Предмет и метод философии
ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ
Прежде чем
выяснить вопрос о соотношении философии с другими формами общественного
сознания, в частности с наукой, нужно хотя бы в приблизительной форме
попытаться определить, что же представляет собой предмет философии сам по себе,
без сравнения с другими формами духовной активности человека.
Философия
— это такая область духовной деятельности человека, которая основывается на
особом, философском типе мышления, лежащем в основе именно философского
познания, и на самостоятельности предмета философии.
Да,
философия действительно не обладает таким же предметом, как, например,
естественные науки, в том смысле, что предмет философского знания не
локализован в пределах той или иной конкретной области знания и
действительности, как, например, физика, биология и т.д. Однако предмет у
философии есть, и принципиальная невозможность его локализации составляет его
специфическую особенность. Так что же включено в понятие “предмет философии”? Предметом
философии являются всеобщие свойства и связи (отношения) действительности -
природы, обществ, человека, отношения объектов действительности и субъектов
мира, материального и идеального, бытия и мышления. Всеобщее - это свойства,
связи, отношения, присущие как объектам действительности, так и субъективному миру
человека. Количественная и качественная определённость, структура и
причинно-следственные связи и другие свойства, связи относятся ко всем сферам
действительности: природе, обществу, сознанию. Предметом философии является не
индивидуальный субъект с его особенными качествами, но субъект как общее,
субъект как универсальная категория, противопоставленная столь же универсальной
категории объекта. В этом смысле философия рассматривает не только, скажем,
проблему “я”, но проблему соотношения этого “я” с другими “я”, проблему
понимания, как одну из центральных проблем теории познания. Предмет философии
необходимо отличать от проблем философии. Предмет философии существует
объективно, независимо от философии. Всеобщие свойства и связи (пространство и
время, количество и качество) существовали, когда философии ещё и не было. Это
та область духовной деятельности человека, в основании которой лежит рефлексия
над самой этой деятельностью и, следовательно, над её смыслом, целью и формами
и в конечном счёте над выяснением сущности самого человека как субъекта
культуры, то есть сущностных отношений человека к миру. Человек, его уникальная
личность, будучи, во-первых, предметом философии, во-вторых, единственным
субъектом любого знания вообще и тем более философского, является также и
непременным атрибутом философии.
В отличие
от мифологии философия как форма духовной активности человека возникла с
появлением нового предмета и нового типа мышления — с перенесением основного
внимания с идеи бога на человека в его отношении к миру, то есть на человека,
познающего, преобразующего и творящего этот мир, или же на человека,
познающего, исполняющего или опротестовывающего божественную идею. С течением
истории конкретное наполнение этой общей специфики философского предмета неоднократно
обновлялось, наполнялось всё новыми и новыми смысловыми нюансами, но всегда в
глубине философского знания лежала именно эта исходная установка на выяснение
связи между человеком и миром, то есть на выявление внутренних целей, причин и
способов познания и преобразования мира человеком.
Философия,
таким образом, — это не просто особая научная дисциплина, а ещё и специфический
тип мышления и даже своего рода “философский” эмоциональный настрой, система
мировоззренческих чувств, когда человек, как бы погружаясь в это “философское”
состояние духа, размышляет о мироздании, о добре и зле, прекрасном и
безобразном, социальной справедливости, истине и лжи, о смысле и цели
человеческой истории.
Процесс
философского творчества отвечает глубинной потребности человека в разумном
обосновании его места в потоке бытия, смысле жизни, исторического
предназначения, личной свободы и сути окружающего.
Метод философии
всеобщей связи и развитии. Известны три основные формы
диалектики: античная, немецкая классическая и материалистическая.
Соловьев
С. В. называет Метафизику догматической частью теоретической философии,
которой, как было выяснено выше, в логическом порядке предшествует часть
критическая - учение о познании, или теория познания. “В историческом порядке,
напротив, вопрос о первоосновах всех вещей возникает ранее вопроса о познании.
