Лечебная физическая культура при травмах и повреждениях головного мозга
ВВЕДЕНИЕ
Лечебная физическая культура
(ЛФК) – это применение различных средств физкультуры для лечения и профилактики
некоторых заболеваний. Она способствует восстановлению здоровья и
работоспособности.
ЛФК стимулирует восстановление нарушенных функций органов движения
кровообращения, пищеварения, оказывает нормализующее действие на состояние
центральной нервной системы. Она способствует совершенствования адаптационных
систем организма и предупреждает явления гиподинамии.
Основным средством ЛФК являются
специально подобранные, дозированные физические упражнения. Существуют
индивидуальный и групповой методы проведения ЛФК. Отдельным больным дают
задания для самостоятельных занятий некоторыми видами ЛФК. Самостоятельные
занятия предусматривают многократные повторения больными в течение дня
специальных упражнений. Основными формами ЛФХ являются утренняя гигиеническая
гимнастика, лечебная гимнастика, терренкур (лечебная ходьба), занятия на
тренажерах, дозированный бег, спортивные игры. Для большинства людей каждый
день должен начинаться с утренней гигиенической гимнастики. Она является одним
из действенных факторов лечения и восстановления здоровья и помогает быстро
перейти из состояния сна к состоянию бодрствования.
Во многих центрах в системе ЛФК используются различные
тренажеры. Включение этих аппаратов повышает тонус пациентов к лечебным
физическим тренировкам и дает возможность строго дозировать индивидуальные
нагрузки. Занятия с тренажерами активизируют обмен веществ, повышают
энергозатраты, работоспособность сердечно-сосудистой и дыхательной систем,
укрепляет и развивает скелетную мускулатуру. Многие пациенты продолжают занятия
с тренажерами в домашних условиях, сделав их частью своего здорового образа
жизни, привлекая к этим занятиям членов семьи.
Физические упражнения с
тренажерами рекомендуются с лечебной и оздоровительной целью для предупреждения
гиподинамии, как здоровым, так и больным людям с различным уровнем физической
тренировки и различного возраста.
1.АДАПТИВНАЯ
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
Рост инвалидности населения в большинстве
стран мира, что связано с усложнением производственных процессов, увеличением
транспортных потоков, возникновением военных конфликтов, ухудшением
экологической обстановки и другими причинами, обусловил появление новых
областей человековедческих знаний, учебных и научных дисциплин, новых
специальностей в системе высшего профессионального образования. Так, в
соответствии с решением Межведомственного экспертного совета по государственным
образовательным стандартам Госкомвуза России от 13.06.96 была открыта и внесена
в Классификатор направлений и специальностей высшего профессионального
образования новая специальность N 022500 - "Физическая культура для лиц с
отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)"
(приказ № 1309 от 24.07.96).
Как видно из названия специальности, ее ядро -
"Теория и методика адаптивной физической культуры", которая
базируется на общей теории и методике физической культуры, являющейся по
отношению к новой родовым понятием. Однако в отличие от базовой дисциплины
объект познания и преобразования в адаптивной физической культуре - не
здоровые, а больные люди, в том числе и инвалиды. Необходимо еще раз
подчеркнуть, что деятельность будущих специалистов адаптивной физической
культуры будет осуществляться именно с той категорией населения, которая
утратила какие-либо функции на достаточно длительный срок, а зачастую –
навсегда.
Все это требует значительной, а иногда
принципиальной трансформации (приспособления, коррекции, или, по-другому,
адаптации) задач, принципов, средств, методов, организационных форм основных
разделов (или видов) базовой дисциплины применительно к столь необычной для
физической культуры категории занимающихся. Отсюда название - "адаптивная
физическая культура".
По сложившейся в нашем обществе системе
мировоззренческих взглядов, инвалидами и лицами с устойчивыми отклонениями в
состоянии здоровья должны заниматься представители здравоохранения, социального
обеспечения, образования, но не физической культуры.
