1.
|
Количества
|
Единство, Множественность, Целокупность
|
2.
|
Качества
|
Реальность, Отрицание, Ограничение
|
3.
|
Отношения
|
Присущность и самостоятельное существование(substantia), причинность и зависимость(причина и действие), общение(взаимодействие
между действующим и подвергающимся действию)
|
4.
|
Модальности
|
Возможность - невозможность, Существование -
несуществование, Необходимость - случайность.
|
Подход Гегеля к категории
прекрасного пронизан историзмом. В прекрасном он видел один из этапов
общемирового движения духа (абсолютной идеи). В своем развитии дух обретает
гармоничное единство с материальной формой, идея находит полное и адекватное
выражение в форме, и это прекрасно. Такого состояния абсолютная идея достигает
в век классического искусства (древняя Греция). Красота для Гегеля - сфера
искусства.
Русский мыслитель Н.Г.
Чернышевский полагал, что прекрасное есть жизнь, соответствующая нашему
пониманию о том, какой она должна быть. Эта концепция ориентирована на
материалистическое понимание красоты, но несет на себе печать антропологизма,
ибо, по Чернышевскому, прекрасное в природепредвосхищает человека.
Парадигмы теоретического
постижения красоты.
Каждая из многочисленных
концепций прекрасного, выдвинутых в истории эстетической мысли, так или иначе
тяготеет к одной из рассмотренных теоретических моделей эстетического. Другими
словами, все разнообразие теоретических концепций прекрасного можно свести к
пяти парадигмам.
Первая парадигма (Платон, Тертуллиан, Фома Аквинский, Гегель)
: прекрасное есть печать или воплощение бога (абсолютной идеи) в конкретных
вещах и явлениях.
Вторая парадигма : действительность эстетически нейтральна,
источник ее красоты - в душе индивида (Т. Липпс, Ш. Лало, Э. Мейман), она
возникает благодаря “ссждению”, “одалживанию” (Жан Поль), “вчувствованию” (Б.
Кроче), “проецированию” (Н. Гартман) духовного богатства человека на
действительность; красота - результат интенционального (направленного,
активного, “обмысливающего”) восприятия предмета субъектом (Ф. Брентано, А.
Мейнонг и другие феноменологи).
Третья парадигма (Сократ, Аристотель, Черн) : прекрасное есть
результат соотнесения свойств жизни с человеком как мерой красоты или с его
практическими потребностями, с его идеалами и представлениями о прекрасной
жизни.
Четвертая парадигма (Д. Дидро и другие французские материалисты)
: прекрасное есть естественное свойство явлений природы.
Пятая парадигма (советские ученые, сторонники “общественной
концепции”) : прекрасное есть объективные явления с их естественными
качествами, втянутые общественным производством, практикой в сферу интересов
человека и обретающие положительную ценность для человечества как рода,
“одухотворенные”, очеловеченные трудом и ставшие сферой свободы, т.е. сферой
владения человеком действительностью.
Гармония, симметрия в окружающем
мире воспринимаются нами как прекрасное. Они заложены как бы в самом
фундаменте материи. Взаимодействие природы и общества, рождает красоту как
объективное свойство мира, как значимость его предметов для человечества,
как сферу освоенности мира человеком и потому свободы.
Первыми предметами эстетического
отношения человека и действительности были орудия труда. Человек получал
удовольствие от хорошо сделанного орудия, в котором форма соответствовала его
функции, его назначению. Сам труд становился источником эстетического
наслаждения, возбуждающим в людях гордость, радость и удивление их способностью
к творчеству. С расширением общественной практики возрастает и круг
эстетических ценностей. Человек начинает эстетически воспринимать и оценивать
природуб самого себя и общество, в котором он живет. То, что для племени, рода
было полезным, желательным, важным, выступали как символ мощи, богатства,
оценивалось как прекрасное.
Труд старше искусства. У
человека сначала появляется утилитарное и только впоследствии на его основе
эстетическое отношение к миру. Именно трудовая деятельность прежде всего
обладает эстетической характеристикой.
Возвышенное.
Возвышенное первоначально было
осмысленно не как эстетическая категория, а как стилистическая фигура риторики.
