Профилактика близорукости у детей и подростков

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Медицина, физкультура, здравоохранение
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    14,11 kb
  • Опубликовано:
    2008-12-09
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Профилактика близорукости у детей и подростков

 

СОДЕРЖАНИЕ

 






ЗРЕНИЕ

ФИЗИОЛОГИЯ АНАТОМИЯ

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ГЛАЗ

СОЛЯРИЗАЦИЯ

ДЫХАНИЕ

ПАЛЬМИНГ

ЧТЕНИЕ

ЗРИТЕЛЬНЫЙ КОМФОРТ

ТЕЛЕВИЗОРЫ, МОНИТОРЫ

НОЧНОЕ ЗРЕНИЕ

ЗРЕНИЕ И СПОРТ

ВИДЕОТРЕНАЖЕРЫ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

ЗРЕНИЕ

Зрение и движение неразрывны.И действительно,глаза-самый подвижзный наш орган.Еще И.М.Сеченов,отец русской физиологии,тесно связывал зрительное восприятие с деятельностью мышечного аппарата глаз.Он указывал,что мышцы не только обеспечивают изменение положения глаз в орбите,но и являются также механизмом,при помощи которого сознание получает информацию о пространственных отношениях внешнего мира.

Дефецит движений в жизни современного человека неизбежно отражается на функциональных свойствах зрительного аппарата.Яркий пример этого-близорукость(миопия),которая формируется, как оказалось,в школьные годы преимущественно у подростков с недостаточным физическим развитием.Не последнюю роль играют здесь также неправильная осанка и недостатки в освещенности рабочего места.

Плохое зрение-чаще всего зависит от ослабления аккомодациональной(цилиарной) мышцы, регулирующей кривизну хрусталика для постоянной ”наводки на резкость” нашего глаза.Возникает вопрос.какие же конкретные специальные движения и упражнения могут быть рекомендованы для профилактики подобных  нарушений работы глаза?Чтобы ответить на него, рассмотрим особенности устройства органов зрения и мышнчного аппарата глаз.

Новейшие работы ученых подтверждают: глаз - не просто орган чувств, он - часть мозга, вынесенная на  “передний край” восприятия. Глаз - одна из сложнейших систем в организме человека; каждой его части посвящены тома исследований! Взять хотя бы фоторецепторы - многослойные механизмы, служащие как бы входными устройствами, трансформирующие световую энергию в сигналы для мозга, дтекторы этих сигналов в самом мозге. Вся эта цепочка, связывающая мозг человека с внешним миром, налаживается с первых дней - раньше, чем ходить и даже слышать.

В самых разных областях современной науки накопилось множество интересных фактов, которые подобны частицам мозаики, отражающей сложнейший процесс зрения. Но собрать эти крупицы в единую, четкую картину до сих пор не удавалось никому. Процесс зрения так и остается до конца непознанным. На сегодняшний день нет также ни одной окончательно утвердившейся теории зрения.

Зрение изучают физиологи, биохимики, оптики, специалисты в области бионики и многих других наук. В последние годы появились работы, связывающие различные стороны социальной жизни человека с психофизиологией его восприятия. Зрение как социальный феномен проявляется в познании человеком окружающей жизни, служит основным информационным каналом: без газет, телевидения и т.п. жизнь человека на пороге ХХI века немыслима, Именно зрение в первую очередь способствует знакомству людей, проявлению их взаимной симпатии, образованию семьи. Ничто так не воспитывает в человеке профессиональных навыков, художественного вкуса, ничто не позволяет так концентрировать внимание, как зримый воочию пример или образ. Народная мудрость гласит: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать! Сегодня уже говорят и о визуальной культуре личности - об умении не только смотреть, но и видеть.

В эпоху научно-технической революции ко всем качествам человеческой личности предъявляются особо высокие требования. Возросли нагрузки на все органы чувств. И впервую очередь на зрение. Это не может не иметь последствий, и вот, согласно медицинской статистики, растет во всем мире количество близоруких, в том числе пожилых людей, страдающих высокой близорукостью и катарактой. Медицина ищет и находит все более совершенные средства борьбы с этими и другими заболеваниями глаз. Однако и мы сами можем - и должны! - бороться за хорошее зрение и его сохранение.

