Годы
|
Рождаемость
|
Смертность
|
Коэффициент естественного прироста
|
1985
|
16,6
|
11,3
|
5,3
|
1986
|
17,2
|
10,4
|
6,8
|
1987
|
17,2
|
10,5
|
6,7
|
1988
|
16
|
10,7
|
5,3
|
14,6
|
10,7
|
3,9
|
1990
|
13,4
|
11,2
|
2,2
|
1991
|
12,1
|
11,4
|
0,7
|
1992
|
10,7
|
12,2
|
-1,5
|
1993
|
9,4
|
14,5
|
-5,1
|
1994
|
9,6
|
15,7
|
-6,1
|
1995
|
9,3
|
15
|
-5,7
|
1996
|
8,9
|
15
|
-6,1
|
1997
|
8,6
|
13,8
|
-5,2
|
1998
|
8,8
|
13,6
|
-4,8
|
1999
|
8,3
|
14,7
|
-6,4
|
2000
|
8,7
|
15,4
|
-6,7
|
2001
|
8,9
|
16
|
-7,1
|
Статистика абортов.
Статистика абортов всегда была под
запретом. Число абортов на тысячу женщин детородного возраста составляет в
России 83. А что на Западе: Германия – 5,1; Австрия – 7,7; Франция – 13,8. Этот
список можно продолжить, что не изменить сути, среди стран Западной Европы мы
остаемся безусловными лидерами по числу абортов, причем наш отрыв остальных
просто потрясающ. Примечательно, что если двигаться по карте Европы с Запада на
Восток количество абортов возрастает. В Венгрии – 35,6; в Югославии – 38,6; в
Болгарии – 67,2. По негласным данным на конец 1994г. из общего количества
зарегистрированных беременностей родами заканчивалось только 32%, остальные 68%
- аборты. . .
АБОРТЫ – одна из главных причин
низкой рождаемости и отрицательного естественного прироста населения. Такое
огромное количество абортов в нашей стране связано, прежде всего, с
экономической ситуацией в сегодняшней России. Вот уже на протяжении нескольких
лет наша страна находится в условиях социально-экономического кризиса, что и
является причиной такого демографического явления, как аборты. В большинстве
своем аборты делают женщины в возрасте от 16 до 25 лет, т.к. этот социальный
слой находится в наиболее неблагоприятном материальном положении. Ведь молодая
одинокая женщина просто не в состоянии в должной степени обеспечить себя и
своего ребенка.
Также на процент абортов влияет
моральное и нравственное здоровье людей. Ведь, согласитесь, за последние
несколько лет моральные рамки сильно расширились, а многие нравственные принципы
в глазах сегодняшней молодежи выглядят непоправимо устаревшими и совершенно
неприемлемыми.
И, несмотря на все старания
российского правительства, количество абортов продолжает расти, и чтобы
остановить этот процесс и привести статистику абортов в мировые рамки,
понадобиться не один год и не одно десятилетие, при условии, что это вообще
удастся осуществить.
Детская смертность.
Пугает статистика младенческой
смертности в России. Этот показатель равен сегодня 18,6; т.е. 18-19 смертей
возраста до одного года на 1000, родившихся живыми. Сравним: в США умирают 5
новорожденных из 1000, в Канаде и Японии – 7, в наиболее развитых странах
Западной Европы – от 6 до 8. В современной России младенческая смертность почти
в 3 раза выше, чем в цивилизованном мире.
Самоубийства.
На численность населения России, хотя
и в незначительной степени, влияет процент самоубийств.
Можно сказать, что с 1994 года
по 1997г. количество самоубийств заметно возросло с 46 125 до 61 000
соответственно. Затем в период с 1997г по 1999г их количество несколько
снизилось. Резкое увеличение числа самоубийств в период с 1994г. по 1997г.
объясняется кризисным развитием экономики страны и падением производства, а так
же резким ухудшением социально-экономического состояния России. Заметим, что
Россия находится в первой десятке стран с наивысшим процентом самоубийств.
Также ужасающ процент
криминальных преступлений, в частности убийств, по количеству которых мы уже
приближаемся к США, которые являются явными лидерами в этой области. Убийства
влияют не столько на демографическое состояние России, сколько на социальное.
Миграция.
Все мы знаем о таком явлении, как
миграция – перемещение населения.
Большие по объему перемещения
населения наблюдались в годы войны и в первые послевоенные годы. Так, в
1941-1942гг из районов, которым угрожала оккупация, было эвакуировано 25 млн.
чел.
В 1968-1969гг переменили
постоянное место жительства 13,9 млн. чел, причем 72% мигрантов были в
трудоспособном возрасте. В последние годы потоками перемещения населения была
миграция из села в город.
Так, за счет миграции из
сельской местности в городскую местность с 1970 по 1983гг. численность
сельского населения сократилась со 105,7 до 96, млн. чел, или на 8,9%, а доля
сельского населения в общей численность населения страны уменьшилась с 44% до
35%. Эта тенденция активно продолжается и в наши дни.
