Учёт, финансирование и кредитование
1. Предмет, задачи
статистики а/м тр-та и этапы стат.исследования.
Статистика –
самостоятельная общественная наука, которая возникла из практической
потребности людей.
Статистика занимается
разработкой методов сбора, сводки, обработки, анализа и теоретическим
обобщением цифровых данных о явлениях общественной жизни.
Статистика – наука, изучающая
количественную сторону массовых общественных явлений, в неразрывной связи с их
качественной стороной в определенных условиях места и времени.
Предметом
статистики служит массовые общественные явления.
Особенности
статистики: количество, качество, место и время.
Метод статистики – приёмы и способы, используемые для
исследования:
-
наблюдения,
-
группировок,
-
сводки,
-
обобщения данных.
Этапы
статистического исследования:
·
Наблюдение
– получение необходимых первичных сведений об изучаемом явлении;
·
Собранные
сведения подвергаются сводке, группировке, использованию в расчётах;
·
Проводят
тщательные изучения собранной информации, делают заключение, дают оценку.
Задачи статистики: сбор, обработка данных, наблюдение и
контроль за ходом выполнения планов, изучение условий выполнения плана в целях
выявления неиспользуемых резервов, повышения эффективности производства, его
развития, совершенствования показателей, способов получения информации, методов
расчёта и т.д.
2. Статистическое
наблюдение.
Первый этап
статистического исследования – представляет собой планомерный
научно-организованный сбор массовых сведений о социально-экономических явлений,
процессах.
Одно из
основополагающих требований – полнота, достоверность и объективность собранных
данных.
Должно
организовываться, как:
·
Планомерное
– по плану;
·
Массовое
– направленное на охват как можно большего числа случаев;
·
Систематичность
– производится не стихийно, а систематически, т.е. регулярно;
В статистической практике существует 2
формы наблюдения:
·
Отчетность
– сведения об изучаемом явлении статистические органы получают в виде особых
документов, предъявленных предприятиями в определенные сроки в установленной
форме (типовая и специализированная)
·
Специально
организованное статистическое наблюдение – представляет собой сбор сведений,
организуемый стат.органами или для изучения явлений не охватываемых
отчетностями.
Виды – сплошное, не
сплошное; прерывное, непрерывное; из документов; опрос.
3. Сводка и
группировка стат.данных. Статистические таблицы.
В результате
стат.наблюдения мы получаем материал, характеризующий отдельные единицы
совокупности. Возникает необходимость обработки, т.е. сводки.
Сводка – представляет собой
процесс получения итоговых данных о массовом явлении, при этом всё существенное
должно быть выделено, а несущественное – опущено.
Цель – сведение воедино всех
материалов стат.наблюдения.
Задача – охарактеризовать
исследуемый предмет с помощью системы статистических показателей, выявить и
измерить его существенные черты, особенности.
Сводка бывает централизованная (материал
сосредотачивается в Госкомстате) и децентрализованная (на местах); ручной и
машинной, в широком понимании и в узком.
Группировка – расчленение
массового явления на характерные виды групп и подгрупп по наиболее важным и
существенным признакам.
Виды группировок:
·
Типологическая
– выделение в совокупности изучаемых явлений социально-экономических типов;
·
Структурная
– применяется для изучения структуры группировки;
·
Аналитическая
– для изучения связей, взаимосвязей общественных явлений;
Таблицы – одним из важнейших
средств систематизации, обобщения результатов является таблица стат.данных.
Статистические таблицы представляют
собой наиболее рациональную форму изложения результатов сводки и обработки
стат.материалов.
Виды таблиц:
·
Простая
– простой перечень;
·
Групповая
– в подлежащем имеют группировку по одному признаку;
·
Комбинационная
– в подлежащем группировка по 2 и более признакам.
4. Статистические
величины в статистике (абсолютные, относительные, средние) их виды.
Обобщающие показатели бывают
абсолютными, относительными и средними.
Абсолютные –
количественные показатели, выражающие размер, объём того или иного явления в
определённое время и на определённой территории.
В результате сводки и группировки
получают абсолютные величины.
Бывают 2-х видов: индивидуальные и
суммарные.
Выражаются: натуральные (кг, м, шт);
трудовые (чел/час, чел/день); стоимостные (руб, коп, тыс).
Относительные – величины,
выражающие количественные соотношения между социально-экономическими явлениями
и их признаками.
При расчёте их принимают как
взаимоотношение 2-х взаимосвязанных абсолютных величин.
Числитель – сравниваемая величина,
знаменатель – база относительного сравнения.