Она же была ориентирована на здоровых или (как
исключение) на временно утративших те или иные функции, а что касается наиболее
развитого как в теоретическом, так и в практическом аспекте раздела данного
вида культуры - спорта, то он вообще предусматривает активную деятельность с
лицами не просто здоровыми, но и моторно-одаренными. Причем попасть в число
последних было крайне трудно, так как в каждом виде спорта действовала довольно
жесткая система отбора перспективных спортсменов.
Сказанное позволяет заключить, что в России
высшее профессиональное образование в сфере физической культуры получали в
подавляющем большинстве только здоровые люди, как правило, бывшие и действующие
спортсмены, а ориентировано оно было на работу специалистов со здоровыми и двигательно-одаренными
детьми и взрослыми.
В силу целого ряда объективных условий и
субъективных факторов инвалиды оказались в сфере деятельности медицины, в
которой сравнительно недавно зародилось самостоятельное направление -
реабилитация. В Энциклопедическом словаре медицинских терминов она определяет
ся как "комплекс медицинских, педагогических и социальных мероприятий,
направленных на восстановление (или компенсацию) нарушенных функций организма,
также социальных функций и трудоспособности больных и инвалидов"[1]. Как видно из определения, в
понятие "реабилитация" входят функциональное восстановление или
компенсация того, что нельзя восстановить, приспособление к повседневной жизни
и приобщение к трудовому процессу больного или инвалида. Соответственно различают
три основных вида реабилитации: медицинскую, социальную, (бытовую) и
профессиональную (трудовую).
Важно отметить, что медицинская реабилитация
включает в себя лечебные мероприятия, направленные на восстановление здоровья
больного, и психическую подготовку пострадавшего к необходимой адаптации,
реадаптации или переквалификации[2].
При этом до настоящего времени существуют различия в понимании сущности
реабилитации теми или иными специалистами-медиками..
Таким образом, в отличие от адаптивной
физической культуры медицинская реабилитация в большей степени направлена на
восстановление нарушенных функций организма, а не на максималь ную
самореализацию человека в новых условиях, что требует от больного или инвалида
значительно большей активности и самостоятельности. Кроме того, используемые в
реабилитации средства, так или иначе, ориентированы на составляющие
традиционной медицины: медицинскую технику, массаж, физиотерапию, психотерапию,
фармакологию и т.п., а не на естественные факторы - движение, здоровый образ
жизни, рациональное питание, закаливание и др.
Правда, в последнем руководстве для врачей по
лечебной физической культуре (ЛФК) в системе медицинской реабилитации[3] признается, что движение
является важнейшим естественнобиологическим стимулятором организма, который
стал первейшей потребностью современного человека.
Адаптивную физическую культуру нельзя сводить
только к лечению и медицинской реабилитации. Она является не только и даже не
столько средством лечения или профилактики конкретных болезней, сколько одной из
форм, составляющих полноценную жизнь человека в его новом состоянии, образовавшемся
в результате травмы или болезни. Адаптивный спорт, адаптивная двигательная
рекреация и другие виды адаптивной физической культуры как раз и ставят задачи
максимального отвлечения от своих болезней и проблем в процессе соревновательной
или рекреационной деятельности, предусматривающей общение, развлечение,
активный отдых и другие формы нормальной человеческой жизни.
Если проанализировать современные технологии
Российского института профилактической медицины - одного из лидеров данного
направления: ингаляция различных лекарственных и растительных препаратов,
гало-, аэрофито-, аэроионо-, фитотерапия; музыкальная, аудиовизуальная терапия;
диетотерапия; биосауны; гидромассаж; солярий и другие, - то станет вполне
очевидной их эколого-медицинс кая направленность.
Для рассмотрения философии адаптивной
физической культуры необходимо преодолеть терминологические трудности,
возникающие при использовании упоминавшихся ранее понятий "здоровье"
и "инвалид". Не имея возможности подробно освещать эту достаточно
сложную проблему, ограничимся тем, что введем понятие
"жизнеспособность" (жизненность, жизнестойкость, жизнеактивность),
под которым будем понимать все уровни бытия человека: от минимального
обеспечения витальных процессов до высших проявлений потенций человека
(установление рекордного достижения в телесном и (или) духовном развитии) .