Естественная убыль частично
компенсируется положительным сальдо миграции. Однако роль миграционного
прироста постоянно уменьшается. Достигнув своего максимума в 1994 г. (914 тысяч человек), сальдо миграции в последующие годы неуклонно снижалось: 1995 г. – 612 тысяч человек, 1996 г. – 440 тысяч человек, 1997 г. – 433 тысячи человек и 1998 г. – 362 тысячи человек (график 2). Кроме того, как утверждают некоторые специалисты
в области миграции, миграционный потенциал близок к исчерпанию. В этой связи
прогнозируется уменьшение сальдо миграции практически до нуля. (лит-ра 3)
Общий объем перемещений
населения на новое место жительства достаточно велик.
Однако чрезмерная миграция из
села приводит к созданию возрастно-половых диспропорций, к нехватке молодежи,
что затрудняет развитие сельского хозяйства быстрейшее освоение новой техники.
Большой отток молодежи ведет к
снижению рождаемости в селах и постарению населения. С другой стороны, прибытие
больших масс молодежи из сел в крупные города создает дополнительную нагрузку
на бытовые службы городов, осложняет решение жилищной проблемы.
Перемещение населения в новые
районы страны часто связано с решением и других проблем. Важно, чтобы люди не
только приехали в районы нового освоения, но и остались там трудиться и жить
длительное время. Ведь пока человек накопит опыт работы в новых условиях,
проходит не менее полугода. Иначе говоря, существует проблема «приживаемости»
новоселов. В противном случае, когда человек, проработав недолго на новом
месте, уезжает обратно, общество несет существенные экономические и социальные
потери.
Таким образом, современные
тенденции миграции достаточно многообразны, и их изучение является важной
задачей демографии как науки.
Интеллектуальная эмиграция из
России:
факторы, причины и геополитические последствия.
В последние годы процесс
интеллектуальной эмиграции, или, как его еще называют «утечки умов» приобрел в
России такие масштабы, что угрожает существованию и развитию целых направлений
отечественной науки, вызвал многие негативные социальные и экономические
последствия для российского общества в целом.
В России важнейшим условием
обвального потока «утечки умов» стало резкое увеличение открытости вначале
советского, а затем российского государства, создание законодательной базы для
прозрачности границ. Существенный «вклад» внесли и распад СССР, образование на
его территории самостоятельных государств, границы между которыми зачастую
обозначены только на географических картах.
Факторами миграции стали, прежде
всего, глубокий социально-экономический кризис в стране, резкое снижение
приоритетности науки, усугубленное ее структурными особенностями, что усилило
значение канала этнической эмиграции.
Причина же эмиграции –
невостребованность научного, интеллектуального потенциала, невозможность для
конкретных ученых реализовать себя в стране в научном, материальном и
интеллектуальном плане, обеспечивать творческий рост.
Причины эмиграции ученых и
специалистов высшей и высокой квалификации из России в принципе известны.
Экономический кризис имел своим следствием резкое снижение государственного
финансирования научных исследований. Науке пока не находится места среди
государственных приоритетов, а переход научных учреждений на рыночные принципы
функционирования осуществляется в силу объективных причин с большим трудом.
Важная причина интеллектуальной
эмиграции – инфраструктурная необеспеченность российской науки, ставшая
тормозом развития научных исследований. Среди этнической эмиграции численность
выехавших научных сотрудников оценивают в 35 тысяч человек, что составляет
около 10% всех научных сотрудников по состоянию на 1995 год. При этом систему
Российской Академии наук покинули 17% научных работников. Однако дело не
только в количественном соотношении. Из науки ушли многие инициативные и
талантливые люди, в результате чего доля «балласта» (хотя он неизбежен и
необходим) значительно возросла.
За последние 5 лет, 42%
этнической эмиграции шло в Германию, 41% - в Израиль. Имеются все основания
полагать, что этот поток не самый большой по масштабам: в течение последних лет
ежегодно выезжает около 100-120 тысяч человек. Желающих, конечно много, но
страны-реципиенты (получателя) сдерживают и растягивают во времени их приток,
производя при этом их селекцию. Однако надо учитывать, что доля лиц с высшим
образованием среди выезжающих по этому каналу почти в 20 раз выше, чем по
России в целом.
В 2000 году страну покинуло
около 1,5 млн. ученых и специалистов.
В последние годы все большее
развитие получает процесс бизнес-эмиграции из России. Молодые талантливые
бизнесмены, добившись высокого благосостояния в России, заработав значительные
суммы, эмигрируют, закупают недвижимость и занимаются бизнесом в развитых
странах. Общий ежегодный вывоз валюты из страны превышает 20 млрд. долларов.
Эти деньги невозможно возвратить в Россию.
Эмиграция ученых и специалистов
высокой квалификации имеет последствием еще один качественный аспект:
эмигрируют, как правило, очень талантливые и активные люди в наиболее
трудоспособном возрасте. Происходит как бы экспорт интеллекта, отчего средний
уровень интеллекта в стране – экспортере снижается. В принципе это можно
рассматривать как угрозу интеллектуальной безопасности страны.