Выражаются: в коэффициентах; в промилях
(в знаменателе 1000).
Бывают по содержанию:
1. планового
задания – план/факт;
2. выполнение
плана – факт/план;
3. относительная
величина динамики;
4. относительная
величина структуры;
5. относительная
величина интенсивности;
6. относительная
величина сравнения.
Средние – количественный
показатель характерного типичного уровня массовых однородных явлений, который
складывается под влиянием общих причин и условий развития, а рассчитывается на
единицу совокупности.
Виды: средняя арифметическая простая –
простое суммирование : количество; средняя арифметическая взвешенная; средняя
гармоническая – применяется в том случае, когда известны частоты, но неизвестно
в целом; средняя геометрическая.
5.Ряды
динамики и их показатели.
Явления общественной жизни,
изучаемые статистикой находятся в непрерывном изменении и развитии
(численность, объём и т.д.). При изучении этих процессов статистика применяет ряды динамики – ряды чисел, характеризующих изменение
явлений во времени.
Каждый ряд динамики состоит из 2-х
элементов: уровень – каждое числовое значение показателя, характеризующее
размер, объём и т.д.; период – моменты времени.
Различают 2 вида динамики:
- моментный
– ряд динамики, уровни которого характеризуют явления на определённый момент
времени;
- интервальный
(периодический) – уровни которого характеризуют изменение явлений за
соответствующий интервал времени.
Для изучения рядов динамики
статистики используются следующие показатели:
·
темп
роста – отношение последующего к прошлому уровню;
·
темп
прироста – отношение абсолютного прироста к предыдущему уровню (иначе: темп
роста минус 100%).
·
Абсолютное
значение 1% прироста – определяется делением абсолютного прироста на темп
прироста.
Также есть базисные и ценные показатели
с постоянной и переменной базой сравнения.
6.Индексы. Их
виды.
Индексы являются одним из самых
распространенных статистических показателей. С помощью их изучается развитие
народного хозяйства в целом, отдельно по отраслям, характеризуется изменение
важнейших экономических показателей, исследуется роль факторов, определяющих
это изменение.
Под индексом понимается
относительный показатель, который характеризуется соотношением уровней явлений
во времени, в пространстве и по сравнению с планом.
Индекс – количественный показатель
соотношения во времени, в пространстве или в сравнении с планом массовых
общественных явлений, состоящий из качественно однородных, но непосредственно
не поддающихся суммированию элементов.
Выражается в коэффициентах (или %).
Виды: индивидуальные ( i 1/0 = q1/q0), где q1 – объём работ в отчетном периоде, q0 - объём работ в базисном
периоде.
и общие (агрегатные) Yzq = Sz1q1/ Sz0q0, где Sz1q1 – затраты на выпуск каждого вида
продукции в отчётном периоде; Sz0q0 - затраты на выпуск
каждого вида продукции отчётного периода по себестоимости базисного периода.
7. Задачи бухучёта на АТП.
Его предмет и метод.
Задачи бухучета на
автомобильном транспорте определяются особенностями этой отрасли народного
хозяйства. Бухучёт, применяемый на АТП, должен способствовать обеспечению
контроля ха наличием и движением имущества, использованием материальных,
трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утверждёнными нормами, нормативами
и сметами; своевременному предупреждению негативных явлений в
хозяйственно-финансовой деятельности, выявлению мобилизации внутрихозяйственных
резервов; формированию полной и достоверной информации о хозяйственных
процессах и результатах деятельности предприятия, учреждения, необходимой для
оперативного руководства и управления, а также для ее использования
инвесторами, поставщиками, покупателями, кредиторами, налоговыми, финансовыми и
банковскими органами.
Предметом бухучёта
является собственность, находящаяся на предприятии в виде хозяйственных
средств; источники этих средств; их изменения в виде хозяйственных операций,
совершающихся в процессе выполнения перевозок; результаты хозяйственной
деятельности, обобщённые в денежном измерителе.
Метод бухучёта
– совокупность способов, используемых для отражения объектов бухучета и
получения информации для управления предприятием: документация и
инвентаризация, оценка и калькуляция отчёта и двойная запись, баланс и
отчётность.
8.Классификация
хозяйственных средств и источники их образования.
Классификация
хозяйственных средств по составу и размещению
Классификация
хозяйственных средств по источникам образования.
Уставной
Добавочный
резервный
|
|
По оплате труда, по
соц.страху и обеспечению. Перед бюджетом. Фонд потребления
|
|
Резерв на отпуск.