Потеря инвалидом жизнеспособности означает его
смерть, а пока человек, даже с помощью медицинской аппаратуры, реализует
витальные процессы, он имеет какое-то (хоть и минимальное) количество
жизнеспособности. Одной из градаций жизнеспособности является состояние
здоровья, которое, в свою очередь, тоже делится рядом авторов[4],[5] на последовательные
уровни.
Таким образом, жизнеспособность позволяет
любому человеку (здоровому, больному, инвалиду) в различной степени
осуществлять свои биологические и социальные функции.
Цель адаптивной физической культуры как вида
физической культуры может быть определена так: максимально возможное развитие
жизнеспособности человека, имеющего устойчивые отклонения в состоянии здоровья,
за счет обеспечения оптимального режима функционирования отпущенных природой и
имеющихся в наличии (оставшихся в процессе жизни) его телесно-двигательных характеристик
и духовных сил, их гармонизации для максимальной самореализации в качестве
социально и индивидуально значимого субъекта.
Адаптивное физическое воспитание (образование). Содержание адаптивного
физического воспитания (образования) направлено на формирование у инвалидов и
людей с отклонениями в состоянии здоровья комплекса специальных знаний,
жизненно и профессионально необходимых двигательных умений и навыков; на
развитие широкого круга основных физических и специальных качеств, повышение
функциональных возможностей различных органов и систем человека; на более
полную реализацию его генетической программы и, наконец, на становление,
сохранение и использование оставшихся в наличии телесно-двигательных качеств
инвалида.
Адаптивный спорт. Содержание адаптивного спорта (как базового, так и
высших достижений) направлено прежде всего на формирование у инвалидов
(особенно талантливой молодежи) высокого спортивного мастерства и достижение
ими наивысших результатов в его различных видах в состязаниях с людьми,
имеющими аналогичные проблемы со здоровьем.
Адаптивная физическая рекреация . Содержание адаптивной физической рекреации
направлено на активизацию, поддержание или восстановление физических сил,
затраченных инвалидом во время какого-либо вида деятельности (труд, учеба,
спорт и др.), на профилактику утомления, развлечение, интересное проведение
досуга и вообще на оздоровление, улучшение кондиции, повышение уровня жизнестойкости
через удовольствие или с удовольствием.
Наибольший эффект от адаптивной физической
рекреации, основная идея которой заключается в обеспечении психологического
комфорта и заинтересованности занимающихся за счет полной свободы выбора
средств, методов и форм занятий, следует ожидать в случае ее дополнения
оздоровительными технологиями профилактической медицины.
Адаптивная двигательная реабилитация. Содержание адаптивной двигательной
реабилитации направлено на восстановление у инвалидов временно утраченных или
нарушенных функций (помимо тех, которые утрачены или разрушены на длительный
срок в связи с основным заболеванием, являющимся причиной инвалидности) после
перенесения различных заболеваний, травм, физических и психических
перенапряжений, возникающих в процессе какого-либо вида деятельности или тех
или иных жизненных обстоятельств.
Основная задача адаптивной двигательной
реабилитации заключается в формировании адекватных психических реакций
инвалидов на то или иное заболевание, ориентации их на использование
естественных, экологически оправданных средств, стимулирующих скорейшее
восстановление организма; в обучении их умениям использовать соответствующие
комплексы физических упражнений, приемы гидровибромассажа и самомассажа,
закаливающие и термические процедуры и другие средства.
2.ЧЕРЕПНО-МОЗГОВАЯ ТРАВМА
Черепно-мозговая травма среди прочих
повреждений человеческого организма достигает 30-50%. По данным ВОЗ она
ежегодно нарастает на 2%. Актуальность проблемы видна из следующих
статистических данных: через год после закрытой черепно-мозговой травмы у
81,43% людей обнаруживаются ее последствия и при этом примерно 20% пострадавших
в дальнейшем не могут приступить к нормальной трудовой деятельности. Эта
неутешительная статистика заставляет уделять максимальное внимание профилактике
и лечению черепно-мозговой травмы у людей.
