представительств республик в составе Российской Федерации,
автономных округов, краев, областей, а также дипломатических представительств
иностранных государств. Московский Кремль является официальной резиденцией президента
Российской Федерации. Она располагается в здании Сената. Москва является не
только «столицей» в прямом смысле этого понятия, но и крупнейшим в России
городом федерального значения, центром мирового мегаполиса с многомиллионным
населением, многоотраслевым и многоукладным экономическим хозяйством.
Осуществление Москвой столичных
функций возможно только при обеспечении городом целого ряда условий
общегородского (а иногда и регионального) масштаба [2]:
— устойчивость общегородского
развития, экологическая безопасность, охрана окружающей природной среды, учет
требований гражданской обороны и предотвращения чрезвычайных ситуаций;
— сохранение природного,
ландшафтного, исторического своеобразия Москвы и ее пригородов;
— развитие центральной исторической
части Москвы как национального общественно-культурного центра, символа
российской государственности, а также системы городских общественных центров и
зон, международных, культурных, рекреационных и спортивных комплексов как
инфраструктуры национального и международного туризма;
— комплексное развитие инженерной,
транспортной и социальной инфраструктур города, обеспечивающих устойчивое
функционирование всех систем обслуживания москвичей и гостей столицы, и ряд
других требований.
2. Проблемы столицы
В наше время столица переживает
капитальное архитектурное преобразование. Город перестраивается — строятся
многоэтажные офисные здания, современная транспортная инфраструктура, элитное
жилье, которое может быть не востребовано в период наступившего финансового
кризиса. Появляются программы по строительству доступного широким кругам
населения жилья.
СМИ зачастую употребляют
словосочетание «строительный бум», описывая происходящие процессы в городе в
конце 1990-х годов — начале XXI века. При этом они замечают, что из-за крайне
высокой стоимости земли в центральной части города, этот бум негативно влияет на
сохранность исторического облика города. Чтобы сэкономить деньги инвесторы
зачастую объявляют здания ветхими и сносят их, строя на их месте взамен
современные многоэтажные здания.
В те же годы сложилось явление под
названием «точечная застройка», когда посреди сложившихся кварталов, например,
на месте детской площадки, вырастал новый высотный жилой дом. Подобная практика
вызывала протесты со стороны москвичей. В 2008 году «точечная застройка» была
запрещена, однако по сообщениям ряда СМИ застройщики успешно находят способы
для преодоления подобных запретов [1].
В числе других негативных последствий
строительного бума СМИ называют приток в столицу большого количества мужчин из
российских регионов и южных стран СНГ. Аналитики предсказывают, что
безработные, лишившись работы на стройках из-за экономического кризиса, ухудшат
статистику уличной преступности и уже вызывают рост социальной напряженности,
отмечается и рост числа бездомных собак, которых прикармливают на
стройплощадках охранники и строители.
Самой важной проблемой Москвы
столичные жители считают дорожно-транспортную ситуацию и наличие пробок. Между
тем согласно статистике Минтранса в рабочие дни на дорогах столицы
насчитывается 650 пробок. Почти 60% транспортной сети в Московском транспортном
узле работает в режиме перегрузки. В настоящее время около 80% протяженности
магистральных дорог и транспортных узлов города Москвы, особенно в центральной
части, полностью исчерпали пропускную способность. В связи с этим специалисты
подчеркивают, что если столичные власти допустят увеличение автопотока в этих
районах, что уже в скором времени транспортное движение в городе попросту
остановится. Москва - это главный транспортный узел всей страны, и решение
транспортных проблем в столице должно проходить на государственном уровне,
считает мэр столицы Юрий Лужков [1]. Он отметил, что в концепции должны быть
отражены такие вопросы, как строительство новых линий метро, дублеров крупных
городских магистралей, в том числе и над железной дорогой, увеличение гаражного
строительства, разгрузка таких крупных транспортных узлов, как Кунцево, Рижский
и Павелецкий вокзалы. Но пробки на дорогах - проблема всех больших городов. Не
исключение и Лондон. Из-за пробок и заторов средняя скорость на его улицах -
чуть выше 16 км/ч. В феврале 2003 года для решения этой проблемы ввели
специальный транспортный налог: 8 фунтов (примерно 16 долларов) за въезд в
центральные районы города. Но как признало транспортное управление Лондона,
введение этого налога не решило проблемы "пробок" в британской
столице. В столице Японии Токио способы борьбы с пробками оказались более
эффективными. Этот город имеет большее преимущество по сравнению с другими
столицами, так как у него нет исторического центра, ведь он давно уничтожен
частыми землетрясениями. Самое первое, что стали делать власти для борьбы с
заторами, это строить подземные и многоуровневые наземные магистрали и
развязки. Местами количество уровней достигает пяти. Почти любую пробку можно
объехать - в Токио 12 кольцевых дорог, из них 8 бесплатных.
Еще одной проблемой москвичи считают
низкий уровень жизни. Хотя Москва и занимает 25-е место среди самых богатых
городов мира (по некоторым зарубежным оценкам), но это достигается за счет
неравенства доходов, многократно превосходящего показатели неравенства не
только в Европе, но и в США [4]. В Москве доходы 10% наиболее обеспеченного
населения превышают доходы 10% наименее обеспеченного населения в 39 раз,
значительно превосходят неравенство по России в целом и являются более высоким,
чем во всех остальных городах и регионах страны (таблица 1).
Коэффициент фондов (коэффициент
дифференциации доходов) характеризует степень социального расслоения и
определяется как соотношение между средними уровнями денежных доходов 10%
населения с самыми высокими доходами и 10% населения с самыми низкими доходами.