В 1в. Греческий ритор Цецилий написал сочинение “О возвышенном”, где
рассматривал правила возвышенного стиля, техника ораторской речи и классифицировались
стилистические фигуры и тропы. Без имени автора дошел до нас и другой трактат
“О возвышенном”, являющийся ответом на сочинение Цецилия, впрочем далеко
переросший это свое прямое назначение (впоследствии автора назвали
Псевдо-Лонгином).
Псевдо-Лонгин сохраняет
цецилианскую трактовку возвышенного как стилистического понятия, но
одновременно расширяет его содержание до значения эстетической категории. Все
лучшее в литературе он относит к сфере возвышенного.
Перечисляя важнейшие духовные
источники возвышенного (необычайные мысли и страхи, красота речи в соединении с
великими мыслями), Псевдо-Лонгин подчеркивает, что возвышенное далеко от
мирской суеты, мелочного тщеславия, богатства, почестей, славы, неограниченной
власти. Все это прельщает людей внешним блеском.
В возвышенном Псевдо-Лонгин
видит могучие, проявляющие величие бога силы природы, которые имеют глубокое
философское значение и служат источником решения проблемы сути жизни.
Возвышенное, по Псевдо-Лонгину, поднимает человека до величия божества, дарит
людям бессмертие, мощно и неизгладимо запечатляет себя в памяти.
В 1757 г. Английский теоретик Э.
Берк опубликовал “Философское исследование о происхождении идей возвышенного и
прекрасного”, где положил начало противопоставлению этих категорий. По его
мнению, идеи возвышенного и прекрасного настолько принципиально различны, что
трудно и даже невозможно соединить их в одном чувстве.
Кант считал, что “возвышенность
содержания не в какой-либо вещи в природе, а только в нашей душе” … возвышенное
то притягивает, то отталкивает, не доставляя положительного удовольствия, а
возбуждая удивление и почтение, которые можно назвать отрицательным
наслаждением. Оно есть гордость человека, возникающая благодаря преодоления
страха в процессе веры. Рационально в суждении Канта то, что он отмечает
масштабность и неосвоенность возвышенного явления, отсутствие по отношению к
нему свободы человека.
Резко противопоставлял
прекрасное и возвышенное Ф. Шиллер, считавший, что возвышенное, в отличие от
прекрасного, вызывает неприятное чувство; неприятна, например, величественная
гроза и вспышки молний.
В истории эстетической мысли
существовала и иная точка зрения, сближающая прекрасное и возвышенное. Так,
французские эстетики XIX в. Полагали, что возвышенное есть высшая
степень прекрасного (А. Сурио, Н. Жоффруа) или же прекрасное “в себе,
бесконечная красота, которую нельзя постигнуть (Б. Левек).
Гегель видел в возвышенном тот
этап движения абсолютного духа, этап мирового исторического процесса, которому
соответствует романтическая стадия развития искусства, когда дух, содержание
превалируют над материей, формой. Романтической стадии, по Гегелю, присуще
развитие поэзии и музыки - видев искусство, максимально удовлетворенных и почти
оторванных от материального начала. Именно, поэтому, как он полагал, поэзии и
музыке особенно близки возвышенные образы.
Н.Г. Чернышевский стремился
найти реальные основания возвышенного, привести к земной основе. Он полагал,
что возвышенное гораздо больше, гораздо сильнее других явлений, с которыми
сравнивается нами. Возвышенное раскрывается через сравнение с окружающими
явлениями. Определенте возвышенного носит у Чернышевского количественный и
чрезмерно широкий характер и поэтому не раскрывает адекватно природу этого
явления. И все же определение возвышенного, данное Чернышевским, ценно своей
материалистической ориентацией на действительность.
Немецкий философ Н. Гартман
подошел к возвышенному с точки зрения его восприятия. Для него возвышенное -
прекрасное, идущее навстречу потребности человека в великом, превосходном.
Всякая грандиозная, могущественная сила действует на человека устращающе,
подавляет его. Воспринимая возвышенное, человек сопротивляется его воздействию,
преодолевает в себе чувство собственной значимости.
