Древнегреческий философ Эмпедокл
Министерство
науки и образования Российской Федерации
Ярославский
Государственный Университет им. Демидова.
Реферат
по
Концепции Современного Естествознания-биология
Тема: Эмпедокл.
Выполнили
студентки:
Группа:
Проверил:
Ярославль,2004
Содержание.
1. Введение…………………………………………………………...........3
2. Эмпедокл из Акраганта………………………………………….…......4
3. Философия Эмпедокла………………………………………………....9
4. Заключение…………………………………………………………….14
5. Список литературы……………………………………………………15
Введение.
“Любовь и вражда!
Обе они бессмертны...”
Эмпедокл
Древнегреческий философ Эмпедокл не
имеет подобий среди своих современников – настолько он своеобразен, личностно
индивидуален. Он жил в классические времена Греции, но его образ до такой
степени неклассичен, что ему можно отыскать аналогии лишь в поздней, умиравшей
античности. Иногда в нем видят черты, вообще не свойственные эллину.
Для Эмпедокла,
как и для первых философов, характерно сочетание глубины умозрения, широкой и
точной наблюдательности с практическими тенденциями – со стремлением заставить
знание служить жизни. Философия еще не отделялась у Эмпедокла от науки, а в
самой науке теоретическое воззрение не отделяется от постановки различных
практических задач. Так, Эмпедокл изучал биологические и физиологические
явления, развил ряд относящихся к этим явлениям гипотез. Но вместе с тем он
прославился, как основатель знаменитой в древности медицинской школы.
Сохранился ряд, несомненно, в известной части фантастических сообщений
замечательных подвигах Эмпедокла в деле покорения человеком природы. При всех
очевидных преувеличениях, которые в них содержаться, эти сообщения говорят, что
Эмпедокл поразил современников размахом и изобретательностью при решении
больших практических задач.
Эмпедокл
из Акраганта.
Эмпедокл из
Акраганта – сицилийский философ и поэт, политик и религиозный реформатор, врач
и чудотворец, энциклопедист и ритор, старший современник Сократа – по существу
мало кому известен.
Точная дата рождения и смерти
Эмпедокла не известна. Некоторые античные авторы сообщают, будто он прожил 60
лет, другие свыше 100 лет. Примерная дата жизни – 484-424 гг. до нашей эры. Условную
дату «процветания» философа некоторые источники относят к 84-ой Олимпиаде
(около 444 г. до н. э.). Считается, что Эмпедокл был знатного рода; в
политической войне, кипевшей в его время в Акраганте, он поддерживал сторону
демократии, достиг высокого положения в ней и твердой рукой стремился оградить
молодой Акрагант от попыток реставрации аристократической власти. В преданиях о
жизни и деятельности Эмпедокла много черт явно фантастических, вымышленных.
Образ
акрагантского философа в высшей степени негармоничен и двойственен. Эмпедокл
поражает своей показной открытостью перед публикой, и в то же время он
таинственная, наименее разгаданная личность классической Греции. В
представлении современников он остался необъяснимой фигурой, сочетавшей в себе
гениального мыслителя и честолюбивого софиста. В Акраганте ему, как и всем
выдающимся мужам города, была поставлена статуя, но от других она отличалась
одной довольно неожиданной особенностью: изваяние представляло зрителям философа
с закрытым лицом – знак беспросветной, неуязвимой для взора скрытности.
Эмпедокла влечет
публичная общегосударственная политическая трибуна; замкнутое общество
философствующих интеллектуалов ему не подходит. Ему непременно хочется быть
прижизненным общенародным идолом, кумиром толпы, и в этом он преуспел. Слава
Эмпедокла превышала всякое правдоподобие. Не только его сограждане, но и жители
других городов-государств Эллады были наслышаны о его чудесах; его оригинальная
внешность, его овеянная фантастическими вымыслами личность всегда вызывали
безмолвное молитвенное поклонение. В нем не хотели видеть смертного. Вся Эллада
боготворила его.