Резерв на выплату вознаграждения за выслугу лет. Ремонтный фонд.
|
|
Поставщики. Авансы
полученные,
пр.
|
|
Краткосрочные,
долгосрочные
|
|
Краткосрочные,
долгосрочные
|
|
Фонды накопления,
Фонды социальной
сферы
|
|
Обязательства по
распределению
|
|
Источники заемных
средств
|
|
Источники
собственных средств
|
|
Прибыль от
реализации работ, от прочей реализации, от внереализованных операций
|
|
9. Бухгалтерский
баланс. Его строение.
Бухгалтерский
баланс
– один из основных способов обобщения данных бухучета за определенный отчетный
период, является основной формой бухгалтерской отчетности.
В нем содержится информация о
состоянии средств, принадлежащих предприятию и об источниках их формирования в
денежной оценке.
Главным назначением баланса
является информация о состоянии финансовой и производственной деятельности
организации, поэтому он широко используется для экономического анализа.
Структура баланса представляет
собой двустороннюю таблицу: левая часть – отражает состав и наличие хоз.средств
– «Актив», правая часть – «Пассив» - отражается источниками средств по их
целевому назначению. Обязательное условие баланса –
равенство итоговых сумм.
10. Понятие о
счетах бухучёта. Строение и классификация. План счетов.
В процессе
осуществления своей производственной и финансовой деятельности каждое АТП
ежедневно совершает множество хозяйственных операций, изменяющих остатки
хоз.средств и их источники.
Для руководства
хоз.деятельностью необходимо знать об этих изменениях. Поэтому для
повседневного отражения данных бухучёта всех изменений используют систему
счетов, в которых накапливается учётная информация.
Счета
бухучёта
– накопительная информация – является способом экономической группировки,
контроля и текущего отражения в денежной оценке хоз.операций, в результате
которых изменяется состав средств и источник их формирования.
Счета делятся на 2
части: «Дебет» и «Кредит». Обязательно двойное отражение по каждому объекту в
счёте. На каждый объект учёта открывается только один счёт. Счета бывают
активные и пассивные.
Все счета классифицируются по двум главным признакам: по
экономическому содержанию; по структуре и назначению.
Для обеспечения
единообразия в обобщении данных бухучёта по предприятиям и отраслям народного
хозяйства утверждён единый систематизированный перечень счетов, который
называется Планом счетов бухучёта.
11. Учёт основных
средств (поступление, выбытие, износ).
К основным фондам
относятся предметы, стоимость которых более 100 МРОТ и срок службы более года.
Для правильного
наблюдения использования ОФ необходима их экономическая классификация,
построенная в зависимости от их экономического содержания, по назначению и
использованию в транспортном процессе и по принадлежности.
По назначению делятся
на производственные и непроизводственные. По использованию: действующие,
запасные, бездействующие. По принадлежности: собственные, арендованные.
Учёт основных фондов
ведётся по местам их использования. В бухучёте отражается по первоначальной
(или балансовой) стоимости, а также восстановительной.
02 – износ (пассив).
Для ведения
аналитического учёта и контроля за правильным использованием применяется
инвентарная нумерация.
ОФ
поступают на АТП:
- в порядке капитальных вложений;
- в качестве вкладов в уставной капитал;
- безвозмездно;
- в результате аренды.
В процессе эксплуатации ОФ изнашиваются, т.е. стареют и ветшают. Различают 2
вида износа: физический – изменение физических, химических, механических и др.
свойств объектов в процессе эксплуатации, сил природы и др.факторов; моральный
– старение ОФ в связи с научно-техническим прогрессом, с появлением более
новых, производительных.
Выбытие:
- полный износ;
- стихийные бедствия;
- реализация или безвозмездная передача;
- передача в аренду.
Всё
обязательно проводится через счёт и оформляется актом.
12. Инвентаризация
автомобильных средств, порядок проведения и документальное оформление.
Показатели бухучёта должны давать
точную, документально обоснованную информацию о состоянии хоз.средств АТП. Но
некоторые операции нельзя оформить документально, в связи с чем возникают
отклонения в учётных данных от фактического состояния. Для выявления
отклонений, обеспечения контроля за сохранность средств и приведения учётных
данных с их фактическим состоянием периодически проводят инвентаризацию.
Инвентаризация
– способ сверки фактического наличия средств с показателями бухучёта. Это один
из важнейших элементов метода бухучёта и рассматривается как дополнение к
документации хозяйственных операций.