И метафизика предваряет гносеологию. Хотя всем метафизическим системам, кроме
материализма, присущ критический элемент, но большое значение он получает лишь
по мере развития философии и только в Новейшие времена обособляется в виде
самостоятельной философской дисциплины”(Соловьёв В.С. Собр. соч., 2-е изд. Т.X.
Спб.,1914.-С.239.).
Метафизическая философия, ищет в мире его устойчивые и
вечные основы. “А
возможно ли познание вообще без всякой чувственной подкладки - это ... вопрос
метафизический” (Соловьёв В.С. Письма. Т.3.-С.232.). Мы познаем сущность, но “в
чем же эта сущность? Таков основной вопрос метафизики” (Соловьёв В.С. Кризис
западной философии // Соч. в 2т. Т.2.М.: Мысль,1988.-С.56.). Предмет же метафизики - истинно сущее (Там же. С.109.).Все изменчивое, непостоянное она считает
второстепенным, несущественным и неистинным бытием. Для этой философии
характерны поиски и раскрытие содержания конечных основ всего сущего. Она
пытается схватить мир в его сталости, в "остановленном виде". Ей
присуща косность мысли и попытка "упростить" действительность, свести
ее к схемам, редукционировать сложные процессы действительности. Для
метафизического философствования характерна косность мысли, преклонение перед
авторитетами прошлого. Доказательство истинности своих суждений здесь часто
"подтверждается" цитатами из авторитетных сочинений прошлого.
Метафизики настороженно относятся к новым научным открытиям, стараются втиснуть
их в старые схемы. Для изложения сущности мировоззрения метафизикам достаточно
формальной логики. Гегель считал, что типичным примером воплощения метафизики
была философия Христина Вольфа. Марксизм, в его крайнем выражении, считает, что
все философии, кроме марксизма, являются философиями метафизическими.
Метафизика сейчас находит широкое применение в богословии и так называемой
"религиозной философии".
Диалектика же пытается описать мир в его изменчивости, движении, развитии.
Объективная диалектика – противоречивое взаимодействие вещей, явлений,
процессов подчиняющаяся универсальным законам действующим в природе и
обществе.(История и теория философии, С-Пб ГЭТУ им. В.И. Ульянова,
1993г.С-)Причину развития она усматривает в противоречиях, которые присущи всем
без исключения предметам, явлениями и процессам действительности. Для
диалектиков "Мир соткан из противоречий". Видным представителем
диалектической философии был древнегреческий философ Гераклит, немецкий философ
первой половины 19-го столетия Гегель. Диалектической философией является
марксизм. Диалектика находит свое применения в различных философских школах и
типах мировоззрения, в том числе и в мировоззрении религиозном
ДиалектикаВ качестве метода диалектика
выступает благодаря тому, что помогает четко разделять единое на многое,
сводить многое к единому, позволяет представить целое как раздельно-единую
множественность. Вот какой путь исследования предлагает Платон
философу-диалектику: «Различать все по родам, не принимать один и тот же вид за
иной и иной за тот же самый — неужели мы не скажем, что это (предмет)
диалектического знания? — Кто, таким образом, в состоянии выполнить это, тот
сумеет в достаточной степени различить одну идею, повсюду пронизывающую многое,
где каждое отделено от другого; далее он различает, как многие отличные друг от
друга идеи охватываются извне одною и, наоборот, одна идея связана в одном
месте совокупностью многих, наконец, как многие идеи совершенно отделены друг
от друга. Все это называется уметь различать по родам, насколько каждое может
взаимодействовать (с другим) и насколько нет.»
Список литературы
1. История и теория
философии, С-Пб ГЭТУ им. В.И. Ульянова, 1993г
2. Соловьёв В.С. Собр. соч., 2-е
изд. Т.X. Спб.,1914
3.
Соловьёв В.С. Письма. Т.3
4.
Соловьёв В.С. Кризис западной философии // Соч. в 2т. Т.2.М.: Мысль,1988
Санкт-Петербургский Государственный Электротехнический
Университет
КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ
Реферат на тему
«ПРЕДМЕТ И МЕТОД
ФИЛОСОФИИ»
Преподаватель:
Студент гр. 0811: Титов А. Е.
С-Петербург
2001 г.