Средства и методы обучения в легкой атлетике, их характеристика
Министерство образования
Российской Федерации
Ставропольский
Государственный Университет
Контрольная работа
По дисциплине: легкая
атлетика
Тема: Средства и методы обучения в легкой атлетике, их
характеристика.
Предмет: Легкая атлетика
Выполнила
Долотова И.Н.
Проверил
Ставрополь 2007г.
В спортивной тренировке под термином
«метод» следует понимать способ применения основных средств тренировки и
совокупность приемов и правил деятельности спортсмена и тренера.
В процессе спортивной тренировки используются две
большие группы методов: общепедагогические, включающие словесные и наглядные
методы, и практические, включающие методы строго регламентированного
упражнения, игровой и соревновательный.
Все эти методы применяют в различных сочетаниях.
Каждый метод используют не стандартно, а постоянно приспосабливают к конкретным
требованиям, обусловленным особенностями спортивной практики. При подборе
методов необходимо следить за тем, чтобы они строго соответствовали
поставленным задачам, общедидактическим принципам, а также специальным принципам
спортивной тренировки, возрастным и половым особенностям спортсменов, их
квалификации и подготовленности.
К словесным методам, применяемым в
спортивной тренировке, относятся рассказ, объяснение, беседа, анализ и
обсуждение и др. Эти формы наиболее часто используют в лаконичном виде,
особенно при подготовке квалифицированных спортсменов, чему способствует
специальная терминология, сочетание словесных методов с наглядными.
Эффективность тренировочного процесса во многом зависит от умелого
использования указаний и команд, замечаний, словесных оценок и разъяснений.
Наглядные методы, используемые
в спортивной практике, многообразны и в значительной степени обуславливают
действенность процесса тренировки. К ним прежде всего следует отнести
правильный в методическом отношении показ отдельных упражнений и их элементов,
который обычно проводит тренер или квалифицированный спортсмен. В последние
годы широко применяются вспомогательные средства демонстрации - учебные фильмы,
видеомагнитофонные записи, макеты игровых площадок и полей для демонстрации
тактических схем, электронные игры. Широко используются также методы
ориентирования. Здесь следует различать как простейшие ориентиры, которые
ограничивают направление движений, преодолеваемое расстояние и др., так и более
сложные - световые, звуковые и механические лидирующие устройства, в том числе
с программным управлением и обратной связью. Эти устройства позволяют
спортсмену получить информацию о темпо-ритмовых, пространственных и
динамических характеристиках движений, а иногда и обеспечить не только
информацию о движениях и их результатах, но и принудительную коррекцию.
Методы спортивной тренировки, основанные на
двигательной деятельности спортсмена, можно подразделить на методы строго
регламентированного упражнения, соревновательный и игровой методы.
Методы строго регламентиро ванного упражнения. Основнаячерта данных методов заключается в строгой упорядоченности
действий выполняющего упражнения и достаточно четком регулировании
воздействующих факторов.
В спортивной практике выделяется ряд разновидностей
методов строго регламентированного упражнения. К ним относятся прежде всего две
основные группы: методы, преимущественно направленные на освоение спортивной
техники, и методы, преимущественно направленные на воспитание двигательных
качеств.
При разучивании более или менее сложных движений, которые
можно разделить на относительно самостоятельные части, освоение спортивной
техники осуществляется по частям. В дальнейшем целостное выполнение
двигательных действий приведет к интеграции в единое целое ранее освоенных
составляющих сложного упражнения.
При применении этих двух методов освоения движений
большая роль отводится подводящим и имитационным упражнениям.
Методы, направленные преимущественно на
совершенствование двигательных качеств. Структура практических методов
тренировки определяется тем, имеет ли упражнение в процессе однократного
использования данного метода непрерывный характер или дается с интервалами для
отдыха, выполняется в равномерном (стандартном) или переменном (варьирующем)
режиме.
В процессе спортивной тренировки упражнения используются
в рамках двух основных групп методов - непрерывных и интервальных.
Непрерывные методы характеризуются однократным непрерывным выполнением
тренировочной работы. Интервальные методы предусматривают выполнение упражнений
как с регламентированными паузами, так и произвольными паузами отдыха.