Проведение инвентаризации
обязательно:
- при передаче имущества предприятия в
аренду, выкупе, продаже, а также преобразовании государственного муниципального
предприятия в АО или товарищество;
- перед составлением годовой
бухгалтерской отчетности, кроме имущества, инвентаризация которого проводилась
не ранее 1 октября отчётного года. Инвентаризация основных средств может проводиться
один раз в три года, а библиотечных фондов – раз в пять лет;
- при смене материально ответственных
лиц (на день приемки-передачи дел);
- при установлении фактов хищений или
злоупотреблений, а также порчи ценностей;
- в случае пожара или стихийных бедствий;
- при ликвидации предприятия, перед
составлением ликвидационного баланса ( в т.ч. при проведении конкурсного
производства) и в других случаях, предусмотренных законодательством РФ.
По назначению и характеру
инвентаризация бывает плановой и внеплановой.
13. Учёт денежных
средств и расчётно-кредитных операций.
Совершенствование управления
хозяйством и нормальной деятельности АТП требует улучшения организации
расчётных взаимоотношений с заказчиками, поставщиками, банковской системой,
государством, с рабочими и служащими, подотчётными лицами и т.д. Они
осуществляются в порядке денежных расчётов: либо б/р, либо выдачей наличных.
Задача учета расчетно-денежных и
кредитных операций заключается:
- в правильном оформлении и
соответствующем отражении этих операций;
- контроль за сохранением денежных
средств и их использованию по целевому назначению;
- своевременной оплате платёжных
требований, кредитных карточек, обязательств и т.д.;
- соблюдение финансовой дисциплины;
- установление взаимоотношений с
бюджетом;
- правильного использования банковских
ссуд, своевременного их погашения.
Выполнение этих задач способствует
ускорению оборачиваемости оборотных средств, укреплению расчётно-кредитной
дисциплины, снижение дебетно-кредиторской задолженности.
Основная масса производится путём
б/р.
Любому предприятию в банке
открывается р/сч. Основные документы, предоставляемые в банк: заявление,
документ о гос. регистрации, копия Устава АТП, документ, подтверждающий
постановку на учёт в ПФ, налоговые органы, карточки с образцами подписей.
Все расчёты производятся через
расчётный счет.
14. Отчётность и
документация АТП.
Отчётность – официальный,
установленной формы документ, отражающий различные стороны их деятельности за
определенный период времени, скрепленный подписями лиц, ответственных за её
предоставление и достоверность сообщаемых сведений.
Особое значение она
приобретает в настоящее время, она должна быть научно обоснованной,
достоверной, оперативной.
Достоверность базируется
на первичном учёте, который систематически осуществляется на предприятии.
Отчетность АТП содержит полную информацию всех сторон их хозяйственной
деятельности и является одним из элементов бухучёта, она завершает учётный
процесс на предприятии и состоит из итоговых показателей.
С помощью данных
отчетности:
·
Контролируется
выполнение плана;
·
Анализируется
хозяйственная деятельность предприятия за истекший период;
·
Выявляются
и мобилизируются внутренние резервы.
Виды:
- оперативная – отражение выполненных
отдельных производственно-хозяйственных операций в момент их совершения;
применяется для текущего контроля за ходом выполнения плана: ежедневная сводка,
сводка по видам грузов, о количестве а/м на линии, простой, тех.неисправности и
ежедневного наличия трудовых ресурсов;
- бухгалтерская отчетность – источник
информации, предоставляющий систему показателей, характеризующий всю систему
производственно-хозяйственной деятельности и является основным источником
информации.
Используется для регулирования
деятельности, принятии решений, выявления резервов, путей использования.
- статистическая.
15. Сущность
финансов и их функции.
Возникая на основе денег, они
выражают особую систему экономических отношений только в денежной форме. Деньги
– обязательное условие существования финансов.
Финансы возникли тогда, когда в
результате производства товаров и их реализации формируются денежные ресурсы
(доходы) и происходит их использование. Получение выручки от реализации
произведенной продукции базируется на функции денег, как: стоимости; средств
обращения и платежа.
Распределение денежной выручки
между участниками производства – это уже финансовые отношения. В процессе
распределения и перераспределения образуются разнообразные фонды денежных
средств: потребление, накопление, зарплата, резервы, амортизация и т.д.
Образование и использование этих
фондов создают материальную основу финансов.
Финансы – совокупность
экономических отношений, с помощью которых государство планомерно распределяет
созданный продукт для образования и использования денежных средств на цель
расширенного воспроизводства и удовлетворения общественных потребностей.
Функции:
·
Распределительная,
перераспределительная;
·
Контрольная.
16. Финансовая
система РФ, её звенья и их характеристика.
