'Космическая философия' К.Э. Циолковского
МГТУ им . Н.Э. Баумана.
Кафедра философии
реферат по теме: Русская философия
“Космическая философия” К.Э.
Циолковского
преподаватель:
студент:
группа :
2000г.
Наука , наблюдение , опыт и математика были основой
моей философии.
К.Э. Циолковский
Мыслителей , которые рассуждают о вселенской , космической сути бытия
человека
Циолковский безусловно очень известен у нас в
стране и за рубежом , но известен , главным образом , как исследователь и
изобретатель в области реактивного движения . Вот выдержка из
энциклопедического словаря : “российский
ученый и изобретатель, основоположник современной космонавтики. Труды в области
аэро- и ракетодинамики, теории самолета и дирижабля ... Впервые обосновал возможность
использования ракет для межпланетных сообщений, указал рациональные пути
развития космонавтики и ракетостроения, нашел ряд важных инженерных решений
конструкции ракет и жидкостного ракетного двигателя .” Гораздо менее он
известен своими философскими концепциями , своей “космической философией ”,
которые , пожалуй , и составляют главную часть его научного наследия .
Действительно , одним из главных достижений
Циолковского считается то , что именно он предложил и научно обосновал
возможность использования ракеты для полета в космос в своей знаменитой работе
“Исследование мировых пространств реактивными приборами ” . Работа эта была
частично опубликована в 1903 г. . Однако подобные идеи приходили в голову не
только Циолковскому - примерно тогда же (чуть позже) этим начали заниматься
ученые и в других странах , например Р. Годдар в США и Г.Оберт в Германии ,
стали выходить их работы , написанные независимо от Циолковского (хотя его
приоритет очевиден ) . Циолковскому принадлежит также множество технических
идей и изобретений (многоступенчатые ракеты , металлический дирижабль , поезд
на воздушной подушке и др.) однако это не главное (были изобретатели и покруче
). Сам Константин Эдуардович писал по поводу ракет так: ”Ракета для меня только способ ,
только метод проникновения в глубину Космоса , но отнюдь не самоцель... Будет
иной способ передвижения в Космосе , приму и его ”. Центральной , главной идеей
Циолковского является то , что будущее человеческой цивилизации неизбежно
связано с выходом в космос , более того , с расселением в нем : “Человечество...сначала робко
выглянет за пределы земной атмосферы , а затем завоюет себе все околосолнечное
пространство”.
Нам , с детства читавшим фантастику , живущим
тогда когда “космические корабли бороздят просторы Вселенной ” наверное трудно
представить , сколь новыми , необычными , неожиданными были эти идеи сто лет
назад , хотя выглядят они довольно логичным продолжением человеческой истории .
Циолковский был поистине уникальным человеком - глуховатый учитель физики и
арифметики в провинциальной Калуге , всю жизнь ставивший какие то опыты ,
писавший статьи , делавший расчеты , сумевший подняться не только над мелочами
обывательской жизни , но сумевший превзойти по широте и “дальности прицела”
мышления даже величайших ученых своего времени , попытавшийся охватить мыслью
всю Вселенную , сделавший бескрайние просторы Космоса полем человеческой
деятельности .
Циолковский родился в год минус сотой годовщины
полета первого спутника - 1857г. в семье лесничего . В 10 лет простудился ,
заболел скарлатиной и с тех пор стал страдать глухотой . “Глухота делает в
дальнейшем мою биографию малоинтересной , так как лишает меня общения с людьми
, наблюдения и заимствования. .. Это биография калеки ”. Циолковский
начинает читать , делать , как он говорит , “игрушки” , ставить опыты . “Отец вообразил , что у меня
технические способности , и меня отправили в Москву ”. Здесь за два года он самостоятельно
изучил элементарную математику и физику и высшую математику - “прочел курс
высшей алгебры , дифференциального и интегрального исчисления , аналитическую
геометрию , сферическую тригонометрию и прочее ”. Должного образования он к
сожалению не получил , хотя , как мог , и далее восполнял этот пробел
самостоятельно . В 1889 г. он сдал экзамены и был назначен учителем арифметики
и геометрии в Боровское уездное училище . Там женился (женился удачно
:“женился ... без любви , надеясь , что такая жена не будет мною вертеть ,
будет работать и не помешает мне делать то же . Эта надежда вполне
оправдалась”) . Вскоре Циолковский переезжает в Калугу , где преподает физику и
арифметику в женской гимназии . Почти все свое время он тратил на работу : разрабатывал теорию дирижабля ,
ставил опыты по сопротивлению воздуха (он построил первую в России аэродинамическую
трубу !) , опыты с электричеством , разрабатывал теорию реактивного движения .