Также надо обратить внимание на
то, что одновременно с экспортом интеллектуального потенциала в России
происходит импорт значительного числа менее квалифицированных работников (по
отдельным данным их численность превышает 1 млн. чел). Происходит как бы
интеллектуальный дренаж России, которая постоянно снижает таким образом свой
интеллектуальный потенциал. Целесообразно разработать меры по защите этого
потенциала.
Надо учитывать, что «утечка
умов» имеет негативные социально-экономические последствия для народного
хозяйства, крайне затрудняет реализацию основных концепций технологической и
экономической безопасности России.
В целом можно констатировать,
что проблема «утечки умов», сохранения национального, интеллектуального
достояния – одна из важнейших, стоящих не только перед российской наукой, но и
перед российским обществом в целом. И от того, как она будет решена, во многом
зависит будущее России.
1.2 Методы исследования и
прогнозирование демографических процессов.
Методы исследования.
Демография в исследовании своего
предмета – естественного воспроизводства населения – использует различные
методы, основные из которых можно объединит по их характеру в три группы:
статистические, математические и социологические. Объектами наблюдения в
демографии являются не отдельные люди и события, а сгруппированные по определенным
правилам, однородные в некотором отношении совокупности людей и событий. Такие
совокупности называются статистическими фактами. Демография стремится
установить и измерить объективно существующие взаимосвязи между
статистическими фактами, имеющими отношение к ее предмету, используя для
этого методы, также разработанные в статистике, скажем методы корреляционного и
факторного анализа. В демографии используются и другие статистические методы, в
частности выборочный и индексный методы, метод средних величин, методы
выравнивания, табличный и другие.
Процессы воспроизводства населения
связаны между собой иногда простыми, иногда довольно сложными
количественными соотношениями, что обуславливает применение многих
математически методов для измерения одни демографически характеристик по
данным о других характеристиках. В демографии широко используются
математические модели населения, с помощью которых на основе
фрагментарных и неточных данных можно получить достаточно полное и
достоверное представление об истинном состоянии воспроизводства населения.
К разряду математического моделирования в демографии относятся
вероятностные таблицы смертности, а также и демографические прогнозы,
которые представляют собой один из видов математического моделирования.
В последнюю четверть века (у нас в
стране, а на Западе же более полувека) в демографии все активнее используются
социологические методы исследования так называемого демографического поведения,
т.е. субъективных установок, потребностей, мнений, планов, принятия
решений, действий по отношению к демографическим аспектам жизни людей,
семей, общественных групп.
Внутри демографии стихийно
выделяются такие отрасли, как:
- демографическая статистика -
старейшая отрасль демографии; ее частным предметом является изучение
статистически закономерностей воспроизводства населения. В задачу
демографической статистики входит разработка методов статистического
наблюдения и измерения демографических явлений и процессов, сбор и
первичная обработка статистических материалов о воспроизводстве населения.
- математическая демография; которая
разрабатывает и применяет математические методы для изучения взаимосвязей
демографических явлений и процессов, моделирования и прогнозирования. В числе
демографических моделей - вероятностные таблицы смертности, брачности,
рождаемости, модели стационарного и стабильного населения, имитационные
модели демографических процессов и т. п.
- историческая демография; которая
изучает состояние и динамику демографических процессов в истории стран и
народов, а также историю развития самой демографической науки.
-этническая демография; исследует
этнические особенности воспроизводства населения. Этнические особенности
бытового уклада жизни народов, обычаи, традиции, структура семейных отношений
оказывают существенное влияние на уровень рождаемости, на среднюю
продолжительность жизни, состояние здоровья.
- экономическая демография; исследует
экономические факторы воспроизводства населения. Под экономическими факторами
понимается вся совокупность экономических условий жизни общества, и влияние
на темы роста населения, уровень рождаемости, смертности, брачности и
т.д.
- социологическая демография;
изучает влияние социологических социально-психологических факторов на
волевые, субъективные действия людей в демографических процессах.
Демографическое
прогнозирование.
Демографические прогнозы
являются важным элементом комплексного долгосрочного социально-экономического
планирования. Практически очень трудно найти какую-либо область экономики и
социальной жизни, где бы при долгосрочном планировании не использовались данные
демографических прогнозов.
Демографические прогнозы имеют,
как иногда говорят, активный характер. Они позволяют не просто ограничиться
определением будущих характеристик населения. Сравнивая полученные в результате
перспективных исчислений величины и те параметры демографических процессов,
например, численности и возрастно-полового состава населения в том или ином
регионе, которые желательно с социально-экономических позиций для общества в
перспективе, можно выявить степень расхождения желаемых и возможных
характеристик демографических процессов. Если такие расхождения велики, то
общество может принять меры для ликвидации или уменьшения возможных
диспропорций этих процессов. Следовательно, демографические прогнозы являются
важным элементом в управлении общественными процессами. Они позволяют на основе
знания перспектив его развития целенаправленно воздействовать на развитие
социально-экономических явлений, корректировать их в необходимую для страны
сторону.
История развития демографического
прогнозирования во многом определялась требованиями практики, потребностями
правительств, различных государственных органов в данных о населении,
пониманием роли демографического фактора в развитии общества, состоянием
научных исследований в сфере экономики, статистики, математики.