Финансовая система
является совокупностью различных сфер финансовых отношений, в которых
образуются и расходуются фонды денежных средств.
Финансовая система
является единой системой, базируется на единстве политической, экономической
основ государства.
Главным звеном является
бюджет государства. Это централизованный фонд, используемый правительством для
финансирования своей деятельности (военные расходы, экономические процессы,
социально-культурное управление).
Целевые
общегосударственные фонды являются внебюджетными. Создаются в целях
финансирования возникающих перед обществом задач.
Внебюджетные
фонды
– совокупность финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении центральных,
региональных и местных органов самоуправления и имеющих целевое назначение.
Финансы
предприятий
– децентрализованный фонд денежных средств, являющийся важнейшей сферой,
основой существования.
17. Бюджетная
система и бюджетный процесс государства.
Бюджетные отношения
представляют собой финансовые отношения государства на федеральном,
региональном и местном уровнях с государственными, акционерными и иными
предприятиями, а также населением по поводу формирования и использования
централизованного фонда денежных средств.
Совокупность всех видов бюджетов
образует бюджетную систему государства. Взаимосвязь между её звеньями,
организация и принципы построения принято называть бюджетным
устройством.
На сегодня бюджетная система
состоит: федеральный -1; республиканский -21; краевой и областной -56; окружной
и автономный -10; местный –около 29000.
Свод бюджетов по РФ –
консолидированный бюджет. Служит для аналитических и статических целей.
Бюджетный процесс –
регламентированная законодательством деятельность органов власти по
составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов.
18. Сущность
государственного бюджета, его роль в социально-экономических процессах. Доходы
и расходы. Бюджетный дефицит и управление им.
Бюджет
государства
– это ведущее звено финансовой системы. Объединяет главные доходы и расходы
государства. «Бюджет» - чемодан, мешок с деньгами.
Госбюджет – представляет
собой основной финансовый план государства на текущий год. Имеет силу закона.
Утверждается законодательными органами власти – Парламентом.
По материальному
содержанию это централизованный фонд денежных средств государства, а по
социально-экономической сущности – основное орудие перераспределение
национального дохода.
Основные функции:
перераспределение, государственное регулирование, стимулирование, финансовое
обеспечение социальной сферы, контроль за образованием и использованием
денежных средств.
Доходы – часть
централизованных финансовых ресурсов государства, необходимых ему для
выполнения своих функций.
Источники дохода –
займы, поступления от реализации государственной собственности и т.д.
Расходы – материальное
производство.
19. Организация
финансовой работы на автотранспорте. Финансовые взаимоотношения АТП.
Специфика организации
финансов транспорта основана на особенностях его экономики и организации
производства и управления, обусловленные производственными процессами.
Особенности: продукция
транспорта не имеет вещественной формы, т.е. не производит вещи, а лишь
перемещает товары, созданные в других отраслях.
Транспорту не
принадлежат предметы труда, они принадлежат отправителю и получателю. Цены на транспортную
продукцию складываются на основе тарифов на грузовые, пассажирские перевозки.
В качестве единицы
измерения – 1 т/км, 1 пасс/км, т/грузы, количество пассажиров.
Продукцию транспорта
нельзя накопить, отложить в запас, поэтому транспорт не может работать без
резерва.
В составе средстве производства на
транспорте нет сырья, стоимость которых на других предприятиях весьма
значительна. Характеризуется неравномерностью использования в течение года.
Финансы предприятия – совокупность
денежных отношений с образованием первичного дохода и их накоплений, их
распределением и использованием.
Собственный доход =
доход+амортизация.
Функции финансов предприятия:
·
Обеспечение
предприятия денежными средствами;
·
Распределительная;
·
Контрольная.
Для реализации функции финансов
предприятия создан финансовый аппарат, на который возложены следующие функции:
денежные отношения в процессе материального производства, реализация
транспортной продукции, повышение рентабельности, улучшение хозяйственной
деятельности и т.д.
Взаимоотношения состоят из 4 групп:
1. с другими
предприятиями и организациями;
2. внутри
предприятия;
3. внутри
вышестоящей организации;
4. финансово-кредитная
система (бюджет, страховое звено, банк, фондовый рынок).
20. Рынок ценных бумаг и
его участники. Виды ценных бумаг и их сущность.
Рынок –
экономические отношения по купле-продаже ценных бумаг.
Роль ценных бумаг – обеспечение
притока капитала для развития производства; неинфляционное привлечение ресурсов
для бюджета; обеспечение стабильности финансовой системы.