Жил он довольно замкнуто , практически не выезжал из Калуги - сказывался его
физический недостаток и выработанные в детстве комплексы , “мое уродство и
происходящая от этого дикость” . “Работы мои печатались в журналах , но
проходили незамеченными ” . Только в 1911-1912 гг. на его работы о завоевании
космоса обращают внимание , до этого издаются в основном его
научно-фантастические произведения (это были одни из первых литературных
произведений такого рода в нашей стране).
Циолковский был ученый-естественник и материалист до
мозга костей . Он пишет , что “всякой неопределенности и “философии” я избегал
” , хотя и очень уважал русскую классическую литературу . “Основанием моей
естественной философии было полное отвлечение от рутины в познание Вселенной ,
какое дает современная наука . Наука будущего , конечно , опередит науку
настоящего , но пока и современная наука - наиболее почтенный и даже
единственный источник философии . Наука , наблюдение , опыт и математика были
основой моей философии ”.
Центром своей “космической философии “ Циолковский
делает этическую доктрину счастья . “Нет ничего важнее , как наше счастье и
счастье всего живого в настоящем и будущем ”. По его мнению , бесконечный и
счастливый прогресс человечества возможен только при условии выхода в
космическое пространство и дальнейшего расселения по просторам Вселенной .
“Когда человечество найдет возможность ... жить в среде без тяжести , в
безграничном эфире , окружающем наше Солнце ... тогда можно будет ожидать
беспредельного размножения ... и высокого совершенствования человека ”.
Взгляд ученого на человечество таков - он
рассматривает нашу цивилизацию как единый организм , как некое единое целостное
образование . В этом качестве человечество проходит в своем развитии несколько
стадий . Сначала эмбриональная стадия - возникновение , жизнь и развитие
человечества на Земле . “Земля - колыбель человечества , но нельзя вечно жить в
колыбели ” . Следуя этой логике , нужно признать , что человечество должно
выйти из пеленок то есть за пределы Земли . Выход в околоземный космос - это
вторая фаза эволюции человечества.
По мнению Циолковского , это также неизбежно , как
превращение куколки в бабочку . На этой ступени эволюции человечество должно
распространится на все околосолнечное пространство . На этом этапе , используя
ресурсы планет и солнечную энергию возводятся космические поселения -
герметичные оранжереи в космическом вакууме . Возведение космических поселений
и райская жизнь в них красочно описаны им в фантастической повести “Вне Земли”.
За второй должна последовать третья стадия -
расселение людей по всей Галактике . Причем выход в космос - в принципиально
иную для существования человека среду неизбежно наложит отпечаток на его
физический и нравственный облик . Они станут совсем другими . Живя в космосе ,
люди на первых порах будут пользоваться еще привычными земными средствами
защиты от враждебной ,агрессивной среды , прячась в искусственно созданных в
вакууме “эфирных городах”. Однако со временем , повинуясь эволюции , люди
станут истинно “космическими животными” - то есть обретут способность жить
непосредственно в пустоте без специальных защитных средств (скафандров , кабин
, капсул ).
Таких существ Циолковский описал в фантастической
повести “Грезы о Земле и небе” (1895г.) и в работе “Будущее земли и
человечества ” (1928г.) . Он представлял их в виде почти бесплотных существ с
легкими прозрачными крылышками для улавливания Солнечной энергии . Существа
эти функционируют по замкнутому циклу - в крылышках происходит процесс
фотосинтеза , в результате которого выделяется кислород , используемый здесь же
для дыхания . Существа свободного космоса , нарисованные фантазией Циолковсого
, не нуждаются ни в пище, ни в жилье , летая свободно и существуя безбедно .
Это настоящие жители вселенной .