При использовании обоих методов упражнения могут
выполняться как в равномерном (стандартном), так и в переменном (вариативном)
режиме. В зависимости от подбора упражнений и особенностей их применения
тренировка может носить комплексный (интегральный) и избирательный
(преимущественный) характер. При комплексном воздействии осуществляется параллельное
совершенствование различных качеств, обусловливающих уровень подготовленности
спортсмена, а при избирательном - преимущественное развитие отдельных качеств.
При равномерном режиме использования любого из методов интенсивность работы
является постоянной, при переменном - варьирующей. Интенсивность работы от
упражнения к упражнению может возрастать (прогрессирующий вариант) или
неоднократно изменяться (варьирующий вариант).
Непрерывные методы тренировки, применяемые в условиях равномерной и
переменной работы, в основном используются для повышения аэробных возможностей,
воспитания специальной выносливости к работе средней и большой длительности.
Возможности непрерывных методов тренировки в условиях
переменной работы значительно многообразнее. В зависимости от продолжительности
частей упражнений, выполняемых с большей или меньшей интенсивностью,
особенностей их сочетания, интенсивности работы при выполнении отдельных
частей, можно добиться преимущественного воздействия на организм спортсмена в
направлении повышения скоростных возможностей, развития различных компонентов
выносливости, совершенствования частных способностей, определяющих уровень
спортивных достижений в различных видах спорта.
В случае применения варьирующего варианта могут
чередоваться части упражнения, выполняемые с различной интенсивностью или же с
различной интенсивностью и изменяющейся продолжительностью.
Интервальные методы тренировки (в том числе повторные и комбинированные)
широко применяются в практике спортивной тренировки. Выполнение серии
упражнений одинаковой и разной продолжительности с постоянной и переменной
интенсивностью и строго регламентированными произвольными паузам-и является
типичным для данных методов. В одном комплексе могут также сочетаться
прогрессирующий и нисходящий варианты.
Упражнения с использованием интервальных методов могут
выполняться в одну (например, 10x800 м - в беге, 6x5 км в лыжном спорте и т.п.)
или несколько серий 6х(4Х50м) в плавании и т.п.
В режимах непрерывной и интервальной работы в
спортивной тренировке используется и круговой метод, направленный на
избирательное или комплексное совершенствование физических качеств.
Игровой метод чаще всего воплощается в виде общепринятых подвижных
и спортивных игр, однако, его нельзя осуществлять с какой-либо конкретной
игрой. В принципе, он может быть использован на материале самых разнообразных
двигательных действий при условии, что они поддаются организации в соответствии
с требованиями игрового метода.
Для игрового метода характерна, прежде всего,
"сюжетная" организация: деятельность играющих организуется на основе
образного или условного "сюжета" (замысла, плана игры), который
намечает общую линию поведения, но не предопределяет жестко конкретные действия
и способы достижения игровой цели (выигрыша). В рамках "сюжета" и
правил игры допускаются различные пути и цели, причем выбор конкретного пути и
реализация игрового замысла происходят в условиях постепенного, чаще случайного
изменения ситуации. Отсюда ясно, что игровой метод позволяет программировать
действия занимающихся лишь с большей долей вероятности. Вместе с тем он
предоставляет широчайшие возможности для творческого решения двигательных задач
и в настоящей мере способствует проявлению самостоятельности, инициативы,
находчивости.
Одной из существенных черт игрового метода является то,
что в нем как бы моделируются активные межличностные и межгрупповые
взаимоотношения, которые строятся как по типу сотрудничества (между игроками
одной команды), так и по типу соперничества (между противниками в парных и
командных играх), когда сталкиваются противоположные интересы, возникают и
разрешаются игровые конфликты. Это создает эмоциональный накал и содействует
яркому выявлению нравственных качеств личности.
Однако точность дозировки в игровом методе всегда
существенно меньше, чем в методах строго регламентированного упражнения.