Когда про глаз говорят, что это часть мозга, вынесенная на приферию, то мы имеем в в виду прежде всего сетчатку. По существу, это не только соприкасающийся непосредственно с внешним миром приемник всех его световых волн и импульсов. Но и первый их самостоятельный анализатор. Именно в сетчатке происходит переработка, трансформация внешней световой энергии в эликтрический импульс нейрона.

ФИЗИОЛОГИЯ

У разных живых существ сетчатка устроена неодинаково. У позвоночных - от рыб до обезьян - световоспринимающая поверхность глаза представляет исключительно сложное - как по структуре, так и по функциям - нервное образование. Толщина ретины весьма мала - 0,14 мм. Один из самых важных участков сетчатки - желтое пятно, которое является местом наилучшего зрения. Здесь сетчатка максимально утончается (0.8 мм) благодаря сокращению всех слоев, кроме колбочек. Существует мнение, что в этой области возможно лишь дневное, цветрое зрение, при помощи которго мы воспринимаем все многоцветье мира.

Весьма существенное значение имеет вопрос о месте расположения сетчатки по оси глаза. Дело в том, что любое внешнее изображенте может быть рассмотрено как совокупность точек, образующих тот или иной видимый предмет. Каждая из этих точек фиксируется на ретине в виде точки, но благодаря некоторым оптическим явлениям ( дифракция, абберация и т.д.) ее изображение оказывается немног размытым. Как показывают расчеты ряда исследователей, сетчатка глаза расположена именно в том месте (0.4 мм перед фокусом ), где все оптические дефекты имеют наименьшие значения, благодаря чему и достигается наиболее четкое зрение.

В сетчатке позвоночных различают 10 слоев нервных элементов, связанных между собой. Общее число рецепторов сетчатки 130 миллионов, из которых всего 7 миллионов - колбочки, цветовые рецепторы.

От рецепторов отходят нервные волокна, соединяющие колбочки и палочки с ЦНС ( причем, каждое нервное волокно идет к одной колбочке или нескольким палочкем ). Центральный отдел зрительного анализатора находится в задней части затылочной доли коры. Свет представляет собой поток фотонов; от их числа зависит яркость света. При пороговом зрении в каждую клетку-рецептор попадает один квант за 20 минут. Таким образом, чувствительность глаза является предельно мыслимой!

Поперечные размеры рецепторов очень малы ( около двух микрометров ); это обеспечивает огромную плотность упаковки нервных элементов. Сложное строение глаза гарантирует надежность работы зрительных органов при различных, меняющихся условиях.

АНАТОМИЯ

Природа создала глаз шарообразным, поэтому он может легко вращаться: в вертикальной, горизонтальной и оптической оси глаза. Вокруг глаза расположены три пары глазодвигательных мышц, которые и поворачивают глаз. Они, пожалуй, являются самыми быстрыми мышцами человека. Осматривая предмет глаз совершает до120 скачков в минуту. Помимо таких скачков глаз совершает постоянно небольшие быстрые колебания ( до 120 в секунду ). Они крайне важны для работы самого глаза, особенно при рассматривании мелких предметов. Как только пристальное рассматривание прекращается, исчезают и колебания.

Согласно мнению ряда ученых, глазнодвигательныу мышцы имеют еще одну двигательную функцию - они могут помогать хрусталику фокусировать изображение на ретине, когда предметы находяться на разном расстоянии. Мышцы слегка “растягивают” или “сжимают” глазное яблоко, перемещая тем самым сетчатку. С самим хрусталиком работает цилиарная мышца.

Для получения четкого изображентя дальных близких предметов в глазу происходит настройка - аккомодация, осуществляемая засчет изменения кривизны хрусталика при участии цилиарной мышцы.

Способность к аккомодации исследуют спомощью эргографии, позволяющей точно определить степень зрительной утомляемости. В офтальмологию эргография введена Э.С. Аветисовым и В.В. Волковым. Эргография оказалась также полезной для выявления динамической рефракции глаза у детей и подростков с миопией, а также для проверки роботоспособности у лиц, занятых на тонких производствах.

