Структура управления Вооруженными силами в период с 1917-1985 гг.
Содержание
Введение
1. Структура управления Вооруженными
силами в период с 1917-1985гг.
2. Краткая характеристика Вооруженных
сил с 1917 –1985гг.
Заключение
Библиографический список
ВВЕДЕНИЕ
Одна из главных задач
настоящего времени - реформирование Вооруженных сил. Все таки основной период
становления Вооруженных сил нашей страны начинается с 1917 года и заканчивается
периодом начала формирования демократического общества до 1985г. В этот период
сформировалось четкая система управления вооруженными силами страны. Особое
внимание стоит уделить периоду Великой отечественной войны с 1941-1945гг., когда
тактика войны неоднократной имело свое преобразование, ведь на полях сражения
принимались самые неоднозначные решения, которые приводили к успешным победам.
Тема данной работы
является актуальной, по несколько причинам:
Во-первых, армия является
частью государства, обеспечивающей его неприкосновенность и в целом целостность.
Без качественного оснащения Вооруженных сил страны, задачу решения поставленной
или существующей проблемы решить сложно или даже невозможно, так как система
управления Вооруженными силами очень слабая.
Во-вторых, наша страна в
период с 1917г. по 1985 г. пережила период достаточно коренных изменений во многих
сферах жизнедеятельности: экономической, социально-политической, духовной.
Необходимо изучить исторический опыт прошлого времени вооруженных сил страны и
после этого сделать соответствующие и надлежащие выводы.
В-третьих, давно
назрела необходимость оценить деятельность вооруженных сил по сохранению
боеспособности Русской армии, объективно и беспристрастно, в первую очередь, на
основе документов, отражающих данную проблему. Именно армия обеспечила победу
революции 1917 года и в Великой отечественной войне 1941- 1945гг., стала важной
силой, поэтому до настоящего времени вызывает интерес и политологов.
1. Структура управления Вооруженными силами в период
с 1917-1985гг.
Отечественная история
вооруженных сил страны включает в себя следующий период с 1917 года по 1921 год
и с 1921 года по 1985 год.
Первый исторический
этап обозначен настойчивым интересом к только что минувшим событиям в условиях
творческой свободы.
Отмечается неумелая
политика военного и морского министра А.И. Гучкова в период 1917 года.
Показательны события на фронте в 1917 г. Обосновываются причины разделение и
разграничения в армии между руководящим составом армии и солдатской массой, в
частности, отмечается, что в сознании солдат офицерство ассоциировалось со
старым режимным порядкам, установленными в царской армии.
Выработались штампы
советской истории, по которым к примеру Л.Г. Корнилов поставлен контрреволюционером.
Особенностью
историографии 20-х - первой половины 30-х гг. является четко наметившаяся
тенденция к более обстоятельному изучению конкретно-исторической стороны
революционных событий в армии, как необходимой основы для более глубоких
обобщений. Революционное движение в армии рассматривается историками как
нарастание классовой борьбы в стране.
Данное обстоятельство определило
существенный момент на тематику военного вооружения и вооруженной системы
страны. Понятие офицер было отнесено к некому смыслу и не определенному понятию,
а в новом лексиконе при упоминании к нему прочно прикрепилось отрицательное
значение. Долгое время многие элементы, системы и аспекты формирования
офицерского корпуса, на основании взглядов идеологии, не могли стать
самостоятельными объектами многих исследований.
Проблема управления
системой вооруженными силами страны определило выражение в ряде научных трудов
по различным аспектам истории вооружения, выполненных в жесткой системе
координат методологии времени культа личности И.В. Сталина, все более
набиравшего силу.
Развитие вооруженных
сил страны во второй половине 30-х годов приостановилось, возможно это вызвано
некими политическими событиями в это время, возможно сложными экономическими
событиями страны. Во время тридцатых годов достаточно сложной была система
управления вооруженными силами страны, армия была слаба, системы и структуры
организации вооруженных сил практически не существовало.