Первоначальные попытки определения
“демографического будущего”, чаще всего сводились к определению на перспективу
общей численности населения в условиях, когда темпы изменения численности, и
его возрастно-половая структура были в среднем на протяжении длительного
периода, практически неизменными. Напомним, что в большинстве стран Западной Европы,
во всяком случае до начала XIX века, типичной была высокая рождаемость и
смертность, и сравнительно стабильная возрастно-половая структура населения.
Демографические прогнозы исчисляются
во многих странах мира. Их систематически публикуют ООН.
1.3 Модели демографических
процессов.
Моделирование – метод научного
познания, основанный на изучении реальных объектов посредством изучения моделей
этих объектов, т.е. посредством изучения более доступных для исследования и
(или) вмешательства объектов-заместителей естественного или искусственного
происхождения, обладающих свойствами реальных объектов.
При мысленном (образном)
моделировании свойства реального объекта изучаются через мысленно-наглядные
представления о нем (с этого варианта моделирования начинается, вероятно, любое
первое изучение интересующего объекта).
При физическом (предметном)
моделировании модель воспроизводит определенные геометрические, физические,
функциональные свойства реального объекта, при этом являясь более доступной или
удобной для исследования благодаря отличию от реального объекта в некотором не
существенном для данного исследования плане (например, устойчивость небоскреба
или моста, в некотором приближении, можно изучать на сильно уменьшенной
физической модели – рискованно, дорого и вовсе не обязательно «крушить»
реальные объекты).
При знаковом моделировании модель,
являющаяся схемой, графиком, математической формулой, воспроизводит поведение
определенной интересующей характеристики реального объекта благодаря тому, что
существует и известна математическая зависимость этой характеристики от прочих
параметров системы (построить приемлемые физические модели изменяющегося
земного климата или электрона, излучающего электромагнитную волну при
межуровневом переходе – задача безнадежная; да и устойчивость небоскреба,
вероятно, неплохо заранее просчитать поточнее).
По степени адекватности модели
прототипу их принято подразделять на эвристические (приблизительно
соответствующие прототипу по изучаемому поведению в целом, но не позволяющие
дать ответ на вопрос, насколько интенсивно должен происходить тот или иной
процесс в реальности), качественные (отражающие принципиальные свойства
реального объекта и качественно соответствующие ему по характеру поведения) и
количественные (достаточно точно соответствующие реальному объекту, так что
численные значения исследуемых параметров, являющиеся результатом исследования
модели, близки к значениям тех же параметров в реальности).
Свойства любой модели не должны, да и
не могут, точно и полностью соответствовать абсолютно всем свойствам
соответствующего реального объекта в любых ситуациях.
В математических моделях любой
дополнительный параметр может привести к существенному усложнению решения
соответствующей системы уравнений, к необходимости применения дополнительных
допущений, отбрасывания малых членов и т.п.
Таким образом, при моделировании
является существенным вопрос об оптимальной, для данного конкретного
исследования, степени соответствия модели оригиналу по вариантам поведения
исследуемой системы, по связям с другими объектами и по внутренним связям
исследуемой системы; в зависимости от вопроса, на который хочет ответить
исследователь, одна и та же модель одного и того же реального объекта может
быть признана адекватной или абсолютно не отражающей реальность.
Примером одной из моделей,
обсуждаемых как минимум в течение более чем двух столетий, является модель
демографического взрыва. Суть его состоит в быстром увеличении в исторически
короткий период темпов роста населения стран, освободившихся от колониальной
зависимости в 50-60-х годах нашего столетия. Такое повышение роста населения
произошло за счет быстрого снижения смертности при сохранении высокой
рождаемости.
Поскольку такой ускоряющийся рост
населения обуславливает появление дополнительных трудностей в развитии
экономики ряда стран, росте уровня жизни, то появились многочисленные решения
социально-экономических проблем в развивающихся странах одним только
“демографическим путем”, то есть за счет снижения уровня рождаемости. Но к
России это не относится, так как в нашей стране отрицательный естественный
прирост населения, и поэтому демографическая политика в нашей стране должна
проводиться таким образом, чтобы повышать рождаемость и снижать темпы роста
смертности.
Глава
2. Нормативное регулирование демографических процессов.
Демографическая
ситуация в России требует целенаправленного вмешательства законодательной и
исполнительной власти как на федеральном, так и на региональном уровне в
процессы воспроизводства населения, обеспечения его здоровья, снижения
смертности.
Ряд федеральных законов, принятых в
последнее время и направленных на улучшение материального положения женщин в
период беременности и после рождения ребенка, а также на защиту интересов семьи
и детей, нацелены на увеличение воспроизводства населения.
Так, например, федеральными законами,
принятыми в 1996-1999 гг., были внесены изменения и дополнения в Федеральный
закон "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" которыми
предусматривается увеличение размера ежемесячного пособия на ребенка на детей
одиноких матерей; введение дополнительного пособия к началу учебного годам
детям, проживающим в малообеспеченных семьях; усиление адресности социальной
защиты путем предоставления гражданам, имеющим детей, ежемесячного пособия в
зависимости от среднедушевого дохода семьи.