Аккомодация - важнейший регулятор функции зрения, но с возрастом сила аккомодации постепенно падает, т.к. хрусталик становится менее эластичным. Возникает старческая дальнозоркость, или пресбиопия. Человек отодвигает книгу или использует очки с выпуклыми линзами. При миопии используются вогнутые линзы. Таким образом, необходимо тренеровать цилиарную мышцу, сохраняя ее от преждевременного ослабления.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ГЛАЗ

Первые упражнения предложил у нас в стране А.Б. Дашевский - ежедневные упражнения по 15 - 20 минут с вогнутыми линзами. Перед уставшим глазом ставилась слабая линза ( -0,5 дптр ), пока острота не восстановится. Тогда ставилась более сильная линза, и так до тех пор, пока может приспосабливаться глаз. С каждым днем сила линзы увеличивалась. В результате отмечалось улучшение зрение.

Сегодня аналогичные упражнения проводится под руководством врача с использованием плюсовых и минусовых линз для “массажа” мышц глаза. Применяется дозированное воздействие на аппарат аккомодации, не превышающее предельно допустимых нагрузок.

Предварительно по тексту определяется положительная и отрицательная относительная аккомодация глаза. От максимальных величин линз, с которыми возможно чтение отнимают 0,5 - 1 дптр. Полученные величины - максимальная нагрузка для цилиарной мышцы.

После коррекции миопии с помощью сооответствующих стекол начинают чтение с минусовым стеклом 0,5 дптр. Чтение с каждым более сильным стеклом продолжается 3-5 минут. Затем силу линзу уменьшают на 1 дптр, оставляя каждое следующее стекло на 1 минуту. После аналогично используются плюсовые стекла. В первые три дня сеанс проводится раз в день, а в остальные - по два раза. Величину относительной аккомодации определяют каждые три дня. Весь курс лечения составляет 25-30 упражнений.

Эффективность применения упражнений определяется по результатам оценки запаса относительной аккомодации. Одним из условий правильного проведения тренеровочных упражнений является постоянное ( без перерыва ) чтение текста ( желательно, чтобы текст был интересен для занимающегося ).

Упражнения жля самостоятельной тренеровки.

Еще в древние времена в них входили различные движения глаз, активизирующие кровообращение в облсти глаз и мозга. Это улучшает самочувствие и снимает умственное напряжение.В основе такого эффекта - определенные связи между глазнодвигательным нервом и нервными клетками сосудов мозга. Эти упражнения помогают также укрепить окологлазные мышцы, сохранить упругость кожи век, задержать ее старение.

Интересную методику биохимической стимуляции мышц глаза предложил минский профессор В.Т. Назаров. В основе метода - использование того же вибромассажера, что и при стиммуляции мышц лица. Вибротод приставляют вертикально к внешнему углу закрытого глаза. Вибрация через кожу передается глазу не травмируя его, действуя не вглубь, а вдоль поверхности глаза. Затем проводятся движения глазами в разных направлениях. Таким образом удается стимулировать глазные мышцы. В результате увеличивается острота зрения и снимается утомление, увеличивается диапазон действия мышц, сокращающих хрусталик. Это полезно для профилактики дальнозоркости.

Очень интересна методика английским доктором М.Корбетт. В ее основе - расслабление мышц глаза. Оновные принципы:

1.Зрение может быть улучшено.

2.Перенапряжение изнуряет глаза и нарушает зрение.

3.Глаза должны мигать часто и быстро. Они становятся неподвижными, когда устают.

4.Расстояние между роговицей и сетчаткой изменяемо за счет сокращения мышц глаза.

5.Привязанностьк очкам способствует увеличению вялости глазных мышц.

А теперь практические рекомендации:

1.Нельзя держать книгу на груди или коленях; в этом положении ухудшается кровообращение и за счет сжатия гортани ухудшается дыхание.

2.Необходимо варьировать расстояние до книге, чтобы избежать онемения мышц глаза.

3.Нельзя перед сном читать, лежа в постели, т.к. можно заснуть с книгой не сняв напряжения с них.

СОЛЯРИЗАЦИЯ

Роль солнца очевидна, но не одназначна. Если ваши глаза легко утомляются на солнце, то необходимо вопользоваться методикой соляризации глаз. Для этого встаньте в коридоре или в тени, отбрасываемой стеной, у самой границы падения солнечных лучей. Зокройте глаза и начинайте раскачиваться, чтобы лицо попеременно оказывалось то на солнце, то в тени. Через несколько сеансов почувствуете тонизирующий эффект.