Но он мечется
между публичностью и одиночеством и нигде не находит успокоения. С одной
стороны, ему невыносим идеал уединенного, угрюмо-нелюдимого мудреца; с другой
он холоден к толпе, и недоступен ей, остерегается подойти к ней на расстояние
рукопожатия.
Философия
Эмпедокла под стать его личности: в ней тоже все противоречиво,
замысловато-двойственно.
Уже древние
затруднялись ответить кто он: поэт, пророк философ, ученый или врач? Круг
умственных запросов Эмпедокла поистине неограничен, и его, пожалуй, можно
назвать одним из первых древнегреческих энциклопедистов. Во всяком случае по
широте ума его сравнивают с Демокритом. Он интересовался всем тем, в чем только
мог проявить себя человеческий гений, и везде оставлял свой след, печать своей
неистощимой индивидуальности. И тем не менее его многосторонность пошла ему не
на пользу, а во вред; именно ее ставили ему в укор. Он разменял свой природный
творческий дар на всевозможные знания и, естественно, измельчал, не состоялся
как философ, выродился в поверхностную универсальность без глубины и понимания.
Последующая философская критика никогда не забывала об этом и издавна закрепила
за ним репутацию философской посредственности.
По свидетельству
древних. Эмпедокл был плодовитым автором: он писал трагедии, политические и
медицинские трактаты, гимны богам; но от них не сохранилось даже отрывков. До
нас дошли фрагменты двух его сочинений: натурфилософской поэмы «О природе» и
религиозно-эсхатологической (в орфическом духе) поэмы «Очищения».
Эмпедокл
принадлежал к богатому и политическому авторитетному аристократическому дому.
Это видно из того, что его дед (по имени тоже Эмпедокл) держал беговых лошадей
для олимпийских состязаний, что было почетным, но чрезвычайно дорогим
удовольствием. Влиял Эмпедокл-дед и на государственные дела; он имел полномочия
и привилегии послов, т.е. действовал как государственное лицо. Прославился дед
и как олимпийский чемпион - в 496 году до н.э. он победил в колесничем беге.
Это бесспорная гарантия родового и личного авторитета. Отец философа, Метон,
также увлекался спортом и также был олимпийским победителем.
Почти с
достоверностью можно сказать, кто были его первые наставники. Пифагорейцы, по
всей вероятности, и были первыми воспитателями Эмпедокла. Его связь не полежит сомнению
– древние авторы прямо называют его пифагорейцем. Но он был особенным
пифагорейцем. Вероятная позиция Эмпедокла: внешняя отстраненность от союза при
верности его учению. Вопреки пифагорейской кружковой этике его уста не
сомкнуты, а глаголят беспрестанно. Его изгнали после того, как он нарушил
орденское правило, обязывающих посвященных не разглашать религиозно-научные
знания.
Политические
симпатии Эмпедокла невозможно свести к какой-нибудь типичной для античности
доктрине. Создается впечатление, что его вообще не волновал вопрос о форме
государственного правления. Единственный режим, с которым он безоговорочно
непримирим, - тирания. Семья Эмпедокла, наверное, участвовала в свержении
акрагантской тирании и, возможно, даже возглавляла переворот. От Тимея до нас
дошла история, рисующая политический дебют философа. Некий государственный
военачальник пригласил его на пир. Гости уже давно были в сборе, но с вином
медлили и не подавали. Эмпедокл возмутился и потребовал объяснений, и
оказалось, что хозяин дома ждет какую-то важную персону из городского совета.
Как только тот появился, хозяин распорядился подать вино. Философ усмотрел в
этой бестактности поползновение на единовластие; он призвал хозяина и его гостя
к суду и добился для них смертного приговора.
С тех пор
политическое влияние философа возросло, его указания и решения имели силу
государственных постановлений и декретов. Но он обнаруживает равнодушие к
власти, и даже тогда, когда граждане города предложили ему стать их царем. Он
отказался, предпочитая оставаться частным лицом.
Эмпедокл знаменит
как чародей. Уже древние ставили его в один ряд с легендарными языческими
волшебниками: Пифагором, понимающим язык природы; Эпименидом Критским, личным
собеседником Зевса; Абарисом Гиперборейским, умеющим делать себя невесомым.
