Диалектика: принципы, законы, категории
МОСКОВСКИЙ
ОТКРЫТЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ
Юридический Факультет
РЕФЕРАТ
ПО
ФИЛОСОФИИ
Тема: «Диалектика:
принципы, законы,
категории»
ВЫПОЛНИЛ: Студент
1-го курса Бабич О.Б.
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ:
Москва,
2001 г.
Реферат
на тему:
Диалектика:
принципы, законы, категории
Содержание
Введение 2
Конкретность истины 2
Единство логического и исторического,
абстрактного и конкретного 2
Практика как критерий истины 2
и практического определителя связи
предмета с тем, что нужно человеку 2
Законы диалектики 2
Закон единства и борьбы
противоположностей 2
Закон перехода количественных изменений в
качественные 2
Закон отрицания отрицания 2
Основные диалектические закономерности и
категории 2
Сущность и явление 2
Содержание и форма 2
Случайность и необходимость 2
Причина и следствие 2
Возможность и действительность 2
Единичное, особенное и всеобщее 2
Заключение 2
Список использованной литературы_ 2
ДИАЛЕКТИКА
(греч. — искусство вести беседу)— теория и метод познания действительности,
наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Термин
«Д.» в истории философии употребляется в различных значениях. Сократ рассматривал
Д. как искусство обнаружения истины путем столкновения противоположных мнений,
способ ведения ученой беседы, ведущий к истинным определениям понятий
(Ксенофонт, Воспоминания о Сократе, IV, 5, 12). Платон называл Д. логический
метод, с помощью которого на основе анализа и синтеза понятий происходит
познание истинно сущего — идей, движение мысли от низших понятий к высшим.
Софисты придали термину Д. дурной оттенок, называя Д. - искусство представлять
ложное и сомнительное за истинное (Аристотель, Риторика, II 24, 1402 а 23),
мегарцы Д. называли искусство спора (Платон, Софист, 253ДЕ). Д. в философии
Аристотеля — способ доказательства, когда исходят из положений, полученных от
других, и достоверность которых неизвестна. Аристотель различал 3 типа умозаключений:
аподиктические, пригодные для науч. доказательства, диалектические, применяемые
в споре, и эристические. В диалектическом доказательстве исходят из вероятных
суждений и приходят к вероятным заключениям. Истину можно обнаружить
посредством диалектического умозаключения только случайно. Эристическое
умозаключение ниже диалектического, ибо оно приходит к заключениям, которые
имеют только кажущуюся вероятность (Тоника, II, 100 а 27). В средние века в
философии термин «Д.» употреблялся в самых различных значениях. Иоанн Скотт
называл Д, особое учение о сущем, Абеляр — искусство различения истины и лжи,
термин Д. употреблялся в значении «логика», а иногда под Д. подразумевали
искусство дискутирования.
В
философии Канта диалектикой называется логика видимости, которая не приводит к
истине. Когда общая логика из канона превращается в органон для созидания
утверждений, претендующих на объективность, она становится Д. (И.Кант, Критика
чистого разума, П., 1915, с. 66).
По
Гегелю, Д.— своеобразный и единственно правильный метод познания,
противоположный метафизике. Метафизическая или догматичная философия
основывается на рассудочном познании явлений, когда фиксируются отд. свойства
пред- мета независимо друг от друга. Догматическая философия держится
односторонних определений рассудка и исключает противоположные им определения.
Догматизм всегда допускает одно из двух противоположных определений, например,
что мир или конечен, или бесконечен (Гегель, Соч., т. 1, М. — Л., 1929, с.70 —
71). Диалектический метод в противоположность метафизическому основывается на
разумном познании, рассматривает предмет в единстве его противоположных
определений. Д. — метод познания, посредством которого постигается с высшей
точки зрения единство противоречий. Идеалистическая концепция Д. у Гегеля —
учение о самодвижении понятий; метод Д. раскрывает истинное содержание
предмета и, следовательно, показывает неполноту односторонних определений
рассудка.