Суммируя сказанное, можно
сделать вывод, что в истории эстетики сложились две точки зрения на
взаимоотношение прекрасного и возвышенного : 1) возвышенное есть превосходная
степень прекрасного, особого рода прекрасное, отличающееся величиной или мощью;
2) возвышенное противоположно прекрасному, и как его восприятие возникает
эстетически негативная реакция.
Итак, возвышенное - это
объективное эстетическое свойство, присущее предметам и явлениям, которые
обладают широкой положительной общественной значимостью, оказывают влияние на
жизнь целых народов и всего человечества.
Трагическое.
Человек смертен, и личность не могут не
волновать проблемы смысла жизни, смерти и бессмертия. История человечества
насыщена трагедийными событиями. Искусство в своих философических размышлениях
о мире внутренне тяготеет к
трагедийной теме. Другими словами, и жизнь личности, и история общества, и
художественный процесс многократно пересекался с проблемой трагического.
Переход от скорби к радости -
один из великих секретов трагического. Еще Д. Юм в трактате “О трагедии”
обращал внимание на то, что трагическая эмоция включает в себя скорбь и
радость, ужас и удовольствие.
Древние народы, экономика
которых зиждилась на земледелии, создали легенды об умирающих и воскресающих
богах. Во время культовых празднеств в честь этих богов скорбь по поводу их
смерти сменялась радостью и весельем по поводу их воскрешения. По мере нарастания
общественных противоречий природная основа этих мифов усложнялась и все более
социализировалась. Со смертью и воскресением богов стали связывать упование на
избавление от земных страданий, надежды на вечную жизнь (легенда о Христе).
Закономерность трагического в
концептуально-событийной сфере - переход гибели в воскресение, а в
эмоциональной сфере - переход скорби в радость. Трагическая эмоция -
сочетание глубокой печали и высокого восторга - проявляется в искусстве
разных народов.
Осмысляя гибель неповторимой
индивидуальности как непоправимое крушение целого мира, трагедия вместе с тем
утверждает прочность, бескорыстность мироздания, несмотря на уход из него
конечного существа. И в самом конечном существе трагедия находит бессмертные
черты, роднящие личность с мирозданием, конечное - с бесконечным. Трагедия -
философское искусство, ставящее и решающее высшие метафизические проблемы жизни
и смерти, осознающее смысл бытия, анализирующие глобальные проблемы его
устойчивости, вечности, бесконечности, несмотря на постоянную изменчивость.
В трагедии, полагал Гегель,
гибель не есть только уничтожение. Она означает также сохранение в
преображенном виде того, что в данный форме должно погибнуть. Существу,
подавленному инстинктом самосохранения, Гегель противопоставляет человека,
свободного от “рабского сознания” и способного жертвовать жизнью ради высших
целей. Умение постигнуть идею бесконечного развития для Гегеля - важнейшая
характеристика человеческого сознания.
В осмыслении трагедийных
ситуаций в мировой художественной культуре обозначились две крайне позиции :
экзистенциалистская и буддистская.
Экзистенциализм превратил смерть
в центральную проблему философии и искусства. Экзистенциалисты абсолютизируют
самоценность личности и подчеркивают ее некоммуникабельность, отторженность от
общества, что приводит их концепцию к парадоксу : гибель личности перестает
быть общественной проблемой. Если личность отторгнута от людей, какое им дело
до ее смерти? Личность, оставшуюся один на один с мирозданием, не ощущающую
вокруг себя человечества, охватывает ужас неизбежной конечности бытия.
Неделимая сверхценностью, отторгнутая от людей личность на деле оказывается
абсурдной, а ее жизнь - лишенной смысла и ценности.
Для буддизма человек, умирая,
превращается в другое существо. Если экзистенциализм приравнивает жизнь к
смерти (жизнь столь же абсурдна, как и смерть), то буддистская идеология
приравнивает смерть к жизни (человек, умирая, продолжает жить, поэтому смерть
ничего не меняет). И в том и в другом случае фактически снимается всякий
трагизм. Гибель личности приобретает трагическое звучание только там, где
человек, обладая самоценностью, живет во имя людей, их интересы становятся
содержанием его жизни. В этом, с одной стороны, существует неповторимо
индивидуальное своеобразие и ценность личности, а с другой - погибающий герой
находит продолжение в жизни общества. Поэтому гибель такого героя трагедийна и
рождает чувство безвозвратной утраты человеческой индивидуальности (отсюда
скорбь), а в то же время возникает идея продолжения жизни личности в
человечности ( и отсюда мотив радости).
