Фромм Э. 'Искусство любить', главы 1,3
Фромм Э. «Искусство любить», главы 1,3.
Глава 1. Любовь – искусство?
В своей
работе «Искусство любить» Эрих Фромм рассуждает о любви как об исключительной
способности человека, которая дается не так легко, как это кажется сначала.
Часто люди
подменяют понятия «любить» и «быть любимым» и стремятся решить для себя вопрос
как сделать, чтобы их любили. Каждый находит свой ответ на этот вопрос. Женщины
тщательно следят за своей внешностью, мужчины добиваются власти и денег.
Для многих любовь сама по себе
не представляет большой сложности, и основная проблема сводится к поиску
объекта любви. То есть человека, чьи моральные и физические качества будут
соответствовать существующему «привлекательному» образу, заданному временем.
Причем немаловажное значение имеет и вероятность ответного интереса со стороны
данного объекта. Т.е., «влюбляются друг в друга тогда, когда каждый из двоих
чувствует, что нашел наилучший из имеющихся на рынке объектов с учетом своей
собственной обменной ценности».
Любовь – это искусство. И, как
и всякое другое искусство, оно предполагает обучение или овладение. Процесс
овладения включает в себя две части: теорию и практику. При изучении необходима
полная отдача человека этому искусству.
Глава 3. Любовь и ее разложение
в современном западном обществе.
Любовь в современном западном
обществе - довольно редкое явление. Ее стали заменять различные формы
псевдолюбви. Психиатры рассматривают их как неврозы. Наиболее часто
встречающиеся формы псевдолюбви – следующие.
1. Человек в
современном мире пытается в любви найти спасенье от одиночества. И, таким
образом, двое любящих людей объединяются против окружающего мира, образуя
«команду». В таких случаях любовь и близость являются лишь видимостью. Это
эгоизм вдвоем - одна из патологий форм любви.
2. Один или оба любящих людей привязаны к образу
одного из родителей и, уже, будучи взрослыми, они переносят на своего партнера
те чувства, страхи, надежды, которые они питали к отцу или матери.
3.
Невротическое расстройство, основанное на ситуации, когда родители равнодушны
друг к другу, еще более сложно. Близкие ребенку люди поддерживают спокойную
атмосферу в доме, стараясь не ссориться, и маленький человек ощущает
недосказанность, которая и исключает близкие доверительные отношения с
родителями.
4. Существует
и такая псевдолюбовь, которую многие воспринимают как «великую». Это любовь
идолопоклонническая. Она зарождается, когда незрелая личность, не осознавая
своей индивидуальности, создает из любимого человека кумира, боготворит его,
растворяется в нем. Но часто кумир не выдерживает на своем пьедестале долго,
что приводит любящего его человека к разочарованиям и поиску нового кумира.
Нередко обе стороны видят друг в друге «божество», и тогда их любовь
представляет собой страсть вдвоем.
Сущность
«сентиментальной любви» состоит в отсутствии реальных отношений с конкретным
человеком, перенесение переживаний в мир фантазий. Это переживание в мечтах,
при прочтении любовного романа или просмотре фильма о любви. В реальности же
люди не способны преодолеть отчуждение.
Смещение
любви во времени – одна из разновидностей сентиментальной любви, когда пара
наслаждается воспоминаниями о прошлом (знакомство, первое свидание и т.п.) или
мечтает о будущем, подменяя этим действительность.
5.
Использование проективных механизмов более тяжелая форма невротической любви.
Человек, пытаясь переделать, откорректировать партнера, отвлекается от своих
проблем и недостатков. Он предпочитает «ломать» партнера, нежели развивать свою
личность. Проецирование собственных желаний на детей также тяжело сказывается и
на детях, и на родителях.
Необходимо
отметить, что любовь не должна непременно исключать конфликты. Настоящие
конфликты не оказывают на любовь пагубного воздействия. Они вносят ясность в
отношения, что способствует укреплению взаимопонимания и близости.
Любовь
возможна лишь, если каждый из двоих живет в гармонии с самим собой. Лишь в этом
случае пара составляет единое целое, союз двух самодостаточных личностей.