В
марксистской философии термин Д. употребляется в значении теории и метода
познания явлений действительности путем постижения самодвижения предмета на
основе внутренних противоречий. Марксистская Д. исходит из признания
постоянного становления, развития явлений материального мира. Развитие — это не
просто движение, под которым разумеется любое изменение, а такое движение,
конечным результатом которого является восхождение от простого к сложному, от
низшего к высшему. Это восхождение носит сложный характер. Вскрыть объективные
законы столкновения, развития различных форм и видов материи – задача
диалектика, как науки. Сама идея развития всего существующего имеет историю
своего развития, о чем свидетельствует пройденный философией путь. Причем
главной в истории формирования этой идеи является мысль о противоречиях всего
существующего, борьбе противоположностей, как источнике развития.
Конкретность истины или же отрицание существования
абстрактности И. означает, что истина связана определенными условиями, в
которых находиться объект, отражает строго определенные стороны объекта и т.д.
Высшая ступень конкретности состоит во всестороннем познании объекта с учетом
всех существующих моментов данной стадии противоречивого развития объекта, в
отличии от эклектичного смешения всех сторон и признаков явления.
Диалектика
абстрактного и конкретного – это типичный случай диалектического единства,
взаимоперехода противоположностей. Абстракция в мышлении представляет собой
лишь исчезающий момент в процессе отражения конкретной действительности в ее
общей связи и развитии, т.е. в процессе достижения конкретной истины.
Абстрактное рассмотрение предмета выступает здесь как ступень, как момент
конкретного рассмотрения. Абстракция тем самым толкуется не как цель, а лишь
как средство мышления, восходящего от абстрактного к конкретному.
Принципы
развития объективного мира должны рассматриваться в том их виде, в котором они
протекали в действительности. Любой предмет, любое явление могут быть поняты и
правильно оценены только при условии рассмотрения их в конкретных исторических
условиях, в исторических логических связях с другими явлениями и предметами. Из
этого выводятся два взаимосвязанных метода воспроизведения исторических
процессов развития объекта: логический метод, с помощью которого развитие
объекта воспроизводиться в форме теории системы, и исторический метод, с
помощью которого развитие объекта воспроизводиться в форме истории системы.
Критерий И. не может
быть найден ни в сознании субъекта как таковом, ни в познаваемом объекте.
Поскольку И. предполагает определенное познавательное отношение субъекта к
объекту и в этом смысле «истина относится не только к субъекту, а также к
объекту» (Плеханов Г.В., Избр. филос. произв., т. 3, 1957, с. 501), постольку
критерий И. должен представлять собой определенное отношение, отличное от
процесса познания, но вместе с тем органически связанное с ним. Таким
отношением, материальным процессом является обществ. практика, которая и
образует критерий И. По мере развития теоретического содержания науки проверка
все в большей мере приобретает опосредованный характер, ибо теоретические
положения формируются на базе абстракций все более высоких степеней и потому не
поддаются непосредственной проверке (напр., теоретические положения субатомной
физики, закон стоимости в политической экономии и т. д.). Та или иная научная
теория истинна, если на основе полученных из нее выводов люди в состоянии
реализовать поставленные ими цели.
Наиболее общими законами диалектики
являются: переход количественных изменений в качественные, единство и борьба
противоположностей, отрицание отрицания.
В своем происхождении, историческом развитии и
соотношении, внутренней взаимосвязи категории и законы субъективной диалектики
представляют собой логическое выражение объективной диалектики мира и его
познания в динамике их развития.
Эти
законы выражают универсальные формы, пути и движущую силу развития
материального мира и его познания и являются всеобщим методом диалектического
мышления. В этих законах диалектики конкретизируются ее основные категории в их
историческом становлении и соотношении. Открытие и научное обоснование основных
законов диалектики обогатило понимание содержания и связи ранее известных
категорий, развитие которых подчинено этим универсальным законам. Законы
диалектики представляют собой логичное выражение существенного в развитии.
