Зарождение и совершенствование отечественной военной педагогики
ЗАРОЖДЕНИЕ
И РАЗВИТИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЕННОЙ ПЕДАГОГИКИ
В
настоящее время наблюдается рост интереса и внимания (прежде всего офицерского
состава) к военной педагогике: передовому опыту обучения и воспитания
военнослужащих в армии. Понятен интерес и к истории возникновения данной науки.
Зарождение
и развитие военной педагогики в России неразрывно связано со всей историей
страны и ее армии и флота. Военная педагогика, как и любая другая наука, прошла
в своем развитии определенный путь, который можно подразделить на определенные периоды:
1)
с древнейших времен до XVII в.
Обобщение
практики военного обучения и воспитания первоначально было стихийным. Приобретенный
опыт вооруженной борьбы, правила военного обучения и воспитания передавались от
поколения к поколению. С появлением письменности военно-педагогическая практика
и мысль стали отражаться в летописях, государственных актах, поучениях,
завещаниях, затем в воинских уставах, приказах, наставлениях, трудах по военным
вопросам, а также в военно-исторических и художественных произведениях: «Поучение»
великого князя Владимира Мономаха (1053–1125гг.), «Слово о полку Игореве» (XII
в.), летописные повести о монголо-татарском нашествии [3].
В
дальнейшем подготовка армии приобретала все более осознанные формы, которые
находили свое отражение в уставах, наставлениях и инструкциях. Наибольший
интерес с педагогической точки зрения представляют «Уложения о службе» (1556г.),
«Боярский приговор о станичной и сторожевой службе» (1571г.), «Военная книга»
(1607г.), «Устав ратных, пушечных и других дел, касающихся до военной службы»
(1621г.), «Учение и хитрость ратного строения пехотных людей» (1674г.) и др. [2]
2)
XVIII – первая половина XIX в.
Конец
XVII — начало XVIII в., когда реформами Петра I были созданы регулярные армия и
флот России, можно по праву считать началом формирования единой системы
обучения и воспитания офицеров и солдат. Именно тогда закладывались взгляды и принципы,
на основе которых в дальнейшем развивалась отечественная школа военной
педагогики.
Так,
в 1698г. создается первая отечественная военная школа. Для обеспечения в армии
и на флоте четкого порядка, организации, дисциплины, единой системы обучения и
воспитания, отрабатывались и вводились в жизнь воинские уставы и инструкции.
Все это завершилось созданием Устава воинского 1716г. и Устава морского
1720г.[3, 5]
После
смерти Петра I, в 30-40-е гг. XVIII в., а так же с приходом на престол Павла I,
в армии насаждались прусская система муштры и плац-парада, слепое повиновение,
бездушное отношение к солдату. [3]
В
годы царствования Екатерины II
система военного образования совершенствуется и достигает мирового уровня.
Основные положения обучения и воспитания войск были изложены в «Инструкции
пехотного (конного) полка полковнику». Значительный вклад в
становление военной педагогики внесли известные политики и военачальники Г.А.
Потемкин, А.В. Суворов, М.И. Кутузов, Ф.Ф. Ушаков и др. Не без их участием были
открыты военно-учебные заведения закрытого типа (кадетские корпуса) [2,7]. В
1832г., для подготовки офицеров высшего звена открыта военная академия [6].
После
неудавшегося восстания декабристов в 1825г. в военно-педагогической мысли
России наступило время застоя и постепенного забвения прогрессивных
отечественных взглядов на обучение и воспитание воинов.
3)
вторая половина XIX – начало XX в.
Развитие
военной педагогики в этот период неразрывно связано с реформами во всех
областях общественной жизни Российского государства.
В
1862г. по предложению генерал-фельдмаршала Д. А. Милютина начала создаваться
сеть военных гимназий и прогимназий, военных, юнкерских и специальных училищ,
было расширено число военных академий [2].
