Занимательные опыты по химии
Элементы занимательности во
внеклассной работе.
Большое
преимущество химии перед другими предметами состоит в том,
что ее
преподавание может включать красивые эксперименты.
Доклад посвящен
элементам занимательности во внеклассной работе.
Приводим описание
экспериментальных опытов по химии,
которые можно
проводить на уроках, факультативных и внеклассных занятиях и
на химических
вечерах.
Эти эксперименты,
согласно учебному плану, желательно проводить в конце
III четверти 8
класса. После того как учащиеся пройдут такие темы как
Тема4
"Вода.Растворы.Основания ",
Тема5 "Обобщение
сведений об основных классах неорганических соединений";
Тема7
"Химическая связь".
Неплохо провести
эксперименты также в конце изучения курса химии, т.е. в конце 11 класса, когда
учащиеся занимаются обобщением и повторением материала. Таким образом, они
смогут объяснить неизвестные на уровень 8-го класса факты.
Опыт I. Химическая
радуга.
Описание.
В семь больших
пробирок, помещенных в демонстрационный штатив с белым фоном, сливаем попарно
растворы:
1-
хлорид железа (III) и
роданид калия (красный цвет);<
2-
раствор хромата калия
подкисляем H2SO4 (оранжевый цвет); <
4-
сульфат никеля (II) и
гидроксид натрия (зеленый цвет);<
5-
сульфат меди (II) и
гидроксид натрия (голубой цвет); <
6-
сульфат меди (II) и
раствор аммиака (синий цвет); <
7-
хлорид кобальта (II) и
роданида калия (фиолетовый цвет).<
1.
FeCl3 + 3KCNS ® Fe(CNS)3 + 3KCl
2.
2K2CrO4 + H2SO4
® K2Cr2O7 + K2SO4
+ H2O
3.
Pb(NO3)2 +
2KJ ® PbJ2 + 2KNO3
4.
NiSO4 + 2NaOH ® Ni(OH)2 + Na2SO4
5.
CuSO4 + 2NaOH ® Cu(OH)2 + 2Na2SO4
6.
CuSO4 + 4NH3
® [Cu(NH3)4]SO4
7.
CoCl2 + 2KCNS ® Co(CNS)2 + 2KCl
Примечание.
Опыт очень простой,
но эффективный, благодаря яркости веществ, получаемых в ходе реакции. Учащиеся
могут вспомнить как составляются уравнения химических реакций. Для опыта можно
привлечь учащихся.
Опыт II. Фейерверк в
жидкости.
Описание.
2KMnO4 + H2SO4
® Mn2O7 + K2SO4
+ H2O.
Mn2O7 – зеленовато-бурая жидкость, неустойчива и при соприкосновении с
горючими веществами поджигает их.
Примечание.
Также весьма
красивый опыт. Здесь учащиеся могут повторить окислительно-восстановительные
реакции.
Опыт III.
Красные призмы.
Описание.
10 г
двухромовокислого калия смешиваем с 40 мл концентрированной соляной кислоты и
добавляем 15-20 мл воды. Смесь немного нагреваем, и кристаллы соли перейдут в
раствор. После растворения двухромовокислого калия раствор охлаждаем водой.
Выпадают очень красивые красные кристаллы в виде призм, представляющие собой
калиевую соль хлорхромовокислой кислоты KCrO3Cl, согласно уравнению реакции:
K2Cr2O7
+ 2HCl ® 2KCrO3Cl + H2O.
Примечание.
После изучения темы7
«Химическая связь» (в частности подтемы «Кристаллические решетки»), этот опыт
будет очень полезен.
Опыт IV. Горящий снег.
Описание.
В железную
консервную банку насыпаем снега и слегка уплотняем. Затем делаем в нем
углубление (примерно на ¼ высоты банки), помещаем туда небольшой кусочек
карбида кальция и засыпаем сверху снегом. К снегу подносим зажженную спичку –
появится пламя, «снег горит».
Карбид кальция
медленно вступает в реакцию со снегом, в результате чего образуется ацетилен,
который при поджигании горит.
CaC2 + 2H2O
® Ca(OH)2 + C2H2.
2C2H2 +
5O2 ® 4CO2 + 2H2O + Q.
Примечание.
Опыт позволяет
показать факты, которые будут изучаться в последующих разделах химии
(орг.химия).
Опыт V. Буран в стакане.
Описание.
В химический стакан
емкостью 500 мл насыпаем 5 г бензойной кислоты и уложим веточку сосны. Стакан
закрываем фарфоровой чашкой с холодной водой и нагреваем над спиртовкой.
Кислота сначала плавится, потом превращается в пар (испаряется), и стакан
заполняется «снегом», который покрывает веточку белыми хлопьями.
Примечание.
Литература:
1.
Журнал «Химия и жизнь XXI век»
№9 1999г. (раздел «Школьный клуб»);
2.
Журнал «Химия в школе» №6
ноябрь-декабрь 1976г.