Эмпедокл, как говорит Гераклид, оживил покойницу, акрагантянку Панфею, которая
целый месяц пролежала без дыхания и пульса.
Но самое
загадочное это его смерть. Существует несколько версий его смерти. Но их все
затмевает одна – торжественное самосожжение в раскаленной Этне. О судьбе
философа Гераклид рассказывает следующее. Однажды ночью Эмпедокл пировал с
друзьями по поводу воскрешения женщины-акрагантянки. После пира Эмпедокл
пропал. Вдруг вспомнили, что в полночь он услышал громкий голос, зовущий
Эмпедокла. Этому не поверили, но когда прочесали окрестности и не нашли
философа, то поверили в сверхъестественное исчезновение и объявили, что он стал
богом.
Гипобот дает иную
редакцию смерти Эмпедокла. После того как на пирующего философа снизошел сон,
он отправился на Этну и бросился в огненное жерло вулкана. И вещественное
доказательство этому – медный башмак, выброшенный вулканической массой.
Этой красивой
смерти многие не верили и приводили аргументы против. Главный аргумент это то,
что вулкан не доступен в силу нестерпимого жара.
О смерти философа
рассказывается и то, что он дожил до преклонного возраста и по старческой
слабости упал в море и захлебнулся. Также говориться, что он повесился.
Но легенда о
самосожжении при всей ее фантастичности потомкам пришлась больше по вкусу; в
известном смысле она прославила Эмпедокла.
Смерть Эмпедокла
– не наказание за эгоизм гения, не месть Богов или людей, но и не слепое,
неизбежное бедствие. В ней философ находит разгадку своей собственной тайны и
своего назначения в мире. Смерть для него такое же творение, как и любое из его
сочинений, т.е. естественное продолжение его поэзии. Убивая себя, он сочиняет
свою судьбу, совершает ритуально-поэтическое жертвоприношение, где жрец и
жертва, поэт и поэтическое произведение – он сам.
Философия
Эмпедокла.
Свое физическое
учение о мире Эмпедокл изложил в поэме «О природе». То же обстоятельство, что
его натурфилософский труд выполнен в виде художественного произведения, говорит
о характере и границах его естествознания. Эмпедокл – не естествоиспытатель, не
ученый-аналитик в обычном понимании этого слова.
Физика Эмпедокла,
или учение о физических первоосновах мира, на первый взгляд очень проста и
неоригинальна. Она сильно напоминает ионийскую натурфилософию. В основе
мироздания, по Эмпедоклу, лежат четыре стихии: огонь, воздух, вода и земля. Все
эти стихии были выдвинуты до него, и он ничего к ним не прибавил. Он только
скомбинировал их.
Четыре
принимаемых им элемента не суть равноправные рядоположенные величины, из
комбинации которых формируется мир. Мироздание напоминает арену борьбы
противоположных начал: «верхнего» - жизнетворного и благого огня и «нижней» -
косной злотворной земли с прилегающим к ней пространством. Жизнь есть
состязание, борьба противоположностей, стремящихся к взаимному упразднению.
Поэтому исходных, космоопределяющих начал получается не четыре, а два. По
словам Аристотеля, Эмпедокл истолковывает свои стихии «не как четыре, а словно
их только две: с одной стороны, отдельно огонь, а с другой – противоположные
ему земля, воздух и вода…». Так что в основе мировой жизни лежат не четыре
элемента, а всего два; все остальные – лишь переходные ступени от одного полюса
к другому и являются продуктами их взаимодействия.
Но встает вопрос:
если стихии не первоначал вещей, то что же тогда ими являлось? Прямых
высказываний Эмпедокла не сохранилось. Но по этому вопросу находим важное
сообщение у Аэция. Он утверждает, будто, по учению Эмпедокла, еще до образования
четырех элементов существовали весьма маленькие частицы, разновеликие элементы,
предшествующие «четырем корням». Эти равновеликие частицы Аэций называет
«элементами элементов».