Источником трагического являются
специфические общественные противоречия - коллизии между общественно
необходимым, назревшим требованием и временной практической невозможностью его
осуществления. Неизбежная недостаточность знания, невежество часто становятся
источником величайших трагедий. Трагическое - сфера осмысления
всемирно-исторических противоречий, поиск выхода для человечества. В этой
категории отражается не просто вызванное частыми неполадками несчастья
человека, а бедствия человечества, некие фундаментальные несовершенства бытия,
сказывающиеся на судьбе личности.
Таким образом, трагедия
раскрывает : 1) гибель или тяжкие страдания личности; 2) невосполнимость
для людей ее утраты; 3) бессмертные общественно ценные начала,
заложенные в неповторимой индивидуальности, и ее продолжении в жизни
человечества; 4) высшие проблемы бытия, общественный смысл жизни
человека; 5) активность трагического характера по отношению к
обстоятельствам; 6) философски осмысленное состояние мира; 7) исторически,
временно неразрешимые противоречия; 8) трагическое, воплощенное в
искусстве, оказывает очищающее воздействие на людей.
Комическое.
Человеческое общество - истинное
царство комедий, так же как и трагедии. Человек - единственное существо,
которое может и смеяться, и вызывать смех, или, точнее, человеческое,
общественное содержание есть во всех объектах комедийного смеха.
Комическое всегда объективная
общественная ценность явления. Однако не все смешное комично, хотя
комическое всегда смешно.
Комическая - прекрасная сторона
смешного, порождающая социально значимый, одухотворенный эстетическими
идеалами, светлый, высокий смех, отрицающий одни человеческие качества и
общественные явления и утверждающий другие. В зависимости от обстоятельств
явление может быть или смешно, или комично.
Комизм социален объективной
(особенности предмета) и своей субъективной (характер восприятия)
стороной.
Комическое как противоречие.
Сущность комического - в противоречии. Комизм
- результат контраста, разлада, противостояния : безобразного - прекрасному
(Аристотель), ничтожного- возвышенному (И. Кант), нелепого - рассудительному
(Жан Поль, А. Шопенгауэр), бесконечной предопределенности - бесконечному
произволу (А. Бергсон), ложного, мнимо основательного - значительному, прочному
и истинному (Гегель), внутренней пустоты - внешности, притязающей на значимость
(Н.Г. Чернышевский), нижесреднего - вышесреднему (Н. Гартман) и т.д. Каждое из
этих определений, выработанных в истории эстетической мысли, выявляет и
абсолютизирует один из типов комедийного противоречия. Однако формы
комического противоречия разнообразны. В нем всегда присутствуют два
противоположных начала, первое из которых кажется положительным и
привлекает к себе внимание, но на деле оборачивается отрицательным свойством.
И. Кант видел сущностнь комического во внезапном разрешении напряженного
ожидания в ничто. Французский философ-просветитель XVIII
в. Ш. Монтескье писал : “Когда безобразное для нас неожиданно, оно может
вызвать своего рода веселье и даже смех”.
Для противоречий, порождающих
комическое, характерно то, что первая по времени восприятия сторона
противоречия выглядит значительной и производит на нас большее впечатление,
вторая же сторона, которую мы воспринимаем по времени позже, разочаровывает
своей несостоятельностью.
Многообразие
эстетических свойств.
Безобразное.
В истории эстетики антипод
прекрасного - безобразное не имеет глубокой теоретической традиции. Еще древние
египтяне, постигая диалектику прекрасного и безобразного, отмечали, что в
процессе старения все здоровое и красивое становится больным и безобразным,
“хорошее превращается в дурное, вкус теряется”. Обратимость и взаимопереход
прекрасного и безобразного раскрываются в древеегипетском мифе об Исиде.