Движущую силу развития выражает закон единства и
борьбы противоположностей. Сущность этого закона состоит в том, что предметы и
явления объективного мира в процессе своего развития, вытекающего из
взаимодействия и противоречия между различными предметами и явлениями и
различными сторонами внутри предметов и явлений, переходят из состояния
незаметного, несущественного различия составляющих данное явление сторон,
тенденций к существенным различиям моментов целого и к противоположностям,
которые вступают между собой в противоречие, борьбу, составляющую внутренний
источник развития данного явления. Каждый предмет содержит в себе иное самого
себя. Внутренняя противоречивость любого объекта состоит в том, что в едином
предмете в одно и то же время имеет место и взаимопроникновение и
взаимоисключение противоположностей. Развитие возможно только благодаря
противоречию, т. е. возникновению активного взаимодействия, столкновения,
борьбы противоположностей. Борющиеся противоположности находятся между собой в
единстве в том смысле, что они присущи одному предмету, явлению. Противоречие,
выражающееся в борьбе противоположностей в рамках данного единства, составляет
источник развития.
Будучи отраженным в системе теоретического
знания, этот закон входит основным стержнем или ядром в диалектический метод
научного познания. В собственном смысле диалектика есть изучение противоречия в
самой сущности предметов» (Ленин В. И., «Философские тетради», М., 1947, с.
237). Диалектика, т. о., дает возможность усматривать стимулы развития мира
внутри самого мира.
Развитие
как движение от простого к сложному, от низшего к высшему, от старого
качественного состояния к более высокому, новому качеству есть одновременно и
непрерывный, и прерывный процесс. При этом количественные изменения явлений до
известного предела носят характер относительно непрерывного роста одного и того
же по своему качеству объекта, который, изменяясь количественно в пределах
одной и той же меры, не перестает быть тем, что он есть. Только на определенной
ступени развития, при определенных условиях объект теряет свое прежнее качество
и становится новым. Развитие, т. о., есть единство прерывности и непрерывности,
революционного, скачкообразного и эволюционного изменения явлений.
Закон перехода количественных изменений в
качественные показывает, как осуществляется возникновение нового.
Всякое развитие есть определенным образом направленный
процесс. Эту сторону развития выражает закон отрицания отрицания. Каждое
явление относительно и в силу своей конечной природы переходит в другое
явление, которое при определенных условиях может стать противоположностью
первого и выступить в роли его отрицания. Отрицание составляет необходимое
условие развития, поскольку оно есть не только отрицание старого, но и
утверждение нового. Но процесс развития не останавливается на этом. Вновь
возникшее качество также переходит в иное качество. Отрицание снимается вторым
отрицанием, а вся цепь развития представляет собой процесс отрицания отрицания.
В результате этого нарастающего отрицания отрицания получается движение
предмета от простого к сложному, от низшего к высшему с элементами повторения
пройденного, временного отступления назад и т. д. Закон отрицания отрицания
дает обобщенное выражение развития в целом, вскрывая внутреннюю связь,
поступательный характер развития; он выражает такой переход явлений из одного
качеств. состояния в другое, при котором в новом качестве воспроизводятся на
более высоком уровне некоторые черты старого качества. Словом, этот закон
выражает и процесс коренного изменения старого качества, повторяющуюся связь между
различными этапами развития, т. е. основную тенденцию развития и
преемственность между старым и новым. Развитие совершается так, что
высшая ступень развития выступает как синтез всего предшествующего движения в
его снятом виде. Каждый момент развития, как бы он ни был отличен от
предыдущего, происходит из него, является результатом его развития, поэтому
заключает, сохраняет его в. себе в преобразованном виде. В сущности он есть это
первое, ставшее иным. Из этого вытекает важное требование к научному познанию,
выступающее в качестве метода: только то историческое познание может быть
плодотворным, которое каждый момент исторического развития рассматривает как
результат предшествующего момента и в органичной связи с ним.
Диалектика не исчерпывается тремя
основными законами. Кроме них так же существует ряд диалектических
закономерностей, конкретизирующие и дополняющие основные законы диалектики,
выраженные в категориях: сущность и явление, содержание и форма, случайность и
необходимость, причина и следствие, возможность и действительность, единичное,
особенное и всеобщее и т.д.
