КРИТЕРИИ СРАВНЕНИЯ
|
ЧИКАГСКАЯ ШКОЛА
|
ФРАНКФУРТСКАЯ ШКОЛА
|
Возникла
|
На рубеже XIX-XX веков
|
30-е года XX века
|
Основные представители
|
В.Томас,
Р.Парк, Э.Берджесс.
|
Т.Адорно,
Г.Маркузе, Хоркхаймер, Лукач, Р.Зорге, Ю. Хабермас.
|
Лидер
|
Р.Парк
|
Хоркхаймер,
Г.Маркузе.
|
Основная тема
|
Расовые
отношения, город как соц.среда, тип личности.
|
Связь между
соц.положением человека и его идеологическими представлениями; психологизация
соц.отношений; отчуждение, агрессивность, угнетение личности.
|
Программы
|
Социально-реформистская;
по предотвращению соц.проблем и обеспечению безопасности жизненных условий
для населения.
|
Борьба с
буржуазным обществом; революция сознания.
|
Задачи
|
Открыть знание
и предоставить его управляющим органам.
|
Стремления
|
Универсальный
подход к определению предмета социологии; поиск практического знания.
|
Значимость
человеческого начала в социальных отношениях.
|
Основные работы
|
Роберт Парк
основал направление экологии города. Основные процессы изменений
в городе — это: 1) концентрация населения;
2) централизация(выделение центра); 3) сегрегация(отделенное
проживание разных социальных групп); 4) инвазия(наплыв эмигрантов);
5) сукцессия(усвоение определенных образцов поведения типичных для
данной зоны города).
|
Маркузе считал,
что в результате действий государства, господствующих классов
и подчиненных им средств массовой информации у людей
формируется одномерное видение мира. Черты одномерного человека:
1) ориентация на эффективность производства; 2) искусственное
создание развращающих людей потребностей; 3) тождественность
технологического и духовного развития.
|
Теории
|
Бихевиоризм,
прагматизм.
|
Неомарксизм.,
психоанализ, диалектика Гегеля, идея овеществления Лукача.
|
Характерные особенности
|
Ориентация на
эмпирические исследования.
|
Франкфуртцы
стремились применить теорию Маркса к современным условиям,
и леворадикализм, т. е. борьба с капитализмом, новыми
средствами и в новых условиях.
|
«Название»
|
Классическая
социология.
|
Критическая
социология.
|