Черепно-мозговая травма
является главной причиной смертности среди молодых людей. Возникающие после
первичного повреждения головного мозга патофизиологические изменения приводят к
вторичным повреждениям. Предрасполагающие факторы, такие как гипоксия,
гиперкарбия и гипотония лишь усугубляют выраженность этих изменений.
Интенсивная терапия при черепно-мозговой травме преследует цель не допустить
вторичного повреждения головного мозга. Все анестезиологические препараты и
методики проведения анестезии нарушают внутричерепную гемо- и ликвородинамику.
Лечебные мероприятия, проводимые с учетом патофизиологических сдвигов,
значительно улучшают исход при черепно-мозговой травме.
Причина черепно-мозговой травмы
часто зависит от возраста человека. Так преобладающими причинами несчастных
случаев у детей грудного и ясельного возрастов является падение со стола для
пеленания, из кроватки, коляски, с рук родителей, Падение с большей высоты
более характерно для детей дошкольного возраста - из окон, с лестниц, деревьев,
крыш. С увеличением возраста нарастает частота спортивного травматизма. Травмы
у мальчиков наблюдаются в 2-3 раза чаще, чем у девочек. Это объясняется
своеобразным воспитанием первых, большим их озорством, "геройстве" и
интересам к машинам и технике. Возраст определяет уровень сознания и,
следовательно, поведения. Вследствие этого люди различных возрастных групп в
разной степени подвержены травматизму.
Черепно-мозговая травма является основной
причиной инвалидности и смертности у молодых людей. Подсчитано, что в
Соединенных Штатах черепно-мозговая травма встречается с частотой 200 случаев
на каждые 100,000 человек населения в год. Каждый год примерно
500,000 человек получают серьезную черепно-мозговую травму, причем из них
450,000 попадают в стационар и 50,000 умирают до того, как попадают в больницу.
Среди тех 450,000 человек, которые направляются в стационар, случаи
значительной утраты трудоспособности отмечаются примерно у 100,000 человек в
год. Черепно-мозговая травма чаще всего встречается у молодых людей в возрасте
от 15 до 24 лет. По статистике мужчины получают такой вид травмы в два-три раза
чаще женщин во всех возрастных группах. Более 50% всех случаев черепно-мозговой
травмы и 70% смертельных исходов при черепно-мозговой травме приходится на долю
дорожно-транспортных происшествий. В густонаселенных городах применение
огнестрельного оружия определяет большой процент случаев черепно-мозговой
травмы. Второй основной причиной является падение с высоты. Более чем у 50%
пациентов с тяжелой черепно-мозговой травмой отмечаются множественные
повреждения, которые приводят к значительной потере крови, системной гипотонии
и гипоксии.
Прогноз при тяжелой черепно-мозговой травме во
многом зависит от своевременности первой медицинской помощи. Лечебные
мероприятия начинаются обычно на месте происшествия или в машине скорой помощи
(отсюда ясна роль специализированной бригады). Людей с черепно-мозговой травмой
целесообразно направлять в специализированные нейрохирургические или
травматологические стационары, где возможно всестороннее обеспечение
адекватного лечения.
2.1 КЛАССИФИКАЦИЯ ЧЕРЕПНО-МОЗГОВОЙ ТРАВМЫ
Вся черепно-мозговая травма делится на
открытую и закрытую. К первой относятся те повреждения, когда ранение мягких
тканей головы проникает глубже апоневроза. Дном этой раны служит надкостница
или кость. Открытое повреждение нередко сопровождается переломами костей свода
или основания черепа и тогда дном раны служит твердая мозговая оболочка. В
случае ее ранения повреждение уже называется проникающим. Иными словами, инфекция
легко проникает не только в полость черепа, но достигает мозга. Возникает
угроза инфицирования, что резко утяжеляет течение травматической болезни мозга.