Коэффициент Джини (индекс концентрации доходов) характеризует степень
отклонения линии фактического распределения общего объема доходов от линии их
равномерного распределения. Величина коэффициента может варьировать от 0 до 1;
чем выше значение показателя, тем более неравномерно распределены доходы в
обществе.
Таблица 1. Распределение общего
объема денежных доходов по 20-процентным группам населения в 2005 г. [4]
Регион
|
Удельный вес общего объема денежных
доходов, приходящихся на соответствующую группу населения, в общем объеме
денежных доходов
(в %)
|
Коэффициент фондов, разы
|
Коэффициент
Джини
|
первая (с наимень-шими доходами)
|
вторая
|
третья
|
четвертая
|
пятая (с
наибольшими доходами)
|
Российская Федерация
|
5,5
|
10,2
|
115,2
|
22,7
|
46,4
|
14,8
|
0,405
|
Москва
|
2,9
|
5,6
|
10,2
|
20,6
|
60,7
|
38,6
|
0,567
|
Проблема поляризации качества жизни
заключается не только в абсолютной бедности, масштабы которой, хотя и
оцениваются по заведомо заниженной величине прожиточного минимума, слишком
велики для столичного мегаполиса. Доля населения Москвы со среднедушевым
доходом ниже московского прожиточного минимума близка к доле бедных в общей
численности населения России в целом, тогда как московский среднедушевой доход
в 3 раза превосходит среднедушевой доход всего населения России (таблица 2,3).
Таблица 2. Распределение численности
населения по величине среднедушевых денежных доходов в 2005 г. (в % от общей
численности населения региона) [4]
Величина среднедушевого денежного
дохода, руб/мес
|
Российская Федерация
|
Москва
|
До 1000
|
0,8
|
0,1
|
1000-1500
|
2,4
|
0,5
|
1500-2000
|
3,9
|
1,1
|
2000-3000
|
10,6
|
4,3
|
3000-4000
|
11,7
|
4000-5000
|
11,0
|
6,5
|
5000-7000
|
17,8
|
11,8
|
Свыше 7000
|
41,8
|
69,6
|
Таблица 3. Численность населения с
денежными доходами ниже величины прожиточного минимума (в % от общей численности
населения субъекта) [4]
Регион
|
2000 г
|
2001 г
|
2002 г
|
2003 г
|
2004 г
|
2005 г
|
Росийская Федерация
|
29,0
|
27,5
|
24,6
|
20,3
|
17,6
|
-
|
Москва
|
23,6
|
21,8
|
20,7
|
18,6
|
14,6
|
13,2
|
В Москве велика относительная
бедность, обусловленная высокой концентрацией доходов и расходов богатых. По
оценкам Института социально-экономических проблем народонаселения РАН, 51%
жителей Москвы имеют среднедушевой доход ниже 60% среднедушевого дохода по
Москве. Это означает, что значительная часть населения, которое по
образовательным и социально-профессиональным признакам должно было бы
относиться к среднему классу, пребывает в Москве в условиях относительной
бедности по доходам. А имущественное неравенство и неравенство социальных и
экономических возможностей в Москве значительно превосходят регистрируемое
неравенство доходов.
Существует и экологические проблемы,
свойственные всем большим городам. По данным Министерства природных ресурсов,
самая большая экологическая проблема столицы – это загрязнение воздуха. По
данным Минприроды, московский воздух в основном загрязняется выхлопами
транспорта. При этом попытки решить проблему административными мерами успехом
не увенчались. Московские водоемы загрязнены в меньшей степени, чем воздух, но
и тут ситуация близка к критической. Основной причиной загрязнения Москвы-реки
и других столичных водоемов являются даже не сбросы предприятий, а естественное
стекание грязи с улиц после дождей и в результате таяния снега. Грязные воды,
которые стекают со всего города и попадают в московские водоемы, практически не
проходят очистки[5].
В среднем в мире горожанин тратит на
себя 400 литров воды в день, а в некоторых районах Москвы этот расход достигает
700 литров в день. Свыше 90 % этой воды, но уже загрязненной, поступает в
канализацию. Подготовка избыточного количества воды питьевого качества и
очистка избытков сточной воды приводит к значительным энергозатратам и
огромному объему донных осадков.
Москва по сравнению с другими
крупными городами мира имеет ряд объективных факторов, осложняющих
экологические проблемы. Способность экосистемы Московского мегаполиса к
самовосстановлению существенно ниже, чем в более теплых городах. Московские
зеленые насаждения, микробиологические системы в водоемах и почве в
"полную мощность" работают не более 5-6 месяцев в году.
Централизованные системы тепло- и
водоснабжения, имея некоторые преимущества, в то же время стимулируют повышение
плотности застройки, а, следовательно, и удельной техногенной нагрузки на
единицу территории. Москва имеет самую высокую плотность населения из
крупнейших столиц мира. В среднем на одном квадратном километре в Москве
проживает около 8,4 тысяч человек, тогда как в центральной части Нью-Йорка –
8,1; в Токио – 5,4; Берлине – 3,5; Лондоне – 3,9 тысяч человек.
Решение экологических проблем в г.
Москве требует серьезных социально-экономических и градостроительных
исследований и проработок, долгосрочных и среднесрочных программ и планов, в
которых должны быть решены вопросы оздоровления наиболее проблемных территорий,
строительства экологически безопасных предприятий и объектов экологической
инфраструктуры.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.
Взгляд
[Электронный ресурс]. – Электрон. журн. – 2005-2009. - URL: http://ru.wikipedia.org