Со второй половины 30-х
гг. изучение темы вооруженных сил было приостановлено. Начавшиеся репрессии
напрямую затронули вооруженные силы, поэтому обсуждение таких проблем было
небезопасным занятием. В предвоенные, в годы Великой Отечественной войны и
первые послевоенные годы положение несколько изменилось, причем в лучшую
сторону.
Здесь можно провести
некую аналогию до Великой Отечественной войны и после нее. До 1941 года система
управления вооруженными силами страны была сложной, практически можно сказать,
что системы не существовало, армия была слаба. Четкого руководства и структуру
руководства не было, после 1945 года, а в частности после 2 сентября 1945
появилась четкая и организованная организационная структура управления
Вооруженными силами страны, появилась крепкая и сильная армия, появилась
система вооружения и перевооружения страны. Руководство Вооруженными силами
страны обращается к истории военного вооружения, при этом определяя героический
моменты русского народа и руководящего состава. В армии восстанавливаются
прежние воинские звания и ношение погон, что поднимало в общественном мнений
престиж офицера вообще и ставило вопрос об использовании богатейшего военного
опыта прежних эпох.
Красноречиво говорит о
необходимости решения обострившихся кадровых проблем в годы Великой
Отечественной войны, изменении отношения политического руководства страны к
некоторым традициям и опыту комплектования и подготовки корпуса офицеров
Русской армии. В прямой постановке стали рассматриваться проблемы, связанные с
процессом строительства Вооруженных сил России.
Третий исторический
этап становления системы управления вооруженных сил страны был период, вторая
половина 1950-х- 1985 гг.
Во второй половине 50-х
- первой половине 60-х гг. на историю проблемы вооруженной системы влиял курс
Коммунистической партии на преодоление последствий культа личности И.В.
Сталина.
Во второй половине 50-х
гг. политологии посвятившие свою деятельность изучению Вооруженных сил данного
времени. Определяется одна из важных функций солдатских комитетов (структурная
часть Вооруженных сил страны) - ограничение власти руководящего состава и,
фактически, уравнивание в правах солдата и офицера. В солдатские комитеты
принимались только офицеры, которые относились к революционным преобразованиям
неоднозначно.
До конца 80-х гг.
комплектация и интерес в управлении Вооруженными силами заметно возросло. Определены
важные направления изучения проблемы на современном уровне. Затрагиваются
вопросы о составе русского офицерского корпуса, и о тактике высшего командного
состава, руководящего звена Вооруженных сил страны, а также о порядке
комплектования офицерского состава, деятельности политических партий по
привлечению на свою сторону офицеров действующей армии и тыловых гарнизонов.
Во второй половине
1980-х г. в условиях углубления социально-политического кризиса в стране, на
волне «перестройки», объявленных М.С. Горбачевым, появилась возможность
разрушить взгляды на систему вооруженных сил. Наметились тенденции в отношении
к различным оценкам прошлого.
В целом необходимо
отметить, что непосредственное руководство строительством Вооруженных сил СССР,
их жизнью и боевой деятельностью осуществляли органы военного управления.
В систему органов
военного управления входили:
— органы управления СА
и Военно-морской флот Советского Союза, объединяемые Министерством обороны
СССР, во главе которого стоял Министр обороны СССР;
— органы управления
пограничными войсками, подчинённые Комитету государственной безопасности СССР,
во главе которого стоял Председатель Комитета государственной безопасности
Советского Союза ;
— органы управления
внутренними войсками, подчинённые Министерству внутренних дел СССР, во главе которого
стоял Министр внутренних дел СССР.
По характеру
выполняемых задач и объёму компетенции в системе ОВУ различались:
Центральные органы
управления внутренними войсками.
Органы военного
управления военных округов флотов.
Органы военного
управления войсковых соединений и частей.
Местные органы военного
управления.
Начальники гарнизонов и
военные коменданты.
Вооруженные силы
состояли из видов Вооруженных сил СССР, штабы и войска Гражданской обороны
СССР, внутренние войска министерства внутренних дел СССР.
