Философия элейской школы
План доклада по философии элейской школы.
1.
Парменид (ок. 540-470 до н.э.) - основатель
элейской школы
Активный политик, дал городу законы.
Источник
философии Парменида - недоверие к органам чувств.
Поэма "О природе"(сохранилось - 160 стихов, пролог, почти вся
первая часть и фрагменты второй): "путь истины", "путь
мнения" и "путь приемлемых видимостей".
*
Превосходство разума над чувствами.
*
Бытие - неподвижно, неизменно, не имеет
признаков рождения и уничтожения. По форме оно совершенно и закончено (сфера).
*
Все, о чем думается - есть.
*
Небытия нет(док-во) Þ нет пустоты между
вещами, значит все едино и нет множества вещей. (vs. Пифагор)
*
Мир бытия и мир мнений.
*
Сущее - то, что мыслится разумом.
Итоги:
разделение чувственного и рационального познания, превосходство разума над
чувствами, неизменное, единое и совершенное Бытие, нет феноменов бытия.
2.
Зенон (ок. 490 - 430 до н.э.) - защитник
философии Парменида.
Борец с тираном (погиб в этой борьбе)
Парменид создал неопровержимую теорию, поэтому ее стали опровергать,
идя от реальности (движение и множественность неопровержимы).
Родоначальник
"диалектики" (способ выяснить истину, через выявление
внутренних противоречий в мышлении противника)
Доказательства
"от противного" (сведение к абсурду, REDUCTIO AD
ABSURDUM). 40 доказательств "против множественности", 5
"против движения". Дошло по четыре.
Þ дихотомия - надо пройти 1/2 пути Þ 1/4 Þ 1/8 Þ 1/16 и
т.д.
Þ Ахиллес и черепаха - Ахиллес должен
прибежать туда, где была черепаха, а она оттуда уже ушла Þ не
догонит
Þ Летящая стрела - покоится в каждый
момент Þ покоится всегда
Þ Стадион - скорость, существенный
атрибут движения, относительна Þ движение необъективно
Должно быть
много единств, но тогда
Þ противоречие, получаемое от совокупности относительно одной части
(шум падающих зерен)
Итоги: множества не существует, бытие
едино.
3.
Мелисс из Самоса (ок. 490 - ? до н.э.) -
систематизатор учения элеатов
Флотоводец и политик. Разбил в 442 году флот Перикла.
"О природе или о
сущем" (сохранились фрагменты)
Систематизировал
доктрину элеатов.
Бытие "бесконечно"
(т.к. не может быть ограничено небытием (за отсутствием такового)) Þ оно
едино. Бытие бестелесно (лишено формы, даже не сфера).
a)
есть множество вещей. Если хотя бы одна едина и
бесконечна, то это Бытие и наше чувственное восприятие правдоподобно.
b)
из опыта ясно, что "ничего не остается и
не пребывает"
c)
значит чувства не имеют ценности(они к тому же
утверждают небытие)
Þ "Если было бы многое, должно было бы быть нечто, что было бы
всем, Единым."
Þ "Из ничего никогда не может возникнуть нечто".
Итоги:
существует вечное, бесконечное, единое, неизменное, неподвижное и бестелесное
Бытие, отрицается множественность и сила феноменов.