Вопрос о безобразном в искусстве
впервые теоретически поставил Аристотель. Произведение всегда имеет прекрасную
форму, в предмет же искусства входит не только прекрасное, но и безобразное.
Даже явления отвратительны в жизни, будучи изображены в художественном
произведении, доставляют эстетическое удовольствие. В основе этого удовольствия
лежит радость узнавания действительности, которую мастерски передал в
произведении художник.
По Ш. Бодлеру, безобразное лицо
- это лицо дисгармоничное, патологическое, неодухотворенное, лишенное света,
внутреннего богатства.
Таким образом, безобразное -
эстетическое свойство предметов, естественные, природные данные которых при
современном уровне развития общества и его производства имеют отрицательное
общечеловеческое значение, хотя и не представляют серьезной угрозы человечеству,
т.к. заключенные в этих предметах силы освоены человеком и подчинены ему.
Низменное.
Низменное противоположно возвышенному.
Согласно представлению древних египтян, покидая мир, солнце повергает землю и
людей во мрак, ужас смерти охватывает всех.
Рассматривая эстетические
свойства действительности, которым подражает искусство, Аристотель впервые в
истории эстетической мысли говорит о низменном.
Низменное - крайняя степень
безобразного, чрезвычайно негативная ценность. Это явления или предметы,
имеющие отрицательную общечеловеческую значимость и таящие в себе угрозу для
человечества, т.к. они еще не освоены, не подчинены людям и могут представить
для них грозную опасность. Если человечество не владеет собственными
общественными отношениями, то это может стать источником больших бедствий. И
все явления, относящиеся к этой грозной опасности, воспринимаются как низменное
(фашизм, атомная война и т.п.).
Ужасное.
Ужасное - близкая к
трагическому, но глубоко ему противоположная категория. Если трагическое всегда
имеет свое разрешение в будущем, то ужасное безысходно, безнадежно. Это гибель,
не несущая в себе ничего просветляющего, не сулящая людям грядущее освобождение
от несчастия, бедствия, не контролируемое людьми, неподвластное им, господствующее
над ними. В трагическом несчастье величественно, оно все же возвышает человека,
т.к. последний остается господином обстоятельств и, даже погибая, утверждает
свою власть над миром. В ужасном, напротив, человек - раб обстоятельств, он не
владеет миром.
Ужасное - эстетическая доминанта
средневекового религиозного сознания, пугавшего грешников адовыми муками и
грядущим страшным судом.
Категория ужасного охватывает те
явления действительности, которые человек свободно не владеет и которые несут
ему несчастья и гибель, неразрешимые даже на историческом уровне (отсюда пессимистическое мироощущение).
Безобразное, низменное, ужасное
- негативные ценности, отрицательные свойства мира, запечатлеваемые
искусством и отражающиеся в эстетике. Эти категории вошли в систему современной
эстетической науки. Без них нельзя понять, например, произведения изображающие
ужасы фашизма.
Литература:
1. Бобров В.В. Введение в философию :
Учебное пособие. - Новосибирск : Издательство НГУ, 1998.
2. Борев Ю.Б. Эстетика. 4-е
издание. М: Политиздат, 1988.
3. Выжленцев Г.П.
Социально-политический журнал//Аксиология :становление и основные этапы
развития. 1995 г. №6 и 1996 г. №1.
4. Кропоткин П.А. Этика. М.:
Политиздат,1991.
Содержание.
1. Введение……..……………………………………………………………..2
2. Аксиологический этап в истории философского
знания………..…13
3. Категории эстетического освоения мира
Эстетическое и
Полезное………..………….……………….19
Эстетическое как
ценность…….………………………….…19
Прекрасное…….…………………………………………….…20
Парадигмы теоретического
постижения красоты……23
Возвышенное…….………………………………………………24
Трагическое………………………………………………………26
Комическое……………………………………………………….28
Комическое как
противоречие…………………………..28
Многообразие эстетических свойств
Безобразное………………………………………………..29
Ужасное……………………………………………………..30
4. Литература………………………………………………………………..31
[NS1]