Важным шагом на пути улучшения
положения учащихся детей стало принятие Федерального закона "О
компенсационных выплатах на питание обучающихся в государственных,
муниципальных общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального
профессионального и среднего профессионального образования".
С целью расширения возможностей для
лечения и отдыха детей приняты два федеральных закона: "О льготах на
проезд на междугородном транспорте для детей, нуждающихся в санаторно-курортном
лечении" и "О льготе на проезд на междугородном транспорте для
отдельных категорий обучающихся в государственных и муниципальных
образовательных учреждениях
На решение важнейшей проблемы,
стоящей перед обществом в настоящее время, - борьбы с угрожающими масштабами
бедности в стране, усугубляющей демографический кризис, направлен ряд законов,
предусматривающих оказание адресной социальной помощи малообеспеченным
гражданам.
Так, Федеральный закон "О
прожиточном минимуме в Российской Федерации" устанавливает правовую основу
для определения прожиточного минимума и его использования при установлении
минимальных государственных гарантий денежных доходов граждан и осуществления
мер по социальной защите населения Российской Федерации.
В целях реализации закона "О
прожиточном минимуме в Российской Федерации" были приняты два федеральных
закона. Первый из них - "О государственной социальной помощи"
определяет порядок оказания государственной социальной помощи малообеспеченным
слоям населения". Второй - “О потребительской корзине в целом по
Российской Федерации - утверждает натуральные наборы продуктов питания,
непродовольственных товаров и услуг, необходимые для расчета величины
прожиточного минимума в 2000 году".
На улучшение важнейших демографических
показателей - здоровья населения, снижения смертности, увеличения
продолжительности жизни также направлены федеральные законы: "Об
иммунопрофилактике инфекционных болезней" и “О
санитарно-эпидемиологическом благополучии населения". Находятся на
рассмотрении в Государственной Думе проекты федеральных законов "О
здравоохранении в Российской Федерации", "О качестве и безопасности
пищевых продуктов" "О предупреждении распространения туберкулеза в
Российской Федерации". Кроме нормативно-правовых актов законодательных
органов власти в Российской Федерации действует целых ряд федеральных целевых
программ, призванных улучшить демографическую ситуацию. В частности, следует
назвать федеральные программы “Дети России”, “Безопасное материнство”, План действий
по улучшению положения детей в Российской Федерации на 1998 - 2000 гг. Только в
1999 году Правительством Российской Федерации было приняты два постановления,
направленные на улучшение медицинского обслуживания населения, обеспечения
лекарствами: “О мерах государственного контроля за ценами на лекарственные
средства” (март) и “О программе государственных гарантий обеспечения граждан
Российской Федерации бесплатной медицинской помощью” (октябрь).
В ряде субъектов Федерации также
принимаются определенные меры, направленные на улучшение демографической
ситуации. В Московской области, например, действует государственная программа
“Дети Подмосковья”, утвержденная решением Московской областной Думы. В Ханты -
Мансийском автономном округе подготовлен законопроект, в соответствии с которым
все дети, рожденные после 2000 года, к своему совершеннолетию получат на руки
сберегательную книжку с достаточно внушительной суммой. Для этого в автономном
округе будут открыты счета, на которых будет аккумулироваться часть средств от
продажи нефти. В г. Смоленске, в соответствии с решением городского Совета
начиная с апреля 2000 года 206 многодетных семей получают бесплатные
продовольственные наборы.
В 2000-2003 гг. по инициативе
депутатов-членов Комитета по делам женщин, семьи и молодежи разработаны,
приняты и вступили в силу следующие законы:
1. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РФ № 93-ФЗ
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В СТАТЬЮ 16 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О
ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПОСОБИЯХ ГРАЖДАНАМ, ИМЕЮЩИМ ДЕТЕЙ"
В документе говорится о
предоставлении права на ежемесячные пособия на ребенка гражданам, среднедушевой
доход которых не превышает величины прожиточного минимума, установленного в
субъекте РФ.
Принят Государственной Думой 23 июня
2000 года, подписан Президентом РФ 10 июля 2000 года.
2. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РФ № 103-ФЗ
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В СТАТЬЮ 22 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ ОСНОВНЫХ
ГАРАНТИЯХ ПРАВ РЕБЕНКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Документ уточняет правовой статус
ежегодного доклада о гарантиях прав детей. Доклад призван снабдить органы
государственной власти объективными статистическими данными о положении детей.
Принят Государственной Думой 28 июня
2000 года, подписан Президентом РФ 20 июля 2000 года.
3. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН № 1-ФЗ "О
ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В СТАТЬЮ 15 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ ОСНОВАХ СИСТЕМЫ
ПРОФИЛАКТИКИ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ"
Документ разработан в целях
устранения законодательной коллизии между Законом Российской Федерации "Об
образовании" и Федеральным законом "Об основах системы профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних".
Принят Государственной Думой 20
декабря 2000 года, подписан Президентом РФ 13 января 2001 года.
4. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН № 44-ФЗ
"О ГОСУДАРСТВЕННОМ БАНКЕ ДАННЫХ О ДЕТЯХ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ
РОДИТЕЛЕЙ"
Документ устанавливает порядок
формирования и использования государственного банка данных о детях, оставшихся
без попечения родителей, с целью государственного учета детей, оставшихся без
попечения родителей, и содействия в передаче таких детей на воспитание в семьи
граждан.
5. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН № 66-ФЗ
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В ЧАСТЬ ПЕРВУЮ СТАТЬИ 16 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О
ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПОСОБИЯХ ГРАЖДАНАМ, ИМЕЮЩИМ ДЕТЕЙ"
Документ представляет права на
ежемесячные пособия на детей гражданам, среднедушевой доход которых не
превышает 100 процентов величины прожиточного минимума в субъекте Федерации, а
также исключает обязанности ежегодного законодательного регулирования показателя
отношения среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму, дающему право на
получение ежемесячного пособия на ребенка.
Принят Государственной Думой 26
апреля 2001 года, подписан Президентом РФ 30 мая 2001 года.
6. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН № 67-ФЗ
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЙ В СТАТЬЮ 4 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О
ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПОСОБИЯХ ГРАЖДАНАМ, ИМЕЮЩИМ ДЕТЕЙ"
Документ изменяет механизм
финансирования ежемесячных пособий гражданам, имеющим детей, и закрепляет его
законодательно.
Принят Государственной Думой 26
апреля 2001 года, подписан Президентом РФ 30 мая 2001 года.
7. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН № 181-ФЗ
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПОСОБИЯХ
ГРАЖДАНАМ, ИМЕЮЩИМ ДЕТЕЙ"
Законопроект вносит изменения в части
увеличения размеров пособий в связи с материнством. Увеличению подлежат четыре
вида пособий, связанных с беременностью, родами и воспитанием новорожденных. В
три раза предлагается увеличить единовременное пособие по уходу в декретный
отпуск, в 2,5 раза - ежемесячные выплаты.
Принят Государственной Думой 21
декабря 2001 года, подписан Президентом РФ 28 декабря 2001 года.
8. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН № 34-ФЗ
"О ВНЕСЕНИИ ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ В СТАТЬЮ 6 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ГАРАНТИЯХ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ
БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ"
Документ вносит изменения по вопросу
материального обеспечения выпускников образовательных учреждений из числа
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Принят Государственной Думой 13 марта
2002 года, Подписан Президентом РФ 8 апреля 2002 года.
9. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН № 44-ФЗ
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "ОБ АКТАХ
ГРАЖДАНСКОГО СОСТОЯНИЯ"
Документ уточняет нормы, регулирующие
порядок государственной регистрации актов гражданского состояния, порядок и
сроки хранения книг государственной регистрации актов гражданского состояния,
актовых книг. В отличие от действующей нормы, требующей записывать местом
рождения ребенка тот географический пункт, где располагался роддом, законопроект
предоставляет родителям право фиксировать как место рождения ребенка место их
проживания.
Принят Государственной Думой 17
апреля 2002 года, подписан Президентом РФ 29 апреля 2002 г.
10. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РФ № 46-ФЗ
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ В СТАТЬЮ 12 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"ОБ АКТАХ ГРАЖДАНСКОГО СОСТОЯНИЯ"
Документ расширяет перечень органов,
которым предоставляются сведения о государственной регистрации актов
гражданского состояния.
Принят Государственной Думой 2 апреля
2003 года, подписан Президентом РФ 22 апреля 2003 года.
11. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РФ № 111-ФЗ
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РФ "ОБ ОСНОВАХ
СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ" И
ДРУГИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Документ направлен на гуманизацию
прав несовершеннолетних, находящихся в учреждениях системы профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Принят Государственной Думой 18 июня
2003 года, подписан Президентом РФ 7 июля 2003 года.
12. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РФ № 120-ФЗ
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В СТАТЬИ 4 И 79 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"ОБ АКТАХ ГРАЖДАНСКОГО СОСТОЯНИЯ"
Законопроект уточняет отдельные
положения, касающиеся полномочий органов, производящих регистрацию актов
гражданского состояния.
Принят Государственной Думой18 июня
2003 года, подписан Президентом РФ 7 июля 2003 года.
Подводя общие итоги, необходимо
отметить, что эти и другие меры несмотря на свое определенное положительное
воздействие, не могут в корне изменить демографическую ситуацию в стране,
которая требует проведения целого ряда последовательных, комплексных и
целенаправленных мероприятий законодательной и исполнительной властями как на
федеральном, так и на региональном уровне.
Очевидно, что основой улучшения
воспроизводства населения может служить обеспечение достойного уровня и
качества жизни людей. Также не вызывает сомнения то, что создавшаяся
демографическая ситуация требует незамедлительного вмешательства как
государственных, так и всех гражданских институтов российского общества.
Глава
3. Прогнозные оценки дальнейшего развития демографических процессов в России.
Исходя из характера демографических
процессов последнего десятилетия, а также демографических предпосылок более
ранних лет, можно сделать прогнозную оценку основных тенденций развития
демографической ситуации в стране на перспективу. В основе прогноза лежит
предположение о необратимости происшедших в России изменений в репродуктивном
поведении населения, в результате которых происходит распространение модели
семьи, имеющей одного, реже - двух детей, которая характерна сегодня для
большинства развитых европейских стран.