Игровой метод в силу всех присущих ему особенностей
используется в процессе спортивной тренировки не только для начального обучения
движениям или избирательного воздействия на отдельные способности, сколько для
комплексного совершенствования двигательной деятельности в усложненных
условиях. В наибольшей мере он позволяет совершенствовать такие качества и
способности, как ловкость, находчивость, быстроту ориентировки,
самостоятельность, инициативу. В руках умелого педагога он служит также весьма
действенным методом воспитания коллективизма, товарищества, сознательной
дисциплины и других нравственных качеств личности.
Не менее важна его роль как средства активного отдыха
и переключения занимающихся на иной вид двигательной активности с целью
ускорения и повышения эффективности адаптационных и восстановительных
процессов, поддержания ранее достигнутого уровня подготовленности.
Соревновательный метод предполагает специально организованную
соревновательную деятельность, котор ая в данном случае выступает в
качестве оптимального способа повышения эффективности тренировочного процесса.
Применение данного метода связано с высокими требованиями к
технико-тактическим, физическим и психическим возможностям спортсмена, вызывает
глубокие сдвиги в деятельности важнейших систем организма и тем самым
стимулирует адаптационные процессы, обеспечивает интегральное совершенствование
различных сторон подготовленности спортсмена.
При использовании соревновательного метода следует
широко варьировать условия проведения соревнований с тем, чтобы максимально
приблизить их к тем требованиям, которые в наибольшей мере способствуют решению
поставленных задач.
Соревнования могут проводиться в усложненных или
облегченных условиях по сравнению с официальными.
- соревнования в условиях среднегорья, в условиях
жаркого климата, при плохих погодных условиях (сильный встречный ветер - в
велосипедном спорте, "тяжелая" лыжня - в лыжном и т.п.);
- соревнования в спортивных играх на полях и площадках
меньших размеров, при большей численности игроков в команде соперников;
- проведение серии схваток (в борьбе) или боев (в
боксе) с относительно небольшими паузами против нескольких соперников;
- соревнования в играх и единоборствах с
"неудобными" противниками, применяющими непривычные
технико-тактические схемы ведения борьбы.
Облегчение условий соревнований может быть обеспечено:
планированием соревнований на дистанциях меньшей протяженности в циклических
видах; уменьшением продолжительности боев, схваток -в единоборствах; упрощением
соревновательной программы - в сложнокоординационных видах; использованием
облегченных снарядов - в метаниях; уменьшением высоты сетки - в волейболе; массы
мячей - вводном поло и футболе; применением "гандикапа", при котором
более слабому участнику предоставляется определенное преимущество - он стартует
несколько раньше (в циклических видах), получает преимущество в заброшенных
шайбах или мячах (в спортивных играх) и т.д.
По особенностям регулирования нагрузки и другим
регламентирующим моментам соревновательный метод занимает как бы промежуточное
положение между игровым методом и методами строго регламентированного
упражнения. Соревнование довольно жестко регламентируется определенными
правилами (официальными и неофициальными), но эта регламентация затрагивает
лишь некоторые стороны и условия состязания (предмет состязания, порядок
выступления, условия оборудования и др.). Это же касается конкретного характера
деятельности и определяется в решающей мере логикой соревновательной борьбы.
Необходимо помнить, что на изучение того
или иного элемента надо тратить определенное количество времени и повторений,
ни в коем случае нельзя уделять слишком много времени на каком-либо элементе,
что может привести к новым ошибкам. На пример, уделяя особое внимание
отталкиванию и сведению бедер в спортивной ходьбе, можно сформировать полетную
фазу, что запрещено.
В процессе обучения существуют как
положительный, так и отрицательный перенос в технике движений, т.е. одни
движения могут помогать в усваивании техники, а другие будут тормозить или даже
блокировать изучение того или иного элемента. Похожие по структуре упражнения
будут помогать в изучении техники, т.е. они несут в себе положительный перенос,
например барьерный бег и прыжки в длину. Если же структура движений не схожа,
например прыжки в длину и прыжки в высоту, они будут мешать освоению техники
движений, будут подавлять формирование двигательного навыка, т. е. они несут в
себе отрицательный перенос. В процессе обучения необходимо так подбирать
средства, чтобы полностью устранить отрицательный перенос и как можно
эффективнее использовать положительный перенос упражнений.