Для государства и корпоративных
структур рынок ценных бумаг выступает источником необходимых ресурсов, а для
инвесторов – сферой приложения капитала. Включает в себя – облигации, акции,
векселя, различные суррогатные бумаги.
Ценная бумага – документ
установленной формы с обязательными реквизитами и удостоверяющий имущественные
права.
Выпуск ц/б – эмиссия, выпускающий –
эмитент.
Основные виды:
·
Акции
– эмиссионная ценная бумага, закрепляющая право владельца на часть капитала в
виде девидентов. Бывают обыкновенные, привилегированные.
·
Облигация
– эмиссионная ценная бумага, закрепляющая право держателя на получение в
установленный срок номинальной стоимости и зафиксированных процентов.
·
Вексель
– одна из форм предоставления кредита. Используется в настоящее время редко.
Рынок ценных бумаг делится на первичный
и вторичный. Первичный – первое размещение; вторичный – перепродажа ранее
выпущенных.
Виды рынков: биржевой (прошли допуск,
т.е. листинг), внебиржевой (не прошли листинг).
Участники рынка ц/б:
·
Брокер
– тот, кто совершает сделки на основе договора и по поручению клиента
(хоз.субьект, гражданин);
·
Дилер
– совершает куплю-продажу за свой счёт от своего имени путем публичного
объявления цен (только хоз.субьект);
·
Депозитарий
– хранение ц/б;
·
Регистратор
– занимается организационными вопросами.
Самые ликвидные ц/б –
ГКО (государственные краткосрочные обязательства).
21. Система
ценообразования. Виды рыночных цен.
Цена – сложная экономическая категория,
выраженная в денежной форме. Есть проявление закона стоимости, т.е.
затраченного количества труда на единицу продукта.
Цены выполняют двоякую функцию: должны
обеспечивать достаточное выражение общественных затрат труда и служит
инструментом перераспределения.
Ценообразование – процесс формирования
цен на товары и услуги.
2 системы:
- рыночное ценообразование – функция на
базе взаимодействия спроса и предложения;
- централизованное государственное –
формированное государственными органами.
Виды цены:
·
Фиксированные,
·
Свободные,
·
Стандартные,
·
Единые,
·
Престижные,
·
Экспортные,
·
Оптовые,
·
Отраслевые,
·
Розничные,
·
Плановые.
Тарифы устанавливаются государством.
Величина зависит от отраслевой себестоимости перевозок.
22. Основной капитал.
Источники финансирования капитальных вложений в основные фонды.
Материально-технической
основой процесса производства на любом предприятии являются основные
производственные фонды. Они представляют собой средства труда, которые
многократно используют в хозяйственном процессе.
Денежные средства,
авансированные на приобретение основных фондов – называются основными
средствами и образуют основной капитал.
- собственные
финансовые ресурсы и внутрихозяйственные средства инвестора (прибыль,
амортизационные отчисления, денежные накопления и сбережения граждан и
юридических лиц; средства, выплачиваемые органами страхования в виде возмещения
потерь от аварий, стихийных бедствий и другие средства);
- заёмные финансовые
средства инвестора (банковские кредиты, облигационные займы и другие средства);
- привлечённые
финансовые средства инвестора (средства, получаемые от продажи акций, паевые и
иные взносы членов трудовых коллективов, граждан, юридических лиц);
- денежные средства,
централизуемые объединениями предприятий в установленном порядке;
- инвестиционные
ассигнования из госбюджета, местных бюджетов, внебюджетных фондов;
- иностранные
инвестиции.
Одним из основных
источников являются амортизационные отчисления.
23. Платежная
система РФ и её элементы. Формы расчётных отношений, применяемых на АТП.
В рыночных условиях особо актуальна
чёткая организация денежных расчётов, поскольку денежная стадия кругооборота
средств играет огромную роль в хозяйственной жизни предприятия любой формы
собственности.
Переход к рынку вызвал
необходимость создания новой платёжной системой, базирующейся на 2 –х уровневой
системе банков.
Произошли качественные изменения в
формах проведения расчётов:
- возрастает экономическая активность
субъектов;
- расширение числа и объёма сделки;
- появление огромного числа коммерческих
структур;
- рост документооборота.
Формы расчёта: нал и безнал.
Любое предприятие совершает
денежные расчёты как покупатель и как продавец.
Совокупность всех видов платежей составляет
платёжный оборот.
Формой организации безналичного
платёжного оборота является платежная система –
совокупность законодательных регулируемых элементов, обеспечивающих выполнение
долговых обязательств, возникающих в процессе экономической деятельности.