Численность населения в ближайшие
10-15 лет будет снижаться в стране в целом и в абсолютном большинстве регионов.
Положительный миграционный прирост не компенсирует уменьшение численности
населения за счет превышения смертности над рождаемостью. По всей видимости, не
претерпит качественных изменений репродуктивное поведение российских семей.
Суммарный коэффициент рождаемости (число родившихся на одну женщину в течение
жизни) будет значительно ниже, чем это требуется для замещения поколения
родителей. В период до 2008 года можно ожидать некоторый рост числа родившихся.
В этот период в возрастную группу 20-29 лет будут постепенно входить поколения
женщин, родившихся в конце 70-х и в 80-х годах, когда наблюдался рост числа
родившихся, а выходить поколения второй половины 60-х – начала 70-х годов
рождения, численность которых ниже.
В ближайшие десять лет следует
ожидать уменьшения численности лиц моложе трудоспособного возраста. Численность
населения трудоспособного возраста будет увеличиваться в ближайшие 6-7 лет.
Впоследствии в эту группу начнут вступать поколения 90-х годов рождения, когда
началось резкое снижение рождаемости, а выходить многочисленные поколения
родившихся в послевоенный период. Через 6-7 лет начнется снижение численности в
трудоспособном возрасте.
Уже с 2000 г. удельный вес группы населения старше трудоспособного возраста стал выше, чем группы моложе
трудоспособного возраста. И в дальнейшем этот разрыв будет увеличиваться. Таким
образом, дальнейшее развитие получит процесс демографического старения
населения.
Предполагается, что численность детей
и подростков до 16 лет за 2003-2015 гг. сократится на 8,4 млн. человек (на
28%), а их доля во всем населении уменьшится на 4,8 процентных пункта. На
протяжении большей части прогнозируемого периода поколения родившихся будут
заметно уступать поколениям, выходящим за пределы данной возрастной группы.
К 2005 г. в результате перехода в пенсионный возраст людей военных лет рождения численность старшей
возрастной группы должна несколько уменьшиться. Но с 2000 г. в данную группу стали входить и более многочисленные послевоенные поколения. Это обусловит
заметный прирост общей численности населения пожилого возраста и его доли во
всем населении страны - к началу 2016г. соответственно на 4,3 млн. человек и
4,3 процентных пункта. Численный перевес пожилого населения над детьми и
подростками достигнет 1,6 раза.
В связи с увеличением числа лиц
трудоспособного возраста к 2007 г. несколько уменьшится показатель
демографической нагрузки (число лиц трудоспособного возраста на 1000 человек
нетрудоспособного), после чего демографическая нагрузка начнет возрастать.
По мере старения населения важнейшей
проблемой для экономики страны будет становиться растущее давление на
государственный бюджет и обострение потребности в финансировании систем
пенсионного обеспечения и социальной защиты населения. Процесс старения
населения будет влиять на экономику не только через давление на государственный
бюджет, но также может повлечь за собой изменение экономического поведения
рабочей силы. Увеличение доли старших возрастных групп в трудоспособном
населении может отразиться на способности рабочей силы воспринимать инновации в
мире высоких технологий.
Изменения возрастной структуры
создадут проблемы и для системы здравоохранения. В течение нескольких
последующих десятилетий самые высокие показатели заболеваемости и смертности
будут приходиться на группы старших возрастов. По всей вероятности следует
ожидать в ближайшие 10-15 лет дальнейшей постепенной репатриации русского и
русскоязычного населения в Россию. Согласно расчетам, численность населения
России в ближайшие 8-12 лет будет продолжать снижаться по 0,3-0,4% в год и
составит в 2015 году от 130 до 140 млн. человек. Численность городского
населения может уменьшится на 5,3 млн. человек, а число умерших превысить число
родившихся на 9,4 млн. человек.
Заключение.
Итак, в работе мною были
показаны и раскрыты демографические процессы, протекающие на территории
Российской Федерации. По приведенным официальным цифрам можно сделать вывод о
крайне неблагоприятной сложившейся ситуации и подтвердить прогноз о
"старении нации". Также, по приведенным документам и статистике, мною
был сделан вывод о крайне неэффективной демографической политике.
Было произведено достаточно
исследований, чтобы с уверенностью можно было назвать основные причины
демографического кризиса.
В первую очередь это катастрофическое,
и постоянно продолжающееся падение рождаемости, вызванное долговременными
культурными факторами. Это значит, что падение рождаемости будет продолжаться и
в будущем, и ничто, кроме искусственного вмешательства, не сможет остановить
его. Ситуация с рождаемостью аналогична и в других странах.
Другой критический фактор, влияющий
на демографическую ситуацию именно в России – смертность. Основной причиной
высокой смертности является плохое духовное, психологическое состояние
общества, вызванное общим кризисом в нашей стране. Смертность, в отличие от
рождаемости, должна снизиться в ближайшем будущем, и будет снижаться
параллельно с улучшением экономических и других показателей в нашей стране.