Не интенсивность света, а резкий контраст утомляет глаз. Поэтому полезно подставлять солнцу закрытые глаза при выходе из темноты на солнце.

ДЫХАНИЕ

Люди с плохим зрением, разглядывая что-либо, нередко задерживая дыхание, снижается кислород в крови и в глазах темнеет, а ведь глазам необходима усиленная циркуляция крови с кислородом. Поэтому рекомендуется использовать технику “затяжного” дыхания. Она состоит в удалении воздуха из легких через неплотно сжатые губы с шипением. Использовать в случае ухудшения зрения.

ПАЛЬМИНГ

Наши ладони - превосходный инструмент для защиты глаз. Если соединить пальцы рук в центре лба, то ладони плотно закроят глаза, что позволит глазам быстрее отдохнуть и восстановить кровообращение. Двухминутный пальминг настолько улучшает зрение, что кажется. что появился новый источник света.

При правильном пальминге края ладоней должны лишь слегка касаться носа, а большие пальцы должны лежать на височной области.

ЧТЕНИЕ

Во время чтения глаза выполняют огромную работу.Многочисленными исследованиями ученых установлено: движение глаз по строке происходит не плавно и непрерывно, а скачками, после следует остановка. Скачки, т.е. движения глаз, происходят настолько быстро, что глаз в это время не различает текста. Восприятие текста происходит во время остановки ( фиксации ). Продолжительность фиксации - 0,2-0,6 сек., скачков - 0,02 сек. Т.е., 97% времени тратится на чтение и 3% - на скачки.

При усталости появляются длительные остановки, уменьшение числа фиксаций и рефиксаций. Изменяется и поза читающего: человек ближе наклоняется к книге. чаще меняет позу, прерывать чтение. Особенно вредно читать недостаточно освещенный или нечеткий текст.

Навык низко склоненной головы чаще отмечается у детей с недостаточной двигательной и пространственно-зрительной активностью. Офтальмологи рекомендуютпри чтении каждые 45 минут для детей 12-14 лет и каждый час для15-17 - летних делать перерыв на 10-15 минут. При этом следует сменить позу, проделать 4-5 простых упражнений, вовлекающих в работу большие группы мышц. Для тренировки аккомодации следует преводить взгляд от книги на отдаленные предметы. Весь этот комплекс способствует снятию умственной и зрительной усталости.

При чтении лежа тружно обеспечить правильное освещение и работа глаза затрудняется. Чтение в метро, автобусе также вредно, т.к. и освещение там недостаточное, и вибрация постоянно меняет расстояние от глаз до книги, что вызывает излишнее утомление. Ни в коем случае нельзя читать вовремя ходьбы.

ЗРИТЕЛЬНЫЙ КОМФОРТ

 Невозможно представить жизнь современного человека без искусственного освещения, которое фактически удлиняет период сознательного существования людей. Однако, источники света должны давать освещение, близкое к солнечному излучению.

Как показывают исследования, увеличение освещения от 100 до 1000 люкс увеличивает производительность работы средней трудности на 5-6% , при зрительной -  на 15%. Большое влияние оказывает и спектр излучения, особенно на психосферу человека.Приняторазличать теплые цвета: красный, оранжевый, желтый; и холодные - голубой, синий, фиолетовый; наибольшим успокаивающим действием обладает зеленый цвет - цвет окружающих растений.

ТЕЛЕВИЗОРЫ, МОНИТОРЫ

Сегодня эти изобретения получают все большее распространение во всех сферах деятельности человека. В то же время, длительная работа перед экраном вызывает ряд негативных реакций: резь в глазах, быструю утомляемость, усиленная слезоточивость, снижение резкости зрения, а так же головные боли и другие симптомы перенапряжения. Главная причина - несоблюдение правил эргономики, однако, многие рабочие места операторов лишены этогоЧ что пагубно отражается на их здоровьи и производительности. Если с компьетерами соприкасаются не многоие, то телевизор - вещь распространенная. Для телезрителя характерно зрительное утомление, для избежания которог используют разные методы: включенный свет, цветная пленка на экране и т.д. Для уменьшения утомления можно использовать простое устройство - окантовывающая матовая цветосветовая рамка. Плюс окраска стен: стену к которой обращен эран окрашивается в сине-голубой цвет, а остальные стены в более светлый цвет.