Категории и закономерности диалектики существуют
в определенной системе, в которой и выражено само содержание диалектики.
Сущность
и явление - категории, отражающее всеобщие формы предметного мира и его
познание человеком. Сущность — это внутреннее содержание предмета, выражающееся
в единстве всех многообразных и противоречивых форм его бытия; явление — то или
иное обнаружение (выражение) предмета, внешние формы его существования. В
мышлении категории Сущности и явления выражают переход от многообразия наличных
форм предмета к его внутреннему содержанию и единству — к понятию. Постижение
сущности предмета составляет задачу науки.
Сущность
и явление — универсальные объективные характеристики предметного мира; в
процессе познания они выступают как ступени постижения объекта. Категории
Сущности и явления всегда неразрывно связаны: явление представляет собой форму
проявление сущности, последняя раскрывается в явлении. Однако единство С. и я.
не означает их совпадения, тождества: “...если бы форма проявления и сущность
вещей непосредственно совпадали, то всякая наука была бы излишня...” (К.Маркс и
Ф.Энгельс, ПСС, 2-е изд. т. 25, ч. 2, с. 384).
Явление
богаче сущности, ибо оно включает в себя не только обнаружение внутреннего
содержания, существующих связей объекта, но и всевозможные случайные отношения,
особенные черты последнего. Явления динамичны, изменчивы, в то время как
сущность образует нечто сохраняющееся во всех изменениях. Но будучи устойчивой
по отношению к явлению, сущность также изменяется: “...не только явления
преходящи, подвижны, текучи..., но и сущности вещей...” (В.И. Ленин, ПСС, т.
29, с. 227). Теоретическое познание сущности объекта связано с раскрытием
законов его развития: “...закон и сущность понятия однородные..., выражающие
углубление познания человеком явлений, мира...” (там же, с. 136)
Содержание
и форма - категории, во взаимосвязи которых содержание, будучи определяющей
стороной целого, представляет единство всех составных элементов объекта, его
свойств, внутренних процессов, связей, противоречий и тенденций, а форма есть
способ существования и выражения содержания. Термин “форма” употребляется также
для обозначения внутренней организации содержания и связан, т.о., с понятием
структуры. Отношение Содержания и формы характеризуется единством, доходящим до
их перехода друг в друга, однако это единство является относительным. Во
взаимоотношении С. и ф. содержание представляет подвижную, динамичную сторону
целого, а форма охватывает систему устойчивых связей предмета. Возникающее в
ходе развития несоответствие С. и ф. в конечном счёте разрешается
“сбрасыванием” старой и возникновением новой формы, адекватной развившемуся
содержанию.
Диалектическое
понимание формы, предполагает рассмотрение её как развивающейся и становящейся
структуры: необходимо, по мысли Маркса, “... генетически вывести различные
формы...” и понять “...действительный процесс формообразования в его различных
фазах” (К.Маркс и Ф.Энгельс, ПСС, 2-е изд., т. 26, ч. 3, с. 526), с учётом
объективной субординации С. и ф.
Применительно
к мышлению проблема взаимоотношения С. и ф. рассматривается в диалектике на
основе принципа, согласно которому мышление отражает объективный мир как
содержанием, так и формой. Содержание мышления — это результат отражения в
совокупной духовной культуре человечества природных и социальных явлений. В
содержание мышления входят все многообразные определения действительности,
воспроизводимые сознанием, в т.ч. её всеобщие связи и отношения; эти последние
при определенных условиях приобретают специфически логические функции,
выступают в качестве форм мышления. Категориальная структура мышления
развивается по мере развития познания, и чем полнее, глубже и всестороннее содержание
мышления, тем в более развитых и конкретных формах оно выражается.