В фундаменте
бытия, по Эмпедоклу, лежат субстанциально-бескачественная природа достихийных
элементов. Она образует нейтральное поле, где разыгрывается драма. Главными
участниками являются: верх, который играет жизненно положительную роль и его
физическим эквивалентом является тепло (огонь) и низ, который играет
низменно-отрицательную роль, а его эквивалент – холод (земля и соседствующие с
ней стихии). Мировой процесс есть попеременная экспансия: то побеждает вверх с
его знаком жизни и добра, и тогда направление космического процесса
осуществляется как восхождение, рост, или «путь вверх»; то одолевает низ, с его
знаком зла и смерти, и тогда направление как убывание, или «путь вниз». На
«пути вверх» есть точка, в которой тревоги и страсти затихают и «царит покой».
Эмпедокл называет это состояние мира «досточтимой Гармонией» или даже богом.
Эмпедокл назвал бога – Сфайросом – всеобъемлющей сферой, самотождественной и
равновеликой во всех точках.
Эмпедокл называет
элементы «долговечные многочтимые боги». Стихии у него не просто существуют, но
«каждая из них выполняет действия, согласные с ее природой». Эмпедокл
персонифицирует материальные элементы в образах традиционной мифологии: огонь у
него – Зевс, воздух – Гера, вода – Нестис, земля – Аид. Но они не мифологические
герои, а они просто неопределенные жизненные силы, боги-демоны, духи стихий,
обитающие в лоне цельного «органически-жизненного континуума».
Вселенная
постепенно дробится и измельчается. Пределом распада Сфайроса являются
чувственные стихии – огонь, воздух, земля, но уже в их взаимной обособленности.
Бытие дифференцируется на четыре противостоящие, враждебные стихии. Все
элементы замкнуты в себе и заражены жаждой взаимного истребления. Но длится это
одно мгновение и опять возвращается к исходному первоединству Сфайроса.
Начинается новый мировой цикл.
По Эмпедоклу,
вселенная ограничена двумя пределами, которые попеременно сменяют друг друга:
«верхний» - гармония Единого, «нижний» - враждебность Множества.
Должно быть две
взаимно исключающих причины внутри космоса. И у Эмпедокла есть такие силы.
Первая из них преодолевает вражду и разлад гармонизирующим согласием и
единством. Эту силу персонифицирует в образах Афродиты, Эроса, Дружбы. Другая,
наоборот, разобщает вселенную, повергает гармонию в хаос. Эту силу Эмпедокл
называет Аресом, Враждой, Ненавистью. Афродита и Арес у Эмпедокла – стихийные
духи без лица, образа и пола, символизирующие противоположные космические
тенденции к распаду и воссоединению бытия. Поэтому Любовь и Ненависть в
описании Эмпедокла либо уподобляются стихиями, либо сами суть стихии. Они
выглядят как два дополнительных элемента, выполняющих роль своеобразного
фермента, или «динамического флюида»: один ассоциирует вещество, другой
диссоциирует. Как отмечает Аристотель, Любовь и Ненависть входят в состав
мирового целого и потому наравне с другими стихиями «участвуют в общей смеси
элементов». Космическая жизнь, согласно картине космогенеза у Эмпедокла на
стихийно-элементарном уровне, есть становление вещества, осуществляющееся через
борьбу Афродиты и Ареса.
Мир, как его
воспринимал Эмпедокл, в сущности своей цикличен: абсолютное единство и
абсолютное множество периодически сменяют друг друга. Философ выделяет три
положительные инстанции в становлении мира: бог (Сфайрос), природные вещи
(космос) и человек. Соответственно мировое развитие распадается на три
генетические стадии: теогенез, космогенез, антропогенез.
Первобожество или
божественный Сфайрос у Эмпедокла лишено всякого теистического смысла. Бог
Эмпедокла – это развивающаяся субстанция, постепенно переходящая в мир.
