|
|
Аудиторные занятия
|
Самостоятельная работа
|
№
|
Тема
|
Лекции
|
Семинары, деловые игры, лабораторные работы
|
студентов
|
|
|
|
|
|
1
|
Введение
|
2
|
0
|
|
2
|
Мир глазами Исаака Ньютона
|
4
|
4
|
|
3
|
Мир глазами Альберта Эйнштейна
|
4
|
2
|
|
4
|
Мир глазами Нильса Бора
|
4
|
4
|
|
5
|
Мир глазами Поля Дирака
|
4
|
2
|
|
6
|
Заключение
|
2
|
0
|
|
|
ИТОГО:
|
12
|
сумма
|
|
ВСЕГО:
|
32
|
|
|
|
|
|
|
Содержание
дисциплины
Введение. Структура естественно научных знаний
и их роль в развитии общества.
1. Мир глазами Исаака Ньютона: обзор основных достижений классического
естествознания. (Классические представления о пространстве и времени. Способы
описания движения. Взаимодействия. Законы сохранения и их связь с симметрией
систем. Строение солнечной системы. Статистическое описание равновесных систем.
Неравновесные системы и самоорганизация. Биологическая эволюция.)
2. Мир глазами Альберта Эйнштейна: Теория относительности - как первый
опыт критического переосмысления классических концепций естествознания.
(Электромагнитные взаимодействия и концепция поля. Необходимость переосмысления
классических представлений о пространстве-времени. Принцип соответствия.
Основные выводы специальной теории относительности. Гравитация и современные
взгляды на строение Вселенной. Энергетика и экология.)
3. Мир глазами Нильса Бора: квантовомеханический способ описания и отказ
от требований классического детерминизма. (Физические и психологические аспекты
зрительного восприятия образов. Традиционное описание оптических явлений -
первый шаг к волновой механике. Фотоны и кванты. Философские аспекты проблемы
познаваемости мира в свете корпускулярно-волнового дуализма и соотношения
неопределенности. Вероятностное описание событий. Химические процессы с точки
зрения квантовомеханического описания. Проблема нарушения четности . )
4. Мир глазами Поля Дирака: квантовая электродинамика как попытка синтеза
идей релятивизма и квантовомеханического подхода к описанию объектов микромира.
(Спин как пример не имеющего классического аналога свойства реальных объектов.
Квантовая статистика: бозоны и фермионы. Современные лазеры и их использование.
Строение атомов и кристаллов. Полупроводники и их использование. Понятие об
архитекруре ЭВМ. Дираковский вакуум, частицы и античастицы. Фотоны и колебания
вакуума. Нанотехнологии.)
5. Заключение. Естественно научные теории: создание, проверка, развитие,
использование, замена более совершенной.
Общие замечания по содержанию дисциплины
В настоящем курсе не ставится задача
систематического описания окружающего мира с точки зрения современного
естествознания, что, очевидно, невозможно в рамках односеместрового курса, и
весьма проблематично для естественно научных факультетов университетов. По
убеждению автора в курсе “Современные концепции естествознания” для студентов
экономических специальностей основное внимание должно уделяться следующим
аспектам:
1. Объективное существование законов природы,
независящих от определяемых мировоззрением исследователя его желаний и часто
невписывающихся в ранее общепринятые теоретические концепции.
2. Сложность адекватного прогноза коммерческой
реализации новой естественно научной теории на ранних этапах ее развития.
3. Необходимость математизации естественно
научных теорий в целях ускорения их развития и облегчения общения между
представителями смежных наук.
Литература
Основная
1. А.Г.Спирин "Основы философии",
М., 1988.
2. В.П.Бранский "Философское значение
"проблемы наглядности" в
физике", Л., 1962.
3. Л.Купер "Физика для всех", Наука,
М., 1980, т.1,2.
4. Р.Фейнман "Характер физических
законов", М., 1970.
Дополнительная
5. И.Р.Пригожин "От существующего к
возникающему", М., 1994.
6. Ю.Л.Ермолаев, А.Л.Сание "Электронная
синергетика", ЛГУ, 1989.
7. Ю.Л.Климонтович "Турбулентное движение
и структура хаоса",
Наука,1990.
8. А.П.Пурмаль "Как превращаются
вещества", Наука,1989.
9. М.Д.Франк-Каменецкий "Самая главная
молекула", Наука, 1989.
10.М.Б.Веркимблит "Электричество в живых
организмах", Н.,1989.
11. И.Д.Новиков “Как взорвалась Вселенная”,
Н.,1990.
12. К.Ю.Богданов “Физик в гостях у биолога”.
Н., 1990.
13. А.В.Бялко “Наша планета Земля”. Н. 1990.
Составитель:
чирцов александр
сергеевич,
кандидат физ.-мат. наук,
доцент физического факультета сПбГУ