В легкой атлетике много видов с простой
(бег) и сложной (шест) техникой исполнения соревновательного упражнения.
Существует определенная последовательность в обучении технике легкоатлетических
видов.
В беговых видах наблюдается следующая
последовательность обучения:
1) бег на средние и длинные дистанции;
2) спринтерский бег;
3) эстафетный бег;
4) барьерный бег;
5) бег на 3000 м с препятствиями.
Первое обучение бега на средние и
длинные дистанции говорит само за себя, здесь и амплитуда движений, степень
усилий, координационная и психическая сложности техники относительно низ кие,
не сложная и структура движений.
В спринтерском беге происходит
максимальная реализация всех параметров — амплитуды, усилий и т.п., которые
должны исполняться за короткое время. Координационная и психическая сложности
движений в спринтерском беге возрастают.
Изучив технику спринтерского бега,
приступают к изучению техники эстафетного бега, где сложность техники
заключается в передаче эстафетной палочки на коротком отрезке при большой
скорости бега. Совмещение скоростей бега передающего и принимающего повышает
координационную и психическую сложности этого вида.
После изучения техники гладкого бега
приступают к изучению барьерного бега. По своей структуре барьерный бег
относится к смешанной, т. е. здесь присутствуют и циклическая структура (бег),
и ациклическая (преодоление барьера). Высокая скорость бега с преодолением
препятствий делает технику барьерного бега до вольно сложной, повышаются и
координационная, и психическая сложности упражнения.
Бег на 3000 м с препятствиями по своей структуре
похож на барьерный бег, но увеличивается психическая напряженность (тяжелые
барьеры, яма с водой) плюс длительная деятельность, принуждающая выполнять
движения на фоне развивающегося утомления, ставят этот вид на первое место по
сложности обучения и выполнения соревновательного упражнения.
1) высота — «перешагивание»;
2) длина — «согнув ноги»;
3) длина — «прогнувшись»;
4) длина — «ножницы»;
5) высота — «перекидной»;
6) высота — «фосбери-флоп»;
7) длина — тройной прыжок;
8) прыжок с шестом.
Так как прыжки предъявляют почти
одинаковые требования по реализации двигательных качеств, то на
последовательность обучения будут влиять техническая сложность и психическая
напряженность вида.
Метания по своей структуре — упражнения
ациклического характера, но они будут различаться по технической сложности и
психической напряженности вида.
Последовательность обучения следующая:
1) метание малого мяча;
2) метание гранаты;
3) метание копья;
4) толкание ядра со скачка;
5) метание диска;
6) толкание ядра с поворота;
7) метание молота.
Естественно, что последовательность
обучения видам легкой атлетики зависит не только от техники вида, его
психической напряженности, но и от способности индивидуума к обучению, его
антропометрических данных, уровня физической подготовленности
Легкая атлетика, как средство физического воспитания
способствует всестороннему физическому развитию и укреплению здоровья учащихся.
Легкоатлетические упражнения, наряду с гимнастическими являются ведущими в
физическом воспитании.
1. Легкая атлетика. Жилкин А.И., Кузьмин
В.С., Сидорчук Е.В.
Издательство: Академия
: 2005г.
2. Легкая атлетика. Гриф МО Республики
Беларусь. Кобринский М.Е.
Издательство: Тесей, 2005г.
3. Легкая атлетика : Критерии отбора. Зеличенок
В. Б. Никитушкин В. Г. Губа В. П.
Издательство: Терра-Спорт
4.Книга тренера по легкой атлетике.Под редакцией
доктора педогогических наук,заслуженного тренера СССР Л.С.Хоменкова.Москва.
Издательство:Физкультура и Спорт,1987 г.
5. Легкая атлетика. Под редакцией профессора
А.Н.Макарова Москва.Издательство :Просвещение,1987 г.
6.Практикум по легкой атлетике.И.В.Лазарев В.С
Кузнецов Г.А.Орлов
Москва.Издательство: Академия,1999г.