Математический символ Сфайроса – шар. Шар взят потому, что в нем максимально
сглажены грани, различия и диспропорции, свойственные миру, вещественного
становления. О том, что бог у Эмпедокла нечто большее, чем огромный физический
объект, говорит способность Сфайроса к переживаниям.
В Эмпедокловой
космологии выделяется четыре фазы мирового цикла. Из них две предельные, т.е.
состояние полного господства Любви и полного господства Вражды, и две
промежуточные, т.е. переход от Любви к Вражде (нисхождение) и от Вражды к Любви
(восхождение). Космос и человек рождаются в переходных, промежуточных фазах
мирового цикла. Бытие Эмпедокла изначально и ценностно раздвоено: единство и
множество, образующие противоположные полюса мирового цикла.
Сфайрос –
исходная ценностно-порождающая точка мирового процесса. Сфайрос распадается,
дифференцируется и переходит в менее совершенные образования. Космос –
возрастающее ущербление мирового божества, постепенное падение его до Хаоса.
Антропогенез, по
Эмпедоклу, имеет также двуединую генетическую структуру, т.е. в каждом мировом
цикле человечество рождается дважды: один раз – на пути от сферического
божества к элементам, другой раз – на пути от элементов к божеству. В первом
случае человек не рождается, а воплощается: люди – это падшие боги, демоны,
духи. Во втором случае продолжается развитие человека, люди – это
недостроенные, становящиеся боги.
Остается вопрос,
в каком мире живет человек? Неизвестно, что думал об этом сам философ.
Некоторые исследователи считают, что по теории Эмпедокла мы принадлежим к
эволюционирующей фазе. Однако, согласно Эмпедоклу мы живем в мире на убыль, к
гибели и вырождению. Эмпедокл считает, что второе возможно для смертных. Он
пишет поэму-проповедь «Очищение» - своеобразное руководство к спасению
заблудившего и погрязшего в пороках язычника.
В этом мире,
согласно Эмпедоклу, люди – временные жители, наподобие чужестранцев, гостей или
изгнанников. Утратив изначальную родину, страну Любви и Правды, они вынуждены
скитаться по дорогам земного бытия, называемого Эмпедоклом «юдолью скорбей».
Собственно,
спастись по Эмпедоклу, значит не что иное, как преодолеть в себе необходимость
выпасть из причинно-следственной связи событий, из становления и времени.
Человек не оценил данной ему свободы. Тело не виновато, что мы находимся в нем,
а виновата душа, совершившая грех. Чтобы освободится от тела, следует
переместить внимание на душу; не отбрасывать плоть, а преодолевать ее в себе,
т.е. следует душевно очищаться от греха, приведшего к злу.
Таким и предстает
перед нами Эмпедокл: запоздавший орфик, религиозно-философский романтик,
нравственный идеалист и художник, растративший свои душеспасительные иллюзии на
борьбу с социальным миром Вражды и нашедший успокоение, как утверждает легенда,
в торжественном самоубийстве на сицилийской Этне.
Заключение.
Итак, Эмпедокл -
древнегреческий философ. Он считал, что нет возникновения и исчезновения в
собственном смысле, а есть лишь смешение и разделение, соединение и
разъединение неизменных элементов, которые не возникают и не исчезают. Этих
элементов он насчитывал четыре: огонь, воздух, вода, земля. Из первоначального
состояния абсолютного смешения, в котором не существует отдельных вещей,
постепенно развивается состояние абсолютного разделения элементов, из последнего
снова состояние смешения, и так до бесконечности. Движущими силами этого
развития, считал он, являются любовь и вражда.
Эмпедокл
принадлежит к тем колоритным личностям древности, о которых невозможно
умолчать, говоря об их идеях. Эмпедокл не просто мыслитель, не философ мысли, а
философ жизни, религиозно-нравственный жизнеучитель и проповедник. Главный
объект его философии – не космос сам по себе, а человеческая укорененность в
нем, судьба души в мировом процессе.
Список
литературы.
1.
Асмус В.Ф. “Античная философия”; М., 1998.
2. История философии. Том I. -
М., 1940.
3. Семушкин А.В. Эмпедокл. М.,
«Мысль»,1985