Главные элементы: субъекты и
объекты расчетных взаимоотношений; принципы организации расчётов; формы
расчётов; способы платежа.
К факторам, определяющим степени
развития платёжной системы относятся: общий уровень развития; основы банковского
законодательства; сложившиеся традиции.
Б/р – денежный расчёт путем записи
по счетам в банках, когда деньги списываются со счета плательщика и
записываются на счет получателя.
Основные формы – в соответствии с
действующим законодательством в современных условиях допуск использования
следующих форм б/р: платежное поручение; платежное требование; чеки;
аккредитивы; расчет в порядке планов платежей; клиринг.
24. Сущность
кредита, его функции и принципы.
Кредит
представляет собой форму движения ссудного капитала.
Ссудный капитал – денежные
средства, отданные в ссуду за определённый процент при условии возвратности и
удовлетворения потребности заёмщика.
Источник ссудного капитала –
временно свободные денежные средства предприятия, организации, населения и т.д.
Основные
условия существования кредита:
1. Несовпадение во
времени индивидуальных кругооборотов и оборотов производственных фондов
отдельных товаропроизводителей, т.е. во всех случаях у предприятия будут
периоды, когда собственные денежные средства оказываются свободными и когда их
не достает для обеспечения непрерывного производственного процесса. Но эти
периоды у отдельных предприятий не совпадают, т.е. у банка есть возможность
аккумулировать свободные денежные средства у одних и дать их другим взаймы.
2. Кредитор и
заемщик должны быть юридически самостоятельными, что обеспечит экономическую
ответственность сторон в процессе кредитных отношений.
3. Кредитор и
заёмщик должны быть заинтересованы в кредитных отношениях.
Функции
кредита:
·
Аккумулирующая,
·
Перераспределительная,
·
Экономия
издержек обращения, т.е. кредит выполняет функции замещения действительных
денег кредитными. Это развитие безналичного расчёта,
·
Стимулирующая,
·
Контрольная.
Принципы:
·
Обеспеченность
– предполагает наличие у заемщика товарно-материальных ценностей;
·
Целевой
характер – выдается строго на определенные цели;
·
Возвратность
– предоставляется на временное пользование;
·
Срочность
– на определённый срок;
·
Платность
– заемщик оплачивает банку проценты;
·
Дифференцированность
– банк по-разному подходит к выдаче заёмщику кредита (доверие).
25.Банковская
система РФ.
Созданию
современной банковской системы предшествовал длительный исторический период,
который определялся социально-экономическими условиями развития страны.
Банк – кредитная
организация, которая привлекает денежные средства юридических, физических лиц и
от своего имени размещает их на условиях возвратности, платности, срочности, а
также осуществляет расчетные, комиссионно-посреднеческие и другие операции.
На сегодня сформирована
двухуровневая банковская система:
- Центробанк – обслуживает только
коммерческие банки и др. кредитные учреждения, а также правительственные
организации. Кроме того, осуществляет проведение денежно-кредитной политики
государства. Главная функция – эмиссия банкнот и регулирование денежного
обращения. Главная задача денежно-кредитной политики Центробанка – поддержание
стабильной покупательской силы национальной валюты и обеспечение эластичной
системы платежей и расчётов.
- коммерческие банки – универсальные
кредитные учреждения. Предоставляют своим клиентам до 200 видов
кредитно-расчетных услуг. Эти банки концентрируют основную часть кредитных
ресурсов.
26.Краткосрочное
кредитование и кредитные отношения на АТП. Формы кредита.
Формы кредита:
1. Банковский –
кредитные отношения между банком, государством, предприятием, населением и т.д.
Только в денежной форме, приспособлен к плановому перераспределению финансов;
2. коммерческий –
кредит, предоставленный одним предприятием другому, т.е. взаимный кредит
хозяйственных субъектов на добровольной основе. Цель – ускорить реализацию
товаров с отсрочкой платежа и получение прибыли;
3. государственный
– государство выступает заемщиком, кредитором и гарантом;
4. потребительский
– форма кредитования физических лиц;
5. международный –
кредитные отношения, функционирующие на международном уровне.
6. межбанковский;
7. ипотечный;
8. инновационный –
финансирование науки; и т.д.
Потребность в кредите определяется
банком совместно с предприятием на стадии разработки проектов, финансовых
планов. Заключается договор между банком и заемщиком, в котором определяется
объект, срок, цена, расчёт экономической эффективности, ставки и т.д.
В настоящее время практикуется
выдача краткосрочных кредитов (до 1 года). Долгосрочные – только по линии
государственных программ.
27. Сущность
финансового контроля. Его формы и методы.