Необходимость
и случайность - категории, которые конкретизируют представление о характере
зависимости явления, выражают различные аспекты, типы связей, степень
детерминированности явления. При определенных условиях необходимость – вещь,
явление в их всеобщей закономерной связи внутренних, устойчивых, повторяющихся,
всеобщих отношений действительности, основных направлений ее развития;
выражение такой ступени движения познания в глубь объекта, когда вскрываются
его сущность, закон; способ превращения возможности в действительность, при
котором в определенном объекте имеется только одна возможность, превращающаяся
в действительность.
Случайность
– отражение в основном внешних, несущественных, неустойчивых, единичных связей
действительности; выражение начального пункта познания объекта; результат
перекрещивания независимых причинных процессов, событий; способ превращения
возможности в действительность, при котором в данном объекте, при данных
условиях имеется несколько различных возможностей, могущих превратиться в
действительность, но реализуется только одна из них; форма проявления
необходимости и дополнение к ней.
Необходимость
выражается главными, регулярными причинам процесса, полностью ими
детерминирована в данном отношении, характеризуется строгой однозначностью и
определенностью, часто неизбежностью, подготовлена всем предшествующим ходом
развития явлений. Необходимость не сводится к неизбежности. Последняя – только
одна из стадий ее развития, одна из форм ее осуществления. Случайность столь же
причинно обусловлена, как и необходимость, но отличается от нее особенностью
своих причин. Она появляется в результате действия отдаленных, нерегулярных,
непостоянных, незначительных, малых причин или одновременного воздействия
комплекса сложных причин, характеризуется неоднозначностью, неопределенностью
своего протекания. Один и тот же комплекс причин может обусловливать
необходимые процессы на одном структурном уровне материи, в одной системе
связей и одновременно вызывать случайности на др. уровне или в др. системе
связей.
Причина и следствие - категории, отображающие
одну из форм всеобщей связи и взаимодействия явлений. Под причиной понимается
явление, действие которого вызывает, определяет, изменяет, производит или
влечёт за собой другое явление; последнее называют следствием. Производимое
причиной следствие зависит от условий. Одна и та же причина при разных условиях
вызывает неодинаковые следствия. Различие между причиной и условием
относительно. Каждое условие в определенном отношении является причиной, а
каждая причина в соответственном отношении есть следствие. П. и с. находятся в единстве:
одинаковые причины в одних и тех же условиях вызывают одинаковые следствия. В
области общественных наук причины отличаются от поводов — процессов,
способствующих их проявлению.
Знание
причинно-следственных связей отражает с большим или меньшим приближением
реальные, объективно существующие связи и взаимодействия вещей и процессов
объективного мира.
Диалектика
признаёт отправным пунктом анализа понятия причины самодвижение материи,
которое выступает как взаимодействие. Совокупность всевозможных взаимодействий
вещей и процессов природы составляет всеобщее (универсальное) взаимодействие,
исходя из которого «... мы приходим к действительному отношению» (К.Маркс и
Ф.Энгельс, ПСС, 2-е изд., т. 20, с. 546).
П.
и с. суть отдельные стороны, моменты, звенья универсального взаимодействия.
Только мысленно изолируя, отделяя его акт и абстрагируясь от обратного влияния
произведённого на источник порождения, можно говорить об одностороннем действии
причины на следствие. В реальных процессах следствие не является пассивным, оно
может воздействовать на свою причину.
П.
и с. могут меняться местами: следствие может стать причиной другого следствия.
Во многих областях объективной действительности само взаимодействие П. и с.
выступает как причина изменения явлений и процессов.
В
природе и обществе существует бесчисленное многообразие форм взаимодействия,
взаимосвязи и взаимообусловленности явлений и соответственно — многообразие
причинно-следственных зависимостей. В современной науке классификация
причинно-следственных связей проводится по различным признакам. Так, по
признаку природы отношений причинно-следственные связи подразделяются на
материальные и идеальные, информационные и энергетические, физические,
химические, биологические, социальные; по характеру связей — на динамические и
статистические; по числу и связности воздействий - на простые, составные,
однофакторные, многофакторные, системные, внесистемные. Причинно-следственные
связи подразделяются также на внешние и внутренние, главные и неглавные,
объективные и субъективные, всеобщие, особенные, единичные и др.