Закрытой травмой головного мозга считают случаи с отсутствием ран на голове
или с поверхностными ранами не глубже апоневроза.
В свою очередь закрытая травма делится на
сотрясение головного мозга (без деления на степени), ушиб легкой, средней и
тяжелой степеней и, наконец, сдавление мозга. Последнее, как правило, бывает на
фоне ушиба и крайне редко без него. Причинами сдавления мозга чаще всего бывает
внутричерепная гематома, но сдавить мозг могут и отломки черепа при так
называемом вдавленном переломе. Сотрясение головного мозга и его ушиб легкой
степени объединяются под общим названием легкая черепно-мозговая травма.
Тяжелые ушибы мозга порою имеют форму диэнцефальную или мезенцефалобульбарную.
2.2 ЛЕЧЕНИЕ ЧЕРЕПНО-МОЗГОВОЙ ТРАВМЫ
Лечение черепно-мозговой травмы любой степени
тяжести должно проводиться в стационаре. Наиболее эффективно его можно
организовать в нейрохирургическом отделении (специализированная помощь).
Сотрясение головного мозга лечат, прежде
всего, покоем. Назначают постельный режим на 10 суток. Человек должен лежать не
читая, без магнитофона, плейера и телевизора. Кроме указанных выше препаратов
нужно назначить что-нибудь из сосудорасширяющих: ксантинол никотинат или
кавинтон, или трентал, или сермион и им подобные в соответствующих возрастных
дозах. Медикаментозное лечение длится только в стационаре - 14 дней. Затем человек
выписывается, но еще 2 недели он должен находиться на постельном режиме. В
общей сложности лечение длится 30 дней. Что же касается питания, то при этом
особой диеты не требуется.
Ушиб головного мозга легкой степени - тоже
легкая черепно-мозговая травма и лечится аналогичным способом, но удлиняются
сроки и углубляется медикаментозное лечение. Постельный режим длится 14 дней,
а в стационаре человек находится 21 день. Амбулаторное лечение после выписки
продолжается еще 30 дней. К фенобарбиталу и димедролу в тех же дозах
добавляются большие дозы витамина В-1 и В-6, которые чередуются через день. Эти
препараты лучше усваиваются при приеме внутрь и принимать их нужно не менее
месяца, таким образом, курс лечения заканчивается уже дома.
С целью восстановления системного мозгового
кровообращения, а следовательно и метаболизма мозга, необходимо нормализовать
артериальное давление.
Профилактика легочных осложнений суммируется
из санации верхних дыхательных" путей вплоть до бронхоскопии, массаже
грудной клетки, перемени положения больного в постели не менее 8 раз в сутки,
назначению на 1-2 суток антибиотика широкого спектра действия.
Спустя 1-2 суток, если человек остается в
бессознательном состоянии его начинают кормить по зонду, введенному в желудок.
Пищу вводят дробно 5-6 раз в сутки в виде питательных смесей. Зондовое питание
продолжается до появления акта глотания, и тогда переходят на кормление с
ложки.
3. ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ
Вариабельность форм повреждения больших
полушарий и ретикулярных структур ствола мозга у людей при закрытой
черепно-мозговой травме нередко сопровождается серьезными нарушениями дыхания в
самых разнообразных клинических проявлениях, что существенно осложняет течение
травматической болезни. Наибольшее число травм отмечается в тех видах спорта,
где имеет место единоборство (бокс, футбол, хоккей), а также в случаях падения
(у велосипедистов, мотоциклистов, гимнастов, акробатов, прыгунов на лыжах с
трамплина и т.п.). По данным разных авторов, почти в 75% случаев страдают череп
и важнейшие структуры головного мозга, что ведет к очень серьезным нарушениям
многих функций организма, и в том числе к развитию функциональной
неполноценности дыхания у пострадавшего.
