Влажность воздуха и её значение
Исследовательская работа
Влажность воздуха и её значение
Выполнила:
Ученица 10 класса А
средней школы № 85
Хайбуллина Лилия
Учитель:
Лотфуллина Н.Г.
Казань 2001
Разность между максимальной (Е) и фактической
упругостью водяного пара – дефицит 4 (Д). Температура, при которой находящийся
в воздухе водяной пар насытит его и начнется конденсация - точка росы (Т0).
Чем выше температура воздуха, тем больше водяного пара он может содержать, тем
выше точка росы.
Водяной пар поступает в атмосферу в результате
процесса испарения с поверхности. Испарение зависит от температуры испаряющей
поверхности и от относительной влажности воздуха. Насыщенный воздух не может
вместить больше пара, если температура его не повысится. При повышении
температуры, он удаляется от насыщения, при понижении, наоборот, в нем может
начаться конденсация. Так происходит, например, летней ночью при ясной погоде,
соприкасаясь с холодной поверхностью, оставляет на ней капельки росы. При
отрицательной температуре выпадает иней. В воздухе, охлаждающемся от
поверхности или от пришедшего холодного воздуха, образуется туман. Он состоит
из мелких капелек или кристалликов, взвешенных в воздухе. В сильно загрязнённом
воздухе образуется густой туман с примесью дыма - смог.
Облака образуются при конденсации водяного пара в
поднимающемся воздухе вследствие его охлаждения. Высота их образования зависит
от температуры относительной влажности воздуха. При достижении им высоты, на
которой насыщение станет полным (100%) начинается конденсация и
облакообразование. Если восходящий воздух встретит теплый слой (инверсия),
подъём прекращается, воздух не достигает границы конденсации и облака не образуются.
Облака находятся в постоянном движении, опускаясь ниже
границы конденсации, они испаряются («тают»). Облака могут состоять из мелких
капелек или кристалликов, чаще всего они смешанные. По форме (по виду)
различают облака перистые, слоистые и кучевые. Перистые облака—облака верхнего
яруса (выше 6000 м), полупрозрачные, ледяные. Осадки из них нее выпадают.
Слоистые облака среднего (от 2000 до 6000 м) и нижнего (ниже 2000 м) ярусов. В
основном они и дают осадки, обычно длительные, обложные. Кучевые облака могут
образоваться в нижнем ярусе и достигать очень большой высоты. Часто они имеют
вид башен и состоят внизу из капелек, вверху—из кристалликов. С ними связаны
ливни, град, грозы. Кроме трёх основных форм облаков, возникает много
комбинированных. Например, перисто-слоистые, слоисто-кучевые, перисто-кучевые
и.т.д.
Форма облаков объясняется их происхождением. Облачный
покров обычно состоит из разных облаков. Степень покрытия неба
облаками—облачность измеряется в баллах. Полная облачность – 10 баллов. В среднем
на Земле половина неба закрыта облаками. Наибольшая облачность там, где воздух
поднимается, то есть в облаках пониженного давления. Наименьшая облачность
соответственно в областях повышенного давления. Над океаном она больше, чем над
сушей, так как там больше влаги в воздухе. Абсолютный максимум облачности—над
Северной Атлантикой (9 баллов), абсолютный минимум—над Антарктидой и над
тропическими пустынями (0,2 балла). Облачный покров задерживает солнечную
радиацию, идущую к земной поверхности, отражает и рассеивает её. Одновременно
облака задерживаю тепловые излучения земной поверхности в атмосфере. Поэтому
влияние облачности на климат велико.
От влажности зависит интенсивность испарения влаги с
поверхности кожи человека. А испарение влаги имеет большое значение для
поддержания температуры тела постоянной. В космических кораблях поддерживается
наиболее благоприятная для человека относительная влажность воздуха (40-60%).
Большое значение имеет знание влажности в метеорологии
для предсказания погоды. Хотя количество водяного пара в атмосфере сравнительно
невелико (около 1%), роль его в атмосферных явлениях значительна. Конденсация
водяного пара приводит к образованию облаков и последующему выпадению осадков.
При этом выделяется большое количество теплоты, и наоборот, испарение воды
сопровождается поглощением теплоты.
В ткацком, кондитерском и других производствах для
нормального течения процесса необходима определённая влажность.
Хранение произведений искусство и книги требуют
поддержания влажности воздуха на необходимом уровне. Поэтому в музеях на стенах
вы можете видеть психрометры.
Оптимальные нормы микроклимата для помещений с ВДТ и
ВЭВМ.
Период года
|
Категория робот
|
Температура воздуха Гр. С не более
|
Относительная влажность воздуха, %
|
Скорость движения воздуха, м/с
|
Холодный
|
ЛЕГКАЯ-19
|
22-24
|
40-60
|
0,1
|
|
21-23
|
40-60
|
0,1
|
Тёплый
|
ЛЕГКАЯ-19
|
23-25
|
40-60
|
0,1
|
|
ЛЕГКАЯ-16
|
22-24
|
40-60
|
0,2
|
Примечание: к
категории 1а относятся работы, производимые сидя и не требующие физического
напряжения, при которых расход энергии составляет до 120 ккал/ч;
категория 16 относятся работы, производимые сидя, стоя, или связанные с ходьбой
и сопровождающиеся некоторым физическим напряжением, при котором расход энергии
составляет от 120 до 150 ккал/ч.
Приложение (обязательное); оптимальные и допустимые
параметры температуры и относительной влажностью воздуха в помещениях с ВДТ и
ПЭВМ во всех учебных и дошкольных учреждениях.
ОПТИМАЛЬНЫЕ ПАРАМЕТРЫ
|
ДОПУСТИМЫЕ ПАРАМЕТРЫ
|
Температура град. С.
|
Относительная влажность %
|
Температура град. С.
|
Относительная влажность %
|
62
|
18
|
39
|
20
|
58
|
22
|
31
|
21
|
55
|
|
|
Примечание: скорость
движения воздуха – не более 0,1 м/с.
Так как в течение учебного года ученикам приходится
больше времени проводить в школе, то не маловажную роль играет состояние влажности
в учебных кабинетах. Исходя из этого, мы решили узнать, отвечает ли санитарным
нормам условия наших кабинетов. Измерения проводились в предметных кабинетах и
в компьютерном классе.
Использованная литература:
1. «Гигиенические требования к видео дисплейным терминалам,
персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы: Санитарные
правила и нормы» - М: Информационно-издательский центр Госкомсанэпиднадзора
России, 1996 г.
2. Мякишев Г.Я.; Буховцев Б.Б. «Физика; учебник для 10 класса средней
школы» - М: Просвещение, 1990 г.
3. Практические данные.