В
1863г. было учреждено Главное управление военно-учебных заведений с целью
упорядочения руководства военно-учебными заведениями. Начал издаваться первый
специализированный журнал по проблемам военной педагогики – «Педагогический
сборник», а в 1879г. вышло в свет первое пособие «Военно-педагогический курс». В
это же время создается Педагогический музей, ставший распространителем
передовых педагогических идей в армейской среде. [1, 3]
В
1900г. в Санкт-Петербурге были открыты Педагогические курсы ведомства
военно-учебных заведений под руководством генерала А. Н. Макарова. Они стали
первым учебным заведением российской армии, где проводилась
психолого-педагогическая подготовка офицеров-воспитателей и преподавателей для
военно-учебных заведений. После революции на их базе был открыт
Военно-педагогический институт. [3]
4)
советский период развития военной педагогики (1917–1991 гг.)
После
Октябрьской революции 1917г., когда изменилась социально-политическая система
России, появилась необходимость в иной военно-педагогической концепции. В
результате была создана советская военная педагогика, которая основывалась на
теоретико-методологических установках К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина. В
соответствии с целями государства формировалось содержание обучения офицеров.
Начиная
с 1924г. армия и флот подверглись всесторонним преобразованиям: был осуществлен
переход к смешанному, территориально-кадровому комплектованию, создан ряд
национальных военных формирований, разработаны новые уставы, последовательно
вводилось единоначалие, создавалась многоступенчатая сеть военно-учебных
заведений [1].
Начиная
с 1960-х и до конца 1980-х гг. советские военные педагоги стали тесно
взаимодействовать с коллегами из других социалистических стран [3].
5)
современный этап (1991 г.– настоящее время).
В
данный период начали осуществляться следующие мероприятия в военной области: разработка
закона РФ об обороне; новая военная доктрина; проведение конверсии в
военно-промышленном комплексе; доведение численности личного состава, техники,
вооружения, материальных средств до необходимых пределов; пересмотр системы и
содержания подготовки офицерских кадров в военно-учебных заведениях. Необходимость
совершенствования системы обучения и воспитания военнослужащих связана с
уроками из опыта проведения контртеррористических операций на территории
Северо-Кавказского региона РФ, выполнения миротворческих операций, с изменением
военно-политической обстановки в мире и непосредственно у границ России,
характером современных войн и вооруженных конфликтов.
В
2002г. президентом РФ утверждена Программа перехода Вооруженных Сил РФ, других
войск, воинских формирований и органов к единой системе воспитания [3].
В
2004г. приказом министра обороны № 70 был принят основополагающий правовой акт
Министерства обороны РФ в области воспитания – Концепция воспитания
военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации [3].
Таким
образом,
военная педагогика, прошла сложный путь своего становления и развития. Она
базируется на мощном фундаменте педагогической мысли и практики отечественного
и мирового педагогического опыта. Все это служит основой для развития теории и
практики обучения и воспитания военнослужащих Вооруженных Сил РФ.
Список литературы
1.Барабанщиков А.
В. История
отечественной и зарубежной педагогики: В 3 ч. / Барабанщиков А. В., Иванов В.
Н. - Голицыно, 1995.
2.Большая
Советская энциклопедия [Электронный ресурс] . – М., БСЭ.-
3.Военная педагогика/Ефремов
О.Ю. и др.. – СПб., 2008. -640с.
4.Военная
педагогика и психология: Уч. пос.- М., Совершенство,1998.-376с.
5.Калюжный А.С.
Военная психология и педагогика в профессиональной деятельности офицера
Военно-морского флота: Уч. пос. – Н. Новгород: НГТУ, 2004. – 39с.
6.Скворцов
А.С. Военное дело России и ее соседей в прошлом, настоящем, будущем/ Скворцов
А.С. // Военно-исторический журнал.-2005.- №6.-80с.
7.Юсупов Э.
Военно-педагогическая система обучения и воспитания [Электронный ресурс].-Ташкент,
1995. –