Финансовый
контроль
– контроль законодательных и исполнительных органов власти всех уровней, а
также специально созданных учреждений за финансовой деятельностью всех
экономических субъектов с применением особых методов. Это стоимостной контроль,
в отличие от других он имеет место во всех сферах производства, сопровождает
весь процесс движения денежных фондов, включает стадию осмысления финансовых
результатов. Он многоуровневый, всесторонний.
Система финансового контроля
включает:
·
ведомства
главного ревизора – аудитора (счетная палата) – подчиняется Парламенту и
Президенту. Цель – общий контроль за расходованием гос.средств.
·
налоговая
– контроль поступления налогов.
·
Контролирующие
структуры в составе ведомств.
·
Негосударственные
контролирующие службы – аудит.
·
Служба
внутреннего контроля.
Методы: проверка,
обследование, надзор, ревизии.
28. Страхование. Его
сущность, функции, виды и формы.
Страхование – система
экономических отношений, возникающая при образовании специального фонда средств
(за счёт предприятий, организаций, населения) и его использование для
возмещения ущерба, причиненного имуществу стихийными бедствиями и др.
неблагоприятными факторами, для оказания помощи гражданам при наступлении
различных событий в их жизни.
Страховой
фонд – резерв материальных или денежных средств, предназначенных для
обеспечения расширенного общественного воспроизводства рабочей силы, при
наступлении чрезвычайных неблагоприятных событий, стихийных бедствий и
несчастных случаев.
Признаки:
·
Страхование
носит целевой характер;
·
Страхование
носит вероятный характер;
·
Характеризуется
возвратностью средств.
Функции:
·
Распределительная
– рисковая, предупредительная, сберегательная подфункции;
·
Контрольная
– целевое формирование и использование средств страхового фонда.
Виды:
·
Личное,
·
Имущественное,
·
Страховая
ответственность.
Формы:
·
Обязательное,
·
Добровольное.
29. Понятие налога,
функции, принципы налогообложения. Налоговая система РФ. Виды налогов.
Налоги – обязательные платежи,
взимаемые государством с хозяйствующих субъектов и граждан.
Сущность налога – изъятие государством в
свою пользу определённой части ВВП в виде обязательных взносов.
Функции:
·
Фискальная;
·
Распределительная;
·
Регулирующая;
·
Стимулирующая;
·
Контрольная.
Налоговая система – совокупность
сборов, пошлин и др. платежей, взимаемых в установленном порядке. Включает в
себя: федеральные, региональные, местные налоги и сборы.
Налоговая система РФ строится на
сочетании прямых и косвенных налогов. Прямые – на доход или имущество
налогоплательщиков; косвенные – в виде надбавок в цену товара или тарифа на
услуги и оплачиваемые потребителями.
30. Сущность
финансового планирования, его задачи, методы. Виды финансового планирования на
автомобильном транспорте.
При переходе
экономики на основы рыночного хозяйствования потребность в финансовом
планировании не утрачивается, оно по-прежнему необходимо. Рынок даже более
требователен к финансовому планированию, чем прежняя система, т.к. в настоящее
время за все неблагоприятные последствия своей деятельности, за просчёты в
финансовом планировании несёт ответственность предприятие.
Именно в случае неспособности
учесть неблагоприятно складывающуюся конъектуру, предприятие оказывается
банкротом и подлежит ликвидации. В этих условиях финансовое планирование должно
ориентироваться на:
- конъектуру рынка;
- учитывать вероятность наступления
определённых событий;
- одновременно вырабатывать модели
поведения предприятия при изменении ситуации.
Предприятия самостоятельно
разрабатывают планы, руководствуясь одной цельно-достижимой высокой
эффективностью хозяйства.
В ходе планирования большое внимание
уделяется: наиболее полному выявлению внутренних резервов; эффективному
использованию производственных мощностей; рациональному расходованию
материалов, трудовых и финансовых ресурсов; лучшей организации производства.
Задачи:
·
Обеспечение
производственного процесса необходимыми финансовыми ресурсами;
·
Установление
финансовых отношений с бюджетом, банком, страховыми агентствами и др.;
·
Выявление
путей наиболее рациональных вложений капитала и резервов по его эффективности
использования;
·
Увеличение
прибыли за счёт экономного использования финансовых ресурсов;
·
Контроль
за образованием, расходованием фондов денежных средств.
Методы: нормативный,
расчётно-аналитический, балансовый, оптимизации плановых решений,
экономико-математического моделирования.
Виды: стратегический,
оперативный, годовой, кассовый.