Из вышесказанного можно сделать
вывод, что смертность играет в демографическом кризисе существенно меньшую, чем
рождаемость, роль. Поэтому основной задачей учёных всего мира на сегодня
является разработка эффективных мер по повышению рождаемости. Разработать меры
по повышению рождаемости – сложнейшая, но первостепенная задача для всех
социальных и экономических наук.
Крайне важно будет заметить, что
массовая малодетность и падение рождаемости наблюдаются во всём мире, и их
причины во всём мире одинаковы.
Хотя общество и является
саморегулирующейся системой, очевидно, что механизм саморегуляции почему-то
практически не работает по отношению к численности населения, не предохраняя ни
от перенаселения, ни от вымирания. Поэтому спасти Россию, и весь мир от
депопуляции могут только искусственные меры. Но если меры борьбы с
перенаселением достаточно просты и давно применяются в разных странах, то с
мерами по борьбе с вымиранием населения ситуация прямо противоположная.
Способов повышения рождаемости не существует не только в нашей стране, но и за
рубежом.
Помимо плавного сокращения
численности населения, Россию ожидают два демографических удара. В период с
1990 по 1993 годы рождаемость упала вдвое. Значит в 2000 году численность
первоклашек стала вдвое меньше. А через десять-тринадцать лет мы обнаружим, что
в армию идти некому, приток на предприятия уменьшился. Это - первый
демографический удар. А в 2013 году будет создано вдвое меньше семей. А значит,
в 2033 году нас ожидает новый сокрушительный демографический удар, от которого
уже не увернутся, если не озаботится этой проблемой уже сегодня. (лит-ра 5)
Во второй главе данной работы я
указала на некоторые из федеральных законов РФ, которые направлены на
регулирование демографических процессов. Мне кажется, что требуется разработка
Правительством Российской Федерации совместно с Федеральным Собранием
Российской Федерации и с субъектами Российской Федерации общегосударственной
Комплексной программы по выводу страны из демографического кризиса. В Программе
целесообразно предусмотреть мероприятия, направленные на улучшение воспроизводства
населения; повышение уровня здоровья и качества жизни россиян, формирование в
обществе идеологии и практики жизнесохранительного поведения, здоровой и
продолжительной жизни, всемерное укрепление института семьи, другие меры,
способствующие коренному улучшению демографической ситуации в России.
В третьей главе были даны прогнозные
оценки дальнейшего развития демографических процессов в России, исходя из
характера демографических процессов последнего десятилетия, а также
демографических предпосылок более ранних лет. В основе прогноза лежит
предположение о необратимости происшедших в России изменений в репродуктивном
поведении населения, в результате которых происходит распространение модели
семьи, имеющей одного, реже - двух детей, которая характерна сегодня для
большинства развитых европейских стран.
Лит-ра:
1. В.А. Борисов, Синельников А.Б.:
Брачность и рождаемость в России: демографический анализ. // 2-е изд. - М.: НИИ
семьи, 1996., стр. 68.
2. В. Переведенцев: Наше
демографическое будущее. - Журнал «Человек и труд» № 5, 2001 г, стр. 20.
3. В.М.Медков. Бомба депопуляции:
опыт России – итоги и уроки (socio.msu.ru)
4. World Population Prospects: The
2000 Revision // (www.un.org/esa/population/unpop.htm)
5. И.Гундаров: Почему нас все меньше?
- Журнал «Человек и труд» № 4, 2001 г, стр.17.
6. В.Орешкин: Россия и международная
миграция трудовых ресурсов.- Журнал «Мировая экономика и международные
отношения» №3, 2003 г., стр.74.
7. В.Коков: Как управлять миграцией в
России.- Журнал «Экономист» № 2, 2002 г., стр.75.
8. Н. Мухетдинова: Финансирование
социальной сферы.- Журнал «Экономист» № 2, 2002 г., стр.3.
9. Е.А. Кваша: Младенческая
смертность в России в ХХ веке.- Журнал «Социологические исследования» №6, 2003 г. (www.isras.ru)
10. Т.А. Демченко: Тенденции
смертности в России 90-х годов.- Журнал «Социологические исследования» №10, 2002 г. (www.isras.ru)
11. Федеральное законодательство РФ (www.garant.ru)
12.Антонов А.И. Сорокин С.А.:
Судьба семьи в России XXI века.- М.: Грааль, 2000.
13. Н.Ф.Герасименко: о
демографическом кризисе в России.- Газета "Век" № 22, 2000 г., стр.13.
14. Гундаров И.А.: Демографическая
катастрофа в России: причины, механизм, пути преодоления.- М.: Эдиториал УРСС,
2001.
15. Родионова И.А. Россия.
Экономико-географическая характеристика. Учеб. пособие. - М.: Изд-во РУДН,
1997.
16. Электронные энциклопедии и
справочники.
17. Елисеева И.И. Социальная
статистика. Учебник. М.,1997 г.
18. Захаров С.В. Иванова Е.В.: Что
происходит с рождаемостью в России.- «Российский демографический журнал» № 1, 1996 г., стр.5.
19. Неймарк Ю.Л.: Математические модели
естествознания и техники: цикл лекций. Выпуск 1. Н.Новгород, из-во ННГУ,1994 г.