С учетом изложенного несколько рекомендаций для уменьшения утомления при работе с мониторами:

1.Размещайте монитор чуть выше уровня глаз, что снижает нагрузку на мышцы, окружающие глаз, т.к. в таком положении они наимении напряжены.

2.Вчернее освещение кабинета - голубых оттенков; по яркости примерно как у дисплея.

3.Через каждые 30-45 минут проводить зарядку для глаз.

НОЧНОЕ ЗРЕНИЕ

Человек, входящий в темное помещение с залитой светом улицы,оказывактся на несколько минут почти слепым.Затем он начинает постепенно привыкать к темноте и может видеть обьекты более чем в тысячу раз темнее тех, которые едва различал в первый момент.

Этот феномен направил исследователей на поиски механизмов, изменяющих светочувствительность глаза - так было открыто обратимое фотохимическое выцветание зрительного пурпура (в темноте зрительный пурпур не выцветает , а также восстанавливается вместе с соответствующими отделамиЦНС ).

Для повышения ночного зрения было предложено множество методик.

Еще в 30-е годы было обнаружено, что белая и красная “засветка” весьма повышают ночное зрение, причем красная - наиболее эффективная.

Другие рекомендациии:

1.Чтобы повысить чувствительность зрения, сделайте 10 глубоких вдохов.

2.Избегайте прямого попадания света в глаза.

3.В случае чтения мелких значков, свет должен падать только на рабочую поверхность.

После воздействия яркого света в темноте наступает ослепление.Для более быстрого восстановления потеренных функций, рекомендуется после ослепления “засветить” глаз голубым светом.

ЗРЕНИЕ И СПОРТ

Близоруким людям, а особенно детям необходимо учитывать показания и противопоказания при занятиях спортом, т.к. спорт может им сильно навредить, особенно при огромных нагрузках.

ВИДЕОТРЕНАЖЕРЫ

 Видеотренажеры - особый класс технических устройств, позволяющих тренировать в целях профилактики и восстановления зрения, особенно, для детей.В их принципе заложена методика, описанная выше; при чтении между текстом и глазом располагают аппарат с автоматической сменой линз, которые либо облегчают, либо затрудняют чтение - таким образом проводится “оптический массаж” внутри глазных мышц.

Другой тренажер - для разработки глазомера, позволяющий быстрее оценивать расстояние до рпедмета и его габариты.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Все выше перечисленные принципы и методики очень важны для профилактики, коррекции и лечения различных нарушений зрения для всех возрастных групп , но для детей ведущую роль играет профилактика, что позволяет вовремя избежать осложнений.



































СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И МАТЕРИАЛОВ

1.   Гигиена детей и подростков: учебник\ В.Н. Кардашенко, Е.П. Стромская и др. М.:Медицина,1988 г.

2.   Общая гигиена: учебник\ Г.И. Румянцев, Е.П. Вишневская, Т.А. Козлова. М.: Медицина, 1985 г.

3.   Особенности физиологии детей:уч. пособие под редакцией проф. В.М. Смирнова. М.: 1993 г.

4.   Лекции по курсу гигиены

5.   Путь к долголетию: энциклопедия\Ю.А. Мерзляков. М. 1994 г.

6.   Общая гигиена: учебник\ В.С. Габович.: 1986 г.

7.   Психология здоровья: книга \В.И. Белов.М.:1994 г.

8.   Энциклопедия здоровья\В.И. Белов. М.:1993 г.

9.   Тренируйте зрение: брошюра\Г.Г. Демирчоглян. М.: 1990 г.





















Российский Государственный Медицинский Университет

КАФЕДРА ГИГИЕНЫ И ЭКОЛОГИИ

ЗАВ. КАФЕДРЫ Проффесор. Ю.П. ПИВОВАРОВ





РЕФЕРАТ

ТЕМА: ПРОФИЛАКТИКА БЛИЗОРУКОСТИ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 











                                                                                                   ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Аль - Сабунчи А.А.

                                                                                                                   СТУДЕНТ: Романченко С.В.

Похожие работы на - Профилактика близорукости у детей и подростков

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!