В
гносеологии понятие причинно-следственной связи выполняет важную
методологическую функцию, ориентируя исследователя на прогрессивное движение
познания по причинно-следственной цепи — от случайности к необходимости, от
единичного к особенному и общему, от формы к содержанию, от явления к сущности.
Возможность и действительность –
категории диалектики, отражающие две основные ступени развития каждого предмета
или явления в природе, обществе и мышлении.
Возможность – есть объективно существующая
тенденция развития предмета. Она возникает на основе той или иной
закономерности развития предмета и выражает эту закономерность.
Действительность - есть объективно существующее
единство закономерности взаимосвязи развития предметов и всех ее проявлений.
В. и д. — это категории, отражающие свойства самого
материального мира и фиксирующие основные моменты движения и развития материи.
В. и д.— соотносительные категории, выражающие диалектический характер всякого
процесса развития. В процессе развития каждого предмета в неорганической и
органической природе, в человеческом обществе и мышлении та или иная
возможность превращается в действительность. Какая из возможностей превратится
в действительность - это зависит от обстоятельств, от условий, в которых
протекает развитие. Примером такого превращения может служить любое превращение
предмета из одного качественного состояния в другое: одной элементарной частицы
в другую, зерна в растение, товара в деньги, абстракции в мистическую фантазию
и т. д. В случае, когда зерно превращается в растение, зерно является исходным
пунктом, а растение — результатом развития. Зерно содержит в себе различные
возможности, в нем действуют различные тенденции развития. При благоприятных
температурных и пр. условиях его основная биологическая тенденция прокладывает
себе путь и получает всестороннее проявление: зерно развивается в растение. В
зерне растение существовало только потенциально, в возможности, теперь оно
существует актуально, в действительности; зерно заключало в себе возможность
растения — его первую ступень развития, теперь налицо действительность растения
— его вторая ступень развития. Возможность превратилась в действительность.
Возможность
является более бедным и абстрактным понятием, а действительность более богатым
и конкретным. Действительность в самом широком смысле — это весь объективно
существующий мир, объективная реальность, бытие материи вообще, вся
материальная действительность. В плане гносеологии действительность в этом
смысле противопоставляется сознанию, хотя сознание само является частью
действительности, ее высшим продуктом, и за пределами гносеологии это
противопоставление является не абсолютным, но лишь относительным. В более узком
смысле можно говорить о социальной действительности и общественном сознании.
Действительность как материальный мир представляет собой бесконечную в
пространстве и времени движущуюся материю и состоит из бесконечного множества отдельных
объектов (предметов, явлений, процессов), которые возникают, существуют и
исчезают, превращаясь в нечто другое по сравнению с тем, чем они были. При этом
каждый новый предмет возникает не внезапно и беспричинно, а как результат
превращения некоторого другого предмета, в котором он первоначально существовал
лишь как тенденция развития, как возможность, прежде чем он стал
действительностью. Т. о., действительность в собственном смысле есть ступень
развития каждого отдельного предмета; она представляет собой как бы часть,
момент действительности в самом широком смысле и противопоставляется
возможности. Действительность растения — это само растение, существующее в
материальном мире как часть, как предмет этого мира; и если в плане гносеологии
растение противостоит своему понятию как предмет действительности его отражению
в сознании человека, то в самой действительности оно противостоит заключенной в
зерне тенденции как результат — исходному пункту развития, как действительность
— возможности.
Единичное
— определенное, ограниченное в пространстве и времени тело, вещь, система вещей
данного качества, рассматриваемые в их отношении, как к самим себе, так и к
миру в целом по их качественной определенности; предел количественного деления
данного качества. Е. есть определенность качества внутри него самого, т. е. его
однородность с вещами того же качества, служащая объективным основанием для его
количественного математического выражения. С этим связана проблема единицы как
основания счета. Е. есть диалектическая противоположность всеобщего. В своей
изолированности Е. — такая же пустая абстракция, как и общее без Е. «...
