Традиции и новаторство в культуре
К семинару по традициям и
новаторству в культуре.
Выполнил: студент гр. 11-13
Баранов Андрей
У культуры, как
у всякого диалектически развивающегося процесса, имеются устойчивая и развивающаяся
(новаторская) стороны.
Устойчивая сторона
культуры – это культурная традиция, благодаря которой происходит накопление и
трансляция человеческого опыта в истории, и каждое новое поколение людей может
актуализировать этот опыт, опираясь в своей деятельности на созданное
предшествующими поколениями.
В так называемых традиционных
обществах, люди, усваивая культуру ,воспроизводят ее образцы, а если и вносят
какие-либо изменения, то в рамках традиции. На ее основе происходит функционирование
культуры. Традиция превалирует над творчеством. Творчество в этом случае проявляется
в том, что человек формирует себя как субъекта культуры, которая выступает как
некий набор готовых, стереотипных программ (обычаев, ритуалов и т.п.) деятельности
с материальными и идеальными объектами. Изменения же в самих программах
происходят крайне медленно. Таковы в основном культура первобытного общества и
более поздняя традиционная культура .
Такая устойчивая
культурная традиция в определенных условиях необходима для выживания
человеческих коллективов. Но если те или иные общества отказываются от
гипертрофированной традиционности и развивают более динамические типы
культуры, это не значит, что они могут отказаться от культурных традиций
вообще. Не может культура существовать без традиций .
Культурные
традиции как историческая память – непременное условие не только существование,
но и развитие культуры даже в случае созидательных качеств новой культуры,
диалектически отрицая, включает в себя преемственность, усвоение положительных
результатов предшествующей деятельности – это общий закон развития, который
действует и сфере культуры имея особо важное значение. На сколько этот вопрос
практически важен показывает и опыт нашей страны. После Октябрьской революции и
в обстоятельствах всеобщей революционной обстановки в обществе художественной
культуры возникло течение, лидеры которого хотели построить новую,
прогрессивную культуру на основе полного отрицания и разрушения предшествующей
культуры. И это привело во многих случаях к потерям в культурной сфере и
разрушение ее материальных памятников.
Поскольку в
культуре отражаются различия мировоззрений в системе ценностей в идейных
установках, поэтому правомерно говорить о реакционных и прогрессивных
тенденциях в культуре. Но отсюда не следует, что можно отбрасывать
предшествующую культуру – на пустом месте создать новую более высокую культуру
невозможно.
Вопрос о
традициях в культуре и об отношении к культурному наследию касается не только
сохранения, но и развития культуры, т.е. созидание нового, приращение
культурного богатства в процессе творчества. Хотя творческий процесс имеет
объективные предпосылки и в самой реальности и в культурном наследии,
непосредственно он осуществляется субъектом творческой деятельности. Сразу же
следует оговориться, что не всякое новаторство – творчество культуры. Созидание
нового становиться одновременно творчеством культурных ценностей тогда, когда
оно не несет в себе всеобщее содержание, приобретая общую значимость, получает
отзвук от других людей.
В творчестве
культуры всеобщее органическое слито с уникальностью: каждая культурная
ценность неповторима, идет ли речь о художественном произведении, изобретении и
т.п. Тиражирование в той или иной форме уже известного, уже сотворенного ранее –
это распространение, а не созидание культуры. Но и оно необходимо, поскольку
вовлекает широкий круг людей в процесс функционирования культуры в обществе. А
творчество культуры обязательно предполагает включение нового в процесс
исторического развития культуросозидающей деятельности человека, следовательно,
является источником инноваций. Но также как не всякое новаторство есть явление
культуры, не все новое, включающееся в культурный процесс, является передовым,
прогрессивным, отвечающим гуманистическим интенциям культуры. В культуре
существует и прогрессивное, и реакционные тенденции. Развитие культуры - противоречивый
процесс, в котором отражается широкий спектр подчас противоположных и
противоборствующих социально классовых, национальных интересов данной исторической
эпохи. За утверждение передового и прогрессивного в культуре надо бороться.
Такова концепция культуры, получившая разработку в советско-философской
литературе.