Известно, что дыхательная функция,
обеспечиваемая трудноразделимой работой дыхания и кровообращения,
контролируется сопряженным механизмом нервно-гуморальной регуляции и направлена
на снабжение тканей кислородом и удаление углекислого газа. Конечный результат
дыхания - обеспечение тканевых процессов, создание и накопление энергии для
жизнедеятельности. При закрытых черепно-мозговых травмах одним из ведущих
патогенетических факторов является кислородное голодание - гипоксия, которая
нередко обусловлена нарушением внешнего дыхания, особенно если это нарушение
центрального типа вследствие дисфункции дыхательного центра, и зависит от того,
какие отделы полушарий и ствола мозга пострадали.
У пациентов с черепно-мозговой травмой могут
развиваться разнообразные формы гипоксии, и ведут они к развитию острой
дыхательной недостаточности или неадекватности внешнего дыхания, когда функция
аппарата дыхания не обеспечивает организм необходимым количеством кислорода, а
пути достижения адекватного газообмена отличаются от естественных.
Лечение пациентов с черепно-мозговой травмой
комплексное в зависимости от формы поражения мозга и направлено в первую
очередь на борьбу с различными проявлениями гипоксии, на регуляцию функций
организма, кислотно-щелочного состояния, водно-солевого и других видов обмена.
Вместе с тем некоторые методы восстановительного лечения имеют существенные
недостатки, вызывают депрессию дыхания, отрицательно влияют на процессы
гомеостаза, подавляют иммунологические процессы, приводят к функциональной
неполноценности легочного газообмена, не обеспечивают больным необходимую для
данного периода активность. Учитывая положительные и отрицательные стороны
проводимых мероприятий, уместно отметить тот факт, что в системе восстановительного
лечения людей с черепно-мозговой травмой до сего времени все еще мало внимания
уделяется использованию средств лечебной физической культуры, и прежде всего на
ранних этапах реабилитации пострадавших.
Современные достижения в области ЛФК, анализ
литературных данных, наблюдения в сфере изучаемых явлений требуют изменения
традиционно сложившихся сдержанных подходов к режиму ранней активизации у этой
категории больных.
Физические упражнения в восстановительном
лечении людей с черепно-мозговой травмой обладают глубокой естественностью и
биологичностью, широким спектром воздействия и возможностью сознательного
участия больного в процессе лечения, что позволяет предупредить многие
осложнения, недавно считавшиеся неизбежными, борьба с которыми требовала
значительных усилий и времени.
Под наблюдением находились пациенты с
нарушением функции внешнего дыхания, причиной которого явилась черепно-мозговая
травма.
Ранним применением процедур лечебной
гимнастики (ЛГ) с использованием дыхательных упражнений динамического и
статического характера достигается улучшение легочной вентиляции: условий
кровообращения в легочной паренхиме, а также периферического кровотока.
Контролируются показатели газового состава крови и кислотно-щелочное
равновесие, напряжение кислорода в артериальной крови.
Дыхательные упражнения сочетаются с общеукрепляющими
как 1:1, 1:2 и 1:3 с паузами отдыха, что способствует восстановлению функции
внешнего дыхания и общему тонизирующему эффекту на организм пострадавшего[6],[7].
С больными, переведенными на искусственную
вентиляцию легких (ИВЛ), проводится ЛГ с использованием пассивных упражнений,
причем их выполнение осуществляется методистом ЛФК в такт движения респиратора.
При улучшении общего состояния важно установить у больного способность к
спонтанному дыханию без респиратора. Не выключая респиратор, проводят разгерметизацию,
после чего предлагают пациенту дышать в ритме аппарата самостоятельно до 2
минут, определяя при этом частоту пульса (П), артериальное давление (АД) и
частоту дыхания (ЧД). При положительной реакции больного на нагрузку и
возможность самостоятельно дышать рекомендуют подобные отключения 4-5 раз в
течение дня с самостоятельным дыханием до 3 минут, постепенно учащая периоды
отключения от аппарата ИВЛ, пока больной не сможет дышать самостоятельно
продолжительное время. В этих условиях возникает возможность использования
активной дыхательной гимнастики с применением статических дыхательных упражнений
с удлиненным выдохом. Этим достигается равномерная и глубокая вентиляция с
наименьшими нарушениями легочного кровообращения.