Такие необычные и несколько даже шокирующие мысли можно
назвать бесплодной фантазией , однако с общебиологической и эволюционной точек
зрения это вполне логично . Это своего рода модель возможной эволюции человека
и человечества . Можно рассмотреть следующую логическую цепочку . Жизнь
зародилась в гидросфере (водной среде) , затем постепенно перешла из водной
среды в воздушную . Возникли наземные животные и человек . Теперь человек из
воздушной среды переходит в космическую . Вполне возможно , что далекие потомки
современных людей приспособятся к жизни в вакууме и станут теми самыми
“эфирными” существами с замкнутым автотрофным циклом обменных процессов. Этим
ли путем пойдет эволюция , или другим , сказать сейчас сложно . Ясно одно :
“живые существа космоса” (если такие когда-нибудь возникнут ) , стоящие на
много более высокой ступени эволюции , чем мы , будут еще меньше похожи на нас
, чем мы на наших водных предков .
Циолковский считал , что жизнь и разум являются
непременными атрибутами Вселенной . Сомнений в том , что существует внеземная
жизнь , более того , внеземные цивилизации , у него не было . “В известной
вселенной можно насчитать миллионы миллиардов солнц . Стало быть , мы имеем
столько же планет , сходных с Землей. Невероятно отрицать на них жизнь”. Он
писал , что возможно существуют цивилизации , обладающие “таким могуществом ,
которое мы себе не можем вообразить ” . Существа этих цивилизаций могут
путешествовать между звездами , расселяются на другие планеты . “Вселенная
битком набита совершенными существами ”.
Современная наука уже не разделяет оптимизм ученого
в вопросе наличия внеземных цивилизаций , и в этой связи интересны мысли
Циолковского о контакте , высказанные им в статье “Планеты заселены живыми
существами” (1933г.) .Он отвечает на некоторые вопросы скептиков по поводу того
, что никаких признаков существования внеземных цивилизаций мы не наблюдаем .
Почему они не посещают землю? Ответ : возможно просто не настало еще время
. Почему никак не дают нам знать о своем существовании ? Ответ : возможно мы просто еще не можем воспринять эти знаки . Далее
ученый говорит , что “нашим небесным соседям” известно , что со временем люди разовьются
настолько , что сами узнают об этом . Кроме того , зачем вообще сейчас
большинству человечества “ввиду низкой степени его развития” это знание , не
принесет ли оно вреда ? “Не возникнут ли вследствие
этого погромы и варфоломеевские ночи.”
Человечество просто стоит на слишком низкой ступени
развития для контакта . Мы по отношению к гипотетическим могущественным
инопланетным цивилизациям стоим на той же ступени развития , что и , например ,
животные по отношению к людям . “Можем ли мы завести разумные сношения с
собаками или обезьянами ?”. Так и высшие существа
просто бессильны вступить с нами в контакт . Должно прийти время , когда
степень развития человечества окажется достаточной для этого . “Мы - братья -
убиваем друг друга , затеваем войны , жестоко обращаемся с животными
(неожиданная грань : Циолковский - гуманист К.В.) . Как же мы отнесемся
к совершенно чуждым нам существам ? Не сочтем ли их за соперников по обладанию Землей и не погубим ли самих
себя в неравной борьбе ( есть такое распространенное обывательское мнение К.
В.) . Они этой борьбы и гибели желать не могут.”
На заре космической эры - в 50-ых , 60-ых гг.
казалось , что “гениальные пророчества” калужского мыслителя сбываются с
поразительной точностью . Сейчас оптимизм первых космических запусков
окончательно выветрился , стало ясно , что на Марсе человек в ближайшее время
не высадится , хотя технически это возможно но , увы , не понятно , зачем нужно
. Как метко сказал один умный человек: “мы живем в то время , когда люди уже
перестали летать на Луну”. В космосе , как и везде , нас интересует теперь
только экономическая выгода . Тем не менее я считаю , что человечеству волей-неволей
придется и дальше осваивать космос , и погонит нас туда та же экономическая
выгода , стремление решить земные проблемы , просто то , что на Земле , “в
колыбели” нам станет тесно , потому что “мы живем более жизнью космоса чем
жизнью Земли , так как космос бесконечно значительнее Земли по своему объему ,
массе и времени ...” .
Литература
1. Впереди своего века: Труды К.Э.Циолковского. М.,1970
2. К.Э.Циолковский .Путь к звездам
.Сборник научно-фантастических произведений. М.,1961
3. С.П. Уманский . Космическая
одиссея.М.,1988