Отдельное не существует иначе как в той связи, которая ведет к общему... Всякое
отдельное неполно входит в общее и т. д. Всякое отдельное тысячами переходов
связано с другого рода отдельными (вещами, явлениями, процессами) и т. д.»
(В.И. Ленин, ПСС, изд. 4-е, т. 38, с. 359).
Диалектика устанавливает, что Е. всегда есть
продукт процессов, протекающих по всеобщим закономерностям. Появление,
изменение и исчезновение Е. всегда имеют место внутри определенных всеобщих
условий, внутри сложнейшего взаимодействия массы других Е., т. е. внутри
действительности, управляемой конкретно-всеобщими законами. В развивающейся
действительности постоянно осуществляется переход, превращение Е. во всеобщее и
особенное, и обратно. Действие всеобщей закономерности выражается в Е. и через
Е., а всякая новая всеобщая форма (закономерность) всегда вначале выступает в
действительности в виде единичного исключения из всеобщего правила (будь то
рождение нового биологического вида, новой формы общественных отношений и т.
д.). Никакая реальная система явлений не может развиваться, не выделяя из
своего состава новых и новых единичных формообразований, вносящих в нее новые
различия, изменяющих ее общий облик Е., т. о., реализует многообразие в
единстве и является необходимой формой развития действительности. При этом
сохраняются и воспроизводятся развитием, получая всеобщее значение, лишь такие
единичные «исключения», которые соответствуют общей тенденции развития,
требованиям, заложенным во всей совокупности условий, и реализуют эти
требования своей особенностью, своим отличием от других Е. Через единичные, случайные
отклонения, прокладывает себе дорогу общая необходимость, закономерность.
Категория всеобщего - есть отражение реально всеобщего, т.
е. объективного единства многообразных явлений природы и общества, в сознании
человека. Объективно В. отражается в мышлении в форме системы понятий,
определений. Абстрактно В., выделенное путем сравнения из массы единичных и
особенных явлений, играет в познании важную, но ограниченную роль. Само по себе
абстрактно В. не в состоянии выразить подлинную всеобщность, т. к. В.
существует вне сознания не как простое подобие, не как абстрактное тождество
явлений, а как живая конкретная связь различных и противоположных друг другу
вещей, явлений, процессов, как закон, необходимость, включающая в свой состав
случайность, противоречие формы и содержания и т. д. «Форма всеобщности в
природе- это закон... Форма всеобщности есть форма внутренней завершенности и
тем самым бесконечности; она есть соединение многих конечных вещей в
бесконечное» (Ф.Энгельс «Диалектика природы», М., 1955, стр. 186-185). В., т.
о., существует в действительности через особенное, единичное, различное и
противоположное, через переход, превращение противоположностей друг в друга, т.
е. как конкретное тождество, единство противоположностей и различий, а не как
«абстракт, присущий отдельному индивиду» (Маркс К. и Энгельс Ф., ПСС, 2-е изд.,
т. 3, с 3).
Диалектическое мышление как реальный
познавательно-творческий процесс возникло вместе с человеком и обществом. Мера
диалектичности человеческого мышления определяется уровнем развития
общественной практики и соответственно степенью познания диалектики бытия,
адекватное отражение которого является необходимым условием разумной ориентации
человека в мире и преобразования его в интересах людей.
- И.Кант,
Критика чистого разума, П., 1915 г.
- Гегель, Соч., т. 1,
М. — Л., 1929 г.
- Ф.Энгельс,
«Анти-Дюринг, М., 1957 г.
- Г.В. Плеханов,
Избр. филос. произв., т. 3, 1957, г.
- В.И. Ленин,
«Философские тетради», М., 1947 г.
- В.И.
Ленин, ПСС, изд. 4-е, т. 38
- Ф.Энгельс
«Диалектика природы», М., 1955 г.
- К.Маркс и
Ф.Энгельс, ПСС, 2-е изд.
- Философская
энциклопедия, М., 1960 г.