По мере улучшения общего состояния больного и
нормализации функции внешнего дыхания длительность процедуры ЛГ возрастает,
количество повторений упражнений увеличивается, темп ускоряется.
Таким образом, подобные восстановительные
мероприятия не только позволяют улучшить функцию внешнего дыхания и снизить
число легочных осложнений, но и создают благоприятные предпосылки для
дальнейшей реабилитации больных с черепно-мозговой травмой на более поздних
этапах.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, очень кратко рассмотрены
содержание и задачи основных видов адаптивной физической культуры. Они
раскрывают потенциал возможностей средств и методов адаптивной физической
культуры, каждый из которых, имея специфическую направленность, способствует в
той или иной мере не только максимально возможному увеличению жизнеспособности
инвалида, но и всестороннему развитию личности, обретению самостоятельности,
социальной, бытовой, психической активности и независимости, совершенствованию
в профессиональной деятельности и вообще достижению выдающихся результатов в
жизни. Показаны цель, содержание и место в системе знаний о человеке адаптивной
физической культуры как нового направления в лечебной физической культуре.
Также выявлено, что травмы и повреждения
головного мозга оказывают значительное, если не сказать больше – существенное
влияние на жизнь, деятельность и трудоспособность человека. Дано понятие
черепно-мозговой травмы, её классификация и лечение, и физические упражнения,
которые могут оказаться полезны при заболеваниях такого рода и место лечебной
физической культуры в системе медицинской реабилитации.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
2. Захаров В. П., Тетерин А.
В., Синичина О. А. Переломы верхней челюсти и черепно-мозговая травма. – М.,
Медицина, 1986.
3. Кузин В. В., Никитюк Б. А.
Очерки теории и истории интегративной антропологии. – М., ФОН, 1995.
4. Лечебная физкультура в
системе медицинской реабилитации. Руководство для врачей / Под ред. А. Ф.
Каптелина, И. П. Лебедевой. – М., Медицина, 1995.
5. Матвеев Л. П. Введение в
теорию физической культуры: Учебн. пос. для инс-тов физ. культ., М., ФиС, 1983.
6. Сборник материалов к лекциям
по физической культуре и спорту инвалидов / Ред. и сост. В. С. Дмитриев, А. В.
Сахно. Т. I и II. – М., МОГИФК, ВНИИФК, 1993.
7. Спифаков В. А., Зверев В. В.
Применение ЛФК у больных с тяжёлой черепно-мозговой травмой. М., 1985.
8. Франке К. Спортивная
травматология. М., 1981.
9. Щедрина А. Г. Здоровье и
массовая физическая культура. Методологические аспекты // Теория и практика
физической культуры, №4, 1989.
10. Энциклопедический словарь
медицинских терминов. – М., Советская энциклопедия, 1984.
[1] Энциклопедический словарь
медицинских терминов. - М.: Советская энциклопедия, 1984.
[2] Сборник материалов к
лекциям по физической культуре и спорту инвалидов (Ред. и сост. В.С. Дмитриев,
А.В. Сахно). Т I и II. - М.: МОГИФК, ВНИИФК, 1993. Т I. - 272 с. Т. II. - 292
с.
[3] Лечебная физкультура в
системе медицинской реабилитации: Руководство для врачей. /Под ред. А.Ф.
Каптелина, И.П. Лебедевой. - М.: Медицина, 1995. - 400 с.
[4] Сборник материалов к
лекциям по физической культуре и спорту инвалидов (Ред. и сост. В.С. Дмитриев,
А.В. Сахно). Т I и II. - М.: МОГИФК, ВНИИФК, 1993. Т I. - 272 с. Т. II. - 292
с.
[5] Кузин В.В., Никитюк
Б.А. Очерки теории и истории
интегративной антропологии. - М.: ФОН, 1995. - 174 с.
[6] Франке К. Спортивная травматология. М., 1981.
[7] Спифаков В. А.,
Зверев В. В. Применение ЛФК у
больных с тяжёлой черепно-мозговой травмой. М., 1985.