В 1932 году началась
подготовка к созданию общесоюзной системы противовоздушной обороны. К началу
Второй мировой было выделено 13 зон ПВО, распределённых по военным округам,
которые в ходе войны были преобразованы во фронты ПВО, армии ПВО и силы ПВО
военных округов.
В их состав входили:
·
Войска
ракето-космической обороны;
·
Радиотехнические
войска противоракетной обороны, 1952 г.;
·
Зенитные
ракетные войска;
·
Истребительная
авиация (авиация противоракетной обороны);
·
Войска
радиоэлектронной борьбы противоракетной обороны.
·
Специальные
войска.
ВПВО делились по
территориальному принципу на округа противоракетной обороны (группы войск):
Сухопутные войска Вооруженных
сил СССР, (1946 год).
Сухопутные войска— виды
Вооруженных сил СССР, предназначенный для ведения боевых действий на суше,
наиболее разнообразный по вооружению и способам ведения боевых действий. По
определенным боевым возможностям способен самостоятельно или совместно с
другими видами Вооруженных сил вести наступление в целях уничтожения определенных
групп войск противника и овладения его территорией, наносить огневые удары на
большую глубину, отражать вторжение противника, его крупные воздушные и морские
десанты, прочно удерживать занимаемые территории, районы и рубежи. В своём
составе Сухопутные войска имеют различные рода войск, специальные (специального
назначения (спецназ)) войска и службы. В организационном отношении Сухопутные
войска состоят из подразделений, частей, соединений и объединений.
Сухопутные войска
делились на рода войск (мотострелковые войска, танковые войска, воздушно-десантные
войска, ракетные войска и артиллерия, войска войсковой, армейская авиация, а
также части и подразделения специальных (специального назначения (спецназ))
войск (инженерных, связи, радиотехнических, химические, технического
обеспечения, охраны тыла). Кроме того имелись в Сухопутные войска части и
учреждения тыла.
Возглавлял Сухопутные
войска Советского Союза главнокомандующий, являвшийся заместителем Министра
обороны СССР. Ему подчинялись Главный штаб и управления Сухопутные войска.
Ракетные войска
стратегического назначения— сухопутный компонент стратегических ядерных сил
Российской Федерации.
Войска постоянной
боевой готовности. На вооружении ракетных войск состоят межконтинентальные
баллистические ракеты мобильного и стационарного базирования с ядерными
боеголовками. Ракетные войска являются важным элементом национальной
оборонительной доктрины России.
Ракетные войска были
созданы 17 декабря 1959 года в качестве вида Вооруженных сил. Непрерывное
наращивание количества и качественных характеристик ракетных комплексов,
состоявших на вооружении, содействовало установлению ядерного паритета страны.
Силы и средства,
предназначенные для тылового обеспечения и по службам тыла технического
обеспечения войск Вооруженных Сил. Являлись неотъемлемой частью оборонного
потенциала государства и связующим звеном между экономикой страны и
непосредственно Вооруженных Сил. В его состав входили штаб тыла, главные и
центральные управления, службы, а также органы управления, войска и организации
центрального подчинения, тыловые структуры видов и родов войск Вооруженных Сил,
военных округов и флотов, объединений, соединений и воинских частей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Определили сущности
управление оборонной странный в период с 1917 года по 1985 год в целом. В этот
период сформировалось четкая система управления вооруженными силами страны.
Особое внимание стоит уделить периоду Великой отечественной войны с
1941-1945гг., когда тактика войны неоднократной имело свое преобразование, ведь
на полях сражения принимались самые неоднозначные решения, которые приводили к
успешным победам.
Библиографический список
1.
Смирнов
А. Т., Васнев В. А. Основы военной службы: учебное пособие.
М.: Дрофа, 2004.
2.
Гражданская
защита: понятийно–терминологический словарь / Под ред. Ю.Л.Воробьева. –
М.: Одлайст, 2001.
3.
Организация
и ведение гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного характера / Под ред. Г. Н. Кириллова. –
М.: Институт безопасности и риска, 2002.